Разработка урока литературы 6 класс по теме "Образ учителя в рассказе В.Г.Распутина "Уроки французского".
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Тельжанова Манаура Зайнулиновна

Комбинированный уроклитературы с использованием ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rasputin_uf.doc829.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 6

Тема урока. Образ учительницы в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского»

Цель: показать душевную щедрость учительницы и её роль в жизни мальчика.

Задачи:

а) образовательные: раскрыть приемы создания образа героя в художественном произведении;

б) развивающие: совершенствовать навыки аналитического чтения, анализа эпизода, выполнение тестовых заданий по фрагменту текста;

в) воспитательные: способствовать взаимопониманию между учителями и учениками, воспитанию уважения к профессии учителя.

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.

Методические приёмы: аналитическая беседа, выразительное чтение, чтение по ролям, просмотр видеофрагмента, компьютерное тестирование.

Программно-методическое обеспечение: учебники литературы для 6 класса (автор В.П.Полухина), рабочие тетради по литературе, слайдовая презентация.

Ход урока:

Оргмомент.

Юные читатели, здравствуйте!

Здравствуйте те, кто каждое утро идёт в школу с радостью, потому что считает, что здесь их ждут открытия, верные друзья и мудрые наставники – учителя!

Здравствуйте и те, кто идет в школу не с очень большим желанием, потому что думает, что учителя к ним излишне строги.

Я думаю, что к концу нашего сегодняшнего урока первых из вас будет значительно больше.

И поможет нам в этом мудрый писатель, наш современник Валентин Григорьевич Распутин и его рассказ «Уроки французского».

– Каким, по-вашему, должен быть настоящий учитель? (Ученики высказывают своё мнение)

Запись темы урока.

На предыдущем уроке мы говорили о герое рассказа, вашем ровеснике. О том, что он оказался в очень трудной ситуации.

– Напомните события, которые предшествовали тому, как мальчик пришел в школу избитый.

– Почему он учился не в своей деревенской школе? (В деревне, где жила его семья, была только начальная школа. Чтобы учиться дальше, надо было перебираться в райцентр)

– Почему герою пришлось сразу повзрослеть? (Тяжело было переносить голод. Страшной оказалась тоска по дому)

– Как получилось, что он стал играть на деньги? (Сначала у него появилось стремление проявить ловкость. Потренировавшись, он понял, что сможет выигрывать деньги и тратить их на молоко)

– Как Лидия Михайловна выясняла причины случившегося? (Она пытается всё выяснить шуткой. Подленького Тишкина она спокойно осаживает. Понимает, что мальчик её обманывает, и решает разобраться после уроков)

Прочитаем по ролям эпизод беседы учительницы и мальчика.

– Как Лидия Михайловна ведет беседу? (Внимательно рассматривает героя. Вместо наказания разговор становится спасением)

Образ героя в художественном произведении раскрывается через портрет.

Ученик читает портретное описание.

– Какой представлялась мальчику учительница? (Она представлялась ему возвышенным, почти неземным существом)

– А как выглядит наш герой? (Плохо, бедно одетый)

– Почему он боялся директора? Каким вы представляете директора школы? (Директор сух, прямолинеен, резок, невнимателен к людям. Ко всем подходит с одной меркой. Директор «допрашивал» провинившихся до тех пор, пока они не заплачут, «лишь после этого он успокаивался»)

В описании героев использовано противопоставление. Антитезой описания учительницы является описание самого героя. Лидия Михайловна противопоставлена также директору, и не только в описании внешности.

– Почему герой нарушает слово не играть на деньги? («В те дни мне пришлось совсем плохо…», «мне все время хотелось есть…»)

– Почему Лидия Михайловна заставила мальчика заниматься дополнительно? (Хотела отвлечь его от игры на деньги, спасти от издевательств и избиений)

– Какие чувства испытывает герой в квартире учительницы? (Стыд, неловкость, стеснение)

– Почему мальчик не взял посылку с продуктами? Как догадался? (В нем проявилось не только упрямство, но и чувство собственного достоинства)

Показ видеофрагмента фильма «Уроки французского».

