Главные вкладки

    технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Нравственные проблемы в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель."Урок внеклассного чтения.
    план-конспект занятия по литературе (7 класс) на тему

    Садыкова Алсу Шарафутдиновна

    данный материал поможет составить технологическую карту урока.Урок проведен с использованием элементов ФГОС,что будет интересно педагогам,работающим по новым стандартам.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок по курсу литературы в 7-м классе. А.С. Пушкин "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького" человека в повести "Станционный смотритель"

    Статья отнесена к разделу:Преподавание литературы 

    Цель:

    1. определить место повести в творчестве А.С.Пушкина;
    2. проанализировать образы героев;
    3. воспитание гуманного отношения к людям;
    4. развитие умения рассуждать на поставленную тему.

    Формы и методы работы: беседа, работа с текстом,работа с таблицей, выборочное чтение,самостоятельный подбор дополнительного материала.

    Оборудование: выставка книг А.С.Пушкина,написанных в период Болдинской осени,мультимедийная презентация, выполненная автором урока, плакаты с цитатами из произведения

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

    2. Слово учителя.

    Осень 1830 года А.С.Пушкин провел в имении Болдино. В те времена при вступлении детей в брак родители выделяли им какую-то часть своих поместий. Сергей Львович Пушкин выделил сыну часть имения Болдино, куда поэт приехал ненадолго для решения хозяйственных вопросов.Ему было немного досадно, что самое любимое им для работы время года он потратит на хлопоты о приданом.

    Однако постепенно настроение Пушкина меняется:пришло “прелестное”, по его выражению, письмо от невесты и всё больше вступает в свои права осень,которую поэт обожал. Только человек, влюблённый в это время года, мог написать: “Осень чудная: и дождь, и снег, и по колено грязь”.

    Оформление бумаг быстро продвигалось, но покинуть Болдино Пушкину не удалось: в Россию пришла холера. Пушкина от невесты отделяло 14карантинов (карантин – это санитарный пункт для осмотра тех, кто прибывает из мест, где распространена эпидемия). Он пытался прорваться через них, но неудачно. И тогда он начал писать.

    “Нигде так хорошо не пишется, как осенью в деревне

    ”, - говорил он. (слайд 1)

    И мысли в голове волнуются в отваге,
    И рифмы легкие навстречу им бегут,
    И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
    Минута - и стихи свободные текут

    .

    < Приложение 1>

    3. Проверка домашнего задания (1 группа):

    1. рассказать о творчестве А.С.Пушкина в Болдинскую осень.

    Материал для учителя.

    Пушкин писал Н.Н.Гончаровой: “Я провожу время в том, что мараю бумагу и злюсь”. “Марать бумагу”,т.е. сочинять, творить, он начал уже на четвёртый день по приезде:

    7 сентября написаны “Бесы”, 8-го – “Элегия”,9-го – “Гробовщик”, 10-13-го – “Сказка о попе и работнике его Балде”. Философская лирика, проза,сказка, и всё это – итоги только первых десяти дней! Пушкин работа стремительно и вдохновенно.

    В Болдине создаются новые вещи и реализуются замыслы прежних лет. Позднее, уже возвратившись в Москву, Пушкин подведёт итоги всему созданному им за три месяца этой удивительной осени: “Я в Болдине писал, как давно уже не писал. Вот что я привёз сюда: 2 последние главы “Онегина”, 8-ю и9-ю,совсем готовые в печать. Повесть, писанную октавами (стихов 400)… Несколько драматических сцен или маленьких трагедий [“Скупой рыцарь”,“Моцарт и Сальери”, “Каменный гость, “Пир во время чумы”]… Сверх того написал около 30 мелких стихотворений. Хорошо? Ещё не всё… Написал прозою 5 повестей [“Выстрел”, “Метель”,“Гробовщик”, “Барышня-крестьянка”,

    “Станционный смотритель” ]…” (письмо Плетнёву, 9 декабря 1830 года).

