Методическая разработка урока по "Истории" на тему "Становление новой российской государственности в 1990-е годы"
методическая разработка по истории (10 класс) на тему

Пурто Елена Евгеньевна

Вниманию читателей представляется методическая разработка урока по предмету "История" на тему "Становление новой российской государственности в 1990-е годы". В ней содержится краткий план-конспект занятия с точки зрения результатов обучения (личностных, метапредметных и предметных). Представлены рекомендации по ведению урока по данной теме для преподавателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stanovlenie_novoy_rossiyskoy_gosudarstvennosti.docx44.58 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: преподаватель

Пурто Елена Евгеньевна

Организация: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Московский издательско-полиграфический колледж имени Ивана Фёдорова»

Методическая разработка занятия по предмету «История» на тему

«Становление новой российской государственности в 1990-е гг.»

Дата проведения 28 мая 2018 г.                        

       

Аудитория – 1 курс (10 кл.), студенты специальности «Издательское дело»

Форма проведения занятия – семинар

МОСКВА

2018 ГОД

Цель и основные задачи учебного занятия:

Цель учебного занятия: формирование у студентов устойчивых аргументативно обоснованных представлений о периоде становления новой российской государственности в 1990-е годы, создание представлений о сложности и противоречивости данного исторического периода в контексте общей истории нашей страны и мировой истории.

Задачи учебного занятия:

Образовательные – дать студентам колледжа знания о формировании современной российской государственности. (Поскольку формой проведения занятия является семинар, следует не столько предоставлять им знания в готовом виде, сколько следить за студентами и корректировать процесс относительно самостоятельного приобретения знаний студентами колледжа при подготовке ими рефератов и сообщений).

Воспитательные – содействие в формировании российской гражданской идентичности студентов, помощь в активизации личной позиции по вопросам недавней истории.

Развивающие – содействие развитию аналитических навыков студентов, навыков критической всесторонней оценки исторической эпохи и её деятелей. Помощь в формировании понимания исторических источников недавнего прошлого (газетные статьи, статистические данные, фото и видеоматериалы и пр.)

Планируемые результаты обучения студентов.

Предметные результаты освоения учебной темы:

  • Владение целостным и системным представлением о становлении современной российской государственности в 1990-е гг. в сложности и многоаспектности, неоднозначности этого процесса, соединяющего позитивные и негативные черты.
  • Формирование навыков сбора, систематизации и критического анализа исторической информации в связи со спецификой изучаемой эпохи; овладение умением сравнительного сопоставления исторических источников (вещественных, аудио-визуальных, письменных и пр.).
  • Способность на основе знаний, полученных об эпохе 1990-х гг. выносить аргументированные суждения о современных проблемах, стоящих перед Россией и миром.

По итогам освоения темы студенты должны знать

  • Хронологию основных событий отечественной истории 1992 – 1999 гг.
  • Роль политических, социально-экономических и личностных факторов в развитии событий.
  • Основные проблемы России изучаемого периода

По итогам освоения темы студенты должны уметь

  • Анализировать Конституцию 1993 г. и политическое устройство России согласно этой Конституции.
  • Аргументированно выделять положительные и отрицательные моменты 1990-х годов.
  • Рассказать о политических и социально-экономических изменениях, связанных с деятельностью Б. Н. Ельцина.
  • Дать личностную характеристику Б. Н. Ельцина и других политических деятелей 1990-х гг.

Метапредметные результаты освоения учебной темы:

  • Способность организовывать и регулировать свою деятельность с помощью знаний, умений и навыков, полученных в ходе учебного занятия (регулятивный блок)
  • Овладение навыками проектной и исследовательской работы, включая выбор темы исследования, поиск источников, связное изложение результатов исследования и пр. (регулятивный и познавательный блоки)
  • Умение представлять результаты исследовательской деятельности в виде доклада, мультимедиа-презентации или эссе (познавательный и коммуникативный блоки)
  • Умение ясно и логически правильно излагать свои мысли, непротиворечиво строить свои рассуждения (познавательный блок)
  • Готовность к уважительному и корректному диалогу и дискуссии (коммуникативный блок)
  • Овладение умением сбора и проверки информации с помощью современных средств поиска данных (Интернет) (познавательный блок)
  • Готовность к взаимовыгодному конструктивному общению и сотрудничеству со сверстниками и педагогами ради решения поставленных задач в учебной, научно-исследовательской и социальной сферах (коммуникативный блок)

     По итогам освоения темы студенты должны уяснить ряд терминов, употребляющихся в социальных и гуманитарных науках: дефолт, толерантность, рыночная экономика, импичмент, олигархия и пр.

