методическая разработка урока истории Древнего мира 5 класс.
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Урок по истории Древнего мира 5 класс.Тема урока: "Религиозные верования древних египтян"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация религиозные верования | 1.49 МБ |
методическая разработка урока | 41.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Боги Древнего Египта Богиня неба Нут и бог земли Геб
Амон Ра - бог солнца
Боги Древнего Египта Гор – сын Осириса и Исиды Исида-богиня семейного очага и верности
Суд Осириса
Священные животные священное животное богини Баст Апис – священный бык
Храмы Древнего Египта
Предварительный просмотр:
Тема урока: Религиозные верования в Древнем Египте.
Жанр – урок
Предмет – история Древнего мира
Класс -5
Тип урока – комбинированный
I организационный блок
Ожидаемые результаты:
Предметные –
Учащиеся смогут составить яркое представление о многобожии как об историческом явлении, порожденным религиозным сознанием древних египтян, в силу отсутствия у них научных знаний;
Понять суть темы, что религиозные верования древних египтян сводились к беспрекословному повиновению всемогущим богам, управляющих миром и перед которыми они неизбежно испытывали страх и священный трепет.
Метапредметные –
смогут аргументировано отстоять собственное мнение, свою позицию в ходе групповой работы;
принять участие в дискуссии по ключевой проблеме.
Продолжат совершенствовать навыки работы с таблицей, кластером, алгоритмами.
Личностные –
смогут приобщиться к общечеловеческим ценностям (миру Добра, Разума, Красоты) через призму ценностей египетской цивилизации, содержащихся в верованиях и мифологии египтян о том, что Боги устанавливают определенный порядок жизни, нормы морали, предписывающие человеку трудиться, поклоняться, выполнять волю Богов и праведно жить.
Краткое описание занятия – Урок по этой теме занимает важное место в системе уроков раздела II «Древний Восток», так как на уроке закладываются в доступной форме важные ценностные ориентиры учащихся, формирующих у них уважительное отношение к истории в целом и истории Древнего Востока. Урок разработан в соответствии с основными требованиями ФГОС с применением следующих технологий: технологии проектного обучения с элементами технологии личностно ориентированного и развивающего обучения.
Оборудование урока:
учебник по истории Древнего мира под редакцией Т.П.Андреевской, М.В.Белкина, Э.В.Ваниной для 5 класса, рабочая тетрадь под редакцией Э.В.Ваниной, А.К.Даниловой, компьютер, мультимедийный проектор и интерактивная доска, мультимедийная презентация к уроку, раздаточный материал для работы учащихся в группах, историческая карта «Древний Египет»
Понятийный ряд:
Религия – вера человека в существование сверхъестественных существ, в богов, духов, души;
Многобожие – вера во множество богов, олицетворяющих явления природы,
Боги – существа, обладающие сверхъестественной силой воздействия на одушевленные и неодушевленные объекты
Мифы - вымышленные рассказы о богах
Структура и ход урока
№ п\п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Дидактические средства |
I 1. 2. | Организационный блок 3-5 - мин приветствие-(1 -2 мин.) Повторение -3 мин . | В начале урока учитель и учащиеся взаимно приветствуют друг друга. После приветствия учитель проверяет готовность учащихся к уроку и приступает к проверке ранее изученного, предлагая учащимся выполнить простые тестовые задания в тетради.
