Методическая разработка урока по истории России по теме: "Декабристы: преступники или герои?"
методическая разработка по истории (8 класс) на тему

Фоменко Мария Сергеевна

Методическая разработка урока по истории в 8 классе по теме: "Декабристы: преступники или герои?" 

1. План-конспект урока

2. Презентация к уроку 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_dekabristam.docx35.9 КБ
Office presentation icon dekabristy.ppt1.5 МБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

открытого урока по истории

по теме: «Декабристы: преступники или герои?»

Класс: 8

Цели: формирование знаний учащихся о тайных обществах времен царствования Александра I; создание у учащихся яркого, целостного образа декабристов и их роли в Отечественной истории.

Задачи: 

  • Образовательная: обеспечить усвоение понятий и фактов, связанных с восстанием декабристов; выяснить причины возникновения движения декабристов, цели участников тайных организаций; причины поражения и значение восстания на Сенатской площади;
  • Развивающая: формировать самостоятельное мышление учащихся; умение выделять главное, работать с историческими источниками, анализировать, доказывать, рассуждать;
  • Воспитательная: на примере подвигов декабристов способствовать воспитанию патриотизма, интереса и уважения к выдающимся личностям, чувство гордости за свою страну;

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок-погружение

Технологии: проблемный диалог, историческая реконструкция, индуктор

Форма работы: фронтальный опрос, групповая работа, индивидуальная работа

Метапредметные связи: литература, обществознание

Проблемный вопрос: Декабристы: преступники или герои?

Оборудование: авторская презентация, фрагменты художественного фильма «Звезда пленительного счастья», схема расположения войск на Сенатской площади 14 декабря 1825 г., карта восстания Черниговского полка 1825 г., портретная галерея декабристов, источники по теме (дневники И.Якушкина, мемуары Н.Бестужева, «Манифест к русскому народу» С.Трубецкого, стихотворения Н.Некрасова «А могли бы, могли декабристы», А.С,Пушкина «Во глубине сибирских руд», поэма К.Ф.Рылеева «Наливайко»).

Организационный момент

Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок – открытый урок. Поэтому надеюсь на вашу более активную и продуктивную работу.

  1. Вступительная беседа

Я предлагаю вам вновь окунуться в атмосферу первой трети XIX века и почувствовать себя жителями Российской империи времен Александра I.

Окончилась Отечественная война 1812 года, разбита «Великая  армия» Наполеона, освобождены от французов Польша, Австрия, Пруссия. Покорён Париж. Благодаря русской армии восстановлена французская монархия.

Поскольку у нас с вами урок-погружение, давайте примерим на себя социальные роли тех, без кого эти события не состоялись бы. Кто же это?   -

Ученики: Дворяне!

Индуктор: просмотр видеоряда из художественного фильма «Звезда пленительного счастья» (Романс «Кавалергардов век недолог», автор – Б.Окуджава). 

Учитель: какие чувства вызвал у вас просмотренный фрагмент?

Ученики: любовь, счастье, радость, неизбежность конца, роскошь, печаль…

Учитель: Красивые молодые люди, блестяще образованные, с успешной карьерой военной и статской службы, возвращаются после освободительных Заграничных походов в родное Отечество в орденах и медалях, полученных за проявленную отвагу на полях сражений. У них, казалось бы, есть всё о чём можно мечтать: земли, крестьяне, богатые усадьбы, картинные галереи, уважение, почести и привилегии. Что ещё нужно для счастливого будущего?

И всё-таки, что-то побудило часть дворян выступить против своего же сословия в декабре 1825 года (за что они и стали называться декабристами).

Выявляя причины, ход и итоги восстания декабристов сегодня на уроке я предлагаю Вам задаться вопросом и решить для себя кто же они: преступники, выступившие против своего императора или герои, которым была небезразлична судьба Отечества.

Тема урока: «Декабристы: преступники или герои?»

Знакомство с планом урока.

2. Актуализация знаний. Повторение пройденного материала.

Фронтальный опрос

Учитель: На прошлом уроке мы с вами говорили, что к началу 20-х гг. XIX векапередовая, мыслящая часть дворян-либераловобъединялась в тайные общества вольнодумцев. Вспомним, что провозглашает такое общественно – политическое течение как либерализм?