Личностные результаты освоения учебной темы:

  • Формирование гражданской российской идентичности, патриотической направленности сознания
  • Формирование настроенности на диалог и коммуникацию с представителями иной точки зрения, способности находить с ними взаимопонимание и компромисс, воспитание толерантности мышления и культурных установок.
  • Умение оценивать исторические факты, действия исторических личностей с точки зрения усвоенных гражданских и нравственных ценностей.

Наглядные средства обучения: меловая доска для записи терминов, учебник с иллюстрациями, материалы из сети Интернет.

1. Вопросы для повторения пройденного материала предшествующего занятия  на тему «Страны Центральной Европы 1989 – 2016 гг.»

  1. В какой стране революция 1989 г. получилась «бархатной», а в какой кровавой?
  2. Что изменилось в странах Центральной Европы после крушения советского блока?
  3. Какими были особенности перехода от рыночной экономики к плановой в странах Центральной Европы?
  4. Какие страны Центральной Европы были в зоне советского влияния, а затем вступили в НАТО?
  5. Перечислите основные этапы распада Югославии? Какие страны образовались в результата распада Югославии?
  6. Сравните распад Югославии и распад СССР. Выделите общие и различные черты (Это задание можно поручить группе студентов из 2-3 человек, чтобы они оформили выполнение данного задания в виде таблицы с заполненными графами).

Примечание: Ответы на эти вопросы будут показывать степень усвоения студентами материала прошедшего занятия, с помощью этих вопросов студенты смогут вспомнить и активизировать полученные ранее знания, в т.ч. и об эпохе Перестройки в СССР, предшествовавшей изучаемому на текущем занятии периоду, что во многом важно для усвоения материала занятия о становлении современной Российской государственности.

Связующей, переходной фразой преподавателя будет следующая: «На прошлом занятии мы видели, какие изменения происходили в странах Центральной Европы после крушения системы социализма, а сегодня мы рассмотрим, как сходные процессы совершались в нашей родной стране – Российской Федерации». Обязательно следует напомнить (сначала задав соответствующий вопрос аудитории) о том, что исходной точкой отсчёта формирования современной Российской государственности необходимо считать принятие Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации 12 июня 1990 г. (Сказать, что именно в честь этого события мы каждый год 12 июня отмечаем праздник День России). Также стоит напомнить студентам о том, что в 1991 г. президентом РФ стал Б. Н. Ельцин, который противопоставил Россию союзному руководству и сыграл решающую роль в ликвидации Августовского путча, а также в процедуре заключения Беловежских соглашений, подведших черту под существованием СССР. Таким образом, он одержал победу в борьбе с М. С. Горбачёвым и ликвидации Советского Союза. Россия стала самостоятельным государством и во многом правопреемником СССР (место в СБ ООН  и пр.).

    После этого вступления можно приступать к основной части занятия-семинара: прослушиванию подготовленных студентами докладов и рефератов, сопровождаемых мультимедиа-презентациями.

2. План основной части занятия

  1. Становление новой российской государственности. Осенний политический кризис 1993 г. Конституция 1993 г.(15 мин.)
  2. Экономические реформы 1990-х гг. Переход к рыночной экономике. (15 мин.)
  3. Внешняя политика России в 1990-е гг. (15 мин.)
  4. Экономический и политический кризис 1998 – 1999 гг. Приход В. В. Путина к власти (15 мин.)

В конце предшествовавшего занятия студентам был предложен список желательных тем для докладов на семинаре. В нем содержались следующие темы:

  1. Осенний политический кризис 1993 г.
  2. Конституция РФ 1993 г.
  3. Экономические реформы 1990-х гг.
  4. Внешняя политика России в 1990-е гг.
  5. «Семибанкирщина», усиление олигархического влияния на политику
  6. Дефолт 1998 г. и ликвидация его последствий
  7. Приход В. В. Путина к власти

1. Становление новой российской государственности. Осенний политический кризис 1993 г. Конституция 1993 г.(15 мин.)

