Урок ознакомление с новым материалом в 5 классе "Сравнение десятичных дробей"
методическая разработка (5 класс) по теме

Черняева Леся Васильевна

Данный урок построен в соответствии с требованиями технологии технологии развития критического мышления П.Я.Гальперина. На уроке ставятся следующие цели и задачи:

образовательные: раскрыть содержание алгоритма сравнения десятичных дробей, сформировать способы деятельности сравнения десятичных дробей с опорой на алгоритм

развивающие: Развивать умение видеть проблему и выдвигать гипотезы по ее решению, развивать логическое мышление. Развивать умение работать в группах.

воспитательные: Создать условия для воспитания коммуникативных навыков, воспитывать у учащихся любознательность.

В данной методической разработке подробно описан каждый этап, составлена технологическая карта урока, большое внимание уделяется вопросу збережения здоровья учащихся на уроке, поэтому используется интерактивная физкультминутка для глаз. Презентация носит вспомогательный характе в организации устной работы на этапе актуализации знаний и закрепляющий на этапе первичного закрепления и осмысления материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  урока

Тема урока:  Сравнение десятичных дробей ( 5 класс, математика)

Разработчик: учитель математики Черняева Л.В

Цели (задачи) урока

  • образовательные: раскрыть содержание алгоритма сравнения десятичных дробей, сформировать способы деятельности сравнения десятичных дробей с опорой на алгоритм.
  • развивающие:

Развивать умение видеть проблему и выдвигать гипотезы по ее решению, развивать логическое мышление. Развивать умение работать в группах.

  • воспитательные: Создать условия для воспитания коммуникативных навыков, воспитывать у учащихся любознательность.

Результаты урока

Предметные:

Знание учащимися каждого пункта алгоритма сравнения десятичных дробей,умение умение сравнивать десятичные дроби  с опорой на на алгоритм, умение сравнивать десятичные дроби на уровне способа действия.

Метапредметные:

Формирование УУД: целеполагание планирование решения проблемы. Рефлексия, подведение под понятие, построение высказываний, обобщение, формулирование проблемы.

Личностные:

проявление любознательности и заинтересованности в изучении новой темы.

Тип урока, педагогическая технология

Изучение нового материала, технология развития критического мышления П.Я.Гальперина.

Оборудование урока:

Учебник: Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. Я. Виленкин и др. – М.: Мнемозина, 2010., письменные принадлежности, компьютер с проектором, презентация к уроку, ролик «Физкультминутка»

Опорные понятия, термины:

Обыкновенная дробь, натуральные числа, длина отрезка.

Новые понятия и связи между ними: Десятичная дробь

Контроль, самоконтроль на уроке

Домашнее задание:

 

Этап урока

Деятельность и действия учителя

Деятельность и действия ученика (ов)

I.Стадия вызова

Актуализация раннее полученных знаний.

Мотивация.

II. Стадия Осмысления

Этап формирования действия в материализированном виде.

Этап формирования действий в громкой речи.

Этап формирования действия во внутренней речи.

III. Стадия Рефлексия

Учитель предлагает задания на смекалку:

  1. Полтрети числа равно 100. Чему равно целое число?(600)
  2. Половина половины равна 500. Чему равно целое? (2000)
  3. Четверка лошадей мчится со скоростью 16км/ч. С какой скоростью едет ямщик, управляющий этой четверкой? (16км/ч)
  4. Верна ли запись? Поясни свой ответ.

87432:2*(77-77)*(456-56:2)=200

Далее учитель предлагает графический диктант:

Ответ «да» соответствует _. Ответ «нет»-^.

Ключ: _ _ _ _ _ _^^_^

Учитель предлагает решить задачу:

Отрезок АВ=0,6см, отрезок СК=60мм. Какой отрезок короче?

-Чтобы ответить на данный вопрос, что мы должны сделать?

Как по-другому можно решить задачу?

-Какие числа получим, переведя длины отрезков в дм?

Можем ли мы сравнить полученные десятичные дроби?

Какова цель урока?

Начинается с того, что учитель предлагает обратить внимание на запись десятичных дробей.

-Чем отличается запись десятичных дробей?

- Изменится ли дробь , если приписать или отбросить ноль. Прочитаем правило на стр. 185 уч.