Ученики:уважение личности, свободу – как высшую ценность, ограничение власти императора конституцией, демократические принципы (свобода слова, свобода вероисповедания итд.)

  • Причины, условия и исходные идеи декабризма

Учитель: Как вы думаете, что же побудило дворян объединяться в тайные общества?

Ученики:

1. Распространение идей Европейского Просвещения (учение Монтескье, Дидро, Вольтера)

2. Специфика международной обстановки (победа революций в европейских странах)

3. Отечественная война 1812 г., знакомство с жизнью европейцев в ходе Заграничных походов русской армии 1813-1814 гг. (дворян впечатляли хорошие дороги, благоустройство городов, отрегулированные законом общественные порядки. Русская действительность: отсталость, крепостное право – стали восприниматься особенно остро)

4. Бездействие АлександраI (надежды дворян на преобразования не оправдались, император свернул с 1815 г. все демократические реформы, отказался от проектов отмены крепостного права и принятия Конституции, взял курс на консервативную политику)

Учитель:  Отмечу, что восхищавшиеся увиденным в Европе не помышляли, чтобы, вернувшись в своё имение, построить в округе дорогу, организовать для крестьян школу, сделать своё хозяйство образцовым. Такой путь казался им долгим и неинтересным. Воображение охватывала другая идея: свергнуть существующий строй и на его руинах создать государство справедливости.

Итак, постепенно в эти годы сложилась общность людей, ставящих благо России выше собственного блага, понимавших, что без коренных перемен невозможно двигаться вперед.

  • Тайные организации будущих декабристов

Групповая работа

Учитель: как называлась первая тайная организация заговорщиков? Как она возникла?  Её временные границы? Основные цели? (I группа)

Ученики: «Союз спасения», 1816-1818 гг., А.Н. Муравьев. Читают источник «Из воспоминаний Ивана Якушкина».Ограничение самодержавия, отмена крепостничества.

Учитель: какая организация пришла на смену «Союзу спасения»? Её временные границы? Основные цели? (II группа)

Ученики:«Союз благоденствия», 1818-1821 гг. Устав «Зеленая книга». Ограничение самодержавия, отмена крепостничества, формирование общественного мнения.

Учитель: почему же эти организации были распущены?

Ученики: среди участников слишком много разногласий в методах достижения целей

Учитель: Первые общества не достигли своих целей. Но движение передовых дворян не угасло. Что об этом свидетельствует?

Ученики: возникновение Северного (III группа) и Южного обществ (IVгруппа)

Учитель: поработаем с таблицей. Представители Северного (от лица Н.Муравьёва) и Южного (от лица П.Пестеля) обществ, озвучьте нам свои программы.

Ученики: озвучивают программы

Учитель: Эти общества находились в тесной связи между собой, вели споры о будущем России.  

Ребята, какая программа вам наиболее понравилась? Как вы считаете, какая была более реалистична для осуществления в России?

Ученики: «Конституция» Н.Муравьева более реалистична для осуществления, чем радикальная «Русская Правда» П.Пестеля.

Учитель: Итак, восстание было запланировано на 1826 год. Но события развернулись иначе.

3. Работа по теме. Новый материал

  • Династический кризис 1825 г.

Учитель: 19 ноября 1825 года неожиданно вдали от Петербурга умирает Александр I («Всю жизнь провел в дороге и умер в Таганроге»). Что мы знаем о его наследниках?

Ученики: сына не было, дочери скончались до совершеннолетия.

Учитель: Наследником Александра должен был стать его средний брат Константин, но он был женат на польской дворянке (маргинальный брак), поэтому от престола отказался. Об отречении Константина знал узкий круг лиц, обнародовано оно не было. Таким образом, власть автоматически переходила третьему брату – Николаю, жестокому и грубому человеку, ненавидимому армией. Из-за отсутствия официального акта отречения от престола Константином,  27 ноября население было приведено к присяге именно ему. Николай боялся народного возмущения и медлил брать в руки бразды правления. В итоге «переприсяга»теперь уже Николаю I была назначена на 14 декабря на Сенатской площади.Декабристы решили воспользоваться сложившимся положением междуцарствия и выступить.

  • Подготовка к восстанию

Учитель:подготовка к восстанию проходила в квартире декабриста поэта Кондратия Рылеева.

