Главные вкладки

    Рабочие программы 6 класс Всеобщая история и История России с древнейших времён до конца 16 века
    рабочая программа по истории (6 класс) на тему

    Рабочая программа содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки, формы и средства контроля, содержание курса, тематическое планирование.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 6_klass_rabochaya_programma.doc184.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

    «Коршуновская средняя общеобразовательная школа»

        «Рассмотрено»                                                         «Согласовано»                                                    «Утверждено»

    Руководитель УМЦ                                            Зам.директора по УВР                                             Директор МКОУ                  

    естественно-                                                        МКОУ «Коршуновская СОШ»                               «Коршуновская СОШ»          

    математического цикла                                      _________/Баранникова И.М.                                  _________/Маслобоева Н.М.    

    _______/Черемных Н.Ф.                                    «____»  __________ 20___г.                                    Приказ №_____от « _____»

    Протокол   №____ от                                                                                                                              ____________ 20____г.

    «____»  __________20___г.

             

    Рабочая программа

    по предмету «История»

    для 6 класса

                     

                                                                                                                                                                                                         Составитель:

                                                                                                                                                                                               Матецкая Елена Владимировна

                                                                                                                                                                                                учитель истории  МКОУ

                                                                                                                                                                                                «Коршуновская СОШ»

                                                                                                                                                                                                 первая  категория

     

    п. Коршуновский

    2015-2016 гг.

    СОДЕРЖАНИЕ.

    • Пояснительная записка.
    • Требования к уровню подготовки обучающихся.
    • Содержание программы учебного предмета.
    • Формы и средства контроля.
    • Календарно-тематическое планирование.
    • Учебно-методическое обеспечение

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

            Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса составлена на основе составлена на основе Федерального  компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. М. : Просвещение,  2010 г. и  программы Всеобщая  история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасин — О.С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы: учеб. Пособие для общеобразоват. Организаций — 3-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2015.

            Рабочая программа направлена на достижение следующих целей и задач:

    - ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути развития человечества, многообразии форм исторического бытия и деятельности людей в среднее века;

    - выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории и современности;

    - развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей в средние века), применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий;

    - формирования ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в среднее века, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами;

    -развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, воспитание уважения к истории средних веков, культуре народов средневековой Европы.

    ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

    При изучении материала   курса «Истории средних веков» в 6 классе ученики должны:

    • знать/понимать основные этапы и ключевые события средневековой истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
    • социальные, экономические и  конфессиональные особенности развития средневекового общества, его менталитета, его культуры;
    • выдающихся личностей;
    • гендерные сюжеты, историю средневекового детства;
    • историческую и географическую карты;
    • средневековые визуальные и письменные источники; мировые музыкальные и библиотечные коллекции средневекового искусства;
    • имена выдающихся исследователей Средневековья;
    • крупнейшие города, культурные и религиозные центры;
    • уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывать знания необходимых дат, факторов, терминов;
    • анализировать исторические события на основе текста учебника;
    • соотносить даты события с веком, общие исторические процессы и отдельные факторы; определять последовательность и длительность важнейших событий средневековой истории, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений, событий;
    • выявлять общее и особенное в развитии государств, социальных групп, цивилизаций;
    • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
    •  «читать» визуальное изображение, его символику, отвечать на вопросы по поводу произведения, сопоставлять визуальные и письменные источники с целью выявления новых сведений, дополнения, углубления, критической проверки;
    • пользоваться справочной и научной литературой, словарями

    СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

    Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья.

    Западная и Центральная Европа в V-XIII вв. Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

    Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.

    Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.

    Средневековое европейское общество Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская. 

    Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

    Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.

    Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.

    Византия и арабский мир. Крестовые походы Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии. 

    Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

    Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове. 

    Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

    Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.) Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.

    Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).      

    Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.

    Государства Европы в XIV-XV вв.  Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.

    Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.

    Культурное наследие Средневековья Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

    Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

    Культурное наследие Византии.

    Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия. 

    МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ » В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ) ПЛАНЕ

    Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5–9 классах в общем объеме 340 часа, в 5—9 классах по 2 часа в неделю. Курсы «История России» и «Всеобщая история», изложенные в примерной программе основного общего образования «История» раздельно, на практике могут изучаться синхронно-параллельно. Планирование содержит вариативную часть, сформированную программе  28 часа в год, 2 часа в неделю.