Приведите примеры.

Далее учитель предлагает ряд чисел 7,5; 7,4; 7,34; 7,278.

-Прочитайте дроби. Что вы можете о них сказать?

Можно ли сравнить эти числа?

Какое максимальное число цифр в записи дробной части чисел? Изменится ли десятичная дробь , если в конце приписать 5 нулей, 10 и т.д.

Допишем столько дробей, чтобы в дробных частях каждой дроби было одинаковое число знаков после запятой. Какие дроби получились? 7,500; 7,400; 7,340; 7,278.

на доске появляется первый пункт плана:

  1. Уравняем число десятичных знаков в дробях, приписав к одной из них справа нули.

А теперь мы можем расположить эти дроби в порядке возрастания?

У кого есть еще предложения?

На доске появляется второй пункт алгоритма:

      2. Мысленно отбрасываем запятые и сравниваем получившиеся натуральные числа.

А теперь мы можем расположить натуральные числа в порядке возрастания.

 1 Учитель предлагает решить пимеры по алгоритму с пошаговым контролем. Учитель требует озвучивать каждый этап алгоритма.

№1175. Сравните числа.

Учитель предлагает выполнить задания. Сравнить дроби:

0,5 и 0,724;

0,908 и 0,918;

7,6431 и 7,6429

Для учащихся, которые быстрее других выполнили выше предложенное задание, учитель предлагает придумать две равные десятичные дроби; назвать дроби, меньшие данной;

Целая часть которой будет равна целой части данной.

После выполнения работы в парах учитель предлагает ученикам сверить выполненные задания по презентации.

Учитель оценивает выполненные учениками работы, определяя пробелы в знаниях.

Учитель предлагает более трудные задания.

 –Расставьте в порядке возрастания числа

3,456; 3,465; 8,149; 8,079; 0,453.

В порядке убывания

0,0082; 0,037; 0,0044; 0,08; 0,0091.

№1176. стр.186.учебник.

Какая тема сегодняшнего урока?

Зачем нам нужны знания сравнения десятичных дробей? С решения какой задачи мы начинали? Что нового вы узнали? Как сравнить две десятичные дроби?

При решении этой задачи что нового вы узнали?

Как сравнить десятичные дроби?

Далее учитель предлагает задание:

Восстанови алгоритм:

0,*3>0,130

0,1*<0,17

№1181.

2,*1>2,01

1,34<1,3*

-Над чем предложите работать дома?

Определим домашнее задание.

Посмотрите на задание учебника, чему еще не научились? Чему будет посвящен следующий урок?

Далее отрабатывается правило: Если в конце десятичной дроби приписать или отбросить нуль, то получим дробь, равную данной.

Учитель предлагает задание: №1172 .

Напишите десятичную дробь, пользуясь правилом.

№1173. (учитель предлагает работать в парах) Приписав справа нули, уравняйте число знаков после запятой в десятичных дробях.

№1174. Запишите короче дроби.

Выполнить самостоятельно.

Учащиеся фронтально отвечают.

  1. Полтрети числа равно 100. Чему равно целое число?(600)
  2. Половина половины равна 500. Чему равно целое? (2000)
  3. Четверка лошадей мчится со скоростью 16км/ч. С какой скоростью едет ямщик, управляющий этой четверкой? (16км/ч)
  4. Верна ли запись? Поясни свой ответ.

87432:2*(77-77)*(456-56:2)=200

Запись неверна, так как при умножении на нуль всегда получается нуль. В этом выражении достаточно увидеть (77-77).

Учащиеся выполняют графический диктант. (повторяют понятия запись десятичных дробей)

Проверка осуществляется по компьютерной презентации.

Учащиеся предлагают свои варианты ответов.

-Перевести длины отрезком в миллиметры и сравнить полученные натуральные числа известным нам способом.

-Перевести длины в дм.

-Мы получим десятичные дроби.

Сравнить мы их не можем, так как не знаем правила сравнения десятичных дробей.

Цель урока: Познакомиться с алгоритмом сравнения десятичных дробей.

0,6дм и 0,60дм. Во второй дроби в конце стоит 0.

Дробь не изменится.

Учащиеся читают вслух правило на стр.185, приводят по два примера с опорой на текст учебника. А потом каждый по одному без опоры на учебник.

