Методическая разработка Урок ознакомления с новым материалом по теме «Возвратное местоимение СЕБЯ» в 6 классе
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

 

Урок ознакомления с новым материалом  по теме

«Возвратное местоимение СЕБЯ»

в 6 классе

 

Цели:

  • Ознакомление учащихся с лексическим значением и особенностями склонения возвратного местоимения  СЕБЯ.
  • Формирование  умения употреблять местоимение в нужной форме, повторение  изученного  о местоимении.

 

Задачи:

  • образовательная – повторить полученные знания о местоимении, уметь отличить местоимение от других частей речи, выделить признаки возвратного  местоимения СЕБЯ; формировать умение правильно использовать возвратное местоимение СЕБЯ в речи;
  • воспитательная – способствовать формированию нравственных убеждений; воспитание товарищества, вежливости; создавать положительную культурно-речевую среду, атмосферу комфортного доверительного общения, воспитание коммуникативности, интереса к предмету, привитие культуры общения.
  • развивающая – развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать), активизировать мышление учащихся, развитие орфографических навыков, расширение словарного запаса учащихся, развитие навыков самостоятельной работы учащихся по приобретению новых знаний, вырабатывать умение практического применения полученных знаний, развивать познавательную активность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozvratnoe_mestoimenie.pptx262.73 КБ
Microsoft Office document icon urok_6.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СЕБЯ Возвратное местоимение

Слайд 2

Фронтальный опрос Что такое местоимение? Назовите группы местоимений. К какой группе относятся притяжательные местоимения? Из домашнего упражнения приведите примеры притяжательных местоимений.

Слайд 3

СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ Крупные снежинки закружились в воздухе, и вскоре они превратились в большие мохнатые хлопья . Составьте схему этого предложения. Определите синтаксическую роль местоимения. Выполните морфемный разбор глаголов этого предложения. - Что обозначает суффикс –СЯ? -Как называются такие глаголы?

Слайд 4

Возвратное местоимение себя Девочка причесала сь . Девочка причесала себя .

Слайд 5

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ 1-ая группа: как изменяется местоимение СЕБЯ по падежам? 2-ая группа: изменяется ли местоимение СЕБЯ по числам? 3-я группа: каким членом предложения может быть возвратное местоимение СЕБЯ?

Слайд 6

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ 1-ая группа: местоимение СЕБЯ не имеет формы именительного падежа.

Слайд 7

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ 2-ая группа: местоимение СЕБЯ не изменяется по числам.

Слайд 8

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ 3-я группа: в предложении местоимение СЕБЯ всегда является дополнением.

Слайд 9

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАДЕЖА ВОЗВРАТНОГО МЕСТОИМЕНИЯ Быть требовательным к себе , брать ответственность на себя , поставить перед собой цель, винить в неудачах прежде всего себя , меньше всего думать о себе , следить за собой , отдавать себе отчет в своих поступках, владеть собой .

Слайд 10

РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ РЕЧЕВЫХ И ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК Сосед попросил сестру налить себе воды. Учитель попросил ребят отнести тетради к себе. Я извиняюсь, что толкнул вас.

Слайд 11

РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ УСТОЙЧИВЫМИ СЛОВОСОЧЕТАНИЯМИ Быть вне себя – находиться в крайне возбужденном или раздраженном состоянии. Найти себя – правильно определить свои наклонности, свое призвание.

Слайд 12

РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ УСТОЙЧИВЫМИ СЛОВОСОЧЕТАНИЯМИ Прийти в себя – 1) выходить из обморочного состояния, из забытья; 2) успокаиваться перестоять бояться, беспокоиться, волноваться. Выйти из себя – прийти в состояние крайнего раздражения. Проявить себя – проявлять в полной мере свои качества, способности, возможности.

Слайд 13

РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ УСТОЙЧИВЫМИ СЛОВОСОЧЕТАНИЯМИ Читать про себя – тихо, еле слышно, шепотом, не произнося вслух. Себе на уме – скрытен, хитер, не обнаруживает своих мыслей.

Слайд 14

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ п. 43, упр. 514; написать мини-сочинение, используя словосочетания, которые прозвучали на уроке, на тему: «Каким должен быть руководитель какой-либо организации?»

Слайд 15

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 538

с углубленным изучением информационных технологий

Кировского района Санкт-Петербурга

Урок ознакомления с новым материалом  по теме

«Возвратное местоимение СЕБЯ»

в 6 классе

Лопаткина Валентина Ивановна,

учитель русского языка и литературы.

                                               

Санкт-Петербург

       

  Урок ознакомления с новым материалом  по теме

«Возвратное местоимение СЕБЯ»

в 6 классе

Цели:

  1. Ознакомление учащихся с лексическим значением и особенностями склонения возвратного местоимения  СЕБЯ.
  2. Формирование  умения употреблять местоимение в нужной форме, повторение  изученного  о местоимении.

Задачи:

  1. образовательная – повторить полученные знания о местоимении, уметь отличить местоимение от других частей речи, выделить признаки возвратного  местоимения СЕБЯ; формировать умение правильно использовать возвратное местоимение СЕБЯ в речи;
  2. воспитательная – способствовать формированию нравственных убеждений; воспитание товарищества, вежливости; создавать положительную культурно-речевую среду, атмосферу комфортного доверительного общения, воспитание коммуникативности, интереса к предмету, привитие культуры общения.
  3. развивающая – развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать), активизировать мышление учащихся, развитие орфографических навыков, расширение словарного запаса учащихся, развитие навыков самостоятельной работы учащихся по приобретению новых знаний, вырабатывать умение практического применения полученных знаний, развивать познавательную активность.

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами проектной деятельности учащихся.

