методическая разработка урока истории в 8 классе "Загадки "золотого века" русской культуры"
методическая разработка по истории (8 класс) по теме

Тема урока: Загадки «Золотого века» русской культуры.

 

     Цель: развитие социально – адаптивной и когнитивной (познавательной) компетентности через овладение учащимися знаниями о российской культуре первой половины XIXвека.

 

     Задачи:

Предметные:

  1. формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире.
  2. развитие у учащихся умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность для миропонимания и познания современного общества, а так же способности решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах.

Метапредметные:

  1. расширение опыта оценочной деятельности учащихся на основе осмысления жизни и деятельности представителей российской культуры первой половины XIXвека, готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны.
  2. воспитание учащихся в дух патриотизма, уважению к своему Отечеству, использование знаний о культуре своего народа в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной  среде.

 

     УМК: программа «История России 6-9 кл»А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Просвещение. 2009 г., Примерная программа основного общего образования по истории. 2005 г., учебник «История  России, 19 век» для 8 класса общеобразовательной школы/ Данилов А.А. и др. М. Просвещение 2010 г.

 

    Место урока: Тема «Россия в первой половине XIX века»: урок № 14 «Образование и наука. Русские путешественники и первооткрыватели», урок № 15 «Художественная культура»

 

    Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

 

    Методы обучения: проблемные, информационно- коммуникационные, проектные.

 

    Способы обучения: фронтальные, групповые

 

    Оборудование: Медиапроектор, компьютер, дидактические карточки.

 

    Предварительные индивидуальные проектные задания: индивидуальнаяработа учащихся 8 класса  по образовательному веб – квесту  «Загадки «Золотого века» русской культуры» http://ufimzewa.jimdo.com/  (Карта веб – квеста в приложении к  уроку)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon model_uroka_po_istorii_rossii_v_8_klasse1.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Модель урока по истории России в 8 классе

                                                             

                                                       Учитель истории Уфимцева Л.Ю., высшая категория

     Тема урока: Загадки «Золотого века» русской культуры.

     Цель: развитие социально – адаптивной и когнитивной (познавательной) компетентности через овладение учащимися знаниями о российской культуре первой половины XIX века.

     Задачи:

Предметные:

  1. формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире.
  2. развитие у учащихся умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность для миропонимания и познания современного общества, а так же способности решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах.

Метапредметные:

  1. расширение опыта оценочной деятельности учащихся на основе осмысления жизни и деятельности представителей российской культуры первой половины XIX века, готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны.
  2. воспитание учащихся в дух патриотизма, уважению к своему Отечеству, использование знаний о культуре своего народа в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной  среде.

     УМК: программа «История России 6-9 кл»А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Просвещение. 2009 г., Примерная программа основного общего образования по истории. 2005 г., учебник «История  России, 19 век» для 8 класса общеобразовательной школы/ Данилов А.А. и др. М. Просвещение 2010 г.

    Место урока: Тема «Россия в первой половине XIX века»: урок № 14 «Образование и наука. Русские путешественники и первооткрыватели», урок № 15 «Художественная культура»

    Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления). 

    Методы обучения: проблемные, информационно- коммуникационные, проектные.

    Способы обучения: фронтальные, групповые

    Оборудование: Медиапроектор, компьютер, дидактические карточки.

    Предварительные индивидуальные проектные задания: индивидуальная работа учащихся 8 класса  по образовательному веб – квесту  «Загадки «Золотого века» русской культуры» http://ufimzewa.jimdo.com/  (Карта веб – квеста в приложении к  уроку)

Ход урока

    1. Организационный этап.

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке. 

УУД: личностные, коммуникативные

- Добрый день! Начать наш урок хочу с притчи.

         Притча «Ослик и колодец»  

      Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.  Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю-ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю».

      Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел продолжать громко вопить, но люди молча продолжали бросать землю в колодец. Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянул в колодец, он увидел следующую картину - каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца!

   Обсуждение притчи

 - итак, какова на ваш взгляд  основная мысль этой притчи?

  Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше.

     2. Актуализация знаний 

   Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне,  воспроизведение учащимися  по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

УУД: личностные, познавательные, коммуникативные.

- В мире всегда что-то меняется… Проходят эпохи, разрушаются цивилизации. Великие памятники превращаются в прах. Но у человечества есть защита от духовного вымирания – это память о людях, которые жили и творили в то или иное время. «Память – одно из самых благодатных даров неба, - говорил Петр Ильич Чайковский. – Воспоминания, как луч света, имеют свойства озарять произошедшее как раз настолько, что все худое не замечается, что все хорошее кажется лучше».

      9 января, президент РФ Дмитрий Медведев объявил 2012 год - годом Российской истории. А, сейчас выполнив проблемное задание, давайте узнаем, какими знаменательными событиями будет наполнен этот год.

