Методическая разработка уроков литературы в 11 классе "Раздумья о пути России в поэме А.Блока "Двенадцать".
методическая разработка по литературе (11 класс)

Эта методичесая разработка - попытка современного прочтения поэмы А.Блока, уже так далеко отстоящей от нас во времени и в то же время такой актуальной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razdumya_o_puti_rossii_v_poeme_a.bloka_dvenadtsat.doc301 КБ

Предварительный просмотр:

Раздумья о пути России в поэме А.Блока  «Двенадцать».

(Урок в 11 классе. 2 часа.)

                                                                      Таранушенко Н.А.,

учитель русского

                                                                      языка и литературы МБОУ «Средняя              

                                                                      общеобразовательная школа №1»

г.Протвино,  Московской области

Цели урока.

Образовательная: дать характеристику одного из самых противоречивых периодов русско        й истории, через решение проблемы подвести учащихся к пониманию блоковского восприятия революции и последующего пути России.

Развивающая: продолжить формирование навыков работы с текстом; умение анализировать и извлекать необходимую информацию из иллюстративного материала, выявлять причинно-следственные связи, развивать у учащихся познавательный интерес к истории, формировать творческие способности учащихся; развивать интеллектуально-творческое и эмоционально-образное мышление, формировать исследовательские навыки обучающихся.

Воспитательная: способствовать развитию познавательного интереса к истории родного Отечества, формировать патриотические, нравственные чувства, учить давать собственную оценку неоднозначным историческим явлениям и процессам, способствовать воспитанию гражданственности.

Применяемые на уроке технологии: модель интеграции содержания учебных дисциплин, гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили; система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека; технология проблемного обучения, технология групповой деятельности.

Оборудование урока:   раздаточный материал, компьютер, демонстрационный экран, мультимедийный проектор.

  1. Слово учителя.

       Трудная и интересная задача – проникнуть в тайну поэмы «Двенадцать». Блок вслед за Тютчевым с полным правом мог бы повторить: «Блажен, кто

посетил сей мир в его минуты роковые…»  Блок задолго до революции предчувствовал «неслыханные перемены, невиданные мятежи», и, когда она

пришла, поэт, по свидетельству К.Чуковского, встретил ее как праздник духовного преображения России. Революция казалась ему всемогущей… Блок был уверен, что, пережив катастрофу, все человекоподобные станут людьми. И эту веру он вложил в свою поэму.

       2. Анализ поэмы.

1)Комментарий к письменным работам учащихся, написанным на предыдущем уроке после первичного прочтения поэмы в классе: «Что значат строки:

                Черный вечер,

                 Белый снег…»?

В своей поэзии А.Блок вообще не стремится к цветовому повторению мира. Интенсивный, напряженный цвет у него не раскрашивает события, а  выражает его  чувства, оценку происходящего. Пейзаж у Блока переживает духовное состояние мира. И, разумеется, нет состояний, нет переживаний более контрастных, чем окрашенные в «черное» и «белое». Первая строчка поэмы заставляет вздрогнуть, как от удара  током: такое в ее красках предельное напряжение противоположных сил, такое острое заложено противоречие («Черный вечер» - кровь, грязь, преступление; «Белый снег» -  та новая правда, которая идет в мир). Эти сдвинутые, столкнувшиеся силы «черного» и «белого» насыщены взрывом. Они и взорвались ветром, заполнившим весь «божий свет», гуляющим из края в край поэмы.

       2)Что же такое ветер?

       Во-первых, это реальная примета тех дней. Блок точно подметил:

«Революции приходят, опоясанные бурями…» Во-вторых, это символ социальных катаклизмов, потрясений. В русской литературе еще А.С.Пушкин в «Капитанской дочке» связал мотив метели с темой бунта  и в «Бесах» - с темой судьбы, инфернальных сил.

