Методическая разработка урока литературы. «Конфликт мечты и реальности в рассказе Т.Н. Толстой «Река Оккервиль».
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Новейшая литература постсоциалистического пространства сложна и многообразна. Во многом современный этап может быть рассмотрен как итог художественных экспериментов XXвека и как начало формирования на основе великого и трагического опыта новых литературных тенденций, обновление творческого метода, обращение к вечным нравственным ориентирам посредством литературы постмодернизма.

Цели и задачи:

- познакомить с ярким представителем поэтики постмодернизма;

- пробудить интерес к чтению современной литературы в лучших ёё образцах;

- помочь понять проблемы нашей действительности посредством изучения произведений Т.Н. Толстой;

- углубить знания учащихся по литературе;

- активизировать креативные способности учеников;

- способствовать развитию самостоятельности в процессе исследования художественного произведения.

Ожидаемый результат.

Написание учащимися сочинения – рассуждения, проявление интереса к современной русской литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_t.tolstoy.doc922 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Актуальность:

Новейшая литература постсоциалистического пространства сложна и многообразна. Во многом современный этап может быть рассмотрен как итог художественных экспериментов XX века и как начало формирования на основе великого и трагического опыта новых литературных тенденций, обновление творческого метода, обращение к вечным нравственным ориентирам посредством литературы постмодернизма.

Цели и задачи:

- познакомить с ярким представителем поэтики постмодернизма;

- пробудить интерес к чтению современной литературы в лучших ёё образцах;

- помочь понять проблемы нашей действительности посредством изучения произведений Т.Н. Толстой;

- углубить знания учащихся по литературе;

- активизировать креативные способности учеников;

- способствовать развитию самостоятельности в процессе исследования художественного произведения.

Ожидаемый результат.

Написание учащимися сочинения – рассуждения, проявление интереса к современной русской литературе.

Информационные источники.

1. Липовецкий М. Контекст: мифология творчества (Татьяна Толстая) // Русская литература в зеркале критики: Хрестоматия для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / Сост. С.И. Тимина, М.А. Черняк, Н.Н. Кякшто. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2003

2. Толстая Т. Ночь. - Эксмо, 2010

3. http://festival.1september.ru

Конфликт мечты и реальности  в рассказе Т.Н. Толстой

 «Река Оккервиль».

Цели:  Обучающие:

1. Продолжить знакомство учащихся с лучшими образцами современной  литературы.

2. Овладевать приёмами анализа и синтеза при чтении художественного

произведения.

3. Представить Т. Толстую как писателя – постмодерниста (неосентименталиста),

продолжившего тему судьбы «маленького человека».

4. Помочь ученикам понять смысл трагедии Симеонова, обозначить

причины трагедии.

Развивающие:

 Формировать думающую, умеющую понимать идею художественного текста личность через осмысление проблематики произведения.

Воспитывающие:

1. Развивать интеллектуальную и эмоциональную сферу учащихся.

 2. Осмыслить понятия:

«жизненные ценности»; «понимание внутреннего мира человека», «любовь».

 Метод:   

1. Аналитическое чтение рассказа.

2. Исследование художественно-композиционного пространства произведения.

3. Провести частичный сопоставительный анализ рассказа Т. Толстой «Река Оккервиль» и стихотворения А.А. Блока «Незнакомка».

 4. Эвристический метод реализован через домашнее задание. (Д/З)

Оборудование урока:

1. Учащиеся заранее получили распечатки домашнего задания. (Можно продиктовать вопросы под запись в тетрадь по литературе)

2. Презентация.

3. Записи на доске.

4.Распечатки рассказа Т.Н. Толстой «Река Оккервиль» получены учениками заранее. Дома рассказ прочитан.

4. Распечатки стихотворения А.А. Блока «Незнакомка» выданы учителем в классе.

5.Если есть интерактивная доска, то композиционно - пространственное звучание рассказа отображено на ней («заполнение» постепенное и в тетрадях по литературе), возможна работа с классной доской и в тетрадях по литературе.

