Методическая разработка. Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы
методическая разработка

Дождикова Лидия Николаевна

Технология развития критического мышления - это одна из современных технологий, которая способна решать задачи современного образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc397 КБ

Предварительный просмотр:

                                   

                             

Методическая разработка

Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы

                    Учителя русского языка и литературы

                 

                                          МБОУ «Ляжмаринская ООШ»

                           

                                                     Дождиковой Лидии Николаевны

2018 год.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………3

Основная часть

          1. Определение критического мышления.………………………….………………  4

          2. Описание опыта внедрения технологии РКМЧП в процессе

преподавания на уроках русского языка и литературы…………………………………... 4

Заключение……………………………………………………………………………………5

Список литературы…………………………………………………………………………   5

Приложения

  1. Урок  письма  в  5 классе ……………………………………………………..         8
  2. Урок литературы в 7 классе. .……………………………………………………    14

     

ВВЕДЕНИЕ

Школа является основным звеном в системе образования, где должны воспитываться люди с творческим мышлением и общечеловеческой моралью. В настоящее время цель педагогического процесса школы - это развитие нравственной и творческой личности в процессе усвоения основных закономерностей в познавательной и практической деятельности.

Учителя главным образом на своих уроках развивают ЗУН, а современный мир выдвигает новые требования к образованию: нужно обучать способам деятельности и мышления. Поэтому нужно учить:

- способам смысловой обработки,

- способам нахождения информации,

- умению анализировать полученные знания, интерпретировать,

- систематизировать,

- оценивать.

Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал. Образование должно превратиться в процесс непрерывного развития личности.

В 2001 году была принята «Концепция модернизации российского образования», в которой рассматривались вопросы современного образования.

Одно из направлений модернизации - модернизация технологий образования, которые бы способствовали решению основной цели образования.                                                                        

Технология развития критического мышления - это одна из современных технологий, которая способна решать задачи современного образования.

ТРКМЧП: технология развития критического мышления через чтение и письмо в России используется с 1997 года. В нашей стране исследованием критического мышления занимаются М.В.Кларин, С.И. Заир-Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская. Она является общепедагогической.

Цель данной работы:

Изучив литературу по ТРКМЧП, разработать необходимый дидактический материал для внедрения технологии на уроках русского языка и литературы, выявить эффективность данной технологии.

       

Основные задачи:

  • изучить теоретический материал по технологии РКМЧП;
  • овладеть способами проведения уроков в рамках технологии;
  • спланировать работу по внедрению технологии развития критического мышления;                                                                                                                
  • провести апробацию данной технологии применительно к урокам литературы и русского языка в 5, 9 классах;
  • провести отбор дидактического материала для занятий по данной технологии;  
  • выявить преимущества данной технологии;
  • проанализировать результаты деятельности учащихся.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.  Определение критического мышления

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

В результате использования приемов данной технологии на уроках литературы у учащихся формируются следующие компетенции:

  • коммуникативная  (формирование навыков общения);
  • интелектуально - познавательная  (умение учиться);
  • практико – ориентированная  (умение принимать взвешенные решения);
  • деятельностная  (добывание знаний через деятельность);
  • информационная или интерактивная    (систематизация и обмен информацией).

В основе ТРКМЧП заложено формирование базовых качеств личности:

  • критическое мышление;
  • рефлективность;
  • мобильность;
  • толерантность;
  • ответственность личности за результат своей деятельности.

Структура технологии

  • Первая стадия – вызов (пробуждение интереса, актуализация знаний)
  • Вторая стадия – осмысление (реализация смысла: активное восприятие материала, соотнесение  старых знаний с новыми)
  • Третья стадия – рефлексия  (обобщение, определение  направлений в дальнейшем изучении материала)  

   

2.   Описание опыта внедрения технологии «РКМЧП» в процесс преподавания русского языка и литературы

Главная цель урока - это воспитание личности,   человека,   умеющего   анализировать   прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир. Одним словом, личность в моем понимании - человек, не боящийся мыслить.

Чтобы достигнуть поставленной цели, нужно создать определенные условия для ученика, которые помогли бы ему обрести уверенность в себе, в своих силах, позволили бы  раскрыться, способствовали формированию   его   мировоззрения.   Современная   методика преподавания, к сожалению, не всегда позволяет создать комфортные условия для каждого ученика, атмосферу творчества или, точнее говоря, сотворчества между учителем и учеником, а также между учащимися.

