Методическая разработка урока по истории России. 8 класс Тема: «Подготовка отмены крепостного права»
методическая разработка по истории (8 класс) на тему

Маслякова Валентина Федоровна

Подготовка отмены крепостного права

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgtovka_otmeny_krepostnogo_prava.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по истории России. 8 класс

Тема:

«Подготовка отмены крепостного права»

        Выполнила:

        Маслякова В.Ф.

Школа №588

Колпинский район

Санкт-Петербург

2015 год

Форма проведения – проблемно-проектная дискуссия.

Цель урока: сформировать у учащихся представление о борьбе за крестьянскую реформу, показать основные лагеря в этой борьбе и ситуацию исторического выбора на примере различных вариантов отмены крепостного права.

Форма урока позволяет сформировать важнейшие интеллектуальные умения – анализировать, сравнивать, обобщать, вести полемику.

Изучение предварительной подготовки реформы поможет учащимся глубже понять саму реформу, понять, что на исход исторических событий, помимо объективных экономических факторов, влияет расстановка политических сил, прочность позиции руководителей государства и их оппонентов.

Опережающее задание: класс разбивается на группы – трем группам предлагается сформировать варианты проектов решения аграрного вопроса

  1. Крепостниками
  2. Либералами
  3. Представителями революционного лагеря.

Четвертая группа – правительство – должно выбрать приемлемый проект и обосновать свои решения.

Группа экспертов дает анализ условий, при котором возможно принятия каждого из трех проектов, и оценить правильность изложения позиций и правительственный выбор.

Основные даты; 1855-1881гг. – правление Александра 2, 19 февраля 1861год – Манифест об отмене крепостного права.

Персоналии: Александр 2, Великий князь Константин Николаевич, великая княгиня Елена Павловна, К.Д., Самарин Ю.Ф., Ростовцев Я.И.,Милютин Н.А.,Унковский А. Позен М.П., Герцен А.И., Чернышевский Н,Г.

Список литературы:

1.Данилов, Косулина. История России 19 век. М., 2000.

2.Захарова Л. Г. Российские самодержцы «Александр 2».

3.Лященко Л.М. История России 19 век. М., 1998.

4. Эйдельман Н.Я. Революция сверху в России. М., 1989.

Вводная часть урока

Урок начинается с разбора эпиграфа «Положение освободившихся крестьян, их будущие земельные наделы сначала казались начальству не совсем такими, какими получились, в конце концов».

Задача урока состоит в том, чтобы выяснить, какой казалась реформа начальству и в целом обществу до 1861 г., и  потом сравнить с тем, что получилось.

Учитель рассказывает о подготовке реформы.

Впервые о необходимости реформы  по отмене крепостного права император официально заявил в краткой речи, произнесенной в марте 1856 года перед представителями московского дворянства. При этом он подчеркнул, что будет гораздо легче, если ликвидация крепостного права произойдет сверху.

Но большинство дворян упорно уклонялось от каких-либо ходатайств.

3 января 1857 года Александр 2 образовал Секретный комитет для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян. (1)

С января 1858 года подготовка к реформе приобрела публичный характер и Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. (2) В процессе подготовки реформы был опубликован Высочайший рескрипт об учреждении из числа местных помещиков Губернских комитетов для проектов крестьянской реформы. В 1855-1857 годах было подано правительству 60 записок с проектами отмены крепостного права.(3)

В марте 1859 года в качестве «рабочего органа» при Главном комитете были учреждены Редакционные комиссии, которые занимались рассмотрением материалов, представленных губернскими комитетами, и составлением на их основе общего проекта закона об освобождении крестьян. (4). Председателем комиссии был назначен генерал Я.И. Ростовцев.

На доске рисуется схема государственных учреждений, которые занимались подготовкой крестьянской реформы.

Учащиеся должны обсудить следующие вопросы:

-Задачи и функции учреждения,

-кто стоял во главе учреждения,

-документы и итоги его деятельности

Учитель подчеркивает, что для работы комиссии собиралась статистика, производились расчеты, изучался опыт решения вопроса в Пруссии, Австрии и Франции. «Вам предстоит та же самая работа»,- обращается педагог к ребятам.

Далее ребятам предлагаются пакеты документов из книги М.Винокуровой и Чепелкина М «Эпоха реформ в России в 60-х годах 19 века» М., 1993.

1.К.Д. Кавелин «Записки об освобождении крестьян в России»

2.Ю.Ф.Самарин «Записки о крепостном состоянии и о переходе из него к гражданской свободе»

3.А.М.Унковский «Проект освобождения крестьян»

4.М.П.Позен «Проект освобождения крестьян»

5.Речь Александра 2 перед московскими, губернскими и уездными предводителями дворянства. 1856 год.

   (Документы в приложении)

Схема 1. Подготовка крестьянской реформы.

         

Для разработки школьниками самих проектов им может быть предложена схема с возможными решениями.

Схема 2. Варианты решения земельного вопроса.

 Уничтожение кр. права                

Сохранение общины

Расширение пом. зем.

Сохранение кр. права                

Уничтожение общины

Сохранение пом. зем

Укрепление кр. права                

Уничтожение общины

Уничтожение пом. зем

Основная часть урока

В процессе работы над проектами изучаются документы и выявляются особенности отмены кр. права в различных губерниях страны. С этой целью детям предлагается познавательное задание.

Задание

Используя таблицу «Барщина и оброк в помещичьих имениях в 1858 году», объяснить, в каких районах России было выгодно освобождать крестьян.

губернии

% обр. кр.

% барщ. кр.

Губернии

% обр. кр.

% барщ. кр.

