Главные вкладки

    Применение технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы как одной из ведущих технологий внедрения ФГОС.
    проект по теме

    Публичко Валентина Алексеевна

     

    Цель: Осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления с целью повышения эффективности обучения и развития мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений в связи с требованиями ФГОС).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_proekt.doc320 КБ

    Предварительный просмотр:

    Педагогический проект.

    Паспорт работы:

    1. Полное название:

            Применение технологии критического мышления  через чтение и письмо на уроках литературы как одной из ведущих технологий внедрения ФГОС.

    1. Организация - заявитель: МБОУ СОШ №12
    2. Авторы работы: Кульдяева Людмила Владимировна, Публичко Валентина Алексеевна.
    3. География работы: Территория школы №12 (5-а класс – программа «Школа 2100», 10-б класс программа гуманитарного профиля)
    4. Краткое описание, цели и задачи:

            Цель: Осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления с целью повышения эффективности обучения и развития мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений в связи с требованиями ФГОС).

                 Задачи:    

    1. Познакомиться с технологией развития критического мышления (ТРКМ)

    2. Приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ

    3. Наметить пути использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности и реализовать их в соответствии с требованиями ФГОС.

    1. Описание и обоснование работы:

            Обучение в современной школе чаще всего направлено на передачу детям определённого объёма знаний и отработку навыков. Но всем известно, что усвоение готовых знаний и воспроизведение заданных действий, закрепляет лишь репродуктивное мышление и память. Школьники привыкают к исполнительной деятельности «приказано - выполняй». Традиционное классно - урочное обучение порой бывает монотонно и однообразно. Монотонность - одна из основных причин снижения мотивации к учению. Размышляя таким образом, приходим к выводу, что необходимо разнообразить и активизировать школьную жизнь.

            Методика формирования критического мышления открывает большие возможности для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы для выработки у них навыков анализа текста и развития эмоциональной восприимчивости.

            Продуктом нашего проекта являются методические разработки уроков для 5 и 10 классов по  темам:

    1. Доуэль и Керн. (По произведению А.Беляева «Голова профессора Доуэля.») 5кл.
    2. Наука и полёт фантазии. (Анализ главы 12 из романа А. Конан Дойла «Затерянный мир») 5кл.
    3. Каждый из нас в ответе перед будущим (по рассказу Рэя Брэдбери «И грянул гром») 5кл.
    4. Слово о Н.С. Лескове. 10 кл.
    5. Очарованность и странность («Очарованный странник»). 10 кл.
    6. Драма Ивана Флягина. 10кл.

            Новизна проекта заключается в разработке методики оценки эффективности воздействия технологии критического мышления на уроке.

    1. Гипотеза: 

            Развитие у учащихся навыков критического мышления повышает эффективность обучения и способствуют формированию универсальных учебных действий.

    1.  Методы исследования:
    1. Анализ теоретического материала.
    1. Сопоставление теоретического материала с практическим.
    2. Наблюдение.
    3. Синтез полученных данных.
    1.  Этапы работы над проектом:
    1. Анализ проблемы и корректировка своей педагогической деятельности в соответствии с поставленными задачами.
    2. Этап реализации.
    3. Соотнесение прогнозируемых результатов с реально достигнутыми.

    1. Введение.   Критическое мышление  –

    • это естественный способ взаимодействия с  идеями и информацией
    •    это разумный, взвешенный подход к принятию  сложных решений
    •    это особый вид деятельности, позволяющий ученику вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения
    •    это отправная точка для развития творческого мышления

    Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер):

    •    это мышление самостоятельное
    • это мышление обобщенное
    • это мышление проблемное и оценочное
    • это мышление аргументированное
    • критическое мышление есть мышление социальное

            Технология РКМЧП была разработана американскими учеными и преподавателями. Ее авторы: Стил, Мередит, Темпл, Уолтер,- являются членами консорциума «За демократическое образование». С 1996г. технология распространяется совместно институтом «Открытое общество», Международной читательской Ассоциацией и Консорциумом Гуманной педагогики и прошла апробацию в школах многих стран. В России она появилась в 1997 году; ее используют педагоги в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске и других городах.

            Американцы модифицировали (А.Ковальчукова) идеи свободного воспитания и творческого саморазвития личности (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, М. Монтессори), деятельностного подхода к обучению (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принципы личностно-ориентированного образования (Э.Фромм, К. Роджерс, Э.Н. Гусинский, В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская), а также идеи (А.В. Хуторской) эвристического обучения и довели их до уровня технологии. РКМЧП  может быть использована в различных предметных областях (словесность, история, обществознание, правовое образование, иностранный язык, география, экология, мировая художественная культура, начальные классы и другие). Это универсальная, проникающая, "надпредметная" технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Это, прежде всего, подход, не являющийся способом разукрасить урок, доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Это совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели.

    2. Основная часть. Базовая модель РКМЧП

    В основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:

    • Фаза вызова (evocation)
    • Фаза реализации смысла (realization of meaning)
    • Фаза рефлексии (reflection)

            Первая фаза (вызова) ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету. Поскольку при этом сочетаются индивидуальная и групповая формы работы, участие обучаемых в образовательном процессе активизируется. Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме, формируется представление, чего же он не знает «Что хочу узнать?»

    Главными задачами второй фазы (реализация смысла) являются активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, по мере соотнесения старой и новой информации учится формулировать вопросы, определяет собственную позицию. Под руководством учителя и с помощью своих товарищей ребенок ответит на те вопросы, которые сам поставил пред собой на первой стадии.

    Третья фаза (рефлексия) направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данной фазы.

    Базовая модель ("Вызов – Реализация смысла - Рефлексия") задает не только определенную логику построения урока, но и последовательность и способы сочетания конкретных методических приемов.

    Роль учителя в ТРКМ:

    • направляет усилия учеников в определенное русло
    • сталкивает различные суждения
    • создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений
    • дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы
    • подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих

    Следование структуре урока, прохождение по трем стадиям мыслительной деятельности и учителем, и учеником кардинально влияет на склад ума обеих сторон. Приемы технологии развивают умение воспринимать информацию, прогнозировать, работать с текстом, задавать вопросы и творчески интерпретировать информацию.

    Приемы работы по РКМЧП:

    Учимся воспринимать информацию.  Для развития умения воспринимать информацию возможно использование приемов «Знаю – хочу узнать – узнал», «Продвинутая лекция», «Зигзаг», «Дерево предсказаний» Как правило, у школьников есть трудности восприятия информации и формулирования целей. Приемы «Знаю – Хочу узнать – Узнал», «Продвинутая лекция», «Зигзаг» и «Дерево предсказаний» помогают преодолеть эти трудности. «Знаю – хочу узнать – узнал» - это работа с таблицей. При изучении темы на стадии вызова учащиеся разбиваются на пары и заполняют 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения).  После обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? Для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлектировать собственную мыслительную деятельность. Например, на уроке в 5-м классе по теме: «Доуэль и Керн» (По произведению А.Беляева «Голова профессора Доуэля.») учащиеся самостоятельно формулировали цели урока, составляя и заполняя данную таблицу. Приложение 1.