Главная цель данной технологии - научить ученика самостоятельно добывать знания, научить работе с информацией, чтобы эта информация понималась, осмысливалась, сопрягалась с собственным опытом - и, в конце концов, на ее основе формировалось бы собственное аналитическое суждение.

Таким образом, я поняла, что именно технология развития критического мышления научит детей работать  с различными текстами, ориентироваться в огромном потоке информации. Поэтому цель технологии становится и моей целью.

                                                                                                                                   

Прохождение курсов  – первый этап моей работы по внедрению ТРКМЧП на уроках русского языка и литературы. Затем в школе на уроке литературы в 7 классе провожу урок по рассказу А.Платонова «Юшка». Ученики, внимательно изучив рассказ, при обсуждении высказывали свои точки зрения, затем выполняли интересные творческие задания. Можно  сделать вывод, что при изучении произведений по данной технологии, учащиеся тщательнее разбирают тексты, учатся выделять главное, т.е. развивают свое мышление.

Познакомившись глубже с теоретической основой технологии, я выбрала несколько приёмов.                                                                                                    

Прием «Мозговой штурм». Сложная и нестандартная форма начала урока - мозговая атака. Это приём для генерирования идей, их оценки для выбора наиболее эффективной идеи, а также разработки способов её реализации на практике.  

Например, урок по рассказу Л.Н.Толстого «После бала» можно начать с генерации идей в малых группах: «Предложите свои идеи как забыть этот страшный случай».

Прием «Корзина идей». Например: урок по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», стадия реализации осмысления.

Задание: В комедии ревизора мы не видим. Почему же комедия называется «Ревизор»?

Приём «Чтение с остановками  и заполнение двухчастного дневника» – это основополагающие приемы стадии осмысления, они позволяют сделать процесс чтения интерактивным, учащиеся сравнивают свои версии с оригиналом, прогнозируют, выделяют важные для понимания слова и выражения, дают им толкование. При чтении важно найти оптимальный момент для остановки. После каждой остановки необходимо задавать вопросы разных уровней.

Например, использовать прием  «Толстый и тонкий вопросы»  

Приём «Инсерт» -  очень эффективное чтение текста с помощью помет.

Цель: обучение вдумчивому чтению, формирование собственной точки зрения на информацию, содержащуюся в тексте.

Обучающимся предлагается система маркировки текста, предполагающая следующие значки: « V »,  « - »,   « + »,  « ?»,  «!».  

Этот прием используется, чтобы снять проблему конспектирования.    Во время чтения текста делаются на полях пометки в виде значков, а потом оформляются в таблицу.

Прием  «Кластер»  - составление информационной карты в графическом виде (графический систематизатор, схема). В стадии вызова можно использовать прием «Кластер». У каждого человека есть потребность в самовыражении. Это возможно через рисунки. Поэтому можно предложить ребятам оформить свою информацию - составить кластеры.

Кластеры - это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связи между объектами и явлениями. В центре листа пишется слово (тема, проблема). Далее вокруг этого слова записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой.

                                         

Прием «Напиши письмо».  В методической литературе предлагается такой вид творческой работы, как письмо. Например, Написать сочинение-рассуждение «О чем плачет Дуня Вырина»

Прием  «Составление телеграммы» учит отбирать важную информацию из прочитанного в сжатом, лаконичном виде.

Например: Заблудился. Ночь. Разжёг костёр, голодным не останусь. С утра пойду искать тропинку. (телеграмма Васютки из тайги.)

Прием  «Синквейн»  - эффективный инструмент для анализа, синтеза и обобщения. Он учит осознанно использовать понятие и определять свое отношение к проблеме.

Синквейн – стихотворение из пяти строк.

Цель: синтезирование, обобщение информации по теме, развитие речи, пополнение словарного запаса. Синквейн – быстрый, мощный инструмент для рефлексии, способ резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.

Строгие правила составления синквейна таковы:

1. первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным;

2. вторая строка – описание темы в ДВУХ словах именами прилагательными;

3. третья строка – описание действия в рамках темы ТРЕМЯ словами-глаголами;

4. четвёртая строка – фраза из ЧЕТЫРЁХ слов, выражающая отношение автора к данной теме;

5. пятая строка – ОДНО слово-синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщённом уровне, повторяющее суть темы.

На стадии рефлексии ребята систематизируют и обобщают информацию, создают диаманту стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением.

