Методическая разработка урока по истории России в 10 классе. Тема: «Культура древней Руси 9-13 веков»
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Сергеева Ольга Валерьевна

Цели и задачи урока:

·        формирование познавательной самостоятельности и активности учащихся через осмысление явлений культуры 9-13 веков;

·        продолжить формирование общего понятия о культуре как одной из важных составных частей материальной и духовной жизни общества;

·        выявить характерные особенности русской культуры данного периода;

·        развитие у учащихся навыков а анализа исторического источника, умения систематизировать и обобщать информацию по теме, практическими действиями рационально решать познавательные и проблемные задания;

·        формирование культурной идентичности, на примерах достижений русской культуры воспитание чувства гордости и любви к своей Родине, истории, народу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytyy_urok_kultura_rusi.docx215.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №7

Методическая разработка урока                                               по истории России в 10 классе

Тема: «Культура древней Руси 9-13 веков»

C:\Users\User\Pictures\мама портрет\MvSsn-cYWgw.jpg

Сергеева Ольга Валерьевна,
учитель истории и обществознания                                                            высшей квалификационной категории

Хабаровск

2017


Тема: «Культура древней Руси 9-13 веков».

Цели и задачи урока:

  • формирование познавательной самостоятельности и активности учащихся через осмысление явлений культуры 9-13 веков;
  • продолжить формирование общего понятия о культуре как одной из важных составных частей материальной и духовной жизни общества;
  • выявить характерные особенности русской культуры данного периода;
  • развитие у учащихся навыков а анализа исторического источника, умения систематизировать и обобщать информацию по теме, практическими действиями рационально решать познавательные и проблемные задания;
  • формирование культурной идентичности, на примерах достижений русской культуры воспитание чувства гордости и любви к своей Родине, истории, народу.

Оборудование: 

  1. видеоряд: песня «Русь», иллюстрированная картинами;
  2. презентации учащихся: «Письменность и литература древней Руси», «Архитектура и зодчество», «Религия восточных славян»;
  3. Схемы: «Верования восточных славян», «Факторы, влияющие на становление древнерусского общества»;
  4. Предметы, необходимые для выполнения практического задания.

Тип урока: комбинированный

Форма организации учебного процесса: групповая

Технологии обучения

  1. В основе урока – технология активного обучения

Особенностями данной технологии являются следующие черты:

  • повышение эмоциональной включенности учащихся и творческий характер занятий,
  •  «вынужденная активность»,
  • обязательность непосредственного взаимодействия обучаемых между собой и с преподавателем,
  • формирование коллективных усилий, интенсификация процесса обучения.

Технология, включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, вовлекающие каждого участника в мыслительную и поведенческую активность.

  1. Используются элементы технологии проблемного обучения
  2. Технология критического мышления.

Методы (по степени самостоятельности и активности мышления школьников)

Продуктивные:

  • Проблемное изложение (проблемная задача)
  • Частично – поисковый (эвристическая беседа)
  • Исследовательский (творческая работа)

Структура урока:

  1. Организационный этап
  2. Осуществление целеполагания
  3. Этап активного, сознательного усвоения знаний
  4. Обобщение и систематизация изученного

Подготовка к усвоению нового учебного материла (актуализация знаний):

  1. Изучение п. 10, повторение п. 2,5.
  2. С помощью дополнительного материала углубить знания по теме.
  3. Каждой группе сделать презентацию по определённой области культуры данного периода.

Логика домашнего задания тесно связана с логикой урока. Большое значение на уроке приобретают межпредметные связи (с МХК, литературой).

1 этап. Организационный

Подготовка оборудования, кабинета, класса к уроку.

2 этап. Осуществление целеполагания

Вступительное слово учителя:

 Таинственны и загадочны, происхождение и древнейшая история славян. Во многом, можно лишь предполагать как они жили, каким представляли себе окружающий мир и своё место в нём. Народные песни, предания, религиозные праздники, памятники архитектуры помогают нам понять во что верили наши предки, на что надеялись, как учились любить.