Домашнее задание, выданное учащимся вместе с распечатками рассказа.

1. Вспомните, что такое МЕТОНИМИЯ. Какой эффект достигается при использовании этого тропа (см. начало рассказа)? Что мы понимаем о том, как Симеонов относится к Вере Васильевне?

2. Расскажите о жизни Симеонова в его холостяцкой квартирке. Какие слова или словосочетания  вы считаете ключевыми для понимания мироощущения героя?

3. Какими словами Симеонов обозначает семейную жизнь?

4. Какой образ в виртуальном (Виртуальный (лат.) – возможный, такой, который должен или может появиться при определённых условиях) мире – мире мечты Симеонова – оказывается постоянным?

5. Что произошло в жизни Симеонова, отчего виртуальный мир реки Оккервиль начал меняться? Какие чувства испытывает Симеонов?

6. Что произошло с жизнью Симеонова, когда он оказался на дне рождения Веры Васильевны? Почему ЭТА Вера  Васильевна вызывает у Симеонова такую неприязнь?

7. Какое впечатление на Симеонова производит голос  Веры Васильевны?

Ход урока.

(Записи на доске оформлены заранее)

Над омраченным Петроградом

Дышал ноябрь осенним хладом…

Уж было поздно и темно,

Сердито бился дождь в окно,

И ветер дул, печально воя…

                        А.С. Пушкин «Медный всадник»

И вижу берег очарованный

И очарованную даль…

                         А.А. Блок «Незнакомка»

Морфинг – способ превращения одного объекта в другой путем его постепенной непрерывной деформации в виртуальном пространстве.

На экране:

(На слайде: Постмодернизм (определение).

Понятие «постмодерн» достаточно широко, но мы будем подразумевать под постмодернизмом прежде всего современную литературу. Хотя постмодернистская поэтика оппозиционна к классической литературе, но она в то же время и не существует без нее, без реминисценций из классики. Чужое становится авторским,  другим, а другое - нашим. В литературе постмодернизма нет авторского  отношения к героям. Автор отстранен и зачастую является лишь наблюдателем.  Т. Толстую в рамках течений и направлений постмодернизма исследователи относят к неосентименталистам. (Слайд)  Для нее значима жизнь частная, конкретно чья-то.

    Говоря об интертекстуальности, характерной для постмодернизма, сегодня на уроке мы вспомним стихотворение А.А. Блока «Незнакомка». Это стихотворение поможет нам понять идею рассказа Т.Толстой «Река Оккервиль», а рассказ Т.Толстой заставит засиять новыми гранями  стихотворение А. Блока , что,  думается, даст ответ на вопрос, скрытый в теме урока: в чем же конфликт мечты и реальности в рассказе Т.Толстой «Река Оккервиль».

?- Какое произведение вспоминается нами, когда мы читаем начало рассказа Т. Толстой «Река Оккервиль»? (А.С. Пушкин «Медный всадник»)

?- Обратим внимание на эпиграф к уроку. (Читаю эпиграф). Заметим, что Т.Толстая в первых строках рассказа воспроизводит ту же  картину. Как вы думаете, почему, для чего? (Создается атмосфера тревоги, катастрофы, ожидание чего-то страшного.) Но поэма «Медный всадник» заявляет и одну из «сквозных» тем в русской литературе 19 века.

- Вспомните, какую? (Тему «маленького человека») (Слайд «Люди с отшиба»)

Д/З – Расскажите о жизни Симеонова в его холостяцкой квартирке .

(Рассказывает один ученик, возможны дополнения к его рассказу)

Д/З – Какие слова или словосочетания являются , по-вашему, ключевыми для понимания мироощущения героя? (одиночество, хорошо ему было, покой и воля). Заметьте, что эти слова помогли (бы) сделать пересказ ярким и точным.

- На сегодняшнем уроке мы постараемся зрительно воплотить композиционно-пространственный план рассказа. Это поможет нам в понимании идеи произведения.

