Главные вкладки

    Методическая разработка урока по истории России по теме: "Идем на Восток: по следам русско-турецкой войны 1877-1878 гг."
    методическая разработка по истории (9 класс)

    Фоменко Мария Сергеевна

    Методическая разработка урока по истории России по теме: "Идем на Восток: по следам русско-турецкой войны 1877-1878 гг." 9 класс.

    1. План-конспект урока (+приложение)

    2. Презентация к уроку

    3. Маршрутный лист

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка

    урока по истории по теме:

     «Идём на восток: по следам русско-турецкой войны 1877-1878 гг.»

    Класс: 9

    Цели: формирование знаний учащихся о ходе русской - турецкой войны 1877 – 1878 гг., доблести и мужестве, проявленными воинами российской армии, положившими начало освобождению славянских народов на Балканах; создание у учащихся яркого, целостного образа русского рядового солдата и его роли в Отечественной истории.

    Задачи: 

    • Образовательная: обеспечить усвоение понятий и фактов, связанных с Восточным вопросом во второй половине XIX в.; выяснить причины русско-турецкой войны 1877-1878 гг., цели участников; основные сражения; причины поражения турецкой армии и значение победы Российской империи;
    • Развивающая: формировать самостоятельное мышление учащихся; умение выделять главное, работать с историческими источниками, продолжать оттачивать навыки работы с картой, анализировать, доказывать, рассуждать;
    • Воспитательная: на примерах доблести и мужества российской армии, известных полководцев (М.Д.Скобелева, Э.И.Тотлебена, И.В.Гурко), воспитывать чувства патриотизма, любви к родине и гордости за ратные подвиги российского народа;

    Тип урока: комбинированный

    Форма урока: урок-погружение

    Технологии: проблемный диалог, историческая реконструкция, индуктор

    Форма работы: фронтальный опрос, групповая работа, индивидуальная работа

    Метапредметные связи: литература, музыка, мировая художественная культура

    Проблемный вопрос: Стала ли военная компания 1877-1878 гг. реваншем за Крымскую войну?

    Оборудование:

    • Стихотворение Ф.И.Тютчева «Пророчество»
    • Стихотворение В.М.Бехтерева «К картине В.В.Верещагина «Панихида на поле битвы»»
    • Карикатуры 1856 г. и 1878 г. на Россию и Европу
    • Картина В.В.Верещагина «Панихида на поле битвы»
    • Карта «Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг.»
    • Письмо болгарского журналиста Т. Бурмоза о зверском подавлении турками восстания в Болгарии
    • В. Гюго «В поддержку болгарскому народу»
    • Воспоминания рядового Иванова
    • Стихотворение И.Вазова «Россия»
    • Биографические данные о Э.И.Тотлебене и М.Д.Скобелеве  
    • Статистические данные: сравнительная таблица «Соотношение сторон в русско-турецкой войне»
    • Воспоминания П. А. Дукмасова «Со Скобелевым в огне»
    • Тексты итогов международных конференций: Константинопольской, Берлинской и статьи Сан-Стефанского мира
    • песня группы Ногу свело «Идём на Восток», сопровождаемая кадрами из художественного фильма «Турецкий гамбит» (по мотивом одноименной книги Б.Акунина)
    • художественное видео «Штурм Плевны»
    • видео «Русские художники о войне 1877-1878 гг.» под частушки хора Валаам
    • авторская презентация

    План-конспект открытого урока по теме:

     «Идем на Восток: по следам русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг.»

    Учитель: Ребята, наши уроки в четвертой четверти посвящены истории нашего государства во второй половине XIX века. Правление какого императора открывает этот период?

    Ученики: Александр II (1855-1881 гг.)

    Учитель: Напомните, какие две формы политики осуществляет любое государство?

    Ученики: внутреннюю и внешнюю

    Учитель: реформы Александра II во внутренней политике мы уже с вами проанализировали. Давайте обратим свой взор за пределы нашего государства и разберемся в коллизиях внешней политики, проводимой царем-Освободителем в этот период.

