Главные вкладки

    Методическая разработка урока по истории России 9 класс. Тема «Экономическая политика красных и белых».
    план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

    Маслякова Валентина Федоровна

    Цели урока: охарактеризовать сущность и результаты политики «во­енного коммунизма» в промышленности и сельском хозяйстве, а также экономическую политику белых; продолжить определение причин победы красных в Гражданской войне, развивать навыки обучающихся в работе с источниками, умение анализировать и делать выводы.

     

    Тип урока: комбинированный.

     

    Место урока в теме «Гражданская война» - третий.

     

    Основные технологии, используемые на уроке: Развивающее обучение и исследовательский метод.

     

    Оборудование: учебник, тетради, раздаточный материал

    (программы красных и белых). На уроке используется компьютерная презентация.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ekonomicheskaya_politika.doc363 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка урока по истории России 9 класс.

    Тема «Экономическая политика красных и белых»

    Цели урока: охарактеризовать сущность и результаты политики «военного коммунизма» в промышленности и сельском хозяйстве, а также экономическую политику белых; продолжить определение причин победы красных в Гражданской войне, развивать навыки обучающихся в работе с источниками, умение анализировать и делать выводы.

    Тип урока: комбинированный.

    Место урока в теме «Гражданская война» - третий.

    Основные технологии, используемые на уроке: Развивающее обучение и исследовательский метод.

    Оборудование: учебник, тетради, раздаточный материал

    (программы красных и белых). На уроке используется компьютерная презентация.

    План изложения нового материала:

    1. Политика «военного коммунизма».

    2. Сельское хозяйство в период военного коммунизма.

    3. Экономическая политика белых.

    4. Реформаторская деятельность Врангеля.

    Основные понятия: «военный коммунизм», аннулирование, продразверстка, трудовая повинность.

    Ход урока:

    Организационный момент.

    В начале занятия учащиеся отвечают на вопросы домашнего задания.

    Вопросы:

    1. Какую программу выдвинули эсеро-меньшевистские правительства Поволжья и Сибири? Почему они не смогли удержать власть?

    2. Как развивались события на Восточном фронте в 1918—1919 гг.?
    Почему Красной армии удалось одержать победу над Колчаком?

    3. Как развивались события на Южном фронте в 1918—1919 гг.?

    4. Каковы цели и особенности вмешательства иностранных государств во внутренние дела России?

    5. В чем состояли особенности советско-польской войны? Каковы ее
    итоги?

    Задания (учащиеся выполняли индивидуально):

    1. В параграфе приведен отрывок из постановления СНК о красном терроре. Прочитайте фрагменты из приказа белого генерала С. Н. Розанова: «При занятии селений, захваченных ранее разбойниками, требовать выдачи их главарей и вожаков; если этого не произойдет, а достоверные сведения о наличности таковых имеются, — расстреливать десятого... Селения, население которых встретит правительственные войска с оружием, сжигать; взрослое мужское население расстреливать поголовно... Среди населения брать заложников, в случае действия односельчан, направленного против правительственных войск, заложников расстреливать беспощадно». Обсудите в классе утверждение современного историка: «Безнравственна сама постановка вопроса о том, какой террор лучше».

    Слайд 1. Расстрел белогвардейцами крестьян.

    2. Ленин писал: «Мы отняли у Антанты ее солдат». Объясните это высказывание.

    Слайд 2. Корабли Антанты покидают Крым

    Переход к изучению нового материала.

    1, 2. Учащимся необходимо вспомнить черты экономической политики большевиков после Октября 1917 г. Подводя итоги, учитель отмечает, что с началом Гражданской войны усилились экономические трудности. От промышленного центра были отрезаны сырьевые районы, губернии, обеспечивавшие страну хлебом. Многие промышленные города оказались в руках белых, Экономические связи между городом и деревней распались. В городах начался голод.

    Острое военное противостояние с белыми, нужда в средствах для бесперебойного снабжения Красной армии вооружением, боеприпасами, одеждой, обувью, продовольствием требовали одного: экономику нужно подчинить потребностям войны, максимально мобилизовать ресурсы.

