МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ ХХ век тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»
методическая разработка по истории (9 класс) на тему

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

ПО ИСТОРИИ РОССИИ  ХХ век

9 класс

 

 

 тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka.doc918 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

ПО ИСТОРИИ РОССИИ  ХХ век

 тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»

Учителя истории

Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии №  498,

Невского района,

Санкт – Петербурга,

КУКОВЯКИНА АЛЕКСАНДРА ЮРЬЕВИЧА,

 высшая квалификация.

                         

                       Авторская справка

Фамилия, имя, отчество автора

Куковякин Александр Юрьевич

Название статьи

Методическая разработка урока по истории России. Тема урока: «Политическая система Российской империи начала ХХ века. Особенности политического процесса. »

Номер темы (обязательно)

Количество страниц

10

Место работы (полное название учреждения, без сокращений)

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 498 Невского района

Санкт - Петербурга

Должность

Учитель истории

Ученая степень, ученое звание

нет

Место учебы

нет

Телефон домашний

367-87-98

Почтовый адрес (по нему будет выслан сборник) с указанием индекса

192174, г.Санкт –Петербург, ул. Седова, д.106, кв.4

Телефон мобильный

8-911-175-83-07

E-mail

Alexky1960@mail.ru

Тема урока: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСИЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»

Цели урока: охарактеризовать внутриполитическую деятельность императора Николая и царского правительства, определить причины зарождения социальных противоречий во внутренней, внешней политике и обществе.

Тип урока: комбинированный с элементами моделирования и использования ИКТ.

Оборудование: учебник, тетради, ИКТ.

ПЛАН УРОКА:

1.Император Николай II

2.Высшие и центральные государственные органы власти.

   Органы местного самоуправления. Государственные символы.

3.Деятельность В.К.Плеве, С.Ю.Витте и П.Д.Святополк - Мирского.

Основные понятия: модернизация, сословие, индустриальное общество, государственные символы, автономия, меценатство, абсолютизм, самодержец «Зубатовский социализм».

Вводное слово учителя:

Учитель дает общую характеристику царствования Александра III. Напоминает материал , вместе с учащимися, о вступлении Николая II на престол.

«Напоминаю, что на протяжении ХХ в. в нашей стране изменялось отношение общественного мнения к последнему российскому императору. Сейчас встречаются различные оценки его деятельности и личности».

Ход урока:

  1. Император Николай II  – «хозяин земли русской».

Организуется просмотр DVD «Росси́йская импе́рия. Проект Леони́да Парфёнова» и электронного справочно-энциклопедического и образовательного мультимедиа-издания на CD-ROM и DVD «Кирилл и Мефодий»:  «Николай II»

Предварительное задание:

- Определите, какие личные качества императора оказывали бесспорное влияние на государственные дела? Как вы оцениваете это влияние?

Дополнительный материал для учителя:

Внутренняя политика: император Александр III скончался в октябре 1894 г. и на престол вступил его сын Николай II (р. 6 мая 1868 в день Иова Многострадального – обречен на неудачи и мучения. Красив, хорошо сложен, маленький рост – 170, получил домашнее образование, хорошо владел иностранными языками, идеальный семьянин, сдержан, воспитан, не любил Петра I)

Русское общество ожидало от молодого монарха поворота на путь либеральных реформ, но на приеме в январе 1895 г. депутатов от земства Николай II произнес слова с осуждением      « бессмысленных мечтаний» об участии представителей земства в управлении государством – « Пусть все знают, что я посвящая все свои силы благо народному, буду охранять начала самодержавия так же твердо и неуклонно,  как охранял его мой покойный незабвенный родитель»

Вопрос учащимся: Какое впечатление вызвала речь императора у депутатов от Земства?

Речь молодого царя вызвала разочарование – раскол между верховной властью и либералами, использование армии для подавления народа, проведение незначительных реформ в рабочем вопросе.

Задание учащимся: Определить и заполнить таблицу о целях внутренней  политики императора Николая II.

Цели внутренней  политики императора Николая II

Сферы

Цели

Социально-

политическая

1.Сохранить незыблемость самодержавия

2.Сохранить сословную систему организации общества.

3.Удовлетворить требования консервативного дворянства как опоры власти.

4.Решить аграрно-крестьянский вопрос для расширения социальной опоры власти.

5.Проводить «попечительскую политику» в отношении рабочих и крестьян для предотвращения конфликтов между различными социальными группами общества.