(смотрю в схему)

Одиночество …

- Но было ли столь лелеемое Симеоновым одиночество полным? (Нет, он был наедине с Верой Васильевной. Это было похоже на свидание).

Д/З- Вспомним, что такое метонимия?

     (Метонимия (гр.)- переименование. Употребление названия одного предмета вместо названия другого на основании внешней или внутренней связи между ними).

Д/З- Найдите этот художественный прием в тексте. Какой эффект достигается при использовании метонимии?

      (У Симеонова не просто свидание, а особые, тайные, любовные отношения с Верой Васильевной. И это, по мнению Симеонова, «у них было взаимно»)

Д/З- Какими словами обозначает Симеонов семейную жизнь?

       (Западня, ловит душу, ухватывает её, набрасывает скатерть на голову)

- А где же оказывается душа Симеонова, вырвавшаяся из воображаемого семейного плена? («… в темном, огнями наполненном магическом кругу, очерченным голосом Веры Васильевны… »)

 - И что же, снова плен? ...

- Где же Симеонов чувствует себя действительно свободным? (В мечте, в виртуальном мире, построенном им на берегу реки Оккервиль).

- Прочтем, а что за мир выстраивает в своем воображении Симеонов?

- Обратимся к тетрадям. Давайте вернемся в пространство рассказа. На каком берегу мы расположили виртуальным мир Симеонова? (На противоположном реальности)

      2. Обозначим ключевые «детали», «приметы» мечты Симеонова на «том» берегу реки.

(заполняем по ходу урока таблицу «Композиционно-художественное пространство…»)

- Ребята, в самом начале урока я сказала об интертекстуальности (т.е взаимопроникновении) литературы постмодернизма и классической литературы. И в этой связи вспомню следующие строки:

И каждый вечер, в час назначенный…

                                                                                                    ….

(наизусть)   Смотрю за тёмную вуаль…

    - Узнали? Да, это блоковская «Незнакомка». А почему я вспомнила именно это стихотворение? (Детали «мечты» Симеонова и детали - приметы Незнакомки схожи. Для лирического героя стихотворения Незнакомка- та же мечта. Это представление некого идеала. Назовите схожие детали: «девичий стан, одна, тёмная вуаль»)

- Как вы понимаете стих Блока «Дыша духами и туманами»? (Она – Незнакомка, она прекрасна и  тайна в ней самой, её образ таинствен.) Послушаем, каким диссонансом строкам Блока звучат слова Симеонова: «…и туман по такому случаю подать голубой. Подать голубой туман! Туман подан…» Почему так режут слух эти слова? (Симеонов вдруг оказывается среди пошлых посетителей ресторана, он вдруг оказывается там своим, «завсегдатаем». И туман-то подан потому, что, возможно, мечта уже иссякает?)

И Симеонов, усталый, что делает со своей мечтой? (читаем)

             (Разрушает её). Он покидает ресторан, декорации меняются…

- Какое событие произошло в жизни Симеонова, отчего виртуальный мир реки Оккервиль начал меняться? Какие чувства испытал Симеонов?

     («Отяжелев сердцем….»)

  1. Обратимся к записям на доске.

- На морфинг происходит не только с рекой, но и с героиней любовного романа Симеонова. Что же происходит? Какой видит Веру Васильевну Симеонов?

- И всё же какой она всё ещё осталась для Симеонова?

- Что происходит и с реальностью в это же время? ( Мир рушится)

- Почему добыть адрес Веры Васильевны в уличной адресной будке для Симеонова «оскорбительно»?

    (Реальность начинает вторгаться в мечту)

- Что же происходит на берегу симеоновской реки Оккервиль в то время, как он едет в трамвае по добытому адресу Веры Васильевны?

- Морфинг происходит не только с рекой но и … «Он позвонил…». Куда мы поместим Веру Васильевну в нашем пространстве? На гранитную набережную Оккервиля? Нет. В реальность.

