Методическая разработка урока истории в 5 классе Тема урока: "Чему учил китайский мудрец Конфуций"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Тема урока: "Чему учил китайский мудрец Конфуций"

  Тип урока: ознакомление с новым материалом

Цель урока: сформировать у учащихся представление о философском учении Конфуция и жизни китайского общества, используя активные формы обучения информационные технологии.

Задачи:

  • освоение системы  теоретических знаний: основных событий исторических личностей

и практическое знание карт (познавательные),

  • развитие творческого мышления учащихся (развивающие),
  •  развитие самостоятельности (развивающие),
  • развитие способности к анализу, систематизации и обобщению исторических фактов и событий (развивающие),
  • воспитание уважения, благородства, гуманности, справедливости к другим людям.

Планируемые результаты:

  • предметные результаты:

-овладение целостными представлениями об историческом пути развития Древнекитайской цивилизации и влияния Конфуция на мировоззрение древних китайцев;

-способность применять понятийный аппарат, анализ для  раскрытия сущности событий и фактов;

  • личностные результаты:

-формирование чувства само- и взаимоуважения, развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки,

-проявления творческого отношения к процессу изучения темы,

-формирование мотивации учения,

-осознание возможности самореализоваться,

-стремление к совершенствованию,

-формирование коммуникативной компетенции

  • метапредметные результаты: связь с географией, изобразительным искусством, иностранным языком
  • познавательные результаты:

владение умения  работать с учебником (анализировать, обобщать факты, делать выводы), выполнять индивидуальную и коллективную работу в соответствии с поставленной целью

  • коммуникативные:

 умение аргументировать, давать оценку, формулировать ответы, читательский опыт, согласовывать позиции и находить общее решение вопросов

 

Основные результаты обучения

·Учащиеся                получают     знание      о учении Конфуция, формирует представление о древних цивилизациях и нормах поведения

  • Отрабатывают навыки работы с картой
  • Освоение технологии проблемного     изучения      учебного материала анализируют, систематизируют и обобщают факты и события, достигли цели в конце урока
  • Формируют навыки работы с различными источниками информации (учебник, кар та, справочная литература, наглядные пособия)
  • Игра «Чистая доска» в конце урока оптимизируют проверку усвоения учебного материала новой темы и мотивирует учащихся на работу с учебниками.

Систем контроля, оценивания:

  • фронтальная работа
  • индивидуальная работа
  • самоконтроль

Оборудование:

  • карта «Китай в древности».
  • мультимедийсная доска, экран,
  • учебник истории для 5 класса

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx37.04 КБ

Предварительный просмотр:

.Конспекты уроков.

 Методическая разработка урока истории в 5 классе

  (в соответствии с требованиями ФГОС)

Тема урока: "Чему учил китайский мудрец Конфуций"

  Тип урока: ознакомление с новым материалом

Цель урока: сформировать у учащихся представление о философском учении Конфуция и жизни китайского общества, используя активные формы обучения информационные технологии.

Задачи:

  • освоение системы        теоретических знаний: основных событий исторических личностей

и практическое знание карт (познавательные),

  • развитие творческого мышления учащихся (развивающие),
  •  развитие самостоятельности (развивающие),
  • развитие способности к анализу, систематизации и обобщению исторических фактов и событий (развивающие),
  • воспитание уважения, благородства, гуманности, справедливости к другим людям.

