методическая разработка урока истории Древнего мира 5 класс.
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Сапахова Сара Кинатовна

Урок по истории Древнего мира 5 класс.Тема урока: "Религиозные верования древних египтян"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Религиозные верования в Древнем Египте Природные явления

Слайд 3

Боги Древнего Египта Богиня неба Нут и бог земли Геб

Слайд 4

Амон Ра - бог солнца

Слайд 5

Боги Древнего Египта Гор – сын Осириса и Исиды Исида-богиня семейного очага и верности

Слайд 7

Суд Осириса

Слайд 8

Священные животные священное животное богини Баст Апис – священный бык

Слайд 9

Храмы Древнего Египта



Предварительный просмотр:

Тема урока: Религиозные верования в Древнем Египте.

Жанр – урок

Предмет – история Древнего мира

Класс -5

Тип урока – комбинированный

I организационный блок

Ожидаемые результаты:

Предметные –

       Учащиеся смогут составить яркое представление о многобожии как  об историческом явлении, порожденным  религиозным сознанием древних египтян, в силу отсутствия у них научных знаний;

      Понять суть темы, что религиозные  верования  древних египтян сводились к беспрекословному повиновению всемогущим богам, управляющих  миром и  перед которыми они неизбежно  испытывали страх и священный трепет.

Метапредметные –

     смогут  аргументировано отстоять собственное мнение, свою позицию в ходе групповой работы;

     принять участие в дискуссии по ключевой проблеме.

     Продолжат совершенствовать навыки работы с таблицей, кластером, алгоритмами.

Личностные –

      смогут  приобщиться к общечеловеческим ценностям (миру Добра, Разума, Красоты)  через призму ценностей египетской цивилизации, содержащихся в верованиях и мифологии египтян о том, что Боги устанавливают определенный порядок жизни, нормы морали, предписывающие человеку трудиться, поклоняться, выполнять волю Богов и праведно жить.

Краткое описание занятия – Урок по этой теме занимает важное место в системе уроков раздела II «Древний Восток», так как на уроке закладываются в доступной форме важные ценностные ориентиры учащихся, формирующих у  них уважительное отношение к истории в целом и истории Древнего Востока. Урок разработан в соответствии с  основными требованиями ФГОС с применением следующих технологий: технологии проектного обучения с элементами технологии личностно ориентированного и развивающего обучения.

Оборудование урока:

 учебник по истории Древнего мира под редакцией Т.П.Андреевской, М.В.Белкина, Э.В.Ваниной  для 5 класса, рабочая тетрадь  под редакцией Э.В.Ваниной, А.К.Даниловой, компьютер, мультимедийный проектор и интерактивная доска, мультимедийная презентация к уроку, раздаточный материал для работы  учащихся в группах, историческая карта «Древний Египет»

Понятийный ряд:

Религия – вера человека в существование сверхъестественных существ, в богов, духов, души;

 Многобожие – вера во множество богов, олицетворяющих явления природы,

 Боги – существа, обладающие сверхъестественной силой воздействия на одушевленные и неодушевленные объекты

Мифы - вымышленные рассказы о богах

                                            Структура  и ход урока

№ п\п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Дидактические средства

I

1.

2.

Организационный блок  3-5 - мин приветствие-(1 -2 мин.)

Повторение -3 мин

.

В начале урока учитель и учащиеся взаимно приветствуют друг друга.

После приветствия учитель проверяет готовность учащихся к уроку и приступает к проверке ранее изученного, предлагая учащимся выполнить простые тестовые задания в тетради.

   

 После  их выполнения Рекомендует заполнить оценочный лист

Учащиеся приветствуют учителя стоя, настраиваются на работу

 

Выполняют тестовые задания, предложенные учителем с выбором правильного ответа ( в теч.5 мин и отмечают количество правильных ответов в оценочном листе.

Отмечают пробелы в своих знаниях и ошибки

Мысленно оживляют в памяти понятийный ряд как смысловой мост при переходе от ранее изученного к изучению нового

Извлекают из памяти знания о природных явлениях

Материальные:

УМК по истории Древнего мира учебник, рабочая тетрадь, программа по истории Древнего мира.