    Слайд 3.  Петроград 1918 год

    Советское правительство приступило к политике «военного коммунизма» — экономическим мерам, осуществляемым в условиях военного времени и отражающим теоретические представления большевиков о переходе к социализму без промежуточного периода, адаптирующего старую капиталистическую экономику к новой — социалистической. Далее учитель характеризует политику «военного коммунизма» используя схему №1. Учащимся роздана схема.

    Слайд 4.Схема №1. «Военный коммунизм»

    Характеризуя черты и результаты экономической политики большевистского правительства, учитель обращает внимание учащихся на документы.

    Документ №1.
    Обращение к питерским рабочим об организации продовольственных отрядов. 21 мая 1918 г.

    Товарищи рабочие! Советская власть употребляет все усилия, чтобы достать хлеб голодным столицам и губерниям. Поставленное вами Правительство вводит товарообмен, создает повсеместно в хлебородных губерниях заготовочные аппараты, устраняет дезорганизацию в продовольственных органах, налаживает транспорт, регулирует потребление, борется со спекуляцией. Но хлеб достается Советской власти для голодающей части населения с большим трудом. Сытые и разбогатевшие за годы войны деревенские кулаки, в руках которых остался хлеб от прежних урожаев, не желают давать хлеба голодным.

    Если раньше, при царском правительстве и правительстве Керенского, хлеба не хотели давать помещики и крупные хлеботорговцы, то теперь эту предательскую роль взяла на себя деревенская буржуазия... Разрушая хлебную монополию, контрреволюционеры всех мастей, опираясь на деревенскую буржуазию, стремятся погубить Советскую власть и сковать цепями капиталистического рабства рабочих и крестьянскую бедноту.

    Удержать Советскую власть, удержать и закрепить победу трудящихся и эксплуатируемых над помещиками и капиталистами можно только при строжайшей, железной власти сознательных рабочих. Только такая власть может привлечь к себе и объединить вокруг себя всех трудящихся, всю бедноту... <...>

    Время не терпит: за непомерно тяжелым маем придут еще более тяжелые июнь и июль, а может быть еще и часть августа.

    Хлеб надо достать во что бы то ни стало. Если нельзя взять хлеб у деревенской буржуазии обычными средствами, то надо взять его силой. Надо бороться за хлеб! И мы призываем вас к этой борьбе. Записывайтесь в ряды продовольстннных отрядов, организуемых Комиссариатом продовольствия! Оружие и необходимые средства будут даны вам. Иных мер против протягивающейся костлявой руки голода, которые дали бы немедленно положительные результаты, нет...

    Вопросы и задания к документу:

    1. Прочтите этот документ «глазами» зажиточного и бедного крестьянина, а также рабочего.

    2. В чьих интересах был издан этот документ?

    3. Каковы причины создания продотрядов?

    Документ №2. Из Декрета СНК о порядке всеобщей трудовой повинности. 29 января 1920 г.                  (учебник стр.123)

    1. В порядке трудовой повинности осуществить... привлечение трудящегося населения к единовременному или периодическому выполнению — независимо от постоянной работы по роду занятий — различных видов трудовой повинности: топливной, сельскохозяйственной как для государственных, так в известных случаях и для крестьянских хозяйств, строительной, дорожной, продовольственной, снеговой, гужевой для борьбы с последствиями общественных бедствий и т. п. ...

    ...5. А. Предоставить губернским, городским и уездным комитетам предавать народному суду виновных: а) в уклонении от учета и явки по трудовой повинности; б) в дезертирстве с работ, а равно в подстрекательстве к таковому; в) в пользовании подложными документами, а равно в изготовлении таковых в целях содействия уклонению от трудовой повинности...

    Вопросы и задания к документу:

    Что такое трудовая повинность? На какие виды работ она распространялась? Какие меры обеспечивали ее выполнение?

    3, 4. Учитель характеризует экономическую политику белых, используя схему. Учащимся роздана схема.

    Слайд 5. Схема №2. Экономическая политика белых.

