Разработка урока по обществознанию "Многообразие путей познания мира"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс)

конспект урока по обществознанию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

_______«Овгортская школа-интернат среднего общего образования»_______

План-конспект открытого урока по обществознанию в 10-м классе (профильный уровень)

Тема: Многообразие путей познания мира

Цели и задачи:

- объяснить понятия и термины: «уровни человеческих знаний», 

«мифическое знание», «рационально-логическое знание», 

«жизненный опыт», «здравый смысл», «эсхаталогия», «паранаука»;

- ознакомить с видами и уровнями человеческих знаний, развивать у 

учащихся умения осуществлять комплексный поиск, 

систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, 

анализировать, делать выводы, рационально решать 

познавательные и проблемные задания;

- способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Тип урока: урок-деловая игра.

I. Организационный момент.

Вводное слово учителя: В истории рассматривались различные виды 

знаний: рациональное и чувственное, логичное и алогичное, научное и 

ненаучное, обыденное и художественное, нравственное и философское и др.

И далеко не всегда процесс познания совершается за письменными 

столами или в научных лабораториях. Не всегда люди стремились и к 

академическим знаниям.

Всякая молитва, говорил И.С.Тургенев, сводиться к одному: «Господи, 

сделай так, чтобы дважды два не было четыре».

- Действительно, нужна ли человечеству вера в чудесное?

- Какую роль играла фантазия в процессе познания истины?

- Помогает ли искусство лучше понять мир?

Поразмышляем над этими вопросами.

Тема урока: «Многообразие путей познания мира».2

- Какие вопросы нам предстоит рассмотреть на уроке?

Учащиеся называют пути познания мира и следующие вопросы:

1. Мифологическое познание мира.

2. «И опыт, сын ошибок трудных…»

3. Познание средствами искусства.

4. Там, где кончается наука.

II. Проверка знаний учащихся (мотивационный момент).

Даже сейчас, в  XXI веке, большинство людей черпают сведения о мире 

отнюдь не из научных трактатов. Как грибы, растут астрологические 

прогнозы, появляются объявления с обещаниями решить все проблемы т от 

«знаменитых» ясновидящих, необычайно популярными стали массовые 

оздоровительные сеансы по телевизору. Следовательно, наряду с наукой 

существует множество путей познания. Об  этом пойдет речь на уроке, 

который я предлагаю провести в виде ролевой игры.

Итак, класс должен разделиться на группы, каждая из которых будет 

представлять определенную роль убежденных сторонников своих, 

ненаучных способов познания мира и истины. Условие лишь одно: вы 

должны быть убедительны во время представления своего способа 

представления.

Группа I готовит выступление в защиту мифологических знаний.

Группа  II готовит выступление в защиту обыденных знаний, народной 

мудрости и здравого смысла.

Группа  III готовит выступление в защиту художественно-образных 

знаний.

Группа IV готовит выступление в защиту паранаучных знаний.

Каждая группа предъявит результаты своей работы на заседании 

«круглого стола», опираясь на §23 и дополнительные материалы.

Отвечают учащиеся  I группы - «Миф  – первая фаза познания и 

объяснения общества».3

Основные тематические циклы мифов:

- космогонические мифы – мифы о происхождении мира и Вселенной;

- антропогонистические мифы  – мифы о происхождении человека и 

человеческого общества;

- мифы о культурных героях  – мифы о происхождении тех или иных 

культурных благ;

- эсхатологические мифы – мифы о «конце света», о конце времени;

- биографические мифы  – рождение, посвящение в полновозрастный 

статус, брак, смерть мифологических героев.

Роль и значение мифов:

- черпаем знания о принятой в данном обществе системе правил и 

ценностей;

- создаем картину целостной жизни народа;

- мифы сохраняют жизненный опыт народов;

- постигая мифы, человек соотносит свой личный опыт с продовым 

опытом коллектива, сообщества людей;

- обеспечивает преемственность культурного опыта;

- передает лучшие нравственные качества героев и предлагает им 

следовать последующим поколениям.

Учащиеся  II группы используют описание историка С.М.Соловьева о 

строительстве Успенского собора Московского Кремля. Учащиеся 

рассказывают о том, какие практические знания появились у русского народа 

в ходе сооружения собора.

Другой пример, учащиеся читают эпизод из рассказа Н.С.Лескова 

«Левша», где царь в мелескоп рассматривает работу  – подковы на ногах 

механической «аглицкой» блохи и никак не может их увидеть, и отвечают на 

вопрос, как житейский опыт помог мастеру справиться с поставленной 

задачей: подковать блоху.4

- Какая практическая деятельность или житейские ситуации породили 

следующие пословицы и поговорки:

Человека узнаешь, когда с ним пуд соли ложкой расхлебаешь;

Домашняя копейка лучше заезжего рубля.

Портной без кафтана, сапожник без сапог, а плотник без дверей.