  1. Тема (существительное)
  2. Определения (два прилагательных, причастия)
  3. Действие (три глагола)
  4. Ассоциации (четыре существительных, в этой строке осуществляется переход к антонимичным понятиям)
  5. Действие (три глагола)

     6. Определения (два прилагательных, причастия)

  1. Тема (существительное)

Например:

5 класс –  «Жилин и Костылин»

6 класс – «А.Г.Дубровский и К.П.Троекуров»

9 класс - «Онегин и Ленский»

В 2019 году на научно-практической конференции я выступила с докладом по применению ТРКМЧП на уроках.

Хочется сказать, что стратегии и приемы технологии настолько разнообразны, что преподавателю предоставляется огромный потенциал для выбора той или иной стратегии. В рамках технологии учитель может выбирать ту или иную модель, чтобы формировать у ребят коммуникативные навыки, а также навыки критического, творческого мышления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Применение данной технологии на уроках способствует:

- активизации мышления, повышает мотивацию;

- способствует самовыражению учащихся, даёт возможность проявить себя, свои творческие способности;

- учит находить пути решения проблемы, сопоставлять своё мнение с другими, с тем, чтобы вынести обоснованное суждение;

- способствует взаимоуважению, поощряет взаимодействия, развивает коммуникативные навыки;

- заставляет учеников задумываться.

Работа по изучению и внедрению технологии развития критического мышления помогает учителю пересмотреть свое собственное отношение к образованию, позволяет воспринимать новые идеи открытого образования.

После проведенных уроков с применением стратегий технологии всегда появляются новые идеи. Это еще раз доказывает, что ТРМЧП не только педагогическая технология с установленными правилами, принципами и набором приемов, но и динамический, развивающий подход к обучению.

                 

  Список использованной литературы

   

  1. Богатенкова Н.В., Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроках истории. – СПб., 2001.
  2. Викентьева И. Ода синквейну// Перемена. – 2002.- №3
  3. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Наука, 1974.
  4. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке.- М.: Просвещение, 2004.
  5. Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Библиотека в школе.- 2001.- №12
  6. Столбунова С.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо.// Русский язык в школе «Первое сентября». – 2005. -№18,19

Приложение 1

Урок письма

 

Цель: познакомить учащихся с эпистолярным жанром, правилами написания письма; историей почты.

Задачи:

Образовательные:

- Пробудить интерес к эпистолярному жанру.

- Сформировать умение правильно составлять текст письма.

Развивающие:

- Развивать орфографическую зоркость; творческое мышление.

- Обогатить словарный запас обучающихся.

Воспитательные:

- Воспитать внимательное, доброе отношение к близким и дорогим людям; к людям, работающим на почте.

Планируемые результаты:

Предметные: владеть навыками правильного написания письма.

Познавательные УУД:  умение  работать с различными источниками информации.

Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; способность к самооценке своих действий; - воспитание   культуры  письменной речи.

Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, осознание обучающимися стремления к постижению нового.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Тип урока: усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.

Методы: словесный, наглядный, проблемный.

Оборудование: памятки, записи на доске, тетради, мультимедийный проектор.

Формы работы на уроке: словарная работа, прослушивание и чтение текстов писем, практическая работа.

Ход урока.

1 этап. Организация начала урока. Психологический настрой на урок.

Здравствуйте, ребята.   Сегодня замечательный день, и мы все замечательные! Давайте улыбнёмся друг другу и начнём урок!

Проверьте, все ли необходимое находиться на партах: дневник, тетрадь, ручка и учебник. Записываем число, классная работа. Оставьте строчку для записи темы.

2 этап. Мотивация к учебной деятельности.

1. Составление ромашки.

- На столе лежат лепестки и один жёлтый круг. Ваша задача собрать ромашку. Найдите ключевое слово, поместите в жёлтый круг, остальные по лепесткам. Таким образом, вместе определим тему нашего урока.

Конверт                индекс                        почтальон

Адрес                        почта                                письмо

Марка                        почтовый ящик                почтамт

2. Формулировка темы урока. Целеполагание.

- Правильно, ключевое слово – письмо. Значит, тема урока будет звучать аналогично – урок письма.

- Как вы думаете, чем мы с вами будем заниматься на уроке? (Учащиеся перечисляют задачи урока, учитель подытоживает).

3 этап. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

1. Чтение письма.  А начнем мы наш разговор с письма, которое принёс вам почтальон. Это письмо от ваших родителей.

