"Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы
материал на тему

Морозова Юлия Александровна

мастер -  класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx43.91 КБ
Office presentation icon master_klass.ppt1.53 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ» пст. Первомайский

Мастер класс на тему:

«Использование приема технологии развития критического мышления «Ромашка Блума» на уроках русского языка, литературы и МХК» (слайд 1)

        Профессиональная компетентность педагога невозможна без использования современных образовательных технологий. (слайд 2). На выступлении методического объединения   я назвала ряд  современных инновационных  технологий, которые использую в своей педагогической  практике. Каждая из них интересна по – своему. (слайд 3). Но наиболее апробированной мною является технология критического мышления, так как она соответствует моим предпочтениям,  возможностям и способностям моих учеников. (Слайд 4). Среди многочисленных приемов данной технологии,  таких как  инсертное чтение, прием «Знаю – хочу узнать – узнал», «Кластер», «Верные и неверные утверждения», «Толстые и тонкие вопросы»,  хочу остановиться на приеме «Ромашка Блума».

Умение задавать вопросы – одно из базовых умений, связанное с эффективным поиском и обработкой информации. (слайд 5).

 «Умный вопрос – уже добрая половина знания», - говорил английский философ Ф. Бэкон. Поэтому, задача педагога, в том числе и моя, научить ребят   грамотно формулировать  вопросы и находить на них ответы. Чтобы грамотно сформулировать вопрос, нужно знать о логической структуре вопроса. (слайд 6)

Вопрос состоит из базисной части, которая представлена исходной информацией, и оператора вопроса. Это либо вопросительные слова, либо слова –помощники, указывающие  на недостаточность информации о чём-либо, о ком – либо. Попробуем проанализировать вопрос: «Почему художника Василия Григорьевича Перова называли «передвижником»?

Найдем базисную часть вопроса: (Художника Перова называли «передвижником», а оператор вопроса представлен вопросительным словом «почему»).  Ну и сформулируем ответ: «Василия Григорьевича Перова называли «передвижником»,  потому что будучи членом «Товарищества передвижных выставок», он организовывал выставки своих работ в разных городах.

 Достаточно популярна в мире современного образования,  таксономия вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом, Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Шесть лепестков – шесть типов вопросов, которые расположены в определенной последовательности от простого к сложному (слайд 8). Вопросы делятся на следующие категории: простые вопросы, уточняющие, интерпретационные, творческие, оценочные вопросы, практические.

(слайд 9)

Отвечая на простые вопросы, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.

Целью уточняющих вопросов является предоставление обратной связи человеку относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.

Интерпретационные (объясняющие) вопросы обычно начинаются со слова «Почему?».

В творческих вопросах есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза.

Оценочные вопросы  направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.

Когда вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, его называют практическим.

Применяя данный прием, вопросы можно писать сразу на соответствующих лепестках или по ходу изучения произведения.

Опыт использования этой стратегии показывает, что учащиеся всех возрастов (начиная с первого класса) понимают значение всех типов вопросов.

Уважаемые коллеги! Используя данный прием,  мы с вами научимся правильно формулировать, задавать вопросы и находить на них ответы. Перед вами шесть типов вопросов.  Все они связаны с уровнем деятельности. Разобьемся на две группы. Каждой группе получит  текст и, опираясь на него, вы составите по три типа вопросов.  В работе вам поможет таблица классификации вопросов по Блуму.

Работа в группе. Обсуждение.

  • Насколько полезна вам полученная информация и сможете ли вы её использовать в профессиональной деятельности?(слайд 11)

Применение приема  технологии развития критического мышления «Ромашка Блума»  является удобным средством при отборе вопросов для обсуждения с учащимися изучаемых проблем. В зависимости от типа урока можно начинать разговор с разных по сложности вопросов. Так, на проблемном уроке вначале можно ставить вопросы, связанные с высоким уровнем мышления, а затем искать ответ на них, используя более простые вопросы.

  • Что было трудным в работе?

Закончить свои мастер – класс мне хотелось бы словами Джона Холта:

(слайд 12). «Учиться – значит задавать вопросы.  Чтобы задавать вопросы, ребенку нужна вера в себя, а педагогу – умение ее поддержать»

Я хочу поблагодарить вас за работу и поддержку. Надеюсь, вам этот опыт пригодиться в вашей деятельности.

Вопросы:

1.Простые. Кто главные герои рассказа?

Где происходит действие в рассказе?

Когда происходит действие в рассказе?

Каким описан зимний лес в рассказе?

2.Уточняющие. Если я правильно поняла, то действие в рассказе происходит зимой?

Я могу ошибаться, но по – моему,  главные герои рассказа возвращались домой из школы?

Насколько я поняла, Ваня вырезал на стволе дерева свое имя?

3.Интерпретационные. Почему Ваня вырезал свое имя на стволе березы?

Почему Саня назвал Ваню «дураком»?

4.Творческие. Что изменилось бы, если бы Саня не написал свое имя на снегу?

Как, по вашему мнению, отреагировал Ваня на последнюю реплику Сани?

5.Практические. Как бы вы поступили на месте Вани?

Как бы вы поступили на месте Сани?

6. Оценочные. Почему поступок Вани вызывает осуждение?

Кто из друзей был прав?