Ученики: читают отрывок из воспоминания Николая Бестужева (I группа)

Учитель: предлагаю вам разыграть сценку «Декабристы в доме Рылеева накануне восстания» по ролям от имени декабристов на основе документа и выяснить всем вместе цель и план восстания. (II группа)

Ученики: разыгрывают сценку

Учитель: действительно, в одной из самых читаемых поэм «Наливайко» Рылеев писал:

«Известно мне: погибель ждёт

Того, кто первый восстает»

Ученики: план восстания декабристов

1. Вывести на Сенатскую площадь 6 гвардейских полков

2. Назначить диктатора – человека с неограниченными полномочиями (С.Трубецкой)

3. Взять Зимний дворец, арестовать царскую семью

4. Захватить банк и почтамт

5. Сенат должен утвердить «Манифест к русскому народу» (свержение самодержавия, создания Временного правительства, ликвидация крепостного права)

  • Восстание декабристов

Учитель: 14 декабря 1825 года декабристами на Сенатскую площадь в СПб были выведены Московский полк, шесть рот Лейб-гренадёрского полка, морской Гвардейский экипаж (3000 солдат и офицеров).

Работа с картой-схемой

Придя на Сенатскую площадь, декабристы не знали, что «переприсяга» уже состоялась рано утром. Руководитель восстания – князь Трубецкой на площадь не явился. В середине дня Николай I решил с декабристами и солдатами в переговоры. Но митрополит был отогнан. Тогда к восставшим обратился губернатор СПб, герой Отечественной войны, генерал Милорадович.

Просмотр отрывка из художественного фильма «Звезда пленительного счастья» (убийство Милорадовича)

После убийство Милорадовича декабристом П.Каховским, нерешившимся убить императора, Николай I приказал открыть огонь по Московскому полку. В итоге восставшие были вынуждены пуститься в бегство.

Провалилось и выступление Южного общества. 13 декабря был арестован его руководитель – П.И.Пестель. Восстание Черниговского полка 29 декабря также провалилось. С.Муравьев-Апостол и М.Бестужев-Рюмин схвачены на поле боя.

  • Причины поражения

Учитель: Почему же восстание декабристов потерпело поражение? Обсудите в группах причины поражения восстания

Ученики:

  • Недостаточная конспирация
  • Отсутствие необходимого единства и согласованности действий, пассивность восставших
  • Не было опоры на народные массы
  • Декабристы говорили о Конституции, о правах и свободах, но простые солдаты не понимали, что это такое и не поддержали восставших
  • Большая часть общества была не готова к ликвидации самодержавия и крепостничества

  • Расправа над декабристами

Учитель: Для расследования декабрьских событий была создана Следственная комиссия. По делу декабристов были привлечены 579 человек.Обстановка допросов была тяжелой. Царь Николай лично вел следствие и суд над декабристами, при этом с одними он разговаривал сочувственно и доброжелательно, с другими оскорбительно строго. Декабристов судили как уголовных преступников.

50 человек сосланы на вечную каторгу, десятки декабристов на каторжные работы сроком на 20 лет, разжалованные рядовые были сосланы на Кавказ.

Пятерых император Николай I распорядился повесить (П. Пестель, К. Рылеев, С. Муравьев - Апостол, М. Бестужев - Рюмин, П. Каховский). 13 июля 1826 года они были повешены.

Просмотр отрывка из художественного фильма «Звезда пленительного счастья» (Казнь декабристов)

Учитель:  Еще больше возвысили славу декабристов их жены и любимые, последовавшие за ними в ссылку. Княгини Екатерина Ивановна Трубецкая, Мария Николаевна Волконская и Александра Григорьевна Муравьева были первыми. Чтобы остановить женщин, Николай I распорядился довести до их сведения, что и они сами лишаются дворянства, а дети, если родятся в Сибири, не будут дворянами. Их пугали страшной и долгой дорогой, тем, что кругом каторжники, убийцы, уголовники.… Но они все равно поехали.

Просмотр видеоряда из художественного фильма «Звезда пленительного счастья» (Романс «Посвящение женам декабристов» автор – К.Фролов)

С Александрой Муравьёвой А.С.Пушкин передал декабристам свое стихотворение (Звучит стихотворение «Во глубине сибирских руд» в исполнении учениц).