Здравствуйте, наши любимые дети!

Пишут вам письмо ваши родители. Мы хотим вам рассказать о том, как мы вас любим и ценим.

Вы для нас самые дорогие и желанные. Часто вспоминаем, как мы готовились к вашему появлению на свет и как были счастливы вашему рождению. Каждый день для нас это большое счастье, потому что рядом с нами вы. Мы видим, как вы растёте и взрослеете на наших глазах. На работе часто о вас думаем, скучаем в разлуке.

А главное, что мы хотим сказать, чтобы вы всегда помнили, что мы рядом с вами. И в любой момент готовы выслушать и помочь, чтобы ни случилось. Очень хочется пожелать вам самого наилучшего в этой жизни, а главное крепкого здоровья. Растите отзывчивыми, добрыми и весёлыми. Учитесь дружить, прислушиваться к мнению, как родителей, так и окружающих вас людей, но при этом иметь и своё собственное мнение.

Мы очень вас любим…

23 марта 2019 г.                                                                Ваши родители.

2. Приём «толстые и тонкие вопросы».

- Понравилось вам письмо?

- Как оно написано? Что вы почувствовали, прочитав его?

- Обратите внимание на оформление письма.

- Как вы думаете, существуют ли какие-то правила написания письма?

3. Знакомство с памяткой.

  • Письмо должно быть  грамотным.
  • У письма не должно быть рваного края. Если вы вырываете листок из тетради, край надо подрезать ножницами. Бумага не должна быть грязная и мятая.
  • Если письмо пишется человеку, который старше вас или вы хотите подчеркнуть своё уважение к нему, то слово «Вы» лучше писать с большой буквы, хотя «вы» с маленькой буквы тоже не является ошибкой. Если письмо обращено сразу к нескольким людям, то «вы» надо писать только с маленькой буквы.
  • В письме нельзя делать сокращения.
  • Своё имя, отчество и фамилию нужно подписывать полностью, особенно если вы пишете незнакомому человеку.
  • Буквы P.S. в конце письма называются ПОСТ СКРИПТУМ (post scriptum) – это латинские слова, которые обозначают «ПОСЛЕ НАПИСАННОГО». Они не обязательно встречаются в письмах, но если вы уже закончили письмо, попрощались с адресатом и подписали свое имя, а потом вдруг решили что-либо добавить, тогда пишется P.S. и добавляются ещё строчки.

4. Практическая работа. Повторение орфограмм.

- А теперь рассмотрим некоторые ошибки, которые допускают дети и некоторые взрослые  при написании письма.

Здравствуйте, дорогие наши дети. (Слово здравствуйте имеет стечение согласных: «вств» - Здравия желаем, от слова здоровье устаревшая форма. Словосочетание «дорогие наши дети» полностью является обращением, запятая ставится перед ним и не ставится внутри словосочетания)

В письмах часто используем:

Слова благодарности: Спасибо. Извините. Заранее благодарю. (Слово извините происходит от слова вина, провинность. Заранее пишется слитно. Благодарю – благо дарю, дар, благодарность)

Слова прощания: До свидания. До встречи. (Пишется раздельно)

5. Первичное закрепление знаний. Работа в группах.

Задание. Нужно исправить ошибки, также вставить пропущенные буквы и поставить знаки препинания.

Здра_ствуй д_р_гая, Гал. Петр.!

Х_тим передать (В)вам привет от Василия Николая, и Марие.

Мы будем проездом в вашем городе, может, заедем в гости.  

Бл_г_д_рим вас за поддержку в трудную минуту.  Сп_сиб_  Ивану Мих. за интересную книгу. Читали всей семьёй.

Сп_сиб_ В(в)ам всем.

(Д_)свидани_ .

С ув., семья Петровых.

4 этап. Формирование новых знаний и умений.  

Учитель: Письмо должно быть запечатано в конверт. Что должно быть на конверте, чтобы письмо дошло до адресата?  (Адрес, марка, индекс.)

- Послушаем сообщение о МАРКЕ.

1. Сообщение подготовленного ученика.

Почтовые марки появились в Англии в 1840 году.

У нас в стране первая почтовая марка была наклеена на конверт в 1845 году. Вернее, даже не наклеена на конверт, а прямо на нем напечатана.

Современные марки – красочные, нарядные, похожие на маленькие картины.

