Методическая разработка "Приемы технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы"
методическая разработка по теме

Микушева Татьяна Альбертовна

Методическая разработка "Использование приемов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках литературы" была представлена на муниципальном конкурсе "Инноватика в образовании (Диплом III степени) и на всероссийском конкурсе "Педагогические инновации" (Диплом I степени). Конспекты уроков можно посмотреть по следующим ссылкам

http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/chto-nuzhno-cheloveku-dlya-schastya-urok-vneklassnogo-chteniya-po-rasskazu

 

http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/mir-v-kotorom-nam-predstoit-zhit-urok-po-rasskazu-rbredberi-8-klass

 

http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/proshchenie-i-vechnyi-priyut-urok-razmyshlenie-o-sudbe-mastera-v-finale-ro

 

http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/urok-v-tekhnologii-rkmchp-obraz-pechorina-v-epizode-pogonya-v-romane-myule

 

http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/chelovek-i-istoriya-urok-vneklassnogo-chteniya-po-rasskazu-vnabokova-poses

разработка 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_rkmpch_na_urokah_literatury.doc155 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение ………………………………………………………………………...3

I глава. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и ее приемы на уроках литературы. Из опыта работы.………………………………...4

II глава

Что нужно человеку для счастья? Урок-размышление по рассказу Рея Брэдбери «Каникулы». (8 класс)…………………………………………………………………………15

Анализ эпизода «Последняя встреча Базарова с Одинцовой». Конспект урока по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети» (10 класс)………………………………………………….....21

Человек и история. Урок-размышление по рассказу Владимира Набокова «Посещение музея». (10 класс)………………………………………………………………………………25

Опорный конспект к уроку «Человек и история» по рассказу В.В.Набокова «Посещение музея»…………………………………………………………………………………………..35

Мир, в котором нам предстоит жить. Урок внеклассного чтения по рассказу Р.Брэдбери «Время, вот твой полет». (10 класс)………………………………………………………….43

Загадки  рассказа Виктора Пелевина «Зигмунд в кафе». Урок внеклассного чтения. Конспект урока. (11 класс)……………………………………………………………………56

Введение

        В настоящее время не надо никого убеждать в необходимости перехода к личностно-ориентированному обучению. Всем становится ясно, что не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни, сейчас нужно не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения. Поэтому любые поиски новых форм уроков становятся актуальными.

        Особенный интерес представляет для уроков литературы технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Именно эта технология обращает внимание на текст, как никакая другая. Основой ее является коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.

Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективное оценивание положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте. Простые и чрезмерные обобщения, клише, штампы, неподтвержденные предположения не всегда точны и могут вести к формированию стереотипов.

        В работе мною представлен опыт  использования технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках литературы, показана основная модель урока по технологии РКМЧП, приемы и методы с наглядными  примерами их использования, обращено внимание на новую роль учителя как координатора этого процесса. Во второй части представлены разработки уроков, где технология РКМЧП является методологической базой.

I глава

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и ее приемы на уроках литературы. Из опыта работы

Что такое критическое мышление? Этот вопрос задают и учителя, которые только начинают экспери ментировать с новыми педагогичес кими подходами, и коллеги с нема лым практическим опытом именно в области критического мышления. Дать определение этого термина весь ма непросто: слишком много различ ных параметров он в себя включает. Может начать с ответа на вопрос: что критическим мышлением не является? Итак, критическим мышлением не является:

1)простое запоми нание, несмотря на то, что запоминание - важнейшая мыс лительная операция, без которой невозможен учебный процесс;

2)пониманием сложных идей, над которыми, чтобы осознать, а критическое мышление происходит тогда, когда новые, уже понят ные идеи проверяются, оценивают ся, взвешиваются и применяются.

3)творческое, или инту итивное, мышление.

Предлагае мое учеными определение критического мышления состоит из пяти пунктов.

Во-первых, критическое мышле ние есть мышление самостоятель ное. Каж дый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от осталь ных. Критическое мышление не обяза но быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идею или убеж дение другого человека как свои соб ственные. Кри тически мыслящий человек не так уж редко разделяет чью-то точку зре ния, но мышление может быть кри тическим только тогда, когда оно но сит индивидуальный характер.

Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конеч ным пунктом критического мышле ния. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.

В-третьих, критическое мышле ние начинается с постановки воп росов и уяснения проблем, которые нужно решить. Человеческие суще ства любопытны по своей природе. Мы замечаем что-то новое - и хотим узнать, что это такое.

В-четвертых, критическое мыш ление стремится к убедительной ар гументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и. подкрепляет это реше ние разумными, обоснованными до водами. Аргументация выигрывает, если учитывает существование возможных - контраргументов, которые либо оспариваются, либо признаются допустимыми. Признание иных точек зрения только усиливает аргументацию.

И, наконец, в-пятых, критическое мышление есть мышление социаль ное. Всякая мысль проверяется и от тачивается, когда ею делятся с другими. Удовлетворение от результата может быть достигнуто только в чьем-то присутствии. Когда мы спорим, чи таем, обсуждаем, возражаем и обме ниваемся мнениями с другими людь ми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию.

Поэтому, работая в русле крити ческого мышления, педагог использует на своих занятиях всевозможные виды парной и груп повой работы, включая проведение дебатов и дискуссий, а также раз личные виды публикаций письмен ных работ учащихся. Поэтому уде ляется внимание выработке качеств, необходимых для продуктив ного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответствен ности за собственную точку зрения.

Итак, критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

 

Работа в технологии РКМЧП требует от педагога  ставить перед собой задачи научить школьников:

  1. выделять причинно-следственные связи;
  2. рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
  3. отвергать ненужную или неверную информацию;
  4. делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
  5. избегать категоричности в утверждениях;

  1. отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом.

Концептуальные особенности

  1. Целью образования являются не объем знаний или количество информации, а умение ученика управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.
  2. Задачей учащего должно быть не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.
  3. Коммуникативно-деятельный принцип обучения предусматривает диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.
  4. В критическом мышление главное не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.
  5. Простые и чрезмерные обобщения, клише, штампы, неподтвержденные предположения не всегда точны и могут вести к формированию стереотипов.

Три стадии урока

Технология РКМЧП – надпредметная, она применима в любых программе и предмете.

В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).

Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал, и др.

Третья стадия – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Организация урока. Основой является работа учащихся в динамических парах и группах.

Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение. 

 Когда познакомишься с приемами технологии РКМЧП, подкупает прежде всего то, что приоритетная роль отводится тексту.  Его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, обсуждают, наконец, сочиняют.

Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование.

Роль учителя – в основном координирующая.

Приемы РКМЧП на уроках литературы.

 

Главное в технологии – трехэтапная структура урока. Иногда одного урока не хватает для ее реализации. Все этапы технологии РКМЧП не обязательно имеют место на од ном уроке, это может быть серия уроков. Но очень важ но, чтобы цикл «вызов - осмысление содержания  рефлексия» был завершен и имел выход на следующий«вызов».

Не важен набор и последовательность приемов. Можно использовать те приемы, к которым привыкли учи теля. Главное, чтобы они способствовали достижению ос новных целей, которые ставит учитель и ученики.

Сами приемы можно и нужно использовать по мере необходимости для достижения конкретных целей, придерживаясь идеи: приоритет мнения каждого ученика, важ ность каждого суждения, неавторитар ность учителя, опора новых знаний на имеющийся опыт. Это не может суще ствовать отдельно и использоваться от случая к случаю. Хотелось  бы остановиться на уроках, которые можно объединить  в одну группу.

Уроки анализа эпизодов.

В старших классах, когда изучаются объемные произведения русской классики, уроки анализа эпизода предусмотрены в программе. Чаще всего это уроки развития речи, где учитель сначала вместе с учащимися анализирует эпизод, потом готовит их к сочинению, и затем они его пишут. План у всех на столе. Учитель разъясняет все пункты, сочинения получаются гладкие, но все одинаковые. Если посмотреть на это по-другому? Обычно для анализа классические методики предлагают нам очень важные отрывки, которые как-то по-новому раскрывают нам образ главного героя или его окружение. Это ли не идеальный для технологии РКМЧП вариант? Именно урок анализа эпизода можно разбить на три стадии: вызова, осмысления и рефлексии.

