Методическая разработка урока истории для 6 класса по теме: «Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура»
методическая разработка по истории (6 класс)

Аминова Юлия Евгеньевна

Методическая разработка составлена с учетом требований ФГОС и Историко-культурного стандарта с применением технологии проблемного обучения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока истории для 6 класса по теме: «Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура»

Разработала: Аминова Юлия Евгеньевна

                                                       Учитель истории и обществознание

                                                          ГБОУ ЦО №167 г. Санкт-Петербурга

Предметные результаты: проследить исторические условия и процесс образования Золотой Орды, называть дату образования Золотой Орды (1243г.);

Находить и показывать на карте территории, которые включала в себя Золотая Орда (Северное Причерноморье, Крым, Северный Кавказ, Среднее и Нижнее Поволжье, Урал, Западную Сибирь, Хорезм);

Указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий (Утверждение Ордынского владычества на Руси, перепись населения, повинности русского населения (выплата дани, поставка воинов в монгольское войско), выдача ярлыка русским князьям, борьба русского народа против ордынского владычества);

Различать основные виды письменных источников (на примере данных в учебнике Летописи и Народной песне о баскаке Щелкане); выделять в тексте исторического источника историческое описание;

Составлять описание образа жизни народов Золотой Орды (религия, основные занятия, экономика); представлять описание материальных памятников и художественной культуры изучаемой эпохи;

Раскрывать существенные черты: экономические и социальные отношения в Золотой Орде (многонациональное государство, отношения к другим народам (в частности, к русскому), экономические связи (караван-сараи, торговые пути через Каспийское и Черное моря, основные товары, чеканка собственной монеты)); раскрываться основные ценности, мировоззрение (Великая Яса Чингисхана); объяснять смысл основных понятий (на примере предложенных авторами учебника): агрессия, владычество, царь, ярлык; объяснять причины и следствия важнейших событий (причины и последствия Ордынского владычества на Руси);

Излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной и научно-популярной литературе (Чингисхан, Батый, казнь Михаила Черниговского, Даниил Романович проблема «Было ли иго?»);

Характеризовать значение памятников истории и культуры Руси и других стран эпохи Средневековья, необходимость сохранения их в современном мире (иметь представления об основных центрах Золотой Орды, которые в настоящее время являются городами России и не только, рассматривать их как культурное наследие эпохи Золотой Орды)

Метапредметные: способствовать развитию умения сравнивать (государственный строй, экономику и культуру Золотой Орды и Руси, политическую жизнь Руси до установления ордынского владычества и после, территорию Золотой Орды в разные периоды ее существования), выделять главное (в работе с текстом учебника), работать с историческими источниками (данными в учебнике и предложенными преподавателем), обобщать, выдвигать гипотезы (в виде ответов на проблемные вопросы)

Личностные результаты: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (на основе материала о традициях, мировоззрении, отношении к другой религии, культурному обмену между представителями Золотой Орды и Руси). Сформировать понимание роли владычества на Руси Золотой Орды в судьбе наших предков.

Тип урока. Изучение нового материала.

Оборудование. Презентация. Компьютер. Проектор. Карта. Лента времени. Раздаточный и дидактический материал. Учебник: История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч 2. / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. М.: Просвещение. 2016. 127 с.: ил., карт. ISBN 978-5-09-037941-0

Ход урока.

I. Организационный блок.  

Учитель: Добрый день, класс! Проверка отсутствующих. 

II. Мотивационно-целевой блок: учитель читает классу отрывок из произведения «Слово о погибели русской земли после смерти великого князя Ярослава» (часть отрывка появляется на экране):

«О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты. (…) Всем ты преисполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!

Отсюда до угров и до ляхов (…) от черемисов до мордвы - то все с помощью божьем покорено было христианским народом, поганые эти страны повиновались великому князю Всеволоду, отцу его Юрию, князю киевскому, деду его Владимиру Мономаху, которым половцы своих малых детей пугали. А литовцы из болот своих на свет не показывались, а венгры укрепляли каменные стены своих городов железными воротами, чтобы их великий Владимир не покорил, а немцы радовались, что они далеко - за Синим морем. Буртасы, черемисы, вяда и мордва бортничали на великого князя Владимира. А император царьградский Мануил от страха великие дары посылал к нему, чтобы великий князь Владимир Царьград у него не взял. И в те дни, - от великого Ярослава, и до Владимира, и до нынешнего Ярослава, и до брата его Юрия, князя владимирского, - обрушилась беда на христиан».