    Внешняя политика Российской империи традиционно заключала в себе несколько направлений. Какие это направления?

    Ученики: западное, восточное

    Учитель: Как вы считаете, какое направление во внешней политике будет приоритетным для Александра II? Почему?

    Ученики: Восточное направление. Надо взять реванш за проигранную Крымскую войну (1853-1856 гг.)

    Учитель: Почему Крымская война была проиграна?

    Ученики: флот и сухопутная армия требовали реорганизации, просчёты командования, отсутствие союзников, неожиданное выступление на стороне Турции Англии и Франции.

    Учитель: чего лишилась Российская империя по Парижскому договору?

    Ученики: Россия не могла иметь военные флот и укрепления на Чёрном море, отдала Турции крепости на Кавказе, потеряла права защитницы балканских народов.

    Учитель: действительно, восточное направление станет основополагающим во внешней политике Александра II. Царю было необходимо учесть просчеты своего отца, Николая I, и командования, для кардинального пересмотра Парижского мира.

    Учитель: ребята, давайте погрузимся в эпоху, смотрим видео и формулируем тему сегодняшнего урока.

    • Звучит песня группы Ногу свело «Идём на Восток», сопровождаемая кадрами из фильма «Турецкий гамбит».

    Ученики: Реванш за 1856 г. «Идём на Восток»

    Учитель: Каким проблемным вопросом в рамках сформулированной вами темы можно задаться, что придти к ответу на него в конце урока?

    Ученики: Стала ли военная компания 1877-1878 гг. реваншем за Крымскую войну?

     Учитель: изучать данную войну мы с вами будем по группам, и каждая примерит на себя роль специалиста в области истории и международных отношений.  

    • Знакомство с маршрутными листами IV групп.

    Учитель: готовы?! Тогда вперёд! Держим курс на Восток!

    Учитель: Через 20 лет после унизительного поражения в Крымской войне русское правительство выбрало время, восстанавливая свое влияние в Европе, отомстить Турции за Парижский мирный договор. Время выбрано исключительно благоприятное: Турцию охватил политический кризис (там за год сменилось три султана), а в славянских владениях Османской империи с 1875 г. везде мятежи (бунтуют Босния и Герцеговина, Сербия воюет и её армию возглавляет отставной русский генерал, в Болгарии турки топят восстание в крови).

    Мемуаристы: читают письмо болгарского журналиста Т. Бурмоза о зверском подавлении турками восстания в Болгарии (15 мая 1876 г.) и высказывание Виктора Гюго.

    Учитель: какой вывод можно сделать? В чём суть Балканского кризиса?

    Историки: Турки угнетают славянское население Балканского полуострова, не дают исповедовать христианскую веру. Единоверные братья – славяне взывают о помощи к русскому императору.

    Учитель: Итак, каковы же причины участия России в войне?

    Историки:1.Защита славянских народов 2. Стремление вернуть черноморские проливы и господство в Чёрном море.

    Учитель: Подготовка к войне. Надо отметить, что Александр II пробовал дипломатическим методом решить Балканский кризис.

    Дипломаты: Читают о Константинопольской конференции. Вывод: разрешение Балканского кризиса – только война.

    Учитель: Что может сказать, о соотношении сил на начало войны? Какова оснащенность каждой из сторон?

    Историки: анализ таблицы «Силы сторон». Турки превосходили по численности и качеству ружей. Россия превосходила по качеству пушек и размеру конницы.

    Учитель: 12 апреля 1877 г. исчерпав все дипломатические попытки мирного урегулирования турецкого вопроса, Россия объявила Турции войну. План России в войне – дойти до Константинополя! План Турции – измотать русские отряды обороной крепостей.

    Хронисты:  начальный период войны: От рубежей Российской империи через Румынию в Болгарию (по воспоминаниям П.А.Дукмасова)

    Мемуаристы: о восторженной встрече русских солдат болгарами

    Учитель: болгарский городок Никополь находился у самого дунайского берега, его занимают первым и по ошибке принимают за стратегически важный Плевен. И так долго здесь в Никополе празднуют победу, что в настоящий Плевен уже пришли турки и заняли оборону.