  • Видеоролик – песня «Русь» (автор  Николай Емелин), иллюстрированная картинами Константина Васильева из серии «Русь изначальная»

? классу: Какое отношение данный видеоролик имеет к теме нашего урока?

                 Тема: « Культура Древней Руси 9-13 веков» (на доске)

                  План: 1. Письменность и литература Древней Руси

                             2. Архитектура и зодчество

                             3. Религия восточных славян

                             4. Характерные черты русской культуры 9-13 веков

Учащиеся должны соотнести содержание видеоролика и название темы и выйти (возможно, с помощью учителя) на целеполагание урока: увидеть в достижениях древнерусской культуры, истоки современной Российской культуры.  (запись на доске)

3 этап. Активное, сознательное усвоение знаний

1)Учитель: Каждая группа к сегодняшнему уроку получила задание. С помощью учебного материала и дополнительной литературы углубить знания по определённым областям культуры, подготовить презентации. Результаты своей работы по теме: «Письменность и литература Древней Руси» представляет 1 группа (презентация).

? класс  Прослеживаются ли истоки современной письменности и литературы в древнем периоде?  (записи на доске)

Учитель: действительно, самые важные сведения о жизни и быте наших предков , оставили нам люди, ведущие записи о событиях прошлых лет. Сенсацией, которую археологи прошлого века подарили миру, были берестяные грамоты, найденные в Новгороде, Пскове, Смоленске и других русских городах.

Задание классу: Работа с историческим источником «Берестяные грамоты», прочитайте и ответьте на вопросы.

2) Учитель:  Говорят, что архитектура – это душа народа, воплощённая в камне. 2 группа – специалисты по архитектуре и живописи древней Руси, представляют свою работу.  (презентация)

? классу (второй и третий можно на выбор)

  •   Можно ли увидеть, истоки современного культового строительства в архитектуре Киевской Руси?  (записи на доске)
  • Что означает в православии:  два, три, пять, тринадцать куполов?

(ответ: два купола у церкви означает божественное и земное происхождение Иисуса Христа, три – символ святой троицы – Бог отец, Бог сын, Бог Святой дух; пять – Иисус Христос и четыре евангелиста, тринадцать – Христос и двенадцать учеников – апостолов)

  • В 989 году, по приказу князя Владимира, в Киеве была заложена каменная церковь. Что это за церковь? Почему она так называлась? Сохранилась ли она до наших дней?

(ответ: десятинная церковь, на её строительство князь пожаловал десятую часть доходов казны. Церковь рухнула во время взятия монголо – татарами Киева в 1240 году)

3)Учитель: Религию восточных славян изучала третья группа. (презентация)

? классу:  Докажите, что традиции духовной жизни, религиозные традиции, закладывались в древнерусский период?

Задание классу: Из ряда терминов, составьте общее понятие и выделите лишнее. Ответ обоснуйте. Время на выполнение 2 минуты.

1. Скань, филигрань, икона, чернь, зернь

2. Домовой, леший, леший, кудесник, водяной

3. «Повести временных лет», «Слово о полку Игореве», былины «Соловей Будимирович» и «Илья Муромец и соловей разбойник»

4) Учитель: Культура народа неразрывно связана с его бытом, повседневной жизнью. Переходим к практической части нашего занятия.

Каждая группа получает задание. Время на выполнение 3 минуты.

  1. Перед вами - предметы, символизирующие славянские праздники: яблоко, венок или папоротник, блин. Объясните, каким славянским праздникам соответствует каждый предмет?

(ответ: яблоко – символ Нового года, венок и папоротник – Ивана Купала, блин – Масленицы)

  1. Перед вами - продукты питания, которые употребляли в пищу наши предки: хлеб, сахар, соль, рис, пшено, капуста, морковь, картофель, лук, помидоры. Выберите те продукты, которыми питались славяне. Обоснуйте выбор.

