Методическая разработка урока обществознания по теме «Многообразие путей познания мира»
методическая разработка по обществознанию (10 класс) на тему

Нефёдова Елена Марьяновна

Урок с использованием ТРКМ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-konspekt_-_kopiya.doc167 КБ
Package icon prilozheniya_k_uroku.zip1.12 МБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока обществознания в 10 классе

по  теме «Многообразие путей познания мира».

Эпиграф урока 

«У скрытой и замкнутой вначале

 сущности вселенной нет силы,

 которая могла бы противостоять

 дерзанию познания; она должна

 раскрыться перед ним, показать

 ему свои богатства и свои глубины

 и дать ему наслаждаться ими».

(Г.Гегель)

 «Кто ясно хочет познавать, тот должен прежде основательно сомневаться». Аристотель

Цели урока:

  1. Образовательная:  - продолжить знакомство с видами деятельности человека – познавательной деятельностью;  - рассмотреть разнообразие форм познавательной деятельности; - определить  их роли в процессе познания человеком окружающего мира.
  2. Развивающая: -  развивать основные общие учебные умения и навыки, такие как анализ текста, планирование и организация работы по времени, самоконтроль и самооценка своей работы; - развивать аналитические умения, такие как классификация, сравнение, обобщение полученных фактов; - развивать коммуникативные умения учащихся в ходе индивидуально- групповой работы.

Оборудование урока :

  1. компьютер
  2. проектор
  3. экран
  4. раздаточный материал для групп.

План  урока:

Этапы урока

Виды учебной деятельности

Время

1

Организационный момент, вступительное слово учителя

2 мин

2

Объяснение  нового материала

1. объяснение учителя

3 мин

2. работа с иллюстрированным материалом

10 мин

3-5 мин

3

Работа в группах

1.сбор информации по источнику:

А) мифология

Б) пословицы и поговорки

5 мин

5 мин

2. обмен информацией

А) мифология

Б) пословицы и поговорки

5 мин

4

Обобщение полученного материала

3. разбор заданий  по типу ЕГЭ

10 мин

5.

Рефлексия

1 мин

6.

Организация домашнего задания

1 мин

Ход урока:

Вступительное слово учителя:

Процесс изучения нового материала идет с опорой на слайды (слайд 1)

-Познание, несомненно, относится к базовым потребностям человека. Познание, знание было тем светом, который вывел наших далеких предков из тьмы дикости и варварства на путь цивилизации и прогресса. Знание делает человека образованным, а образованность — одно из самых ценных социальных качеств человека. Не секрет, что  сегодня только образованный человек может быть свободным и успешным.

-Цель нашего урока – познакомиться с многообразием форм познания человеком окружающего его  мира; благодаря этому вы сможете  расширить свои знания о мире.

Для достижения поставленной цели сегодня используем групповой метод работы.

 (слайд 2)

- Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего гордость человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность окружающего мира. На этом пути было открыто неисчислимое множество фактов, свойств и законов природы, общественной жизни и самого человека, одна другую сменяли научные картины мира. Развитие научного знания происходило одновременно с развитием производства, с расцветом искусств, художественного творчества. Знание образует сложнейшую систему, которая выступает в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальной  наследственности, культуры.

 ? Давайте подумаем вместе, благодаря  каким видам познания человек получает знания о мире - учащиеся называют эти виды и они открываются на слайдах (слайд 3)

Как вы поняли – видов познания мира множество, сегодня на уроке мы обратимся лишь  к некоторым из них – это мифологическое,  обыденное и художественно-образное. Даже  ХХI веке они не перестали помогать людям  познавать окружающий мир.

 

 

             

- Самый  ранний способ понимания и представления действительности человеком -  это мифология (слайд 4).

Миф- отражение взглядов древних людей на мир, представлений о его устройстве и порядке в нем. В мифах была заложена первичная научная концепция Вселенной,  уже в них люди обозначали некоторые важные категории человеческого сознания: судьбу, любовь, самопожертвование, героизм, мечту, творчество. Сегодня нам мифы  кажутся наивными  и фантастическими,  но именно они помогают  изучить самую раннюю историю любого государства.