    Хронисты: о штурме Плевны 

    Мемуаристы: о генерале Скобелеве

                              о генерале Тотлебене

    • Просмотр видео «Штурм Плевны»

    Учитель: 10.12.1877 г. Плевна была взята. Стихотворение учёного Бехтерева, участника войны.  

    Потери очень велики. Думали даже вернуться в Румынию и перезимовать там, но в руках русских ещё и Шипкинский перевал,  который занял генерал Гурко (прозван «Генерал Вперед!»). Это решит исход войны.

    Хронисты: об удержании Шипкинского перевала

    Учитель: русские на перевале дождались подхода своих (генерал Скобелев)  в декабре 1877 г. Турки в Плевне сдались. Русская армия устремилась к Балканскому хребту. Горы завалены снегом, альпийского снаряжения у армии нет. Когда генералу Гурко сказали, что «пушки наверх нельзя втащить даже на руках», он ответил: «Втащить зубами!». Вскоре был взят Адрианополь.

    Скобелев дошел до местечка Сан-Стефано, это в 12 верстах от беззащитного Стамбула. Турки капитулировали. Приказ из Петербурга «Стамбул не брать»: иначе грозит война со всей Европой. Англия уже ввела свой флот в Мраморное море, Австро-Венгрия придвинула войска к русской границе.

    Дипломаты: оглашают статьи Сан-Стефанского мирного договора

    Учитель: Европа была страшно обеспокоена успехами Российской империи и спешно собрала конгресс в Берлине под председательством канцлера Отто фон Бисмарка. Делегацию от России возглавлял блестящий дипломат Горчаков. Однако посмотрите на горькие его слова в донесении императору Александру II.

    Дипломаты: оглашают статьи Берлинского трактата и делают вывод.

    Учитель: Несмотря на попытки Западных держав снизить значимость победы России, значение военной компании 1877-1878 гг. велико.

    Задания для всех: выделите значение победы нашей страны в данной войне

    • Просмотр видеофрагмента «Русские художники о войне 1877-1878 гг.» под частушки хора Валаам

    Ответы учеников.

    Учитель: стала ли военная компания 1877-1878 гг. реваншем за Крымскую войну?

    Закончить хотелось бы стихотворением Ф.М.Тютчева «Пророчество».

    Рефлексия: тест, заполнение пропусков в предложениях

    Дифференцированное домашнее задание

    Приложение

    А) Для дипломантов

    • Константинопольская конференция

    Константинопольская конференция — конференция великих держав (Великобритания, Россия, Франция, Германия, Австро-Венгрия и Италия), проведённая в Стамбуле с 23 декабря 1876 по 20 января 1877 года.

    После начала национально-освободительных войн на Балканском полуострове, великие державы одобрили проект либеральных политических реформ, которые должны были проводиться в тех славянских странах, которые находились в зависимости от Османской империи.

    Турция высокомерно отказалась сотрудничать.

    • Сан-Стефанский мирный договор

    19 февраля 1878 г.

    Страны Балканского полуострова:

    • Черногория, Сербия, Румыния – независимые государства
    • Босния и Герцеговина – получили автономию в составе Османской империи
    • Болгария – вассальное по отношению к Османской империи государство, но с правом выбора князя. Связь с Турцией ограничивалась уплатой дани.
    • Албания – получила культурную автономию

    Российская империя: получает Южную Бессарабию, города в Малой Азии (Ардаган, Карс, Баязет, Батум) + контрибуция от Турции

    • Берлинский конгресс

    Берлинский трактат

    1 июля 1878 г.

    Председательствовал Отто фон Бисмарк.

    Россия была вынуждена согласиться с новыми условиями:

    • Болгария разделена на две части. Южная Болгария не имеет права выбирать князя, его назначает султан.
    • Урезаны территории Сербии и Черногории.
    • Сокращены приобретения России на Кавказе. Размер контрибуции уменьшен.
    •  Страны, не воевавшие с Турцией, получили некоторые территории: Англия – о.Кипр, Австрия – Боснию и Герцеговину.