Начнем со стадии вызова. Мы уже многое знаем о герое художественного произведения из предыдущих уроков. Вызовом может быть ответ на вопросы, что мы знаем о герое, какой он, почему он такой? Можно использовать уже ставший классическим прием «Знаю – хочу узнать – узнал». В этой стадии можно заполнить первые две колонки таблицы. К третьему столбику таблице нужно обязательно вернуться на стадии рефлексии.

Что знаю о герое?

Хочу узнать

Что нового узнал?

Вот пример использования такой таблицы на уроках по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»:

Что знаю о герое

Хочу узнать

Что нового узнал

Печорин

Холодный светский молодой человек

Равнодушный

Высокомерный

Умный смелый офицер

Живет для себя

Учащиеся могут работать сначала самостоятельно, потом в парах или в группах. Когда учащиеся объединяются, происходит приращение мнений о герое за счет другого ученика, под сомнение ставятся личные взгляды, возникают вопросы и сомнения, которые и отразятся во втором столбике.

Что знаю о герое?

Хочу узнать

Что нового узнал?

Печорин

Холодный светский молодой человек

Равнодушный

Высокомерный

Умный смелый офицер

Живет для себя

Не может любить (сомневаюсь)

Он всегда носит маску равнодушия (сомневаюсь)

Может ли Печорин испытывать страсть и другие сильные чувства?

Может в глубине души Печорин совсем другой человек? И др.

В стадии вызова можно использовать прием «Кластера». У каждого человека есть потребность в самовыражении. Это возможно через рисунки. Поэтому можно предложить ребятам оформить свою информацию - составить кластеры. Кластеры - это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связи между объектами и явлениями. В центре листа пишется слово (тема, проблема). Далее вокруг этого слова записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой или которые уже выбрал из текста. Это дает общее представление учащихся о герое, какой он.  

Например работа по образу князя Болконского в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»:

?

Критический ум, интеллект  

?

Смелый, собранный (???)

Не испытывает сильных чувств   (???)

Не любит светское общество

Князь, офицер, мечтающий о славе

Андрей Болконский

Вид кластера может быть произвольным. Пустые фигуры и знаки вопросов требуют учащихся задавать вопросы, которые их интересуют. Несколько знаков вопроса могут показывать сомнение в данном высказывании и требует дополнительного комментария.

Так может выглядеть окончательно заполненный кластер.

Может ли герой испытывать чувства ?

Критический ум, интеллект  

Как поведет себя герой во время опасности?

Смелый, собранный, но увидим ли мы примеры его смелости?

Не испытывает сильных чувств. Может судьба приподнесет ему эти чувства?  

Не любит светское общество

Князь, офицер, мечтающий о славе

Андрей Болконский

Второй стадией урока является стадия осмысления. Непосредственное чтение эпизода  – основа урока. И здесь нет ничего лучше, чем прием  «Инсерт». 

«Инсерт» - прием маркировки текста. Учащимся предлагают систему маркировки текста, предполагающая следующие значки:

"V" - то, что известно;

"- - то, что противоречит представлениям читающих;

"+" - то, что является новым;

"?" - ставится тогда, если у читателя возникло желание узнать о том, что описано, более подробно.

Эти пояснения значков, принятых в технологии больше подходят к информационному тексту. Я немного меняю их:

"V" - то, что понятно;

"-" - то, что противоречит моим представлениям о герое;

"+" - то, что является новым;

"?" – мне непонятно, хочу разобраться.

Чтобы было удобно маркировать текст, лучше иметь специально заготовленный вариант, где было бы место для значков.

Например, так может выглядеть отрывок из романа «Герой нашего времени», над которым уже поработали учащиеся:

Я как безумный выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса, которого водили по двору, и пустился во весь дух по дороге в Пятигорск. Я беспощадно погонял измученного коня, который храпя и весь в пене, мчал меня по каменистой дороге.        Солнце уже спряталось в черной туче, отдыхавшей на гребне западных гор; в ущелье стало темно и сыро. Подкумок, пробираясь по камням, ревел глухо и однообразно.