Наиболее распространенные мифы – античные мифы, их мы сегодня будем использовать, для изучения роли мифа в процессе познания мира человеком.

Обратимся к классификации мифов. (слайд 5)

Закрепить теоретический материал я предлагаю практической работой в группах, каждая группа получает свое индивидуальное задание, после совместной работы, делится итогами деятельности.

1. Задания для  4-х групп:    (приложение №1)

  1. Прочитайте миф, определите к какому типу он относится.
  2. Установите, какие сведения о мире отражает этот миф. Можно ли эти сведения назвать знаниями?

? Какую же роль играет мифология в познании мира?

Учащиеся приходят к выводу, что мифы, сказки служат своего рода способом сохранения жизненного опыта народов. Постигая мифы индивид начинал соотносить свой личный опыт с родовым опытом коллектива, сообщества людей. Это была своеобразная «живая память» (в дописьменную эпоху), совокупность знаний. Умений, опыта, накопленного не одним поколением.

- Возрастание  объема и усложнение деятельности людей, приводили к необходимости фиксирования знаний в виде описаний. Эти описания содержат как бы воедино собранный и обобщенный опыт людей многих поколений –эти знания называются народной мудростью (слайд №6). Из обобщенного опыта появились афоризмы, пословицы, поговорки, загадки.

(Приложение №2) - Работа в группах  (слайд 7)  

Задания для групп:

1. По предложенной классификации подберите пословицы и поговорки и попытайтесь растолковать 2 из них

1 группа – о человеке

2 группа – о труде и бережливости

3 группа – о добродетели   (добро и  худо)

4 группа – о смелости и трусости

 2. Какие пословицы вы узнали впервые, а какие уже  известны  вам и помогают в повседневной жизни, приведите  примеры

Народная загадка вобрала в себя не только знания, связанные с искусством древних оракулов, но и жизненный опыт, и природную смекалку.  

? Попробуйте их не только отгадать, но и определить,  какой опыт вложен в их  создание.  (слайд 8)

- Особой формой познания мира является познание средствами искусства. О прошлом можно узнать с помощью художественных произведений, созданных мастерами литературы, живописи, архитектуры, театра, музыки.

Искусство с помощью художественного образа создает своего рода гипотезу окружающего мира или его частей. От воспринимающего и познающего мир она требует собственной фантазии, творчества, глубокой мыслительной деятельности, готовности воспринимать мир таким способом.

Задание (Слайды 10-13 )  (приложение 4)

Внимательно просмотрите иллюстрированный материал и сделайте все логические умозаключения о роли Александра Невского в истории и современности.

- Историческое прошлое можно изучать по  архивным документам,  археологическим находкам, а можно  с помощью произведений древнерусской литературы. Предлагаю вам поработать с одним из таких произведений  и ответить на проблемные вопросы.

Работа в группах     (Приложение 5)

Каждая группа получает небольшой отрывок из «Повести временных лет» Нестора, изучив который должна ответить на вопросы:

  1. К какому литературному жанру можно отнести этот документ?
  2. Кто его автор?
  3. О каких исторических событиях в нем идет речь?
  4. Можно ли утверждать, что данный документ содержит истину? Свой ответ аргументируйте (2-3 аргумента)  

- Я считаю, что живопись играет очень большую роль в понимании и изучении истории.

Предлагаю на практическом примере доказать или  опровергнуть мое

утверждение  (работа с иллюстрацией, картина А. Васнецова, Двор удельного князя)

Выводы и заключения урока:  

Познавательная деятельность человека весьма разнообразна, сегодня мы только прикоснулись к некоторым ее видам, на следующих уроках нам предстоит еще познакомить с другими видами познания.

Но такое ее разнообразие только еще раз подчеркивает богатство окружающего нас мира и требует от человека проявлений многообразия форм и способов его познания.