    Б) Для историков

    Винтовка Бердана - однозарядные винтовки с металлической гильзой и дымным порохом, состоявшие на вооружении в Российской империи во второй половине XIX века.

    Винтовка Мартини — американская винтовка, производилась в 1869-1871 гг. Кроме военного применения винтовку использовали для охоты на особо крупных животных, например, на медведей. Стреляет дальше, чем русская винтовка Бердана.

    У нарезного оружия убойная сила и точность (меткость) лучше, чем у гладкоствольного (его применяют в большей степени для охоты).

    В) Для мемуаристов

    Из письма болгарского журналиста

    Т. Бурмоза

     о зверском подавлении турками восстания в Болгарии

    (15 мая 1876 г.)

    «Турки, вызвав нарочно восстание в Болгарии, сожгли в одном Филиппольском  санджаке   118 сел и деревень. Пострадавшее от того население, которое большею частью истреблено, простирается до ста тысяч. Вооруженные турки режут под прикрытием регулярного войска всех попадающихся им навстречу болгар, не различая женщин и детей. Филиппольский санджак ныне везде усыпан трупами. В одном  лишь селе Клисуре  турки умертвили   180 детей».

    •        Санджак – территориальная единица Османской империи

    Виктор Гюго

    «В поддержку болгарскому народу»

     «Необходимо привлечь внимание европейских правительств к одному факту, одному совершенно небольшому факту, который правительства даже не замечают… Подвергнут истреблению целый народ. Где? В Европе… Будет ли положен конец мучению этого маленького героического народа?»

    В поддержку болгар также высказались учёный биолог Чарльз Дарвин, английский писатель Оскар Уайльд и лидер либералов в Италии -  Джузеппе Гарибальди.

     «Из воспоминаний рядового Иванова»

    Как болгарское население встречало русские войска

    «Как сквозь сон помню этот переход; пыль, поднимаемую обгонявшими нас на рысях казачьими полками, широкую степь, спускавшуюся к Дунаю, другой синевший берег которого мы увидели верст за пятнадцать; усталость, жару, свалку; грязный маленький городок, наполненный войсками, каких-то генералов, махавших нам с балкона фуражками и кричавших «ура», на что мы отвечали тем же. Пришли! Пришли! – гудели вокруг нас голоса»

    Иван Вазов  Болгарский поэт (1850-1921)

    «По всей Болгарии сейчас

    Одно лишь слово есть у нас,

    И стон один, и клич: «Россия!»

    Генерал Эдуард Иванович Тотлебен

    Герой Плевны

    После Третьего неудачного штурма Плевны 30-31 августа 1877 года для руководства осадными работами был вызван известный инженер, герой обороны Севастополя Тотлебен. Ему удалось установить плотную блокаду крепости, уничтожить при помощи сброса потоков воды с открытых плотин турецкие водяные мельницы в Плевне, лишив противника возможности выпекать хлеб. Выдающийся фортификатор немало сделал и для улучшения быта осаждавших Плевну войск, подготовив русский лагерь к ненастной осени и надвигающимся холодам.

    Генерал Михаил Дмитриевич Скобелев

    Герой Плевны

    М.Д.Скобелев – один из покорителей Средней Азии. Исключительно популярен в войсках. Но несносный характер и претензии быть вторым Суворовым.

    Он руководил 16-ой дивизией, героически проявившей себя при осаде Плевны. Когда город был взят, Скобелев перевооружил свою дивизию винтовками Мартини, которые были взяты в огромном количестве в арсеналах Плевны. Кроме того, Скобелев, используя склады Плевны, обеспечил своих солдат теплой одеждой, поэтому двигавшаяся по одному из наиболее сложных участков Балкан — Иметлийскому перевалу 16-ая дивизия не потеряла ни одного человека обмороженным.