             «Продвинутая лекция» - это активное слушание, партнерские отношения, развитие социальной компетенции. Во время лекции используется работа в паре: на стадии вызова каждая пара заполняет первую графу таблицы (что я знаю?), затем во время чтения лекции один ученик ищет соответствия и несоответствия первоначальной информации с материалом лекции,  другой кратко записывает новую информацию. На стадии  рефлексии идет обсуждение полученных результатов сначала в паре, затем  в классе. Использование этого приема позволяет превратить монотонный рассказ учителя в интереснейший диалог ученика с учеником, ученика с учителем и со всем классом.

            «Зигзаг» основан на следующем принципе: члены рабочей группы становятся экспертами по определенным вопросам изучаемой темы. Проведя личную экспертизу по своему фрагменту,  члены группы поочередно учат друг друга. Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее участники овладели темой в полном объеме. Перед тем как эксперты излагают изученный ими материал членам рабочей группы, они встречаются в экспертной группе, которая состоит из членов различных рабочих групп, которым «поручены» одинаковые фрагменты. Изучив фрагмент, эксперты обсуждают и планируют эффективные способы передачи информации членам своих рабочих групп.

            «Дерево предсказаний» основан на следующем принципе: ствол – это тема урока, листочки – прогнозируемые цели, веточки - аргументы. Например, на уроке в 5-м классе по теме: «Наука и полёт фантазии» (По произведению А. Конан Дойла «Затерянный мир») учащимся было предложено самостоятельно выдвинуть и сформулировать основные черты, характерные для научно-фантастического жанра. Выстраивая схему «Дерево предсказаний», учащиеся не только прогнозировали, но и записывали аргументы. Приложение 2.

    Учимся прогнозировать. Важной способностью является умение прогнозировать. Использование приемов «Верные – неверные утверждения» и приемов прогнозирования поможет развить эту способность у детей и повысить мотивацию к изучению материала. Используя прием «Верные – неверные утверждения», на стадии вызова учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. Например, на уроке в 5-м класса по теме: «Каждый из нас в ответе перед будущим» (по рассказу Рэя Брэдбери «И грянул гром») учащиеся составляли метоплан своего пребывания в будущем, используя имеющиеся на партах таблички с верными и неверными утверждениями.

            На уроках литературы возможно использование различных форм прогнозирования: прогнозирование темы урока или темы литературного произведения по отличительным признакам или ключевым деталям, прогнозирование времени написания произведения и этапа в биографии писателя или поэта. Например, на уроке в 5-м классе по теме: Доуэль и Керн. (По произведению А.Беляева «Голова профессора Доуэля.»)

            Еще один пример использования приема – прогнозирование по фотографии. Составление психологического портрета развивает психологическую зоркость, погружает во внутренний мир другого человека. При изучении биографии Н. Лескова в 10 классе учитель предложил учащимся высказать о нем суждения как гражданине, писателе, человеке на основе прочитанных высказываний о нем А.Чехова, М.Горького, А. Амфитеатрова. На стадии рефлексии после изучения материала вновь возвращаемся к этому приему. Отвечаем на вопрос: изменил ли кто-нибудь свое мнение? Почему?

            На уроке по изучению произведения Н.Лескова «Очарованный странник» учитель использовал прогнозирование темы и идеи повести через связь с живописью. Из предложенных репродукций Билибина «Витязь на распутье», Васнецова «Богатыри», Левитана «Владимирка», Васильева Ф. «Оттепель». Нужно было объяснить, как тема и идея произведения связана с той или иной иллюстрацией. После обсуждения  текста обсуждаем прогнозы.

    Учимся работать с текстом. Для осмысления содержания текста, обнаружения личностного смысла в материале используются приемы «Чтение с остановками», «Чтение с пометками INSERT», «Двойной дневник», «Составление кластера», «Перекрёстная дискуссия».

            «Чтение с остановками» осуществляется по частям, каждая часть анализируется, и делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Отвечая на вопросы, дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что – нет, и объясняют свои ответы. Использование этого приема открывает возможности для прогнозирования, эмпатии, целостного видения произведения.

             «Чтение с пометками» позволяет информацию разделить на известную, новую, интересную, непонятную. Во время чтения  текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где эти же значки станут заголовками граф таблицы. В результате использования данного приема на уроке в 10 классе по теме: «Слово о Лескове» учащийся составил следующую таблицу: Приложение 3.

            «Двойной дневник»  устраняет трудность обнаружения личностного смысла при чтении. По ходу чтения необходимо заполнить таблицу, состоящую из двух граф: в первую выписать фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали согласие, протест и даже непонимание; во второй графе дается объяснение, что заставило выписать эти фразы, какие мысли и ассоциации они вызвали.

            «Перекрёстная дискуссия» - таблица из двух колонок, первая называется «да», вторая «нет». Заполняется левая и правая колонки таблицы, приводятся 3-4 аргумента «за» и «против» тезиса, приведенного в заголовке таблицы. Учащиеся обмениваются мнениями со своими коллегами, используя их аргументы, которые покажутся им убедительными, продолжают заполнение таблицы, когда аргументы иссякнут, сделают вывод. На уроке в 5-м классе по теме: «Каждый из нас в ответе перед будущим» (по рассказу Рэя Брэдбери «И грянул гром») при ответе на вопрос: «Почему Экельс не смог выстрелить в динозавра?» 1 вариант выписывал цитаты из текста, доказывающие, что динозавр был очень страшный. А вот 2 вариант утверждал, что динозавр был очень красив, и это помешало Экельсу выстрелить. Потом был сделан вывод.

    Учимся задавать вопросы. «Толстые и тонкие вопросы», «Мозаика». Использование приема «Толстые и тонкие вопросы» развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст. «Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. На уроке в 10 классе по теме: «Драма Ивана Флягина» по произведению «Очарованный странник» ребята составили следующие вопросы, которые позволили учителю сделать выводы о том, насколько была усвоена тема:

    • Почему образ Флягина ассоциируется с образами былинных богатырей?
    • Как вы понимаете высказывание Флягина: «Мне за народ очень помереть хочется»?
    • Каково отношение героя к вопросам веры и как автор относится к религиозным воззрениям своего героя?

     Учимся творчески интерпретировать информацию. Проблема недостаточности рефлексии в школе не дает возможности для личного осознания материала, собственных действий и мыслей. Эту проблему устраняют приемы устной и письменной рефлексии. Устная рефлексия учит публично формулировать и обозначать свое отношение к объекту изучения и подразумевает ответы на следующие вопросы:

    ▪ Что на уроке показалось вам интересным? Необычным? Что вызвало затруднения?

    ▪ Какие предположения подтвердились?

    ▪ Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?

            Письменная рефлексия позволит ученикам остаться наедине со своими мыслями, учит внутреннему диалогу, углубляет внутренний мир и развивает коммуникативную рефлексию. Это возможно с помощью приемов «Написание эссе», «Составление телеграммы», «Стихотворение по алгоритму»,  «Составление творческого задания», приема «Нарисуйте счастье».

            «Эссе» – письменные размышления на заданную тему, разновидность эссе  – прием «Напишите письмо». Учащимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя произведения, что позволяет поставить себя на место другого, соотнести его мысли и чувства со своими. Например: Напишите письмо от имени Экельса организаторам путешествия в будущее.