(ответ: сахар, рис, картофель, помидоры не употреблялись в пищу, были завезены в Россию позже)

  1. Перед вами – предметы одежды замужней славянской женщины. Как называются эти предметы одежды? Как они одеваются?

(ответ:  Рубаха, панева, фартук, кокошник, кушак.  Панева, одевается на всю одежду, сверху.)

4 этап. Обобщение и систематизация изученного материала.

Учитель:  Мы познакомились с основными достижениями русской культуры 9-13 веков. Давайте выделим, характерные черты русской культуры данного периода.  (учащиеся называют основные черты, после они появляются на экране)

Основные черты древнерусской культуры:

  • Религиозное мировоззрение
  • Двоеверие: христианизация страны при сохранении пережитков язычества
  • Культурное единство народа (нет чёткого разделения на культуру господствующего класса и культуру народных масс)
  • Анонимность большинства произведений искусства
  • Традиционализм
  • Накопление знаний, но научного объяснения многие факты и явления не получили

Учитель:  Мы живём на отцовской земле,

                    Наши дети, славянские дети,

                    И летит на крылатом коне

                    Русь в далёкие тысячелетья.

(можно напомнить слова песни, с которой начинался урок)

В течение всего урока, мы рассуждали о связи времён, поколений. (обращаемся к записи на доске) Пришли к выводу о том, что истоки современной российской культуры на находятся в далёком прошлом, в древнерусской культуре.

(желательно, чтобы вывод сформулировали сами учащиеся)

Выставление оценок, завершение урока.

Используемые учебные и методические пособия:

  1. Учебник «История России с древнейших времён до конца 16 века»        1 часть, автор А.Н. Сахаров, М. «Русское слово», 2005 год;
  2. Хрестоматия по истории России с древнейших времён до конца 18 века. М. «Просвещение».1998 год;
  3. «Интеллектуальные игры для школьников. История» И, А, Федорчук, Ярославль, «Академия развития», 2000 год;
  4. «Задания для работы с источником по истории России с древности по 18 век». В.Я. Румянцев, М., «АРКТИ», 2002 год;
  5. Учебник МХК для средней школы с рабочей тетрадью, Е. Дмитриева,  Санкт-Петербург, «Корона»,2007 год;
  6. «Русский фольклор в таблицах и схемах». Е. Росс, М., «Бахрах»,2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ ХХ век тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКАПО ИСТОРИИ РОССИИ  ХХ век9 класс   тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»...

Методическая разработка урока по истории России 11 класс по теме "Международные отношения накануне второй мировой войны"

Методическая разработка урока по истории России 11 класс по теме "Международные отношения накануне второй мировой войны" в рамках ФГОС 2-го поколения....

Методическая разработка урока по теме "Культура Древней Руси 9-12 веков", 6 класс, история России.

Представленная разработка рекомендуется для проведения интегрированного урока истории и литературы в 6 классе по теме "Культура Древней Руси 9-12 веков".Замысел урока: урок – путешествие, «погружение ...

Методическая разработка урока по истории России 9 класс. Тема «Экономическая политика красных и белых».

Цели урока: охарактеризовать сущность и результаты политики «во­енного коммунизма» в промышленности и сельском хозяйстве, а также экономическую политику белых; продолжить определение причин победы кра...

Методическая разработка урока по истории России 6 класс с применением ЭОР

Тема урока "Куликовская битва".На различных этапах урока применяются ИКТ.Материал может использоваться для подготовки и проведения занятий на данную и аналогичные  темы....

Методическая разработка урока по истории России в 10 классе. Тема: «Культура древней Руси 9-13 веков»

Цели и задачи урока: ·        формирование познавательной самостоятельности и активности учащихся через осмысление явлений культуры 9-13 веков;·...