Методическая разработка урока истории в 6 классе по теме: «XIV век в истории Европы. Восстания крестьян в Англии и Франции».
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Нефёдова Елена Марьяновна

Методическая разработка урока истории в 6 классе по теме:  «XIV век в истории Европы. Восстания крестьян в Англии и Франции" соответствует  требованиям ФГОС второго поколения. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnol_karta.doc73.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozheniya_k_uroku1.doc31.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_2.doc228.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_3.doc12.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_5.doc16.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_6.doc10.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_4.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока истории в 6 классе

( в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)

Учитель истории - Нефедова Елена Марьяновна

Школа – МБОУ СОШ №11 г. Пенза

Класс – 6

Учебник – В.А.Ведюшкин, В.И.Уколов «История. Средние века», 2013 год.

Тема урока:  «XIV век в истории Европы. Восстания крестьян в Англии и Франции»

Цель урока: Определить роль народа в ходе Столетней войны; в истории своей страны.

Задачи урока:

Личностные   воспитание уважения к историческому прошлому других народов в борьбе за свободу и независимость; формирование личностной  оценки учащихся к произошедшим событиям; развитие сотрудничества при работе в парах; формирование умений применения исторических знаний при изучении новой темы.

Метапредметные  развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок; развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию о событиях и явлениях прошлого, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней.

Предметные  развитие умений работать с учебником, картами, иллюстрациями; овладение понятиями; анализ документов по изучаемому периоду.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые достижения:

  1. Образовательные:
  • Усвоение понятий: восстание, денежный оброк, освобождение от личной зависимости;  «Жакерия», «Черная смерть».  Усвоение дат: 1358, 1381. Знакомство с историческими портретами: Гльом Каль, Уот Тайлер, Джон Белл, Ричард II.
  • Формирование у учащихся умения: устанавливать существенные признаки восстаний; выделять лидеров и участников,  главные события народных движений;  находить связи между произошедшими событиями.
  • Формирование навыков планирования ответа.
  1. Развивающие:
  • Умений анализировать, сравнивать, обобщать.
  • Умения формулировать проблему.
  • Умение применять новые знания;  формулировать и доказывать свою точку зрения.
  • Развитие творческих, речевых способностей учащихся.
  • Умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт.
  • Развитие умения групповой работы.
  1. Воспитательные:
  • Уважение к истории других народов.
  • Воспитание уважение к противоположному мнению.
  • Создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
  • Воспитание интереса к предмету, к учению.

Методы обучения:  проблемный, личностно-ориентированный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, парная, индивидуальная.

Средства обучения: проектор, презентация, учебник,  документы, проблемные задания.

Основные события  изучаемые  на уроке:  восстания в Англии, Франции, действия восставших,  итоги и последствия восстаний.

  Технологическая карта урока

п/п

Этап урока

Формируемые УУД

Деятельность

ЭОР

Время

(мин)

учитель

учащиеся

1

Организационный момент

Цель- – активизация учащихся.

Коммуникатив-ные, личностные- формируется чувство своей значимости в деятельности  группы

Проверяет готовность к уроку, настраивает детей на работу.

Приветствуют учителя. Эмоциональный настрой на работу.

1

2

Проверка домашнего задания

Цель- проверка усвоения пройденного материала. 

Познавательные-желание применить имеющиеся знания, высказаться

Личностные-  ответственность за правильность выполнения задания

Коммуникатив-ные-  умение слаженно работать в команде

Регулятивные- правильно воспринимать оценку; планировать действия группы

1) Т.к. дети получили опережающее задание — подготовить вопросы по теме «Столетняя война»- происходит обмен вопросами (ТРКМ, метод «толстых»-«тонких» вопросов)       2) Каждой группе раздает заранее  перепутанный (разрезанный на части) текст с историческими ошибками по теме «Англия и Франция на пути объединения. Столетняя война».

- Нацеливает  на необходимость его восстановить текст и найти в нем исторические ошибки.             - На данном этапе не озвучивает учащимся, что в тексте есть лишняя информация не относящяяся к теме - учащимся необходимо это понять самостоятельно.