  • Историческое значение восстания декабристов

Учитель: давайте подведём итог. В чём же значение этого восстания, завершившегося полным провалом задуманного?

Ученики: 1.первая открытая попытка дворянства изменить систему правления в России и уничтожит крепостное право

                  2. выступление декабристов показало обществу наличие глубоких проблем и необходимость реформ в Российской империи

                  3. декабристы показали пример бескорыстного служения Отечеству, готовность нести лишения ради блага страны

Учитель:   Многие остались неравнодушными к деятельности декабристов. Многих волновала их судьба. Перед Вами известное стихотворение Н.Некрасова. Прочитайте его самостоятельно, какие чувства оно у вас вызывает?

4. Аналитическая работа в группах. Подведение итогов

Учитель: вернёмся к исходному вопросу нашей сегодняшней темы. Обсудите в группах и решите, кто же декабристы: преступники или герои?

5. Рефлексия. Индивидуальная работа

Тест по пройденному материалу

6. Приложение

Из воспоминаний декабриста

 Ивана Дмитриевича Якушкина

Иван Якушкин так вспоминал о тех днях - «Однажды я и Трубецкой были у Матвея и Сергея Муравьевых, к нам приехали Александр и Никита Муравьевы, с предложением составить тайное общество, цель которого была в обширном смысле принести благо России». 

Н.А.Некрасов

А могли бы, могли декабристы
На Сенатскую не выходить 
И не брать себе жребий тернистый, 
Кандалами детей не будить.

Как же так, не подумали сразу, 
Что у каждого сын или дочь 
И от них, как от страшной проказы 
Убегать будут многие прочь?

Отчего ж на Сенатскую вышли? 
Не хватало что ль царских щедрот? 
Надоели покой и затишье, 
Не пугал роковой эшафот!

Нет, обиды и тяжкие слезы 
Разоренных дотла деревень 
Собирали грядущие грозы, 
Приближали возмездия день.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Открытый урок по истории по теме: «Декабристы: преступники или герои?» Подготовила: учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №133 Фоменко Мария Сергеевна .

Слайд 2

Цель урока: формирование знаний учащихся о тайных обществах царствования Александра I и восстании декабристов. Задачи: Образовательная : обеспечить усвоение понятий и фактов, связанных с восстанием декабристов; выяснить причины возникновения движения декабристов, цели участников тайных организаций; причины поражения и значение восстания на Сенатской площади. Развивающая : формировать самостоятельное мышление учащихся; умение выделять главное, работать с историческими документами, анализировать, доказывать, рассуждать. Воспитательная : на примере подвигов декабристов способствовать воспитанию патриотизма, интереса и уважения к выдающимся личностям, чувство гордости за свою страну

Слайд 3

План урока: 1. Причины, условия и исходные идеи декабризма 2. Тайные организации будущих декабристов 3. Династический кризис 1825 г. 4. Восстание декабристов 5. Причины поражения 6. Расправа над декабристами 7. Историческое значение восстания декабристов 8. Рефлексия (тест)

Слайд 4

1. Причины, условия и исходные идеи декабризма Специфика Международной обстановки (волна революционных выступлений в Европе ) Европейская Философия Просвещения (учение Локка, Монтескье, Дидро ) ) Бездействие Александра I . Отказ от Либеральных реформ Отечественная война 1812г., знакомство с Западной Европой в ходе Зарубежных походов русской армии 1813-1814 гг.

Слайд 5

2. Тайные организации будущих декабристов

Слайд 6

Тайные организации будущих декабристов Союз спасения 1816-1818, г. Санкт-Петербург Состав: 30 чел. А.Н. Муравьев, С.И. Муравьев-Апостол, И. Д. Якушкин. М.И. Муравьев-Апостол, С.П. Трубецкой Цель: Ликвидация крепостничества и самодержавия, введение конституции и представительного правления

Слайд 7

1816 год - Союз спасения М. Бестужев-Рюмин М. Муравьев-Апостол С. Муравьев-Апостол С. Трубецкой П. Пестель П.Каховский Н. Муравьёв К. Рылеев

Слайд 8

Тайные организации будущих декабристов Союз благоденствия 1818-1821гг., Москва, Санкт-Петербург - Состав до 200 чел. Все члены «Союза спасения». -Устав «Зеленая книга» Цель: Ликвидация крепостничества и самодержавия, необходимость формирования общественного мнения, помощь правительству

Слайд 9

Тайные организации будущих декабристов Южное общество 1821-1825гг., Тульчин, Украина «Русская Правда» Северное общество 1822-1825 гг., Санкт-Петербург Конституция П.П. Пестель Н.М. Муравьев Какие идеи объединяют программные документы?