Закрепление изученного по заданиям типа ЕГЭ: (см.приложение 3)

Рефлексия: (проходит в форме диалога)

- какую цель мы сегодня поставили на уроке?

- достиг ли урок поставленной цели?

- какой вывод на основании этого мы можем сделать?

- помог ли вам сегодняшний урок расширить знания о мире?

- с помощью графического изображения (смайлов) нарисуйте свое настроение (или общее настроение группы) в данный момент



Предварительный просмотр:

Миф о рождении Зевса


Крон не был уверен, что власть навсегда останется в его руках. Он боялся, что и против пего восстанут дети и обрекут его на ту же участь, на какую обрек он своего отца Урана. Он боялся своих детей. И велел Крон жене своей Pee приносить ему рождавшихся детей и безжалостно проглатывал их. В ужас приходила Рея, видя судьбу детей своих. Уже пятерых проглотил Крон: Гестию, Деметру, Геру (Юнону), Аида (Плутона) и Посейдона (Нептуна).

Не хотела Рея потерять и последнего своего ребенка. По совету своих родителей Урана-Неба и Геи-Земли удалилась она на остров Крит, и там в глубокой пещере родился ее младший сын Зевс. В этой пещере скрыла Рея своего сына от жестокого отца, а ему дала проглотить вместо сына длинный камень, завернутый в пеленки. Не подозревал Крон, что он обманут своей женой.

А Зевс тем временем рос на Крите. Нимфы Адрастея и Идея лелеяли маленького Зевса, они вскормили его молоком божественной козы (по другим источникам - свиньи) Амалфеи. Пчелы носили мед маленькому Зевсу со склонов высокой горы Дикты. У входа же в пещеру юные Куреты ударяли в щиты мечами всякий раз, когда маленький Зевс плакал, чтобы не услыхал его плача Крон и не постигла Зевса участь его братьев и сестер.


Вырос и возмужал прекрасный и могучий бог Зевс. Он восстал против своего отца и заставил его вернуть опять на свет поглощенных им детей. Одного за другим изверг из уст Крон своих детей-богов, прекрасных и светлых. Начали они борьбу с Кроном и титанами за власть над миром.

Ужасна и упорна была эта борьба. Дети Крона утвердились на высоком Олимпе. На их сторону стали и некоторые из титанов, а первыми - титан Океан и дочь его Стикс с детьми Рвением, Мощью, Силой и Победой. Возвеличил их за это Зевс. Опасна была эта борьба для богов-олимпийцев. Могучи и грозны были их противники титаны. Но Зевсу на помощь пришли циклопы. Они выковали ему громы и молнии, их метал Зевс в титанов.
Десять лет уже длилась борьба, но победа не склонялась ни на ту, ни на другую сторону. Наконец решился Зевс освободить из недр земли сторуких великанов-гекатонхейров; он их призвал на помощь. Ужасные, громадные, как горы, вышли они из недр Земли и ринулись в бой. Целые скалы отрывали они от гор и бросали их в титанов. Сотнями летели скалы навстречу титанам, когда они подступили к Олимпу. Стонала земля, грохот наполнил воздух, все кругом колебалось. Даже Тартар содрогался от этой борьбы. Зевс метал одну задругой пламенные молнии и оглушительно рокочущие громы. Огонь охватил всю землю, моря кипели, дым и смрад заволокли все густой пеленой.

Дрогнули наконец могучие титаны. Сломлена была их сила, они были побеждены. Олимпийцы сковали их и низвергли в мрачный Тартар, в вековечную тьму. У медных несокрушимых врат Тартара на стражу стали сторукие-гекатонхейры, и стерегут они, чтобы не вырвались опять на свободу из Тартара могучие титаны. Власть титанов в мире миновала.

Миф о всемирном потопе

В ярости возвратился Зевс на Олимп. Боги, опасаясь его гнева, старались не попадаться ему на глаза, и только супруга Гера осмелилась спросить, что произошло на земле.

