Методическая разработка урока литературы в 7 классе «Анализ рассказа И.С. Тургенева «Бирюк» на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Занина Елена Владимировна

Тип урока: изучение нового материала

Форма проведения: анализ с остановками

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная

Методы и приёмы: ведение дневника наблюдений, анализ с остановками, дискуссия «совместный поиск»,  составление таблиц, чтение с маркировкой, полемика, обращение к личному опыту

Структура урока:

I. Вызов (активизация имевшихся ранее знаний, пробуждение интереса к теме, определение цели изучения)

II. Осмысление (непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная на осмысление художественного текста; чтение с маркировкой, составлением таблицы, ведением дневника)

III. Рефлексия (размышления над  личностным отношением к тексту, фиксация  своей позиции в дискуссии, переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_rasskaza_i.s._turgeneva_biryuk.docx27.54 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока литературы в 7 классе на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Тема: Анализ рассказа  И.С. Тургенева «Бирюк»

Цели урока:

Создание условий для развития критического мышления, творческих способностей учащихся.

Создание условий для коммуникативной компетенции:

- развитие у учащихся знаний о месте и роли внесюжетных элементов: пейзажа, интерьера, портрета;

- совершенствование умений анализа литературного произведения в его историко-литературной обусловленности;

- совершенствование навыков характеристики героя;

- совершенствование навыков выразительного чтения;

- развитие способностей искать нужные цитаты.

Создание условий для формирования интереса к чтению русской литературы.

Тип: изучение нового материала

Форма проведения: анализ с остановками

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная

Методы и приёмы: дискуссия «совместный поиск», ведение дневника наблюдений, составление таблиц, чтение с маркировкой, анализ с остановками, полемика, обращение к личному опыту

I. Вызов (активизация имевшихся ранее знаний, пробуждение интереса к теме, определение цели изучения)

Знаете ли вы, за что в апреле 1852 года И.С. Тургенев был арестован и выслан на два с половиной года в Спасское-Лутовиново под надзор полиции?

(Предлогом для ареста и ссылки явилась публикация Тургеневым в Москве некролога о Гоголе, но сам писатель утверждал, что арестовали его за «Записки охотника». В рапорте чиновника Главного управления цензуры Е.Е. Волкова министру народного просвещения был дан резко отрицательный отзыв об этом сборнике: «… книга Тургенева сделает более зла, чем добра», что Тургенев «опоэтизировал крестьян наших», показал, что они находятся «в угнетении», а помещики, над которыми «издевается писатель», ведут себя «противозаконно»)

Дома вы прочитали рассказ И.С. Тургенева «Бирюк».  Что же такого необычного показал Тургенев в образах крестьян? Почему «поэтизация» простого русского человека середины 19 века в цикле рассказов «Записки охотника» была не угодна цензуре? ( дополняем ответы информацией: Литературный критик В.Г. Белинский о цикле рассказов из сборника «Записки охотника», в том числе и о рассказе «Бирюк» сказал: «Тургенев зашел к русскому мужику с такой стороны, с какой ещё никто не заходил»)

Давайте разбираться дальше.

II. Осмысление (непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная на осмысление художественного текста; чтение с маркировкой, составлением таблицы, ведением дневника). 

На какие важные моменты при чтении художественного рассказа вы обычно обращаете внимание? Что в этом рассказе привлекло ваше особое внимание? Что удивило? Что запомнилось? Почему? (Один ученик фиксирует высказывания на доске)

Возможные варианты ответов:

Почему рассказ так называется?

Объем произведения, его композиция?

Кто главный герой?

Как показан герой автором?

Герой глазами других героев?

Как сам герой себя характеризует?

Быт героя? Семья?

Отношение автора к герою?

Какую роль играет описание природы?

Поступки героя?

Кульминация рассказа?

С какой целью написан рассказ, или что автор хотел сказать в нем читателю?

И др.

Дома вы прочитали рассказ И.С. Тургенева «Бирюк».  Литературный критик В.Г. Белинский о цикле рассказов из сборника «Записки охотника», в том числе и о рассказе «Бирюк» сказал: «Тургенев зашел к русскому мужику с такой стороны, с какой ещё никто не заходил». Что необычного могло быть для того времени в изображении Тургеневым русского мужика? Почему?