Марки посвящаются важным событиям в жизни страны, великим людям: писателям, художникам, космонавтам, учёным, общественным деятелям, героям войны и др.

first old postmarks

2. Дополнения учителя. А кто знает, что обозначают цифры индекса?

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f7/Russian_postal_codes.svg/720px-Russian_postal_codes.svg.png

Почто́вый и́ндекс — последовательность букв или цифр, добавляемая к почтовому адресу с целью облегчения сортировки корреспонденции, в том числе автоматической.

В России принята 6-значная система, где первые три цифры — код города, а вторые три цифры — номер почтового отделения.

3. Словарная работа. 

- Что такое адрес?  Адрес (фр. adresse и addresser – направлять) – данные о местожительстве человека или местонахождении предприятия, учреждения.

В адресе мы указываем республику, населенный пункт, улицу, номер дома и квартиры.

4. «Мозговой штурм»

Вспомним всем нам известное произведение А.П.Чехова «Ванька». Маленький мальчик пишет письмо дедушке. Затем… послушайте цитату:

«Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку…  Подумав немного, он умакнул перо и написал адрес: На деревню дедушке.

Потом почесался, подумал и прибавил: «Константину Макарычу»

- Можно ли эту запись назвать адресом?

- Что нужно исправить?

5. Практическая работа.

Сейчас каждый должен заполнить конверт. Отправитель – свой домашний адрес. Получатель – адрес школы.

6. Словарная работа.

Адресат – получатель.  

Адресант – отправитель.

Учитель. Мы написали письмо, запечатали его в конверт, подписали конверт. А что дальше? Конечно же, мы сбрасываем письмо в почтовый ящик.

7. Сообщение подготовленного ученика.

Что из себя представлял первый почтовый ящик? На первых порах роль почтового ящика поручили… башмаку. Разбушевавшаяся у берегов Южной Африки в 1500 году стихия отправила на морское дно корабли экспедиции Бартоломеу Диаша, который еще двенадцать лет назад открыл мыс Доброй Надежды. Погиб и сам Диаш. Оставшиеся в живых моряки на уцелевшем судне добрались до суши. Не надеясь на благополучное возвращение домой, они описали случившееся и положили письмо в башмак, который подвесили на прибрежном дереве. В надежде, что тот попадется кому-нибудь на глаза. Так и случилось. Через год моряки обнаружили башмак и послание в нем. Отдав почести погибшим, капитан распорядился возвести здесь часовню. Позднее на этом месте установили памятник первому почтовому ящику в виде башмака весьма внушительных размеров.

Mosselbaai

Почтовый ящик более скромных размеров появился в Австрии в XVII веке, и висел он не на стене, а на ремне, перекинутом через плечо почтальона.

Jean-Jacques Renouard de Villayer

В 1785 г. в Вене был установлен обычный почтовый ящик, украшенный изображением письма и почтового рожка. Вся Западная Европа обзавелась ящиками только в начале XIX века.

На улицах Санкт-Петербурга и Москвы почтовые ящики появились в 1848 году. Их установили у почтовых контор, а с декабря того же года – при мелочных лавках. Поэтому днем рождения российского почтового ящика стали считать 1 декабря 1848 года. Отечественные ящики мастерили тогда из дюймовых досок, обшивали снаружи листовым железом и красили в фирменный (почтовый) синий цвет. Конструкция его оказалась неудобной: без особого труда ящик можно было открыть. К тому же злоумышленники часто уносили почтовые ящики вместе с письмами. На смену пришел ящик из чугуна весом более 40 кг, чтобы не унесли и не взломали. В 1910 году конструктор П.Н.Шабаров разработал ящик с донной дверцей: она открывалась механически, когда к ней прикладывали специальный мешок. Эта система сохранилась до сегодняшнего дня.

8. Релаксация. Чтение учеником наизусть отрывка из стихотворения Евгении Луговской.

Скажете,- письма...
                Да что в них такого?
Письма писать в наше время не ново,
Письма - слова на бумаге и только.
Нет! - Вы ошиблись! И скрыто тут больше.
Каждая строчка в письме - это память.
Каждая мысль отзовется стихами,
Песней зовущей, далекой и звездной,
Будто вернулись ушедшие весны,
Будто бы время свой бег изменило.
Вот она писем волшебная сила.
Рушатся стены, что были меж нами.
Мы не одни.
То, что долго искали,
Вот оно  - Дружба.
Ни стены, 
         ни двери,
                ни расстояния сдержать не сумели.
Надо лишь искренней быть и повсюду,
Как огоньки вспыхнет дружба, как чудо,
В жизни обычной, средь буден и сплетен,
Этот огонь будет нашим ответом!

