Главные вкладки

    Разработка урока литературы 6 класс по теме "Образ учителя в рассказе В.Г.Распутина "Уроки французского".
    методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

    Тельжанова Манаура Зайнулиновна

    Комбинированный уроклитературы с использованием ИКТ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rasputin_uf.doc829.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Класс: 6

    Тема урока. Образ учительницы в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского»

    Цель: показать душевную щедрость учительницы и её роль в жизни мальчика.

    Задачи:

    а) образовательные: раскрыть приемы создания образа героя в художественном произведении;

    б) развивающие: совершенствовать навыки аналитического чтения, анализа эпизода, выполнение тестовых заданий по фрагменту текста;

    в) воспитательные: способствовать взаимопониманию между учителями и учениками, воспитанию уважения к профессии учителя.

    Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.

    Методические приёмы: аналитическая беседа, выразительное чтение, чтение по ролям, просмотр видеофрагмента, компьютерное тестирование.

    Программно-методическое обеспечение: учебники литературы для 6 класса (автор В.П.Полухина), рабочие тетради по литературе, слайдовая презентация.

    Ход урока:

    Оргмомент.

    Юные читатели, здравствуйте!

    Здравствуйте те, кто каждое утро идёт в школу с радостью, потому что считает, что здесь их ждут открытия, верные друзья и мудрые наставники – учителя!

    Здравствуйте и те, кто идет в школу не с очень большим желанием, потому что думает, что учителя к ним излишне строги.

    Я думаю, что к концу нашего сегодняшнего урока первых из вас будет значительно больше.

    И поможет нам в этом мудрый писатель, наш современник Валентин Григорьевич Распутин и его рассказ «Уроки французского».

    – Каким, по-вашему, должен быть настоящий учитель? (Ученики высказывают своё мнение)

    Запись темы урока.

    На предыдущем уроке мы говорили о герое рассказа, вашем ровеснике. О том, что он оказался в очень трудной ситуации.

    – Напомните события, которые предшествовали тому, как мальчик пришел в школу избитый.

    – Почему он учился не в своей деревенской школе? (В деревне, где жила его семья, была только начальная школа. Чтобы учиться дальше, надо было перебираться в райцентр)

    – Почему герою пришлось сразу повзрослеть? (Тяжело было переносить голод. Страшной оказалась тоска по дому)

    – Как получилось, что он стал играть на деньги? (Сначала у него появилось стремление проявить ловкость. Потренировавшись, он понял, что сможет выигрывать деньги и тратить их на молоко)

    – Как Лидия Михайловна выясняла причины случившегося? (Она пытается всё выяснить шуткой. Подленького Тишкина она спокойно осаживает. Понимает, что мальчик её обманывает, и решает разобраться после уроков)

    Прочитаем по ролям эпизод беседы учительницы и мальчика.

    – Как Лидия Михайловна ведет беседу? (Внимательно рассматривает героя. Вместо наказания разговор становится спасением)

    Образ героя в художественном произведении раскрывается через портрет.

    Ученик читает портретное описание.

    – Какой представлялась мальчику учительница? (Она представлялась ему возвышенным, почти неземным существом)

    – А как выглядит наш герой? (Плохо, бедно одетый)

    – Почему он боялся директора? Каким вы представляете директора школы? (Директор сух, прямолинеен, резок, невнимателен к людям. Ко всем подходит с одной меркой. Директор «допрашивал» провинившихся до тех пор, пока они не заплачут, «лишь после этого он успокаивался»)

    В описании героев использовано противопоставление. Антитезой описания учительницы является описание самого героя. Лидия Михайловна противопоставлена также директору, и не только в описании внешности.

    – Почему герой нарушает слово не играть на деньги? («В те дни мне пришлось совсем плохо…», «мне все время хотелось есть…»)

    – Почему Лидия Михайловна заставила мальчика заниматься дополнительно? (Хотела отвлечь его от игры на деньги, спасти от издевательств и избиений)

    – Какие чувства испытывает герой в квартире учительницы? (Стыд, неловкость, стеснение)

    – Почему мальчик не взял посылку с продуктами? Как догадался? (В нем проявилось не только упрямство, но и чувство собственного достоинства)

    Показ видеофрагмента фильма «Уроки французского».

    После просмотра ребята делятся впечатлениями, соотнося сцену с прочитанным эпизодом.

    – Почему Лидия Михайловна решилась на игру со своим учеником? (Она поняла, что помощи мальчик не примет, и решила использовать известное ему средство – игру на деньги)

    Послушаем эпизод в исполнении заслуженного артиста России Бориса Галкина.