    Проблемное задание «Настенный календарь «Знаменательные даты 2012 года»

(учащимся предлагается проблемное задание на карточках: по иллюстрации определить о каком событии идет речь, сколько лет назад это было, и вписать на карточку)

А пока вы будете работать в группе,  прозвучит произведение выдающегося русского композитора «золотого века» Петра Ильича Чайковского  «Вальс цветов»

  1. 10 февраля исполнилось ровно 175 лет с тех пор, как Россия потеряла своего гения – Александра Сергеевича Пушкина.
  2. 5 апреля 770 лет назад состоялось легендарное «Ледовое побоище» на Чудском озере, в котором победили русские.
  3. 9 июня Россия будет отмечать 340 лет со дня рождения великого русского императора и полководца Петра I.
  4. 28 июля 315 лет назад была открыта Камчатка.
  5. 7 сентября будет 200 лет Бородинскому сражению.
  6. 21 сентября Россия будет отмечать 1150 зарождения государственности. Кстати, 1000-летие Руси широко отмечалось в 1862 году. В Новгороде возвели известный памятник в виде колокола, украшенный 109 скульптурами великих россиян. По распоряжению Александра II из списка вычеркнули Ивана Грозного.
  7. 4 ноября 400-летие ополчения Минина и Пожарского – День народного единства.
  8. 7 ноября россияне вспомнят о том, что 95 лет назад свершилась в России Октябрьская социалистическая революция, которая положила начало новой эпохи в нашем государстве.

- спасибо, за проделанную работу. Теперь этот календарь знаменательных дат мы разместим на школьном информационном стенде.

    3. Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности.

    Цель: создание мотивации к новому учебному действию организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия.  

УУД: личностные, регулятивные.

 -  Есть какая-то неразрешимая загадка в притягательности дней, давно ушедших.

     XIX век… Его называют «золотым веком» русской культуры. После победы над Наполеоном русский народ испытывал небывалый подъем патриотических чувств. Именно в начале XIX века в России произошел мощный взлет в литературе, музыке, живописи, архитектуре.

  -  Итак, запишите тему нашего урока: Загадки «Золотого века» русской культуры?

   - А сейчас я попрошу вас обратиться к нашему опыту целеполагания на уроках. Давайте наметим цель нашей деятельности и предполагаемый результат.

     Цель урока: раскрыть  загадки, особенности  «золотого века» русской культуры.

буду знать… особенности  «золотого века» русской культуры

продемонстрирую … результаты своей исследовательской и творческой работы по веб – квесту исходя из выбранных ролей журналист, статист, экскурсовод, искусствовед, телеведущий; умение работать с компьютером и Интернетом.

смогу поразмышлять …о жизни и деятельности представителей российской культуры первой половины XIX века.    

     Работа с историческим источником

-  прочитайте исторический документ и ответьте на вопрос.

    «Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна. Должно знать, как искони мятежные страсти волновали гражданское общество и какими способами благотворная власть ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастие. Но и простой гражданин должен читать Историю.

     Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках; утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие, и Государство не разрушалось; она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества»

(Николай Михайлович Карамзин "История государства Российского", 1816 г.)

Вопрос: Зачем нам изучать историю. Обоснуйте свое мнение.

  - римский философ Цицерон сказал: « История свидетельница веков, факел истины, душа памяти, наставница жизни»

    4. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

    Цель: презентация учащимися результатов самостоятельного исследования  в различных формах, культурная  самоидентификация в окружающем мире.

УУД: познавательные, регулятивные, личностные

 - Итак, в течение нескольких дней вы работали над образовательным веб – квестом «Загадки «золотого века» русской истории» http://ufimzewa.jimdo.com/, и сейчас мы с радостью посмотрим, послушаем и оценим ваши исследовательские и творческие работы. Листы оценивания лежат  на ваших  столах.

   Творческие работы учащихся:

  1. сообщение и презентация «Культура России XIX века в цифрах»
  2. сообщение и  фильм  «А знаете ли вы, что….»

Исторический анекдот

        Президент Академии наук граф Николай Николаевич Новосильцев предложил избрать в почетные члены Аракчеева.

- В чем же его заслуги перед наукой? - спросил Новосильцева один из академиков - А. Ф. Лабзин.

- Он ближе всех к государю, - ответил президент.

- Тогда я предлагаю избрать царского кучера Илью Байкова.

Он не только близок к государю, но и сидит перед ним, - отвечал Лабзин.   

   Творческие работы учащихся:

  1. виртуальная экскурсия по памятникам архитектуры «Самые известные памятники архитектуры»
  2. виртуальная выставка «Ах, вернисаж! Ах, вернисаж…»
  3. вопрос классу «Черный ящик»

    5. Анализ и оценивание творческих работ учащихся, формирование выводов по изученному материалу.

    Цель: оценивание достигнутых результатов своей и чужой деятельности на данном уроке, осмысление жизни и деятельности представителей российской культуры первой половины XIX века.