             «Составление телеграммы, инструкции, памятки». Учит отбирать наиболее важную информацию из прочитанного и представлять ее в сжатом, лаконичном виде.

            Не каждому дано быть поэтом. Но уловить внутренний ритм жизни, развить у ребенка внутренний слух поможет гармония поэзии. Приемы написания стихотворений по алгоритму: синквейна, хокку, диаманты - развивают поэтические способности учеников. «Синквейн» - самая легкая форма стихотворений по алгоритму. Дети всех возрастов с удовольствием сочиняют синквейны, но к старшим классам синквейны обретают более глубокое содержание. Например, на уроке в 5-м классе по теме: «Наука и полёт фантазии» (По произведению А. Конан Дойла «Затерянный мир») учащиеся проводят диалог с автором, в ходе которого доказывают, что Мелоун, действительно, обладает качествами характера, которые присущи героям приключенческой литературы. Итогом данной работы стало составление синквейна, отражающего характер главного героя. На этом же уроке в качестве домашней работы учащимся было предложено составить творческое задание: придумай и запиши творческое задание к данному научно-фантастическому произведению, начиная со слов: составить, смоделировать, нарисовать…

             «Нарисуйте счастье». Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.

            «Письмо по кругу» предполагает групповую форму работы. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. У каждого члена группы – тетрадь и ручка, каждый записывает несколько предложений на заданную тему, затем каждый передает тетрадь соседу, который должен продолжить его размышления, тетради передаются до тех пор, пока каждая тетрадь не вернется к своему хозяину. Например, на уроке в 5-м классе по теме: «Наука и полёт фантазии» (По произведению А. Конан Дойла «Затерянный мир») учащимся было предложено поработать в группах и найти овеет на вопрос: «Как вы думаете, Затерянный мир это - фантазия автора, или всё-таки, с научной точки зрения, могла существовать такая земля?»

            Для доказательства выдвинутой гипотезы, во-первых, мы изучили данную технологию. Во-вторых,  разработали блок уроков в 5-а классе по теме: «Что можно увидеть с закрытыми глазами?» (раздел «Фантастическая литература») и в10-б классе по теме: «Николай Лесков. Жизнь и творчество». В-третьих,  разработали методику оценки эффективности воздействия технологии критического мышления на уроке и составили таблицу для сбора информации по результатам наблюдения по следующим показателям:

    Таблица (представлены уроки в 5-м классе) Приложение 4.

    Таблица (представлены уроки в 10-м классе) Приложение 5.

            Оценка по выделенным параметрам осуществляется по трёхбалльной системе:

    «0» - показатель не проявил себя, «1» - показатель проявил частично, «2» - показатель проявил себя достаточно полно, всесторонне.

            Эффективность воздействия технологии критического мышления на уроке рассчитывается по следующей формуле: ЭФФЕКТИВНОСТЬ = (Э факт :Э макс) * 100%, где в числителе дроби суммарное количество баллов по всем показателям (столбец 3, или 4, или 5 таблицы), в знаменателе — количество показателей (столбца 2 таблицы),  умноженное на два.

                    Обработка результатов: 90 — 100% - очень высокая эффективность, 75 — 90% - высокая эффективность, 50 -75% - средняя эффективность, менее 50% - низкая эффективность.

            В-четвёртых, путем взаимопосещения уроков мы заполнили таблицу и, обработав результаты, представили полученные данные в виде графика. Приложение 6.

    3. Вывод. Данная информация была собрана с целью оценки эффективности воздействия технологии критического мышления и развития мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни, которая определялась по параметрам, представленным в таблице.

            В течение января было организовано взаимопосещение уроков в 5-а классе по теме: «Что можно увидеть с закрытыми глазами?» (раздел Фантастическая литература) и в10-б классе по теме: «Николай Лесков. «Жизнь и творчество».

            Анализируя построенные графики и полученную информацию, мы увидели, что учащиеся пятого класса, работая на уроках литературы, где применяется ТРКМ, умеют ценить чужую точку зрения, ценят совместную работу, аргументировано спорят. Учителю необходимо обратить внимание на формирование собственного мнения у учащихся и умения решать проблемы. В десятом классе ученики умеют формировать собственное мнение, совершать обдуманный выбор между различными мнениями, аргументировано спорить, решать проблемы. Учителю необходимо организовывать совместную работу, в которой возникает общее решение, развивать умение ценить чужую точку зрения.

    4. Заключение. Технология критического мышления раскрывает творческие возможности учащихся, так как в процессе работы у детей участвуют все три канала восприятия: визуальный, аудиальный, кинестетический. На занятиях ученики воспринимают и интерпретируют информацию, изображают персонажей с помощью символов, составляют по схемам текст, проводят различные дискуссии, что способствует развитию универсальных учебных действий. Такой подход к преподаванию литературы помогает им приблизиться к тайнам слова, выводит на путь познания и обретения себя. Обстановка психологического комфорта мотивирует детей на высказывание личного мнения в процессе анализа произведения, порождает стремление к творчеству, развивает мыслительные навыки учащихся, необходимые не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

             Использование приемов работы по РКМЧП создаёт в классе атмосферу, способствующую тому, чтобы дети без страха и с воодушевлением встречали возникающие проблемы и были способны их разрешить. Они (приёмы) делают процесс обучения интересным, что способствует повышению мотивации, росту познавательной активности. Работа в коллективе сверстников включает школьников в отношения взаимодействия и сотрудничества, в атмосферу товарищеской взаимопомощи, формирует лидерские качества и умение подчиняться, учит внимательному отношению к окружающим людям. Сочетание индивидуальных, групповых и парных форм работы позволяет развивать качества как «теоретика», так и экспериментатора, как проверяющего, так и проверяемого.

     Список используемой литературы.

    1. С.И.Заир – Бек, И.В.Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.:Просвещение, 2004.

    2. И.О.Загашев, С.И.Заир – Бек. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя – СПб; Альянс «Дельта», 2003.

    3. Н.Б.Кирилова Медиаобразование в эпоху социальной модернизации: Педагогика – 2005.

    4. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. М.; АК, 2006.

    5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии М. Народное образование. 1998.

    • Сайт международного журнала о критическом мышлении «Перемена»

    http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru

    • Материалы уроков Фестиваля педагогических идей http://festival.1september.ru
    • Учебная программа курса «Технологии компетентностно-ориентированного образования: «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
    • Е.Е.Вишнякова «Не только о технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

    Приложение 6.

    Приложение 5  Таблица (представлены уроки в 10-м классе)

    Показатель

                                    Оценка

    1 урок

    2 урок

    3 урок

    1

    Тема занятия

    Слово о Н.С.     Лескове

    Очарованность и странность («Очарованный странник»)

    Драма Ивана Флягина

    2

    Формируемые умения

    - коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, с достаточной полнотой выражать свои мысли;

    - регулятивные: умение прогнозировать, строить действия в соответствии с целью;

    - личностные: готовность слушать собеседника и вести диалог;

    - познавательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и интерпретации информации при работе с текстом.