    4. Сообщение темы урока.

    Предметом нашего разговора сегодня и будут“Повести покойного Ивана Петровича

    Белкина”. Более подробно остановимся на повести “Станционный смотритель” и образе

    “маленького” человека в ней.

    5. Анализ сборника “Повести Белкина”.

    Пушкин неслучайно в Болдинскую осень обращается к жанру повести. Он начинает прокладывать свою дорогу в прозе, о которой много думает и формулирует, какой она должна быть. На вопрос своего знакомого: “Кто такой Белкин?” -Пушкин ответил: “Кто бы он там ни был, а писать повести надо вот этак : просто, коротко и ясно”.

    Проверка домашнего задания (2группа):

    1. Что говорили читатели и критики о “Повестях Белкина”?
    2. Почему такие разные мнения?.

    Материал для учителя.

    1. “Ни в одной из Повестей Белкина нет идеи. Читаешь – мило, гладко, плавно: прочитаешь – всё забыто, в памяти нет ничего, кроме приключений. Повести Белкина читаются легко, ибо они не заставляют думать” (“Северная пчела”, 1834, №192, 27 августа).
    2. “Правда, эти повести занимательны, их нельзя читать без удовольствия: это происходит от прелестного слога, от искусства рассказывать, но они не художественные создания , а просто сказки и побасенки” (В.Г.Белинский).
    3. “Давно ли вы перечитывали прозу Пушкина? Сделайте мне дружбу – прочтите сначала все “Повести Белкина”. Их надо изучать и изучать каждому писателю. Я на днях это сделал и не могу вам передать того благодетельного влияния, которое имело на меня это чтение” (из письма Л.Н.Толстого П.Д.Голохвастову).

    Так думал не только Толстой. Те, кто любили литературу и Пушкина, начинали понимать, что … “того не может быть!” Не может быть, чтобы гениальный Пушкин взял и написал просто пять каких-то маленьких “повестушек”. Есть здесь какая-то тайна, и её нужно раскрыть.

    Пушкин размышляет о читателе, отношения с которым становились непростыми. Пушкин так перерос читателя, что между ними начинает исчезать взаимопонимание: поэта клонило к суровой прозе, а читатели ждали от него возвышенной романтической поэзии. Пушкин хотел,чтобы читатели в повестях увидели правду и противоречия российской жизни.

    Проза Пушкина так отличалась от существующей в то время литературы, что он не рассчитывал на успех. Так и появился Иван Петрович Белкин -обобщенный образ писателя, которого Пушкин наделил своими мыслями.

    Беседа по вопросам.

    “?” - Что вы знаете о И.П.Белкине и откуда вы это узнали?

    ( анализ главы “От издателя”)

    “?” - Что общего между Пушкиным и Белкиным?

    (Если возникнет трудность, предложить таблицу;объяснить и заполнить тезисную левую часть;правая часть – самостоятельная работа в тетради с последующей проверкой).

    Сходство Пушкина и Белкина.

    1) Почти ровесники.

    1. К моменту создания “Повестей Белкина” Пушкину было чуть больше 30 лет.
    2. Белкин умер в 30 лет.

    2) Умение вести хозяйство.

    Можно предположить, что Пушкин вёл бы хозяйство не лучше своего героя.

    3) Одиноки.

    1. Так называемый друг Белкина не читал его произведений, а ключница использовала его рукописи “На разные домашние потребы”.
    2. Пушкин тоже в это время страдал из-за непонимания читателей и мечтал о читателе-друге.

    Итак, Пушкин опубликовал свое творение под чужим именем. И не просто опубликовал: для подстраховки он придумал Белкина. Появился издатель А.П., провинциальный писатель Белкин и,наконец, его рассказчики. Пушкин показал, как внимательно сумел Белкин выслушать рассказанные ему истории и изложить их так, что перед нами предстала почти вся Россия.

    “?” - Какие слои русского общества показаны в“Повестях Белкина”?

    (Проверка домашнего задания - 4 группа).

