Методическая разработка урока истории в 6 классе по теме "Культура Западной Европы в Средние века. Образование и философия"
методическая разработка по истории (6 класс)

Учитель: Качанова Мария Константиновна
Класс: 6
Тема: Образование и философия
Тип урока: комбинированный

Цели:
Образовательная:
- ознакомить учащихся с развитием образования в Европе XI - XIII вв., сформировать представление о главном направлении философской мысли того времени, дать представление о выдающихся философах того времени. Развивающие:
- развитие умений работы с текстом
- развитие умений работы с информацией, представленной в графической форме (схема)
- развитие навыков устной и письменной речи
Воспитательные:
- подвести учащихся к пониманию важности образования в процессе развития и формирования культуры в средневековом обществе.

Планируемые результаты:
Предметные:
- знание учащимися особенностей образовательной системы и философии Средних веков.
- умение описывать систему управления на примере управления университетами
 - умение объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов
Метапредметные:
- умение вести опорный конспект,
- умение анализировать информацию, представленную в различных форматах (текст, иллюстрация, схема, карта),
Личностные:
- воспитание уважения к историческому прошлому человечества, достижениям образования и философия.

План урока:
1) Средневековые представления о мире
2) Образование
3) Философия

Основные понятия: университет, схоластика.
Основные даты: 1088г.
Оборудование: учебник История Средних веков Агибалова Е. В., Донской Г. М., компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модуль урока

Задачи модуля

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

Приветствие учащихся. Проверка подготовки к уроку.  

Приветствие учителя. Подготовка к уроку

Актуализации

Актуализация знаний по пройденному материалу

На прошлом уроке мы говорили об Османской империи и странах Балканского полуострова, которые были ослаблены.
Но чуть раньше речь шла о тех странах, которые, наоборот, достигают своего расцвета. Какие это страны?
Верно. Вспомним, что развивается в этих странах?

Вы правы, одной из областей, которая начинает развиваться в Средние века, было образование.
Тема урока: Образование и философия.

-Польша и Чехия
- Строительство, ремесла, торговля, образование.

Мотивации

-Перед вами лежат листы бумаги. В них вы видите таблицу «тонкие и толстые вопросы». Попробуйте в парах за минутку придумать тонкий и толстый вопрос по теме нашего урока, что вы хотите узнать, что, по-вашему мнению, мы будем сегодня проходить?
(Тонкие вопросы- требующие короткого ответа. Толстые – развернутого, вы знакомы с такими вопросами по устным опросам дз).
На доске выведена таблица.

Какие вопросы у вас получились?

Учащиеся придумывают вопросы.

Называют получившиеся вопросы (Например: Когда начало развиваться образование? Где появлялись университеты? Какие были течения в философии? Как учились в Средневековье? Что изучали? Каким образом церковь влияла на образование и философию? В чем разница между античной философией и средневековой? И др.)

Изучения нового материала

Ознакомить учащихся со средневековыми представлениями о мире.
Дать представление о системе и особенностях средневекового образования.

Ознакомить учащихся с основным направлением философской науки в Средние века – схоластикой. Ознакомить с идеями Пьера Абеляра, Фомы Аквинского и Роджера Бэкона.  

-Представления средневекового человека о мире сильно отличались от современных.
Как вы думаете, что оказывало особенное влияние на взгляды людей того времени?
- Верно. Отсюда какой город считался центром мира?

Да, именно он.
Восток располагался сверху на картах. Верили, что там есть гора, а на ней – земной рай. И из этого рая вытекают крупные реки: Тигр, Евфрат, Ганг и Нил. И Нил приносит египтянам их главное сокровище – специи.

Время тоже было сложным понятием для средневекового человека.
Прочитайте отрывок из Анналов Королевства франков (1)

(741-829 гг.). Как автор описывает время событий?

Все верно. Хронисты не давали точной даты. Также не было точной системы отсчета времени – от Пасхи, от Рождества Христова – по-разному.
Посмотрите на схему и попробуйте описать систему счета суточного времени.

Но время идет и вместе с ним идет развитие. Прочитайте текст в распечатках (2).

Что влияло на развитие представлений о мире?

Благодаря развитию дипломатии и торговли луди начинают чаще путешествовать. Одним из таких путешественников был венецианский купец Марко Поло.

Прочитайте отрывок из его труда «Книга Марко Поло». Попробуйте изобразить то, о чем пишет автор. Что получилось? Как думаете, был ли этот труд полезен в Средние века?
Какую страну описывает путешественник?

Есть версия, что Марко не сам написал свою книгу, ее написали с его слов. Не все люди в Средние века умели читать и писать. И хотя, скорее всего, путешественник владел грамотой, образование только начинает развиваться.
Были школы, доступные для всех, независимо от происхождения или места жительства. Позже такие школы постепенно перерастают в университеты.
Карта
Посмотрите на карту. Где открываются первые университеты? Какие европейские университеты вы знаете?

