РАЗРАБОТКА урока литературы в 9 классе по рассказу Л.С.Петрушевской «ГЛЮК» «Рассказ Л.С. Петрушевской «Глюк» как зеркало социальных и нравственных проблем современного общества»
план-конспект занятия по литературе (9 класс)
Разработка урока внеклассного чтения по литературе в 9 классе по рассказу Л.Петрушевской "Глюк".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_vneklassnogo_chteniya_po_rasskazu_l.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
МОБУ СОШ с.Спартак муниципального района
Ермекеевский район Республики Башкортостан
РАЗРАБОТКА
урока литературы
в 9 классе
по рассказу Л.С.Петрушевской
«ГЛЮК»
«Рассказ Л.С. Петрушевской «Глюк»
как зеркало социальных и нравственных проблем
современного общества»
Урок разработала учитель русского языка и литературы
Набиуллина Ольга Николаевна
2018
Цели урока:
- ввести в круг чтения учеников произведения современной литературы;
- содействовать обретению учащимися нравственных ценностей;
- учить отличать добро от зла, противостоять злу;
- способствовать осознанию ответственности за свои поступки, воспитанию активной жизненной позиции, негативному отношению к наркотикам, повышению уровня речевой культуры.
Оборудование: репродукции картин Врубеля «Демон сидящий», «Демон поверженный»; портрет Л.Петрушевской; иллюстрации учащихся к рассказу «Глюк», тексты рассказа, плакаты и рисунки учащихся на тему “Мы против наркотиков”.
Эпиграфы к уроку «В человеке должно быть все прекрасно:
и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
А.П.Чехов.
Уже безумие крылом
Души накрыло половину,
И поит огненным вином,
И манит в чёрную долину.
А.Ахматова
Ход урока. Чтение стихотворения С.Богусловского учителем под мелодию
Необязательно богатство.
Бывает рай и в шалаше.
Ни зависти, ни святотатства.
Пора подумать о душе.
Необязательны вериги.
Мне не за что себя казнить.
Но что-то есть. И к Вечной книге
Судьба протягивает нить.
Необязательны гордыня,
Успех, почет и фимиам.
Но есть величие святыни
И то, что нас приводит в храм.
Необязательно... Но все же
Земная жизнь, какая есть,
Нам с каждым новым днем дороже,
И мы живем не там, а здесь.
Мы ищем, где теплей и чище,
Но даже с Богом, даже с ним
Питаемся земною пищей
И дышим воздухом земным.
До прочтения текста на прошлом уроке проводилась предварительная письменная работа:
1. Когда вы слышите слово «глюк», какие ассоциации у вас возникают? Какого он цвета?
2. Если бы к вам пришел волшебник и предложил выполнить три заветных желания, что бы вы загадали? (ответы находятся у учителя).
Знакомство с особенностями творчества писательницы (слово заранее подготовленного учащегося ).
Сообщение ученика: Людмила Стефановна Петрушевская - российский прозаик, драматург определяет лицо современной литературы – литературы постмодернизма. Она в своих произведениях раскрывает внутренний мир героев в их столкновении с неожиданными ситуациями. Для Л.С. Петрушевской характерен жесткий натурализм в изображении темных сторон внутреннего мира и общественной жизни человека. Однако Петрушевская не считает, что цель ее творчества – показать неприглядные черты современника. Она полагает, что задача писателя – честно ставить вопросы, даже не самые приятные, чтобы побудить людей задуматься о себе, о своей нравственности, человеческой состоятельности.
Родилась Петрушевская в Москве в 1938 году, окончила МГУ. Первая книга вышла в 1988 году - это сборник рассказов «Бессмертная любовь». Писательница известна в мире, она читает лекции по русской литературе в Гарвардском университете. Многожанровый писатель, она продолжает тему «маленького человека», рассказывая о человеке наших дней.
Людмила Петрушевская – мрачный «взрослый» прозаик и драматург, но при этом - один из самых светлых детских писателей. Ею написаны сценарии мультипликационных фильмов «Ёжик в тумане», «Сказка сказок», циклы «Сказки для всей семьи», «Дикие животные сказки», пьесы «Два окошка», «Чемодан чепухи» и др.
Центральная тема прозы Петрушевской - тема женской судьбы. Петрушевская правдиво изображает жизнь семьи, трагедию любви, непростые отношения между Матерью и Ребенком («Приключения Веры», «Дочь Ксени», «Отец и мать», «Случай Богородицы», «Бедное сердце Пани», «Материнский привет», «Время ночь», «Кто ответит? ). Например, главная героиня рассказа «Свой круг» отказывается от единственного сына: она знает о своей неизлечимой болезни и пытается бессердечным поступком заставить бывшего мужа взять на себя заботу о ребенке.
Через многие рассказы и повести Петрушевской проходит тема судьбы, рока, как изначальной предопределенности человечества («Нюра прекрасная», «Смысл жизни»). Но фатализма, всеобъемлющей зависимости героинь Петрушевской от рока нет («Страна», «Мост Ватерлоо», «Бог Посейдон», «Два царства»).