    Широкий показ России тоже был не случаен. В то тревожное время Пушкин размышляет и пишет о России и поручает рассказать о ней писателю из глубинки – И.П.Белкину.

    6. Анализ повести “Станционный смотритель”.

    На далекой станции, на почтовом тракте в российской глубинке жил станционный смотритель Самсон Вырин.

    Вся повесть проникнута сочувствием к этому человеку. Неслучайно начинается она с общего рассуждения о смотрителях вообще.

    “?” - Кто такие смотрители? Что это за люди?Каково их положение?

    Говоря о Вырине, мы невольно ассоциируем его с миллионами таких же бесправных людей, для названия которых в литературе существует понятие “маленький человек”, то есть человек,место которого в обществе определено его происхождением и материальным достатком.

    Давайте попробуем восстановить историю жизни Самсона Вырина.

    “?” - Сколько ему лет? (около 50).

    “?” - Когда он родился, в какой семье?

    (если события происходят в мае

    1816 года, то родился в 1766 году,

    скорее всего, в крестьянской семье).

    Конец XVIII века, когда С. Вырину было 20-25 лет, - это время суворовских войн и походов.

    “?” - Что вы знаете об отношении Суворова к своим подчиненным?

    (проверка домашнего задания: 3 группа).

    (Развивал у подчиненных инициативу, поощрял солдат и

    унтер-офицеров, продвигая их по службе,воспитывая в

    них товарищество, требовал грамотности и

    сообразительности.

    Человек из крестьян под командой Суворова мог

    дослужиться до унтер-офицера, получить это звание за

    верную службу и личную храбрость. Самсон Вырин мог

    быть именно таким человеком и служил, скорее всего,

    в Измайловском полку.)

    - Найти доказательство этому в тексте.

    (Прибыв в Петербург, на поиски дочери,

    он останавливается в Измайловском полку,

    в доме отставного унтер-офицера,

    своего старого сослуживца).

    У Самсона Вырина все не совсем так, как у других станционных смотрителей. Можно предположить, что около 1880 года он вышел в отставку и получил должность станционного смотрителя и чин коллежского регистратора. Эта должность давала небольшое, но постоянное жалование. Он женился,вскоре родилась дочь. Но жена умерла, и дочь была отцу радостью и утешением.

    “?” - На что обращает автор внимание в доме Выриных?

    (цветы, кровать с цветной занавеской, картинки).

    “?” - Как в этих картинках отражается судьба Дуни и её отца?

    “?” - Почему Самсон Вырин после добровольного побега Дуни ждал несчастья и был уверен в том, что жизнь Дуни сложится трагически?

    “?” - Как изменился Вырин через 4 года? Что состарило его? За что он корил себя до самой смерти? (стр. 40).

    (Состарило одиночество.

    Сам отдал дочь в руки Минского: стр. 42.)

    Пока дочь была рядом, в душе станционного смотрителя не было страха перед жизнью. Именно страх заставляет человека сжиматься,чувствовать себя “маленьким”.

    “?” - Зачитайте монолог Вырина. (стр. 45)

    Вывод: - Что означает понятие “маленький”человек?

    Что может сделать человека “маленьким”?

    ( Это не только низкий чин, отсутствие высокого

    социального статуса, но и потерянность в жизни,

    страх перед нею, утрата интереса и цели).

    - Станционный смотритель, “маленький” человек,нарисованный Пушкиным с огромной достоверностью и глубоким сочувствием, открыл длинный ряд“униженных и оскорблённых” героев в русской литературе. Пушкин первый обратил внимание читателей на то, что, несмотря на свое невысокое происхождение, человек все равно остается человеком и ему присущи все те же чувства и страсти, что и людям высшего общества.

    Повесть “Станционный смотритель” учит уважать и любить человека, учит умению сочувствовать, заставляет думать о том, что мир, в котором живут станционные смотрители, устроен не лучшим образом.

    Домашнее задание:

    1) Ответить на вопросы:

    - Чем отличается Дуня от крестьянских девушек?