Я скакал, задыхаясь от нетерпения. Мысль не застать ее в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце! – одну минуту, еще одну минуту видеть ее, проститься, пожать ей руку… Я молился, проклинал, плакал, смеялся… нет, ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния!..  При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете – дороже жизни, чести, счастья! Бог знает какие странные, какие бешеные замыслы роились в голове моей… И между тем я все скакал, погоняя беспощадно. И вот я стал замечать, что конь мой тяжелее дышит; он раза два уж споткнулся на ровном месте… Оставалось пять верст до Ессентуков, казачьей станицы, где я мог пересесть на другую лошадь.          

Все было бы спасено, если бы у моего коня достало сил еще на десять минут. Но вдруг, поднимаясь из небольшого оврага, при выезде из гор, на крутом повороте, он грянулся о землю. Я проворно соскочил, хочу поднять его, дергаю за повод – напрасно; едва слышный стон вырвался сквозь стиснутые его зубы; через несколько минут он издох; я остался в степи один, потеряв всякую надежду. Попробовал иди пешком – ноги мои подкосились; изнуренный тревогами дня и бессонницей, я упал на мокрую траву и как ребенок заплакал.         

Я долго лежал неподвижно, и плакал, горько, не стараясь удерживать слез и рыданий; я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие – исчезли как дым. Душа обессилела, рассудок замолк, и если б в эту минуту кто-нибудь меня увидел, он бы с презрением отвернулся.         

Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горящую голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял, что гнаться за погибшим счастьем бесполезно  и безрассудно. Чего мне еще надобно? – ее видеть? – зачем? Не все ли еще кончено между нами? Один горький прощальный поцелуй не обогатит моих воспоминаний, а после него нам только труднее будет расставаться.         

Мне, однако, приятно, что я могу плакать! Впрочем, может быть этому причиной расстроенные нервы, ночь проведенная без сна, две минуты против дула пистолета и пустой желудок.          Все к лучшему! Это новое страдание, говоря военным слогом, сделало во мне счастливую диверсию. Плакать здорово; и потом, вероятно, если б я не проехался верхом и не был принужден на обратном пути пройти пятнадцать верст, то эту ночь сон не сомкнул бы моих глаз.

        Я возвратился в Кисловодск в пять часов утра, бросился на постель и заснул сном Наполеона.

V

-

?

+

?

V

V

-

+

Учащиеся могут не понимать чего-то в тексте, сомневаться в поведении героев, задавать вопросы, иметь свое мнение, пытаться комментировать свою позицию.

Во время стадии осмысления можно продолжать таблицу «Знаю – хочу узнать – узнал», о котором мы уже говорили,  или вести «Двойной дневник».

Вот пример такой работы на уроке по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»:

Фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление (согласие, протест или непонимание)

Комментарий. Что заставило меня сомневаться? Почему? Какие мысли и ассоциации у меня возникли?

Я как безумный выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса

Я молился, проклинал, плакал, смеялся… нет, ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния!..  

При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете – дороже жизни, чести, счастья! Бог знает какие странные, какие бешеные замыслы роились в голове моей

я упал на мокрую траву и как ребенок заплакал.

Я согласен с тем, что Печорин называет себя безумным, ведь такое поведение несвойственно герою.

Я сомневаюсь, разве Печорин может испытывать такие чувства?

Не понимаю, почему он боится потерять Веру?

Почему Печорин заплакал как ребенок?

На стадии рефлексии можно предложить учащимся  творческие работы, где они учатся творчески интерпретировать информацию. Необходимо так построить урок, чтобы в конце урока учащемуся пришлось определиться в собственной позиции. Например, на данном уроке, перед ребятами встает вопрос, какую роль играет это эпизод в раскрытии образа Печорина. Одни учащиеся приходят к выводу, что в этом эпизоде Печорин как бы снимает маску, другие считают, что герой ведет себя так под влиянием внешних обстоятельств, поэтому он быстро приходит в себя. В методической литературе предлагается такой вид творческой работы, как письмо. Учащиеся могут  написать письмо от имени Печорина, ведь он поскакал за Верой после прочтения письма от нее. Пусть ребята от имени героя объяснят его поведение.