  1. Отвечают на вопросы, поправляют, дополняют ответы друг друга.

2) Анализируют  и восстанавливают текст:

- Находят в тексте исторические  ошибки;  - Находят информацию, не относящуюся к данной теме;

- Группы отчитываются о проделанной работе, в ходе чего происходит обмен результатами деятельности;                        

- Приходят к пониманию, что во всех группах информация, не относящаяся к тексту - разная.

4

4

3

Создание проблемной ситуации

Цель- мотивировать учеников изучить крестьянские восстания в Англии и Франции — как одно из следствий Столетней войны.

Познавательные- желание узнать новое

1) Организует обсуждение проблемной ситуации.                                

1) У учащихся возникает проблема- почему  эта  новая информация оказалась в тексте?

- Одновременно с этим складывается понимание, что новая информация  как-то связана со Столетней войной, но она повествует не о ней.

- Возникает мотивация разобраться с возникшей проблемной ситуацией, но имеющейся у них информации для этого не достаточно.

1

4

Изучение нового материала

Цель- изучить одно из событий Столетней войны — восстания.

Познавательные- умение работать с новой информацией самостоятельно, находить ответы на поставленные вопросы.

Коммуникатив-ные — умение договариваться в процессе взаимодействия.

Регулятивные-

 умение планировать свои действия

Личностные — желание действовать

1) Предлагает новый текст (Приложения 3,4),  содержащий информацию по новой теме

2) Рекомендует использовать в работе памятку к изучению восстаний.

3) Помогает разобраться с затруднениями, в случае их возникновения при анализе результатов групповой работы

4) - Какую тему мы сегодня изучаем?

5) - Какова цель нашего урока?

1) Организуют  работы в группах с новым текстом.

2) Анализируют текст используя памятку (Приложение  6)

3) Обсуждают полученные результаты

4) Приходят к выводу, что тема изучения на уроке «Крестьянские восстания в Англии и Франции периода Столетней войны».

5) Выдвигают идеи: о роли народа в истории своей страны.

Слайд с памяткой

5

4

1

5

Физкультминутка

Предлагает немного отдохнуть

Делают небольшую разминку

Слайд с видео-

роликом

2

6

Самостоятельная работа внутри групп в парах

Цель- умение работать источником, помогать товарищу, слушать мнение других, аргументация собственной позиции.

Познавательные- умение работать с информацией самостоятельно, находить ответы на поставленные вопросы.

Коммуникатив-ные — умение договариваться в процессе взаимодействия.

Регулятивные-

 умение планировать свои действия.

Личностные-  желание действовать, добиться положительного и правильного результата

1) Предлагает более детально изучить данную тему и предлагает новое задание для групп:  (1,2 группы получают задание о восстании во Франции, 3,4- в Англии)

2) сообщает, что изучая новый текст, учащимся необходимо будет выполнить  несколько видов заданий, поэтому им необходимо внутри группы разбиться на пары (самостоятельно)

3) В случае затруднений оказывает индивидуальную помощь

1) Получив новое задание самостоятельно делятся на группы (т. к. задания разные по степени сложности, учащимся необходимо правильно разделиться и выбрать задание по уровню их подготовленности).

2) Работа в парах  (с документами, учебниками, словарем, таблицами в рабочих тетрадях).

Задание для  пар (Приложения 5 и 2 )

Слайды с картами восстаний,

с иллюстра-циями к восстаниям

6

7

Первичное применение нового знания

Цель- уметь воспринимать наглядно-образное изображение

Личностные- самооценка, правильно ли я выполнил задание.

Регулятивные- адекватно воспринимать оценку  действий другими

1) Внимательно следит за выступлением учащихся, при необходимости вносит коррективы (если это не сделали другие ученики)

2) ? Ребята, изучив восстания, какой вывод мы можем сделать?

3) А можем ли мы сравнить эти восстания?

1) Обсуждение результатов работы:             - выступают;

- аргументируют свою позицию.                  - Экскурсоводы презентуют экскурсию.

2) Размышляют о роли народа в истории стран. …........