Мультимедийные:

Компьютер, проектор, интерактивная доска

Тестовые задания  на интерактивной доске

1.Высокий тростник, растущий по берегам реки Нил

А.осока     Б. папирус В. камыш

2.система искусственного орошения земли с помощью каналов и дамб

А.осушение

Б. ирригация В. озеленение

3.устье реки с разветвленными рукавами, по форме напоминающий треугольник

А. порог

Б. дельта В. впадина

4.узкая полоса плодородной земли с шириной от 1 до 25 км.

А.низина

Б. долина В. тропа

5.естественная среда обитания человека с животным и растительным миром

А. природа

Б. вселенная

В. окружающий мир

II

3.

4.

5.

6.

Мотивационный блок -7-10  мин.

Мотивация -3 мин

Постановка проблемы -2 мин

Формулирование темы урока -1 мин

Целеполагание – 3 -5 мин.

Формулирование цели и задач урока

Планирование деятельности 2 мин

После заполнения оценочного листа отмечает, что природа – это не только среда обитания, но прежде всего огромное количество природных явлений (показ слайда №1.)         «природные явления»-

 Амон – Ра – олицетворяющий солнце,

поединок Амона – Ра  с  Сетом – богом тьмы - есть олицетворение борьбы Добра и Зла –  как природное явление - смена дня и ночи,

 Амон – Ра ,проплывающий  в ладье по небу –  от восхода до заката солнца… - символ вечной борьбы Добра со Злом, происхождение которым  мы ищем с помощью науки или религии.

Так что же для себя выбрали египтяне  и почему?

Обращает внимание учащихся на определение понятий и просит применять их при ответе на вопросы.

Просит рассмотреть эти схемы и определить, какая из них наиболее точно отражает проблему урока? свой ответ аргументируйте

 «Мы можем сформулировать тему урока, если внесем недостающее слово в предложение»

Предлагает сформулировать цель и задачи урока напоминая ,что для выполнения задания можно применить следующие  шаблоны с существительными, прилагательными и глаголами для формулировки цели - В ходе урока

от природы раскрыть степени зависимости проблему

Для формулировки задач  примените следующие шаблоны – познакомиться

явление

Многобожие

Египтяне

Выяснить

Зависеть

Природа

Представления

Боги

Сложились

Древность 

мифы

Для решения поставленной цели и задач урока учитель предлагает учащимся спланировать свою работу таким образом, чтобы  эффективно использовать все ресурсы и предлагает учащимся варианты способов осуществления целеполагания -

 по форме организации работы:

1.Работа в группах или парах.

2.Индивидуальная работа.

По соответствию содержания заданий цели и задачам урока:

Задания –

1.Заполнение таблицы «Религиозные верования в Древнем Египте» стр.13,рабочая тетрадь

2.Составление описания египетского  храма с опорой на текст &6,иллюстрации алгоритм №6 «Как составить описание рисунка, иллюстрации, репродукции ;

3.Мифы Древнего Египта и отражение в них явлений природы с использованием текста, рисунка «Суд Осириса» стр.36

 4.Составление кластера Религиозные верования в Древнем Египте

По способу решения

Задач

1.Дифференцированное выполнение заданий

2.Устное сообщение

3.организация дискуссии по ключевым вопросам

Отмечают в ответах, что так с помощью религии египтяне  объясняли «необъяснимое» и для  каждого природного явления присущ был своей бог, и следовательно , у египтян появилось многобожие.

Осуществляют выбор в пользу одной из них, объясняя свой выбор тем, что египтяне были в большей степени зависимы от природы, чем мы

Озвучивают еще раз проблему урока –  о существовании зависимости жизни древних египтян  от природы.

Записывают в тетради  проблему и тему урока

Цель определяется  учащимися самостоятельно с помощью шаблонов.

 В ходе урока

от природы раскрыть степени зависимости проблему

Записывают в тетради цель урока.

Ориентируясь на  поставленную цель урока , учащиеся

Рассматривают шаблоны и самостоятельно осуществляют целеполагание

Учащиеся самостоятельноформулируют цель и задачи урока при помощи шаблонов

Задача№1-

Познакомиться с многобожием как историческим явлением

Задача №2-

Выяснить в какой степени древние египтяне зависели от явлений природы?