Давайте разбираться. В ходе урока учитель предлагает вести ученикам двухчастный дневник:

Цитата

Комментарии

В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста рассказа, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то ассоциации, озадачили, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление… Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату

Сегодня весь рассказ мы перечитывать не будем, а совершим путешествие по остановкам.

Остановка первая: Композиция рассказа

1) Проанализируйте в парах композицию рассказа и запишите ключевые слова или цитаты из текста, соответствующие её частям.

(Возможный вариант:

1. Экспозиция –  непогода, знакомство охотника с Бирюком, изба, дети, лесник глазами рассказчика.

2. Завязка – «В лесу шалят»

3. Кульминация – «Врешь, врешь, не уйдешь!»

4. Развязка – «Убирайся к черту со своей лошадью»)

Далее зачитываем несколько вариантов, обсуждаем, приходим к мнению

2) Группа учащихся (2 – 3 чел.) одновременно получила задание проанализировать содержание текста и ответит на вопрос: Какую роль в рассказе играет описание природы? Проследите по тексту, как меняется погода в ходе развития сюжетной линии. Предлагается заполнить таблицу:

Возможный вариант выполнения:

Сюжетная линия

Состояние природы

При блеске молнии, на дороге почудилась мне высокая фигура.. (Появление главного героя)

«Ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась»

Бирюк провожает охотника, слышит стук топора

«дождик перестал», «небо продолжало расчищаться»

Поимка «вора»

«дождик начал опять накрапывать и скоро полил ручьями»

Мужик просит отпустить его, обвиняет Бирюка в «душегубстве», охотник вступается за мужика…

«дождь стучал по крыше»

Бирюк отпускает мужика, провожает барина

«знать дождика-то не переждать»

После обсуждения композиции рассказа группа делает свои выводы о роли пейзажа в рассказе. Предположительный вывод: Пейзаж является не только фоном для развития действия произведения, но и помогает раскрыть образ жизни, характер, настроение героев рассказа. Природа в рассказе  - неотъемлемая часть содержания, помогает раскрыть характеры героев. Сочетания слов, рисующих быстрое наступление ненастья, унылые картины природы подчеркивают драматизм положения крестьян. Образ грозы в рассказе символичен:  «гроза» произойдет в доме лесника, герой рассказа само похож на грозовую тучу (находим подтверждения по тексту, обращаем внимание на особый тургеневский приём: человек у него приближен к природе, он является её частью)

Остановка вторая: Герой рассказа

1) Особую роль в понимании рассказа имеет лексика, которую использует автор. Возможно, некоторые слова вам непонятны, поскольку относятся к середине 19 века, кроме того, герои рассказа – простые крестьяне и в разговоре используют диалектную лексику. Напомню, события, описанные в рассказе, происходят в Орловской губернии, на родине писателя. Какие слова, не используемые в современном русском языке, обращают на себя внимание?

По тексту ученики называют такие слова:

Бирюк, дрожки, замашная рубашка, лучина, люлька, не видеть ни зги,покромка, полати, полка (ружья), рогожа, челнок, живот, оглобли и др.

Предлагаем заглянуть в словарь В.И. Даля и выяснить значение слов. Особое внимание уделяем слову «бирюк» - волк-одиночка (обл.), человек одинокий и угрюмый. Почему нашего героя – лесника Фому Кузьмича в народе прозвали Бирюком? Как сюжетом рассказа подтверждается, что это прозвище дано леснику не случайно? Давайте посмотрим на героя глазами разных людей.

2) 1 группа – герой глазами автора.

2 группа – крестьяне о Бирюке

3 группа – Фома Кузьмич о себе

По ходу обсуждения 1 -2 ученика делают записи на доске:

Бирюк глазами автора

крестьяне о Бирюке

Фома Кузьмич о себе

«Редко мне случалось видеть такого молодца»;

«высокого роста, плечист и сложен на славу»; «смело глядели небольшие карие глаза»

«Вязанки хворосту не даст утащить»; «нагрянет, как снег на голову»; «силен и ловок… как бес»; «ничем его взять нельзя»; «ни на какую приманку не идет»

«Должность свою справляю»; «даром господский хлеб есть не приходится»; хозяйки нет – «умерла», «с прохожим мещанином сбежала»

3) Что мы можем сказать о быте героя? (работаем по тексту)

Избушка лесника - «закоптелая», «низкая», «пустая», «печальная», отсутствие полатей и перегородок, изорванный тулуп, груда тряпок, большие горшки, крошечная скамейка, люлька и двое детей. Обращаем внимание на художественную деталь, подчёркивающую убогость жилища - это лучина: «Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая». От лучины исходит скудный свет, но она может гореть не только тускло, печально.