6.Обеспечить стабильность в развитии общества.

7.Покончить с революционным движением.

Экономическая

1.Преодолеть экономический кризис (1900-1903г.) и обеспечить дальнейший подъем  всего хозяйства.

2.Укрепить государственный бюджет на основе введения

винной монополии (1894.), денежной реформы (1897.), изменения налогового обложения(увеличение косвенных налогов).

3.Обеспечить развитие государственно -монополистического капитализма, проведение протекционной политики в национальной промышленности и подчинение частных

ж/д казне.

4. Сохранить активный внешнеторговый баланс.

Задание учащимся: Определить вывод в целях внутренней  политики императора Николая II

Вывод

Неспособность правительства решить важнейшие социально – экономические и политические вопросы привели к развитию революционного движения и общенационального кризиса.

2.Высшие и центральные государственные органы власти.

   Органы местного самоуправления. Государственные символы.

Работа с документом

Задание:

Используя извлечения из Свода Основных Государственных Законов Российской империи (1892г.), определите понятие «самодержец» и составьте схему:                      «Высшие и центральные государственные органы власти.

   Органы местного самоуправления.»

Политический строй.

Государственный строй – абсолютная монархия.

Высшие

органы

власти

император

 Государственный

Совет

(законосовещательный орган)

   Сенат

 (высший    судебный

орган)

Совет

Министров (совещательный орган под председательством

Царя)

Комитет

министров

Императорская

канцелярия

Святейший Синод

(орган по управлению Русской православной церковью)

Центральные органы

власти

Комитеты

Комиссии,

департаменты

  Департаменты

       Министерства

(важнейшее министерство

внутренних дел)

5 отделений

церковь

Местные

органы

Губернатор

Губернская

Земская

управа

Губернское

правление

Канцелярия

губернского

правления

Избрана

губернским

Земским

собранием

Государственные символы.

Организуется просмотр CD-ROM  электронного справочно-энциклопедического и образовательного мультимедиа-издания  «Кирилл и Мефодий».

Учитель рассказывает исторические корни зарождения российской символики и государственных символов.

Государственный герб: герб был 3 видов:        

большой, средний и малый – они соответствовали трем видам императорского титула и государственной печати.

Герб представлял собой черного двуглавого орлана красном щите, коронованного царскими и императорской коронами которые соединены Андреевской лентой, на груди щит с изображением герба Московского царства –«Георгия Победоносца», вокруг щита цепь ордена «Андрея Первозванного», на крыльях щиты с изображением важнейших губерний (Киевская, Владимирская, Новгородская)  и царств(Казанское, Сибирское, Астраханское), царства Польского, княжества Финляндского, царств Северного Кавказа, царства Таврического. В лапах орел держит скипетр и державу. 

Государственный гимн: с 1833 «Боже царя храни» написанный композитором А.Ф.Львовы, и поэтом В.А.Жуковским (включить фонограмму)

Государственные символы: Щит, меч и шлем  князя Александра Невского

Государственное знамя:  Золотое полотнище с изображением Государственного ора и всех гербов, помещенных на Большом гербе. Древко, кайма и бахрома имели черный, белый и желтый цвета и увенчано золотой державой – золотым орлом. На Андреевских лентах указаны даты: 862 - основание Древнерусского государства, 988  - крещение Руси, 1497 – принятие царского титула, 1721 – принятие императорского титула.

чёрно-жёлто-белый введен Александром II в 1858 г.

чёрный –цвет государственного орла;

золотой-цвет Православия;

белый- вечности и чистоты.

Бело-синее-красный введён Алксандром III в 1883 г. Белый- цвет свободы и независимости; Синий –цвет Богородицы ;     Красный –цвет державности.

3.Деятельность В.К.Плеве, С.Ю.Витте и П.Д.Святополк - Мирского.

Форма работы – политическое моделирование. Основываясь на основных идеях В.К.Плеве,  С.Ю.Витте, П.Д.Святополк – Мирского. Класс делится на 3 рабочие группы и используя первоисточник, должны смоделировать, представить вероятные пути развития России и попытаться их оценить. (Работа в течении 3-5 мин.), По итогам защиты проекта заполняется таблица.

Деятельность В.К.Плеве,  С.Ю.Витте, П.Д.Святополк – Мирского

разные взгляды на перспективы развития России.

деятель

Мероприятия

Сергей Юльевич Витте (1849-1915)

реформатор.