Задача №3-

Выяснить какие представления о богах сложились в древности у египтян?

             1.Выбирают групповую форму организации как наиболее оптимальную для выполнения заданий №1 2 3,а №4 в качестве общего задания для межгруппового взаимодействия и оценки результатов деятельности.

Создают  3 группы  по 5-6 учащихся по принципу расчета на 1\1; 2\2;  3\3.

Каждая группа получает раздаточный материал – кейс (источники информации)  из которого выбирает для себя наиболее подходящие, а затем выбирает способ решения задач.

Мультимедийная презентация с текстовым сопровождением, фрагментом из «Книги мертвых» и

слайд №1. «природные явления»-

 1.Амон – Ра – бог солнца,

2.Амон – Ра  в поединке с  Сетом

 3.Амон – Ра ,плывущий  в ладье по небу  от восхода до заката солнца…

Показ слайда№2

На слайде 2 кластера – схемы  взаимосвязи природы, религии и египтян, одна из которых

содержит проблему урока

Человек         Природа

       

            Религия

Религия        Природа

          Человек

На доске учитель записывает следующее-Тема урока «……..верования в Древнем Египте»

Слайд №3.демонстрируется после самостоятельного выполнения задания.

Цель:  В ходе урока раскрыть проблему  степени зависимости древних египтян от природы (появляется лишь после формулировки цели учащимися)

следующие шаблоны  появляются на доске с применением спецэффектами -

познакомиться

явление

Многобожие

Египтяне

Выяснить

Зависеть

Природа

Представления

Боги

Сложились

Древность 

мифы

III

Информационный блок -7-10- мин

Учитель предлагает просмотр слайдов презентации перед выполнением групповой работы ,знакомит с понятийным аппаратом урока и  проводит инструктаж по работе с шаблоном кластера, предлагая заполнить его в ходе групповой работы ,просмотра презентации.

Учитель консультирует и направляет выполнение заданий

1.Получают лист ватмана, набор фломастеров, цветных карандашей

2.По ходу инструктажа заполняют  основу кластера….

3.Самостоятельно распределяют функции и роли ,(организатор, исполнитель, эксперт, художник – оформитель, лектор…)

Определяют временные рамки выполнения задания

4. Выполняют задания

Просмотр  слайдов презентации №4,5,6,7,8

4.

Аналитический блок -10 мин

1.Учитель предоставляет возможность группам выступить со своими развернутыми ответами в соответствии с регламентом – 3-5 мин.

2.Организует межгрупповое обсуждение в форме дискуссии по цели и задачам урока.

Создают новый продукт – кластер

1.После  выполнения заданий каждая группа получает возможность выступить  в течение 3 мин.

2.Заполняют кластер до конца, обобщая результаты работы всех групп

3.Формулируются выводы.

На доске появляются все недостающие элементы кластера

5.

Рефлексивный  блок -5 мин.

Предлагает определить учащимся свое отношение к итогу работы - кластеру в шкале рефлексии  

Обращается к учащимся с вопросом: «Какие вопросы у вас остались после проведения урока?»

Что можно было бы изменить на уроке?

Отмечают в шкале степень усвоения материала :

Красным цветом выделяют на ватмане то, что усвоили без труда,

Желтым цветом , то, что вызвало затруднение, а

зеленым то, что не усвоено.

6.

Оценочный блок -3 мин

1.Предлагает оценить работу каждой группе по 10 балльной шкале и в целом работу класса

2.Объективно оценивает работу класса, групп, наиболее активных учащихся и благодарит всех за успешное сотрудничество.

3.Консультирует по выполнению домашнего задания.

Работают с оценочным листом

На доске записывается домашнее задание по уровням

Домашнее задание_1-2 мин.

Предлагает выполнить задание по уровням:

Базовый  уровень -&6.ответить на вопросы 1,2 стр.37

Повышенный  уровень – Ответить на вопрос: Почему Осирис был одним из почитаемых богов?

Составить простой план об Осирисе.

Высокий уровень –

Подготовить сообщение на тему: Почему египтяне тратили огромные средства на сооружение своих гробниц?

Получают дифференцированное задание по выбору