Ученики делают выводы:

- опыт повседневной жизни – особый способ познания мира;

- способ формирования практического знания – трудовая деятельность;

- практические знания не претендуют на теоретическое обоснование и 

обходятся без него;

Практическому знания свойственен свой язык: «чуть-чуть», «на глазок»;

- приобретаются не только практические знания, но и оценки, норму 

поведения.

Учитель задает вопросы:

- Какие оценочные суждения вытекают из следующих пословиц? 

Согласны ли вы с содержащейся в них оценкой:

Не спрашивай старого – спрашивай бывалого.

Иному горе – ученье, иному – мученье.

Не испортив дела, мастером не станешь.

Лучше жить бедняком, чем разбогатеть грехом.

Примеры народной мудрости:

-афоризмы: «Любишь кататься – люби и саночки возить»;

- поговорки: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»;

- суждения: «Куй железо, пока горячо».

Отличительная черта народной мудрости свод рецептов поведения для 

разных случаев жизни.5

Здравый смысл  – стихийно складывающиеся взгляды людей на 

окружающую действительность и самих себя под воздействием 

повседневного опыта.

Ученики  III группы рассказывают о картине М.И.Хмелько 

«Переяславская рада 1654 год» и проанализировали стихотворение 

Р.Рождественского после посещения мим парижского кладбища Сен-Женьев 

де Буа, где похоронены многие участники белого движения.

Особенность этой формы познания – художественное обобщение, образ.

Ученики IV группы приводят примеры информации (паранаучной). Там 

а, где кончается наука. Характерные черты паранауки  - туманность и 

загадочность сведений, которыми они оперируют.

Причина появления  – ограниченные возможности науки, которая не 

может ответить на все вопросы.

Отличительные черты паранауки:

- паранаука отличается претензией на универсальность;

- завышенные претензии на внимание к себе;

- нередко нетерпимость к традиционной науке.

Положительное воздействие паранауки в том, что она способствует 

выдвижению новых научных проблем.

III. Итог урока.

Учитель: вот и закончилась наша деловая игра, и давайте подведем ее 

итоги.

– С какими ненаучными способами познания истины мы познакомились?

– Какой из них показался вам самым убедительным?

Что объединяет все эти направления?

– Можно ли утверждать, что ненаучное познание ведет человека к истине? 

Ответ аргументируйте.

Домашнее задание: выучить §23, выполните задания.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

_______«Овгортская школа-интернат среднего общего образования»_______

План-конспект открытого урока по обществознанию в 10-м классе (профильный уровень)

Тема: Многообразие путей познания мира

Цели и задачи:

- объяснить понятия и термины: «уровни человеческих знаний», 

«мифическое знание», «рационально-логическое знание», 

«жизненный опыт», «здравый смысл», «эсхаталогия», «паранаука»;

- ознакомить с видами и уровнями человеческих знаний, развивать у 

учащихся умения осуществлять комплексный поиск, 

систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, 

анализировать, делать выводы, рационально решать 

познавательные и проблемные задания;

- способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Тип урока: урок-деловая игра.

I. Организационный момент.

Вводное слово учителя: В истории рассматривались различные виды 

знаний: рациональное и чувственное, логичное и алогичное, научное и 

ненаучное, обыденное и художественное, нравственное и философское и др.

И далеко не всегда процесс познания совершается за письменными 

столами или в научных лабораториях. Не всегда люди стремились и к 

академическим знаниям.

Всякая молитва, говорил И.С.Тургенев, сводиться к одному: «Господи, 

сделай так, чтобы дважды два не было четыре».

- Действительно, нужна ли человечеству вера в чудесное?

- Какую роль играла фантазия в процессе познания истины?

- Помогает ли искусство лучше понять мир?

Поразмышляем над этими вопросами.

Тема урока: «Многообразие путей познания мира».2

- Какие вопросы нам предстоит рассмотреть на уроке?

Учащиеся называют пути познания мира и следующие вопросы:

1. Мифологическое познание мира.

2. «И опыт, сын ошибок трудных…»

3. Познание средствами искусства.

4. Там, где кончается наука.

II. Проверка знаний учащихся (мотивационный момент).

Даже сейчас, в  XXI веке, большинство людей черпают сведения о мире 

отнюдь не из научных трактатов. Как грибы, растут астрологические 

прогнозы, появляются объявления с обещаниями решить все проблемы т от 

«знаменитых» ясновидящих, необычайно популярными стали массовые 

оздоровительные сеансы по телевизору. Следовательно, наряду с наукой 

существует множество путей познания. Об  этом пойдет речь на уроке, 

который я предлагаю провести в виде ролевой игры.

Итак, класс должен разделиться на группы, каждая из которых будет 

представлять определенную роль убежденных сторонников своих, 

ненаучных способов познания мира и истины. Условие лишь одно: вы 

должны быть убедительны во время представления своего способа 

представления.

Группа I готовит выступление в защиту мифологических знаний.

Группа  II готовит выступление в защиту обыденных знаний, народной 

мудрости и здравого смысла.

Группа  III готовит выступление в защиту художественно-образных 

знаний.

Группа IV готовит выступление в защиту паранаучных знаний.

