Методическая разработка урока литературы "Пока сердца стучатся, помните!" (по рассказу Ю.Яковлева "Девочки с Васильевского острова")
методическая разработка по литературе (7 класс)

Дячок Ольга Ивановна

Данная разработка содействует воспитанию чувства патриотизма, гордости за наш народ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_rasskazu_yu.yakovleva.docx33.46 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

литературы в 7 классе

 «Пока сердца стучатся, помните!»

(по рассказу Юрия Яковлева «Девочки с Васильевского острова»)

Дячок О.И., учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ№35» МО г. Братска

Предмет: Литература

Тема: Пока сердца стучатся, помните! (по рассказу Юрия Яковлева «Девочки с Васильевского острова»)

Цели:

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: информация о Тане Савичевой; содействие воспитанию чувства патриотизма и гордости за наш народ.

Деятельностная цель: формирование у учащихся умения реализации нового способа смыслового чтения: интерпретационный способ чтения (от частного к целому).

Планируемые результаты

Метапредметные результаты:

Личностное развитие: содействовать формированию таких качеств личности, как человеколюбие, сострадание; формировать уважительное отношение к истории и к ее героям, воспитывать неприятие войны.

Познавательные УУД: создавать обобщения, устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, делать выводы;

Регулятивные УУД: умение определять цели своего обучения, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Коммуникативные УУД: умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстником, работать индивидуально и в группе.

Предметные результаты: развивать навыки внимательного отношения к художественному слову, характеризовать героев-персонажей, выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы, собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для работы с произведением, выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Образовательные технологии: технология деятельностного метода обучения.

Методы и приемы:

- приемы ИКТ (презентация, использование интернет-ресурсов (см. ЭОР)

- приемы технологии уровневой дифференциации (работа по группам, дифференциация по уровням освоения материала)

- приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо(«проблемный вопрос» , «проблемный поиск», синквейн)

-приемы создания учебно-познавательной мотивации и рефлексии((эмоциональный вход)

Формы работы: групповая, фронтальная работа.

Метод: деятельностный метод Л.Г. Петерсон.

Межпредметные связи: история, информатика, искусство(архитектура)

Ресурсы:

- аудиовизуальные (презентация);

- дидактический материал (опорные конспекты по количеству учащихся, карточки с заданием, листочки для проведения рефлексии);

- печатные (текст рассказа Юрия Яковлева «Девочки с Васильевского острова»).

Оборудование: мультимедиа проектор, ноутбуки с выходом в интернет рабочие тетради.

ЭОР, использованные для подготовки урока и его проведения:

- электронный дневник (https://dnevnik.ru/user/)

- интернет –ресурс Википедия (https://ru.wikipedia.org/wiki/)

- интернет-ресурсы для работы в группах: (https://ru.wikipedia.org/wiki/)

https://spb.aif.ru/leningrad/1089961

Ход урока

I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

(прием «Эмоциональный вход»)

Учитель: Здравствуйте, ребята!

В 2020 году наш народ отметил очень важную в истории своей страны дату - 75 лет Великой Победы. Великая Отечественная война стала величайшим испытанием мужества, стойкости и достоинства советского народа. Символом несгибаемости стал город Ленинград, жители которого мужественно выдержали 900 дней блокады.

Просмотр презентации

Учитель: Ребята, какие чувства вы испытывали, когда вы смотрели фотографии жителей блокадного Ленинграда?

Учащиеся: чувство боли, скорби.

II.Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения (прием «Проблемный вопрос»)

Учитель: Ребята, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово ВОЙНА?

Учащиеся: Боль, утрата, смерть, страдания, голод, разруха, бомбежки, враг.

Учитель: На мой взгляд, вы не назвали очень важное слово. Подумайте, чем можно дополнить наш ассоциативный ряд? Чтобы вам помочь его найти, я прочитаю вам отрывок из стихотворения Роберта Рождественского

Помните! Через века, через года, — помните!
О тех, кто уже не придет никогда, — помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!

Учитель: Так какое слово является очень важным, когда мы говорим о войне?

Учащиеся: Память.

Учитель: Что и почему мы должны помнить?

Учащиеся: Мы не должны забывать ужасы войны, тех, кто погиб. Надо помнить, чтобы не повторились такие события.

III.Этап выявления места и причины затруднения

(прием «Синквейн »)

Учитель: Ребята, я предлагаю вам составить синквейн со словом ПАМЯТЬ

Учащиеся составляют синквейн.

Учитель: В чем сложность?

Учащиеся: У слова «память» несколько значений, на какое опираться. Не хватает материла, чтобы сделать вывод. Нужно опираться на какой-то текст, чтобы отразить значение слова.

IV.Этап построения выхода из создавшейся ситуации

         (прием «Диалог»)        

Учитель:                 Ребята! Я приглашаю вас погрузиться в рассказ Юрия Яковлева «Девочки с Васильевского острова», который вы прочитали к сегодняшнему уроку. Этот рассказ поможет нам понять, почему важно помнить события военных лет.  Кто-то скажет, что не нужно лишний раз говорить об ужасах и страданиях, о смерти  и голоде. Но на свете нет ничего страшнее забвения.  
Учитель: Чтобы работа была более эффективной, как мы ее организуем?

Учащиеся: В группах.

Учитель: Верно, предлагаю вам разделиться на 4 группы и выполнить самостоятельно предложенные задания. Сначала обозначьте для себя цель работы, договоритесь, как вы будете работать, распределив задания межу собой.

V.Этап реализации построенного проекта

 (прием «Проблемный поиск»)

Учащиеся получают карточку-задание, определяют цель работы, распределяют роли в группе, заполняют свою часть опорного конспекта. Учитель по мере необходимости оказывает консультативную помощь.