- Ты спрашиваешь, что произошло? - начал Зевс, кипя от возмущения. - Я спустился в Аркадию, где над смертными правит царь Ликаон. И хотя я сменил свой облик и одеяние, он меня сразу узнал и пригласил на пиршество. И знаешь, чем он меня угостил? Человечиной! Конечно же, я опрокинул оскверненный стол и перебил сыновей Ликаона, а его самого превратил в волка.

- Достойная участь нечестивца! - вставила Гера.

- Но и другие люди ничем не лучше Ликаона! - не успокаивался Зевс. - С тех пор, как Прометей украл для них огонь, они стали невыносимы. И я решил истребить их всех до одного!

- Но кто будет приносить нам жертвы? - испуганно заверещали богини.

Но Зевс уже не слышал. Он летел на землю к острову владыки ветров Эола. Повинуясь приказу, Эол запер все ветры в пещерах, а пещеру южного ветра Нота открыл. И обрушился Нот на землю, повергнув ее во мглу. На леса и поля, на города и селения хлынули потоки воды, стирая границу между небом и морем. Пытались захваченные бедствием люди скрыться в горах, но Зевс попросил брата своего Посейдона сорвать все запоры, сдерживающие подземные воды. Поднял Посейдон свой трезубец и с колоссальной силой обрушил его на скалу. Разверзлись земные глубины, и наружу из каменных конюшен выскочили тысячи бешеных коней, потрясая белыми гривами пены.

Море стало беспредельным. И кажется, ни один клочок земли уже не возвышался над кипящим пространством. Только хрупкий плот качался на волнах, и на нем, прижавшись друг к другу, не смея поднять глаз на грозное небо, лежали двое пожилых людей. Это был сын Прометея Девкалион, предупрежденный отцом о готовящемся потопе, и его супруга Пирра. Долго их носило в непроглядном мраке, пока плот не уткнулся во что-то твердое. Это была незатопленная водой вершина горы Парнас.

Миф о происхождении мира

Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса - весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля - Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней. Далеко же под Землей, так далеко, как далеко от нас необъятное, светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар - ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь - Эрос. Начал создаваться мир. Безграничный Хаос породил Вечный Мрак - Эреб и темную Ночь - Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет - Эфир и радостный светлый День - Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо - Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море.

Матерью-Землей рождены Небо, Горы и Море, и нет у них отца.

Уран - Небо - воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю. Шесть сыновей и шесть дочерей - могучих, грозных титанов - было у Урана и Геи. Их сын, титан Океан, обтекающий, подобно безбрежной реке, всю землю, и богиня Фетида породили на свет все реки, которые катят свои волны к морю, и морских богинь - океанид. Титан же Гипперион и Тейя дали миру детей: Солнце - Гелиоса, Луну - Селену и румяную Зарю - розоперстую Эос (Аврора). От Астрея и Эос произошли все звезды, которые горят на темном ночном небе, и все ветры: бурный северный ветер Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дождем тучи.

Кроме титанов, породила могучая Земля трех великанов - циклопов с одним глазом во лбу - и трех громадных, как горы, пятидесятиголовых великанов - сторуких (гекатонхейров), названных так потому, что сто рук было у каждого из них. Против их ужасной силы ничто не может устоять, их стихийная сила не знает предела.

Возненавидел Уран своих детей-великанов, в недра богини Земли заключил он их в глубоком мраке и не позволил им выходить на свет. Страдала мать их Земля. Ее давило это страшное бремя, заключенное в ее недрах. Вызвала она детей своих, титанов, и убеждала их восстать против отца Урана, но они боялись поднять руки на отца. Только младший из них, коварный Крон, хитростью низверг своего отца и отнял у него власть.

Богиня Ночь родила в наказание Крону целый сонм ужасных веществ: Таната - смерть, Эриду - раздор, Апату - обман, Кер - уничтожение, Гипнос - сон с роем мрачных, тяжелых видений, не знающую пощады Немесиду - отмщение за преступления - и много других. Ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастье внесли эти боги в мир, где воцарился на троне своего отца Крон.