    Г) Для хронистов

    Воспоминания Петра Архиповича Дукмасова

    (участник русско-турецкой войны,

    26-ой Донской казачий полк)

    От России через Румынию в Болгарию

    По территории Румынии русские войска быстро доходят до Дуная.

    Дальше – Болгарские провинции Турции.

    Высок болгарский берег Дуная. На нем, на скалах – укрепления турок. Сложные условия для форсирования.

    Переправу русские войска осуществляют на понтонах. На одном понтоне 2 орудия, 10 лошадей и 26 солдат. Казаки обматывают копыта лошадей тряпками, у гребцов вёсла обвиты соломой.

    Самый первый русский отряд подбирается к турецкому берегу совсем незамеченным. Но следующие отряды двигаются навстречу плотному огню – в телах убитых будут находить по 10 пуль!  

    Штурм Плевны

    Штурм Плевны дважды неудачен, третий штурм назначили на дату царских именин. Государь приехал принимать подарок – город, взятый в его честь.

    Александр II не позволил пить за его здоровье, взволнованно произнеся: «За здоровье тех, кто теперь там (в Плевне) дерётся.  Выпьют сорок бутылок шампанского.

    Штурм неудачный – 13 тыс. убитых против 3 тыс. со стороны Турции. Больше штурмов не было. Русские окружили Плевну сплошной блокадой, специальная команда отстреливала дробью пролетающих птиц, чтобы никакого провианта для турок в город не попадало. Турок просто морили голодом.

    Наконец, город-крепость Плевна была взята русскими. 10 декабря 1877 год.

    Шипкинский перевал

    4 месяца глухой обороны. Чтобы удержать перевал, нам необходимо самим на нём удержаться. Попросту выжить. На Шипке впервые мороз воюет против нас. Ранняя и очень суровая зима 1877-1878 гг. У солдат никакого теплого обмундирования, кроме башлыков (капюшоны). Мы обматывали руки и ноги мешками из - под сухарей. Поверх шинелей укутывались палатками. Ничего не помогает. А ещё влажность, сырость, туман. Ледяной коркой покрываются ружья. Нужно все время передёргивать затворы, чтобы поддерживать их в боеготовности. Особенно трудно приходится часовым. Они замерзают стоя на посту.

    От турецких пуль погибло 700 человек, а замёрзло – 9 тыс.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 2

    Почему Россия проиграла Крымскую войну?

    Слайд 3

    Формулируем тему урока Просмотр видеофрагмента художественного фильма «Турецкий гамбит» ( реж.Д.Х.Файзиев , 2005)

    Слайд 4

    Идём на Восток: по следам русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

    Слайд 5

    Проблемный вопрос: Стала ли военная компания 1877-1878 гг. реваншем за Крымскую войну?

    Слайд 6

    Задания для групп: I группа - Историки : определяют суть балканского кризиса, причины войны, цели России в войне, соотношение сил. II группа – Хронисты : изучают военные действия, заполняют таблицу . III группа – Дипломаты : сравнивают условия Сан-Стефанского и Берлинского мирных договоров, дают им оценку . IV группа – Мемуаристы : анализируют события войны «от первого лица», заполняют таблицу "Герои русско-турецкой войны". Держим курс на Восток!

    Слайд 7

    1. Истоки войны Сербия Босния Болгария Крымская война 1853-1856 гг. Неутешительный Парижский мир 1856 г. Экономический кризис во Франции с 1871 г. Политический кризис в Турции 1875 г. Национально-освободитель-ные войны на Балканах с 1875 В чём суть Балканского кризиса и каковы причины войны?

    Слайд 8

    2. Причины войны Защита славянских народов Возвращение контроля за черноморскими проливами Поднятие авторитета Российской империи на международной арене

    Слайд 9

    3. Подготовка к войне Созыв, по инициативе России, Константинопольской конференции . Турция высокомерно отказалась сотрудничать. Выход – война! До начала военных действий по всей России жертвовали деньги для братьев-славян. Император дал лично 10 тыс. Кредит Румынии – 1 млн. Мобилизация проходила с огромным подъемом, полно добровольцев.