    Выполним тестовые задания, связанные с этим эпизодом.

            

            

            

            

            

            

            

            

            

    На вопрос задания С1 дайте письменно краткий ответ.

    Подведение итогов выполнения тестовых заданий.

    В предисловии к рассказу В.Распутин написал, что в основу произведения легли события его жизни.

    Прототипом учительницы французского была Лидия Михайловна Молокова.

    В 1951 году она, молоденькая выпускница Иркутского института иностранных языков, приехала в далекую Усть-Уду. Класс ей достался отчаянный. И прогуливали, и хулиганили – всё было. Лидия Михайловна организовала драмкружок, и «разбойники» вскоре преобразились.

    Валя Распутин не был лидером в классе, но его уважали за справедливость и смелость.

    Плохо тогда жилось, как и повсюду в послевоенные годы, впроголодь. Одеты были дети кто во что горазд: старые шапки, заношенные другими фуфайки, ичиги на ногах.

    В интервью газете «Труд» Молокова Л.М. рассказала, что Валя Распутин был одним из многих её учеников, которым жилось очень трудно, но в «чику» и «замеряшки» она с ними не играла.

    Интересно, что после Забайкалья эта женщина жила в Саранске, преподавала в Мордовском университете французский язык. Потом работала и в Камбодже, и в Алжире, и во Франции. Учила русскому языку тех, кто владел французским.

    В Париже в одном из книжных магазинов Лидия Михайловна и купила книгу своего бывшего ученика.

    Вернемся к вопросу, который был задан в начале урока.

    – Каким же должен быть настоящий учитель?

    Рефлексия.

    – Что удивило вас? О чём вы расскажете своим родителям, друзьям, уйдя с сегодняшнего урока?

    Чтение стихов учениками.

    На фоне музыки идут слайды – фотографии из школьной жизни.

    Учитель, дни жизни своей, как один,

    Ты школьной семье посвящаешь.

    Ты всех, кто учиться к тебе приходил,

    Своими детьми называешь.

    Любимый учитель, родной человек.

    Будь самым счастливым на свете,

    Хоть трудно порой достаются тебе

    Твои непослушные дети.

    Ты дружбой и знаньями нас наградил.

    Прими благодарности наши!

    Мы помним, как в люди ты нас выводил

    Из робких, смешных первоклашек.

    Но дети взрослеют, от школьной скамьи

    Дорогами жизни шагают

    И в памяти носят уроки твои,

    А в сердце тебя сохраняют.

    М.Садовский «Родной человек»

    Домашнее задание. Прочитать рассказ Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока литературы. «Конфликт мечты и реальности в рассказе Т.Н. Толстой «Река Оккервиль».

    Новейшая литература постсоциалистического пространства сложна и многообразна. Во многом современный этап может быть рассмотрен как итог художественных экспериментов XXвека и как начало формирования на...

    Методическая разработка урока литературы. «УРОК ЛИЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ. СЛОЖНОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ (ПО РАССКАЗУ И.А. БУНИНА «ЦИФРЫ).

    1. Разобраться в прочитанном, помочь детям понять смысл рассказа.2. Ответить на проблемный вопрос: для кого и почему написан рассказ?3. Показать произведение в единстве формы и содержания.4. Выявить о...

    Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу И.С. Тургенева "Муму".(Урок №3).

    Разработка урока по рассказу И.С.Тургенева «Муму». (Урок №3). Тема:" Герасим и Муму." Обучающие цели: раскрыть другую сторону души Герасима, его умение заботиться о слабом существе, способн...

    Методическая разработка урока литературы «Лица, события, символы» прошлого (по рассказу А.Костюнина «Рукавичка»).

    Данную разработку  можно использовать для учащихся 6-8 класса как урок внеклассного чтения по литературе в разделе "Литература 20 века"....

    методическая разработка урока литературы по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского"

    Урок развития речи "Рассказ о литературном герое по рассказу  В.Г.Распутина "Уроки французского" проходит в 7 классе ....

    Методическая разработка урока литературы по теме: «Лев Николаевич Толстой. Рассказ "После бала"»

    Цели урока:·        показать учащимся роль Ясной Поляны в жизни Л.Н. Толстого;·        изучить жизненные источники рассказа “После...

    Методическая разработка урока литературы в 7 классе «Хамелеонство как явление социальное» (второй урок по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»)

    Цель литературного образования - становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих в...