Методическая разработка урока литературы 5 класс по рассказу М.Зощенко "Галоша"
методическая разработка по литературе (5 класс)

Сатирик и юморист М.Зощенко вошел в литературу в начале 20-х годов, в эпоху сложную, драматическую, полную социальных перемен и нововведений. Думаю,что пятиклассникам  еще не под силу понять  до конца язык писателя,но этот урок будет предворять ещё неоднократное знакомство с этим замечательным художником  слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Методическая разработка урока литературы в 5 классе

                 

Учитель: Чуракаева Л.Ю.

Тема урока:    «Посмеёмся от всей души». По рассказу М. Зощенко «Галоша»

Цели урока:

1.Образовательные - расширить знания учащихся по теории литературы, познакомить с понятиями сатира, юмор и ирония, формировать умения находить данные понятия в тексте;

2.Развивающие - развивать интерес к художественной литературе, формировать коммуникативные навыки через развитие речи учащихся, совершенствовать степень владения нормами литературного языка.

3.Воспитательные – формировать толерантное отношение к людям; развивать чувство доброты.

Тип урока: изучение нового материала.

Технология: Личностно – ориентированное обучение и воспитание.

Формы работы: фронтальная работа, групповая, индивидуальная.

Методы обучения – словесные: беседа, объяснение;

наглядные методы: иллюстрированный и демонстрационный;

практические: карточки, работа с текстом.

 Репродуктивный, частично – поисковый.

Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, экран.

Оборудование и наглядность к уроку :

  1. портрет М. М. Зощенко;
  2. выставка книг писателя
  3. текст произведения
  4. таблички с основными понятиями
  5. толковый словарь С. И. Ожегова     

Основные понятия: юмор, сатира, ирония

                                        Ход урока

  1. Орг. момент.

                                 

  • Ребята, сегодня мы с вами должны посмеяться от души.
  • Что такое юмор?
  • Юмор — это способность человека увидеть смешную сторону в каком-либо явлении или событии и представить её в шутливом виде.
  •  Давайте познакомимся с некоторыми биографическими данными писателя.

Михаил Михайлович родился в 1895 году в Петербурге, в семье небогатого художника Михаила Ивановича Зощенко и Елены Осиповны Суриной. В их семье было восемь детей. Ещё гимназистом Михаил мечтал о писательстве. За невзнос платы его исключили из университета. Он работал контролёром поездов, участвовал в событиях Февральской революции, Октябрьской революции. Добровольцем ушёл в Красную армию. После демобилизации работал агентом уголовного розыска в Петрограде, инструктором по кролиководству в совхозе Маньково Смоленской губернии, милиционером в Лигове, снова в столице – сапожником, конторщиком и помощником бухгалтера в петроградском потру «Новая Голландия» Вот перечень того, кем был и что делал Зощенко, куда бросала его жизнь, прежде чем он сел за писательский стол. Начал печататься в 1922 году. В 1920–1930-е годы книги Зощенко издаются и переиздаются огромными тиражами, писатель ездит с выступлениями по стране, успех его невероятен. В 1944–1946 годах много работал для театров. В последующие годы он занимается переводческой деятельностью. Последние годы жизни писатель провёл на даче в Сестрорецке. Весной 1958 года ему становится – хуже затрудняется речь, он перестает узнавать окружающих.

22 июля 1958 Зощенко умер от острой сердечной недостаточности. Зощенко был похоронен в Сестрорецке. По свидетельству очевидца в жизни мрачный Зощенко улыбался в гробу.

Вы прочитали рассказ Михаила Зощенко «Галоша». Рассмешил ли он вас? Как же называется прием, который  рассмешил? Итак, наша цель:

                            Постарайтесь рассмеяться

                            (Ведь смеяться не грешно).

                             Рассмеявшись, докопаться,

                             Почему нам так смешно.

Конечно, со смешным вы уже сталкивались в своей жизни, но в 5 классе вам впервые придется взглянуть на смешное глазами литературоведов. Ведь чтобы вызвать наш смех, писатель использует особые приемы, которые называются художественными средствами.

  1. Работа по теме урока.

 Сегодняшний урок по теории литературы, но литературы комической. Немного об истории рассказа. Рассказ «Галоша» написан Зощенко в 1926 г. и напечатан в журнале «Бегемот» № 15 за 1927 г. Произведение вошло в «Голубую книгу» под названием «Мелкий случай из личной жизни».

