методическая разработка урока истории в 7 классе "Дворцовые перевороты"
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Чекашкина Наталья Николаевна

Разработка урока учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. Устиновка Чекашкиной Натальи Николаевны

История России. 7 класс

Тема урока:     Дворцовые перевороты.

Цель урока: познакомить учащихся с причинами и следствиями дворцовых переворотов в России XVIIIв.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. Устиновка Чекашкиной Натальи Николаевны

История России. 7 класс

Тема урока:     Дворцовые перевороты.

Цель урока: познакомить учащихся с причинами и следствиями дворцовых переворотов в России XVIIIв.

Задачи: 

1) Образовательные:  Дать  представление о причинах и сущности дворцовых переворотов. Сравнить характер правления Петра I и его преемников.

 2) Развивающие: развивать историческое мышление, устную речь,    способность применять имеющиеся умения и навыки в поисках решения проблемных ситуаций.

 3) Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, уважение к    историческому прошлому страны.

Оборудование: учебник, таблица, схема, компьютер, презентация

Термины: дворцовый переворот, фаворит, Кондиции, привилегии,  Верховный тайный совет  .

План урока:

1. Причины и сущность дворцовых переворотов.

2. Правление Екатерины I  (1725-1727 гг.)

3. Правление Петра II  (1727-1730 гг.)

4."Верховники"  (1730 г). Попытка ограничения абсолютной власти

5. Правление Анны Иоанновны  (1730-1740 гг). Бироновщина.

6. Иван Антонович   (1740-1741 гг).

7. Правление Императрицы Елизаветы Петровны (1741-1761 гг).

8. Правление Петра III  (1761-1762 гг).

9. Правление Екатерины 2.

10. Закрепление

                                                      Ход урока:

         Сегодня нам предстоит выяснить,  что произошло в Российском государстве после смерти Петра, как в истории назывался период после 1725 г.  Итак, назовите, пожалуйста, тему  урока.  «Дворцовые перевороты». Запишите, тему урока  в тетрадь.

I. Изучение нового материала.

 Итак, что же такое «Дворцовые перевороты»? – найдите определение данного термина и запишите в тетрадь.

Дворцовый переворот – смена власти, совершавшаяся дворянскими группировками с помощью гвардейских полков.

А что  привело к дворцовым переворотам?

       Для этого вспомним времена Петра Великого. Реформы Петра I вызвали сопротивление бояр и духовенства. Это привело к заговору против царя. Среди заговорщиков был и сын Петра I – царевич Алексей. В 1718 году Алексей был обвинен в государственной измене и приговорен к смертной казни. Царевич умер в тюрьме до приведения приговора в исполнение. В 1722 году Петр I подписывает закон о престолонаследии, дававший императору право назначать себе преемника по своему усмотрению.

Причины дворцовых переворотов:

  1. Реформы Петра I,  неразбериха с наследниками, создание гвардии, усталости дворян от реформ.  

Почему это произошло?

2.  Петр 1 не  назначил себе преемника. Началась  борьба различных группировок за власть, выдвигались и поддерживались те или иные кандидата на престол. Его наследники  не могли самостоятельно бороться за власть и нуждались в поддержке. Поддержку нашли в гвардии.

3. Гвардия формировалась из дворян. Дворяне устали от реформ Петра. Он заставил их изменить свой привычный образ жизни, принять западноевропейские обычаи, установил для них пожизненную обязательную службу. Дворяне – гвардейцы были заинтересованы в дворцовых переворотах потому, что их организаторы – приближенные Петра и его родственники – расплачивались с ними привилегиями.

Найдите определение слова привилегия и запишите в тетрадь.

Привилегии – исключительные права, которых нет у других людей.