Учитель: подумайте, о какой беде повествует автор? (ответ обучающихся: Золотая Орда)

Учитель: Обратите внимание на ленту времени. На какой период приходится образование Золотой Орды. В каком положении в этот период находилась Русь?

Учитель: Обращается к карте.

В начале XIV в. Золотая Орда была одним из крупнейших государств мира. В это государство вошли – показать на карте – земли волжских булгар, половецкая степь, Крым, Приуралье, Западную Сибирь, часть Средней Азии. Столица – город Сарай.

Подумайте, какие народы могли населять территорию Золотой Орды? (ответ обучающихся: тюркские племена, в т.ч. половцы, булгары, мордва, русские, греки, хорезмийцы и др.)

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с таким государственным образованием, как Золотая Орда. Какие вопросы мы должны рассмотреть, чтобы познакомиться с новым государством?

(Формирование плана урока совместно с учениками) – ответы учеников:

1. Образование Золотой Орды

2. Религия и основные занятия населения

3. Ордынское владычество на Руси

4. Последствия ордынского владычества

III. Информационный блок:

(Работа с презентацией. Рассказ учителя. Заполнение таблицы. Запись основных терминов).

1. Образование Золотой Орды

Батый, после возвращения из похода в Центральную Европу, стал правителем собственного государства, изначально являвшегося улусом Монгольской империи. После его смерти в 1256 году улус получил самостоятельность и стал именоваться Золотой Ордой.  Во главе государства стоял хан. Этот титул носили только потомки Чингисхана – Чингизиды. Первой столицей стал город Сарай (в переводе – дворец), основанный Батыем недалеко от нынешней Астрахани.

Золотая Орда была многонациональным государством. Основную массу кочевников составляли тюркские племена, в т.ч. половцы. В оседлых областях жили булгары, мордва, русские, греки, хорезмийцы и др. Монголы составляли незначительное меньшинство.

Учитель: Подумайте, входила ли Русь в состав Золотой Орды? (ответ обучающихся: нет, она попала в вассальную зависимость)

2. Религия и основные занятия населения        

На территории Золотой Орды были распространены языческие, православные и мусульманские верования. В начале XIV в. при хане Узбеке государственной религией Золотой Орды становится ислам. Это значило, что все народы, входившие в ее состав, должны были принять мусульманство.

Учитель: почему русскому населению разрешалось исповедовать православие? (ответ обучающихся: потому что Русь не находилась в составе Золотой Орды)

Учитель: обратимся к источнику, п. 3 §18 с. 28 учебника. Прочитайте отрывок из ярлыка хана Узбека и сделайте вывод о том, как ханы Золотой Орды относились к православному духовенству?

Говоря об основных занятиях населения, нужно обратить внимание на то, что народы, населявшие Золотую Орду, занимались разнообразной хозяйственной деятельностью. На юге преобладало скотоводство, на севере и западе – земледелие. Занимались так же охотой и рыболовством. В городах были развиты различные ремесла: кузнечное, гончарное дело, ювелирное искусство, ткацкое, кожевенное, портняжное дело, обработка дерева и другие.

Важную роль играла торговля. Её развитию способствовала сеть обустроенных дорог с караван-сараями, расположенными через каждые 30 км. Золотая Орда вела так же морскую торговлю через Каспийское и Черное моря. Основными товарами были ткани, льняные холсты, оружие, лес, зерно, рыба, икра, оливковое масло. В начале XIV в. была налажена чеканка собственных монет.

Учитель: изучите п. 4 §18 с. 29 учебника. Что можно сказать об уровне жизни золотоордынского населения?

3. Ордынское владычество на Руси

(По ходу изложения требуется записывать в тетрадь основные понятия, одновременно они будут появляться на слайдах презентации)

В 1242 г. в северо-восточные княжества были отправлены послы – баскаки (слайд).

В 1243 г. в Сарай был вынужден поехать князь Владимиро-Суздальской земли Ярослав Всеволодович и хан назначил его старшим среди князей. Следом за ним к хану потянулись и другие князья. Они должны были ездить в Орду, чтобы получать ярлык (слайд) на княжение.