    Формы и средства контроля.

    Основная форма организации образовательного процесса  классно-урочная.

         Урок дает   возможность применять разнообразные методы обучения, сочетать    индивидуальную, групповую и фронтальную работу учащихся. Ведущими в курсе истории Средних веков 6 класса являются    следующие типы уроков: комбинированный, уроки изучения нового материала, уроки закрепления знаний, уроки обобщения и систематизации изученного, выработки умений и навыков, урок-игра, обобщающие уроки.

    Вводный контроль обучающихся 6  класса - процедура, проводимая в начале учебного года с целью определения степени сохранения ЗУНов, полученных на этапе начального образования,  в соответствии с государственным общеобразовательным стандартом.

        Текущий контроль успеваемости -   систематическая проверка знаний учащихся, проводится  на текущих занятиях в соответствии с рабочей  учебной программой.  Текущий   контроль   знаний    обучающихся  в 6 классе осуществляется через опросы, самостоятельные  работы,  тематические зачеты и  тесты   в рамках  урока.  

                   Средства контроля.

    1. Тестовые материалы по разделам программы.

    2. Мультимедийный материал по истории Средних веков, включающая в себя комплекс проверочных заданий:

    А) «Проверь себя» (тестирование)

    Б) «Раскрась карту»

    В) «Разгадай кроссворд».

    Г) «Путеводная нить» (работа с заданиями)

    Тематическое планирование курса «История средних веков»     6  класс (28 часов)

    Название темы

    Тип урока

    Элементы  содержания

    Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

    Кол-во часов

    Дата проведения

    План

    Факт

    1

    Живое Средневековье (1 час)

    Комбинированный

    Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья. Исторические источники.

    Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для

    решения познавательных задач.

    Глава 1. Становление средневековой Европы (Vl-Xl века) – 5 часов

    2

    Древние германцы и Римская империя.

    Изучение нового материала, комбинированный

    Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне. Занятия германцев. Выделение знати. Падение Западной Римской империи. Гунны.

    Умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; умение работать по карте.

    3

    Королевство франков и христианская церковь в VI-VIII веках

    комбинированный

    Франки: расселение, занятия, хозяйственное и общественное устройство. Появление государства. Король Хлодвиг. Христианская церковь. Монастыри.

    Умения и навыки работать с исторической картой; правильно отвечать на поставленные вопросы; устанавливать причинно-следственные связи.

    4

    Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность.

    комбинированный

    Карл Великий. Войны в Италии и Испании. Франкская империя и её распад. Междоусобные войны. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница.

    Умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; умение работать по карте.

    5

    Западная Европа в lX-Xl веках.

    комбинированный

    Слабость королевской власти во Франции. Священная Римская империя. Англия в раннее средневековье; англосаксы и норманнское завоевание.

    Умения и навыки работать с исторической картой; правильно отвечать на поставленные вопросы; устанавливать причинно-следственные связи.

    6

    Культура Западной Европы в раннее средневековье.

    комбинированный

    Представления людей о мире. Каролингское Возрождение. Искусство. Литература.

    Уметь определять предпосылки расцвета государства;  анализировать фрагмент исторического документа; проводить поиск нужной информации из дополнительной литературы.

    Глава 2. Византийская империя и славяне в Vl-Xl веках. (3 часа)

    7

    Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.

    Культура Византии.

    комбинированный

    Территория, хозяйство, государственное устройство Византии. Византийские императоры. Юстиниан и его реформы. Войны Юстиниана. Культура Византии. Вторжения славян и арабов

    Уметь определять предпосылки расцвета государства; рассказывать об основных событиях правления Юстиниана; анализировать фрагмент исторического документа.

    8

    Образование славянских государств.

    комбинированный

    Расселение славян. Занятия и образ жизни славян. Болгарское государство. Великоморавская держава и создатели славянской письменности – Кирилл и Мефодий. Образование Чехии и Польши.

    Продолжать развивать умение работать с исторической картой; учиться сравнивать, анализировать, делать выводы.

    Глава 3. Арабы в 6-11-веках.

    9

    Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

    комбинированный

    Расселение, занятия арабских племен. Мухаммед и рождение ислама. Завоевания арабов в Азии, Северной Африке, Европе. Распространение ислама.

    Умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; умение работать по карте, заполнять контурные карты.

    10

    Культура стран халифата.

    комбинированный

    Культура арабов. Тестирование: «Раннее Средневековье»

    Уметь выделять общее и особенное в произведениях культуры халифата, учиться анализировать исторические источники, делать выводы. Уметь выделять главное, участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзывы на ответы других учащихся.

    Глава 4. Феодалы и крестьяне (2 часа).

    11

    В рыцарском замке.

    комбинированный

    Замок феодала. Снаряжение рыцаря. Развлечения рыцарей. Правила поведения рыцарей.

    Умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.

    12

    Средневековая деревня и её обитатели.

    комбинированный

    Феодальное землевладение. Феодальная знать. Жизнь, быт, труд крестьян. Крестьянское хозяйство. Феодальная зависимость и повинности. Крестьянская община.

    Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, развивать монологическую речь.

    Глава 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе.

    13

    Формирование средневековых городов.

    комбинированный

    Возникновение городов. Города – центры ремесла, торговли, культуры. Цехи и гильдии.

    Умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.

    14

    Горожане и их образ жизни.

    комбинированный

    Городские сословия. Городское управление. Жизнь и быт горожан. Средневековые города – республики.

    Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, развивать монологическую речь.

    Глава 6. Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы (3 часа).

    15

    Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

    комбинированный

    Разделение христианства на католицизм и православие. Светские правители церковь. Ереси и преследование еретиков.

    Умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, работать с текстом учебника.

    16

    Крестовые походы.

    комбинированный

    Крестовые походы феодалов, послед-я. Крестовые походы бедноты. Духовно-рыцарские ордены. Борьба народов Востока против крестоносцев.

    Умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; умение работать по карте, заполнять контурные карты.

    Глава 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (Xl-XV веках) -5 часов.

    17

    Как происходило объединение Франции.

    комбинированный

    Усиление королевской власти. Сословно-представительная монархия; Генеральные Штаты. Первые успехи объединения.

    Умение  устанавливать причинно-следственные связи, работать с текстом учебника.

    18

    Что англичане считают началом своих свобод

    комбинированный

    Нормандское завоевание. Генрих II и его реформы. Великая хартия вольностей. Парламент. Сословная монархия. Экономическое и социальное развитие страны.

    Умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, работать с текстом учебника.

    19

    Столетняя война.

    комбинированный

    Причины войны и повод к ней. Итоги и последствия Столетней войны.

    Умение  устанавливать причинно-следственные связи; умение работать с текстом учебника и  работать с картой атласа.

    20

    Крестьянские восстания во Франции и в Англии.

    комбинированный

    Положение крестьян во Франции и Англии. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Завершение объединения Франции. Образование централизованного государства. Война Алой и Белой розы в Англии. Генрих VIII.

    Умение  устанавливать причинно-следственные связи; умение работать с текстом учебника, выделять главное, делать выводы.

    Глава 8. Германия и Италия в 12-15 веках.

    21

    Усиление власти князей в Германии.

    комбинированный

    Территориальные княжества в Германии. Натиск на Восток. Союзы городов. Городские республики в Италии. Гвельфы и гибеллины. Правление Медичи во Флоренции.

    Умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, работать с текстом учебника, развивать монологическую речь.

    Глава 9. Славянские государства и Византия в XlV-XV веках (2 часа)

    22

    Гуситское движение в Чехии.

    комбинированный

    Чехия в XIV веке. Ян Гус. Гуситские войны, их значение. Народное войско.

    Умение  устанавливать причинно-следственные связи; умение работать  с картой атласа.

    23

    Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

    комбинированный

    Балканские страны перед завоеванием. Завоевания турок-османов. Битва на Косовом поле. Гибель Византии.

    Умение  устанавливать причинно-следственные связи; умение работать  с картой атласа.

    Глава 11. НародыАзии, Америки и Африки в Средние века.

    24

    Средневековый Китай.

    комбинированный

    Император и подданные. Крестьянская война. Китай под властью монголов. Борьба против завоевателей. Культура средневекового Китая.

    Умение  устанавливать причинно-следственные связи, работать с текстом учебника, развивать монологическую речь.

    25

    Индия. Государство и культура.

    комбинированный

    Индийские княжества. Вторжение мусульман. Делийский султанат. Культура Индии.