- Что происходит с жизнью Симеонова, когда он оказывается на дне рождения Веры Васильевны? «Жизнь его была раздавлена, переехана пополам…» Почему Вера Васильевна за шумным столом вызывает у Симеонова такую неприязнь? (Она более живая, чем сам Симеонов)

- И тогда Симеонов начинает мстить своей мечте. Как? «Топтал серые высокие дома на реке Оккервиль…» Но … оказывается, что вдруг, совсем неожиданно Симеонов понимает, что его оккервильские берега - уже не его. Прочитайте об этом.

!  - Симеонову не нужна была другая Вера Васильевна, он знал только ту, с гранитного оккервильского берега. Вера Васильевна настоящая оказалась незнакомкой, но, увы, не блоковской, совсем нет. А почему?

Вернемся в начало рассказа.

- С чего началась любовь Симеонова к Вере Васильевне (Слушал ее романсы) Какое впечатление на Симеонова производил голос Веры Васильевны? (Она пела только для него, голос ее был обращен только к нему.)

- Последовал ли Симеонов за голосом Веры Васильевны (Нет, он так и не смог оторваться от берега, так и остался в магическом кругу, среди игрушечных домиков.) Я ПОКАЗЫВАЮ СХЕМУ НА ДОСКЕ. В этом то и есть конфликт Симеонова с миром и самим собой.

- Верунчика привозят к Симеонову домой. Слышит ли он голос Веры Васильевны с пластинки? (Нет, он прислушивается к звукам в своей квартире, к тому, что делает Верунчик.)

- Продолжите ассоциативный ряд: ВЕРА (НАДЕЖДА-ЛЮБОВЬ). Разрушена надежда (т.е.МЕЧТА, и Симеонов не в силах удержать в себе любовь. Он оказался слаб)

- Вернемся к строкам стихотворения А. Блока. Что позволяет лирическому герою стихотворения, невзирая на пошлость окружающей его жизни, сохранить «в душе сокровище»? («И ВИЖУ БЕРЕГ очарованный и очарованную ДАЛЬ») Это и есть возможность оторваться от обыденности и не предать то, что «живет в моем сердце больном» - ЛЮБОВЬ. Для Симеонова нет места ни в мире мечты, ни в реальности. В этом смысл трагедии героя, несчастье жизни «маленького человека».

Д/З -  Выберите для себя высказывание критиков А.Александровой или Л.Бахнова. (Слайд) Согласны или не согласны вы с их мнением? Докажите свою точку зрения, опираясь на содержание прочитанного вами рассказа Т.Толстой «Река Оккервиль».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Тема: Жилин и Костылин.

Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»Тема: Жилин и Костылин. Предметные цели: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленни...

Методическая разработка урока литературы в 7 классе по рассказу Н.С. Лескова "Человек на часах"

Творческая работа учащихся в группах: литературоведы, языковеды, поэты, художники. Используя мультимедийное оборудование, анализируется текст данного произведения....

Методическая разработка урока литературы в 7 классе «Анализ рассказа И.С. Тургенева «Бирюк» на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Тип урока: изучение нового материалаФорма проведения: анализ с остановкамиТехнология: развитие критического мышления через чтение и письмоФорма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая...

Методическая разработка урока литературы в 7 классе по рассказу А.П.Чехова "Размазня" с использованием технологии критического мышления

Урок внеклассного чтения в 7 классе по рассказу А.П. Чехова "Размазня"  составлен с использованием следующих приёмов технологии критического мышления: кластеры, чтение с остановкой, сопостав...

Методическая разработка. Урок литературы в 5 классе по рассказу В.Астафьева "Васюткино озеро"

В данной методической разработке урока я постаралась учесть все современные требования к уроку литературы.Буду очень рада, если кому-нибудь пригодятся мои методжические разработки....

Методическая разработка урока литературы в 5 классе по рассказу В.Астафьева "Васюткино озеро"

Данная методическая разрботка урока выполнена с учетом всех современных требований к уроку литературы....

Методическая разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Жилин и Костылин .Сравнительная характеристика.

Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Жилин и Костылин.Цели урока:; Предметные: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умен...