Планируемые результаты:

  • предметные результаты:

-овладение целостными представлениями об историческом пути развития Древнекитайской цивилизации и влияния Конфуция на мировоззрение древних китайцев;

-способность применять понятийный        аппарат, анализ для        раскрытия сущности событий и фактов;

  • личностные результаты:

-формирование чувства само- и взаимоуважения, развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки,

-проявления творческого отношения к процессу изучения темы,

-формирование мотивации учения,

-осознание возможности самореализоваться,

-стремление к совершенствованию,

-формирование коммуникативной компетенции

  • метапредметные результаты: связь с географией, изобразительным искусством, иностранным языком
  • познавательные результаты:

владение умения  работать с учебником (анализировать, обобщать факты, делать выводы), выполнять индивидуальную и коллективную работу в соответствии с поставленной целью

  • коммуникативные:

 умение аргументировать, давать оценку, формулировать ответы, читательский опыт, согласовывать позиции и находить общее решение вопросов

Основные результаты обучения

  • Учащиеся        получают        знание        о учении Конфуция, формирует представление о древних цивилизациях и нормах поведения

  • Отрабатывают навыки работы с картой
  • Освоение технологии         проблемного        изучения        учебного материала анализируют, систематизируют и обобщают факты и события, достигли цели в конце урока
  • Формируют навыки работы с различными источниками информации (учебник, кар та, справочная литература, наглядные пособия)
  • Игра «Чистая доска» в конце урока оптимизируют проверку усвоения учебного материала новой темы и мотивирует учащихся на работу с учебниками.

Систем контроля, оценивания:

  • фронтальная работа
  • индивидуальная работа 
  • самоконтроль

Оборудование:

  • карта «Китай в древности».
  • мультимедийсная доска, экран,
  • учебник истории для 5 класса

Технологическая карта

Этап

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ЭОР

Время

1

Оргмомент

Уметь организовываться к работе

Проверяет готовность к уроку

Учитель: Здравствуйте, любители истории! Садитесь. Я очень рада приветствовать вас. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.         

Приветствуют учителя

1

2

Проверка

Домашнего задания

Уметь оценивать выполнение задания

Учитель: Ребята, уроки истории предоставляют нам уникальную возможность «потрогать» прошлое, объяснить настоящее и построить будущее. Какое средство передвижения может помочь нам заглянуть в другую страну, в другое время?

Учитель: Правильно, машина времени. Представьте эту машину. Представили? Скажите, а к каким последствиям может привести малейшая неисправность машины?

Учитель: Можно заблудиться во времени, превратиться в вечного странника, оказаться в окружении непонятных вещей, людей, говорящих на непонятном языке. А существует ли машина времени в действительности?

Учитель: И все-таки для осуществления своей мечты люди придумали «машину времени». Она есть в каждом городе. Мы часто становимся «пассажирами» этой удивительной «машины». Угадайте, что это за машина по следующим признакам:

1. Она похожа на дом, но дом необычный.

2. В «машине» нужно соблюдать особые правила поведения: вести себя тихо, быть внимательным, осторожным, чтобы не мешать другим и не сбиться с пути.

3. Двигателем этой «машины» являются редкие вещи, произведения искусства, уникальные создания природы и многое другое.

4. Управляют ею люди, профессии которых связаны с культурным наследием, с ценностями культуры.

Учитель: Кто догадался, что это за «машина»?

Учитель: Да, это музей. (Слайд1) В музее много старинных вещей, здесь хранятся экспонаты из разных стран, они рассказывают о жизни в прошлом. Но отправиться в увлекательное путешествие может только тот человек, который понимает безмолвный язык вещей. Давайте проверим: подходим ли мы с вами для такого путешествия! У вас на парте лежат входные билеты в музей, чтобы их получить, нужно ответить на вопросы.

1.Что такое каста? (Каста – это группа людей, которая обладает определёнными правами и обязанностями, передающимися по наследству.)

2.Какие касты существовали у древних индейцев? (Жрецы, знатные воины, земледельцы, слуги).

3.Откуда появились эти касты?

4. Из каких частей тела бога Брахмы были созданы эти касты?

5. Могут ли человек, принадлежащей одной касте со временем перейти  в другую касту?

Индивидуальный и фронтальный опрос

Ответы на вопросы

3

3

Актуализация опорных знаний

Уметь работать с наглядным материалом,

литературным произведением,

притчей

- Центральной экспозицией этого зала являются эти предметы Давайте назовем их.

На экране предметы-компас,

бумага, фарфор.