Изба лесника производит тягостное впечатление: присутствующие скудные эпитеты подчеркивают бедность, неуютность, но среди этого безотрадного существования теплится жизнь двух маленьких детей героя.

Возможные выводы: в описании избы зашифрована социальная характеристика героя, которая противопоставлена его индивидуальным чертам.

Остановка третья: Конфликт рассказа

Что такое конфликт? Как вы понимает это слово? Между кем возникает конфликт в рассказе?  Вглядимся в участников конфликта. 

Предлагаем ученикам прочитать по ролям отрывок из рассказа (учитель может читать за автора), по ходу чтения маркировать показавшиеся интересными моменты:

От слов: «Между тем небо продолжало расчищаться…» до слов: «Убирайся к черту с своей лошадью, — закричал он ему вслед, — да смотри, в другой раз у меня!..»

Обсуждение:

Что в этом эпизоде вы для себя отметили?

В чем причина конфликта мужика с Бирюком? Какие чувства вызывают у автора и у вас образы лесника и мужика?

Какую роль играет в рассказе портрет мужика-вора?

На чьей же стороне автор-рассказчик?

Почему же Тургенев в конфликте между Бирюком и крестьянином, все-таки на стороне крестьянина, хотя восхищается Бирюком?

Может, не стоило Бирюку враждовать с местными крестьянами, стоило быть более снисходительным?

Бирюк отпускает мужика. Почему?

Как объяснить психологически поступок Бирюка, чем он должен быть мотивирован?

Подводим итоги анализа рассказа

Какова же основная идея этого произведения? Как вы понимаете слова В.Г. Белинского о том, что в рассказе «Тургенев зашел к русскому мужику с такой стороны, с какой ещё никто не заходил». Предлагаем ученикам оформить свои мысли в виде тезисов. Затем озвучиваем и обсуждаем основные выводы.

(Крепостное право виновно в том, что человек, одарённый от природы недюжинными способностями, не может реализовать их на благо себе и своим собратьям-крестьянам, потому что его лучшие качества, как физические, так и моральные - сила, мужество, мастерство, трудолюбие, честность, - становится инструментом угнетения ему подобных, обращаются во зло им, а самого человека делают одиноким и несчастным - бирюком.

Автор достоверно передает душевный конфликт главного героя между долгом и чувством сострадания.В рассказе «Бирюк» И.С. Тургенев поднимает множество тем: человечности, долга и совести, нравственного подвига. Главный герой – носитель этих качеств.)

III. Домашнее задание по выбору 

1. Подготовьте пересказ рассказа «Бирюк» от лица одного из персонажей.

2. Напишите отзыв о рассказе И.С. Тургенева, выступая в роли цензора. Какие «опасные» места для крепостников были бы вычеркнуты?

3. «Записки охотника» - обвинительный акт крепостному праву. Предположите, как зазвучало бы обвинение Тургенева, если бы он выразил его не в художественных образах, а в публицистическом высказывании.

IV. Рефлексия (размышления над  личностным отношением к тексту, фиксация  своей позиции в дискуссии, переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний).

Возвращаемся к двухчастному дневнику. Который предлагали вести ученикам в начале урока, даем возможность дополнить,  обсуждаем появившиеся записи.

Цитата

Комментарии

моменты из текста рассказа, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то ассоциации, озадачили, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление…

что заставило записать именно эту цитату

 Дополнительные вопросы для обсуждения:

Я сегодня на уроке открыл(а) для себя…

На уроке я узнал…

Новым для меня стало…

Самым интересным было…

Мне понравилось на уроке то, что…

На уроке меня порадовало…

Я удовлетворён своей работой, потому что…