Министр финансов и председатель Совета министров в 1905-1906г.;инициатор винной монополии (1894.),денежной реформы (1897.),строительства транс -сибирской магистрали, предлагал провести крестьянскую реформу, отказавшись от общины; подписал Портсмутский

мир (1905); автор Манифеста 17 октября 1905.

Индустриализация страны за 10 лет – экономическая и политическая задача;

Накопление средств для социальных

Реформ; развитие с/х; замена власти дворян властью буржуазии поможет

Догнать передовые страны.

Источники индустриализации:

1.иностранные займы.

2.рубль-самый устойчивый в мире, золото, конвертируемый.(в 1895-1897 гг. проведена денежная реформа- девальвация рубля на 1/3, введен свободный обмен кредитных билетов на золото.)

3.1897 г.-государственная монополия на производство и продажу спиртных напитков.

4.железнодорожное строительство – двигатель экономики(развитие новых отраслей промышленности и районов.)

5.протекционисткая политика- ограждение российской буржуазии от иностранных конкурентов (1891-повышены пошлины на ввоз железа, машин, химтоваров, хлопка – увеличение цен на них российскими монополистами –

образование российских монополий в отраслях.)

6.необходимость уничтожения крестьянской общины- тормоза прогресса.

Вячеслав Константинович Плеве

(1846-1904) консерватор.

1902-1904 – министр внутренних дел, шеф корпуса жандармов. Убит эсером Е.Сазоновым

1.необходимость управлять

общественным мнением, а не следовать

за ним, отстоять самобытность

России.

2.сохранение крестьянской общины(манифест 1903 о

неприкосновенности общинного строя крестьянского землевладения.)

3.вдохновитель антисемитского курса правительства (еврейские погромы)

4.инициатор «маленькой победоносной войны» - недовольство правительством превратить в ненависть к врагу.

Петр Данилович Святополк-Мирский (1857-1914)либерал.1904-1905 министр внутренних дел.

1.доверие между властью и обществом

- решающее условие государственной

политики – сотрудничество власти

с земством – важное условие царствования.( в ноябре 1904 предложил Николаю II ввести в ГосСовет выборных из земств и дум; создать Земства по всей стране; издать Законы о правах евреев; расширить права старообрядцев; уравнять крестьян в имущественных правах с другими сословиями – предложения отвергнуты, отправлен

 в отставку.)

Домашнее задание: параграф № 3, По итогам защиты проектов заполнить таблицу и определить, сторонником какой политики был император Николай II.

Список использованной литературы:

1.Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия XIX-XX вв. Часть 2 (CDpc) Издательство: Кирилл и Мефодий

Серия: Уроки КиМ

2.«Росси́йская импе́рия. Проект Леони́да Парфёнова».

3.Данилов А.А. История России в таблицах, ХХв. М.,1998.

4.Документы и материалы к учебнику по истории России / составитель О.Е.Лебедев,    М.,1992.

5. учебник по истории России А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.,2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока Изменение в политической системе Российской империи

Данная разработка позволит :Прививать ценности парламентаризма и основ правового государстваФормировать знания об изменениях политической системы на основе уже имеющихся представлений о начале  р...

Методическая разработка урока обществознания для 11 класса "Пенсионная система Российской Федерации"

Методическая разработка урока обществознания для обучающихся 11 класса, которая поможет учителю в полной мере дать обучающимся  представление о пенсионной системе РФ....

Презентация к методической разработке урока обществознания для 11 класса "Пенсионная система Российской Федерации"

Данная презентация является дополнением к методической разработке урока обществознания для 11 класса "Пенсионная система РФ"...

Методические разработки урока по истории древнего мира, по системе ФГОС: "Древний Рим"

Урок разработан с учетом требований стандартов 1 и 2 поколения, содержит рекомендации по практическому воплощению методических установок для достижения заявленных целей....

Методическая разработка урока по истории России. ( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).

Методическая разработка урока по истории России.( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).  На уроке предполагается изучение  нового м...

Методическа разработка урока по истории "Общественные движения в России во второй половине 19 века"

Цель урока: выявить особенности общественного движения в России во второй половине 19 века и причины широкого развития радикального революционного движения. Рассмотрены следующие вопросы:1. «Крестьянс...

Методическая разработка урока по "Истории" на тему "Становление новой российской государственности в 1990-е годы"

Вниманию читателей представляется методическая разработка урока по предмету "История" на тему "Становление новой российской государственности в 1990-е годы". В ней содержится кратк...