-Что объединяет эти предметы? (Происхождение- Древний Китай)

Переходим во второй зал. Посмотрите внимательно

что находится в центре экспозиции? (в центре портрет Конфуция)

Это удивительный человек, философ, которого очень любили и почитали древние китайцы за его мудрость и справедливость. Послушайте притчу о нем. (Слайд5 )
К ученику Конфуция пришли жители и стали говорить:
— Ты такой мудрый и так хорошо говоришь, не то, что этот сварливый Конфуций!
На что он ответил:
— Мудрость как стена. Моя стена низкая, и вы видите, что за ней делается, а стена Конфуция высокая, и вам не видно, что за ней делается. Если вы хотите заглянуть за его стену, постройте сначала свою, с которой можно будет смотреть.

-Как бы вы назвали данную притчу?

-Чему она учит?

Работа с изображениями,

портретом,

литературным произведением

Презентация

3

4

Мотивация

Умение ставить тему, учебные цели, задачи

-К кому же мы сегодня отправимся в гости, чтобы поучиться мудрости и заложить основы своей стены знаний? (к Конфуцию)

-Запишите тему нашего урока: «Чему учил китайский мудрец Конфуций»

 (Слайд6 )

-Как вы думаете, какова цель нашей экскурсии по музею? Давайте запишем ее в рабочие листы, которые лежат у вас на столах. (Слайд7)

-Обратите внимание на таблицу «Знаю, хочу узнать, узнал». Ребята, давайте посмотрим, какие разделы этой таблицы мы уже можем с вами заполнить?

-Что бы хотели узнать?

Я составила вам план посещения музея. Давайте посмотрим его.

 (Слайд 8 - план урока: 1.Страна, где жил Конфуций. Жизнь Конфуций неразрывно связана с Китаем. В каждом городе сооружали храм в честь этого человека.

2) Жизнь Конфуция.3) Чему учил китайский мудрец Конфуций.)

Пытаются сформировать цели урока совместно с учителем, заполняют таблицу в маршрутных листах «Знаю-хочу узнать»

Маршрутные листы,

презентация

2

5

Изучение нового материала

Работать с историческим видеороликом,

настенной картой, учебником, словарем. Работать с новой информацией самостоятельно, находить ответы на поставленные вопросы, учиться грамотно, использовать в речи новые термины

Побуждает учеников к обсуждению вопросов о географическом положении Китая. Путем подводящего диалога, побуждает учащихся к самостоятельному прочтению нового материала по тексту учебника. Осуществляет контроль

-Пройдемте в третий зал музея. 

Китайцы очень гордятся своей страной и всегда гостям показывают этот видеоролик. (Видео-слайд 9)

-Ребята, правда, Китай - очень красивая страна?

-Что вы нового узнали о Древнем Китае из этого ролика? (называют реки, горы, китайскую стену)

-Когда был основан Китай? (5 тысячелетие до н. э.)

-Сколько это тыс. лет назад? (7 тысяч лет назад)

-Китайцы называют свою страну «Поднебесной империей». (Слайд 10) Как вы думаете, почему? Найдите ответ в учебнике (с.107)

-Правильно, ребята. Именно поэтому Китай называли Поднебесной империей.

В ваших маршрутных листах есть карта, по которой мы сейчас с вами поработаем. (Слайд 11)

- Покажите по карте, где находится Китай.

- В центре какой равнины располагается Китай? (Великой Китайской равнине)

- Какие две большие реки протекают по территории Китая? (Хуанхэ и Янцзы) Покажите их на карте.

-Как Вы думаете, почему Хуанхэ называли «желтой рекой», а Янцзы - «голубой»?

Давайте обратимся к словарю и найдем информацию о данных реках.

- Какие горы простираются в Китае? (Тибет)

- Назовите древнейшие занятия китайцев (охота, собирательство, земледелие с 1-го тыс. до н. э.)