     На основании приведенных причин дворцовых переворотов составьте схему Петровские реформы

                                    Петровские реформы

Устав о наследии престола          Создание гвардии    Усталость дворянства

Петр I не успел назначить                         дворцовые перевороты

наследника

борьба за власть между приближенными     рост привилегий дворянства

             Петра I

        В  1722 году  Петр 1 издал Устав о наследии престола, дававший право императору назначать себе преемника. При спасении матросов во время шторма Петр I заболел, и в январе 1725 году   умер, не объявив преемника. Последние слова его были: «Оставляю все …». А кому- неизвестно. На  престол претендовали 4 человека:

     жена Екатерина 1, дочь  Анна, дочь Елизавета, внук Петр  Алексеевич.

- Кто же станет на престол?

Самостоятельная работа с текстом учебника.

стр. 147, найдите имя человека, ставшего на престол после Петра I.

- Екатерина I.

Зарисуйте таблицу, которую мы с вами будем заполнять по ходу урока.

Имя императора

Годы правления

сподвижники

1.

Екатерина  I

1725-1727 г.г.

 Александр Меньшиков

Ее первым министром был назначен А.Меньшиков. Для примирения враждующих сторон был создан Верховный тайный совет.

Запишите:

Верховный тайный совет – высшее государственное учреждение в России в 1726-1730г.г., созданное Екатериной I в итоге борьбы за власть между отдельными группировками дворянства.

Екатерина правила недолго, в 1727 году она умерла.

Из текста   учебника найдите,  кто следующий стал на престол? Заполните  таблицу.

2.

Петр II.

1727-1730г.г.

Долгорукие

После смерти Екатерины I на престол стал его внук Петр II. Воцарение  Петра, не оправдало надежды Меньшикова. Император  не общался с ним, проводил все время с Иваном Долгоруким. Меньшиков был отправлен в ссылку, в Березов, где вскоре  умер. Страной  от имени Петра правили Долгорукие. В 1730 г. во время очередной охоты четырнадцатилетний Петр простудился и умер. Как раз в день своей свадьбы.

   Вновь встал вопрос о престолонаследии. Реальная власть на время оказалась в руках Верховного тайного совета.

Самостоятельная работа с учебником.

- продолжите заполнение таблицы,  найдите в учебнике имя следующего претендента на престол.

3.

Анна Ивановна

1730-1740г.г.

Э.И.Бирон

Анна Ивановна - племянница Петра I, дочь Ивана V. Была замужем за герцогом курляндским, осталась вдовой. «Верховники» пригласить ее на престол,  с условием, что она подпишет кондиции.

Дайте определение термина и запишите:

Кондиции – условия, которые существенно ограничивали власть императрицы.

 На стр. 155  найдите и прочитайте « Текст Кондиций, подписанных Анной Иоанновной».

Анна согласилась с предъявленными условиями, но когда стала правительницей России, разорвала подписанные ранее условия приглашения на престол. Верховный тайный совет был упразднен. Так при помощи гвардии был совершен второй дворцовый переворот. Долгорукие  арестованы и отправлены в Березов. Вместе с Анной из Курляндии прибыли многие прибалтийские немцы. Первым министром стал фаворит императрицы – Бирон.

Найдите  определение термина  фаворит и запишите:

Фаворит – придворный, пользующийся особой благосклонностью монарха, получающий от него различные привилегии и оказывающий влияние на внутреннюю и внешнюю политику.

Правление Анны Ивановны вошло в историю под названием «Бироновщина».

Анна Иоановна  хотела закрепить престол за потомками царя Ивана Алексеевича, приблизила ко двору племянницу  - Анну Леопольдовну. К концу жизни императрицы у Анны Леопольдовны родился сын Иван,   объявленный наследником престола. В октябре 1740 года Анна Ивановна умерла, назначив Бирона регентом при малолетнем императоре.

работа с учебником:

назовите  имя следующего императора,  заполните  таблицу:

4.

Иван Антонович (VI)

 1740-1741г.г.

