Методическая разработка урока истории по теме "Николаевская Россия", 8 класс
методическая разработка по истории (8 класс) по теме

Кудряшов Михаил Юрьевич

Данная методическая разработка представляет собой документ в WORD и презентацию. Можно использовать лишь презентацию, если в данном кллассе Вы не применяете групповые способы работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_na_attestatsiyu_myuk.doc61.5 КБ
Office presentation icon nikolay1a.ppt788 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

МИКРОРАЙОНА КЕРВА г. ШАТУРЫ

ШАТУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Конспект урока по истории России

8 класс

Учитель истории Кудряшов М. Ю.

Дата проведения урока 16 февраля 2010г.

Тема урока: Николаевская Россия

Цели урока:

  1. обучающие:

познакомить учащихся с личностью Николая I, его внутренней политикой, основными направлениями,

  1. развивающие: 

совершенствовать умение учащихся работать с учебником, развивать навыки анализа документов, совершенствовать умение выделять главное, делать выводы, развивать коммуникативную культуру,

  1. воспитывающие: 

формировать у учащихся интерес к истории и историческим личностям.

План урока.

  1. организационный момент;
  2. проверка домашнего задания;
  3. постановка цели занятия перед учащимися, объявление темы урока;
  4. объяснение нового материала по теме урока;
  5. запись домашнего задания (пояснения).
  6. подведение итогов урока.

Оборудование.

Мультимедийные средства обучения, раздаточные материалы.

Ход урока.

1.Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку.

2.Проверка домашнего задания.

Учащимся предлагается тест  - продолжительностью 3-4 минуты (Приложение 1). Проверка правильности выполнения осуществляется непосредственно самими учащимися через показ ответов на слайде. Учащиеся имеют возможность оценить свою подготовку к уроку.

3.Постановка цели занятия перед учащимися, объявление темы урока.

(Показ слайда, учащиеся отражают тему урока в тетрадях).

Тема урока: Николаевская Россия

Цели урока:

- сформировать представление об особенностях внутренней политики Николая I, ее основных направлениях,

- развивать умения работать с документами, выделять главное, делать выводы,

- воспитывать интерес к историческим личностям.

4. Объяснение нового материала по теме урока.

Объяснение нового материала осуществляет учитель по плану с показом презентации:

  1. Личность императора Николая I.
  2. Восшествие на престол
  3. Укрепление Государственного аппарата.

4.  Кодификация законов.

5.  Попытки решения крестьянского вопроса.

6.  Внутренняя политика

7.  Общее значение деятельности Николая I.

Личность императора Николая I. Восшествие на престол

На экране слайд с портретом и годами жизни и правления Николая I

Учащиеся записывают в тетрадях годы жизни и правления Николая I.

Учитель: Период правления Николая I называют «Апогей самодержавия», то есть время наиболее полного проявления абсолютизма, неограниченной власти монарха во всех сферах жизни России. В Европе в этот момент завершается промышленный переворот, а ведущие европейские страны превращаются в высокоразвитые промышленные державы. А что же происходит в России?

Подавлено восстание декабристов, по-прежнему сохраняется крепостное право, в обществе усиливаются консервативные настроения.

После трехнедельного междуцарствования на Российский престол вступил младший брат Александра Николай Павлович. Ему было 29 лет. Стройный, статный красавец с правильными чертами энергичного лица, со строгим выражением серо-стальных глаз, он казался живым олицетворением власти и силы. Его называли бесстрашным рыцарем абсолютизма. Иные преклонялись перед ним, другие ненавидели. Что же скрывалось за внешним обликом силы и могущества. (На экране слайд – портрет Николая I, цитата).

Согласны ли вы с этим высказыванием?.. На этот вопрос мы ответим в конце урока.

Рассказ ученика о детстве и юности Николая Павловича.