-Как вы думаете, что оказало влияние на жизнь древних китайцев? (природные и климатические условия)

-Правильно! Китай подарил миру не только свои удивительные места, но и Конфуция, основателя конфуцианства в Китае.

-Кто знает, что такое конфуцианство?

-Найдите значение этого слова в маршрутном листе, прочитайте определение.

 (Слайд 12)

 -Прошу вас пройти к этой экспозиции. (Слайд 13) Это дом Конфуция. Мудрец приглашает нас в гости. А все ли знают, как правильно вести себя в гостях? Ребята, не забывайте, что мы находимся в Китае, а здесь свои традиции. Ведь недаром Конфуций учил: «Воспитанного человека легко узнать по его манерам». Сейчас мы с ними познакомимся традициями Китая. Выполните задание №_2_ в маршрутных листах, а в помощь вам будет - учебник.(Слайд 14)

-Учтивый китаец перед входом в дом …….. (снимал туфли и шел босиком). (Слайд 15)

- Идти в туфлях по………., расстеленным на полу, считалось неприличным (циновкам) (Слайд 16)

- Сидели китайцы либо на циновке, либо на низком сидении, но по - особенному … (подогнув под себя пятки) .(Слайд 16)

Нельзя было сидеть, свесив ноги или………..,это говорило о невоспитанности людей (вытянув ноги).(Слайд 16)

Большое внимание уделялось внешнему виду человека. Древние китайские мужчины носили прически из длинных волос, собирая волосы в ….(пучок). (Слайд17)

Женские прически были очень сложные, но производили впечатление легкости, украшались… (цветами и драгоценными камнями). (Слайд17)

Обычно китайцы носили… ( халат). (Слайд18)

У простых людей они были из …..(дешевой материи), а знатные и богатые китайцы одевались в……( шелковых халаты), украшенные дорогой и красивой вышивкой. На одежде императора вышивался…..( дракон) – символ божественности.

Давайте проверим, как вы справились с работой (учащиеся по одному читают высказывания.

-А теперь идем в гости!

-О себе мыслитель в древности не любил рассказывать и свой жизненный путь описывал всегда в несколько строк. Видеоролик о Конфуции. (Слайд 19)

- У вас, наверное, остались какие-то вопросы о жизни мудреца? (Да) Какие? Может кто-нибудь из вас уже знает на них ответ? В маршрутных листах есть биография мудреца, давайте вместе найдем ответы на ваши вопросы.

Просматривают видеоролик,

отвечают на вопросы по карте,

используя дополнительную информацию. полученную в видеоролике,

показывают географические объекты на карте. Самостоятельно читают учебник,

выполняют задания в маршрутных листах,

отвечают на вопросы учителя,

самостоятельно формулируют новые понятия,

сверяют свои формулировки.

Презентация-видеоролик,

карта,

маршрутный лист,

словарь,

учебник с.109

10

6

Динамическая пауза

Формирование ответственного отношения к своему здоровью

- Устали? Китайцы с древнейших времен особое внимание уделяли своему здоровью, давайте, и мы ему уделим несколько минут. Мудрец Конфуций, чтобы отдохнуть, всегда делал зарядку-«цигун» или «Позу дерева» со своими гостями, это занятие он предлагает и нам. (Слайд 20-голос-зарядка)

 - Встаньте, пожалуйста, (включается музыка). Поставьте ноги на ширине стоп. Колени чуть согнуты, спина прямая, шея чуть наклонена вниз. Ладошки нужно собрать в виде лодочки – в них концентрируется энергия. Мышцы лица расслаблены. На время выбросьте все мысли из головы. Готовы? Начинаем наше упражнение!

 - . . 

, . .

 - , , , .

 - . . .

 - , . , .

 - , , . .

 - , .

Отдохнули? Почувствовали себя деревом?