        В работе над эпизодом «Андрей Болконский на Аустерлицком сражении» можно предложить написать письмо от имени раненого Андрея или офицера, ставшего свидетелем ранения Болконского.

Вот некоторые эпизоды, анализируя  которые, учитель может применить технологию РКМЧП:

  1. Последнее объяснение Онегина с Татьяной в романе «Евгений Онегин»;
  2. Эпизод погони Печорина в романе «Герой нашего времен»;
  3. Последняя встреча Базарова с Одинцовой в романе «Отцы и дети»;
  4. Чтение Евангелия в романе «Преступление и наказание»;
  5. Андрей Болконский на Аустерлицком сражении в эпопее «Война и мир» и др.

Уроки внеклассного чтения.

Вторая группа уроков - это уроки внеклассного чтения. Перед учителем и учащимися часто встает вопрос: где найти время и возможность читать произведения зарубежных и современных авторов? К тому же школьные библиотеки испытывают нехватку текстов, чтобы обеспечить ими всех учащихся. Да и что скрывать, желания читать у современных учащихся становится все меньше и  меньше. На помощь могут прийти произведения малой формы, с которыми можно познакомиться прямо на уроке. А проблемы, поднимаемые в этих небольших произведениях, не менее важные, чем в объемных повестях и романах. Конечно, подготовка к такому уроку требует от учителя времени и сил.

Самым эффективным приемом является "Чтение с остановками". Материалом для использования приема "Чтение с остановками" служит повествовательный текст. Непременное условие для использования данного приема - найти оптимальный момент в тексте для остановки. Эти остановки - своеобразные границы: по одну сторону - известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий. Этот прием требует не только серьезной корректировки собственного понимания, но иногда даже отказ от прежней позиции. Но отказ не под чьим-то влиянием, а в результате личной работы с текстом, самостоятельного освоения нового. Данный прием содержит все стадии технологии:

I стадия - вызов. На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе учащиеся должны предположить о чем будет текст.

IIстадия - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмыслении) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"

III стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы,  творческие работы.

Рекомендации по использованию приема "Чтение с остановками" 

1. Текст должен содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри.

2. При чтении важно найти оптимальный момент для остановки.

3. После каждой остановки необходимо задавать вопросы разных уровней. Последним должен быть задан вопрос "Что будет дальше и почему?"

Примером такого рассказа может служить рассказ Р.Брэдбери «Время, вот твой полет».

Р. Брэдбери «Время, вот твой полет».

Долгие годы пронеслись ветром мимо их разгоряченных лиц.

   Машина Времени остановилась.

   - Год тысяча девятьсот двадцать восьмой, - сказала Джанет.

      Мистер Филдс вышел из состояния неподвижности.

   - Помните,  вы прибыли сюда наблюдать жизнь этих древних людей.  Всем интересуйтесь, обо всем размышляйте, все наблюдайте.

   - Хорошо,  -  ответили девочка и два мальчика,  все трое в новенькой,защитного цвета форме.  У детей все было одинаковое - стрижка,  наручные часы,  сандалии и,  хотя они не были родственниками,  цвет волос,  глаз,зубов и кожи.

   …

   Это был городок в штате Иллинойс.  Было раннее весеннее  утро,  и  по улицам стелился холодный туман.

   В дальнем конце улицы появился мальчик,  он бежал  по  направлению  к ним,  и на него светила последним светом мраморно-кремовая луна.  Где-то вдалеке пробили пять раз часы. Мальчик пробежал мимо невидимой для него Машины

Времени,  остановился и,  глядя на  самое  высокое  окно  темного  дома, кого-то позвал.

   Окно открылось.  По крыше сполз и спрыгнул на землю  другой  мальчик. Оба, с набитыми бананом ртами, убежали в темное холодное утро.

   - Бегите за ними,  - прошептал мистер Филдс. - Изучайте их поведение. Ну, быстрей!

Остановка 1.

- Вы уже поняли, что дети прилетели из будущего в начало 20 века. Подумайте, что поразило их в прошлом, в которое они попали? Какие явления им будут непонятны?