3) Дают утвердительный ответ, так как он очевиден.

Слайды с иллюстра-циями к восстаниям

5

8

Первичное применение нового знания

Цель- уметь анализировать и сопоставлять  информацию

Познавательные- анализ и синтез информации.

Коммуникативные- умение договориться в групповой деятельности.

Личностные-  желание действовать.

1) Предлагает, используя памятку о сравнении событий провести сравнительный анализ восстаний

1) Организуют работу по памятке (Приложение 6)

2) Отчитываются о результатах работы, аргументируют свои ответы.

4

9

Рефлексия

Цель - закрепить изученный материал.

Познавательные-умение применить новое знание  

Личностные- самооценка, осознание успешности

1) Предлагает подготовить вопросы по изученной теме по типу «Верю-не верю».

  1. ? Какую цель мы сегодня ставили на уроке
  2. Достигли ли мы поставленной цели?
  1. Составляют вопросы и обмениваются ими

  1. Понять роль народа в истории

3) Делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям

5

10

Инструктаж домашнего задания

Познавательные- узнать новое.

Личностные- мотивация к действиям

1)Создает новую проблемную ситуацию:

«Ребята, однажды. ученик 6 класса, после изучения темы восстаний мне сказал: «Зря крестьяне подняли эти восстания, они все равно ничего не добились, а только сами погибли и их положение даже ухудшилось»,- так ли это? Пусть это будет темой для домашнего  мини-сочинения для всех желающих»

2) Выставляет оценки.

3) Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж по его выполнению: &19, работа с терминами (занести в словарь), датами и личностями (выписать в разделы рабочей тетради  .

- Задают вопросы по тексту заданий

Слайд с темой дискуссии

Слайд с д/з

2

11

Эмоциональная рефлексия

Личностные- осознание своей успешности на уроке

Время быстро пролетело,  подводить пора итог.

Два кружочка перед вами: вам запомнился урок?

Если поняли вы тему, разобрались, что к чему,

Красный поднимите выше (очень этого я жду!)

Если синий – то не страшно, дома можно прочитать!

Всем на следующем уроке получить желаю «5»!

Всем спасибо за активную работу! До свидания!

Поднимают смайлики, соответствующие своему результату усвоения материала на уроке.

Слайд со смайлика

ми

1



Предварительный просмотр:

Приложения к уроку

Приложение 1. Текст с историческими ошибками и ловушками

СТОЛЕТНЯЯ ВОЙНА (1331-1447)

Англия и Франция в Х веке переживали сложный исторический период — объединения государств под властью королей.

Трудности в объединении Англии были вызваны еще и пресечением династии Валуа. На королевской трон претендовали несколько наследников по женской линии- это и стало главной причиной войны, вошедшей в историю, как Столетняя.

Армии сторон к войне были готовы одинаково, поэтому война и приняла затяжной характер.

Инициатива первоначально была на стороне Франции, они выиграли в битве при Пуатье в 1346 году.

На 3 этапе войны французы испытывали особые затруднения: англичане осадили крепость Кале.  Король Франции, Карл VI, искал хоть какого-то способа спасения страны и пригласил Жанну д Арк.

Юная героиня смогла поселить храбрость и уверенность в войсках, благодаря этому французы сняли  осаду с города уже в 1430 году.

А спустя 3 года,  освободили и всю страну, Столетняя война закончилась, но обе стороны так и не добились желаемого.

Французские крестьяне и так платили высокие  налоги. Пленение короля,  и необходимость его выкупа, привела к повышению налогов.  

Уот Тайлер был предательски схвачен и убит по приказу английского короля.

Восставшие громили замки феодалов и не щадили их самих и даже их семьи.

Плохое вооружение крестьян, стало одной из причин их поражения в ходе борьбы с сеньорами.

 



Предварительный просмотр:

Приложение 2. Исторические карты с районами восстания

страна

Англия

Районы, охваченные восстанием

Крупные города

страна

Франция

Районы, охваченные восстанием

Крупные города



Предварительный просмотр:

Приложение 3.