Будущий император Николай I родился в Царском селе 25 июня 1798 года. Он был третьим сыном великого князя Павла Петровича и его жены Марии Федоровны. Павел страстно любил своих младших детей, отдавая предпочтение Николаю. Он часто играл с детьми, уделяя немалую часть своего досуга. Первой игрушкой , купленной Николаю было деревянное ружье, затем последовали 4 деревянные шпаги. В 3 года мальчик впервые надел военный мундир. Можно сказать, что военный обиход окружал будущего русского императора  с малых лет. Николаю не было и 5 лет, когда он лишился отца. Вскоре после этого его воспитание переходит в руки генерала Ламсдорфа. Вряд ли можно было сделать более неудачный выбор. Он старался переломить воспитанника на свой лад, идти прямо наперекор всем наклонностям, желаниям и способностям Николая. Мальчика на каждом шагу останавливали, исправляли, делали замечания, преследовали моралью и угрозами. Будущий император рос вспыльчивым, упрямым и непослушным. Но это вряд ли оправдывает Ламсдорфа, который позволял себе бить Николая линейкой, ружейным шомполом, наказывать розгами. Все сыновья Павла I унаследовали от отца страсть к военному делу: парадам, смотрам, разводам. Но особенно отличался Николай, сохранивший любовь к внешней стороне армейской жизни навсегда. Страсть Николая ко всему военному беспокоило императрицу Марию Федоровну, она приглашала в качестве наставника к Николаю известных ученых, но будущий император испытывал отвращение к лекциям, не имеющим отношения к ратному делу.

Учитель:

К какой карьере готовился великий князь Николай Павлович?

(к военной).

        Какие обстоятельства повлияли на его характер?

Лучше всего о личности императора Николая могут рассказать его современники, поэтому я предлагаю познакомиться с документом. Из воспоминаний фрейлины А. В. Тютчевой.

«Он чистосердечно и искренне верил, что в состоянии все видеть своими глазами, все слышать своими ушами, все регламентировать по своему разумению, все преобразовывать своей волей. Он никогда не забывал, что, когда и кому приказывал, и следил за точным исполнением своих приказаний».

Вопросы к документу:

  1. Какие черты характера выработались у будущего императора?

(властность, ответственность, дотошность)

  1. Какая организация была идеалом для Николая?

(армия)

  1. Что император требовал от своих подчиненных?

(исполнительности, повиновения, покорности)

Укрепление Государственного аппарата.

Учитель: Противоречивость личности Николая отразилась на его внутренней политике. С одной стороны, он пытался искоренить недостатки существующей системы, а с другой, сохранить и укрепить самодержавие.

(На экране слайд – внутренняя политика Николая I)

Учащиеся записывают в тетрадь основные направления внутренней политики Николая I.

После восстания декабристов основной заботой Николая Павловича были централизация управления государством, контроль настроений в обществе, борьба с вольнодумством. Поэтому он расширяет полномочия своей личной канцелярии, увеличивает количество чиновников и их власть.

На экране слайд со схемой «Императорская канцелярия».

Учитель: Даже мелкие решения принимались высшими чиновниками. Можно сказать, что Россия попала под власть бюрократов. Для борьбы с революционными настроениями император  создал специальную организацию – 3 отделение канцелярии. Им руководил генерал Александр Христофорович Бенкендорф.

Рассказ ученика.

Генерал Александр Христофорович Бенкендорф служил начальником третьего отделения канцелярии, одновременно был шефом корпуса жандармов, пользовался особым доверием царя.

На экране слайд с портретом Бенкендорфа.

Учитель:

Особое внимание уделялось проверке печатных произведений, поэтому в 1826 году Николай I утвердил «Устав о цензуре», прозванный современниками за строгость «чугунным». Все журналисты, писатели, поэты могли опубликовать написанное, только пройдя проверку цензоров.

Деление учащихся на группы: жандармы, цензоры, чиновники. Каждая группа получает свой документ и задание. (Приложение 2). На выполнение задания отводится 2-3 минуты. Далее группы сообщают свои ответы. Результат работы третьей группы служит переходом к рассказу учителя о втором направлении внутренней политики императора Николая Павловича – об улучшении существующих порядков.

На экране соответствующий слайд.

Кодификация законов.

Для улучшения существующих порядков император приказал пересмотреть все законы, изданные в России за последние 200 лет. Из них был собран Свод действующих законов Российской империи. Доверить такой труд можно было только опытному чиновнику.

Рассказ ученика о Сперанском М. М.

