Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Тема: Жилин и Костылин.
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Александрова Надежда Егоровна

 

Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»Тема: Жилин и Костылин. Предметные цели: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении; систематизация знаний  по системе образов рассказа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Жилин и Костылин.

Цели урока:

; Предметные: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении; систематизация знаний  по системе образов рассказа

Регулятивные: приобщить детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развивать навык анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся и их словарный запас;

Личностные: воспитывать духовно-нравственную личность, умеющую сострадать; с честью выйти из самой трудной ситуации, обучение культуре речевого общения и этикету.

                                            Береги платье снову, а честь смолоду.

                                             Сам погибай, а товарища выручай.

                                                                            Пословицы.

                                              Ход урока

  1. Оргмомент.

      2) Мотивация учебной деятельности. Сообщение ученика или учителя.

В середине 19 столетия на Кавказе шла тяжёлая, кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен.

В ту пору Л.Н.Толстой был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо.

Работая над «Войной и миром» Толстой познакомился с напечатанным в журнале «Русский вестник» «Воспоминаниями кавказского офицера», автором которых был полковник кирасирского полка Ф.Ф.Торнау. Автор сообщает, при каких обстоятельствах он попал в плен к горцам, как пыталась ему помочь полюбившая его девушка Аслан Коз, почему была неудачной его первая попытка побега и как ему удалось освободиться из плена. Толстой не только познакомился с воспоминаниями Торнау, но и воспользовался ими для своего рассказа «Кавказский пленник», который вышел в свет  в1852 году.

     3). Устная работа по вопросам.

- Тема и идея художественного произведения;

Идея – это главная мысль произведения. И автор хотел показать, что упорство и мужество всегда побеждают. Научить людей не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, упорно добиваться своей цели. Осуждает вражду между народами. Осуждает предательство. Показывает, что война – это бессмысленная вражда людей.

- Сюжет и композиция. Композиция – это построение произведения, расположение частей и эпизодов в значимой последовательности. Перечислим эти части (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог). Композицию можно назвать прямой. Она следует по сюжету.

Экспозиция – действие происходит в 19 веке на Кавказе. Идёт война русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями, Жилиным и Костылиным. Экспозиция и эпилог у Толстого стремительные, они умещаются в нескольких строчках.

Завязка – Жилин получает письмо из дома и решается поехать в отпуск.

Развитие действия – после этого происходит очень много разных эпизодов, о которых мы и поговорим во время урока.

Кульминация – второй побег.

Развязка – Жилин оказывается в своей крепости.

Эпилог – Жилин остался служить на Кавказе, а Костылина через месяц выкупили за 5 тысяч и еле живого привезли в крепость.

-Весь рассказ построен на противопоставлении, контрасте.

-Назовите, какие герои, картины противопоставляются в рассказе, С какой целью?

  1. Главные герои- Жилин и Костылин.
  2. Татары и русские (Жилин и татары)
  3. Дина и другие жители аула.
  4. Война и мирная жизнь.

4) Сравнительная характеристика Жилина и Костылина. - Почему рассказ называется «Кавказский пленник», ведь пленников двое?

                                                                              План:

                                                             1.Военное звание.

                                                             2.Внешняя характеристика:

                                                             3.Плен:

                                                             а) место жительства в плену;

                                                             б) питание пленных;

                                                             в) занятия;

                                                            г) подготовка к побегу;

                                                             4.Первый побег.

                                                             5. Второй побег.

- Что общее у героев и что их различает?

  -  Как вели себя Жилин и Костылин во время пленения и в плену?        

( Жилин смело бросается в бой с врагами, готовый скорее умереть, чем сдаться им живым, а Костылин несется к крепости, увозя при этом единственное ружье.)

- А как живется пленникам в ауле? Они ведь находятся в одинаковых условиях.  Как ведет себя каждый из них, попав в тяжелые условия?    

( Одинаково трудно. Но Костылина плен испугал и сломил. Он сразу же написал письмо, просил денег, ждал ответа, скучал.  

Жилин повел себя иначе. Он знал, что денег не получит, надеяться ему не на кого, у него только больная мама.

- найдите в тексте глаголы, которые обозначают действия Жилина и Костылина:  (запись в тетради)  

                  Жилин                                Костылин

ходит по аулу                                           спит

всматривается                                           скучает

выпытывает информацию                      считает дни

рукодельничает                                  ждет ответ на письмо

      -Эти глаголы – антитеза действий героев. Они помогают понять характер героев. Жилин говорит: «Сам выберусь», а Костылин ждет помощи.