    Слайд 10

    3. Подготовка к войне Главнокомандующим был назначен брат Александра II – князь Николай Николаевич (талантливый военачальник). Государь Александр II находился в действующей армии. Крупнейшие соединения возглавлял наследник престола – великий князь Александр Александрович.

    Слайд 11

    3. Подготовка к войне Соотношение сил Численность Ружья Конница Пушки 12 апреля 1877 г . исчерпав все дипломатические попытки мирного урегулирования турецкого вопроса, Россия объявила Турции войну Цель: дойти до Стамбула

    Слайд 12

    4. Военные действия

    Слайд 13

    4. Военные действия От России через Румынию в Болгарию Переправа на территорию Болгарию , контролируемую османами. Взятие Никополя Осада Плевны Тотлебен Э.И. Скобелев М.Д.

    Слайд 14

    Штурм Плевны Просмотр видеофрагмента «Штурм Плевны»

    Слайд 15

    4. Военные действия 10.12.1877 – взята Плевна Все поле покрыто густою травой. Не розы, а трупы его устилают Священник стоит с обнаженной главой. Качая кадилом читает.... И хор за ним дружно, протяжно поет Одну за другою молитвы. Он вечную память и скорбь воздает Всем павшим за родину в битве. В.М.Бехтерев В.В.Верещагин «Панихида на поле битвы»

    Слайд 16

    4. Военные действия Июнь 1877 г. - Генерал Гурко занял Шипкинский перевал и продолжительное время удерживал его (до подхода в декабре ген.Скобелева)

    Слайд 17

    4. Военные действия За перевалом русскими взят Адрианополь Генерал Скобелев вышел к Сан-Стефано. Капитуляция Турции

    Слайд 18

    5. Сан-Стефанский мирный договор

    Слайд 19

    5. Сан-Стефанский мирный договор

    Слайд 20

    5. Итоги Берлинского конгресса "Берлинский трактат есть самая черная страница в моей служебной карьере» А.М.Горчаков в донесении к царю. Приписка Александра II «И в моей тоже»

    Слайд 21

    6. Значение победы в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Русские художники о войне 1877-1878 гг. «Вспомним, братцы, как стояли Мы на Шипке в облаках, Турки нас атаковали И остались в дураках!» Хор Валаам

    Слайд 22

    6. Значение победы в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Восстановился авторитет русской армии. Важный шаг в освобождении южно-славянских народов от турецкого ига. Победа в войне явилась наиболее крупным военным успехом России во второй половине XIX веке.

    Слайд 23

    28 ноября 1887 года в Москве, в сквере на площади у Ильинских ворот, в день 10-летия освобождения Плевны был открыт памятник-часовня. Скромная надпись на нем гласит: «Гренадёры своим товарищам, павшим в славном бою под Плевной. В память войны с Турцией 1877-1878 гг.»

    Слайд 24

    Проблемный вопрос: Стала ли военная компания 1877-1878 гг. реваншем за Крымскую войну?

    Слайд 25

    И своды древние Софии, В возобновлённой Византии, Вновь осенят Христов алтарь. Пади пред ним, о царь России, – И встань как всеславянский царь! Ф. И. Тютчев «Пророчество» О чём данное стихотворение? Что за «София» упомянута? Сбылось ли пророчество поэта?

    Слайд 26

    Рефлексия Что было поводом к Русско-турецкой войне 1877-1878 гг.? 1. Отказ Турции вывести свои войска из Севастополя 2 . Отказ Турции провести реформы в целях улучшения положения христиан 3. Проведение демонстрации в Москве под антитурецкими лозунгами 4. Победа Сербии и Черногории в войне против Турции

    Слайд 27

    Рефлексия Какое событие связано с военным действиями на Балканском фронте в ходе Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.? 1. Штурм Измаила 2. Осада Плевны 3. Овладение крепостями Баязет и Ардаган 4. Синопское сражение