    Вопросы учащимся:

    1. В чьих интересах разрабатывались аграрные законы белыми правительствами?

    2. Удалось ли лидерам Белого движения привлечь на свою сторону крестьян?

    3. Сравните экономическую политику красных и белых. Сделайте выводы. Кого поддержал крестьяне и почему?

    Учитель подводит итоги высказываний учеников «Все белые правительства фактически аннулировали земельные приобретения крестьян, полученные на основе Декрета о земле. Поэтому очень быстро лишились симпатии крестьян, которые из двух зол – продразверстки и возвращения помещиков – выбрали первое. Другим фактором перемены настроения крестьянства была практика насильственной реквизиции, которая воспринималась крестьянами намного болезненнее, нежели действия продотрядов большевиков.

    Слово предоставляется учащемуся, подготовившему сообщение о П.П. Врангеле.

    Слайд 6. П.П.Врангель.

    Реформаторская деятельность П. Н. Врангеля. На последнем этапе существования Добровольческой армии была предпринята попытка переосмыслить идеологию и политику Белого движения. Эта попытка связана с именем генерала П. Н. Врангеля, который в начале апреля 1920 г. был избран главнокомандующим и эвакуировал войска в Крым.

    Петр Николаевич Врангель (1878— 1928) — барон, в 1901 г. окончил Горный институт. Служил в Иркутске чиновником для особых поручений при генерал-губернаторе. Участник Русско-японской войны. Окончил Николаевскую академию Генерального штаба, служил в гвардии. В Первую мировую войну командовал полком, бригадой, дивизией. В 1917 г. был произведен в генерал-майоры, но, как сообщает его послужной список, «вследствие большевистского переворота от службы врагам родины отказался и в командование корпусом не вступил». С 1918 г. Врангель воевал в войсках Деникина, командовал Кавказской и Добровольческой армиями. Встав во главе вооруженных сил Юга России, он разработал комплекс мероприятий, направленных на создание широкой социальной базы для своего движения.

    25 мая 1920 г. был опубликован Закон о земле, автором которого был ближайший сподвижник П. А. Столыпина А. В. Кривошеий. Суть его реформы проста. Земля – трудящимся и сохранить всякое землепользование, как оно установилось к настоящему времени. За прежними владельцами остается лишь часть их владений, за отчуждаемую часть небольшая плата, вносимая новым собственником. Но время было упущено.

    Заключительное слово учителя: В условиях ожесточенного противостояния между красными и белыми население, и прежде всего крестьянство было вынуждено смириться с военно-экономической программой большевиков, ясно давая понять, что оно не желает возвращения старых порядков.

    Это во многом обусловило победу красных в гражданской войне.

    Домашнее задание. § 16, вопросы и задания  с. 127-128.

    Итоги урока. Выставление оценок.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока по истории России по теме "Россия в XXI веке"

    В материале представлена методическая разработка по истории России для II концентра по теме "Россия в XXI веке: выбор пути развития", которая может быть использована как учителями истории и обществозн...

    Методическая разработка урока по истории России. ( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).

    Методическая разработка урока по истории России.( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).  На уроке предполагается изучение  нового м...

    Конспект урока на тему: "Экономическая политика красных и белых"

    Конспект урока на тему: "Экономическая политика красных и белых"; 9 класс; история России....

    Методическая разработка урока по истории России на тему: «Внутренняя и внешняя политика Павла I»

    Цель урока:  познакомить обучающихся с новой творческой формой работы на уроке, формировать умение в нестандартной, творческой форме представить свои знания о периоде правления Павла I...

    Методическая разработка урока по истории России по теме: "Декабристы: преступники или герои?"

    Методическая разработка урока по истории в 8 классе по теме: "Декабристы: преступники или герои?" 1. План-конспект урока2. Презентация к уроку...

    Методическая разработка урока по истории России по теме: "Идём на Восток: по следам русско-турецкой войны 1877-1878 гг."

    Методическая разработка урока в 8 классе по истории России по теме: "Идём на Восток: по следам русско-турецкой войны 1877-1878 гг."...