Слайд 10

Программы Северное общество Основные программные положения Южное общество 1. Крепостное право 2. Земля 3. Форма правления 4. Демократические права

Слайд 11

Северное и Южное общество запланировали восстание на 1826 год Но!!!

Слайд 12

3. Династический кризис 1825 г. 19 ноября 1825 г. – неожиданно умирает Александр I . Александр Ι (1801 – 1825) 1797 г. – указ Павла Ι о престолонаследии Павел Ι (1796 - 1801) Константин – 1822 отказ от престола Николай Ι (1825 - 1855) Кто станет императором ?

Слайд 13

4. Подготовка к восстанию 13 декабря на квартире К.Ф. Рылеева в Петербурге состоялось последнее заседание членов Северного общества. Они решили вывести войска на Сенатскую площадь в Петербурге и принудить Сенат, Синод и Госсовет не присягать Николаю I , а принять «Манифест к русскому народу». Диктатором восстания стал С. Трубецкой Дом в котором прошло последнее собрание декабристов

Слайд 14

«Манифест к русскому народу» – новый программный документ (автор С. Трубецкой) - Свержение самодержавия. Ликвидация крепостного права. После победы восстания – создание Временного правительства из 2 – 3 лиц. (М. Сперанский, Н. Мордвинов, Г. Батеньков). Временное правительство должно: подготовить к весне 1826 г. Созыв Учредительного собрания («Великого собора»). Собор должен решить судьбу монархии: республика или конституционная монархия; освобождение крестьян – с землёй или без земли.

Слайд 15

Восстание декабристов 14 декабря 1825 г. на Сенатскую площадь в Санкт-Петербурге были выведены Московский полк, шесть рот Лейб-гренадерского полка, морской Гвардейский экипаж, которые построились в боевые порядки (карэ) – всего около 3000 солдат и офицеров.

Слайд 17

Восстание декабристов В 11 часов на площадь подошел Гвардейский Морской экипаж под командованием С.Булатова. Площадь была оцеплена правительственными войсками. Декабристы не знали что делать, т.к. переприсяга уже состоялась рано утром. В середине дня Николай решил вступить с ними в переговоры, но митрополит был отогнан…. Нанесение смертельной раны М. А. Милорадовичу

Слайд 18

Выступление Южного общества 13 декабря 1825 г. был арестован руководитель Южного общества П.И. Пестель 29 декабря 1825 г . С.Муравьев-Апостол поднимает восстание Черниговского полка. Его цель – поход на Петербург 3 января 1826 г. мятежный отряд был разгромлен правительственными войсками. С. Муравьев-Апостол и М. Бестужев-Рюмин захвачены на поле боя. Восстание Черниговского полка.

Слайд 19

5. Причины поражения Недостаточная конспирация Отсутствие необходимого единства и согласованности действий, пассивность восставших Не было опоры на народные массы Декабристы говорили о Конституции, о правах и свободах, но простые солдаты не понимали, что это такое и не поддержали восставших Большая часть общества была не готова к ликвидации самодержавия и крепостничества

Слайд 20

6. Расправа над декабристами 579 чел. привлечены к следствию по делу декабристов 318 чел. арестованы 289 чел. признаны виновными 121 чел. предан Верховному суду Остальные приговорены к каторжным работам и поселению в Сибири, а также отправлены на Кавказскую войну Монумент на месте казни декабристов

Слайд 21

Расправа над декабристами 5 чел. казнены 13 июля 1826 г. П.И. Пестель С.И. Муравьев-Апостол М.П. Бестужев-Рюмин, К.Ф. Рылеев, П.Г. Каховский