Средства обучения:

  1. компьютер,
  2. мультимедийный проектор,
  3. экран,
  4. презентация в программе «PowerPoint», разработанная учителем,
  5. учебник, тетрадь.

Методы обучения:

  1. фронтальный опрос,
  2. работа с раздаточным материалом,
  3. взаимопроверка,
  4. работа в группах,
  5. монологическое высказывание.

ХОД УРОКА:

  1. ОРГМОМЕНТ.
  2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

      Пока 2 ученика у доски записывают по 5 примеров из домашнего задания, проводится фронтальный опрос:

  1. Что такое местоимение?
  2. Назовите группы местоимений.
  3. К какой группе относятся притяжательные местоимения?
  4. Из домашнего упражнения приведите примеры притяжательных местоимений.

  1. Запись в тетрадях числа.

            СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ (работа с раздаточным материалом: подчеркнуть слова как члены предложения, подписать части речи).

Крупные снежинки закружились в воздухе, и вскоре они превратились в большие мохнатые хлопья.

  1. Составьте схему этого предложения.
  2. Определите синтаксическую роль местоимения.
  3. Выполните морфемный разбор глаголов этого предложения.

- Что обозначает суффикс –СЯ?

-Как называются такие глаголы?

   

  - А сегодня мы познакомимся с ВОЗВРАТНЫМ местоимением.

  1. Запись темы урока. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

 Наблюдение за предложениями:

                                  Девочка причесалась.

                                  Девочка причесала себя.

 - Глагол и местоимение называются одинаково, что же между ними общего?

  1. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ.

Каждая группа учащихся получает задание и в течение 3-4 минут выполняет его:

  1. 1-ая группа: как изменяется местоимение СЕБЯ по падежам?
  2. 2-ая группа: изменяется ли местоимение СЕБЯ по числам?
  3. 3-я группа: каким членом предложения может быть возвратное местоимение СЕБЯ?

Итогом проектной деятельности будут выступления представителей групп с ответами на поставленные вопросы:

  1. 1-ая группа: местоимение СЕБЯ не имеет формы именительного падежа.
  2. 2-ая группа: местоимение СЕБЯ не изменяется по числам.
  3. 3-я группа: в предложении местоимение СЕБЯ всегда является дополнением.

  1. Запись словосочетаний под диктовку. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАДЕЖА ВОЗВРАТНОГО МЕСТОИМЕНИЯ.
  1. Быть требовательным к себе,
  2. брать ответственность на себя,
  3. поставить перед собой цель,
  4. винить в неудачах прежде всего себя,
  5. меньше всего думать о себе.
  6. следить за собой,
  7. отдавать себе отчет в своих поступках,
  8. владеть собой.

  1. РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ РЕЧЕВЫХ И ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК. 

            - В данных предложениях исправьте неясность речи:

  1. Сосед попросил сестру налить себе воды.
  2. Учитель попросил ребят отнести тетради к себе.
  3. Я извиняюсь, что толкнул вас.

     

  1. РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ УСТОЙЧИВЫМИ СЛОВОСОЧЕТАНИЯМИ. 

Быть вне себя – находиться в крайне возбужденном или раздраженном состоянии.

Найти себя – правильно определить свои наклонности, свое призвание.

Прийти в себя –  1) выходить из обморочного состояния, из забытья;

                               2) успокаиваться перестоять бояться, беспокоиться, волноваться.

Выйти из себя – прийти в состояние крайнего раздражения.

Проявить себя – проявлять в полной мере свои качества, способности, возможности.

Читать про себя – тихо, еле слышно, шепотом, не произнося вслух.

Себе на уме – скрытен, хитер, не обнаруживает своих мыслей.

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ.

  1.  ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.   п. 43, упр. 514, написать мини-сочинение, используя словосочетания  с местоимением себя на тему: «Каким должен быть руководитель какой-либо организации?».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ознакомления с новым материалом по теме "Разложение многочленов на множители с помощью комбинации различных приемов"

Данный урок является первым уроком в теме "Разложение многочленов на множители с помощью комбинации различных приемов". На этом уроке учащиеся знакомятся с применением комбинации различных приемов для...

Презентация к уроку ознакомления с новым материалом по теме "Разложение многочленов на множители с помощью комбинации различных приемов"

Данный урок является первым уроком в теме "Разложение многочленов на множители с помощью комбинации различных приемов". На этом уроке учащиеся знакомятся с применением комбинации различных приемов для...

Урок ознакомление с новым материалом в 5 классе "Сравнение десятичных дробей"

Данный урок построен в соответствии с требованиями технологии технологии развития критического мышления П.Я.Гальперина. На уроке ставятся следующие цели и задачи:образовательные: раскрыть содержа...

Урок ознакомления с новым материалом «Графическое решение уравнений вида у=х2 , у=х3».

Цели (задачи) урока:образовательные:формирование понятия графического решения уравнений как нахождения абсциссы, как и точек пересечения графиков двух функций; формирование умения графически решать ур...

Урок ознакомления с новым материалом Смешанные числа

Урок по математике в 5 классе Смешанные числа...

Тема урока : Графический способ решения систем уравнений .Тип урока : Урок ознакомления с новым материалом .Класс :9 Технология проблемного обучения.

Учебник : Ю.Н. Макарычев , «Алгебра-9»Технология : Технология проблемного обучения.Дидактические цели :     Учащиеся повторяют геометрический смысл коэффициента k...

Методическая разработка урока. Урок ознакомления с новым материалом по теме "Соли и их свойства". Химия СПО.

Разработка урока по теме "Соли и и свойства". Материал включает в себя раздаточный материал для работы студентов в группах.Оборудование и материалы, необходимые для проведение урока: компьют...