   Джанет, Уильям и  Роберт  помчались…  Повсюду загорался и  гас  свет,  негромко хлопали  двери,  и другие дети бросались поодиночке или задыхающимися от спешки  парами  вниз  по  склону  холма,   к   каким-то   поблескивающим

голубоватым рельсам.

   - Вот он, идет!

   …Несколько мгновений - и небольшой огонек вдали,  на  блестящих  рельсах, стал громом, извергающим пар.

   - Что это? - завизжала Джанет.

   - Поезд,  глупышка,  ты  же  такие  видела на картинках!  - прокричал Роберт.

   И дети,  прибывшие из будущего, увидели, как с поезда сходят, заливая могучими дымящимися водами мостовую,  поднимая в холодное утреннее  небо вопросительные знаки хоботов,  огромные серые слоны. С длинных платформ,

красные и золотые, скатывались неуклюжие фургоны. В заколоченной в ящики тьме ревели, меряя ее шагами, львы.

   - Ой! Да ведь это цирк! - задрожала Джанет.

   - Цирк, по-твоему? А куда он делся?

   - Туда же, куда и Рождество, наверно. Просто исчез давным-давно…

   - Какой он ужасный, правда?

   Мальчик стоял ошеломленный.

   - Уж это точно.

   В первых  слабых  лучах  зари  раздавались  громкие  мужские  голоса. Подтянули спальные вагоны,  из окон на детей смотрели, моргая, заспанные лица. Как дождь камней, простучали по улице лошадиные копыта.

   За спиной у детей вырос мистер Филдс.

   - Мерзость, варварство держать зверей в клетках. Знай я, что вы такое здесь увидите,  ни за что бы с вами  сюда  не  отправился.  Это  действо буквально леденит кровь.

   - Да,  конечно.  - Однако взгляд у Джанет был отсутствующий. - И в то же время, мистер Филдс, это напоминает чем-то гнездо червей. Мне хочется изучить его.

   - Не знаю,  - сказал Роберт;  глаза его бегали, а руки дрожали. – Все это похоже на сумасшествие.  Может быть,  если мистер Филдс разрешит, мы бы попробовали написать сочинение...

   Мистер Филдс кивнул.

   - Рад, что вижу серьезное отношение, что вы смотрите в корень, хотите по-настоящему понять этот  ужас.  Хорошо  -  сегодня  после  полудня  мы посмотрим цирковое представление.

Остановка 2.

- Как отнесутся ребята к живым зрелищам? А вам не кажутся они дикостью?

   - Меня, кажется, стошнит, - сказала Джанет.

   Машина Времени зажужжала.

   - Так вот что такое цирк, - продолжала она сумрачно.

   Тромбоны оркестра умерли в их ушах.  Последним,  что они видели, были леденцово-розовые гимнасты, вихрем крутящиеся на трапеции, между тем как на арене кричали и подпрыгивали обсыпанные мукой клоуны.

   - Нет, конечно, психовидение лучше, - медленно проговорил Роберт.

   - Эти ужасные запахи,  это волнение...  - Джанет заморгала.  -  Очень вредно для детей,  правда? И рядом с детьми сидят взрослые. Матери, отцы - вот как называли их дети. Все так странно!

   …

   Словно сбрасывая оцепенение, Джанет тряхнула головой.

   - Мне нужно все это увидеть снова. Я не разобралась в их побуждениях. Мне нужно снова пробежать через городок в то раннее утро. Холодный ветер в лицо...  тротуар под ногами...  прибывающий поезд с цирком. Может, это

воздух и ранний час побудили детей подняться и  побежать  смотреть,  как прибывает поезд?  Или же причиной было что-то другое?  Мне нужно еще раз увидеть  события  в  их  последовательности.  Почему   дети   были   так

взволнованы? Я что-то упустила.

Остановка 3.

- Дети из будущего не знают родителей. Что должно их поразить, какие явления, связанные с семьей,  им могут быть непонятны?

   - Они все так улыбались, - сказал Уильям.

   - Что такое летние каникулы?  Я слышала,  как дети о них говорили…

   - Все лето дети носились как безумные,  избивали друг друга - вот что такое летние каникулы, - ответил ей мистер Филдс.