    Умение устанавливать причинно-следственные связи, работать с текстом учебника, развивать монологическую речь.

    26

    Государство и народы доколумбовой Америки.

    комбинированный

    Народы Америки. Государства. Культура.

    Умение   умение работать с текстом учебника, выделять главное, делать выводы.

    27

    Африка.

    комбинированный

     Государства и народы Африки.

    Умение   умение работать с текстом учебника, выделять главное, делать выводы.

    28

    Урок- повторения.

    Урок – игра «Путешествие в Средневе-ковье»

    Средние века в истории. Народы и государства на исторической карте. Достижения производства и техники.

    Развивать письменную  и устную монологическую речь,умение работать  с картой атласа.

    Учебно-методическое обеспечение:

    1. История средних веков. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений /

    Е.В.Агибалова, Г.М.Донской , - 11-е изд. – М.: Просвещение 2005.

    2. О.В. Арасланова,  Поурочные  разработки  по  истории  средних  веков.  6  класс.  М., Вако. 2004.

    3. Задания для самостоятельной работы по истории 6 класс.

    4. История средних веков: поурочные планы по учебнику Е.В.Агибаловой, г.М.Донского. 6 класс. Волгоград: Учитель, 2007.

    5. Всеобщая история. История средних веков. Методические рекомендации. 6 класс (к учебнику Е.В.Агибалова, Г.М.Донского) : пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А.В.Игнатов. - М.: Просвещение, 2012.

    6. Программа: Всеобщая  история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасин — О.С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы: учеб. Пособие для общеобразоват. Организаций — 3-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2015.

    ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА  XVI ВЕКА

    ПОЯСНИТЕЛЬНЯ ЗАПИСКА

        Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы по учебным предметам.  История 5-9 классы, 2010г.  и Рабочей программы предметной линии учебников А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной, 6-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений.  М. : Просвещение, 2011 г.  

          Программа по истории России с древнейших времён  до конца XVI в направлена на достижение следующих целей и задач:

    • -ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути человечества, многообразие форм исторического бытия  и деятельности людей в прошлом;
    • -выработка у школьников представления об основных источниках знаний о восприятии, отражения и объяснения событий истории и современности;
    • -развитие у учащихся способности рассматривать события и явления прошлого т настоящего, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно – следственных связей, целей и результатов деятельности людей и т.д.);
    • -формирования у школьников целостного представления об историческом пути России, судьбах, населяющего ее народов, об основных этапах, важнейших событиях и выдающихся исторических деятелях отечественной истории;
    • -воспитание гражданских и патриотических качеств учащихся на основе личностного  осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом;
    • -стимулирование желания самостоятельного поиска и расширения знаний по истории Отечества, культуре, традициям своего народа.

    Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5–9 классах в общем объеме 340 часа, в 5—9 классах по 2 часа в неделю. Курсы «История России» и «Всеобщая история», изложенные в примерной программе основного общего образования «История» раздельно, на практике могут изучаться синхронно-параллельно. Планирование курса «История России с древнейших времён  до конца XVI в » содержит вариативную часть, сформированную в программе  40 часа в год, 2 часа в неделю.

    ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

    В результате изучения истории России с древнейших времен до конца XVI в в 6  класс ученик должен:

    знать/понимать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников,  результаты и итоги событий с древнейших времен до конца XVI века, важнейшие достижения культура и системы ценностей, изученные виды исторических источников;

    уметь: сравнивать исторические события и явления, объяснять смысл и значение важнейших исторический понятий, дискутировать, анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим событиям и явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту, классифицировать(группировать) исторические события и явления по указанному признаку;

    владеть компетенциями

    -коммуникативной                                                       -информационно – поисковой

    -смысловой и поисковой                                              -рефлексивной

    -личностного саморазвития                                         -учебно – познавательной;

    быть способным решать жизненно – прагматические задачи:

    -высказывать собственные суждения об историческом наследии народов России;

    -использовать полученные знания в общении с людьми;

    -применять полученные из различных источников дополнительную информацию для более глубокого осмысления ключевых событий истории Отечества.

    СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА.

    ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНОСТИ ДО КОНЦА XVI ВЕКА. 

    Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.

    Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности

    Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.

    Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.

    Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства. 

    Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).

    Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».

    Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры.

    Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.

    Чингис-хан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.

    Русские земли во второй половине XIII – первой половине XV вв. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. 

    Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.

    Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.

    Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва – Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.

    Московское государство в XVI веке. Социально-экономическое и политическое развитие. Избранная рада. Реформы 1550-х годов. Стоглавый собор. Опричнина. Внешняя политика и международные связи. Присоединение Казанского, Астраханского ханств, покорение Западной Сибири. Ливонская война.

    Культура и быт Московской Руси в XVI веке. Устное народное творчество. Просвещение. Книгопечатание (И.Фёдоров). Исторические повести. Зодчество. Живопись. Быт, нравы, обычаи. «Домострой».

    ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ.

    Основная форма организации образовательного процесса  классно-урочная.

         Урок дает   возможность применять разнообразные методы обучения, сочетать    индивидуальную, групповую и фронтальную работу учащихся. Ведущими в курсе истории России с древнейших времен до конца XVI 6 класса являются    следующие типы уроков: комбинированный, уроки изучения нового материала, уроки закрепления знаний, уроки обобщения и систематизации изученного, выработки умений и навыков, урок-игра, обобщающие уроки.

        Текущий контроль успеваемости -   систематическая проверка знаний учащихся, проводится  на текущих занятиях в соответствии с рабочей  учебной программой.  Текущий   контроль   знаний    обучающихся  в 6 классе осуществляется через опросы, самостоятельные  работы,  тематические зачеты и  тесты   в рамках  урока.  

     Предусматриваются входное, рубежное и итоговое школьные административные тестирования.

                   Средства контроля.

    1. Тестовые материалы по разделам программы.

    1. Мультимедийный тестовый  материал по истории России с древнейших времён до конца XVI века.
    2. Карточки с индивидуальными и проблемными заданиями.

           Особенность предлагаемой программы в том, что она является составной частью единой линии учебников по истории России для основной школы под редакцией А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной, включенных в Федеральный перечень  и предусматривает здоровьесберегающие технологии.

    Тематическое планирование курса «История России с древнейших времён до конца 16 века» 6  класс (40 часов)

    Название темы

    Тип урока

    Элементы

    содержания

    Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

    Кол-во часов

    Дата проведения

    План

    Факт

    1

    Введение

    Лекция

    Источники изучения русской истории.

    Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для

    решения познавательных задач.

    Глава 1.  Русь Древняя.

    2

    Древнейшие народы.

    Комбинированный

    урок.

    Происхождение и расселение восточных славян. Занятия славян. Быт   и нравы. Верования. Управление.

    Умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; умение работать по карте, заполнять контурные карты.

    3

    Соседи восточных славян.

    Комбинированный

    урок.

    Жители лесной полосы Восточной Европы. Тюркский и Аварский каганаты. Хазарский каганат. Волжская Булгария и Византия.

    Умения и навыки работать с исторической картой; правильно отвечать на поставленные вопросы; устанавливать причинно-следственные связи; родовая община → изменения в орудиях труда → соседская община → неравенство → государство;

    4 - 5

    Формирование Древнерусского государства.

    Комбинированный

    урок.

    Предпосылки и причины создания Древнерусского государства. Варяги в Восточной Европе. Образование древнерусского государства.

    Выделять главное в тексте учебника; умение работать с картой; развивать умение составления схем.

    6

    Первые киевские князья

    Комбинированный

    урок.

    Деятельность князя Олега.

    Продолжать развивать умение работать с исторической картой; учиться сравнивать, анализировать, делать выводы; составление таблицы «Первые русские князья»

    7

    Владимир Святославович. Принятие христианства.

    Комбинированный

    урок.

    Религиозно-культурное влияние Византии.

    Умение сравнивать (языческая религия и христианство); умение выделять причины, ход, значение исторического события (принятие христианства).

    8 - 9

    Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

    Комбинированный

    урок.

    Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов.

    Уметь определять предпосылки расцвета государства; рассказывать об основных событиях правления Я. Мудрого; анализировать фрагмент исторического документа; проводить поиск нужной информации из дополнительной литературы.Умение раскрыть причины княжеских междоусобиц – ослабление строя. Уметь определять роль личности в истории (Владимир Мономах).

    10

    Культура Древней Руси.

    Комбинированный

    урок.

      Особенности развития древнерусской культуры.

    Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись.

    Уметь выделять главное (истоки и особенности древнерусской культуры).

    11

    Быт и нравы Древней Руси.

    Комбинированный

    урок.

    Быт и нравы.

    Уметь описывать быт, образ жизни разных слоёв населения Древней Руси; выявлять особенности местной культуры.

    12

    Русь Древняя

    Урок повторения

    Глава 2. Политическая раздробленность на Руси.

    13

    Начало раздробления Древнерусского государства.

    Комбинированный

    урок.

    Удельный период: экономические и политические причины раздробленности.

    Уметь определять социально-экономические причины раздробленности. Выделять последствия раздробленности, развивать умение работать с картой, сводить знания в таблицы; излагать суждения о причинах положительных и отрицательных последствиях политической раздробленности русских земель.

    14

    15

    Главные политические центры Руси.

    Комбинированный

    урок.

    Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель.

    Уметь выделять общее и особенное в социально-экономическом, политическом, культурном развитии удельных земель; уметь работать в паре; на основе доп. Литературы подготовить сообщения «Политический портрет русских князей»

    16

    Нашествие с Востока.

    Комбинированный

    урок.

    Чингис-хан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь.  

    Уметь показывать на ист. Карте территорию расселения и направления походов монголо- татар; описывать их образ жизни и военную организацию; выявлять особенности и цели монгольского государства,

    17

    Борьба Руси с западными завоевателями.

    Комбинированный

    урок.

    Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище.

    Уметь работать с текстом учебника, выделять главное; причинно-следственные связи,

    роль личности; раскрывать значение отпора для Руси немецко – шведской агрессии; высказывать суждения о деятельности и личности А. Невского.

    18

    Русь и Золотая Орда.

    Комбинированный

    урок.

    Последствия монгольского нашествия  для дальнейшего развития нашей страны.

    Уметь определять сущность и последствия монголо-татарского ига, работать с документами.

    19

    Русь и Литва.

    Комбинированный

    урок.

    Последствия борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.

    Уметь работать с картой, фрагментами документов.

    20

    Культура русских земель в 12-13 веках.

    Комбинированный

    урок.

    Уметь выделять общее и особенное в произведениях культуры каждого удельного княжества, учиться анализировать исторические истоки, делать выводы. Уметь выделять главное, участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзывы на ответы других учащихся.

    21

    Родной край в древности (1 час)

    Лекция

    Уметь выделять общее и особенное в         развитии нашего края и Руси, сравнивать и делать выводы.  Уметь выделять главное, участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзывы на ответы других учащихся.

    Глава 3.  « Русь Московская»

    22 - 23

    Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества.

    Комбинированный

    урок.

    Предпосылки образования Российского государства.Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы.

    Уметь анализировать историческую карту; определять территории крупнейших княжеств и территории, утраченные Русью. Выделять предпосылки объединения русских земель, причины усиления Московского княжества.

    24 - 25

    Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.

    Комбинированный

    урок.

     Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.

    Уметь выделять главное, извлекать «уроки» из события, определять роль личности в истории.Раскрывать  значение Куликовской битвы как величайшего события в русской культуре; высказывать и аргументировать оценку исторических событий в данный период, анализировать учебный текст и фрагменты ист. документов.

    26

    Московское княжество и его соседи в конце 14-середине 15 века.

    Комбинированный

    урок.

    Уметь кратко излагать исторический материал; анализировать фрагменты исторических документов.

    27 -28

    Создание единого русского государства и конец ордынского владычества.

    Комбинированный

    урок.

    Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. 

    Уметь устанавливать причинно-следственные связи: изменения в жизни страны; выделять исторические закономерности; систематизировать исторический материал в виде схем и таблицы; на основе доп. литературы составить политический портрет Ивана III; работать с ист. картой.

    29

    Московское государство в конце 15-начале 16 века.

    Комбинированный

    урок.

    Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.

    Давать определение понятий. Систематизировать исторический материал в виде схемы, таблицы. Выявлять связь между политическими процессами и изменениями в экономических отношениях.

    30

    Церковь и государство в конце 15- начале 16 века.

    Комбинированный

    урок.

    Изменения в положении Русской православной церкви. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва — третий Рим».

