Методическая разработка урока литературы по теме: «Образ Мазепы в поэме А. С. Пушкина «Полтава»
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Методическая разработка урока литературы по теме:  «Образ Мазепы в поэме А. С. Пушкина «Полтава»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАТОНОВА ЛЮБОВЬ АЛЕКСАНДРОВНА

ГБС(К)ОУ школа-интернат №117 г. о. Самары

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

ПО ТЕМЕ:  «ОБРАЗ МАЗЕПЫ В ПОЭМЕ А. С. ПУШКИНА

«ПОЛТАВА»

Цели урока:

а) углубленное изучение творчества А. С. Пушкина на примере анализа героико-романтической поэмы «Полтава».

б)  развитие навыков анализа литературного произведения, работы с литературным источником.

в) отработка произношения отдельных фраз, словосочетаний и слов по теме: «Гетман», «Мазепа», «Кочубей», «петровская эпоха», «Россия молодая мужала с гением Петра»; включение их в речь. Во время речевой зарядки – различие произношения парных звуков «с» и «з».

г) воспитание (от противного), отталкиваясь от негативных качеств характера Мазепы, лучших качеств гражданина: патриотизма, смелости, честности, беззаветной преданности долгу.

Оборудование:

иллюстрации к поэме «Полтава», художественные тексты, карточки для мониторинга на уроке.

Ход урока.

I. Организационный момент (проверка наличия и работы слуховых аппаратов, наличия учебников и тетрадей).

Работа на слух, работа на «голое» ухо:

Ты пришел на урок с текстом поэмы?

Ты принесла с собой тетрадь и дневник?

У тебя хорошо работает аппарат?

И т.д.

II. Работа со словарем.

        Оформление доски для работы со словарем: на доске записывается два словаря – один для речевой работы, второй – непосредственно для работы по теме урока.

        Словарь 1: речевая зарядка на материале поэмы. Сла́вен, не зла́том, стройна́, необозри́ма, звездо́й блест́ят ее глаза́, уста́ как ро́за, краса́, зави́дные, ста́рый, Росси́я, Мазе́па, бессты́дный.

        Словарь 2: введение в речь новых слов по теме. Гетман, Мазепа, Кочубей, петровская эпоха, ланиты, Карл XII, Россия молодая мужала с гением Петра.

        III. Объяснение нового материала.

        1) Вступительная часть.

Учителем дается краткая характеристика исторической эпохи, в которую происходят события, изображенные в поэме (межпредметные связи с историей). Необходимо акцентировать внимание на то, что в поэме отображается одно из главных дел Петра – борьба со шведами, спасение России от иноземного ига и утверждение ее как самостоятельного государства. (На этом фоне обратить внимание на историю отношений России и Украины: Киевская Русь – единое государство славян; феодальная раздробленность, изоляция от России, польское, турецкое засилье; Б. Хмельницкий – 1657 год. Карл XII – сепаратистские настроения, XX век – гражданская война; СССР; современное состояние отношений, обратить внимание на неоднозначную трактовку Мазепы как исторической личности в Украине – все очень коротко).

Обратить внимание ребят на то, что Петр I  – живое воплощение общенационального дела (более полно об этом будет говориться на последующих уроках).

Во вступительной части урока следует акцентировать внимание на жанровой принадлежности поэмы как героико-романтической, причем героическая ее часть раскрывается на историческом материале. В этой связи следует разделить героев реальных и вымышленных: Петр I, Мазепа, Кочубей, Карл XII – реальные исторические лица (прототип Кочубея – генеральный судья Малороссии петровских времен Василий Леонтьевич Кочубей). Мария – дочь Кочубея, полувымышленный персонаж (прототип – дочь Кочубея Матрена).

Орлик, Искра, казак, влюбленный в Марию и т.д. – вымышленные персонажи. (В этой связи на уроке происходит повторение ранее изученного литературоведческого термина: прототип).

2) Основная часть.

Учитель приступает к раскрытию характера Мазепы, опираясь на художественный текст (объяснение происходит по смешанному типу урока: элементы лекции + элементы беседы).

а) Характеристика официального положения Мазепы (гетман Малороссии, подчиненный вместе со своим войском Петру I).

б) Обратить внимание на то, что несмотря на всю многофигурность композиции «Полтавы», что соответствует ее двойственной природе (и романтическая новелла и героический эпос), все сюжетные линии сходятся в одну точку – к образу «мрачного» Мазепы.

в) Разбор черт характера Мазепы (обратить внимание на то, что во время объяснения поведение Мазепы раскрывается на фоне наложения друг на друга двух интриг – любовной и политической).

Во время рассказа о характере Мазепы учителем зачитываются цитаты, выдержки из текста (в это время проводится работа на слух). В ходе объяснения нового материала, как уже было выше упомянуто используется элемент беседы, и в это время проводится коррекционная работа:

1. Кем был Мазепа? (включаемое в речь слово «гетман)

2. А кто был его главным антагонистом, противником в первой и второй песне поэмы? (включаемое в речь слово «Кочубей»)

3. Какая историческая фаза развития была в то время у России, говоря словами А. С. Пушкина? (включаемая в речь фраза «Россия молодая мужала с гением Петра») и т.д.

Во время объяснения нового материала проводится работа на слух с различными дикторами: ребята по просьбе учителя зачитывают для всего класса те части текста поэмы, которые подтверждают положения, высказанные учителем.