       Но есть и еще один аспект, на который указывает критик В.Акимов. Революция для Блока – небывалая перестройка, переделка человеческой души. В своей статье «Интеллигенция и революция» он писал: «Переделать

 все. Устроить так, чтобы все стало новым; чтобы лживая, грязная,  скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью. Когда такие замыслы, искони таящиеся в человеческой душе, в душе народной, разрывают сковывавшие их путы и бросаются бурным потоком, доламывая плотины, обсыпая лишние куски берегов, - это называется революцией». Для понимания поэмы в этих словах все значительно (см. подчеркнутое). Ветер в поэме – это и есть величайший всплеск человеческих, народных душевных сил; могучий поток, вдруг вырвавшийся на волю из самых тайных глубин пережитого, безудержный вихрь мыслей, чувств, желаний, надежд. Революция для Блока становится испытанием и  преображением человека, тем «моментом истины», когда в его душе «безобразное»  сталкивается с «прекрасным» и исход столкновения определяет  судьбу человека.

       Ветер – это глубокие противоречия в мире, в судьбе народной, противоречия в человеческой душе.

       3) Как описан в поэме  старый мир?

Прочитаем по ролям 1 главу поэмы, отразив интонационно характер каждого персонажа, и сделаем выводы.

  • Как поэт рисует представителей старого мира?

Он использует отрицательно-оценочную лексику:

            как курица, перемотнулась

            буржуй

            вития (по Ожегову, вития – это оратор, красноречивый человек;                    

                                          витийствовать  - с иронией)

            долгополый

            товарищ поп

            крестом сияло брюхо

            барыня подвернулась

            бац – растянулась

  • Лирика Блока как-то объясняет такое отношение поэта к этим людям?

Да! Мы видели подобное в циклах «Распутья», «Страшный мир».

  • А в каких отношениях с представителями старого мира ветер?

            крутит

            косит

            рвет

            мнет

            носит

  • Почему?

Эти люди утратили внутреннюю связь с хаотически страшным, но полным жизни движением ветра. Они утратили способность к саморазвитию.

       Но в первой главе есть и еще один герой  -  бродяга. И к нему ветер относится очень милостиво, предлагает поцеловаться, так как бродяга является символом вековой обиды и в груди у него кипит

             грустная

             черная

             святая злоба

  • Как можно объяснить этот оксюморон: «черная» и «святая» злоба?

«Черная злоба» против «страшного мира», столько лет мучившего, наверное, имеет право называться «святой».

       Такова экспозиция поэмы: зимняя улица густо заселена и в то же время пустынна, так как заселена тем, что обречено и что выметается ветром… И в этом разломе веков, в этом предвестии только вызревающего будущего – сирый бродяга, символ вековой обиды, порождение подлого мира.

4) Двенадцать  -  коллективный герой поэмы.

  • Что предвещает появление других героев в начале 2-ой главы?

Резко меняется ритм! Становится твердым, уверенным! И ветер гуляет! Снег порхает! Значит, должен появиться кто-то другой, не те, кого ветер «косил».

  • Кто такие эти двенадцать?

Они люди массы, низов, потерявшие нравственную устойчивость, опасные тем, что сбиты с толку, становящиеся легкой добычей в руках демагогов и авантюристов.

  • Вы попытались дома определить размер стиха и жанровую природу поэмы. Что получилось?

Трудно! Блок всеми доступными ему  средствами рисует асимметричное лицо своего времени. Смешение стихотворных размеров (хорей, дактиль, амфибрахий), смена интонации (от частушки до марша). К.Чуковский называл «Двенадцать» «частушкой, сыгранной на грандиозном органе». Ему вторил О.Мандельштам: «Поэма «Двенадцать» -  монументальная драматическая частушка». Блок создал поэму, в которой синтезировал высокую поэзию с городским фольклором (любовный романс, частушка, солдатская песня, революционный марш), а также с нелитературными жанрами (плакат, лозунг).

  • Но вернемся к нашим героям. В каком произведении мы совсем недавно встречались с подобными?

Пьеса «На дне».В ней М.Горький близко познакомил нас с такими людьми. Ни у Горького, ни у Блока нет никакой идеализации. И тем, и этим на «спину б надо бубновый туз»

  • Как они проявляют себя?

«Свобода без креста».

  • Что значат эти слова?

Это безграничное своеволие, отсутствие каких бы то ни было нравственных рамок.

  • А что значит безграничная свобода для темного, невежественного человека, воспитанного в условиях разрушающегося «страшного мира», который лепил его по своему образу и подобию?

«Свобода» для такого человека оказывается не только возможностью справедливой мести «страшному миру», но и «свободой» удовлетворения темных, слепых, эгоистических страстей. А самой главной страстью является страсть присвоения и захвата. Это цель. А средство ее достижения тоже внушено старым миром – насилие.

       Человек вступает в непростые отношения со стихией, рожденной революцией и величайшим всплеском народных душевных сил, вдруг освобожденных и выпущенных на волю. Человек и стихия. Устоит ли человек? Блоку это очень важно. И он пристально следит за ним.

5) Петруха.

  • О чем в первую очередь думает освобожденный революцией человек Петруха?

А в первую очередь мысль о Катьке, о кабаке. Да и удивительно ли? Ведь смысл человеческой жизни  в самоутверждении, и средством может стать труд, наука, искусство. Но блоковский герой, обездоленный эпохой, мог в какой-то мере реализовать себя лишь в сфере чувственной любви. Поэтому первая фраза Петрухи:

               А Ванька с Катькой в кабаке…

И это завязка действия. Эта фраза открывает любовный сюжет поэмы.

  • Что можно сказать о конфликте поэмы?

Конфликт двойственный: нравственный (любовный) и социальный. Причем они не разделены, а взаимосвязаны. Драма человека тесно переплетена с драмой эпохи.

  • Перед нами классический любовный треугольник. Как можно охарактеризовать каждого из этого треугольника?

             Ванька – «плечист», «речист», пользуется успехом у женщин, был с красногвардейцами, а теперь стал солдатом. Как и Петруха, хочет самоутвердиться.

              Катька – «толстоморденькая», с блещущими жемчугом зубками. Видимо, довольно ветреная особа. (Посмотрите, какой из портретов Катьки, созданных художником Ю.Анненковым, был выбран Блоком и почему).

         

                                               

     

       Петруха. И раньше решал все любовные проблемы путем насилия. Две отметины на  теле Катьки, раненый (или убитый?) офицер. Вот они, родимые пятна старого мира в душе Петрухи.

  • Какой выход находит Петруха из создавшегося положения?

А он подсказан всем опытом проклятого мира насилия.

       Чтение гл.6.

  • Какова первая реакция Петрухи на совершенное?

Мстительная радость. Но Петруха, если бы умел, мог бы повторить вслед за А.Фетом слова, обращенные к любимой женщине, которая уже ушла навсегда: «Ты отстрадала – я еще страдаю…» И подтверждение тому – иллюстрация  Ю.Анненкова, на которой мы видим опрокинутое лицо Катьки и совершенно безумный взгляд Петрухи. Его мучения еще впереди.

  • Как Блок в дальнейшем рисует состояние своего героя?

       Чтение гл.7.

Мы видим, что Петруха выпадает из числа двенадцати, обособляется и исповедуется перед товарищами, пытается облегчить душу.

  • Меняется ли Петруха?

Да! В огне страдания сгорает все пошлое, грубое в его влечении. Чувства Петрухи оказываются подлинной страстью, способной глубоко захватить человека, быть источником огромного переживания, потрясающего душу. И самое страшное преступление «страшного мира» в том, что он не научил его открывать вокруг себя и в себе иные ценности, кроме утоления чувственного голода.  А этот порядок жизни обрекает  человека на бесконечную борьбу против всех. Самоубийственную борьбу. Неслучайно на черном фоне страсти Петрухи загорается в поэме первое красное пятно – «пунцовая родинка». Красный цвет на черном фоне – высший накал темного, эгоистического  чувства, власти телесного начала. И в душе у Петрухи после убийства Катьки

 – мучительная пустота.

  • Как товарищи пытаются поддержать Петруху?

«Не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой…» - сурово говорят товарищи. Но Блок «нянчится», потому что верит, что революция несет духовное преображение человека.

  • А что же Петруха? Преображается ли он?

Нет! Его чувства вливаются в давно проложенное русло: раскаяние, осознание трагической вины ищет выхода, увы, по законам того же насилия.