Выполняют китайскую зарядку-«цигун»- «Поза дерева» под руководством учителя

Презентация

3

7

Первичное применение нового знания

Формирование смыслового чтения,

организации познавательной деятельности,

осуществление самоконтроля

Организует работу по закреплению первичных знаний. Организует фронтальную работу по учебнику и вписывают недостающие слова

Самостоятельно выполняют задания,

предложенные на маршрутных листах,

делают записи,

осуществляю самопроверку по слайдам. Отвечают на вопросы по маршрутным листам

Слайды презентации,

маршрутный лист,

учебник

3

8

Самостоятельная работа в группах

Умение работать в парах, оценивание результатов, оказывать и принимать помощь, умение китайского письма

Организует работу в группах по заданиям в маршрутных листах

«Поручение Конфуция»,

творческая работа

-А сейчас поработаем в группах. Перед Вами послания Конфуция, а в них - его учения.

-На каких языках они написаны? (на русском и китайском языках)

Вы должны прочитать высказывание и определить, о каких правилах поведения говорит Конфуций. Запишите их на «лучиках». Не забудьте выбрать лидера группы, который обобщит итог вашей совместной работы.

1 группа (Слайд21)

子曰、弟子、入孝、出弟、而信、凡众、而仁、行有力、以学文。子曰、父在、其志、父没、其行、三年无改於父之道、可孝矣。子曰、事父母几志不从、又敬不而不怨。
«Молодые люди должны дома проявлять
почтительность к родителям, а вне его — уважительность к старшим, серьезно и честно относиться к делу, безгранично любить народ и сближаться с человеколюбивыми людьми. Если после осуществления всего этого у них останутся силы, их можно тратить на чтение книг. Если при жизни отца следовать его воле, а после его смерти следовать его поступкам и в течение трех лет не изменять порядков, заведенных отцом, то это можно назвать сыновней почтительностью. Служи своим родителям, мягко увещевай их. Если видишь, что они проявляют несогласие, снова прояви почтительность и не иди против их воли. Устав, не обижайся на них. Ведь высшая добродетель-это уважение к старшим.»

 (почтительность к родителям, уважительность к старшим, преданность в отношениях со старшими, соблюдение традиций)

2 группа (Слайд22)

Откройте учебник на с. 107 и познакомьтесь с документом «Из высказываний Конфуция». (благородство, справедливость)

3 группа (Слайд23)

子曰、道千乘之国、敬事而信、节用而爱人、使民以时。子路问政。子曰、先之、劳之。请益。曰、无倦。哀公闻曰、何为则民服。孔子对曰、举直错诸枉、则民服、举枉错诸直、则民不服。


«Управляя царством, имеющим тысячу боевых колесниц, следует серьезно относиться к делу и опираться на доверие, соблюдать экономию в расходах и
заботиться о людях; использовать народ в соответствующее время. Побуждать к усердию своим примером. Если выдвигать справедливых людей и устранять несправедливых, народ будет подчиняться. Если же выдвигать несправедливых и устранять справедливых, народ не будет подчиняться».

4 группа (Слайд24)

子曰、学而不思则罔、思而不学则殆。子曰、我非生而知之者、好古、敏以求之者也
Учиться и не размышлять — напрасно терять время, размышлять и не учиться — губительно. Я не родился со знаниями. Я получил их благодаря л
юбви к древности и настойчивости в учебе. Мудрость в знании старинных книг.

Учитель: Конфуций жил в 5 в до н.э., но его учение актуально и сейчас. Как вы думаете, почему?

Это вечные ценности. Кроме этих ценностей, есть еще и материальные, но они приходящие и уходящие. Вечные же ценности живут в наших душах, поэтому они актуальны и по сей день.

В центре следующей экспозиции вы увидите принадлежности, которыми пользовался мудрец, записывая свое учение. Назовите их. (Слайд25)

-Как вы думаете, где были записаны учения Конфуция? (в бамбуковой книге).

- Какое письмо было у китайцев? (иероглифы). Где ещё они были? (в Египте)

Несмотря на сложность написания, иероглифы у китайцев были очень аккуратными и красивыми. Иногда в одном символе помещалось целое предложение.