Теперь главным было не киевское, а владимирское княжество, владимирский князь считался старшим на Руси. В 1299 г. сюда перенёс свою резиденцию (слайд) митрополит.

Очень часто поездка в Орду заканчивалась гибелью князя. Так, князь Михаил Черниговский был казнен в 1246 г. по приказу Батыя за отказ выполнять неприемлемые для христиан обряды.

Учитель: как вы оцениваете поступок князя Михаила?

После того, как князь получал ярлык, в его княжество приезжал ордынский посол, в присутствие которого происходило торжественное возведение князя на престол. Эта процедура символизировала подчинение русских князей Орде. Иногда ханы посылали свои войска в помощь одному из русских князей в борьбе с другим.

Но не только князья находились под гнётом. Всё остальное население должно было нести повинности.

Учитель: изучив п. 6 §18 с. 30 учебника, заполните таблицу «Повинности населения» (слайд)

Русские князья в отношении политики ханов Золотой Орды придерживались разных позиций.

Первая - открытое вооруженное выступление, стремление немедленно добиться освобождения от зависимости. Такую политику проводили тверские князья, князья Юго-Западной Руси. Князья, вставшие на путь открытой вооруженной борьбы с монголо-татарами, остались в памяти народной как богатыри, народные герои. Их подвиги воспеты в песнях, былинах, некоторые из них русской церковью названы святыми. Подобные действия носили героический, но безнадежный характер. Вооруженное сопротивление русских князей вело к разорению их земель, гибели их самих и тысяч людей.

Вторая позиция - политика лояльности, сотрудничества с монголо – татарами. Её проводил, в частности, Александр Ярославич, княживший тогда в Новгороде. Политика сотрудничества Александра Невского с монголо - татарами подвергалась осуждению, как современниками, так и его потомками.

Учитель: почему Александр Невский сумевший разгромить немцев и шведов, не стал бороться против Орды?

После насильственной смерти своего отца князь Александр был вызван в 1252 году к хану Батыю в Сарай - столицу Золотой Орды, где получил ярлык на Владимирское княжение. Он становится приемным сыном Батыя. Александр сознательно идет на сближение с Ордой, так как на тот момент на Руси еще не было той мощной и организованной силы, которая смогла бы противостоять монголам. Александр Невский боролся с оружием в руках там, где можно было победить, там, где победа была реальна. Одержать победу над Ордой на тот момент было невозможно. Князь Александр вынужденно искал другие средства борьбы. Он пытался подружиться с неприятелем, чтобы ослабить невзгоды подчиненного и зависимого положения.

В 1252 году Александр Невский получил золотой ярлык на Великое Владимирское княжение. Александр Невский по праву считается русской православной Церковью святым хранителем Отечества.

4. Последствия ордынского владычества

Учитель: изучив п. 8 §18 с. 32 учебника, выпишите последствия золотоордынского владычества на Руси (слайд)

Учитель: подумайте, как владычество Золотой Орды повлияло на будущее Руси?

Оценочный блок. В течение урока учитель раздает рейтинговые карточки, которые можно обменять на оценку или сохранить до следующего урока и дополнить, если оценка не устраивает.

Рефлексивный блок: составление синквейна.

Домашнее задание. Ученики получают дифференцированное домашнее задание.

1 уровень. Написать сочинение-размышление «Если бы Русь не попала в зависимость от Золотой Орды» (по желанию)

2 уровень. Существует мнение, что отношения Руси и Золотой Орды складывались на взаимном договоре о сотрудничестве. Напишите два аргумента за и два аргумента против (по желанию) 

3 уровень. Изучить §18. Ответить на вопросы после параграфа. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока в 9 классе по теме: «Национальный и религиозный состав населения России»

Цели и задачи:                         Познакомиться с разнообразием народов Ро...

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура

Презентация к уроку по теме "Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура"...

Методическая разработка урока истории 6 класс на тему "Восточные славяне в древности"

Тема урока: Восточные славяне в древностиТип и место урока: Комбинированный урок.Данный урок - это первый  урок при изучении темы: “Восточные славяне” в 6 классе.Методы: объ...

«Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура» (История России. 6 класс)

Тема: «Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура» (История России. 6 класс)Источник: История России. 6 класс (учебник Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова и др. История...