Михаил Михайлович Сперанский при Александре I занимал должность статс-секретаря, заместителя министра юстиции, генерала-прокурора синода. Разработал проект преобразований государственного управления, который не был утвержден. По поручению Николая I выполнил труд, который до него безуспешно велся десятилетиями: собрал и опубликовал Свод действующих законов государства в 1833г.

На экране соответствующий слайд.

Попытки решения крестьянского вопроса

Учитель:

Император не забыл нужды и беднейших своих подданных крестьян. Меры по улучшению их положения он поручил предпринять Павлу Дмитриевичу Киселеву.

На экране слайд.

Рассказ ученика о Киселеве П. Д.

Павел Дмитриевич Киселев – граф, государственный и военный деятель, дипломат. Геройски проявил себя в Бородинском сражении. С 1838г. занимал пост министра государственных имуществ. Под его руководством была разработана и проведена реформа управления государственных крестьян.

Учитель:

Относясь к крепостному праву как к очевидному злу, Николай I не мог решиться на его отмену, опасаясь реакции помещиков. Он лишь частично облегчил жизнь крестьян.

Внутренняя политика

Кроме того, Николай I проявил заботу о крепости финансовой системы России. В 1839-1843г.г. министр финансов Егор Францевич Канкрин провел денежную реформу. Главным платежным средством стал серебряный рубль, на который можно было обменять бумажные ассигнации. Эта мера способствовала более быстрому экономическому развитию России в середине XIX века.

Общее значение деятельности Николая I.

Чтобы проанализировать суть и значимость николаевских преобразований предлагается группам следующее задание. (Приложение 3)

На работу с заданиями дается 2-3 минуты. Затем учащимся предлагается вспомнить вопрос, заданный учащимся в начале урока. На экране слайд: «Его называли бесстрашным рыцарем абсолютизма. Иные преклонялись перед ним, другие ненавидели. Что же скрывалось за внешним обликом силы и могущества?» Согласны ли Вы с этим высказыванием.

- Да, Николай предпринимал меры для укрепления самодержавия, то есть учредил 3 отделение, принял устав о цензуре.

- Нет, он старался улучшить существующие порядки, например, приказал привести в порядок законы и решить крестьянский вопрос.

Учитель обобщает ответы учащихся. Деятельность Николая I неоднозначна: видя своей главной заботой поддержание спокойствия и порядка в государстве, он укреплял устои самодержавия и боролся с существующими недостатками системы.

5. Запись домашнего задания (пояснения):

Параграф 10, вопросы и документы на странице 68-70.

6. Подведение итогов урока.

Выставление оценок всем учащимся за работу на уроке (учесть результаты тестирования, работу в группах)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории России "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва" 6 класс

Данная разработка соответствует уроку изучения нового материала по программе истории России для 6 класса общеобразовательной школы. В разработку входит: пояснительная записка, конспект урока, мультиме...

Методическая разработка урока истории по теме «Русско-японская война» 9 класс, «История России. XX век»

В кусе изучения «Истории России  XX век» рассмотрение темы «Русско-японская война» предполагается в контексте  раздела «Внешняя политика Николая II» (по программе А.А.Данилова,  Л.Г.Кос...

Методическая разработка урока истории России "Русская культура XIV-XVI"веков (по учебнику "История России с древнейших времен до конца XVI века" под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной).

Представлена методическая разработка урока "Русская культура XIV-XVI веков" для 6 класса . Тема рассчитана на 2 часа и состоит из двух частей "Просвещение, устное народное творчество, литература XIV-X...

методическая разработка урока истории Древнего мира 5 класс.

Урок по истории Древнего мира 5 класс.Тема урока: "Религиозные верования древних египтян"...

Методическая разработка урока истории с использованием ресурсов Исторического парка "Россия - моя история". Тема «Внешняя политика России в начале 21 века»

В процессе изучения данной темы создаются условия для творческого мышления учащихся, их познавательной активности, умения самостоятельно пополнять свои знания используя ресурсы Историчес5кого парка.Да...

методическая разработка урока истории "Финикийские мореплаватели" 5 класс

методическая разработка урока истории "Финикийские мореплаватели" 5 класс...