    коммуникативные: готовность слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения  и право каждого иметь свою;

    регулятивные: проследить связь между результатом и начальным замыслом действий;

    личностные: устойчиво следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

    познавательные: умение сравнивать объекты по существенным признакам.

    коммуникативные: излагать своё мнение и аргументировать точку зрения, оценку событий;

    регулятивные: проследить связь между результатом и начальным замыслом действий;

    личностные: осознанно понимать и сопереживать чувствам других;

    познавательные: умение найти в действиях причину и следствие.

    3

    6 компонентов критического мышления

    Формирует собственное мнение

    2

    2

    2

    Совершает обдуманный выбор между различными мнениями

    2

    2

    2

    Решает проблемы

    2

    1

    2

    Аргументировано спорит

    2

    1

    2

    Ценит совместную работу, в которой возникает общее решение

    1

    1

    1

    Умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов

    1

    1

    1

    Результативность

    79,83%

    71, 33%

    77, 66%


    Приложение 4  Таблица (представлены уроки в 5-м классе)

    Показатель

                                    Оценка

    1 урок

    2 урок

    3 урок

    1

    Тема занятия

    Каждый из нас в ответе перед будущим (по рассказу Рэя Брэдбери «И грянул гром»).

    Наука и полёт фантазии. (Анализ главы 12 из романа А. Конан Дойла «Затерянный мир»).

    Доуэль и Керн. (По произведению А.Беляева «Голова профессора Доуэля.»)

    2

    Формируемые умения

    коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, с достаточной полнотой выражать свои мысли;

    регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

    личностные: устанавливать связь между целью деятельности и её результатом, компетентность в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

    познавательные: выдвигать гипотезы, выделять материал, который будет использован в исследовании.

    коммуникативные: работать в группе, сотрудничать;

    регулятивные: проследить связь между результатом и начальным замыслом действий, описать желаемый результат;

    личностные: осознать личностную значимость владения методами научного познания;

    познавательные: выделять главное при работе с текстом.

    коммуникативные: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

    регулятивные: умение прогнозировать и строить действия в соответствии с целью;

    личностные: следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

    познавательные: выделять главное при работе с текстом.

    3

    6 компонентов критического мышления

    Формирует собственное мнение

    1

    1

    2

    Совершает обдуманный выбор между различными мнениями

    2

    2

    1

    Решает проблемы

    1

    1

    2

    Аргументировано спорит

    2

    2

    2

    Ценит совместную работу, в которой возникает общее решение

    2

    2

    2

    Умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов

    2

    2

    2

    Результативность

    83,66%

    82,66%

    90%


    Приложение 3. Таблица «Чтение с пометками»

    Известное

    Новое, интересное

    Непонятное

    Написал рассказ Левша»

    Публицист, главное в творчестве — тема крепостничества в начале 60-х годов

    Многие герои готовы принести себя в жертву во имя счастья других: «Очарованный странник»

    Творческая манера самобытна

    Произведения пропитаны фольклорными мотивами, включают суеверия, предания

    Тема трагической женской судьбы: «Леди Макбет Мценского уезда»

    Язык неожиданный

    Яркая особенность творчества- документальность изображения.

    Выражение писателя: «Мне непристойно ни поднимать народ на ходули» ни класть его себе под ноги»

    Использовал жанр сказа

    Многие герои имеют реальных прототипов «Человек на часах».

    Первый русский писатель, создавший картину русской жизни в повестях и рассказах

    Приложение 1. Таблица «Знаю – хочу узнать – узнал»

    Знаю

    Хочу узнать

    Узнал

    «Голова профессора Доуэля» - научная фантастика.

    Особенности данного жанра.

    Заполняется на стадии рефлексии.

    Писатели-фантасты предупреждают человечество.

    О чём предупреждают человечество писатели-фантасты?

    Доуэль и Керн – врачи, известные учёные.

    Кого можно назвать настоящим врачом?

    Кому можно доверить научные открытия?

    Приложение 2. «Дерево предсказаний»


    Приложение 7. Разработки уроков в 10-м классе. Учитель Кульдяева Людмила Владимировна.

    Урок № 1        Слово о Лескове

    Формируемые умения: 

    - коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, с достаточной полнотой выражать свои мысли;

    - регулятивные: умение прогнозировать, строить действия в соответствии с целью;

    - личностные: готовность слушать собеседника и вести диалог;

    - познавательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и интерпретации информации при работе с текстом.

    Приемы:прогнозирование, чтение с пометками, учимся интерпретировать информацию.

    Ход урока:

    1 стадия: вызов

    Представьте, что вы никогда не читали произведения Н.Лескова. Какие суждения вы можете высказать о нем как гражданине, писателе, человеке на основании прочитанных материалов (высказывания А.Чехова, М. Горького, А. Амфитеатрова) ?

    Ответы учащихся:

    • Очевидно, это смелый человек, любящий свою страну, испытывающий и гордость, и боль за нее.
    • Лесков, наверняка, знал русскую историю и культуру, верил в великое предназначение России.
    • Думаю, это писатель с «душой, которая болит».

    Учитель: в целом вы правильно составили психологический портрет Н.Лескова. Вот как пишет о нем поэт «серебряного века» Игорь Северянин. (Звучит стихотворение «На закате»)

    2 стадия: осмысление

     Используя прием «Чтение с пометками», учащиеся самостоятельно работают со статьей учебника по теме «Жизнь и творчество Н.С. Лескова».

    Таблица, составленная одним из учащихся:

    Известное

    Новое, интересное

    Непонятное

    Написал рассказ Левша»

    Публицист,главное в творчестве — тема крепостничества в начале 60-х годов

    Многие герои готовы принести себя в жертву во имя счастья других: «Очарованный странник»

    Творческая манера самобытна

    Произведения пропитаны фольклорными мотивами, включают суеверия, предания

    Тема трагической женской судьбы: «Леди Макбет Мценского уезда»

    Язык неожиданный

    Яркая особенность творчества- документальность изображения.

    Выражение писателя: «Мне непристойно ни поднимать народ на ходули» ни класть его себе под ноги»

    Использовал жанр сказа

    Многие герои имеют реальных прототипов «Человек на часах».

    Первый русский писатель, создавший картину русской жизни в повестях и рассказах

    3 стадия: рефлексия

    Обсуждение полученных результатов. Интерпретирование информации:

    • Каковы истоки мировоззрения писателя?
    • Что узнали о его общественно-политических взглядах?
    • Назовите основные темы произведений.
    • В чем, на ваш взгляд, своеобразие творчества писателя?
    • Дайте характеристику любимым героям Н.Лескова.

    Домашнее задание:Прочитать повесть «Очарованный странник». Записать вопросы, возникшие в результате чтения.

    Индивидуальное:На основе анализа 2-3 произведений писателя подготовить небольшое сообщение «Идейно-художественное своеобразие прозы писателя»

    Урок №2. Очарование и странность.

    Формируемые умения:

    • коммуникативные: готовность слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения  и право каждого иметь свою;
    • регулятивные: проследить связь между результатом и начальным замыслом действий;
    • личностные: устойчиво следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
    • познавательные: умение сравнивать объекты по существенным признакам.

