Методическая разработка урока литературы по теме "Нравственные ценности в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Морозова Марина Александровна

Файл содержит методическую разработку урока литературы в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_literatury.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока литературы.

Класс: 6

Учитель: Носова Марина Александровна

Тема. Нравственные ценности в повести Александра Сергеевича Пушкина «Станционный смотритель».

ТДЦ: продолжить знакомство с «Повестями Белкина»; развивать навык литературного анализа прозаического произведения на основе повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»;воспитывать и развивать нравственные качества личности..

Оборудование: презентация, фильм «Станционный смотритель», анкета с вопросами.

Ход урока.

І. Организация начала урока.

(1-2)

Приветствие.

Сообщение темы и цели урока.

І І. Повторение.

(5-6)

Беседа.

Задание.

Проверка.

І І І. Изучение нового материала.

(15-17)

Беседа.

Выборочное чтение.

Проблемный вопрос.

Просмотр видеоматериала.

Пересказ.

Проблемный вопрос.

Обобщение.

Беседа.

Просмотр отрывка кинофильма.

Беседа.

Слово учителя.

ІV. Итог урока.

Творческое задание.

V. Домашнее задание.

VІ. Оценивание работы учащихся.

-Здравствуйте, ребята.

-Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с «Повестями Белкина» и обратимся к ещё одному произведению этого цикла – повести «Станционный смотритель».

-В определении темы нашего урока, какое слово вам не понятно?

(нравственность)

-Как вы можете объяснить значение этого слова?

(ответы учащихся)

-Зачитайте определение слова «нравственность» на слайде.

(  2 слайд)

- А что такое «ценности»?

(ответы учащихся: « ценности – это дорогие, важные в жизни вещи; что-то очень значительное…»)

-Мы изучили недавно повесть А.С.Пушкина «Дубровский». Какие душевные качества были у главного героя?

(доброта, справедливость, целеустремленность, храбрость и т.д)

-У каждого человека есть душевные качества, как хорошие, так и плохие, и есть свои ценности. Вот некоторые из них (  3 слайд)

-Я предлагаю расположить их в определенной последовательности по степени важности для вас.

-Итак, давайте проверим, что вы поставили на первое место.

(ответы учащихся)

-Именно об этих нравственных качествах и ценностях мы и будем говорить, изучая повесть «Станционный смотритель».

-Назовите главных героев повести.

(Самсон Вырин, Дуня, Минский)

-Чем занимается Самсон Вырин?

 (работает станционным смотрителем)

-Что такое «станционный смотритель»? Зачитайте, что говорит об этой должности герой.

(«…Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда (ссылаюсь на совесть моих читателей). Какова должность сего диктатора, как называет его шутливо князь Вяземский? Не настоящая ли каторга? Покою ни днем, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут — а виноват смотритель. Входя в бедное его жилище, проезжающий смотрит на него, как на врага; хорошо, если удастся ему скоро избавиться от непрошеного гостя; но если не случится лошадей?.. боже! какие ругательства, какие угрозы посыплются на его голову!...»)

- Как вы думаете, приносила ли С.Вырину удовлетворение  его работа?

(ответы учащихся)

- А почему он не ушел с этой работы?

(так как некуда больше пойти)

-Истинное успокоение станционный смотритель обретал дома, рядом с дочерью. Давайте посмотримвидеоматериал, демонстирующий нам то, как живут Самсон Вырин и Дуня.

-Расскажите, почему Дуня решается уехать с Минским?

-Как реагирует отец на «побег» дочери»?

(«…Старик не снес своего несчастья; он тут же слег в ту самую постель, где накануне лежал молодой обманщик. Теперь смотритель, соображая все обстоятельства, догадывался, что болезнь была притворная. Бедняк занемог сильной горячкою; его свезли в С*** и на его место определили на время другого.»

…Не прошло и получаса, как сердце его начало ныть, ныть, и беспокойство овладело им до такой степени, что он не утерпел, и пошел сам к обедни…»

-Когда ваши родители могут быть в таком же душевном состоянии?

(когда нас долга нет дома – переживают за нас, так как любят и т.д)

-Какой вывод можно сделать?

(не огорчать родителей; предупреждать об опозданиях…)

-Как отец находит свою дочь, и какие чувства при этом испытывает?

-Что делает Минский, чтобы отделаться от него?

(предлагает деньги)

-Почему слезы негодования появляются на лице Самсона в этот момент?

(чувствует себя униженным)

-Смог ли станционный смотритель вернуть свою дочь? Почему?

(Нет. Он не смог бы ничего предпринять против Минского…)

-Давайте посмотрим финальную сцену этой истории, где Дуня приезжает на могилу отца.

-Счастлива ли Дуня? Раскаялась ли она в своем поступке?

(Она не обрела счастья. Поняла свою вину…)

-Всем вам известна «Притча о Блудном сыне». Чем схожи позиции родителей в «Станционном смотрителе» и в «Притче о Блудном сыне»?

(одинаковая позиция – прощают своих детей)

-А кто из детей оказался счастливее? Почему?

(Блудный сын, так как вернулся и попросил прощения)

-Ребята, очень важно говорить родителям о том, как мы их любим, уважаем, ценим.

-Давайте теперь обратимся к нам. Предлагаю вам заполнить небольшую анкету.

-Опишите, какие для вас родители, какие вы, какие взаимоотношения между вами и родителями.

Родители.

Дети.

Взаимоотношения.

Какие они?

Какие мы?

Прочитать повесть «Выстрел».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Нравственные проблемы в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель."Урок внеклассного чтения.

данный материал поможет составить технологическую карту урока.Урок проведен с использованием элементов ФГОС,что будет интересно педагогам,работающим по новым стандартам....

Методическая разработка урока литературы в 9 классе "Любовная лирика А.С.Пушкина"

Данный урок показывает объединение метода проектов  и использование УУД по новым ФГОСам.    Данная литературная разработка помогает решить проблему формирования УУД при анализе поэ...

Урок литературы в 8 классе по произведению А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Тема: « Моральный суд над Дуней Выриной».

Урок проводится в форме суда, что вызывает большой интерес у ребят, ведь современное телевидение позволяет наблюдать процесс ведения суда достаточно часто, и дети сами легко распределяют роли накануне...

Нетрадиционный урок по теме «Нравственные проблемы по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».

Обобщающий урок литературы в 6 классе на тему "Нетрадиционный урок по теме «Нравственные проблемы по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Урок включает в себя викторину-игру и часть урока в ...

Опыт использования технологии "Перевёрнутый класс" (flipped-classroom) в проведении урока литературы . Урок внеклассного чтения по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель", 8 класс.

Автор делится практическим опытом использования технологии "Перевёрнутого класса" или "Перевёрнутого обучения" (flipped-classroom) при изучении повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" в 8 классе....

Тест по литературе для 7 класса по повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель"

Тест по повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" в 2-х вариантах с ответами...

Конспект урока литературы в 7 классе по произведению А.С. Пушкина "Станционный смотритель".

Урок литературы в 7 классе по произведению А.С. Пушкина «Станционный смотритель» является 5-м уроком в системе уроков по творчеству А.С. Пушкина и рассчитан на 1 час. На данном уроке ИКТ б...