         Восстание Уота Тайлера — крупное крестьянское восстание 1381 года, охватившее практически всю Англию. Народ устал от непомерно высокого роста налогов собиравшихся для ведения войны с Францией, в стране царила   политическая и экономическая напряжённость, особенно обострившаяся после эпидемий чумы. Сеньоры привыкли к тому, что все финансовые трудности
в  
XIV веке решались за счет повышения налогов с простых людей.
Именно в это время в Англии появился странствующий священник Джон Белл, который обяснял простым людям, что изначально все люди были равны и все трудились. А рабство и зависимость от феодалов появилась позже. «Земля должна принадлежать тем, кто на ней трудится»- проповедовал Д.Белл.
        Очередная попытка собрать налог с жителей города
Эссекса  30 мая 1381 года переполнила чашу терпения народа и они расправились со сборщиками налогов. Восстание охватило значительную часть Англии.  7 июня восставшие  города Мейдстона избрали предводителем Уота Тайлера за его боевой опыт и лидерские способности. Повстанцы  двинулись к столице.

Ход восстания — смотри в учебнике, стр. 67.


        П
осле смерти Уота Тайлера, оказавшись без предводителя, восставшие, по требованию  советников короля, покинули город.  Как только Лондон был освобожден, король нарушил свое обещание - дать личную свободу крестьянам: «Вы были крепостными и останетесь ими...»  Королевское войско разъехалось по городам Англии для «наведения порядка». Джона Белла схватили, затем казнили,  к ноябрю  1381 года около 1500 человек было казнено либо убито в бою.



Предварительный просмотр:

Приложение 5.

№ пары

АНГЛИЯ

ФРАНЦИЯ

1

(работа с учебником , стр 65-66) 

Найдите в тексте учебника новые понятия  и попытайтесь самостоятельно дать им пояснение (выполните эту работу в словаре)

 (работа с учебником , стр 65-66)

Найдите   в тексте учебника уже известные вам понятия и дайте им пояснение (устно). Проверьте друг друга

2

«Кто есть кто»?

- Уот Тайлер

- Джон Белл

- Ричард II

- Гильом Каль

(при недостаточной информации необходимо использовать текст учебника, &19)

Что скрывается за фразами:

- «У Жака-простака широкая спина, он все вынесет».

- «Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто тогда был дворянином?

- «Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает».

(при недостаточной информации необходимо использовать текст учебника, &19)

3

От каждой группы выберите по 1 представителю, кто сможет составить текст экскурсии о восстаниях крестьян  и провести  ее (работа с иллюстрациями учебника, &19)

4

Выберите в своей группе картографа, который должен, пользуясь  картой восстания,   определить районы и города охваченные восстанием.  Занесите  свои ответы в таблицу.  Выступите перед одноклассниками у доски, с картой.

страна

Англия

Франция

Районы, охваченные восстанием

Крупные города

Карты- Приложение 2.

страна

Англия

Франция

Районы, охваченные восстанием

Крупные города

Париж, Реймс, Компьен, Амьен, Дижон.



Предварительный просмотр:

Приложение 6.

ПАМЯТКА № 1 .  (рассмотрение крестьянских восстаний)

1. Причины восстания.

2. Характер восстания (стихийное, организованное).

3. Движущие силы, лидеры восстания.

4. Вооружение, подготовленность восставших.

5. Цели, требования восставших, их сплоченность или разобщенность.

6. Районы, охваченные восстанием.

7. Ход восстания, его основные этапы.

8. Причины поражения или победы восставших.

9. Итоги и уроки восстания и его значение

ПАМЯТКА № 2.  (сравнение двух фактов)

1. Подумай, по каким признакам можно судить о сходстве и различии данных событий (явлений).

2. В каком порядке лучше расположить эти признаки? Почему?

3. Перечисли черты сходства.

4. Перечисли черты различия.

5. Сделай выводы.