             Приемы: прогнозирование через связь с живописью, полемика, «тонкие» и «толстые» вопросы

    Ход урока:

    1стадия: вызов

    Демонстрация репродукции картины В. Васнецова «Богатыри»

    • Как данная картина может быть связана с содержанием произведения?(Одна из основных тем произведения- тема богатырства)
    • Как она раскрывается в тексте произведения?
    • Как она связана с русской историей и русским фольклором?
    • Как она связана со смыслом названия произведения? (Сравнение Флягина с Ильей Муромцем. Гл 1.

    2 стадия: осмысление

     Словарная работа: очарованный. Подбор синонимов и однокоренных слов: заколдованный,

    скованный, внутренне оцепеневший, восхищенный.

    Чары, очарование, очаровательный, чародей

    Учитель: Одни литературоведы считают, что Флягин попал «под власть злых сил», другие - под обаяние красоты, третьи толкуют очарованность, как предопределенность его жизни. Что вы думаете о смысле названия? (Ответы учащихся)

    На экране репродукция картины И. Билибина «Витязь на распутье»

    -Из каких трех путей должен выбирать русский богатырь?

    Какой из путей он обычно выбирает?

    -Почему богатырь выбирает этот путь? ( В «Очарованном страннике герою суждено погибнуть,  но он не погибнет. С темой богатырства связана тема Родины. Пространства России, оставшиеся за спиной богатырей и за спиной героя, и бесконечная степь, лежащая перед ними, чужой, враждебный мир. Герой оказывается в степи. Какие чувства или чувство он испытывает? (Гл.7)

    На экране репродукции картин Левитана «Владимирка»  и Ф Васильева «Оттепель»

    • Какие чувства вы испытываете, вглядываясь в полотна русских художников? (Главный вывод: грусть, тоска)
    • На чем исполнена эта тоска?
    • Чем отличается она от степной тоски? ( В русской тоске - щемящее чувство боли. Оно родное, близкое, а не чуждое  человеку). Перед нами бесконечность пути, влекущая, очаровывающая героя.
    • Выяснение с учащимися прямого и переносного смысла странник

     3 стадия: рефлексия

    Возвращаемся к репродукциям картин, первоначальным предположениям о тематике произведения и смысле его названия. Кто изменил свое мнение?

    Учащиеся составляют и задают вопросы по теме урока. (Как воспринималось произведение после первого чтения и как сейчас воспринимается? Что вынесли из произведения? Какие мысли, чувства, образы? Что нового по сравнению с ранее изученными произведениями увидели в «Очарованном страннике»?)

    Домашнее задание: выделить в повести несколько историй из жизни героя и пересказать их; выписать  ключевые, раскрывающие образ Ивана Флягина.

    Урок № 3 Драма Ивана Флягина

    Формируемые умения:

    • коммуникативные: излагать своё мнение и аргументировать точку зрения, оценку событий;
    • регулятивные: проследить связь между результатом и начальным замыслом действий;
    • личностные: осознанно понимать и сопереживать чувствам других;
    • познавательные: умение найти в действиях причину и следствие.

    Приемы: кластер, «Двойной дневник», эссе.

    Ход урока:

    1 стадия: вызов

    Применяется кластер; ученики обмениваются ассоциациями к слову «праведник». Учитель фиксирует названное на доске: безгрешный, монастырь, монах, церковь и т.д.

    2 стадия: осмысление

    Очарованный странник в повести: кто он: грешник или праведник? Работа с текстом. Применяем прием «двойной дневник»

    События в жизни героя

    Какие черты личности проявились, в чем изменился герой.

    Фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали согласие, протест, непонимание

    Что заставило выписать эти фразы, какие мысли и ассоциации они вызвали

    Обсуждение результатов.

    Герой предназначен к своему крестному пути, словно колдовская сила влечет его по жизни. Суждены ему страшные бездны страдания, погружаясь в которые человек перестает верить, что происходящее с ним  не сон, не наваждение. (Анализ гл.19)

    Привести примеры его непредсказуемого поведения.

    Сцена прощания с Грушенькой и сцена ее убийства с героем.

    • Что жило в душе героя?
    • Из какой «очарованности» возникло чувство его к Грушеньке?

     Герой находится во власти красоты. Что такое красоты?

    Сцена восхищения конями (гл.5,6). Наш герой артист, художник, поэт. И любовь его к Грушеньке возникла из чувства восхищения красотой. (Описание Грушеньки)

    • Какая же сила управляла героем, столкнувшим Грушеньку в воду?
    • Что вы думаете о его поступке?

    В страшном противоречии, в страдании слились греховность и праведность героя, в убийстве им любимой женщине - высшее милосердие, в его поступке-боль за другого человека, страшная решимость погубить свою душу, но спасти душу жестоко страдающего любимого человека.

    • К какому жизненному итогу приходит наш герой? (Гл.20)

    Он обрел смысл жизни. Влекущая его сила разрешилась в осознанном чувстве любви к Родине.

    3 стадия: рефлексия

    Возвращаемся к кластеру, определяем верное и неверное утверждение. Сравниваем с определением слова праведник по Лескову. ( Праведник-безгрешный человек, а тот, кто живет долгую обыденную жизнь, проявляя человеческую сущность. Для Лескова праведники- те, кому труднее живется, кто не знает нравственной муки раздвоение помысла и слова, душевного обязательства и дела, кто хранит в народе и для народа его заветы посильно воплощает свои народные идеалы и вершит подвиг своей жизни изо дня в день, постоянно способен к героическим действиям.)

    Домашнее задание:  эссе на тему «Мое постижение героя»

    Эссе

    Кто же он, Голован, Иван Фллягин, отец Измаил? Грешник или праведник? Нелегко постигнуть этого героя, находящегося во власти очарования. Власть эта над ним так сильна, что он действует как будто не по своей воле, а словно по велению какой-то силы. Так было в случае поединка его с татарином, так было и во взаимоотношениях с Грушенькой. Наш герой необыкновенно талантлив. Живет в нем талант чувствовать и понимать красоту. Живет в нем талант любить. Любить до самозабвения, самоотречения и самопожертвования.

     Флягин предстал перед путешественниками (и перед нами, читателями) «в полном смысле слова богатырем», а расстались они (и мы) с ним пребывающим в «тихой сосредоточенности».Ключевое в начале повести слово «богатырь» в финале  вытесняется другими: «очарованный странник», а напоследок сопоставление с младенцем. Круг замкнулся. Богатырь вернулся в колыбель, он вновь младенец.

     Кто те младенцы, которым открыта судьба? Конечно же, это прежде всего Иисус. Иван-Измаил странствует с младенчества зная, к чему он предназначен. Он ищет себя не для себя, а для Бога.

    Приложение 8. Разработки уроков в 5-м классе. Учитель Публичко Валентина Алексеевна

    Урок № 1

    Тема: Доуэль и Керн. (По произведению А.Беляева «Голова профессора Доуэля.»)

    Формируемые умения:

    - коммуникативные: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

    - регулятивные: умение прогнозировать и строить действия в соответствии с целью;

    - личностные: следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

    - познавательные: выделять главное при работе с учебным текстом.

    Оборудование: раздаточные таблицы для работы в группах, текст, проектор, компьютер, экран, портрет писателя.