  1. этап. Подведение итогов урока.

1.Обобщение. Приём «Синквейн».  Тема «Письмо»

Письма

сердечные долгожданные

радуют   волнуют  успокаивают

Написанные от всей души

Радостные весточки

2. Самооценка.

3. Домашнее задание.  Напишите письмо родителям.

4. Рефлексия. 

Не забывайте о своих близких, родных и друзьях. Пишите им письма, рассказывайте о себе, интересуйтесь их жизнью. Как приятно, придя домой, услышать: «А тебе письмо!» Значит, о тебе помнят, хотят поделиться с тобой своей радостью, узнать, как ты живешь.

Вот и закончилось наше путешествие в мир письма и почты.

- Что удалось нам сегодня на уроке?  

- Чем запомнится этот урок?

Приложение 2.

Тема: «Праздники. Святки. То-то радость»

Цель: развитие кругозора учащихся о Новогодних праздниках и приобщение  учащихся к русской традиционной культуре.

Задачи урока:

Образовательные:

- познакомить с обычаями и традициями праздника;

 Воспитательные:

- воспитание  духовно-нравственных качеств в лучших традициях русского народа;

- прививать любовь к чтению, интерес к празднику Святки;

Развивающие:

- развивать умения и навыки выразительного чтения, устной речи.

Планируемые результаты:

Предметные: владеть навыками анализа поэтического произведения.

Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение  речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение;  Помощь в развитии  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и артистических  способностей.

Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, осознание обучающимися стремления к постижению нового.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Оформление класса:

парты расставить буквой «П»,  с правой стороны от доски приготовить стол, накрытый праздничной скатертью, свечи в подсвечнике, зеркало круглое на подставке, самовар, угощения: блины, пряники,  конфеты.

Предварительная работа учителя и учеников:

Выбрали помощников учителя: 2 ведущих (они же хозяин с хозяйкой),  ученики в русских костюмах, мехоноша. Распределение слов для выступлений, репетиция, консультации по подготовке.

Эпиграф к уроку:

Будни – это время, наполненное трудами и заботами.

Праздник – время отдыха, веселья, радости, ощущения полноты жизни.

Пословицы:

«Мы целый год трудились для праздника»

«Жизнь без праздника, что еда без хлеба»

Ход урока.

1 этап. Организация начала урока. Психологический настрой на урок.

Сегодня замечательный день, и мы все замечательные и нарядные! Давайте улыбнёмся друг другу и начнём урок!

2 этап. Мотивация к учебной деятельности.

  1. Слова ведущих:

Ведущий:

Жизнь русских людей в далёком прошлом состояла из череды будней и праздников. Будни – это время, наполненное трудами и заботами. В будни пахали, сеяли, жали, работали в мастерских, воспитывали детей, справляли родины и свадьбы, хоронили покойников. Их отличительной чертой была обыденность домашнего существования, умеренность в еде, простая и удобная одежда. Одним словом, будничная жизнь была «уныло-однообразна с бесхитростными радостями и скорбями».

 

Ведущая:

Будням противопоставлялся праздник – время отдыха, веселья, радости, ощущения полноты жизни. Чередование будней и праздников считалось необходимым для человека, едва ли не главным событием в круговерти жизни: «Мы целый год трудились для праздника»,   «Жизнь без праздника, что еда без хлеба» - любили говорить крестьяне.

    2. Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.

Сегодня, как вы уже догадались, мы поговорим о празднике, как люди вели себя во время праздников, как готовились к праздникам.

Русские люди считали, что любой праздник требует к себе уважения. «День свят – все дела спят». Работа в праздник считалась грехом, неуважением к Богу и святым, а грязная или заваленная снегом деревня, неухоженный дом, плохо одетые люди – неуважение к празднику.

Учитель:

Хозяин и хозяйка  готовы. Вы тоже все красивые и нарядные. Будем праздновать? А что праздновать? Послушаем отрывок из романа в стихах А.С.Пушкин «Евгений Онегин». Внимательно послушайте, там найдёте ответ.

Татьяна верила преданьям

Простонародной старины,

И снам, и карточным гаданьям,

И предсказаниям луны…….

Настали святки. То – то радость!

Гадает ветреная младость,

Которой ничего не жаль.