      Первая часть занятия посвящена рассмотрению становления и конституционно-правового оформления новой Российской государственности, в целом завершившегося принятием Конституции 1993. Студенты должны знать хронологию основных событий политической жизни 1992-1993 гг., главных государственных деятелей  и политиков того времени (Б. Н. Ельцин, Р. И. Хасбулатов, А. В. Руцкой, В. С. Черномырдин и пр.), защищаемые ими позиции и роль в событиях этих лет. Следует подводить студентов к мысли о пагубности гражданского противостояния, на примере событий осени 1993 г. Сущность политического кризиса 1993 г. состоит в том, что оставшаяся в наследство от СССР система советов входила в противоречие с идеей разделения властей и президентской формой правления, утверждавшейся в РФ. Поэтому конфликт в той или иной форме был неизбежен, однако то, какую форму он принял (вплоть до вооруженного противостояния в октябре 1993 г.) во многом было обусловлено политическими амбициями лидеров президентской и парламентской группировок. Необходимо следить, чтобы студенты не сводили ход событий к личному противостоянию Ельцина и Хасбулатова, а видели глубинную суть процессов в противоборстве советской и ориентированной на западные либерально-демократические модели образцов правления. События осеннего политического кризиса 1993 г. студенты должны знать подробно. Можно прямо поставить перед студентами вопрос, на чьей бы стороне они были в конфликте осени 1993 г., какой из сторон они сопереживают и сочувствуют в большей мере.

      Следствием победы Б. Н. Ельцина и его окружения стало укрепление почти единоличной власти президента и принятие на референдуме Конституции 1993 г. Студенты должны в общих чертах знать основные черты системы политического строя РФ, согласно этой Конституции: полномочия Президента, способ формирования Правительства, полномочия палат Федерального собрания и пр. Следует подчеркнуть, что по своему устройству и форме правления, согласно этой Конституции, РФ приблизилась к стандарту демократического устройства западных стран, однако в условиях российской ментальности крен в сторону президентской власти привел к усилению авторитарных и волюнтаристских тенденций, которые стали заметны в последующий период президентства Б. Н. Ельцина.

    Также студенты должны знать названия и лидеров основных политических партий 1990-х гг. Следует отметить, что неожиданным сюрпризом парламентских выборов декабря 1993 г. стал успех партии ЛДПР и её лидера В. В. Жириновского, чья программа была откровенно популистской. Можно предложить студентам подумать над тем, чем этот успех был обусловлен. Собственно же либеральные (по сути, а не только по названию) партии «Демократический выбор России» (лидер Е. Т. Гайдар) и «Яблоко» (Г. А. Явлинский) хотя и получили значительное число мест, но в дальнейшем их результаты снижались. Коммунисты (лидер Г. А. Зюганов) заняли нишу главной оппозиционной силы. Студенты должны уметь правильно сопоставлять названия партии, их лидеров, идеологическую направленность и основные пункты программ политических партий России в 1990-е гг.

2. Экономические реформы 1990-х гг. Переход к рыночной экономике. (15 мин.)

    В своих докладах студенты должны показать знание общих тенденций и процессов экономического развития России в 1990-е гг. Основополагающим процессом стал переход от плановой экономики к рыночной. (Вопрос: Чем рыночная экономика отличается от плановой). Необходимость перехода к рынку была ясна большинству политиков и экономистов. К концу Перестройки экономика находилась в кризисе,  и уже говорилось о переходе к регулируемому рынку (Вопрос: Кто в годы Перестройки разрабатывал модели перехода к рынку? Как минимум, студенты должны назвать Г. Я. Явлинского и его программу «500 дней»). Осенью 1991 г. была принята и с января 1992 г. начала реализовываться радикальная программа перехода к рынку, предложенная командой Е. Т. Гайдара, известная под названием «шоковая терапия». Студенты должны знать, почему эта программа получила такое название, и какие мероприятия были проведены в её рамках.

     Прежде всего, речь должна идти об отпуске (либерализации) цен. Указ о либерализации цен, подписанный президентом Б. Н. Ельциным, вступил в действие 2 января 1992 г. С этого времени и отсчитывается проведение радикальных экономических реформ.  Следует поправить студента, если он будет говорить об официальном повышении цен, это неверно, поскольку (в отличие от действий союзного правительства Павлова в 1991 г., официально повышавшего цены в рамках ещё во многом плановой экономики) цены были просто отпущены, государство их перестало контролировать. Цены выросли, но здесь действовала уже «рука рынка», а не воля государства. Эту тонкость студенты должны уловить. Цены выросли в 1992 г. в среднем в 26 раз, что ударило по благосостоянию граждан. По сути, «сгорели» обесценились многолетние накопления граждан, многие из россиян оказались за гранью выживания (Задание: на предшествующем занятии можно посоветовать студентам расспросить родителей о жизни семьи в 1990-е гг., и затем поделиться их рассказами на семинаре). Именно за эти болезненные для населения последствия экономические реформы и были названы шоковой терапией. Действительно, рост цен и инфляция, обесценивание накоплений, стали для граждан России шоком. Однако авторы реформ полагали, что такие жертвы необходимы, чтобы заставить экономику работать.