Каждая группа предъявит результаты своей работы на заседании 

«круглого стола», опираясь на §23 и дополнительные материалы.

Отвечают учащиеся  I группы - «Миф  – первая фаза познания и 

объяснения общества».3

Основные тематические циклы мифов:

- космогонические мифы – мифы о происхождении мира и Вселенной;

- антропогонистические мифы  – мифы о происхождении человека и 

человеческого общества;

- мифы о культурных героях  – мифы о происхождении тех или иных 

культурных благ;

- эсхатологические мифы – мифы о «конце света», о конце времени;

- биографические мифы  – рождение, посвящение в полновозрастный 

статус, брак, смерть мифологических героев.

Роль и значение мифов:

- черпаем знания о принятой в данном обществе системе правил и 

ценностей;

- создаем картину целостной жизни народа;

- мифы сохраняют жизненный опыт народов;

- постигая мифы, человек соотносит свой личный опыт с продовым 

опытом коллектива, сообщества людей;

- обеспечивает преемственность культурного опыта;

- передает лучшие нравственные качества героев и предлагает им 

следовать последующим поколениям.

Учащиеся  II группы используют описание историка С.М.Соловьева о 

строительстве Успенского собора Московского Кремля. Учащиеся 

рассказывают о том, какие практические знания появились у русского народа 

в ходе сооружения собора.

Другой пример, учащиеся читают эпизод из рассказа Н.С.Лескова 

«Левша», где царь в мелескоп рассматривает работу  – подковы на ногах 

механической «аглицкой» блохи и никак не может их увидеть, и отвечают на 

вопрос, как житейский опыт помог мастеру справиться с поставленной 

задачей: подковать блоху.4

- Какая практическая деятельность или житейские ситуации породили 

следующие пословицы и поговорки:

Человека узнаешь, когда с ним пуд соли ложкой расхлебаешь;

Домашняя копейка лучше заезжего рубля.

Портной без кафтана, сапожник без сапог, а плотник без дверей.

Ученики делают выводы:

- опыт повседневной жизни – особый способ познания мира;

- способ формирования практического знания – трудовая деятельность;

- практические знания не претендуют на теоретическое обоснование и 

обходятся без него;

Практическому знания свойственен свой язык: «чуть-чуть», «на глазок»;

- приобретаются не только практические знания, но и оценки, норму 

поведения.

Учитель задает вопросы:

- Какие оценочные суждения вытекают из следующих пословиц? 

Согласны ли вы с содержащейся в них оценкой:

Не спрашивай старого – спрашивай бывалого.

Иному горе – ученье, иному – мученье.

Не испортив дела, мастером не станешь.

Лучше жить бедняком, чем разбогатеть грехом.

Примеры народной мудрости:

-афоризмы: «Любишь кататься – люби и саночки возить»;

- поговорки: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»;

- суждения: «Куй железо, пока горячо».

Отличительная черта народной мудрости свод рецептов поведения для 

разных случаев жизни.5

Здравый смысл  – стихийно складывающиеся взгляды людей на 

окружающую действительность и самих себя под воздействием 

повседневного опыта.

Ученики  III группы рассказывают о картине М.И.Хмелько 

«Переяславская рада 1654 год» и проанализировали стихотворение 

Р.Рождественского после посещения мим парижского кладбища Сен-Женьев 

де Буа, где похоронены многие участники белого движения.

Особенность этой формы познания – художественное обобщение, образ.

Ученики IV группы приводят примеры информации (паранаучной). Там 

а, где кончается наука. Характерные черты паранауки  - туманность и 

загадочность сведений, которыми они оперируют.

Причина появления  – ограниченные возможности науки, которая не 

может ответить на все вопросы.

Отличительные черты паранауки:

- паранаука отличается претензией на универсальность;

- завышенные претензии на внимание к себе;

- нередко нетерпимость к традиционной науке.

Положительное воздействие паранауки в том, что она способствует 

выдвижению новых научных проблем.

III. Итог урока.

Учитель: вот и закончилась наша деловая игра, и давайте подведем ее 

итоги.

– С какими ненаучными способами познания истины мы познакомились?

– Какой из них показался вам самым убедительным?

Что объединяет все эти направления?

– Можно ли утверждать, что ненаучное познание ведет человека к истине? 

Ответ аргументируйте.

Домашнее задание: выучить §23, выполните задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока моделирование как метод познания

Конспект урока и презентация  по информатике и ИКТ в 11 классе....

Методическая разработка урока "Многообразие путей познания мира"

Методическая разработка конкурсного урока....

Урок "Многообразие путей познания мира"

Урок-конспект, рассписанными УУД...

урок в 10 классе «Многообразие путей познания мира».

Тема урока: «Многообразие путей познания мира».1.     Цели урока:§  Образовательная цель: ознакомить с видами и уровнями человеческих знаний;§  Продолжить развивать у уча...

Интегрированный урок физической культуры и познание мира

Интегрированный урок физической культуры и познание мира...

Презентация к уроку "Многообразие путей познания мира"

Презентация поможет наглядно представить материал....