В ходе раскрытия характера Мазепы обратить внимание на бесславный конец гетмана как итог его неправедной жизни.

3) Выводы и обобщения.

Обобщая изложенный материал, учитель записывает на доске и просит ребят записать в тетради основные черты характера Мазепы: вероломство, коварство, скрытность, хитрость, склонность к предательству, предельный эгоизм, мстительность, властолюбие, энергичность, твердость, осторожность, равнодушие к родине, склонность к клятвопреступлению, жестокость, злопамятность. Подводя итог, учитель обращает внимание на то, как А. Пушкин объемно и доказательно рисует портрет коварного Мазепы; на то, как Мазепа медленно и скрытно готовит измену, ведет тайные переговоры («Торгует царской головою,  / Торгует клятвами вассалов») со Швецией, с Бахчисараем, Варшавой, Очаковым. И в итоге терпит поражение на Полтавском поле. Он действует, руководствуясь своим сильным характером – энергичным, мстительным, властолюбивым. Но поражение Мазепы неизбежно, ибо и цели его и методы их достижения порочны, как порочен и девиз Мазепы – «Цель оправдывает средства». В заключении учитель отмечает, что становясь врагом русского царя, украинский гетман, как ни парадоксально, теряет свою самостоятельность, попадает в зависимость от слабого и безвольного Карла XII. Сила оказывается в услужении у бессилия, ибо сила эта неправедна и путь ее к власти недостоин, а итог всего этого – закономерное поражение. (Цитаты из поэмы – о бегстве Мазепы и о встрече его с безумной Марией. Работа на слух при чтении цитат.)

IV. Заключительная часть урока.

1) Закрепление изучаемого материала.

Мониторинг услышанной на уроке новой темы. Карточки задания для мониторинга прилагаются. (Смысл задания: прочти вопрос, дай письменный ответ на листочке, можно дать сокращенно – начало и конец строфы.)

2) Домашнее задание

Работа на слух:

А. Задание дает учитель.

В. Задание повторяет ученик, а одноклассники повторяют то, что они услышали от него (т.н. работа с разными дикторами).

С. Задание дублируется записью на доске: подготовить устный рассказ о Мазепе, опираясь на записи в тетради. Доказательно обосновать черты характера героя, подтверждая их подобранными цитатами из текста.

3) Оценка работы учащихся на уроке.

Учитель дает оценку степени включенности ребят в работу на уроке, при необходимости ставит оценку в журнал. А также подводится итог работы на слух и коррекционной работы, делаются необходимые замечания.

Задания для мониторинга.

1. Найди в тексте и выпиши подтверждение тому, что Мазепа лицемерен и злопамятен.

2. Найди в тексте и выпиши подтверждение тому, что Мазепа скрытен и коварен, может и умеет утаивать свои планы и обманывать других.

3. Найди в тексте и выпиши слова, в которых Мазепа говорит о своих целях и союзниках, готовых его поддержать.

4. Найди в тексте и выпиши слова, в которых говорится об измене Мазепы.

5. Найди в тексте и выпиши слова, где Мазепа понимает, что он не достиг цели, и все его злодейства напрасны.

6. Найди в тексте и выпиши слова, где подтверждается, что Мазепа клятвопреступник, что клятвы его ложны. Подтверди другой цитатой ложность его клятв.

7. Найди в тексте и выпиши слова, подтверждающие эгоизм и жестокость Мазепы.

Список источников и литературы

1. Кулешов, В.И. А.С. Пушкин. / В.И. Кулешов. История русской литературы. – М., 1989. – 640с.

2. Архангельский, А.Н. Полтава. / А. Н. Архангельский. Герои Пушкина. – М., 1999. – 285с.

3. Энгельгардт, Б.М. Историзм Пушкина. / Б. М. Энгельгардт. Избранные труды. – СПб., 1995. – 420с.

4. Азарова, К. М. Образ Петра в творчестве А.С. Пушкина. / К.М. Азарова. Текст. Пособие по русской литературе XIX в. ч II. – М., 1995. – 302с.

5. Благой, Д.Д. Творческий путь Пушкина (1826-1830). – М., – 1963. – 460с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы с кейс-технологией по теме: «Творчество А. С. Пушкина»

Данный урок рассчитан на 45 минут; выполнен с использованием технологии кейс-метода. На уроке совершенствуются навыки исследовательской деятельности учащихся с использованием ИКТ. Это помогает учащимс...

Конспект урока литературы на тему: "Картины природы в поэме А.С. Пушкина «Полтава»"

Урок литературы в 7 классе. Урок закрепления пройденного материала, нацеленный на развитие у обучающихся умений и навыков анализа, сравнения и обобщения....

Урок литературы по теме "Образ Василия Теркина в поэме А. Твардовского"

Урок литературы в 8 классе по теме "Образ Василия Теркина - защитника родной страны в поэме А. Тврдовского "Василий Теркин" проводится в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. ...

Методическая разработка по литературе на тему "Образ моря в русской лирике 19 века".

Образ моря в русской лирике 19 векаурок прохождения нового материала8 класс...

Методическая разработка урока литературы по теме "Проблема счастья в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»" 10 класс

Одна из главных, поднятых Н.А.Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо», - это проблема определения счастья. Семь мужиков-странников отправились в путь за счастьем. Человек способ...