      Ещё одной важной мерой в рамках экономических реформ стало проведение в жизнь «Указа о свободе торговли», подписанного Президентов 29 января 1992 г. (Об этом студенты обязательно должны упомянуть в докладе). Следует обратить внимание аудитории на то, что в советское время торговля была существенно ограничена, за редким исключением  действовала монополия государства на внутреннюю и внешнюю торговлю, теперь же можно было осуществлять торговлю самостоятельно, она стала видом вполне легального бизнеса и средством поддержания хотя бы минимального благосостояния и выживания для очень многих российских граждан. Развивалась так наз. челночная торговля (Вопрос: знают ли студенты, в чём суть челночной торговли, и кого в то время называли челноками? Если нет, объяснить им значение этого слова). Часто даже на центральных площадях столицы в 1992-1993 гг. стояли целые стихийные ряды что-то продающих людей. Постепенно торговля вводилась в более цивилизованные рамки, осуществлялась в специально отведенных местах.

     Важнейшей мерой экономических реформ стала приватизация. Студенты должны чётко знать смысл этого слова – «процесс перехода государственной собственности в частные руки». В студенческом докладе должны быть обязательно подняты вопросы о конечных целях и задачах приватизации, о способах её проведения и результатах. Правительство реформаторов взяло курс на форсированную приватизацию, осуществлённую в 1992-1995 гг. Целью приватизации (студенты должны это усвоить) являлось: 1. Освобождение государства от функций, представлявшихся излишними, от лишней собственности; 2. Содействие появлению класса собственников, который мог бы стать опорой реформ и мотором экономического развития России. Приватизация проводилась поспешно. Важнейшие предприятия РФ отдавали в частные руки по минимальным ценам. Иногда использовалась процедура закрытых залоговых аукционов, в результате предприятия переходили под контроль «нужных» людей из чиновничества, а иногда и криминалитета. В результате бюджет России получил от приватизации лишь незначительную сумму по сравнению с общей стоимостью приватизированных предприятий. Часто приватизация сопровождалось увольнениями рабочих и закрытием предприятий, что обостряло социальную напряженность в обществе. (Вопрос: Кто в правительстве отвечал за приватизацию?). Студенты должны знать, что ответственным за приватизацию и во многом разработчиком её схем был А. Б. Чубайс, нынешний глава Роснано.

      Студенты должны знать значение слова «ваучер» («приватизационный чек»). Стоит обратить внимание студентов, что ваучерная приватизация была призвана коснуться всех россиян. Каждый должен был получить свою долю госимущества. Это должно было подчеркнуть «справедливый» характер приватизации. Ваучер можно было вложить в инвестиционный фонд, обменять на акции или просто продать. Реформаторы надеялись, что выдача приватизационных чеков заставит большинство людей мыслить по-новому, более ответственно, сделает людей хоть в какой-то мере предпринимателями. Однако большинство людей распорядились ваучерами без значительной пользы для себя. Ценность его была относительно низкой и всё время снижалась. Инвестиционные фонды, в которые люди вкладывали ваучеры, как правило, не были нацелены на получение прибыли обычными вкладчиками, специально банкротились и пр. В целом выгоду от проведения ваучерной приватизации ощутили лишь немногие. (Вопрос: Кто знает, что такое МММ? При необходимости объяснить студентам).

     В заключение данной части урока стоит подвести итоги экономическим реформам начала 1990-х гг. Желательно дать в начале урока группе из 2-3 студентов задание назвать положительные и отрицательные последствия «шоковой терапии». Предоставляем им слово. Среди положительных моментов обязательно должно прозвучать 1. Переход к рыночной экономике. 2. Ликвидация товарного дефицита, наполнение полок магазинов товарами. 3. Повышение деловой активности населения. Среди отрицательных моментов: 1. Падение уровня жизни большинства населения. 2. Бедственное положение многих отраслей хозяйства (с/х, легкая промышленность, ВПК), разорение и ликвидация предприятий 3. Рост социальной напряженности (забастовки шахтеров и др. рабочих). 4. Увеличение зависимости от экспорта и международных финансово-кредитных организаций, угрожающее потерей суверенитета.      

3. Внешняя политика России в 1990-е гг. (15 мин.)