    Ход урока:

    Сгорая сам, свети другим.

    Гиппократ.

    Учитель.

    Фаза вызова.

    Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок я хочу начать с рассказа о великом враче. Его называют отцом медицины. Он жил в V веке до нашей эры, но его труды и открытия до сих пор используются в современной медицине. Итак, перед вами – Гиппократ. (Презентация)

    Семнадцать поколений его предков были врачами. За свою жизнь этот человек излечил тысячи людей и уже тогда проводил сложнейшие хирургические операции. Именно он сказал фразу, которая стала крылатой: «Сгорая сам, свети другим». Её я взяла в качестве эпиграфа. Всю свою жизнь Гиппократ строил именно так. Его перу принадлежат десятки сочинений по медицине. Огромную известность получила «Клятва Гиппократа». С тех давних пор и по сей день эту клятву дают все медики в торжественной обстановке при получении диплома. Вот она перед вами: (презентация)

    Я торжественно клянусь посвятить свою жизнь служению человечеству.

    Я воздам моим учителям должным уважением и благодарностью.

    Я достойно и добросовестно буду исполнять свои профессиональные обязанности.

    Здоровье моего пациента будет основной моей заботой.

    Буду поддерживать честь и благородные традиции профессии врача.

    К своим коллегам я буду относиться как к братьям.

    Даже под угрозой я не буду использовать свои знания против законов человечности.

    А теперь посмотрите, пожалуйста, на тему нашего урока.

    - О ком мы с вами будем говорить? - Кто были эти люди по специальности? (Врачи)

    Раз они были врачами, то обязательно в начале своей медицинской деятельности давали священную клятву Гиппократа. Если бы вам пришлось обратиться за медицинской помощью к Доуэлю или к Керну, над каким вопросом вы бы, прежде всего, задумались, выбирая врача? (Выполняют ли они клятву Гиппократа?)

    Постановка цели:

    Используется приём «Знаю – хочу узнать - узнал» (Учащиеся работают в парах, заполняют таблицу.)

    - Что мы сегодня должны выяснить на уроке? (Ответы учащихся)

    На доску крепятся таблички:

    Вспомним жанр произведения. (Научная фантастика).

    - Что вы знаете о научной фантастике?

    Предлагаю блиц-опрос: (презентация)

    • Научно-фантастическое произведение связано с достижениями…….
    • Его герой, как правило, это……………………………………………...
    • В научной фантастике писатель воплощает свою мечту о …………...
    • Предупреждает человечество об………………………………………..

    -Что ещё мы с вами должны выяснить на уроке?

    Фаза реализации смысла.

    Итак, Керн и Доуэль: (презентация) (портреты)

    Проведём исследовательскую работу и сравним двух героев.

    - Что общего у этих героев? (Талантливые врачи, учёные.)

    На доске кластер:

    Учащимся предлагается сравнить учёных по заданным критериям критериями.

    Первая встреча с Керном происходит в его комнате. Познакомимся с её описанием. Учитель читает текст, а учащиеся подчёркиваете эпитеты, описывающие комнату. Обратите внимание на цвета, которые выбрал автор.

    (Мрачная, глухим, солидная, чёрного, темные, тяжёлый, старинный). Часто по интерьеру комнаты мы можем судить о характере человека, которому она принадлежит.

    Используется приём прогнозирования.

    - Давайте попробуем предположить, каким человеком мог быть хозяин комнаты?

    Далее нам автор показывает внешность Керна.

    - Найдите в тексте и назовите портретные детали профессора Керна. Занесите в таблицу.

    - Запишите во вторую колонку таблицы вывод: каким вы увидели профессора Керна, опираясь на те детали, которые мы с вами отметили в тексте.

    Теперь перед вами второй врач – Доуэль, учитель Керна. Выполните самостоятельно аналогичную работу: сначала заполните графу «внешность», опираясь на текст, затем «черты характера». (Проверка)

    - Какое научное открытие описывал А.Беляев в своём произведении? Чего смогли добиться Доуэль и Керн в результате совместной работы? (Оживление человеческих органов).

    - Кто руководил экспериментом?

    - Какова была цель трудов Доуэля? (Борьба со смертью).

    - Почему Керн так поступает с Доуэлем? (Хотел присвоить все открытия себе, хотел славы, денег, но понимал, что пока Доуэль жив, ему это не удастся, поэтому он идёт на преступление, убивает Доуэля и оживляет его голову.)

    Вернёмся к клятве Гиппократа. (Презентация.)

    - Какие пункты нарушает Керн как врач, как человек?

    (1. Использует открытие в личных целях;

     2. Мучает и пытает Доуэля. Стр.26. Иллюстрация. Работа с иллюстрацией: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник? Точен ли художник в деталях? Посмотрите на лицо Доуэля и на Лицо Керна, что испытывает каждый из героев? Совпадает ли видение художника с вашим?

     3. Обрёк профессора на ужасное существование.)

    Гиппократ сравнивал деятельность врача со свечой: «Сгорая сам, свети другим».

    - Кто из врачей, Доуэль или Керн, жил и работал именно по этому девизу?

    - Как Керн относится к людям? (Люди для него лишь материал для научных открытий, которые принесут славу и деньги.)

    - Значит, для чего же он занимался наукой?

    - Как относится к науке Доуэль? (Завещал своё тело для научных экспериментов, даже находясь в таком ужасном положении, он работал.)

    В целях экономии времени предлагаю вторые две колонки таблицы заполнить дома, вспомнив всё то, что мы с вами сейчас говорили.

    Фаза рефлексии. Творческая работа: творческая работа, которую вы будете выполнять, называется «Цветослово». Я предлагаю вам, работая в группах, в течение одной минуты передать в абстрактном рисунке - в сочетании каких-то линий, цветов, пятен, мазков – свое впечатление о двух главных героях.

    Другой вариант работы – составление синквейнов, характеризующих Доуэля и Керна. (Учащиеся сами выбирают вид работы.)

    Проверка творческих работ: учащиеся показывают свои рисунки и делятся впечатлениями.

    Делаем вывод: Кого же можно назвать настоящим  врачом? Можно ли таким людям, как Керн, доверять научные открытия?

    А теперь давайте вернёмся к понятию «Научная фантастика».

    -  О чём же предупреждают нас в своих произведениях писатели-фантасты?

    Вывод по уроку. Итоги.

    Домашнее задание.

    Напишите эссе на тему: «Может ли наука служить злу?», «Каким должен быть настоящий учёный?», «Будьте осторожны с наукой!», «Учёные в ответе за будущее», «Предупреждение Александра Беляева».

    Урок №2

    Тема: Наука и полёт фантазии. (Анализ главы 12 из романа А. Конан Дойла «Затерянный мир»).

    Формируемые умения: 

    • коммуникативные: работать в группе, сотрудничать;
    • регулятивные: проследить связь между результатом и начальным замыслом действий, описать желаемый результат;
    • личностные: осознать личностную значимость владения методами научного познания;
    • познавательные: умение выделять главное при работе с текстом.

    Фаза вызова.

    Учитель.

    Сегодня на уроке мы вместе с героями А.  Конан Дойла отправимся в бассейн реки Амазонки, который находится в Южной Америке. (Показывает на карте).