- А вы знаете, как называлось искусство грамотно и красиво писать? (каллиграфия)

- Посмотрите на этот иероглиф. (Слайд 26) Это иероглиф фу! Он очень популярен у китайцев перед Новым годом. Чаще всего его пишут на красной бумаге и вешают на дверь перед входом в дом. Как вы думаете, что желают китайцы друг другу в Новом году? Правильно - счастья! Я предлагаю Вам почувствовать себя учениками Конфуция и написать этот иероглиф. Возьмите в руки лист красной бумаги, кисточку, откройте гуашь и за работу!

- Покажите, что у вас получилось. Поднимите вверх ваши символы. А теперь давайте подарим ваши пожелания счастья друг другу.

Самостоятельно выполняют задания в маршрутных листах. выписываю слова, составляют схему на доске. Оказывают взаимопомощь и проверяют задания других групп. Рисуют иероглиф «фу» в соответствии со слайдом презентации

Маршрутный лист,

презентация

6

9

Итог урока

Осуществлять познавательную рефлексию

Подводит итог урока,

организует игру «Чистая доска»

-Дорогие ребята! Вот и подошла к концу наша экскурсия. Я очень рада, что музей для нас стал машиной времени, с помощью которой мы погрузились в атмосферу прошлого Китая, обратились к духовному наследию Конфуция. Сегодня на уроке каждый из нас смог преодолеть непреодолимое – стать повелителем времени, дотронуться до предметов прошлого, вспомнить давно ушедшее.

-Как вы думаете, достигли ли мы с вами тех целей, которые ставили в начале нашей экскурсии?

- Давайте проверим, насколько продуктивной оказалась наша экскурсия.

- Мне нужны 2 помощника, которые быстро соберут пазл из вопросов, на которые вы будете отвечать (Игра-чистая доска). И чем быстрее вы его соберете, тем быстрее увидите символ.

-Что же мы получили? (Символ – Китая -Змей)

Отвечают на вопросы учителя, работают по карточкам .делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям

Задание 312, реши кроссворд

2

10

Домашнее задание

Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж

Наша экскурсия подошла к концу. А это вам, ребята, входной билет на следующее посещение музея. (выдаются листочки с дом.заданием)

параграф 23, вопросы после него не забудьте разобрать, задания в рабочей тетради с 189 №1,4. Напишите по желанию эссе «Древний Китай глазами путешественника»

Задают вопросы по тексту заданий

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории 7 класс «Дворцовые перевороты»

«Дворцовые перевороты в России» —это урок первый по теме «РОССИЯ 1725-1762 гг.» Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII– XVIIIв.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учр...

Конспект урока "Чему учил китайский мудрец Конфуций"

Аннотация к методической разработке.Автор: Гаврилова Елена Алексеевнаучитель истории и обществознания ОПФ МОУ "СОШ с.Октябрьский Городок" в с.КарамышкаЦель данного урока: сформировать представлен...

Урок: Чему учил китайский мудрец Конфуций

цель урока;1.рассмотреть особенности древнекитайской цивилизации2.изучить биографию и учение древнекитайского мудреца Конфуцияплан урока:1. географическое положение и природу Древнего Китая2.биография...

План-конспект открытого урока "Чему учил китайский мудрец Конфуций"

План-конспект открытого урока "Чему учил китайский мудрец Конфуций"...

Методическая разработка урока истории 6 класс на тему "Восточные славяне в древности"

Тема урока: Восточные славяне в древностиТип и место урока: Комбинированный урок.Данный урок - это первый  урок при изучении темы: “Восточные славяне” в 6 классе.Методы: объ...

Конспект урока "Чему учил китайский мудрец Конфуций история 5 класс (открытый урок в рамках обмена опытом на школьном метод объединении учителей истории и обществознания декабрь 2020 года

Обмен опытом на школьном метод объединении учителей истории в рамках недели по формированию функциональной грамотности на уроках истории и обществознания декабрь 2020...