    При освещении данной подтемы студенты на семинарском занятии должны показать знание тех перемен, которые произошли на международной арене в результате распада СССР. Российская Федерация стала во многих отношениях правопреемницей Советского Союза. Это имело как однозначно положительное (место в СБ ООН, а позднее и в «Большой восьмерке») значение, так и вело к обременительным обязательствам (выплата долгов СССР). Россию воспринимали как правопреемницу СССР, но она стремилась представать также и в амплуа новой демократической державы. (Вопрос: Кто был первым министром иностранных дел новой России и его преемником? Студенты должны назвать Андрея Козырева и Евгения Примакова). Характерной чертой российской внешней политики в начале 1990-х гг. было почти полное следование в фарватере политики западных стран, что лишало внешнюю политику России самостоятельности в защите национальных интересов. Впрочем, уже во второй половине 1990-х гг. Россия вновь вспоминает свои национальные интересы и пытается предпринимать соответствующие действия.

     Студенты должны знать и показать в докладах и при ответе на вопросы основные направления внешней политики России в изучаемый период. Они должны выделить, как минимум, три направления: 1. Отношения со странами СНГ, 2. Отношения со странами Запада. 3. Отношения со странами Востока.

    Студенты должны понимать, что специфика отношений со странами СНГ заключалась в том, что с этими странами (бывшими республиками СССР) впервые были установлены формально равноправные отношения как с независимыми государствами и в их столицах были открыты посольства России, равно как и посольства этих стран в Москве. Студенты должны знать значение появившегося тогда термина «Ближнее Зарубежье». СНГ не стало заменой СССР, а было формой взаимовыгодного сосуществования и сотрудничества бывших союзных республик (обратить внимание студентов на то, что СНГ в отличие от СССР было не федерацией, а конфедерацией, в случае необходимости разъяснить студентам разницу значений этих терминов).

     Следует более подробно обратить внимание студентов на отношения России с Украиной и Белоруссией. Из отношений с Украиной отметить договор 1992 г. о российской военно-морской базе в Севастополе (показать, как это в дальнейшем – в 2014 г. – облегчило воссоединение Крыма с Россией) и Будапештские соглашения 1994 г. об отказе Украины и Белоруссии от ядерного оружия. Обязательно должно быть упомянуто о заключении в 1996 г. союзного государства России и Белоруссии, однако следует указать, что на реальную политику обеих стран это соглашение почти никакого влияния не оказывает.

    Во внешней политике относительно стран Запада, прежде всего США, студенты должны показать знание договоренностей 1993 г. о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2), предусматривающих взаимное сокращение ядерного потенциала двух стран к 2003 г. до уровня 3,5 тысяч ядерных боеголовок. Можно отметить участие России в подписании договора 1996 г. о всеобщем запрете ядерных испытаний. Также стоит напомнить о форсированном выводе советских войск с территории Восточной Германии в 1994 г.

    Следует обратить внимание студентов, что Россия западными странами, несмотря на заверения о наличии равноправного партнерства, воспринималась как страна, проигравшая  в Холодной стране и не обладавшая ресурсами, имеющимися у СССР. Поэтому национальные интересы России нарушались (расширение НАТО и пр.). Уже из материала прошлого занятия студенты должны знать о натовских бомбардировках Югославии в 1999 г. Если это не нашло отражения в подготовленном студентами сообщении, следует указать на жёсткую реакцию России на эти действия стран Запада («Бросок на Приштину» российских десантников, разворот над Атлантикой самолета премьер-министра Е. М. Примакова). Однако более решительная позиция в отстаивании национальных интересов России стала возможной только после смены руководства в 2000 г.

     Относительно российской внешней политики на Восточном направлении в 1990-е гг. следует сказать о переговорах с Японией (по островам Курильской гряды) и Китаем (урегулирование границ), а также о членстве России в АСЕАН.

      В целом, в ходе осуществления внешней политики в 1990-е гг. Россия укрепила за собой статус самостоятельного государства, претендующего на роль лидера в различных регионах мира, постепенно училась отстаивать свои национальные интересы.      

4        Экономический и политический кризис 1998 – 1999 гг. Приход В. В. Путина к власти (15 мин.)