Это десятичные дроби. Целая часть которых равна 7, а дробная часть различна.

-нет

7,500; 7,400; 7,340; 7,278.(Учащиеся заполняют опорную схему – алгоритм)

1. Уравняем число десятичных знаков в дробях, приписав к одной из них справа нули.

Нет.

-Отбросим мысленно запятую, сравниваем получившиеся натуральные числа: 7500; 7400; 7340; 7278.

 2. Мысленно отбрасываем запятые и сравниваем получившиеся натуральные числа.

7278; 7340; 7400;. 7500

7,278; 7,34; 7,4;  7,5.

Учащиеся выполняют задание с опорой на алгоритм , проговаривая каждый пункт.

85,09>67,97;

0,5< 0,724;

7,6431>7,6429;

55,7=55,7000;

 0,908<0,918

 0,0025> 0,00247

Учащиеся работают в парах. Один из учеников решает пример письменно и объясняет каждый шаг выполняемого действия. Сосед не пишет, он внимательный слушатель, проверяющий с опорой на алгоритм. Потом меняются ролями по одному примеру.

Учащиеся придумывают данные дроби.

Взаимопроверка по презентации.

Учащиеся выполняют №1176. стр.186.учебник.

0,453; 3,456; 3,465; 8,079; 8,149.

0,0044; 0,0082; 0,0091; 0,037; 0,08.

-Десятичные дроби.

Чтобы решать математические задачи. Учащиеся возвращаются к формулировке задачи , поставленной в начале урока.

Отрезок АВ=0,6см, отрезок СК=60мм. Какой отрезок короче?

Учащиеся формулируют алгоритм сравнения дробей.

0,23>0,130

0,16<0,17

№1181.

2,11>2,01

1,34<1,35

Учащиеся определяют домашнее задание:

№1200  Сравнить числа

№1201. Напишите все цифры, которые можно поставить вместо *, чтобы получилось верное неравенство.

Не научились находить место точек на координатном луче, координаты которых выражены десятичными дробями.

Учащиеся выполняют, проговаривая правило.

Один ученик выполняет и проговаривает правило, второй в роли проверяющего, пользуясь правилом. Потом меняются ролями.

Учащиеся выполняют самостоятельно с последующей самопроверкой по презентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Урок ознакомления с новым материалом по теме «Возвратное местоимение СЕБЯ» в 6 классе

Урок ознакомления с новым материалом  по теме«Возвратное местоимение СЕБЯ»в 6 классе Цели:Ознакомление учащихся с лексическим значением и особенностями склонения возвратного местоимени...

Урок ознакомления с новым материалом по теме "Разложение многочленов на множители с помощью комбинации различных приемов"

Данный урок является первым уроком в теме "Разложение многочленов на множители с помощью комбинации различных приемов". На этом уроке учащиеся знакомятся с применением комбинации различных приемов для...

Презентация к уроку ознакомления с новым материалом по теме "Разложение многочленов на множители с помощью комбинации различных приемов"

Данный урок является первым уроком в теме "Разложение многочленов на множители с помощью комбинации различных приемов". На этом уроке учащиеся знакомятся с применением комбинации различных приемов для...

Урок ознакомления с новым материалом «Графическое решение уравнений вида у=х2 , у=х3».

Цели (задачи) урока:образовательные:формирование понятия графического решения уравнений как нахождения абсциссы, как и точек пересечения графиков двух функций; формирование умения графически решать ур...

Урок ознакомления с новым материалом Смешанные числа

Урок по математике в 5 классе Смешанные числа...

Тема урока : Графический способ решения систем уравнений .Тип урока : Урок ознакомления с новым материалом .Класс :9 Технология проблемного обучения.

Учебник : Ю.Н. Макарычев , «Алгебра-9»Технология : Технология проблемного обучения.Дидактические цели :     Учащиеся повторяют геометрический смысл коэффициента k...

Методическая разработка урока. Урок ознакомления с новым материалом по теме "Соли и их свойства". Химия СПО.

Разработка урока по теме "Соли и и свойства". Материал включает в себя раздаточный материал для работы студентов в группах.Оборудование и материалы, необходимые для проведение урока: компьют...