После их выполнения Рекомендует заполнить оценочный лист | Учащиеся приветствуют учителя стоя, настраиваются на работу
Выполняют тестовые задания, предложенные учителем с выбором правильного ответа ( в теч.5 мин и отмечают количество правильных ответов в оценочном листе. Отмечают пробелы в своих знаниях и ошибки Мысленно оживляют в памяти понятийный ряд как смысловой мост при переходе от ранее изученного к изучению нового Извлекают из памяти знания о природных явлениях | Материальные: УМК по истории Древнего мира учебник, рабочая тетрадь, программа по истории Древнего мира. Мультимедийные: Компьютер, проектор, интерактивная доска Тестовые задания на интерактивной доске 1.Высокий тростник, растущий по берегам реки Нил А.осока Б. папирус В. камыш 2.система искусственного орошения земли с помощью каналов и дамб А.осушение Б. ирригация В. озеленение 3.устье реки с разветвленными рукавами, по форме напоминающий треугольник А. порог Б. дельта В. впадина 4.узкая полоса плодородной земли с шириной от 1 до 25 км. А.низина Б. долина В. тропа 5.естественная среда обитания человека с животным и растительным миром А. природа Б. вселенная В. окружающий мир |
II 3. 4. 5. 6. | Мотивационный блок -7-10 мин. Мотивация -3 мин Постановка проблемы -2 мин Формулирование темы урока -1 мин Целеполагание – 3 -5 мин. Формулирование цели и задач урока Планирование деятельности 2 мин | После заполнения оценочного листа отмечает, что природа – это не только среда обитания, но прежде всего огромное количество природных явлений (показ слайда №1.) «природные явления»- Амон – Ра – олицетворяющий солнце, поединок Амона – Ра с Сетом – богом тьмы - есть олицетворение борьбы Добра и Зла – как природное явление - смена дня и ночи, Амон – Ра ,проплывающий в ладье по небу – от восхода до заката солнца… - символ вечной борьбы Добра со Злом, происхождение которым мы ищем с помощью науки или религии. Так что же для себя выбрали египтяне и почему? Обращает внимание учащихся на определение понятий и просит применять их при ответе на вопросы. Просит рассмотреть эти схемы и определить, какая из них наиболее точно отражает проблему урока? свой ответ аргументируйте «Мы можем сформулировать тему урока, если внесем недостающее слово в предложение» Предлагает сформулировать цель и задачи урока напоминая ,что для выполнения задания можно применить следующие шаблоны с существительными, прилагательными и глаголами для формулировки цели - В ходе урока от природы раскрыть степени зависимости проблему Для формулировки задач примените следующие шаблоны – познакомиться явление Многобожие Египтяне Выяснить Зависеть Природа Представления Боги Сложились Древность мифы Для решения поставленной цели и задач урока учитель предлагает учащимся спланировать свою работу таким образом, чтобы эффективно использовать все ресурсы и предлагает учащимся варианты способов осуществления целеполагания - по форме организации работы: 1.Работа в группах или парах. 2.Индивидуальная работа. По соответствию содержания заданий цели и задачам урока: Задания – 1.Заполнение таблицы «Религиозные верования в Древнем Египте» стр.13,рабочая тетрадь 2.Составление описания египетского храма с опорой на текст &6,иллюстрации алгоритм №6 «Как составить описание рисунка, иллюстрации, репродукции ; 3.Мифы Древнего Египта и отражение в них явлений природы с использованием текста, рисунка «Суд Осириса» стр.36 4.Составление кластера Религиозные верования в Древнем Египте По способу решения Задач 1.Дифференцированное выполнение заданий 2.Устное сообщение 3.организация дискуссии по ключевым вопросам | Отмечают в ответах, что так с помощью религии египтяне объясняли «необъяснимое» и для каждого природного явления присущ был своей бог, и следовательно , у египтян появилось многобожие. Осуществляют выбор в пользу одной из них, объясняя свой выбор тем, что египтяне были в большей степени зависимы от природы, чем мы Озвучивают еще раз проблему урока – о существовании зависимости жизни древних египтян от природы. Записывают в тетради проблему и тему урока Цель определяется учащимися самостоятельно с помощью шаблонов. В ходе урока от природы раскрыть степени зависимости проблему Записывают в тетради цель урока. Ориентируясь на поставленную цель урока , учащиеся Рассматривают шаблоны и самостоятельно осуществляют целеполагание Учащиеся самостоятельноформулируют цель и задачи урока при помощи шаблонов Задача№1- Познакомиться с многобожием как историческим явлением Задача №2- Выяснить в какой степени древние египтяне зависели от явлений природы? Задача №3- Выяснить какие представления о богах сложились в древности у египтян? 1.Выбирают групповую форму организации как наиболее оптимальную для выполнения заданий №1 2 3,а №4 в качестве общего задания для межгруппового взаимодействия и оценки результатов деятельности. Создают 3 группы по 5-6 учащихся по принципу расчета на 1\1; 2\2; 3\3. Каждая группа получает раздаточный материал – кейс (источники информации) из которого выбирает для себя наиболее подходящие, а затем выбирает способ решения задач. | Мультимедийная презентация с текстовым сопровождением, фрагментом из «Книги мертвых» и слайд №1. «природные явления»- 1.Амон – Ра – бог солнца, 2.Амон – Ра в поединке с Сетом 3.Амон – Ра ,плывущий в ладье по небу от восхода до заката солнца… Показ слайда№2 На слайде 2 кластера – схемы взаимосвязи природы, религии и египтян, одна из которых содержит проблему урока Человек Природа