И в качестве облегчения боли воспринимается месть буржую. Петруха пока находится во власти разрушительной стихии, нет в нем нового отношения к миру. Все вокруг – зона вражды и насилия. Вот почему мотив скуки смертной снова слышится и тогда, когда жажда мщения удовлетворена.

       С кровоточащей, опустошенной душой оказался Петруха на перепутье своей судьбы. И именно в этот момент  перед двенадцатью вновь возникает буржуй, вроде бы уже отброшенный ветром в 1-ой главе.

       6) Перекресток.

  • Почему буржуй возникает вновь именно теперь?

Появляется он неслучайно. Как мы видим, Петрухе с товарищами пока не очень удается избавиться от печати прошлого внутри себя.

  • Что можно считать символами в 9-ой главе?

Буржуй и паршивый пес - яркая эмблема уходящего.

Перекресток – рубеж  эпох, перекресток исторических судеб, символ России на перепутье.

Отсутствие городового – символа, воплощения мирской власти, которая в Библии называется «удерживающей» и должна, согласно пророчеству, исчезнуть в последние времена, после чего «начнутся многие беззакония» (а революцию многие тогда ассоциировали с Апокалипсисом).

       Посмотрите, как все совпало: перепутье, отсутствие «удерживающей» власти (полная свобода) и буржуй, «безмолвный, как вопрос»!

  • Что это за вопрос?

Так куда же теперь пойдете, двенадцать? Сумеете ли взять судьбу в свои руки? Или, побушевав, выпустив на ветер свою веками накопленную энергию, снова вернетесь, присмиревшие и бессильные, в лоно «старого мира»: к кабаку, к Катьке, к покорности и бесправию, к насилию и ненависти?

  • После этого вопроса с таким глубинным подтекстом вьюга в поэме начинает себя вести как-то странно. В чем эта странность?

В 10-ой главе она начинает кружить и сбивать с ног самих красногвардейцев, представителей нового мира!

  • Что бы это значило?

Тот самый безудержный вихрь мыслей, чувств, ненависти, надежд, вырвавшийся из глубин народной души, та самая стихия, которая несла

человека, освобождая от ответственности и трудов выбора, от забот

духовных, начала ощущаться как несвобода, то есть бывшая «свобода без креста» становится несвободой.

  • Как это переживается героями поэмы?

Они боятся, как бы не закружиться, не потеряться, не исчезнуть в метельной стихии.

  • В чем они пытаются найти защиту?

В этот миг наибольшей душевной подавленности и одиночества богохульник Петруха обращается к Богу! За помощью или по привычке?

       К 11-ой главе герои прошли громадный путь возмужания. Они испытали на себе эгоистическое своеволие, слепое «социальное насилие», анархическое безверие. Они пережили состояние отчаяния и убийственного одиночества и поняли, что надо искать другой путь.

       7) Финал.

  • Что же это за путь? В чем спасение?

В упоминании Спаса, может быть, выразилось внутреннее ощущение, что нужно связать свою внутреннюю жизнь с духовными ценностями всечеловеческой, мировой жизни?

  • Как меняются отношения двенадцати со стихией?

Поведение двенадцати впервые становится антистихийным, стихия выступает как враждебная им сила, которую нужно победить.

       Финал 11-ой главы можно охарактеризовать как могучий образ драматического  нескончаемого противоборства стихии и людей. Происходит рождение высокого человеческого начала. Труден путь к совершенству. Нужно выстоять на всех ветрах и духом своим одолеть их.

        И вот последняя, самая загадочная глава поэмы. В первых же строках вспыхивает второе красное пятно на белом метельном фоне. Это символ высшего духовного усилия, на которое оказались способны герои Блока. А, может, это знамение духовной революции?

  • Кто герои 12-ой главы?

Духовно повзрослевшие двенадцать.

Стихия ветра, против которой направлены винтовочки.

Паршивый пес старого мира.

Христос.

Вокруг этого имени столкнулось столько мнений.

  • Как вы считаете, что имел в виду Блок, поставив впереди отряда красногвардейцев Христа?