Костромская

87

12

Тверская

41

59

Ярославская

87

12

Рязанская

38

62

Вологодская

84

16

Орловская

28

72

Олонецкая

72

28

Смоленская

27

73

Владимирская

70

30

Тульская

25

75

Московская

68

32

Пензинская

25

74

Нижегородская

68

32

Курская

24

77

Калужская

55

45

Псковская

23

78

Новгородская

45

54

Тамбовская

22

78

 

В итоге выполнения задания у учащихся складывается представление о двух мнениях по вопросу о реформе.

Помещики нечерноземных губерний:

-освободить крестьян с землей

- взять выкуп, несоразмерный со стоимостью земли

-правительство должно гарантировать выкупную сделку.

Помещики черноземных губерний:

- освободить крестьян без земли

- похоронить реформу.

Ребята записывают свои проекты.

1 группа. Либеральный проект, выражает мнение помещиков нечерноземных губерний. Ученики могут выступить от имени А.М.Унковского, Кавелина или Чичерина.

Основные положения:

- освобождение крестьян с землей и имуществом без «переходного» состояния;

- вознаграждение помещикам за землю и освобождение крестьян;

- плата за выкуп личности крестьянина возложена на все сословия России;

- отмена крепостного права – первая реформа, за ней будут другие.

2 группа. Консервативный проект, выражающий интересы помещиков черноземной зоны. Ученики могут выступить от имени предводителя дворянства Полтавской губернии Позена М.П. или Назимова.

Основные положения:

- оставление основной части земли в руках помещиков;

- крестьянам надо дать минимум земли;

-освободить крестьян без земли;

- предоставить помещикам самим договариваться с крестьянами: сколько земли и какой выкуп

- предоставить помещикам компенсацию за утраченную власть над крестьянами.

Промежуточную позицию между этими двумя лагерями занимал самарский губернатор Ю.Ф. Самарин, который полагал, что необходимо:

- освободить крестьян постепенно

- в течении 10=12 лет крестьянам нужно будет отрабатывать землю за барщину.

3 группа. Радикальный проект реформ. Учащиеся могут выступить в роли Герцена А.И., Чернышевского Н.Г. или Добролюбова Н.А.

Основные положения:

- освобождение крестьян с землей

-построение нового общества через общину и коллективные формы труда

-за землю помещикам полагается выплата ничтожной суммы от государства.

4 группа. Правительственный лагерь. Ребята могут выступить в роли «мотора» реформы Н.А.Милютина или Ростовцева.

Основные положения:

- отмена крепостного права и наделение крестьян гражданскими правами;

-особое крестьянское управление в деревне;

-освобождение крестьян с землей.

Задание: какое положение кавелинской записки получили отражение в государственном проекте.

 

Далее ребята всех групп знакомятся с реальными положениями земельной реформы – Положением 19 февраля 1861 года о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Эксперты заранее знают материал и оценивают работу групп. Главное в дискуссии – обоснование каждого проекта.

Заключительная часть урока.

Она посвящена подведению итогов реформы 1861 г. И результаты работы групп. В частности можно разобрать различные оценки реформ:

Распалась цепь великая

Распалась и ударила

Одним концом по барину,

Другим – по мужику.      (Некрасов Н.Н.)

 

Учащимся предлагается подумать, почему «цепь» ударила по барину и объяснить это.

«Часто и мы много пишем о больших недостатках крестьянского освобождения…Однако, реформа могла быть и много хуже…и это очень важно для российской истории». (Эйдельман Н.Я.)

Что это значит: «реформа могла быть хуже»?

Ребятам необходимо пояснить, что имелась в виду такая реформа, какой она была объявлена в 1857году, когда за помещиком сохранялось куда больше земли и власти. «Чем хуже, тем лучше»,- так полагали демократы и ждали бунта в ответ на реформу.

Эксперты подводят итоги работы «проектных» групп: чей проект на данном уроке оказался более убедительным?

Учитель ставит отметки и задает домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории России по теме "Россия в XXI веке"

В материале представлена методическая разработка по истории России для II концентра по теме "Россия в XXI веке: выбор пути развития", которая может быть использована как учителями истории и обществозн...

Методическая разработка урока по истории России 11 класс по теме "Международные отношения накануне второй мировой войны"

Методическая разработка урока по истории России 11 класс по теме "Международные отношения накануне второй мировой войны" в рамках ФГОС 2-го поколения....

Методическая разработка урока по истории России 9 класс. Тема «Экономическая политика красных и белых».

Цели урока: охарактеризовать сущность и результаты политики «во­енного коммунизма» в промышленности и сельском хозяйстве, а также экономическую политику белых; продолжить определение причин победы кра...

Методическая разработка урока по истории России в 9 классе по теме: "Оттепель духовная жизнь, наука и культура"

Подробная методическая разработка, которая охватывает не только сам ход урока, но и дает обоснование урока , которое содержит анализ учебно-методического комплекса, структурно-функциональный анализ уч...

Методическая разработка урока по истории России на тему: «Внутренняя и внешняя политика Павла I»

Цель урока:  познакомить обучающихся с новой творческой формой работы на уроке, формировать умение в нестандартной, творческой форме представить свои знания о периоде правления Павла I...

Методическая разработка урока по истории России по теме: "Декабристы: преступники или герои?"

Методическая разработка урока по истории в 8 классе по теме: "Декабристы: преступники или герои?" 1. План-конспект урока2. Презентация к уроку...

Методическая разработка урока по истории России по теме: "Идем на Восток: по следам русско-турецкой войны 1877-1878 гг."

Методическая разработка урока по истории России по теме: "Идем на Восток: по следам русско-турецкой войны 1877-1878 гг." 9 класс.1. План-конспект урока (+приложение)2. Презентация к уроку3. ...