    Уметь определять причины изменения в положении Русской Православной Церкви, раскрывать роль РПЦ в создании единого централизованного государства; определять причины противоречий церковной и светской властей; причины появления ереси.

    Русь Московская

    Урок повторения

    Тест «Образование единого Русского государства»

    Тема 5. Московское государство в XVl в. (9часов)

    31

    Реформы Избранной рады.

    Комбинированный

    урок.

    Боярское правление. Укрепление центральной власти. Стоглавый собор. Реформа местного управления. Военная реформа.

    Уметь устанавливать причинно-следственные связи; определять роль личности в истории;

    давать  краткие и развернутые ответы, оперировать понятиями; систематизировать ист. материал в виде схемы и таблицы; сравнивать систему правления при Иване III и Иване IV.

    32

    Внешняя политика Ивана lV.

    Комбинированный

    урок.

    Завоевание Казанского ханства. Присоединение Астраханского ханства. Покорение Западной Сибири. Ливонская война.

    Устанавливать причинно – следственные связи. Уметь оперировать терминами и понятиями, работать с исторической картой, устно излагать материал о причинах, ходе и итогах Ливонской войны. Характеризовать причины успеха и неудач внешней политики.

    33

    Опричнина.

    Комбинированный

    урок.

    Установление опричнины.

    Уметь выделять главное, выявлять причинно-следственные связи,

    анализировать исторические источники. Давать оценки историческим явлениям и государственным деятелям.

    34

    Просвещение, устное народное творчество, литература в14-16 веках.

    Комбинированный

    урок.

    Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва – Третий Рим».

    Изучать, сравнивать, анализировать, описывать памятники русской культуры; выявлять влияние событий 16 века на характер русской культуры; на основе разных исторических и литературных источников готовить сообщения и презентаций.

    Групповая индивидуальная работа. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.

    35

    Архитектура и живопись в 14-16 веках.

    Комбинированный

    урок.

    Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.

    Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.

    36

    Быт 15-16 веков.

    Урок - путешествие

    Уметь обобщать и систематизировать исторический материал, использовать полученные знания при работе в группах

    37

    Родной край в XIV-XVI вв.

    Лекция

    38- 39

    Урок повторения. (2 часа)

    Урок - игра

    Урок контроля, оценки, коррекции знаний. Урок – игра, использовать полученные знания при работе в группах,  с тестовыми заданиями. Тест «Русь Московская»

    40

    Урок резерв

    Учебно-методическая обеспечение:

    1. История России. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.  – М.: Просвещение. 2012.

    2. История России с древнейших времён до конца 16 века. Поурочные планы по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. 6     класс. Автор-составитель Н.Ю. Колесниченко. Издательство «Учитель». 2007.

    3. Д.А. Фадеева. История России с древнейших времён до конца 16 века. 6 класс. Учебно-мтодические материалы. М., Русское слово. 2003.

    4. Б.Н. Серов, Л.М. Гаркуша. Поурочные разработки по истории России с древнейших времён до конца 16 века. 6 класс. М., Вако. 2001

    5. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России с древнейших времён до конца 16 века. Рабочая тетрадь. 6 класс. М.; Просвещение. 2008.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    рабочая программа по учебному курсу "История России с Древнейших времён до конца XVI века" 6 класс на основе авторской программы А.А. Данилова, Косулиной Л.Г., Бранда М.Ю.

    Рабочая программа по курсу «История России с древнейших времён до конца XVI века» предназначена для организации обучения учащихся  6    класса.     Рабочая...

    Анализ учебника истории Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. С древнейших времён до конца XVI века 6 класс

    Анализ учебника историиДанилов А.А., Косулина Л.Г. История России. С древнейших времён до конца XVI века6 класс...

    Итоговый урок по курсу "История России" (С древнейших времён до конца XVI века)

    Тип урока: повторительно-обобщающий.Место урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории России в   6 классе. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения ...

    Итоговый урок по курсу "История России" (С древнейших времён до конца XVI века)

    Тип урока: повторительно-обобщающий.Место урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории России в   6 классе. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения ...

    История России с древнейших времён до конца XVI века. 6 класс

    тест для проверки знаний по темам "Россия до конца XVI века"...

    Рабочая программа по истории средних веков и истории России с древнейших времён до конца XVI века

    В программе указаны содержание тем курса, распределение учебных часов по разделам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредмет...