Урок - игра "Большие Буквы" по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Рублева (Шустикова) Татьяна Ивановна

Конспект обобщающего урока по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие.        

Урок – игра «Большие БУКВЫ» по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» 5 класс

УМК: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин

Автор: Рублева Т.И.

Цели деятельности учителя: формировать читательский интерес учащихся через игровую форму; умение работать в группе: уважать мнение товарища, развитие чувства взаимопомощи, поддержки.  

Планируемые результаты:

Предметные умения: знать содержание рассказа, понимать гуманистическую направленность произведения; уметьанализировать эпическое произведение, использовать литературные термины в устной речи, выделять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления.

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в  рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Самоопределение к деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

-Добрый день всем, кто собрался в этом зале! Мы приветствуем  Вас и начинаем игру «Большие БУКВЫ».  Наша игра посвящена произведению Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». На уроках вы подробно изучили произведение, и сегодня на нашей игре вы имеете возможность показать свои знания по данному произведению.

-Сегодня в команде будут играть 5 участников, кому выпадет удача.  

-Итак, начинаем! Приглашаем выйти обладателей №1, №2, №3, №4, №5. Капитаном команды будет игрок под №5.

-А поможет нам сегодня БУКВОЕД. А где же он?  А вот и Буквоед. Буквоед, ты где был? Почему опоздал?

-Я был в библиотеке. Читал рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Теперь я готов к игре.

Подготовка класса к работе.

Выходят 5 участников и занимают места.

Самоопределение, смыслообразование(Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

2. Организация и самоорганизация учащихся

1 раунд.  

-Начинаем первый раунд. Вам необходимо ответить на 5 вопросов, получить буквы и составить слово.

1. Сколько верст нужно было ехать Жилину домой? (25)

2. Кто это: мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет? (Костылин)

3. Как звали красного татарина? (Кази-Мухамед)

4. Чем кормили татары Жилина и Костылина? (Хлебом, печеными лепешками)

5.Каким занятием увлекся Жилин?

(Буквоед раздает буквы).

-Молодцы, ребята, вы ответили на все вопросы! Составьте из букв слово и получите первую большую букву.

-Команда отгадала слово – РУЖЬЕ . Получите первую большую букву – С.

-Чтобы получить первый восклицательный знак, вам необходимо за 1 минуту назвать 15 слов на букву «с».

-Команда справилась с заданием и получает первый восклицательный знак.

2 раунд.

-А мы продолжаем вспоминать произведение.

1. В чем заключается трудолюбие Жилина?

2. Докажите. Что Жилин любил свою мать.

3. Сколько времени Жилин пробыл в плену?

4. пытался ли Костылин бежать из плена?

5. Почему побег пленников был неудачным?

(Буквоед раздает буквы).

-Молодцы, ребята, вы ответили на все вопросы! Составьте из букв слово и получите  большую букву.

-Команда отгадала слово – ВЫКУП . Получите  большую букву – В.

-Чтобы получить  восклицательный знак, вам необходимо за 1 минуту назвать 10 слов, которые оканчиваются на  на букву «в».

-Команда справилась с заданием и получает  восклицательный знак.

3 раунд. «Исправь ошибки».

-Вам необходимо исправить за 1 минуту ошибки, допущенные в тексте.

Прибижала девочка – тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на чорново похожа. Видно, что дочь. Тоже – глаза чорные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с шырокими рукавами и без пояса. Галава непокрытая, касачорная, и в касе лента, а на ленте привешаны бляхи и рубль сиребряный.

-Составьте из букв слово – ПОБЕГ.

-Итак, ошибки исправлены, команды получает две буквы ОО.

-Сейчас вы получите восклицательный знак, если назовете 5 слов, в которых встречаются ОО (две буквы О).

«Игра со зрителями».

«Словесный марафон». В произведении блестяще воссоздан национальный и исторический колорит горцев. Во многом этому способствует использование соответствующей лексики. Проверим , как вы ее усвоили.

  1. Татарское пиво (буза)
  2. Сдобно кушанье горцев (лепешки)
  3. Мужской головной убор  (чалма)
  4. Стеганое пальто (бешмет)
  5. Деревянная посуда (лоханка)

-Итак. Зрители заработали для команды большие буквы –ТТТТ.

4 раунд. «Реши кроссворд». (Необходимо обязательно разгадать 5 слов). За каждое слово команда получит букву.

-Составьте слово – КУКЛА.

-Команда получает очередные буквы - ЕЕ.

(Кроссворд  см. в приложении 1)

5 раунд. «Пословицы».

-Определите, какие пословицы можно отнести Жилину, а какие – Костылину?

1. Друг до поры – тот же недруг.

2. Не бросай друга в несчастье.

3. Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.

4. Где смелость, там и победа.

5. Трус и в жизни мертв.

-Итак, вы справились с заданием. Из букв составьте слово – МУЛЛА.

- Буквоед, подарите команде большие буквы – НН.

-Итак, у нас получилось слово: ОТ!ЕТ!СТВЕННОСТ!

ФИНАЛ.

-Вы можете обменять восклицательные знаки на буквы или оставить минуты на суперигру.

-Согласны ли вы сыграть в суперигру?

- В течение 1 минуты вам необходимо составить как можно больше слов имен существительных – ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

(Буквоед проверяет количество слов у участников).

- Итак, у нас определился победитель …., у которого самый большой словарный запас!  Мы поздравляем его с победой. БОЛЬШИЕ БУКВЫ приведут Вас к большой победе!

Участники отвечают на вопросы, получают буквы (ж,ь,у,р, ё) и составляют слово – ружьё.

.

Участники называют 15 слов на букву «с».

Команда составляет слово – ВЫКУП.

Команда называет слова.

Команда исправляет ошибки, Буквоед раздает буквы. Участники составляют слово – ПОБЕГ.

Участники называют слова.

Зрители отгадывают слова.

Команда разгадывает кроссворд, зрители тоже работают с кроссвордом.

Из букв составляют слово – КУКЛА.

Команда составляет слово из букв – МУЛЛА.

Участники составляют слова за 1 минуту.

Победитель произносит ответное слово.

Выражение своих мыслей; учёт разных мнений (К)

3. Итог

Все творчество Л.Н.Толстого пронизано идеями дружбы между людьми и между народами. Читая рассказ «Кавказский пленник», мы почувствовали и поняли, как прекрасно дружить, любить друзей,жить для других. Это поняла и маленькая Дина, хотя Жилин был взрослее ее и чужим по крови.

Л.Н.Толстой учит нас умению прижиться в любой обстановке, выжить в любой ситуации, не перекладывая на чужие плечи свои беды.Л.Н.Толстой пробуждает в нас добрые чувства, стремление к справедливости и красоте. Давайте закончим нашу игру  об этом рассказе словами известного поэта Н.Рубцова:

«На все добро ответим мы добром,

На всю любовь ответим мы любовью».

Участники поздравляю друг друга.



http://ya-uchitel.ru/_ld/45/s30676845.jpg



По горизонтали: 
1. Товарищ, который бросил Жилина в беде. 
2. Место, где держали пленных. 
4. Дина - … 
8 .В лесу испугал пленников 
9 .Жилин увидел в щёлке сарая. 
11. Жилин починил хозяину. 
12. Кличка собаки хозяина. 
13. Хозяин подарил Жилину. 
15. Дина носила Жилину в рукаве. 
17. Татары просят у пленных. 

По вертикали: 
1. Место проживания солдат. 
3. Татарская деревня. 
4. Татары надевали на ноги пленным. 
5 .На ремне у красного татарина. 
6 .Жилину прислала письмо. 
7. Ягоды, которые принесла Дина Жилину. 
8. Способ передвижения из крепости в город. 
10. Воинская должность Жилина. 
14. Дина носила Жилину. 
16. Жилин попросил у Дины.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» (игра «Большие буквы» 5 класс) Автор: РублЕва Т.И.