Миф о ДЕМЕТРЕ И ПЕРСЕФОНЕ

Персефона, в греческой мифологии дочь Зевса и богини Деметры. Богиня плодородия и земледелия Деметра очень любила свою единственную дочь, красавицу Персефону. Для нее она вырастила прекрасные душистые цветы на лугах Эллады, позволила стрекозам и бабочкам порхать среди них, а певчим птицам наполнять луга и рощи мелодичным пением. Юная Персефона обожала светлый мир дяди Гелиоса - бога Солнца и мамины зеленые луга, пышные деревья, яркие цветы и журчащие повсюду ручейки, на поверхности которых играли блики солнца. Ни она, ни ее мать не знали, что Зевс пообещал ее в жены своему мрачному брату Аиду - богу подземного царства. Однажды Деметра с Персефоной гуляли по зеленому лугу. Персефона резвилась с подругами, радуясь свету и теплу, упиваясь ароматами луговых цветов. Неожиданно в траве она нашла цветок неведомой красоты, издававший дурманящий запах. Это Гея по просьбе Аида вырастила его, чтобы привлечь внимание Персефоны. Как только девушка коснулась странного цветка, разверзлась земля и появилась золотая карета, запряженная четырьмя черными конями. Ею правил Аид. Он подхватил Персефону и унес ее в свой дворец в подземном царстве. Убитая горем Деметра облачилась в черные одежды и отправилась на поиски дочери. Мрачные времена настали для всего живущего на земле. Деревья потеряли пышную листву, цветы увяли, злаки не дали зерна. Не плодоносили ни поля, ни сады. Наступил голод. Замерла вся жизнь. Роду людскому грозила гибель. Боги, которые время от времени спускались к людям с Олимпа и заботились о них, стали просить Зевса сказать Деметре правду о Персефоне. Но узнав правду, мать еще больше затосковала по дочери. Тогда Зевс послал к Аиду Гермеса с просьбой отпускать время от времени жену на землю, чтобы Персефона могла видеться с матерью. Аид не посмел ослушаться Зевса. Увидев дочь, Деметра возликовала, в глазах ее заблестели слезы радости. Этой влагой наполнилась земля, нежной травой покрылись луга, и цветы распустились на недавно поникших стеблях. Вскоре заколосились и хлебородные нивы. Природа проснулась к новой жизни. С тех по повелению Зевса Персефона две трети года обязана проводить с матерью и одну треть  - с мужем. Так возникло чередование времен года. Когда Персефона находится в царстве мужа, уныние нападает на Деметру, а на Земле наступает зима. Но зато каждое возвращение дочери к матери в мир дяди Гелиоса все живое новыми соками и приводит с собой весну во всей ее торжествующей красоте. Вот почему Персефону всегда изображают в виде прекрасной девушки с букетом цветов и снопом колосьев и считают ее богиней наступающей весны, сестрой богини царства цветов и растений Флоры. И живет она на небе как замечательное созвездие Дева. Самая яркая звезда в созвездии Девы называется Спика, что означает колос. В римской мифологии богине соответствует Прозерпина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Многообразие путей познания мира"

Методическая разработка конкурсного урока....

Методическая разработка урока биологии "Многообразие кишечнополостных и их значение" (для учащихся 7 класса)

Урок биологии для учащихся 7 -х классов. Форма проведения: урок -путешествие...

Урок "Многообразие путей познания мира"

Урок-конспект, рассписанными УУД...

урок в 10 классе «Многообразие путей познания мира».

Тема урока: «Многообразие путей познания мира».1.     Цели урока:§  Образовательная цель: ознакомить с видами и уровнями человеческих знаний;§  Продолжить развивать у уча...

Презентация к уроку "Многообразие путей познания мира"

Презентация поможет наглядно представить материал....

Методическая разработка урока по теме: «Пути мирного разрешения конфликтов» “Practice of Peaceful Conflict Resolution”

Урок посвящен проблеме  мирного разрешения конфликтов в современном мире и формирование толерантности мышления....