Перед которой жизни даль

Лежит светла, необозрима;

Гадает старость сквозь очки

У гробовой своей доски,

Всё потеряв невозвратимо;

И всё равно: надежда им

Лжёт детским лепетом своим.

       3. Беседа.  Формулировка темы.  Целеполагание.

- Итак, о каком же празднике мы сегодня будем говорить?

- О Святках.

- Правильно. Поэтому хочу расширить цель нашего урока. Сегодня мы на уроке поговорим о том, как русский народ празднует Святки. Как долго празднует этот праздник. Что интересного происходит во время Святок. Сразу хочу вас предупредить, что о Святках можно рассказывать очень и очень долго, а у нас не так уж и много времени, поэтому мы остановимся только на некоторых моментах. Также обратимся к некоторым произведениям художественной литературы, изобразительного искусства, где говорится именно об этом празднике.

- Ребята, а что вы можете рассказать о Святках?

- Ходят ряженые, устраивают посиделки, девушки гадают…..

- Правильно. А вот ещё кое-что…

3 Этап. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

Ведущий (он же Хозяин дома)

  1. Словарная работа.

Святки - главный зимний праздник, знаменующий собой переход от старого года к новому. Святки длились 2 недели, начинаясь в рождественский сочельник (24 декабря/ 6 января) и завершаясь в день Крещения – 19 января.)

Учитель:

Зимние Святки начинались с колядования. Парни и девушки ходили по деревне и у каждого двора «кликали» Коляду.  

Проводится словарная работа.

Вспомним произведение, где говорится об этом. (Ребята вспоминают эпизоды из произведения Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»).

       2. Релаксация.  (Стук в дверь).

- А вот и гости.  (Заходят несколько учеников, у одного из них в руках мешок, исполняют колядки.  

Мехоноша (ученик с мешком)

Собравшись в назначенное время, группа колядующих выбирала мехоношу (несущего мешок, каковым я являюсь в данный момент) и  направлялась к краю деревни. У первого дома обходчики останавливались под окном и кричали: «Хозяин с хозяюшкой, можно ли коляду покликать?» Получив разрешение, колядующие начинали поздравительную песню. Хозяевам дома песней желали жизненных благ и требовали вознаграждения. Песни адресовались либо всей семье, либо отдельно хозяину или хозяйке.

       3. Практикум. Аналитическая работа с текстом.  

- Выразительное чтение учителя.

- Выразительное чтение ученика.

- Словарная работа.

- Содержание песни. На какие части можно разделить песню?

- Постоянные эпитеты.

Мехоноша.

Требования угощения может сочетаться, как в этом тексте, с благопожеланиями, но эти строки произносятся после того как одаривали колядующих хозяева.

(Хозяин с хозяйкой кладут пряники, конфеты  в мешок мехоноше).

Мехоноша повторяет последние 5 строчек:

Не дари ты нас, хозяин, не рублём и не полтиной!

А если дашь пирога – полон двор живота!

Тебе триста коров, полтораста быков!

На реку они идут – все помыкивают,

А с реки они идут – все поигрывают.

Учитель.

Хозяева поступили правильно. Если обходчики не получали ответа на свою песню или были не удовлетворены дарами, то в адрес хозяев звучали угрозы определённого рода, например, пожелание неурожая:

У скупого мужика

Рожь хороша:

Колоском пуста,

Соломкой густа. –

Или:

На двор чертей, на огород червей.-

Неудоя и утраты скота:

Не подашь пирога,

Так и нет живота.

Хоть и есть, так не в честь:

Пусть дегтем же доят,

И смолою вас цедят!      И другие.

Вывод: Конечно, нехорошие пожелания, но такие тоже встречались, поэтому люди старались встречать и одаривать обходчиков, как это сделали наши хозяева.

Учитель:

Неслучайно святочные вечера в народе ещё называют «страшными». Почему? Как вы думаете?

- Гадали.

- Да, потому что это – время гаданий, попыток узнать своё будущее. Гадают, кажется, на всём, что есть под рукой – на воске, иглах, бобах, кофе и даже на курице. Посмотрите на картину К. Маковского «Святочные гадания»

       4. Работа по учебнику:

А теперь открываем учебники и прочитаем отрывок из баллады В.А.Жуковского «Светлана».

       5. Беседа.  Приём «тонких и  толстых» вопросов.

- Какие гадания перечисляет В.А.Жуковский?

- Какие из этих гаданий вам не понятны?