    - Почему в повести её портрет дан не целиком, а пунктирно?

    2) Перечитать эпизод “Вырин у Минского”.



    Предварительный просмотр:



    Предварительный просмотр:

    Притча о блудном сыне>У некоторого человка было два сына; и сказал младший из них отцу: ''отче! дай мне следующую мне часть имения''. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: ''сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих''.

    Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: ''отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим''. А отец сказал рабам своим: ''принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся''. И начали веселиться.

    Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: ''что это такое''? Он сказал ему: ''брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым''. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: ''вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка''. Он же сказал ему: ''сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся''.

    {{конец цитаты|источник={{Библия|Лк|15:11|-32}}}}

    |}



    Предварительный просмотр:

    ТАБЕЛЬ О РАНГАХ 1722 г.

    Законодательный акт, определявший порядок прохождения службы чиновниками. Табель о рангах устанавливала 14 рангов (классов, классных чинов, 1-й — высший) по трем видам: военные (армейские и морские), штатские и придворные. Табель о рангах несколько раз реформировалась и упразднена после 1917 года.

    Класс

    Гражданские чины

    Военные чины

    Морские чины

    Придворные чины

    I


    Канцлер


    Генерал-фельдмаршал


    Генерал-адмирал

    -

    II

    Действительный Тайный Советник

    Генерал от кавалерии;
    Генерал от инфантерии;
    Генерал от артиллерии;
    (в XVIIIв. - Генерал-аншеф)

    Адмирал

    Обер-камергер;
    Обер-гофмаршал;
    Обер-шталмейстер;
    Обер-егермейстер;
    Обер-гофмейстер;
    Обер-шенк;
    Обер-церемониймейстер;
    Обер-форшнейдер (1856г.);

    III

    Тайный Советник

    Генерал-лейтенант

    Вице-адмирал

    Гофмаршал;
    Шталмейстер;
    Егермейстер;
    Гофмейстер;

    IV

    Действительный Статский Советник

    Генерал-майор

    Контр-адмирал

    Камергер

    V

    Статский Советник

    Бригадир

    Капитан-командор
    (XVIIIв.)

    Церемониймейстер
    (с 1884г.)

    VI

    Коллежский Советник;
    Военный Советник

    Полковник

    Капитан 1-го ранга

    Камер-фурьер
    (до 1884г.)

    VII

    Надворный Советник

    Подполковник

    Капитан 2-го ранга

    Камер-фурьер
    (до 1884г.)

    VIII

    Коллежский асессор

    Майор
    (до 1884г.)

    Капитан-лейтенант
    (до 1884г.)

    -

    IX

    Титулярный советник

    Капитан;
    Ротмистр (кавалерия)

    Лейтенант

    Камер-юнкер

    X

    Коллежский секретарь

    Штабс-капитан;
    Штабс-ротмистр

    Мичман
    (с 1884г.)

    -

    XI

    Корабельный секретарь

    -

    -

    -

    XII

    Губернский секретарь

    Поручик

    Мичман
    (до 1884г.)

    -

    XIII

    Провинциальный секретарь;
    Сенатский регистратор;
    Синодский регистратор;
    Кабинетский регистратор

    Подпоручик;
    Корнет (кавалерия)

    Мичман
    (до 1884г.)

    -

    XIV

    Коллежский регистратор

    Прапорщик
    (с 1884г. только в военное время)



    Предварительный просмотр:

    ИСТОРИЯ, КОТОРАЯ ЗАДЕНЕТ ТВОЁ СЕРДЦЕ...Прочтите...

    В не раз уже заштопанном халате,из яркого цветного волокна,в больничной переполненной палате,стоит старушка, плачет у окна.Её уже никто не утешает,все знают о причине этих слёз.

    Соседок по палате навещают, а ей, лишь раз, сынок халат привёз.Про тапочки забыл, сказал смущённо:

    — Я завтра привезу… Потерпишь, мать?