После просмотра ребята делятся впечатлениями, соотнося сцену с прочитанным эпизодом.

– Почему Лидия Михайловна решилась на игру со своим учеником? (Она поняла, что помощи мальчик не примет, и решила использовать известное ему средство – игру на деньги)

Послушаем эпизод в исполнении заслуженного артиста России Бориса Галкина.

Выполним тестовые задания, связанные с этим эпизодом.

        

        

        

        

        

        

        

        

        

На вопрос задания С1 дайте письменно краткий ответ.

Подведение итогов выполнения тестовых заданий.

В предисловии к рассказу В.Распутин написал, что в основу произведения легли события его жизни.

Прототипом учительницы французского была Лидия Михайловна Молокова.

В 1951 году она, молоденькая выпускница Иркутского института иностранных языков, приехала в далекую Усть-Уду. Класс ей достался отчаянный. И прогуливали, и хулиганили – всё было. Лидия Михайловна организовала драмкружок, и «разбойники» вскоре преобразились.

Валя Распутин не был лидером в классе, но его уважали за справедливость и смелость.

Плохо тогда жилось, как и повсюду в послевоенные годы, впроголодь. Одеты были дети кто во что горазд: старые шапки, заношенные другими фуфайки, ичиги на ногах.

В интервью газете «Труд» Молокова Л.М. рассказала, что Валя Распутин был одним из многих её учеников, которым жилось очень трудно, но в «чику» и «замеряшки» она с ними не играла.

Интересно, что после Забайкалья эта женщина жила в Саранске, преподавала в Мордовском университете французский язык. Потом работала и в Камбодже, и в Алжире, и во Франции. Учила русскому языку тех, кто владел французским.

В Париже в одном из книжных магазинов Лидия Михайловна и купила книгу своего бывшего ученика.

Вернемся к вопросу, который был задан в начале урока.

– Каким же должен быть настоящий учитель?

Рефлексия.

– Что удивило вас? О чём вы расскажете своим родителям, друзьям, уйдя с сегодняшнего урока?

Чтение стихов учениками.

На фоне музыки идут слайды – фотографии из школьной жизни.

Учитель, дни жизни своей, как один,

Ты школьной семье посвящаешь.

Ты всех, кто учиться к тебе приходил,

Своими детьми называешь.

Любимый учитель, родной человек.

Будь самым счастливым на свете,

Хоть трудно порой достаются тебе

Твои непослушные дети.

Ты дружбой и знаньями нас наградил.

Прими благодарности наши!

Мы помним, как в люди ты нас выводил

Из робких, смешных первоклашек.

Но дети взрослеют, от школьной скамьи

Дорогами жизни шагают

И в памяти носят уроки твои,

А в сердце тебя сохраняют.

М.Садовский «Родной человек»

Домашнее задание. Прочитать рассказ Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы. «Конфликт мечты и реальности в рассказе Т.Н. Толстой «Река Оккервиль».

Новейшая литература постсоциалистического пространства сложна и многообразна. Во многом современный этап может быть рассмотрен как итог художественных экспериментов XXвека и как начало формирования на...

Методическая разработка урока литературы «Лица, события, символы» прошлого (по рассказу А.Костюнина «Рукавичка»).

Данную разработку  можно использовать для учащихся 6-8 класса как урок внеклассного чтения по литературе в разделе "Литература 20 века"....

методическая разработка урока литературы по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского"

Урок развития речи "Рассказ о литературном герое по рассказу  В.Г.Распутина "Уроки французского" проходит в 7 классе ....

Методическая разработка урока литературы по теме: «Лев Николаевич Толстой. Рассказ "После бала"»

Цели урока:·        показать учащимся роль Ясной Поляны в жизни Л.Н. Толстого;·        изучить жизненные источники рассказа “После...

Методическая разработка урока литературы "Разоблачение лицемерия и чинопочитания в рассказе "Толстый и тонкий"

Данный урок является частью серии уроков, посвящённых изучению творчества А.П. Чехова в средних классах....