В докладе по этой подтеме студенты должны показать, что система российской власти оказалась во многом основанной на личности президента Б. Н. Ельцина, который к концу первого срока своего правления стал весьма непопулярен (Вопрос: Почему Б. Н. Ельцин быстро потерял популярность у широких кругов населения России?). Ухудшение материального положения, утрата страной статуса сверхдержавы, личные особенности характера и поведения президента не вызывали доверия к нему. С большим трудом удалось выбрать Б. Н. Ельцина президентом на второй срок в 1996 г. (Вопрос: Кто был основным соперником Ельцина на этих выборах?). По сути, Ельцин был избран на второй срок путем соглашения узкой группировки приближенных лиц из сферы «семьи» президента и верхушки бизнеса. Студенты должны вспомнить фамилии Б. А. Березовского, В. А. Гусинского и М. Б. Ходорковского. В продолжении нахождения Б. Н. Ельцина на посту президента они видели залог собственного благосостояния нажитого в основном нечестными методами при приватизации и своего влияния на политику. Студенты должны запомнить, что второй президентский срок Ельцина был временем предельного усиления олигархического влияния на власть. Режим, сформированный тогда в стране публицисты назвали по числу влиятельных олигархов «Семибанкирщиной» (Вопрос: Что из русской истории вам напоминает это слово?). Одновременно как противовес олигархам Ельцин выдвигает и делает вице-премьером бывшего нижегородского губернатора Бориса Немцова, который пытается противостоять «семибанкирщине», но в целом безрезультатно.

Студенты должны знать причины, ход и следствия экономического кризиса 1998 г., который был вызван как внешнеэкономическими (кризис в экономике Юго-восточной Азии), так и внутренними российскими причинами. С конца 1997 г. экономическая ситуация в стране ухудшалась, правительство, чтобы выправить положение, ГКО (студенты должны знать расшифровку: государственные краткосрочные обязательства), однако платить по этим обязательствам становилось все труднее. Транши кредитов от МВФ помогали лишь незначительно и ввергали страну в долговую зависимость. Широко известным стало слово «секвестр» (урезание статей бюджета). Предчувствуя неизбежность кризиса, Б. Н. Ельцин и его окружение в марте 1998 г. решились на смену премьера, которым вместо В. С. Черномырдина стал до этого малоизвестный молодой для политика С. В. Кириенко. Однако это уже не помогло исправить ситуацию к лучшему.

Государство уже не могло из-за недостатка средств отвечать по своим обязательствам. В результате этого был официально объявлен дефолт по основным видам ценных государственных бумаг. (Студенты должны понимать значение термина «дефолт» и не путать его с «банкротством»). Курс валютного коридора был расширен; Центробанк отказался от поддержки курса рубля, поэтому он резко упал. За месяц курс рубля упал в 2,5 раза, что вызвало повышение цен и ещё один удар по благосостоянию россиян. Произошёл резкий спад производства.

Политические последствия кризиса не замедлили сказаться. Уже 23 августа правительство молодых реформаторов, Кириенко и Немцова, было отправлено в отставку. Президент и его окружение попытались вернуть на пост премьера В. С. Черномырдина, но Дума дважды не утвердила его кандидатуру. Был начат поиск новых кандидатур. Компромиссом стало утверждение на посту председателя правительства Е. М. Примакова, до этого главы МИД.

Правительство Примакова предложило свою программу выхода из кризиса. Произошло значительное изменение состава правительства и его политики. На место молодых, ориентированных на либерализм и минимизацию государства реформаторов пришли хозяйственники, заимствовавшие опыт ещё из советского периода. Был взят курс на возрастание роли государства в экономике и опору на так наз. «красных директоров». Ситуация послекризисного спада  оказалась кратковременной, уже в конце 1998 г. начался рост промышленного производства и оживление экономики, который был вызван низкой стоимостью рубля, и следовательно, высокой стоимостью импортных товаров. Правительству Примакова удалось в значительной мере ликвидировать последствия кризиса.

Однако успех правительства Примакова сделал его политическим лидером, в котором многие стали видеть альтернативу Б.Н. Ельцину. Возникла партия «Отечество-Вся Россия», в которую входили в основном лидеры крупных регионов, в т.ч. мэр Москвы Ю. М. Лужков, которые хотели видеть именно Примакова на посту президента после выборов 2000 г. Авторитет Примакова рос, и окружение Ельцина опасалось за свое будущее в случае успеха премьер-министра. Поэтому в мае 1999 г. Ельцин отправил правительство Примакова в отставку.

Началась активная фаза поиска преемника. Подразумевалось, что человек, назначенный на должность председателя правительства становится наследником и преемником Б. Н. Ельцина. Премьер-министром стал бывший глава ФСБ С. В. Степашин, но пробыл он на этом посту только до 9 августа 1999 г. За это время произошло разрастание конфликта на Кавказе. Боевики из фактически не подчинявшейся российским войскам Чечни вторглись в Дагестан, возникла угроза потери российского контроля и над этой территорией. Степашин не смог эффективно организовать противодействие бандитам и кроме того, как считало окружение Ельцина, был склонен к компромиссу с Примаковым и Лужковым. 9 августа 1999 г. на место премьера был рекомендован (и фактически объявлен преемником) нынешний президент России В. В. Путин.