Религия Религия Природа Человек На доске учитель записывает следующее-Тема урока «……..верования в Древнем Египте» Слайд №3.демонстрируется после самостоятельного выполнения задания. Цель: В ходе урока раскрыть проблему степени зависимости древних египтян от природы (появляется лишь после формулировки цели учащимися) следующие шаблоны появляются на доске с применением спецэффектами - познакомиться явление Многобожие Египтяне Выяснить Зависеть Природа Представления Боги Сложились Древность мифы |
III | Информационный блок -7-10- мин | Учитель предлагает просмотр слайдов презентации перед выполнением групповой работы ,знакомит с понятийным аппаратом урока и проводит инструктаж по работе с шаблоном кластера, предлагая заполнить его в ходе групповой работы ,просмотра презентации. Учитель консультирует и направляет выполнение заданий | 1.Получают лист ватмана, набор фломастеров, цветных карандашей 2.По ходу инструктажа заполняют основу кластера…. 3.Самостоятельно распределяют функции и роли ,(организатор, исполнитель, эксперт, художник – оформитель, лектор…) Определяют временные рамки выполнения задания 4. Выполняют задания | Просмотр слайдов презентации №4,5,6,7,8 |
4. | Аналитический блок -10 мин | 1.Учитель предоставляет возможность группам выступить со своими развернутыми ответами в соответствии с регламентом – 3-5 мин. 2.Организует межгрупповое обсуждение в форме дискуссии по цели и задачам урока. | Создают новый продукт – кластер 1.После выполнения заданий каждая группа получает возможность выступить в течение 3 мин. 2.Заполняют кластер до конца, обобщая результаты работы всех групп 3.Формулируются выводы. | На доске появляются все недостающие элементы кластера |
5. | Рефлексивный блок -5 мин. | Предлагает определить учащимся свое отношение к итогу работы - кластеру в шкале рефлексии Обращается к учащимся с вопросом: «Какие вопросы у вас остались после проведения урока?» Что можно было бы изменить на уроке? | Отмечают в шкале степень усвоения материала : Красным цветом выделяют на ватмане то, что усвоили без труда, Желтым цветом , то, что вызвало затруднение, а зеленым то, что не усвоено. | |
6. | Оценочный блок -3 мин | 1.Предлагает оценить работу каждой группе по 10 балльной шкале и в целом работу класса 2.Объективно оценивает работу класса, групп, наиболее активных учащихся и благодарит всех за успешное сотрудничество. 3.Консультирует по выполнению домашнего задания. | Работают с оценочным листом | На доске записывается домашнее задание по уровням |
Домашнее задание_1-2 мин. | Предлагает выполнить задание по уровням: Базовый уровень -&6.ответить на вопросы 1,2 стр.37 Повышенный уровень – Ответить на вопрос: Почему Осирис был одним из почитаемых богов? Составить простой план об Осирисе. Высокий уровень – Подготовить сообщение на тему: Почему египтяне тратили огромные средства на сооружение своих гробниц? | Получают дифференцированное задание по выбору |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по истории Древнего мира по теме:"Искусство Древнего Египта"
Урок изучения нового материала. В целом урок направлен на расширение кругозора и закрепление знаний учащихся по истории Древнего Египта. Позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся....
Методическая разработка по истории Древнего мира по теме: "Земледельцы Аттики теряют землю и свободу"
Цель урока: 1) Подвести учащихся к пониманию причин возникновения греческих полисов, познакомить занятиями населения, управлением Аттики, положением земледельцев.2) Продолжить формирование...
Методическая разработка урока истории Древнего мира. 5-й класс.
Методическая разработка урока написана в помощь учителям, которые в этом учебном году будут работать по ФГОС. Урок представлен в виде технологической карты, в которой представлены личностные, предметн...
Методическая разработка по истории Древнего мира"Своя игра" (5 класс)
Своя игра по истории Древнего мира проходит в форме игры и посвящена Культуре Древней Греции, которая изучается в 5 классе. Игра составлена на основе учебника по истории Древнего мира 5 класс (авторы ...
Методическая разработка урока истории в 5 классе "Итоговый урок по курсу "История Древнего мира" "
Тип урока: повторительно-обобщающий.Место урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории Древнего мира. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения, которых необ...
Методическая разработка по истории Древнего мира, 5 класс «Различия греческих полисов: Афины и Спарта»
Методическая разработка по истории Древнего мира, 5 класс «Различия греческих полисов: Афины и Спарта»...
Методическая разработка урока истории Древнего мира в 5 классе Тема урока: Финикийские мореплаватели
Методическая разработка урока истории Древнего мира в 5 классеТема урока: Финикийские мореплавателиЦели урока:сформировать представление о Финикии, показать, какую роль сыграли финикийцы в развитии че...