- Как завоевывает Жилин симпатию горцев?    

(Жилин проявил смелость и решительность во время спора о сумме выкупа;

            - Жилин – мастер: изготавливает куклы, водяное  колесо;

            - однажды выступил в качестве врача. (Цитаты)

- Но не все относились к Жилину с симпатией. Почему?  

( Он все равно был для них чужой ,человек иной веры. Для них он – враг

 - Может быть, Жилин смирился с жизнью в плену?    

- Нет, он все время стремится узнать дорогу, а по ночам копает в сарае лаз.

-  А Костылин?

(Он безвольно ждет решения своей судьбы.)

- Почему так по-разному ведут себя герои в одинаковых условиях?

5) Работа в группах. -Какие качества характера проявляют эти герои во взаимоотношениях друг с другом и с другими людьми.

Жилин

Костылин

мать

дети

горцы

Дина

Костылин

мать

дети

горцы

Дина

Жилин

Благородство

Нежность

забота

Доброта

Великодушие

любовь

Дружелюбие

Уважение

Мастерство

Внимательность

Забота

Нежность

благородство

Великодушие

Прощение

сострадание

Эгоизм

иждивенчество

равнодушие

Лень

неуважение

равнодушие

Предательство

иждивенчество

Вывод:  Жилин: добрый, думает о матери, жалеет ее; надеется на себя, обдумывает побег; деятельный человек; сумел прожить в ауле; работящий, не может сидеть без дела, мастер; всем помогает, даже своим врагам-татарам; ему интересны другие люди, он любит детей; великодушный, простил Костылина за то, что тот его бросил в бою.

Вывод: Костылин: слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери; способен на предательство, бросил Жилина; раскис, упал духом.

-Исследование «Какая часть речи чаще используется при характеристике Жилина и Костылина ? Почему?»

Вывод: При описании Жилина- глаголы, при описании Костылина- существительные и прилагательные. Глаголы придают динамизм действию. Прилагательные указывают только на ощущения героя.

- Обратили ли вы внимание, что фамилии героев тоже «говорящие»?

Что обозначает:

Жилин от «жила»- прочное окончание мышц, жилистый, двужильный-сильный, упругий

Костылин от «костыль»- палка для хромых, бессильных

Добавляет ли этот литературный приём что-то новое в характеристику героев?

- В чём смысл названия рассказа?

 ( Уже в названии заложено противопоставление двух героев Жилина и Костылина. В плен попадают оба офицера, но лишь один из них оказался «пленён» обстоятельствами. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже своих врагов, решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других, был сильным, «жилистым». Жилин – герой. О нём речь в этом рассказе. Собиравшийся покинуть эти места навсегда Жилин остаётся на Кавказе. Узнав по-настоящему изнутри жизнь горцев, герой всей душой становится «пленником» прекрасного Кавказа.

Костылин же с самого начала – раб своей плоти, невольник ситуации. Он никогда не был свободен душой, свободен в своём выборе. Он не выдерживает испытания, которые превозмогает Жилин. Он вечно в плену собственной слабости, инертности и своего эгоизма.)

6). Итог урока. Рефлексия.

1. Чему учит рассказ?

2.  Какие нравственные качества ценит в человеке Л.Н.Толстой?

- Какие же проблемы поднимает Л. Н. Толстой в рассказе?

 Л. Н. Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия. Толстой повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.

7).Домашнее зедание. Сочинение

«Жилин и Костылин: разные судьбы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы 5 класс по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

Конспект урока литературы по теме "Л.Н. Толстой "Кавказский пленник"...

Методическая разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Жилин и Костылин .Сравнительная характеристика.

Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Жилин и Костылин.Цели урока:; Предметные: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умен...

Конспект урока литературы в 5 классе (ФГОС) по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.

Конспект данного урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке дети впервые учатся составлять стравнительную характеристику героев....

Урок - игра "Большие Буквы" по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

Конспект обобщающего урока по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"....

Методическая разработка урока литературы 5 класс по рассказу М.Зощенко "Галоша"

Сатирик и юморист М.Зощенко вошел в литературу в начале 20-х годов, в эпоху сложную, драматическую, полную социальных перемен и нововведений. Думаю,что пятиклассникам  еще не под силу понять...

Урок литературы дл слабослышащих школьников 5 класс по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

Урок предназначен для учащихся с нарушениями слуха 5 класса. Чтение 5 главы рассказа Л.Н, Тостого "Кавказский пленник"....

Урок литературы в 5 классе по рассказу Л. Н. Толстого "КАвказский пленник"

Урок литературы в 5 классе по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"...