- Посмотрите на картину К.П.Брюллова «Гадающая Светлана» и другие картины, в которых отражается момент гадания, и скажите, что изображают художники, насколько правдиво они раскрывают святочные гадания? 

        6. Самостоятельные выводы учащихся.

Художники правдиво показали святочные гадания. Обратите внимание на лица девушек, насколько они заинтересованы, они живут в предчувствии чуда. В основном гадают молодые девушки, которые хотели узнать свою судьбу.

Ведущая:

Святочные гадания проводятся  с 25 декабря по 5 января по старому стилю или с 7 января по 19 января по новому стилю. И притом в разное время: вечером, в полночь, а третьи – перед сном: кладут под подушку гребёнку, говоря: «Суженый, ряженый! Причеши мне голову». Суженый является во сне и чешет голову.

Учитель:

Итак, святочные гадания как чрезвычайно яркое явление традиционной культуры, связанное с одним из главных вопросов в жизни человека – вопросом судьбы, доли, явились основой сюжетов или эпизодов литературных произведений русских писателей. К таковым можно отнести В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, М.П.Погодина, П.Бажова и др. Произведения  В.А.Жуковского, А.С.Пушкина мы сегодня уже затронули на уроке, а другие вы прочитаете самостоятельно.

4 этап. Первичное закрепление полученных знаний.   Приём «Кластер»

В центре вопрос «Что мы узнали о святках?»  

5 этап.  Актуализация знаний.  

       1. Проверка домашнего задания.  (Выступление подготовленного ученика).

Есть ещё один  святочный «эпизод» - это так называемые святочные запреты. Так, у восточных славян, в частности у русских, в святочный период не разрешалось заниматься женским рукоделием: прясть, сматывать в клубок нитки, связывать нити и завязывать узлы, ткать. Не принято было в святки также плести лапти, вить верёвки, гнуть какие-либо детали для изготовления утвари и орудий труда, городить изгородь и так далее.

Так верили, что у прядущих в Святки в волосах совьётся колтун, а в их хозяйстве ягнята родятся кривоногими. У тех, кто шьёт в святочный период, дети и домашние животные могут родиться слепыми.

А что остаётся делать, если не работать? Конечно, веселиться. Поэтому собирались в каком-нибудь доме и водили хороводы, играли. То-то радость была для молодёжи! А когда приходили ряженые, тогда начиналось раздолье.

       2. Релаксация.

Заходят ряженые, исполняют частушки.

Хозяйка с хозяином встают и угощают ряженых конфетами и пряниками. Именно так делают в наших деревнях.

      3. Вывод учителя:

Никогда русская деревня не живёт в таком раздолье, как на Святках. Здесь все возрасты принимают участие в весёлости, особенно женщины и девушки. Молодые люди среди игр и веселий выбирают для себя суженых, старики рассказывают про старину; старушки подтверждают разными опытами достоверность гаданий. И всё это совершается вечерами, в полном собрании многих семейств.

6 этап. Подведение итогов урока.

     1.Обобщение. Приём «Синквейн».  Тема «Святки».

Святки

Загадочные, весёлые.

Колядуют, гадают, угощают

От рождественского сочельника до крещения.

Праздник

     2.Самооценка.

     

    3. Рефлексия:   Что удалось нам сегодня на уроке?  

                                Чем запомнится эта встреча?

       

        

                                                   

   

           

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов технологии Развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы

Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо любым учителем-предметником. Технология универсальная и очень интересная. Защищалась по ней на 1 категорию....

Приемы Технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы

В материале кратко описаны некоторые приемы ТРКМЧП. Выступление сопровождается презентацией, представлющей примеры использования приемов данной технологии на уроках....

Работа с текстом с использованием элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы

Актуальность выбранной темы мы видим в том, что технология «Чтение и письмо для развития критического мышления»  позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных ...

«Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы в 5 классе»

В педагогике XXI века в центре стоит личность ученика, развитие которой и является целью образования. Современный педагогический процесс ориентирован на индивидуальный подход к каждому ученику, педаго...

Методическая разработка «Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы»

Систематизация теоретического материала о ТРКМЧП, определение критического мышления, изучение целей и структуры технологии, основных приемов, модели урока в рамках данной технологии. Представлени...

«Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы».

Как организовать на уроке процесс поиска? Как научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и  находить ответы, совершать открытия и радоваться полученному результату?На эти вопрос...