УУД: регулятивные, личностные

   Задание «Продолжи предложение»:

   Загадки «золотого века» русской культуры заключаются в ……

    - Действительно, крепостное право, державшее в темноте и забитости крестьянство, царский произвол, подавляющий всякую живую мысль, общая экономическая отсталость России в сравнении с западноевропейскими странами препятствовали культурному прогрессу. И тем не менее, несмотря на эти неблагоприятные условия и даже вопреки им Россия в XIX в, сделала поистине гигантский скачок в развитии культуры, внесла громадный вклад в мировую культуру. Такой взлет русской культуры был обусловлен рядом факторов. В первую очередь он был связан с процессом формирования русской нации в переломную эпоху перехода от феодализма к капитализму, с ростом национального самосознания и являлся его выражением. Огромное значение имел и тот факт, что подъем русской национальной культуры совпал с началом революционно-освободительного движения в России.

    Оценивание творческих работ учащихся по оценочным листам.

    6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

    Цель: знакомство с самостоятельной работой дома при выполнении творческого задания

УУД: познавательные, личностные

   Домашнее задание

   С помощью сайта «Создание мультимедийных интерактивных упражнений»  http://learningapps.org/about.php к следующему уроку составьте свое упражнение для повторения по культуре России первой половины XIX века.

  Алгоритм выполнения домашнего задания

   Зайдите на сайт  http://learningapps.org/about.php. Здесь Вы найдете ряд приложений, которые Вы можете наполнить своим содержанием. По окончанию Вы можете их опубликовать, чтобы и другие пользователи также могли создать свои, научиться новому, благодаря вашей работе.

  1. Викторина с выбором правильного ответа
  2. Где находится это?
  3. Как далеко это?
  4. Кроссворд
  1. Назначение на карте
  2. Найти пару
  3. Паззлы для составления
  1. Сортировка картинок
  2. Сортировка по группам

     7. Рефлексия (подведение итогов урока)

     Цель: смыслообразование и нравственно – этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор.

УУД: регулятивные, личностные, коммуникативные.

   Притча «Дорога к морю»

     Мальчику, родившемуся в бедной далёкой деревушке, однажды приснилось море.
    Став юношей, мальчик решил отправиться на поиски своей мечты. Он долго шёл по дороге, пока не очутился на развилке.

      Выбрав один из путей, он вскоре оказался в селе. В селе работали меньше, чем в его родной деревушке, а жизнь была гораздо более сытой и радостной, поэтому юноша там остался на несколько лет. Но однажды ему снова приснилось море. И он ушёл из села.

     Вернувшись на развилку, он выбрал другую дорогу и через некоторое время очутился в большом городе. Городская жизнь увлекла повзрослевшего юношу. Он забыл о своей мечте.  Но когда у этого человека уже подрастали внуки, ему вдруг снова приснилось море.

    И он оставил город, вернувшись на развилку дорог. Там он выбрал последнюю узкую тропинку, которая привела его к подножью высокой горы.

     Долгие часы он медленно поднимался вверх крутой горной тропой. Его силы уже почти иссякли, когда он оказался на вершине. С высоты он увидел развилку дорог, село, где прошла его юность и город, где он жил все последние годы.  А дальше он увидел бескрайнее море вдали. Старик почувствовал, что у него кружится голова. Но прежде чем остановилось его сердце, он понял, что все дороги от развилки вели к морю, но ни одну из них он не прошёл до конца. 

    Обсуждение притчи

- какое отношение эта притча имеет к подведению итогов урока.

    Обсуждение работы над веб - квестом

Какие трудности возникали в ходе работы над квестом?

Что бы вы хотели изменить в заданиях или ходе работы?

Хотелось бы еще раз пройти квест?

По какой теме вы хотели бы пройти квест?

    - Спасибо вам, вы очень помогли мне провести этот урок. Урок закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории по теме "СССР в 1945 - 1953 гг. Идеология и культура".

Использование на уроках истории документов является на сегодня одной из актуальных и вместе с тем сложных задач. Отдельными проблемами является как подбор документального материала, так и организация ...

Методическая разработка урока истории России "Русская культура XIV-XVI"веков (по учебнику "История России с древнейших времен до конца XVI века" под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной).

Представлена методическая разработка урока "Русская культура XIV-XVI веков" для 6 класса . Тема рассчитана на 2 часа и состоит из двух частей "Просвещение, устное народное творчество, литература XIV-X...

Методическая разработка урока истории и культуры народов Марий Эл "Марийский края в эпоху камня" (6 класс)

Разработка урока истории и культуры народов Марий Эл с использованием технологии критического мышления...

Методическая разработка урока истории в 6 классе по теме "Культура Западной Европы в Средние века. Образование и философия"

Учитель: Качанова Мария КонстантиновнаКласс: 6Тема: Образование и философияТип урока: комбинированныйЦели:Образовательная:- ознакомить учащихся с развитием образования в Европе XI - XIII вв., сформиро...

Методическая разработка урока истории для 6 класса по теме: «Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура»

Методическая разработка составлена с учетом требований ФГОС и Историко-культурного стандарта с применением технологии проблемного обучения....