Слайд 22

7. Историческое значение движения декабристов Первая открытая попытка дворянских революционеров изменить систему правления в России и отменить крепостное право Выступление декабристов показало обществу наличие глубоких социальных противоречий и необходимость реформ Декабристы показали пример бескорыстного служения Отечества и готовность нести лишения ради блага страны и ее народа Влияние на деятелей культуры

Слайд 23

Влияние декабристов на русскую культуру Это какие-то богатыри, кованные из чистой стали, воины-сподвижники, вышедшие сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение… А.И. Герцен

Слайд 24

А.С.Пушкин 1827 Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье, Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье. Несчастью верная сестра, Надежда в мрачном подземелье Разбудит бодрость и веселье, Придет желанная пора: Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные затворы, Как в ваши каторжные норы Доходит мой свободный глас. Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут — и свобода Вас примет радостно у входа, И братья меч вам отдадут.

Слайд 25

Н.А.Некрасов А могли бы, могли декабристы На Сенатскую не выходить И не брать себе жребий тернистый, Кандалами детей не будить. Как же так, не подумали сразу, Что у каждого сын или дочь И от них, как от страшной проказы Убегать будут многие прочь? Отчего ж на Сенатскую вышли? Не хватало что ль царских щедрот? Надоели покой и затишье, Не пугал роковой эшафот! Нет, обиды и тяжкие слезы Разоренных дотла деревень Собирали грядущие грозы, Приближали возмездия день.

Слайд 26

Подведем итоги: «Декабристы: преступники или герои?»

Слайд 27

Тест 1. К декабристским организациям не относится: а) Союз благоденствия б) Земля и воля в) Южное общество 2. Программным документом Северного общества стала: а) «Русская правда» б) Конституция в) «Зеленая книга» 3. За установление республиканского государственного строя выступал: а) П. И. Пестель б) С.С. Уваров в) А.С. Хомяков г) Н.М. Карамзин 4 . Какие из названных имён связаны с событиями на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. а) Александр II , Софья Перовская б) М. Милорадович, П. Каховский в) Павел I , Н. Панин Г) Николай II , С. Витте 5. Установите соответствие между документом и его автором: «Философические письма» а) Пестель П.П. «Русская правда» б) Карамзин Н.М. Конституция в) Чаадаев П.Я. «Записки о древней и новой России» г) Муравьев Н.М.

Слайд 28

Декабристу Пестелю принадлежит высказывание: «Нынешний век ознаменовывается революционными мыслями. От одного конца Европы до другого видно везде одно и то же, от Португалии до России, не исключая ни единого государства, даже Англии и Турции… то же самое зрелище представляет и Америка. Дух преобразования заставляет, так сказать, умы клокотать». Задание: прокомментируйте данное высказывание Домашнее задание:

Слайд 29

Большое спасибо!

Слайд 30

Список использованных источников Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России 19 в.» учебник для общеобразовательных учреждений, 8 класс – М.: «Просвещение», 2010. Николаева Л.И., Сафарова А.И. «История России. Учебно-методическое пособие» – М.: НИИ школьных технологий, 2010. Серов Б.Н., Лескинен М.В. «Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XIX века» – М.: «Вако», 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ ХХ век тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКАПО ИСТОРИИ РОССИИ  ХХ век9 класс   тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ ХХ век

Анализировать политику Временного правительства в сравнении с деятельностью ведущих политических партий (большевиков, меньшевиков, эсеров, кадетов) на различных этапах революции;Определять альтернатив...

Методическая разработка урока по истории России по теме "Россия в XXI веке"

В материале представлена методическая разработка по истории России для II концентра по теме "Россия в XXI веке: выбор пути развития", которая может быть использована как учителями истории и обществозн...

Методическая разработка урока по истории России. ( «Эпоха Петра I. Повторительно-обобщающий урок, с использованием РАФТ технологии.)

Методическая разработка урока по истории России. ( «Эпоха Петра I. Повторительно-обобщающий урок, с использованием  РАФТ технологии.) Разработка расчитана на учащихся 10 классов. Технология предп...

Методическая разработка урока по истории России. ( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).

Методическая разработка урока по истории России.( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).  На уроке предполагается изучение  нового м...

Методическая разработка урока по истории России 7класс «Просвещенная» культура России».

Методическая разработка урока по истории России7класс«Просвещенная» культура России»....