С помощью личной харизматичности и применения политтехнологий Путин за короткое время становится популярным, его рейтинг быстро растет, удалось отразить атаки террористов на Дагестан и начать освобождение Чечни от них (2-я Чеченская война). Общество, напуганное терактами в Москве и Волгодонске, видело сильные стороны Путина в его способности защитить от опасностей (что не смог сделать Б. Н. Ельцин). В результате поддержавшая Путина спешно образованная партия «Единство» одержала победу на выборах в Гос. Думу. Все это подтолкнуло президента Ельцина к досрочной отставке 31 декабря 1999 г., которая стала новогодним сюрпризом для россиян. И. о. президента стал В. В. Путин. Началась новая эпоха в истории России.  

    В конце занятия необходимо подвести итоги, обсудив значение изученного периода в истории страны. Этот период еще не ушел далеко в историческое прошлое и многими воспринимается ещё как современность. Исторические дискуссии о 1990-х гг. являются предельно острыми и связаны во многом с отношением к последующему развитию России в начале XXI века. В оборот был введен оборот «лихие девяностые». Другая точка зрения состоит в том, что в эти годы Россия, хотя и со значительными трудностями, но пыталась стать свободной и демократической страной. Выскажите свое отношение к 1990-м годам. Следует активизировать активность студентов в дискуссии «Свет и тени 1990-х годов. Справедливо ли они названы «лихими»?» путем различных наводящих вопросов и постановок проблем. Из числа группы можно (по личному желанию студентов) выбрать условного защитника и оппонирующего ему критика развития России в изучаемый исторический период.

      Также могут быть заданы следующие вопросы, необходимые для повторения изученного на занятии материала

  1. Какие меры были приняты в рамках перехода к рыночной экономике?
  2. В чем суть осеннего политического кризиса 1993 г.?
  3. Каковы основные положения Конституции РФ 1993 г.?
  4. Почему говорят о господстве олигархии в России в 1990-е гг.?
  5. Какие политические партии и движения 1990-х гг. вы знаете?
  6. В чём проявился экономический и политический кризис 1998 – 1999 гг.?

    В ходе занятия необходимо внимательно следить за ответами студентов, поправлять в случае ошибок и неточностей, поощряя активность и самостоятельность студентов. Оценки на данном занятии выставляются за правильные ответы студентов в ходе опроса и за качество подготовленных докладов, а также за активность в выполнении задания и дискуссии.

В конце занятия выставляются оценки, преподаватель отмечает особо отличившихся студентов, дает указания относительно домашнего задания и материала для самостоятельного изучения.

Материал для самостоятельного изучения: Конфликты на Северном Кавказе в 1990-е гг. (тема выносится на самостоятельное изучение вследствие недостатка аудиторного времени. Вопросы по этой теме будут заданы в начале следующего занятия).

Домашнее задание: прочитать параграф учебника (В. В. Артёмов. Ю. Н. Лубченков. История Отечества с древнейших времён до наших дней. Академия М. 2016 г. с. 357 – 363) и освоить материал для самостоятельного изучения.

Самоанализ учебного занятия (урока):

     Учебное занятие на тему «Становление новой российской государственности в 1990-е гг.» в форме семинара было проведено успешно 28 мая 2018г. Поставленные перед занятием цели и задачи в целом были успешно выполнены. Студенты правильно отвечали на поставленные вопросы, активно участвовали в дискуссионных моментах занятия. Чувствуется, что их отношение к недавнему прошлому является острой проблемой для них самих. Иногда приходилось останавливать студентов и поправлять их не всегда корректные по оценке и эмоциональной нагрузке  реплики об изучаемой эпохе.

      Вопросы и использованные в ходе проведенного занятия задания были направлены на достижение поставленных перед уроком целей и задач, и учитывали также форму проведения занятия. Задания и вопросы были нацелены на актуализацию знаний, полученных на прошлых занятиях. Это вопрос о принятии Декларации о государственном суверенитете России, событиях 1991 г., предшествующих распаду СССР. При выполнении задания о сравнении перехода к рынку в странах Центральной Европы (Польши, Чехии и пр.) с переходом к рынку в РФ, студенты задействуют материал прошлого занятия и только что усвоенный материал, выделяют общее и различное в данных процессах. Кроме того, данное задание вписывает изученный исторический период в контекст аналогичных явлений других стран, совершавших переход от плановой экономики к рыночной.