Слайд 2

«Кавказский пленник»

Слайд 3

Большие буквы Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» I Раунд Р У Ж Ь Ё

Слайд 4

Большие буквы Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» II Раунд В Ы К У П

Слайд 5

Большие буквы Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» III Раунд Исправь ошибки: Прибижала девочка – тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на чорново похожа. Видно, что дочь. Тоже – глаза чорные , светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с шырокими рукавами и без пояса. Галава непокрытая, каса чорная , и в касе лента, а на ленте привешаны бляхи и рубль сиребряный

Слайд 6

Большие буквы Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» III Раунд П О Б Е Г

Слайд 7

Большие буквы Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» Игра со зрителями Словесный марафон: 1. Татарское пиво 2. Сдобно кушанье горцев 3. Мужской головной убор 4. Стеганое пальто 5. Деревянная посуда

Слайд 8

Большие буквы Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» IV Раунд Реши кроссворд: По горизонтали: 1. Товарищ, который бросил Жилина в беде. 2. Место, где держали пленных. 4. Дина - … 8 .В лесу испугал пленников 9 .Жилин увидел в щёлке сарая. 11. Жилин починил хозяину. 12. Кличка собаки хозяина. 13. Хозяин подарил Жилину. 15. Дина носила Жилину в рукаве. 17. Татары просят у пленных. По вертикали: 1. Место проживания солдат. 3. Татарская деревня. 4. Татары надевали на ноги пленным. 5 .На ремне у красного татарина. 6 .Жилину прислала письмо. 7. Ягоды, которые принесла Дина Жилину. 8. Способ передвижения из крепости в город. 10. Воинская должность Жилина. 14. Дина носила Жилину. 16. Жилин попросил у Дины.

Слайд 9

Большие буквы Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» IV Раунд К У К Л А

Слайд 10

Большие буквы Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» V Раунд Пословицы: 1. Друг до поры – тот же недруг. 2. Не бросай друга в несчастье. 3. Кто привык трудиться, тому без дела не сидится. 4. Где смелость, там и победа. 5. Трус и в жизни мертв.

Слайд 11

Большие буквы Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» V Раунд М У Л Л А

Слайд 12

Большие буквы Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» Финал О Т В Е Т С Т В Е Н Н О С Т Ь

Слайд 13

Большие буквы Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема дружбы в рассказе Л.Толстого "Кавказский пленник"

Тема дружбы в были Толстого «Кавказский пленник» . Дружба между народами.Цель:Развить понятие дружбы как истинной ценности в литературе, проанализировать, как это вечная ценность помогает р...

открытый урок по литературе в 6классе по теме :Урок внеклассного чтения.Л.Н.Толстой"Кавказский пленник".Исторические события,получившие отражение в рассказе.

Данный урок проведен с использованием современных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС.Как мы знаем,преобладающий фактор-системно-деятельный подход в обучении.Применение кейс -техноло...

Уроки литературы по рассказу «Кавказский пленник» в 5 классе.

Урок 1. Жизнь и творчество Л.Н.Толстого. Рассказ-быль «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.В первой части урока на стадии вызова учащиеся выделяют в формулировке темы ключевые с...

Игра по рассказу Л. Толстого "Кавказский пленник"

Игра предназначена для учащихся 5 класса. Может быть проведена как на уроке, так и во внеурочное время. Игра включает в себя 7 туров. Есть игра со зрителями (тест). Учащимся  предлагаются разные ...

Урок-путешествие по рассказу Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"

Данный урок поможет лучше понять содержание данного произведения...

Групповая работа на уроке литературы по рассказу "Кавказский пленник"

Задания для работы в группе или в паре на сравнение персонажей рассказа Толстого....