    - С какой целью каждый из героев отправляется туда?

    (Предлагаю свой ответ оформить при помощи таблицы, 3 колонку дети заполняют в группах самостоятельно.)

    Мелоун

    романтик

    попросила девушка

    Джон Рокстон

    путешественник, охотник

    любит приключения и путешествия

    Саммерли

    учёный

    за научными открытиями

    Челленджер

    учёный-исследователь

    за научными открытиями

     

    Используя материал данной таблицы выскажите свои предположения о жанре данного произведения и постройте «дерево предсказаний»:

    (тема — это ствол, веточки - аргументы, листочки — прогноз)

    Тема - ствол – Наука и полёт фантазии

    Листочки - прогнозируем жанр произведения

    Веточки — аргументы

    Учитель.

    - Итак, мы с вами выдвинули свои предположения по поводу жанра произведения, теперь попытаемся отыскать черты, характерные для того или иного жанра.

    Фаза реализации смысла.

    Учитель.

    - Как называет автор тот мир, в который мы с вами отправимся?

    («Затерянный мир»)

    - О чём говорит нам это название?

    (Ответы учащихся)

    - Как вы думаете, Затерянный мир это - фантазия автора, или всё-таки, с научной точки зрения, могла существовать такая земля?

    Работа в группах. (Используется приём «Письмо по кругу»)

    Руководители групп выступают со своими предположениями.

    Учитель.

    Теперь проверим ваши предположения. (Зачитывается статья А. Абрамова «Фантастика А. Конан Дойля».) Итак, мы увидели, что произведение построено на элементе научного предвидения, и такой мир мог на самом деле существовать.

    Работа с текстом главы 12.

    Учитель.

    Закрываем глаза. Мы с вами в Южной Америке, вместе с героями произведения взбираемся по отвесным скалам на плато и оказываемся в чудесном фантастическом мире.

    - Как выглядит этот мир?

    (Ответы детей)

    Глава 12 называется «Как страшно было в лесу». Кто был героем данного отрывка?

    (Мелоун)

    - Что роднит его с героями уже известных вам приключенческих романов? Для ответа на этот вопрос вспомните, какими качествами обладали Джим Хоккинс, Д,Артаньян, Роберт Грант?

    (Смелые, мужественные, добрые, благородные, верные, преданные, готовые всегда прийти на помощь.)

    Анализ 1 и 3 абзацев 12 главы. (Учащиеся проводят диалог с автором, в ходе которого доказывают, что Мелоун, действительно, обладает качествами характера, которые присущи героям приключенческой литературы.)

    Итогом данной работы будет составление синквейна, отражающего характер главного героя.

    Учитель.

    Теперь снова перенесёмся в фантастический лес Конан Дойла и посмотрим, как рождается фантастика и с помощью каких приёмов автор создаёт фантастический мир?

    Работа в группах:

    1-ая группа: найдите изобразительные средства языка, при помощи которых автор создаёт фантастический мир.

    2-я группа: опишите всех фантастических животных, встретившихся в данной главе. Как вы думаете, какие из них могли реально существовать? Почему?

    3-я группа: заполните схему:

                                                        ФАНТАСТИКА

    Ложь                                                                                                   Развлечение

    Вымысел                                                                                            Интерес                                                                                        

    Воображение                                                                                     Польза

    Абсурд                                                                                                Мечта

    Обман                                                                                                 Вред

    Враньё                                                                                                Предостережение

    Чудеса

    Выдумка

    Соедините слово «фантастика» с основными признаками фантастической литературы и обоснуйте своё решение.

    4-я группа: проведите исследование и докажите, что данное произведение основывается на научных фактах и открытиях.

    Ответы групп.

    Учитель.

     - Что же включает в себя жанр литературы «Научная фантастика»?

    (Фантастику, приключения, научные исследования.)

    Фаза рефлексии.

    Учитель.

    - Что на уроке показалось вам интересным? Необычным? Что вызвало затруднения?

    - Какие предположения подтвердились?

    - Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?

    Запишите свои ответы в данную карточку:

    Научно-фантастическое произведение связано с достижениями________________________________________________________________,

    хотя автор прибегает к________________________________________________________.

    Его герой, как правило, это _____________________________________________________.

    В научной фантастике писатель воплощает свою мечту о __________________________

    и предупреждает человечество о ________________________________________________.

    Итоги урока.

    Домашнее задание.

    Придумай и запиши творческое задание к данному научно-фантастическому произведению, начиная со слов: составить, смоделировать, нарисовать…

    Урок № 3

    Тема: Каждый из нас в ответе перед будущим (по рассказу Рэя Брэдбери «И грянул гром»).

    Формируемые умения:

    -  регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

    - коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, с достаточной полнотой выражать свои мысли;

    - личностные: устанавливать связь между целью деятельности и её результатом, компетентность в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

    - познавательные: выдвигать гипотезы, выделять материал, который будет использован в исследовании.

    Оборудование: раздаточные таблицы для работы в группах, текст, проектор, компьютер, портрет писателя.

    Ход урока:

    Фаза вызова.

    Слово учителя: Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Мы продолжим знакомиться с научно – фантастической литературой и поговорим о будущем. Во все времена Будущее привлекало к себе внимание людей. Иначе и быть не может, ведь каждому хочется знать, что будет с нами через 50, 100, 200 лет.

    - А от чего зависит наше будущее? (От наших поступков, от того, как каждый из нас ведет себя  уже сейчас.)

    Сообщение темы.) ( Запись темы урока.)

     А теперь я приглашаю всех в машину времени. Мы полетим в будущее. Все готовы?

    Проверка домашнего задания.

    Но для этого нам нужно пройти специальный тест – контроль. У вас на столах таблички. Вам нужно вспомнить признаки фантастической литературы и соединить слово «фантастика» с этими признаками. (См. «Рабочая тетрадь к учебнику литературы «Шаг за горизонт» 5 класс. Авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Стр.42.)

    Закрываем глаза. Считаем до трех. Мы в 2055 году.

    - Как вы думаете, что заинтересует нас больше всего в этом мире?

    - С какой целью мы сюда прибыли? (Составим метоплан нашего пребывания в будущем: вывешиваю на доску таблички с пунктами плана. Используем приём «Верные – неверные утверждения».)

    1. Какие люди живут?

    2. Интересы и занятия.

    3. Поступки и их последствия.

    4. Наше влияние на Будущее.

           

     Фаза реализации смысла.

    Работа с текстом.

    - С какими же литературными героями мы здесь встретимся?

    - Что видит главный герой Экельс перед входом в контору? (Объявление) (Вывешиваю на доску). Из него мы видим, что люди будущего изобрели машину времени – мечту человечества – и путешествуют на ней в любой год прошлого просто на охоту.

    - Что мы можем сказать о людях будущего?

    -Какой разговор мы слышим при входе в контору, который помогает нам увидеть мир, в котором живут герои, действующую власть, характеры и взгляды большинства людей? (Зачитываем эпизод, в котором говориться, что на выборах победил Кейт.)