Давайте вспомним героя рассказа (ведётся  от первого лица).

-    В основе рассказа анекдотическая ситуация: потерявший в трамвае галошу человек чудом находит её, но не может получить. Герой очень рад тому факту, что существует камера для потерянных в трамвае вещей. Ему удаётся получить найденную галошу только через неделю, пообщавшись с разными представителями власти, начиная от работников камеры потерянных вещей и заканчивая домоуправлением.

- Что на ваш взгляд было смешным в произведении?

-  Маленький советский человек благодарен служащим бюро находок, которые просто выполняли свои обязанности, «ужасно радуется» этому и даже умиляется. Работников бюро находок он называет идейными людьми только потому, что они нашли его галошу. Более того, герой сравнивает свою страну, где работает «аппарат», с отсталыми странами, где его калошу уже бы давно выбросили.

- А в чем сила смеха? Что такое сатира?

 - Сатира - острое проявление комического в литературе и искусстве, обличающее недостатки людей. Человек боится быть осмеянным. И он старается не совершать того, что может вызвать насмешку окружающих; смех удерживает людей от плохого, а значит, делает лучше.

-  Какие чувства у нас вызывает этот герой? Кто такие бюрократы?

- Герой вызывает у читателя симпатию. Он – наивный и открытый для общения человек. Бюрократов он называет друзьями, братцами и видит в них, прежде всего, людей, а не служащих и товарищей.

-  Что такое бюрократия? Давайте посмотрим в словаре и запишем.

Бюрократия - чрезмерное усложнение канцелярских процедур, затягивание канцелярских решений.

- Что происходит с героем потом?

- Герой теряет вторую галошу, которую всё время носил под мышкой. К сожалению, он теряет её не в трамвае, поэтому она утрачена навсегда. Найденная галоша становится ежедневным напоминанием о работе «аппарата» и вызывает у героя чувство лёгкости и безобидности.

- Основной троп, создающий комический эффект – ирония. Мы говорили  с вами об этом. Давайте вспомним, что такое ирония?

- Ирония – это скрытая насмешка.

- С помощью текста подтвердите, что здесь применяется этот литературный приём.

- Например, герой говорит, что галоша почти что новенькая, он носит её третий год. Описание «особых примет» галоши -единственное описание в коротеньком тексте: двенадцатого размера, задник обтрёпан, байка сносилась. У обуви имелись ещё и «специальные признаки»: носок начисто оторван, еле держится; каблука почти что нет – сносился.

- Какая здесь решается проблема?

- Важная проблема рассказа – проблема ценностей. Для героя дорого всё, что связано с историей потерянной и найденной галоши. Насколько же несчастным должен быть человек, который ставит на комод изорванную галошу как дорогое напоминание о непогрешимости «аппарата».

- Герой буквально молится на справедливый аппарат, для чего Зощенко вводит в его речь церковные слова, невообразимо соединяющиеся с пролетарской лексикой. Например, герой обращается к работникам склада «святые товарищи».

- Чему учит рассказ «Галоша»?

- Относиться с юмором к потере, быть внимательным, иметь терпение.

  1. Закрепление понятий.

  • Что же так смешит вас? Только ли ситуации, в которые попадает герой?
  • Конечно речь! Какие слова употребляются! Культуры никакой!
  • Верно, ребята, молодцы! Вы отметили, что смех осуждения вызвала речь, язык героев. Что можно о них сказать?

Комический эффект достигается благодаря употреблению однокоренных слов с близким, но не синонимичным значением: остальная галоша вместо оставшаяся. О том, что герой – обычный человек из народа, свидетельствует употребление им большого количества фразеологизмов: ахнуть не успел, гора с плеч, по гроб жизни, гиблое дело, только и делов. А ещё и такие слова, как  волокита,  архаровец, канцелярия, ихний, с трамвайного парка. Много вводных слов : дескать, может, гляжу.

Сделайте вывод. Каким единым понятием мы можем объединить такие слова, как ЮМОР, САТИРА, ИРОНИЯ?

Да, это СМЕХ. Но смех разный. И в словаре все эти слова начинают трактоваться так: особый вид комического…

  • Вы так живо, искренно, весело отзывались на рассказ, что не надо спрашивать, понравился ли он. Смех – высшая ваша оценка.