Предварительный просмотр:

Приложение 4

        Жакери́я — название крестьянского антифеодального восстания, вспыхнувшего во Франции в 1358 году. Французские  дворяне звали своих крестьян "славный малый Жак", отсюда и произошло название восстания-  «Жакерия».
        В середине XIV на долю Франции выпали страшные бедствия:
 экономическая разруха, вызванная Столетней войной, налоговый гнёт, а также эпидемия чумы («чёрная смерть»), которая унесла до половины населения. Крестьяне страдали от грабежей как англичан, так и французской наёмной армии. А после поражения французов при Пуатье и пленения короля, начались новые денежные обложения и  повинности.

        В это время солдаты наваррского короля Карла Злого в окрестностях Парижа устроили грабежи и бесчинства, и крестьяне, уставшие от поборов, бросились на своих мучителей. Они превратили сотни замков в развалины, избивали дворян. Скоро восстание распространилось и в другие города.  У восставших крестьян появился  свой руководитель — Гильом Каль,ставший «генеральным капитаном жаков».
        Сначала
сеньоры очень испугались народной борьбы, но вскоре,  оправившись от страха, начали действовать.  8 июня 1358 года с хорошо обученной армией  Карл Злой подошел к деревне Мело, где расположились главные силы восставших. Несмотря на значительное численное превосходство,  необученные крестьяне практически не имели шансов победить в открытом бою, Гильом Каль предложил отойти к Парижу. Однако крестьяне не желали слушать уговоров своего предводителя и заявляли, что они достаточно сильны, чтобы сразиться.
        
Карл Наварский неделю не решался атаковать восставших, и пошел на хитрость — пригласил Каля для переговоров. Гильом поверил его рыцарскому слову. Его тут же схватили и заковали в цепи, лишившись своего руководителя,  крестьяне были разбиты. Тем временем рыцари короля напали на другой отряд жаков и также истребили множество восставших.
        
Началась массовая расправа над восставшими. После жестоких пыток Гильом Каль был казнён, а так же   было казнено около 20 тысяч человек. Но жестокая расправа с «жаками» не успокоила феодалов, народная война породила в них страх перед кресьянами. Крестьян стали постепенно освобождать от личной зависимости, отменять барщину. Феодалы еще долго не увеличивали крестьянские повинности, что позволило крестьянам успешно вести свои хозяйства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории по теме «Русско-японская война» 9 класс, «История России. XX век»

В кусе изучения «Истории России  XX век» рассмотрение темы «Русско-японская война» предполагается в контексте  раздела «Внешняя политика Николая II» (по программе А.А.Данилова,  Л.Г.Кос...

Методическая разработка урока истории в 5 классе. Тема урока: "Герои Марафонской битвы"/

Методическая разработка урока истории в 5 классеТема урока: "Герои Марафонской битвы"Учитель: Мамедова Самира ХакимовнаЦель урока: содействовать формированию целостного знания и представления у учащих...

Методическая разработка урока истории с использованием ресурсов Исторического парка "Россия - моя история". Тема «Внешняя политика России в начале 21 века»

В процессе изучения данной темы создаются условия для творческого мышления учащихся, их познавательной активности, умения самостоятельно пополнять свои знания используя ресурсы Историчес5кого парка.Да...

Методическая разработка урока истории в 5 классе Тема урока: "Чему учил китайский мудрец Конфуций"

Тема урока: "Чему учил китайский мудрец Конфуций"  Тип урока: ознакомление с новым материаломЦель урока: сформировать у учащихся представление о философском учении Конфуция и жизни...

Методическая разработка урока истории в 5 классе Тема урока: "Чему учил китайский мудрец Конфуций"

Тема урока: "Чему учил китайский мудрец Конфуций"  Тип урока: ознакомление с новым материаломЦель урока: сформировать у учащихся представление о философском учении Конфуция и жизни...

Методическая разработка урока истории 6 класс на тему "Восточные славяне в древности"

Тема урока: Восточные славяне в древностиТип и место урока: Комбинированный урок.Данный урок - это первый  урок при изучении темы: “Восточные славяне” в 6 классе.Методы: объ...

Методическая разработка урока истории в 5 классе "Итоговый урок по курсу "История Древнего мира" "

Тип урока: повторительно-обобщающий.Место урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории Древнего мира. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения, которых необ...