Приемы Технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы
презентация к уроку по литературе на тему

В материале кратко описаны некоторые приемы ТРКМЧП. Выступление сопровождается презентацией, представлющей примеры использования приемов данной технологии на уроках. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Выступление

на методическом совещании

учителей МКОУ СОШ №11

 Аминовой Р.З.,

учителя русского языка и литературы

Тема: «Использование приемов «Технологии критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы»

У каждого из нас есть свой любимый способ обучения и любимый стиль работы. Кто-тоотносится к ученикам-зрителям.., других можно назвать «аудиоучениками»..Кто-то «печатно ориентирован»: учится, читая книги. Кто-то «интерактивен»: учится, взаимодействуя с другими(Г.Драйден, Д.Вос)

Слайд 2

Что такое критическое мышление

Слово критическое происходит от двух греческих слов: "кritike" - искусство судить и "kriterion" - средство для суждения. Понятие «критическое» предполагает оценочный компонент, отнюдь не синонимичный понятию «критика».

Цели технологии РКМ:

-формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.

-развитие таких базовых качеств личности как коммуникативность, креативность, мобильность,

самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

-развитие аналитического, критического мышления. Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.

Слайд 3

Задача

научить учащихся:

• выделять причинно-следственные связи;

• рассматривать новые идеи, знания вкупе с  уже имеющимися;

• отвергать ненужную или неверную информацию;

• определять ложные стереотипы, ведущие к неверным выводам;

• отделять главное от второстепенного;

• обходиться без категоричности в утверждениях.

Коммуникативно-деятельный принцип обучения предусматривает диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.

Слайд 4

В основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:

Фаза вызова   Фаза осмысления Фаза рефлексии

Каждому этапу (фазе) урока соответствуют свои приемы работы. Многие из них универсальны, т.к. применимы на разных этапах

Слайд 5

I. Вызов :

этап направлен на вызов имеющихся знаний и создание положительной мотивации и активности в работе.

«Мозговой штурм» Прием «корзина идей»  Задается прямой вопрос о том, что известно по теме. Каждый учащийся вспоминает и записывает все, что знает. (Мы на уроках делаем это устно)

Прием «Кластер» - по-другому гроздья, схема, которая графически отображает размышления, об изучаемом объекте.

Слайд 6

II.Осмысление:

1.«Инсерт»  Прием «Чтение с пометами»   способствует более внимательному, осознанному чтению. У учащихся формируется умение классифицировать поступающую информацию и выделять новое.

+

материал знаком

V

это ново для меня

-

думал иначе

?

требуется дополнительное разъяснение

2.  Прием «Толстые и тонкие вопросы» (Толстые: кто главный герой рассказа? – тонкие: почему вы считаете, что мальчик совершил плохой поступок?)

Чтение со стопами.

Особенностью его использования в технологии критического мышления является то, что чтение проводится дозировано. После каждой смысловой части делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.

Чтение с остановками

По названию текста определяют, о чем будет текст. Текст читается по частям. После каждой остановки задается проблемный вопрос, вопрос на продолжение сюжетной линии. Затем читают следующую часть.

Приём«Верные – неверные утверждения»

Используется на стадии вызова, предлагается несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая.

Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты.

На одном из следующих уроков возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить какие из утверждений были верными, можно на стадии рефлексии.

Слайд 7

III.

Рефлексия

прием «Синквейн».  Предлагаю составить белый стих на основе текста о критическом мышлении. «Диаманта» Приемы написания стихотворений по алгоритму: синквейна, хокку, диаманты, письмо, эссе - развивают поэтические способности учеников.

Каждому этапу (фазе) урока соответствуют свои приемы работы. Многие из них универсальны, т.к. применимы на разных этапах.

Синквейн:

Ленский
наивный, безрассудный
любит, ревнует, стреляется

благородный, душевно чистый человек

Романтик

Онегин

Умный, разочарованный

Читает, отвергает, путешествует

Страдающий эгоист.

«Лишний человек»

Диаманта: если объединить 2 синквейна

Ленский
наивный, безрассудный
любит, ревнует, стреляется
благородный, душевно чистый человек / Страдающий эгоист.

Читает, отвергает, путешествует

Умный, разочарованный

Онегин

Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема): учащийся выбирает себе роль героя, от имени которого пишет текст. (указав, кому предназначено письмо: родителям, учителю, одноклассникам).

Слайд13

В/д

Итак, на сегодняшний день технология критического мышления является самой простой для реализации в тех условиях, в которых мы находимся.

Считается, что в русле компетентностного подхода к обучению данная технология является не только актуальной, но и результативной.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов технологии Развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы

Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо любым учителем-предметником. Технология универсальная и очень интересная. Защищалась по ней на 1 категорию....

Работа с текстом с использованием элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы

Актуальность выбранной темы мы видим в том, что технология «Чтение и письмо для развития критического мышления»  позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных ...

«Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы в 5 классе»

В педагогике XXI века в центре стоит личность ученика, развитие которой и является целью образования. Современный педагогический процесс ориентирован на индивидуальный подход к каждому ученику, педаго...

Методическая разработка «Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы»

Систематизация теоретического материала о ТРКМЧП, определение критического мышления, изучение целей и структуры технологии, основных приемов, модели урока в рамках данной технологии. Представлени...

Презентация "Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы"

Из опыта работы с технологией развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы....


 

Комментарии