    - А раз люди проголосовали против Дойчера, против его убеждений (а мы с вами знаем, что на выборах побеждает большинство), тогда за что же выступают герои, какой жизни хотят для себя? (Вывешиваю на доску таблички с ответами.)

    Хотят мира

    Верят в бога

    Добрые, человечные

    - Итак, куда же мы отправляемся вместе с героями произведения? (В далекое Прошлое, охотиться на  динозавров.)

    - Какие же первые слова произносит организатор путешествия Тревис, когда вся группа прилетела в Прошлое? (" Христос еще не родился…")

    - Почему Тревис упоминает именно этих людей, людей которые организовывали войны, убивали? ( Повлияли на ход истории.)

    - Так какой же мир показал нам автор, если никого из этих известных личностей еще не было? ( Чистый, первозданный, не испорченный деяниями человека.)

    Исследовательская работа.

    Давайте представим себе джунгли в Прошлом. Проведем исследовательскую работу по тексту, чтобы увидеть нашу планету 60 миллионов лет назад                                  

    (Работа в группах. Используется приём «Зигзаг») ( Вспоминаем правила работы в группах.)

    I  группа   - краски, запахи джунглей;

    II  группа   - растительность;

    III  группа   - животный мир;

    IV  группа   - звуки.

    - Какими вы увидели джунгли? Видя красоту, нетронутую, первозданную, беззащитную, о чём прежде всего позаботились организаторы сафари? ( О мерах предосторожности.)

    - Назовите их: антигравитационная тропа; обеззараженные скафандры; кислородные шлемы; пометка зверей краской;

    - А зачем нужно быть такими осторожными? Какую теорию вывел Тревис?

    Обобщение:

    Если нарушить что-то в Прошлом, если уничтожить самое малое: помять траву, убить мышь, бабочку – это может привести к  непоправимым последствиям в Будущем, т. к.  изменится весь ход эволюции.

    - Казалось бы, организаторы сафари предусмотрели все, чтобы как-то  не повлиять на Прошлое и тем  самым не изменить Будущее. Но все ли?

    Давайте посмотрим, что произойдет на охоте. Зачитаем эпизод из текста, в котором отражены события, происходящие за 1 мин. до  появления динозавра. Эпизод заканчивается словами:  « Тишина. Раскат грома».  

    - Для чего автор показывает нам  данное явление природы? ( Предупреждает об опасности.)

    Посмотрим, как же появится огромный  динозавр. (Включаю видеосюжет.)

    - Что произошло с Экельсом? (Испугался и не смог выстрелить,  динозавр был очень красив.)

    Мнения разделились. 1 вариант выписывает цитаты из текста, доказывающие, что динозавр был очень страшный. А вот 2 вариант утверждает, что динозавр был очень красив, и это помешало Экельсу выстрелить.

    Используется приём «Перекрёстная дискуссия».

    Вывод: что же происходит с героями? (Экельс был удивлен, испуган, растерян и, как  следствие, сходит с тропы.) (Раздавил бабочку).

    - Так ли надежны были средства защиты, предусмотренные компанией? (Нет).

    - Тогда почему же организаторы сафари обошли стороной простой человеческий  фактор и, идя на огромный риск, все-таки организуют сафари в Прошлое? (Жажда денег.)

    - В каких эпизодах нам показывает это автор? (В начале произведения и на охоте, когда  Тревис хотел убить Экельса). Теперь вернемся к нашим табличкам. Какое  же еще качество присуще  людям из Будущего?

    Алчность  

    Теперь посмотрим,  какими же были последствия. Итог всего путешествия.

    - Что повлекла за собой смерть одной  лишь бабочки?

    Зачитываем: ( Экельс медленно вдыхал воздух …..)

    - О чём говорится в данном отрывке?

    Вывод:  Изменилась экология.  

    Объявление новое  на доске. (Объявление взято из текста, оно написано с орфографическими ошибками.)

    -Что не так? О чем это говорит?( Снизился  уровень развития человечества.)

    Переворачиваю табличку:

    Низкий интеллектуальный уровень

    - Кто победил на выборах?  (Читаем дальше)

    - А раз победил Дойчер, то большинство людей теперь:

    против мира

    против веры

    против человечности

    Последствия поступков героев ужасны. Посмотрите, что произошло с миром!

    - Чем заканчивается произведение? («И грянул гром»)

    - А когда еще в тексте мы встречались с этими словами? (Когда впервые увидели динозавра.)

    - Но там какой был гром? (Предупреждающий.)

    - А теперь? (Уничтожающий.)

    Автор в начале произведения показывает гром и в конце. Объявление мы видим в начале и в конце.

    - Как называется такой композиционный прием? (Кольцевая композиция.)

    С какой же целью автор использует композиционное кольцо? ( Показать, что было и что произошло после вмешательства в Прошлое; показать, что человек и природа это одно целое).  

    Теперь на машине времени вернемся в Настоящее. Посмотрим, какие же ваши поступки смогут как-то повлиять на Будущее.

    - Ребята, а вот какие ваши поступки смогут испортить Будущие, изменить его в худшую сторону?

    - Каким тогда может  стать наше Будущее, мир, в котором будут жить ваши дети?

    - Хотите ли вы жить в таком Будущем? (Нет.)

    - Какое Будущее вы хотели бы видеть для себя и ваших детей?

    Фаза рефлексии.

    Учимся творчески интерпретировать информацию.

    Подумайте и поработайте в группах. Решите, какие же поступки нужно совершать уже сейчас, чтобы жить вот в таком Будущем.

    Дается перечень действий. Нужно определить их рейтинг по значимости, добавить свои действия, которые, на ваш взгляд, помогут сделать Будущее лучше. (Работа в группах) Анализ работы.

    Вывод: Ребята, хоть вы еще и маленькие, но от ваших поступков также зависит Будущее. Писатель Рэй Брэдбери заставляет людей размышлять над последствиями их поступков, сознательно подходить к решению тех или иных вопросов. Мне бы очень хотелось, чтобы вы, прежде чем сорвать цветок, поймать бабочку, обидеть малыша, нагрубить маме, задумались: «А как это может изменить наш мир?».

    Итог урока: Руководители групп озвучивают оценки.

    Д/З: 1. Напишите письмо от имени Экельса организаторам путешествия в будущее.

    2. Нарисуйте мир будущего, в котором вы хотели бы жить.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка "Приемы технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы"

    Методическая разработка "Использование приемов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках литературы" была представлена на муниципальном конкурсе "Инноватика в о...

    Презентация "Приемы технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках литературы"

    Презентация, представленная на VIII педагогических чтениях "Интеграция гуманитарных дисциплин: традиции и инновации",  содержит основные положения методической работы "Использование приемов техно...

    Презентация "Применение технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы"

    Презентация "Применение технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы"...

    Использование технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках литературы

    Данная работа может быть полезна не только педагогам, работающим по этой технологиии, но и всем (родителям учеников, молодым педагогам), кто заинтересован в "качестве" уроков литературы...

    Доклад «Применение технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы»

    Методика формирования критического мышления открывает большие возможности для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы, для выработки у них навыков анализа текста и раз...

    Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы.

    Статья, посвящена технологии развития критического мышления  через чтение и письмо на уроках литературы с примерами конспектов...