Методическая разработка по истории Древнего мира, 5 класс «Различия греческих полисов: Афины и Спарта»
методическая разработка по истории (5 класс)

Корнеева Наталья Юрьевна

Методическая разработка по истории Древнего мира, 5 класс «Различия греческих полисов: Афины и Спарта»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Корнеева Наталья Юрьевна, учитель истории

Методическая разработка по истории Древнего мира, 5 класс

 «Различия греческих полисов: Афины и Спарта»

Педагогические цели:

способствовать ознакомлению с процессом возникновения общественного и имущественного неравенства в различных областях Греции; содействовать формированию представлений о том, как в Аттике сплоченная борьба демоса ослабила господство знати и привела к отмене долгового рабства;

способствовать подведению обучающихся к пониманию того, что Греция в древности не была объединена одной властью; содействовать ознакомлению с жизнью в Спарте, подчиненной военным законам, раскрытию причин такого общественно-политического устройства; создать условия для формирования представления о древних законах Спарты, умения сопоставлять их с порядками в Афинах; способствовать ознакомлению с особенностями воспитания спартанских детей.

В содержание учебного предмета «История Древнего мира» 5 класса входит  глава «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием», где  показаны предпосылки возникновения самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет), вводится понятие «полис».

При сравнении двух крупнейших древнегреческих полисов Афины и Спарта можно увидеть огромное количество политических и культурных различий. Во многом это связано с особенностями зарождения этих городов-государств.

Почти всю историю Афинского полиса можно охарактеризовать, как борьбу народа (демоса) с родовой аристократией, в которой, в конечном счёте, побеждает демос, сформировав особый политический строй, получивший название - «демократия». Процесс демократизации Афин происходил постепенно, в основном благодаря реформаторам, которые представляли интересы народа.

Совсем другая ситуация была в Спарте. Там основополагающим политическим строем стала олигархия. Чтобы понять причины установления именно того строя, нужно обратиться к истории зарождения Спартанского полиса. Спарта представляла собой скорее военный лагерь, нежели город-государство, что во многом сказалось на нравах и культуре его обитателей. Образ жизни спартанцев не предполагал внутреннего развития, а был направлен лишь на обогащение за счёт военных походов.

В Афинах каждый гражданин мог быть не только воином, но и заниматься хозяйством. Помимо всего этого, за счёт последовательных и правильных реформ, экономическая, политическая и культурная жизнь Афинян достигла небывалого расцвета в сравнении с другими Греческими полисами.

Проверить понимание материала обучающимися можно, предложив задание, на выполнение которого потребуется немного времени, если провести программированный опрос по вариантам.

Определите, что из перечисленного Вы бы увидели только в Афинах, а что в Спарте?

  1. Пышные храмы.
  2. Тяжелые железные бруски вместо денег.
  3. Множество купцов.
  4. Золотые и серебряные монеты.
  5. Публичные военные упражнения.
  6. Жители одеты в одинаковую одежду.
  7. Театральные представления.
  8. Совет старейшин.
  9. Народное собрание.
  10. Статуи богов.
  11. Говорит кратко.
  12. Считает общественную деятельность главным делом в жизни.
  13.  Любит встречаться с друзьями за пиршественным столом.
  14. До старости закаляет душу и тело.
  15. Всякий ручной труд презирает.
  16. Ценит ораторское искусство.
  17. Жестокость к рабам считает недостойной свободного человека.
  18. Не знает роскоши, зависти, наживы.
  19. Дисциплинирован и послушен.
  20. Ценит красоту, гармонию духа и тела.
  21. Не могли выехать за пределы полиса
  22. Все свободные граждане участвовали в управлении государством.
  23. Вышедшего живым из проигранного сражения, презирали.
  24. Среди них было много знаменитых художников и философов.
  25. Среди них не было прислужников, богатых и бедных.
  26. Единственным их занятием было военное дело.
  27. Свободное время отводили общению с людьми и совершенствованию себя.
  28. Признавали настоящими людьми только «своих».