   - Лучше  Государственного  Трудового  Детского  Лета  ничего  быть не может, - проговорил ослабевшим голосом, глядя в пустоту, Роберт.

   Машина Времени остановилась опять.

   - Четвертое Июля (1),  - объявил мистер Филдс. - Год тысяча девятьсот двадцать восьмой.  Древний праздник, когда люди устраивали взрывы, чтобы отрывать друг другу пальцы.

   …  В воздухе шипели и крутились огненные  колеса,

на каждом крыльце смеющиеся дети что-то бросали вверх, и слышалось: бах, бах!

   - Не убегайте! - закричал мистер Филдс. - Не пугайтесь, это не война!

   Но лица у Джанет, Роберта и Уильяма становились от фонтанов холодного огня то белыми, то розовыми, то голубыми.

   - Мы и не испугались, - стоя неподвижно, сказала Джанет.

   - К  счастью,  -  заявил  мистер  Филдс,  -  сто лет назад фейерверки запретили, положили конец всем этим взрывам.

   Дети танцевали…  белым бенгальским огнем писали на ночном летнем воздухе свои имена и заветные мечты.

   - Мне  бы  тоже  хотелось  так делать,  - сказала Джанет негромко.  - Писать в воздухе  свое  имя…

   - Что, что? - Мистер Филдс не расслышал.

   - Ничего, - сказала Джанет.

   - Бах!  -  шептали  Уильям  и  Роберт,  стоя  под  ласковыми  летними деревьями,  в  темноте  не  отрывая взгляда от красных,  белых,  зеленых огоньков на чудесных летних газонах. - Бах!

Остановка 4.

- Предположите, какой будет финал рассказа.

   Октябрь.

   В последний раз Машина Времени остановилась в месяце горящих листьев. Люди с тыквами и кукурузными стеблями в руках спешили  в  сливающиеся  с темнотой дома. Танцевали скелеты, носились летучие мыши, пылали свечи, а

в пустых передних за открытыми дверями домов  раскачивались  подвешенные яблоки.

   - Халлоуин,  - сказал мистер Филдс.  -  Апогей  ужаса.  Это  был  век суеверий, как вы знаете. Потом сказки братьев Гримм, призраки, скелеты и вся прочая  чушь  были  запрещены.  Вы,  дети,  слава  богу,  выросли  в

очищенном от заразы мире,  где нет ни теней, ни призраков. У вас другие,достойные праздники - День Рождения Уильяма К.  Чаттертона,  День Труда, День Машин.

   Стояла октябрьская ночь… они прохаживались возле того же дома, всматривались в темноте в пустые тыквы

с вырезанными в них треугольными  глазами,  в  маски,  выглядывающие  из темных  чердаков  и  сырых  подвалов.  А  внутри дома,  подумать только, собрались дети и,  сидя на корточках,  смеялись, рассказывали друг другу

разные истории!

   - Я хочу быть с ними, - сказала наконец Джанет.

   - Конечно, как социолог, - сказали мальчики.

   - Нет, - сказала она.

   - Что? - спросил мистер Филдс.

   - Нет, просто хочу быть в этом доме, хочу здесь остаться, хочу видеть все это и быть здесь и больше нигде, хочу, чтобы были хлопушки, и тыквы, и цирк,  хочу,  чтобы было Рождество,  был день святого Валентина,  было

Четвертое Июля - такие, какими мы их здесь видели.

   - Это переходит все границы... - начал мистер Филдс.

   Но внезапно Джанет сорвалась с места.

   - Роберт, Уильям, бежим!

   Мальчики бросились за ней.

   - Стойте! - закричал мистер Филдс. - Роберт! Ага, Уильям, ты попался! -  Он успел схватить Уильяма,  но другой ускользнул.  - Джанет,  Роберт, сейчас же вернитесь!  Вас не переведут в седьмой класс!  Вы провалитесь,

Джанет, Роберт - Р_о_б_е_р_т!

   Бешеный порыв октябрьского ветра пронесся по улице и исчез  вместе  с двумя детьми среди стонущих деревьев.

   Уильям вырывался и пинал мистера Филдса ногами.