    — Конечно, потерплю. Я ж на перинке и в шерстяных носках могу лежать.Куда мне тут ходить? Простора мало.Покушать санитарки принесут.Меня болезнь настолько измотала, что мне б лишь полежать, да отдохнуть...

    Вздохнул сынок, отвел глаза в сторонку:

    — Тут… Понимаешь…Дело есть к тебе…Всё это очень путано и тонко…Но ты не думай плохо обо мне!Квартира у тебя стоит пустая, и мы с женой подумали о том, что ты то там, то тут… Одна… Больная…Поправишься — к себе тебя возьмём!И внуки будут рады, ты же знаешь!Они души в тебе не чают, мать! Всё!Решено! Ты к нам переезжаешь!Твою квартиру будем продавать!

    Достал бумаги, молвил без сомненья:

    -Я все продумал, мне доверься, мам…Как только мы увидим улучшения, отсюда сразу жить поедешь к нам.

    Что скажешь тут? Он сын ей, кровь родная…А внуки- ради них и стоит жить!И подписала, не подозревая, как все на самом деле обстоит.Проходят дни, проходят и недели…Сынка все нет. И вряд ли он придёт.Старушку тешали и жалели…Но кто же и чего тут не поймет?А с каждым днём старушка всё слабеет,и по ночам все чаще снится сон, как кашку по утрам сыночку греет, но плачет и не хочет кушать он.И первые шаги сынка-малышки,и слово, что сказал он в первый раз, и первые царапины и шишки, и детский сад, и школа- первый класс…Врачи молчат, стараясь что есть силы,хоть как-то ей страданья облегчить.

    А родственники строго запретили,старушке про диагноз сообщить.Она не знает, что больница эта- не городской простой стационар, что шансов на поправку больше нету…Но, для нее незнанье-не кошмар.Табличка «Хоспис» на стене у входа,ей ни о чём плохом не говорит.На странные слова давно уж мода,и нужно ли кого за то винить?Она не знает, что сынок исправно,

    звонит врачам, в неделю раза два:

    — Вы ж говорили- умирает… Странно…Что до сих пор она ещё жива…Она жива. Она всё ждет и верит, что сын придёт, обнимет, объяснит, откроются сейчас палаты двери, она же всё поймёт и всё простит.С последних сил встаёт она с кровати.

    Держась за стенку, подойдёт к окну.Насколько ей ещё терпенья хватит,так верить безразличному сынку? Она готова до конца стараться.И сил, что нет, она должна найти.Вдруг он придёт? Она должна дождаться!Придёт…Ну как он может не придти?

    Стоит и плачет… Ждёт от сына вести…На небо лишь посмотрит невзначай,и теребит рукой нательный крестик-Мол,подожди, Господь, не забирай!

    Не стоит ни когда забывать о самых близких тебе людях,они дали тебе жизнь,воспитали ,вырастили..Благодаря им ,ты сейчас живешь! Они твои родители,твоя кровь!

    У тебя есть два варианта :

    1-это поделиться с друзьями,и тем самым пожелать здоровья и благополучия своим родителям...

    и 2- проигнорировать,дабы эта история не коснулась твоего сердца..

    Лично я,выбираю "первый"!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Загадки образа Печорина в повестях «Бэла» и «Максим Максимыч». Урок литературы. 10 класс.

    Словарь:                                  «… портрет, составленный из пороков всего нашего     ...

    Технологическая карта №1. Литература. 5 класс

    Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Устное народное творчество"Цель урока сформировать представление о жанрах УНТ . Научить приобретать и использовать знания и умения в практической дея...

    Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»

    Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...

    Презентация урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику "Spotlight"; Конспект урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику Spotlight

    Программа семинара учителей английского языка на тему: «Активные формы и методы обучения в условиях реализации ФГОС"Презентация на тему "Активные методы обчения на уроках английского я...

    Технологическая карта по литературе 5 класс

    Тема: «Наедине с тайгой» (по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро»)...