Верно. Первым был Болонский университет – 1088г., Оксфорд – 1096 год., Парижский -1215г. (Кембридж – 1209, Краков – 1364, Прага – 1348).
В XVв. В Европе уже более 60 университетов. Кто-то знает, как организованы современные университеты?
(Ассоциации). Все это берет начало в Средних веках.

Во главе университета стоял ректор, избираемый преподавателями и студентами.
Преподаватели объединялись по предметам – так шло деление на факультеты, во главе которых стояли деканы.
Университетов обычно было 4: подготовительный, юридический, медицинский и еще один, как думаете, какой?

Именно.
Но это не значит, что университет зависел от церкви. Наоборот, университеты обладали автономией – у них были свои законы, свой суд. Фактически, это был город в городе.

Посмотрите на изображение. Это барельеф, изображающий студентов Болонского университета. Что они делают?

Магистр читал лекцию по рукописной книге, объясняя сложные места, а студенты внимательно слушали и записывали.
Еще одной формой был диспут – состязание в знаниях и красноречии. Студентам задавалась тема, и двое должны были доказать свою точку зрения, опровергнув доводы оппонента.

Слушатели оценивали участников и выбирали победителя. Но случались и казусы – порой доходило до потасовок.

- Образование везде велось на латинском языке, как думаете, это было хорошо или плохо?
Да, можно было легко перейти в другой университет на тот же факультет. Поэтому студенты часто странствовали.

Такое развитие образования дает толчок к переводу древних арабских и греческих текстов на латинский язык. Что обогащает круг знаний европейцев.

А теперь посмотрите на экран. Что это напоминает?
Не все хотели черпать знания только из книг. Англичанин Роджер Бэкон впервые заявил о любые утверждения должны проверяться опытным путем, нельзя слепо верить написанному
. (стр. 222- можно ли назвать его гением?)

Но все же современникам Бэкона была интереснее другая наука.
Философия. Как думаете, какую тему рассматривали мыслители?
Да. И если сначала многие утверждения принимались без доказательств, постепенно появляется мысль о том, что вера может быть объяснена рационально – с помощью разума.

Человек может доказать, почему он верит или не верит во что-то. Так родилась наука схоластика.

Выдающимся схоластом был Пьер Абеляр. С юных лет он проявляет ум и талант, в 13 становится странствующим школяром. Побеждает в диспутах профессоров. Когда он стал преподавать в Парижской соборной школе, его лекции имеют невероятный успех. Он утверждает, что разобраться  в вопросах веры можно только при помощи разума.
Как думаете, о чем говорил его противник, вдохновитель Второго крестового похода, Бернар Клервоский?
Верно. Так рождается спор рационалистов и мистиков.

Как думаете, кого поддержала церковь?
Именно, Церковный собор даже не дает Аберяру высказаться: ночью перед запланированным диспутом его книги были сожжены, а ему запрещено продолжать учение. Сломленный, Абиляр ушел в монастырь.

Но наука на этом не остановилась. И вершиной схоластического учения принято считать труды Фомы Аквинского. «Сумма богословия» - создана картина всей христианской Вселенной, с указанием места и роли каждого существа.
Соединение идей античных авторов с христианским учением.
(стр.222.)

-Церковь, религиозные идеи.

-Иерусалим.

- Время описывают неопределенными выражениями (когда-то, во времена…, некоторое время).

Сутки делились на день и ночь. Ночь – на три свечи. Один час был равен трем современным. Он делился на более мелкие промежутки, которые измерялись временем, уходящим на прочтение какой-либо молитвы.

- установление дипломатических отношений
- развитие городов и торговли
- завоевание новых территорий


- Мог быть полезен для картографии, т.к. подробно описывает расположение объектов и, в целом, давал знания о дальних землях, обычаях, людях.

- Китай

Англия, Франция, Италия, Чехия, Польша.

Оксфорд, Кембридж, Сарбонна и др.

Ректор – факультеты- кафедры- лекции.

- Богословский

Слушают и записывают.

- Хорошо, позволяло переходить из университета в университет.

- Расчеты, чертеж.

Религия. Бог.

О том, что разбираться не надо, нужно просто верить.

Клервоского.
Споры могли вызвать разногласия внутри церкви и подорвать доверие людей.

Закрепление

Закрепить пройденный материал

Давайте вернемся к тем вопросам, которые вы составляли в начале. На все ли был дан ответ? Появились ли новые вопросы?

Возвращение к таблице тонких и толстых вопросов.

Домашнее задание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повторим пройденное

Слайд 2

Образование и философия

Слайд 3

Тонкие вопросы Кто..? Где..? Когда..? Как звали..? Было ли..? Каким образом..? С чем связано..? В чем различие..? Объясните, почему..? Почему вы думаете..? Толстые вопросы

Слайд 4

Представления о мире Центр мира – Иерусалим. Восток изображали наверху карты.