   - И ты за ними,  Уильям?  Нет,  ты вернешься со мной домой! А те двое еще очень пожалеют.  Захотели остаться в прошлом?  - Мистер Филдс кричал уже  во  весь  голос.  - Ну что ж,  Джанет и Роберт,  оставайтесь в этом ужасе,  хаосе!  Пройдет  всего  лишь  несколько  недель,  и  вы,  плача,прибежите  сюда,  ко мне.  Но меня здесь не будет!  Я покидаю вас в этом мире - и сходите здесь с ума, если вам так хочется.

   Он потащил Уильяма к Машине Времени. Мальчик рыдал.

   - Пожалуйста, мистер Филдс, ну пожалуйста, не берите меня больше сюда на экскурсии...

   - Замолчи!

   Мгновение - и Машина Времени унеслась назад,  в будущее,  к подземным городам-ульям,   к   металлическим   зданиям,    металлической    траве, металлическим цветам.

   - Прощайте, Джанет, Боб!

   Словно вода,  заливал  улицы  городка  холодный октябрьский ветер.  И когда он стих,  за всеми  детьми,  приглашенными  и  неприглашенными,  в масках или без масок, уже затворились двери домов, к которым принесло их

его могучее течение.  …

   А внутри просторного дома,  при свечах,  кто-то наливал всем холодный яблочный сидр, наливал каждому, не спрашивая, кто он и откуда.

Учитель составляtт вопросы, полагаясь на собственный опыт и свое представление, главное, последний вопрос на каждой остановке должен мотивировать предположение , что будет в следующем отрывке.

На стадии рефлексии можно использовать такие приемы: "Толстые и тонкие вопросы", составление кластера, синквейн, «Письмо по кругу».

"Толстые и тонкие вопросы". Вопросы, на которые легко ответить "да" или "нет", но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Тем не менее, мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий вопросы, требует от него однозначного ответа.

Поэтому учащихся необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не возможно (Толстые вопросы). Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении - демонстрация пройденного.

«Письмо по кругу». Можно разделить ребят на группы и дать каждому листок с именем героя. Каждый должен написать свое предложение или словосочетание, характеризующее этого героя, и передать по часовой стрелке сидящему рядом. Заполнять листки нужно до тех пор, пока листки не сделают круг. Это будет точка отсчета, от которой можно будет начинать работу.

Синквейн. Художественной формой письменной рефлексии является СИНКВЕЙН. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует вдумчивости и богатого понятийного запаса. Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществить рефлексию на основе полученных знаний.

Правила написания

1. Одно слово – имя существительное - тема синквейна

2. Два слова – прилагательные, которые могут быть соединены союзами или предлогами

3. Три слова – глаголы

4. Четыре слова – предложение, которое выражает своё отношение к первой строке, теме синквейна

5. Одно слово – ассоциация к первой строке – теме синквейна.

Пример Синквейна на уроке по рассказу по рассказу Р. Брэдбери «Время, вот твой полет»

1._____________Каникулы_____________________________

2._____________Беззаботные, веселые, летние_____________________________

3._____________Гулять, купаться, играть_____________________________

4._____________Нужно быть всегда с людьми__________________________

5.______________Счастье____________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Приемы технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках литературы"

Презентация, представленная на VIII педагогических чтениях "Интеграция гуманитарных дисциплин: традиции и инновации",  содержит основные положения методической работы "Использование приемов техно...

Применение технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы как одной из ведущих технологий внедрения ФГОС.

Цель: Осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления с целью повышения эффективности обучения и развития мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в уче...

Презентация "Применение технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы"

Презентация "Применение технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы"...

Использование технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках литературы

Данная работа может быть полезна не только педагогам, работающим по этой технологиии, но и всем (родителям учеников, молодым педагогам), кто заинтересован в "качестве" уроков литературы...

Доклад «Применение технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы»

Методика формирования критического мышления открывает большие возможности для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы, для выработки у них навыков анализа текста и раз...

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы.

Статья, посвящена технологии развития критического мышления  через чтение и письмо на уроках литературы с примерами конспектов...


 

Комментарии

Монгуш Екатерина Михайловна

Спасибо. Понравилось применение РКМЧП на уроках (собственные наработки)