Группа «Историки»

Цель:

Что необходимо сделать?

1. Используя материалы интернета. Расскажите о блокаде Ленинграда, о Дороге жизни.

2. Пользуясь ссылками, подготовьте презентацию

https://ru.wikipedia.org/wiki/

https://spb.aif.ru/leningrad/1089961

Оцените свою работу по пятибалльной шкале

Что вызвало затруднение?

Группа» «Биографы»

Цель:

Что необходимо сделать?

1. Познакомьтесь с биографией Тани Савичевой и ее дневником.

2. Соотнесите записи дневника Тани Савичевой с цитатами из него в рассказе «Девочки с Васильевского острова»

3.Опишите свои чувства после знакомства с дневником Тани Савичевой

https://ru.wikipedia.org/wiki/

http://www.world-war.ru/dnevnik-tani-savichevoj/

Оцените свою работу по пятибалльной шкале

Что вызвало затруднение?

Группа «Искусствоведы»

Цель:

Что необходимо сделать?

1. Героиня рассказа «Девочки с Васильевского острова» приняла участие в создании памятника Тане Савичевой. Расскажите историю создания памятника.

http://petersburglike.ru/2015-06-22/pamyatniki-dorogi-zhizni-cvetok-zhizni/

Оцените свою работу по пятибалльной шкале

Что вызвало затруднение?

Группа «Литературоведы»

Цель:

Что необходимо сделать?

1. Расскажите о героине рассказа Вале Зайцевой, используя план характеристики литературного персонажа. Не забудьте про цитирование.

2. На какой пункт плана нет ответа в тексте рассказа?

3. Какой вы представляете Валю Зайцеву?

План характеристики литературного героя:

1.Портрет

2. Поведение, поступки

3. Чувства, мысли, переживания

4.Речь – о чем и как говорит герой.

5.Отношение к другим героям произведения.

6.Отношение к герою других персонажей

Оцените свою работу по пятибалльной шкале

Что вызвало затруднение?

VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (прием «Презентация работы»)

Учитель: Слово «блокада» - ужасное слово. В нем заключено страдание, голод, смерть. Но фашисты не смогли сломить дух русских людей, которые продолжали жить и трудится в осажденном городе.

Учащиеся: Представление результатов работы группы «Историки»

Учащиеся: Представление результатов работы группы «Биографы»

Учащиеся: Представление результатов работы группы «Искусствоведы»

Учащиеся: Представление результатов работы группы «Литературоведы»

Во время прослушивание результатов работы групп, остальные учащиеся дополняют  опорный конспект.

VII.Этап включения в систему знаний

(Викторина)

Учитель: Ребята, вы отлично справились с работой. А сейчас давайте проверим, как хорошо вы прочитали произведение, насколько хорошо вы можете интерпретировать прочитанное и услышанное (отвечают желающие, ответы могут уточняться, дополняться)

1 . Откуда Валя Зайцева знает подробности жизни Тани Савичевой?

2. Почему Валя считает Таню Савичеву своей подружкой?

3. Кем хотела стать Таня, когда вырастет?

4. Что такое «Дорога жизни»? Почему Валя решила ее отыскать?

5. Почему Валя захотела принять участие в строительстве памятника детям, погибшим в блокаду?

6. Почему Вале стало холодно, когда она начала читать дневник Тани?

7. Какое слово устала писать Валя?

8. Какие чувства испытывала Валя, когда писала на бетоне Танин дневник?

9. Что стало причиной смерти Тани?

10.Почему, по мнению Вали, немцы не смогли войти в Ленинград?

11. Почему Валя говорит о Тане и других погибших детях как о живых?

12. Как Валя объясняет свою дружбу с Таней?

13. В тексте есть повторяющееся предложение. Как вы понимаете его смысл?

14. Почему память о прошлом так важна в современном мире?

Домашнее задание

Учитель: Ребята, я вам предлагаю в качестве домашнего задания написать сочинение-размышление по теме «Дети и война несовместимы»

VIII.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

 (прием «Синквейн»)

Учитель: Ребята, я предлагаю вам доработать синквейн по слову ПАМЯТЬ

Память

Всенародная, вечная

Чтить, помнить, сохранять

Это нужно не мертвым, это нужно живым

Жизнь

Директор МБОУ «СОШ № 35»                        М.В.Лебедева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы в 7 классе по рассказу Н.С. Лескова "Человек на часах"

Творческая работа учащихся в группах: литературоведы, языковеды, поэты, художники. Используя мультимедийное оборудование, анализируется текст данного произведения....

Методическая разработка урока литературы в 7 классе «Анализ рассказа И.С. Тургенева «Бирюк» на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Тип урока: изучение нового материалаФорма проведения: анализ с остановкамиТехнология: развитие критического мышления через чтение и письмоФорма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая...

Методическая разработка урока литературы в 7 классе по рассказу А.П.Чехова "Размазня" с использованием технологии критического мышления

Урок внеклассного чтения в 7 классе по рассказу А.П. Чехова "Размазня"  составлен с использованием следующих приёмов технологии критического мышления: кластеры, чтение с остановкой, сопостав...

Методическая разработка урока «Преданное сердце» по повести Р.П. Ругина «Ланги»

   Повесть Р.П.Ругина «Ланги» раскрывает перед нами картины северной природы, рассказывает о быте охотников, показывает тесную связь природы и человека.  Актуальность...

Методическая разработка урока в 7-м классе по теме: «Главные достопримечательности Британских островов»

Данная методическая разработка предлагает проведение урока обобщения и систематизации знаний по английскому языку в 7 классе по теме «Главные достопримечательности Британских островов», с ...