Анна Леопольдовна

Ивану было два месяца, когда он был объявлен императором, вся реальная власть сосредоточилась в руках Бирона. Он был заносчивым, высокомерным и  не мог рассчитывать на поддержку кого бы то ни было. Заговор против временщика возглавил фельдмаршал Б.К.Миних. 9 ноября 1740г. он во главе гвардейского отряда арестовал Бирона и провозгласил регентшей при малолетнем императоре его мать, Анну Леопольдовну.

Это был третий переворот за пятнадцать лет. Правление Анны Леопольдовны не было отмечено никакими важными решениями. Правительница ничем не интересовалась. В гвардии опять стало формироваться настроение в пользу смены власти. Наиболее популярной кандидатурой на императорский престол была дочь Петра I Елизавета Петровна. В ночь на 25 ноября 1741 года произошел новый переворот. Анна Леопольдовна вместе со всей семьей была арестована.

Из текста   учебника выясните и новое имя заполните  таблицу.

5.

Елизавета Петровна

1741-1761г.г.

А.Г.Разумовский

П.И.Шувалов

М.И.Воронцов.

На престол взошла дочь Петра Великого - Елизавета Петровна. Для нее вопрос о наследнике престола был крайне важен. В 1742 году она назначила своим преемником своего племянника Петра Федоровича, сына Анны Петровны – внука Петра I. Вскоре Елизавета разочаровалась в племяннике. Он так и остался немецким принцем, равнодушным к России. В 1754 году Елизавета взяла на воспитание сына Петра и Екатерины, Павла и хотела передать ему престол. В декабре 1761 года Елизавета умерла. И на престол стал...

Пользуясь текстом учебника заполняем таблицу

6.

Петр III

1761-1762г.г.

На престол стал племянник Елизаветы – Петр III.

Он царствовал всего 186 дней. Непредсказуемость императора, его пренебрежение русскими национальными и религиозными традициями сделали многих его противниками. В гвардии зрел заговор в пользу Екатерины. 28 июня 1762 года Петр III был свергнут и арестован, а через неделю убит в пьяной драке А.Г.Орловым. Это был пятый дворцовый переворот с момента смерти Петра I. На престол, на долгих 34 года, вступила Екатерина II, вошедшая в историю как Великая.

7.

Екатерина II

1762-1794г.г.

А.Г.Орлов, Потемкин

II.Закрепление изученного материала.

- Итак, какие причины дворцовых переворотов вы считаете главными?

Пользуясь таблицей, выполните    задание, сопоставьте императора и годы его правления:

Приведите в соответствие:

Екатерина I                               1742-1762г.г.

Петр II                                       1730-1740г.г

Анна Ивановна                         1725-1727г.г.

Иван Антонович                       1727-1730г.г.

Елизавета Петровна                  1740-1741г.г.

ПетрIII                                        1762-1796г.г.

Екатерина II                               1761-1762г.г.

Итог урока

Дом. задание: стр. 146-155, выучить даты правления императоров и новые слова, (на выбор) подготовить сообщение о правителе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории 7 класс «Дворцовые перевороты»

«Дворцовые перевороты в России» —это урок первый по теме «РОССИЯ 1725-1762 гг.» Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII– XVIIIв.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учр...

Методическая разработка урока истории по теме «Русско-японская война» 9 класс, «История России. XX век»

В кусе изучения «Истории России  XX век» рассмотрение темы «Русско-японская война» предполагается в контексте  раздела «Внешняя политика Николая II» (по программе А.А.Данилова,  Л.Г.Кос...

Методическая разработка урока истории по теме: "Дворцовые перевороты."

Конспект урока истории, презентация, рабочие листы и приложения (ФГОС)....

Методическая разработка урока истории в 5 классе "Итоговый урок по курсу "История Древнего мира" "

Тип урока: повторительно-обобщающий.Место урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории Древнего мира. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения, которых необ...

Методическая разработка урока истории "Итоговый урок по курсу "История Средних веков" "

Тип урока: повторительно-обобщающийМесто урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории Средних веков. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения, которых необх...