    Предметные результаты.  В ходе проведенного занятия студенты получили достаточно глубокое системное знание об изученном историческом периоде, его месте в общем процессе новейшей истории России, его связи с предшествующим (Перестройка) и последующим (Россия в XXI веке) периодами развития нашей страны. Кроме того, это знание основывается на анализе документов эпохи (фотоматериалы, видеофрагменты, текст Конституции 1993 г, воспоминания родителей и родственников и пр.). Все это развивает у студентов навыки самостоятельного поиска и отбора исторической информации, сопоставления исходящих из разных, противоположных по идеологическим мотивам источников (например, воспоминания о событиях октября 1993 г. их участников из президентского и парламентского лагерей). Так проверялось во время занятия достижение предметных результатов обучения по данной теме. Тестовые задания на проведенном занятии не использовались.

        Метапредметные результаты. Семинарская форма проведения занятия дает важный стимул развитию по формированию важнейших качеств, относимых к сфере метапредметных результатов учебного процесса, выработке у студентов УУД различных типов. Прежде всего это относится к регулятивным УУД, которые обеспечивают подготовку учащихся к семинарскому занятию и приготовление доклада с мультимедиа-презентацией. Это учит их сосредотачиваться, правильно распределять время на подготовку и пр. Познавательные УУД студентов формируются при их попытках найти решения исторических задач, поставленных преподавателем («Какие слои общества выиграли, а какие проиграли от экономических реформ 1990-х гг.?», задачи на сравнение идеологии политических партий 1990-х гг. и пр.). При этом студенты должны продемонстрировать начальные навыки решения исследовательских задач. Коммуникативные УУД формируются в процессе участия студентов в обмене мнениями (мини-дискуссии) на тему «Свет и тени 1990-х годов». Студенты должны усвоить, развивать и демонстрировать навыки логического, аргументативного мышления, связного изложения материала, не допускать противоречий в защищаемой позиции во время дискуссий.

    Личностные результаты. В ходе занятия у студентов должна формироваться и развиваться российская гражданская идентичность и патриотизм. Для этого необходимо в ряде случаев ставить вопрос о положительных или отрицательных последствиях для России, её авторитета и места в мире, благополучия её граждан той или ной политической линии, события и пр. Одновременно нужно содействовать выработке личного гражданского самоопределения студента в сложных ситуациях. Этому хорошо способствует вопрос о том, чья сторона в осеннем политическом кризисе 1993 г. им наиболее симпатична и почему. Можно также попросить студентов дать личностную оценку политикам 1990-х годов: Б. Н. Ельцины, Р. И. Хасбулатову, В. С. Черномырдину, Б. А. Березовскому и др. Отвечающий должен будет выявить свое гражданское отношение и личностную позицию (приятие или неприятие) этой исторической персоналии. Разумеется, при выставлении отметки личные симпатии или антипатии студента учитываться не должны, оцениваться будет только правильность и глубина его исторических знаний, а также аргументативность и непротиворечивость доводов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Урок ознакомления с новым материалом по теме «Возвратное местоимение СЕБЯ» в 6 классе

Урок ознакомления с новым материалом  по теме«Возвратное местоимение СЕБЯ»в 6 классе Цели:Ознакомление учащихся с лексическим значением и особенностями склонения возвратного местоимени...

Поурочная разработка по истории Отечества - 10 класс:"Становление новой Российской государственности.".

Характеристика особенности становления новой Российской государственности. Показать, что главным серьезным шагом на пути сохранения ЕДИНСТВА РОССИИ стал ФЕДЕРАТИВНЫЙ ДОГОВОР. Показать важность приняти...

Методическая разработка урока "Государственные символы Российской Федерации"

Данная методическая разработка может быть полезна учителям истории и обществознания, работающим в 6-8 классах....

Методическая разработка родительского собрания Тема: «Новые федеральные государственные образовательные стандарты»

Методическая разработка родительского собранияТема: «Новые федеральные государственные образовательные стандарты»Уважаемые родители!В Российской Федерации происходит модернизация системы о...

Методическая разработка урока для 11 класса по теме «Февральская революция 1917 года в России и ее значение»

методическая разработка для урока истории в 11 классе по теме " Февральская революция 1917 г в России и ее значение"...

Методическая разработка урока по теме " Новый год и Рождество в Великобритании"

Этот урок рассказывает о традициях и обычаях празднования  главного и любимого праздника  Великобритании- Рождества и Нового года ....