Текст для работы групп

Саня и Ваня возвращались из школы домой. Шли они лесом. Лес совсем необычный стал: не рыжий, не зеленый, а бело – серый. Стволы снегом припорошило. Ноги так и проваливаются в снег. А под снегом хрустят и шуршат сухие листья, хвоя и сучья.

Саня взял сучок и что – то написал на снегу.

Ваня посмотрел, прочитал:

- «Саня». Подумаешь! Вот весна придет, снег растает, и ничего от твоих букв не останется.

Ваня достал нож из портфеля и на стволе березы вырезал:«Ваня».

- Вот это другое дело! А ты на снегу! – сказал он.

- Ну и дурак! – сказал Саня.

-Почему?

-Да потому, что всю жизнь люди будут ходить мимо березы и говорить: «Вот дурак этот Ваня!» - объяснил Саня.

(По С.А. Баруздину)

11_1


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер – класс «Использование приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка, литературы и МХК»

Слайд 2

Образовательные технологии Проектно-исследовательские методы Игровые технологии Технология проблемного обучения Информационно-коммуникационные технологии Технология критического мышления

Слайд 3

Технология развития критического мышления принимают взвешенные решения оценивают достоверность умеют осмысливать обучающиеся умеют работать с информацией умеют творчески интерпретировать информацию умеют прогнозировать

Слайд 4

1. Верные и неверные утверждения 2.Кластеры 3.Инсерт 4.Эффективная лекция 5.Дерево ассоциаций 6.Дневники и бортовые журналы 7.Толстые и тонкие вопросы 8.Таблицы 9.Зигзаг 10.Стратегия « Fishbone » 11. «Ромашка» Блума 12. Таблица «ЗХУ»

Слайд 5

«Умный вопрос – это уже добрая половина знания » Фрэнсис Бэкон

Слайд 6

Логическая структура вопроса Базисная часть (исходная информация) Операторы вопроса (вопросительные слова, слова –помощники), указывают на недостаточность информации о чём-либо, о ком – либо. Проанализируем вопрос: почему художника Перова называют «передвижником» ?

Слайд 7

«Толстые» вопросы «Тонкие» вопросы Объясните, почему..? Кто? В чем различие..? Что? Что было бы, если..? Когда? С какой целью..? Как называется? По какой причине..? Мог ли..? Согласны ли вы? Верно ли?

Слайд 9

Вопрос (категория) Его назначение Примеры вопросов Простой Воспроизведение фактов Кто? Где? Когда? Уточняющий Предоставление возможности обратной связи относительно того, что он только что сказал Если я правильно понял, то..? Интерпретационный Установление причинно – следственных связей Почему …? Творческий Развитие самостоятельного мышления, «додумывания» ситуации Что изменилось, если бы…? Как вы думаете, как будет развиваться сюжет…? Оценочный Выяснение критериев оценки тех или иных событий Почему что – то хорошо, а что – то плохо…? Практический Установление взаимосвязи между теорией и практикой Как бы вы поступили на месте героя рассказа…?

Слайд 10

Саня и Ваня возвращались из школы домой. Шли они лесом. Лес совсем необычный стал: не рыжий, не зеленый, а бело – серый. Стволы снегом припорошило. Ноги так и проваливаются в снег. А под снегом хрустят и шуршат сухие листья, хвоя и сучья. Саня взял сучок и что – то написал на снегу. Ваня посмотрел, прочитал: - «Саня». Подумаешь! Вот весна придет, снег растает, и ничего от твоих букв не останется. Ваня достал нож из портфеля и на стволе березы вырезал:«Ваня». - Вот это другое дело! А ты на снегу! – сказал он. - Ну и дурак! – сказал Саня. -Почему? -Да потому, что всю жизнь люди будут ходить мимо березы и говорить: «Вот дурак этот Ваня!» - объяснил Саня. (По С.А. Баруздину)

Слайд 11

Насколько полезна вам полученная информация и сможете ли вы её использовать в профессиональной деятельности? Что было трудным в работе?

Слайд 12

«Учиться – значит задавать вопросы. Чтобы задавать вопросы, ребенку нужна вера в себя, а педагогу – умение ее поддержать» Джон Холт

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Приемы технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы"

Методическая разработка "Использование приемов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках литературы" была представлена на муниципальном конкурсе "Инноватика в о...

Презентация "Приемы технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках литературы"

Презентация, представленная на VIII педагогических чтениях "Интеграция гуманитарных дисциплин: традиции и инновации",  содержит основные положения методической работы "Использование приемов техно...

Использование приемов технологии Развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы

Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо любым учителем-предметником. Технология универсальная и очень интересная. Защищалась по ней на 1 категорию....

Мастер-класс Использование приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках географии

Использование приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках географии...

Приемы Технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы

В материале кратко описаны некоторые приемы ТРКМЧП. Выступление сопровождается презентацией, представлющей примеры использования приемов данной технологии на уроках....

Работа с текстом с использованием элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы

Актуальность выбранной темы мы видим в том, что технология «Чтение и письмо для развития критического мышления»  позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМО

Научить такой работе с источниками информации, в процессе которой информация понималась, осмыслялась, сопрягалась с собственным опытом – и, в конце концов, на ее основе формировалось бы собственное ан...