  • А как вы думаете, ребята, в жизни такое могло случиться?
  • Вряд ли. Писатель придумал эту историю, чтобы высмеять человеческие пороки.
  • Да, конечно. Художник выбрал такую ситуацию и так ее подал, чтобы мы рассмеялись, осуждая смешное и недостойное поведение людей. Чем больше мы смеемся над грубостью, невежеством героев, тем … продолжите мою фразу! (Становимся умнее, культурнее)

  •  Да у героев Зощенко речь часто неправильная, лексика грубая. Разве писатель не знал хороших слов?

  • Это еще один литературный прием – сниженная, неверная речь, - вызывающий наш смех над бескультурьем.  Зощенко разъяснил: «Обычно думают, что я искажаю «прекрасный русский язык», что я ради смеха беру слова не в том значении, какое им отпущено жизнью, что я нарочно пишу ломаным языком для того, чтобы посмешить почтеннейшую публику. Это неверно. Я почти ничто не искажаю. Я пишу на том языке, на котором сейчас говорит и думает улица».

  • Теперь представьте, что вы переводчики. Ваша задача «перевести» подчеркнутые в карточках слова нейтральной лексики на лексику разговорного стиля. При этом постараемся передать язык героев Зощенко.

(Работа с карточками) (слова из рассказа: ихние, делов-то, влезал в трамвай, закручиваешь)

  •  Предложенное слово обсуждается, отвергается или принимается. Радуемся, когда наши находки совпадают с авторским текстом.

С огорчением убеждаемся, что современная лексика не оставила бы писателя без работы и сегодня, в чем мы убедились выполняя это задание.

 

По утверждению Д. Свифта, как человека можно распознать по его обществу, так о нем можно судить по его языку. Вот мы и судим: то есть оцениваем человека и в данном случае осуждаем. Герои Зощенко глупы и потому смешны. А мы уже убедились: чем больше люди смеются над грубым и глупым героем, тем менее захотят быть на него похожими.

Смешными могут быть не только слова, но и неправильные формы слов

  1. Подведение итогов урока.

  • Спасибо! Мы сегодня много посмеялись. Почему смех помог миру уцелеть? Как утверждал латинский поэт Жан Батист де Сантель, «Смех исправляет нервы». И люди становятся добрее, терпимее друг к другу.

5. Рефлексия. Заполним оценочные листы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы. «УРОК ЛИЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ. СЛОЖНОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ (ПО РАССКАЗУ И.А. БУНИНА «ЦИФРЫ).

1. Разобраться в прочитанном, помочь детям понять смысл рассказа.2. Ответить на проблемный вопрос: для кого и почему написан рассказ?3. Показать произведение в единстве формы и содержания.4. Выявить о...

методическая разработка урока литературы в 6 классе по теме "Рассказы А.П. Чехова"

Урок литературы в 6 классе.Данная разработка позволяет заинтересовать учащихся в творчестве Чехова, пробудить читательский интерес.Учащиеся получают предварительное задание прочитать 3-5 рассказов, пр...

Методическая разработка урока литературы в 7 классе по рассказу Н.С. Лескова "Человек на часах"

Творческая работа учащихся в группах: литературоведы, языковеды, поэты, художники. Используя мультимедийное оборудование, анализируется текст данного произведения....

Методическая разработка урока литературы в 10 классе: "Русская действительность конца XIX века в рассказе А.П.Чехова «Ионыч».

Урок литературы  в 10 классе по рассказу А.П.Чехова "Ионыч", тема: "Русская действительность 19 века в рассказе". Технология "РКМЧП", технологическая стратегия "Чтение с остановками, или направле...

Методическая разработка урока литературы в 11 классе. Сатирические произведения М.Зощенко. Анализ рассказа "Аристократка"

Первый из двух уроков, посвященных сатирическим рассказам М. Зощенко. На этом уроке учащиеся знакомятся с рассказом «Аристократка» и анализируют его; на втором уроке после домашнего знакомства с други...

Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Всякая дорога начинается с затесей" (по рассказу В. Астафьева "Васюткино озеро")

Данный урок является заключительным в цикле уроков по рассказу В. Астафьева "Васюткино озеро".  На уроке предполагается  учебное исследование текста; театрализация помогает активизировать ...

Методическая разработка урока литературы в 8 классе на тему "Роль композиции в понимании идейного содержания рассказа Л.Толстого "После бала""

Данный материал представляет собой разработку урока ,который сопровождается презентацией , комментирующей основные этапы работы и содержащий иллюстрации к произведению.В качестве домашнего задания обу...