       Вот как расшифровывали образ Христа сам Блок и критики. (Индивидуальное сообщение:

     А.Горелов: «Блок церковь ненавидел…Церковный Христос был давно уже мертв для Блока, но жажда веры, нравственной несомненности никогда в нем не умирала… В поэме «Двенадцать» он обратился к Христу неканоническому, грешному, Христу-художнику, для которого приобщение к красногвардейскому дозору  также является актом покаянным. Образ Христа, привлекший внимание поэта как раз в те дни, когда он был обуреваем пафосом пролетарской революции, неотделим и от присущего Блоку ощущения жертвенности как оплаты родового долга народу, истории».(Горелов А.Е. Гроза над соловьиным садом. «Советский писатель».1973. Стр.473)

     В.Акимов: «В Евангелии, великом памятнике духа, создан образ Человека, чуждого малейших эгоистических наклонностей, бескорыстного, ищущего равенства и справедливости, несущего в своей душе любовь к людям.. Ради всего этого герой легенды идет на смертные муки. В образе Христа воплотились надежды на лучшую участь, выношенные людьми, может, и темными, забитыми, жестоко угнетаемыми, но не потерявшими веру в добро и свет…». Сам Блок, много размышлявший над тем, как объяснить появление в финале этого образа, писал о том, что не во всем он его удовлетворяет («иногда я сам глубоко ненавижу этот женственный признак», «надо, чтобы шел Другой»), и о том, что «сближение Христа и красногвардейцев – «истина», неоспоримая для людей, вникавших в первоначальное, не захватанное попами, содержание евангельской легенды» (Акимов В.М. На ветрах времени. «Детская литература». Ленинград.1991. Стр.30)

  • Какая точка зрения вам ближе?

       А теперь посмотрим на проблему с точки зрения другого вида искусства.

(Работа с иллюстрациями Ю.Анненкова и С.Альтмана).

  • Как вы думаете, кто из художников ближе всех  подошел к блоковскому пониманию Христа и почему?

       3. Подведение итогов.

       29 января Блок запишет: «Сегодня я – гений». После этого написал еще «Скифов» и замолчал. Оглох нравственно, творчески? Понял, что человека не переделать? А может быть,  не видел путей, по которым пошла революция? После смерти А.Блока удивительно точно написала о его последних годах М.Цветаева в стихотворении «Переломленное крыло» (чтение стихотворения).

                                                     

       

 

 

 

 

     

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы по теме: «Образ Мазепы в поэме А. С. Пушкина «Полтава»

Методическая разработка урока литературы по теме:  «Образ Мазепы в поэме А. С. Пушкина «Полтава»...

Методическая разработка урока литературы в 11 классе «Комплексно-семиотический анализ стихотворений А.А. Блока о Прекрасной Даме»

Методическая разработка урока литературы в 11 классе «Комплексно-семиотический анализ    стихотворений А.А. Блока о Прекрасной Даме»Учитель русского языка и литературы – Мордвинова Наде...

Методическая разработка урока литературы в 11-м классе на тему: "Поэт, путешественник, воин: жизненный путь Н.С. Гумилёва"

Урок литературы в 11-м классе на тему: "Поэт, путешественник, воин: жизненный путь Н.С.Гумелёва" разработан в форме пресс-конференции. Цель урока: познакомить учащихся с биографией и стихами Н.С.Гумил...

Методическая разработка урока литературы в 9-11 классах "Мотив пути в русской литературе (концепт "Путь")"

Методическая разработка урока литературы в 9-11 классах "Мотив пути в русской литературе (концепт "Путь")"...

Методическая разработка урока литературы в 11 классе Тема урока: «Анализ стихотворения А.А.Блока «На железной дороге» в контексте русской литературы конца 19го-начала20го века, подготовка

Целью урока является углубление и расширение знаний учащихся о творчестве А.А. Блока, продолжение формирования навыка работы с текстом, умения анализировать и извлекать необходмую информацию....

Методическая разработка урока литературы по теме "Проблема счастья в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»" 10 класс

Одна из главных, поднятых Н.А.Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо», - это проблема определения счастья. Семь мужиков-странников отправились в путь за счастьем. Человек способ...