Слайд 5

ИЗ ХРОНИКИ КОРОЛЕВСТВА ФРАНКОВ (741-829гг.) Пришедший в Рим Карломан , оставив мирскую славу (…) построил монастырь (…) на горе Соратте , где, как сообщают, когда-то, во времена гонения, которое произошло при императоре Константине, скрывался святой Сильвестр. И пробыв там некоторое время, [ Карломан ], по более здравом размышлении, покинул то место…

Слайд 6

Представления о мире В хрониках время обозначалось неопределенными выражениями. Нет единой системы отсчета времени. Нет точных временных единиц. Сутки День Ночь «Три свечи» 1 час = 3 современных часа время прочтения молитвы

Слайд 7

На дорогах, связывающих развивающиеся города все чаще можно встретить торговцев и бродячих ремесленников, спешащих гонцов, дипломатов и суровых воинов. Епископы и аббаты направляются по делам церкви в Рим, а крестоносцы возвращаются из похода, делясь по пути впечатлениями от увиденных земель. На развитие представлений о мире повлияли: установление дипломатических отношений развитие городов и торговли завоевание новых территорий

Слайд 8

«Книга Марко Поло» XIII в. От Кондинфу три дня едешь на юг, и много тут городов и замков (…) а через три дня — знатный город Сингуимату ; большой, богатый город, торговый, промышленный. (…) Есть у них тут большая река, и великая им от нее выгода, и вот какая: течет она на юг, к городу Сингуимату ; разбил ее тамошний народ на два рукава, один направил на восток, а другой — на запад, один течет к Манги , а другой — в Катай. (…) Просто диво, скажу вам, сколько товаров они везут в Манги и в Катай! А возвращаются они также с товарами. Не надивишься, сколько товаров сплавляется вверх и вниз по реке.

Слайд 9

Образование

Слайд 10

Образование Университет (ректор) Факультеты (деканы) Юридический Медицинский Богословский

Слайд 11

Магистр читал лекции. Лекции дополнялись диспутами. Преподавание на латинском языке.

Слайд 12

Роджер Бэкон (1214-1292гг). Первым заявил о том, что любые утверждения должны проверяться опытным путем .

Слайд 13

Схоластика – религиозно- философское учение, стремящееся познать Бога и мир при помощи логических рассуждений.

Слайд 14

Нужно понимать, чтобы верить Нужно верить, а не рассуждать Пьер Абеляр (1079-1142) Бернан Клервоский ( 1090-1153) Мис тика Р ационализм

Слайд 15

Фома Аквинский (1225-1274) «Сумма богословия» - создана картина всей христианской Вселенной, с указанием места и роли каждого существа. Соединение идей античных авторов с христианским учением.

Слайд 16

Домашнее задание Параграф 26. Письменно. Представьте себя средневековым молодым человеком. В какой университет вы бы пошли учиться? Какой наукой занялись? Какого течения бы придерживались (если есть)? Обоснуйте свой ответ в нескольких предложениях.



Предварительный просмотр:

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

1. ИЗ ХРОНИКИ КОРОЛЕВСТВА ФРАНКОВ (741-829гг.)
Пришедший в Рим Карломан, оставив мирскую славу (…) построил монастырь (…) на горе Соратте, где, как сообщают, когда-то, во времена гонения, которое произошло при императоре Константине, скрывался святой Сильвестр. И пробыв там некоторое время, [Карломан], по более здравом размышлении, покинул то место…

2. На дорогах, связывающих развивающиеся города все чаще можно встретить торговцев и бродячих ремесленников, спешащих гонцов, дипломатов и суровых воинов.
Епископы и аббаты направляются по делам церкви в Рим, а крестоносцы возвращаются из похода, делясь по пути впечатлениями от увиденных земель.

3. Из «Книги Марко Поло» XIIIв.

От Кондинфу три дня едешь на юг, и много тут городов и замков (…) а через три дня — знатный город Сингуимату; большой, богатый город, торговый, промышленный. (…)

Есть у них тут большая река, и великая им от нее выгода, и вот какая: течет она на юг, к городу Сингуимату; разбил ее тамошний народ на два рукава, один направил на восток, а другой — на запад, один течет к Манги, а другой — в Катай. (…) Просто диво, скажу вам, сколько товаров они везут в Манги и в Катай! А возвращаются они также с товарами. Не надивишься, сколько товаров сплавляется вверх и вниз по реке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории 7 класс «Дворцовые перевороты»

«Дворцовые перевороты в России» —это урок первый по теме «РОССИЯ 1725-1762 гг.» Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII– XVIIIв.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учр...

Методическая разработка урока истории 10 класс "Поход Ермака"

Урок разработан по технологии "ситуативная" в рамках ФГОСТ....

Методическая разработка урока истории 8 класс.

Правление АлександраII. Предпосылки отмены крепостного права....

Методическая разработка урока истории 8 класс.

Причины и предпосылки отмены крепостного права. Император - освободитель....

Методическая разработка урока истории 11 класс Индустриальная цивилизация в XIX веке

Тема урока:                Индустриальная цивилизация в XIX векеЦель: закрепить ранее изученный материал; проверить уровень у...