    Слайд 28

    Рефлексия Чья деятельность связана с Русско-турецкой войной 1877-1878 гг.? 1. М.Д.Скобелева 2. П.С.Нахимова 3. Н.И.Пирогова 4. А.С.Суворова

    Слайд 29

    Рефлексия Какое событие в ходе Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. произошло ранее других? 1. Берлинский конгресс 2. Взятие русскими войсками Андрианополя и Стамбула 3. Взятие русскими войсками Шипкинского перевала 4. Наступление русских войск на Стамбул

    Слайд 30

    Рефлексия Что стало результатом победы России в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг.? 1. Превращение Болгарии в независимое государство 2. Присоединение к России Сербии и Черногории 3. Восстановление престижа России на Балканах 4. Превращение Турции в вассала Российской империи

    Слайд 31

    Рефлексия 1. В результате национально - освободительного движения славянских народов против ______обострилась политическая ситуация на Балканском полуострове. 2. Произошло это в середине _ годов XIX века. 3. Cамым длительным сражением в истории русско - турецкой войны 1877 - 1878 стала оборона _________. 4. Русские войска в июле 1877 г. смогли захватить _________перевал, через который шла наиболее удобная дорога на Константинополь (Стамбул).

    Слайд 32

    Рефлексия 5. В период боевых действий 1877 - 1878 гг. прославились русские офицеры Столетов, Скобелев, Лорис-Меликов,________. 6. По Сан - Стефанскому мирному договору к России отошли крепости на Кавказе, Баязет, ___________, ___________. 7. В результате подписания Берлинского трактата Боснию и Герцеговину получила _______________, а остров Кипр получила ______________.

    Слайд 33

    Домашнее задание На «3» Р.Т. задания к параграфу №28 (1,3) На «4-5» Напишите небольшое сочинение на тему: «Очевидец событий русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг».: а) Александр II; б) Представитель турецкой армии; в) Русский офицер; г) Ваш выбор



    Предварительный просмотр:

    Маршрутный лист

    Группа №1. Историки

    Суть балканского кризиса

    Причины войны

    Подготовка к войне

    Цели России

    Соотношение сил

    Маршрутный лист

    Группа №2. Хронисты

    Россия - Румыния

    Болгария. Шипкинский перевал

    Болгария.

    Осада Плевны

    Путь на Стамбул

    Маршрутный лист

    Группа №3. Дипломаты

    Сан-Стефанский мирный договор

    Берлинский мирный договор

    Маршрутный лист

    Группа №4. Мемуаристы

    Герои русско-турецкой войны

    Где проявили себя


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ ХХ век тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКАПО ИСТОРИИ РОССИИ  ХХ век9 класс   тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»...

    Методическая разработка урока по истории России по теме "Россия в XXI веке"

    В материале представлена методическая разработка по истории России для II концентра по теме "Россия в XXI веке: выбор пути развития", которая может быть использована как учителями истории и обществозн...

    Методическая разработка урока по истории России 11 класс по теме "Международные отношения накануне второй мировой войны"

    Методическая разработка урока по истории России 11 класс по теме "Международные отношения накануне второй мировой войны" в рамках ФГОС 2-го поколения....

    Методическая разработка урока по истории России. ( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).

    Методическая разработка урока по истории России.( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).  На уроке предполагается изучение  нового м...

    Методическая разработка урока по истории России "Северная война"

    Тема:Северная войнаЦели урока:Обучающие:выяснить цели России в Северной войне; рассмотреть основные сражения и выделить её итоги.Развивающие:развивать навыки поисковой, исследовательской деятельн...

    Методическая разработка урока по истории России 7класс «Просвещенная» культура России».

    Методическая разработка урока по истории России7класс«Просвещенная» культура России»....

    Методическая разработка урока по истории России в 8 классе по теме "Великая Северная война"

    Урок предполагает познакомить учащихся с событиями Северной войны 1700-1721 гг.; оценить роль реформы армии и флота в достижении победы России в Северной войне; определить причины, основные ...