В последние годы Петрушевская обращается к жанру «Сказок для всей семьи»: «Жил-был будильник», «Ну, мама, ну!» - «Сказки, рассказанные детям» (1993), «Маленькая волшебница», «Кукольный роман». Творчество Петрушевской 90-х гг. явно эволюционизирует в сторону мягкого лиризма, доброго юмора, даже исповедальности («Деревенский дневник»).
Наверное, впервые лирическая героиня Петрушевской признается в любви России, народу, природе, искусству, не боясь быть сентиментальной, лейтмотивом ее произведений становятся слова «как хороша жизнь». Для Петрушевской «жизнь хороша», потому что она естественна и стремится к гармонии с природой.
Петрушевская является лауреатом престижной Пушкинской премии(1991), премии «Триумф».
Ее рассказы и пьесы переведены на многие языки мира, драматические произведения ставятся в России и за рубежом.
На каждой парте – ксерокопии текста рассказа.
Проверка домашнего задания: Ответить (письменно) на вопросы:
1.Как вы поняли рассказ?
2. Какие вопросы возникли у вас после чтения рассказа?
3.Нарисовать иллюстрации к рассказу.
-Сегодня мы продолжаем разговор о рассказе Л.Петрушевской «Глюк». Перед вами текст рассказа и тетради с ответами на вопросы. Перед прочтением рассказа я попросила вас написать:
«Какие ассоциации у вас вызывает слово «глюк»?»
(Желающие зачитывают свои ответы).
(Ответы детей: сумасшедший человек, привидения, галлюцинации, иллюзия, композитор, наркомания, бред, болезнь, жар, поехала крыша, больное воображение; видение; наркотик; игра в лагере; непорядок в голове; лихорадка; жар; смерть; простыня; зияющая дыра во времени; гадюка; в пустыне часто бывают глюки; дальтоник; писатель.… )
– С каким цветом ассоциируется у вас это слово?
Ответы детей: темно-желтый; красный; белый; темный; цвет нефти; зеленый; серый; гусеница; голубой; мутное что-то; темно-синий; фиолетовый; черные пятна.
-Вначале, вы помните, чтение рассказа вызвало у вас веселье, к концу чтения настроение резко поменялось. Рассказ произвел эффект шоковой терапии.
-Каково ваше первое впечатление от рассказа? Как вы его поняли? Какие вопросы у вас возникли?
Приводим некоторые работы учащихся.
Гильмутдинова Гузель
Рассказ Л.Петрушевской «Глюк» мне понравился тем, что в нем жизнь показана натурально – во всех ее проявлениях. Главная героиня рассказа – Таня, представляет довольно большую часть молодежи сегодняшнего дня. Ее прототип можно найти на любой дискотеке и тому подобных мероприятиях.
Рассказ Л.Петрушевской я поняла как жестокую прозу жизни. В нем удивительным образом переплетаются фантастика и действительность. Это составляет такую композицию, что произведение притягивает с первого абзаца, с первой строки.
Лёша Кашкиров:
В «Глюке» есть тайна, из-за которой долго ломаешь голову, есть и юмор, приводящий в хорошее настроение, а есть и такие минуты, о которых трудно думать без содрогания в душе: чего только стоит сцена, идущая после того, как ребята приняли наркотики. В некотором роде произведение двояко: казалось бы, что все это Тане привиделось в наркотическом бреду, а оказывается, что все ребята из ее класса неделю болели чем-то странным.
Юля Петрова:
Если бы у меня была возможность воочию увидеть Людмилу Стефановну Петрушевскую, прежде всего я спросила бы ее, что она хотела сказать своим рассказом, что заставило ее его написать и правильно ли я его поняла.
Я считаю, что в рассказе отображены не просто какие-то конкретные люди, а превратности и пороки всего нашего тяжело больного общества. Они показаны правдиво и точно, без малейших попыток о чем-то умолчать, скрыть. Возможно, в рассказе выражена личная боль писательницы за новое поколение, страх за его судьбу.
Маршева Дарья:
Наверное, я не права, но лично мне рассказ не понравился. Мне в принципе не нравится все, что убивает надежду, загоняет в тупик. Конечно, нужно, как воздух необходимо говорить правду о том зле, которое нас окружает, и ни в коем случае нельзя замалчивать ее, тешить себя и других беспочвенными иллюзиями. Это так же недопустимо, как уверять безнадежно больного человека в том, что он скоро поправится. И все же слово должно исцелять, врачевать раны, помогать, окрылять, возвращать надежду, но не убивать ее. Однако это всего лишь мое мнение.
Урсакий Денис:
В рассказе Людмилы Стефановны Петрушевской «Глюк» между собой связаны реальность и фантастические видения.
Главный герой рассказа – девочка Таня. У Тани было мало друзей, и поэтому она пыталась их завоевать, исполняя все их прихоти и желания. Она соглашалась со всеми дурными идеями своих сверстников, но в итоге получилось не то, чего ей так хотелось. Таня была девочкой, не думавшей о судьбе других людей, она думала о том, как бы на нее обратили внимание и чтобы ее считали самой красивой. У Тани отсутствовало представление о последствиях творимого ею зла. Таня, по моему мнению, была девочкой странной, потому что в свои четырнадцать лет она еще смотрела мультики. Может, ей просто в детстве родители не дали достаточно ласки и любви. Я думаю, что после ее фантастических видений она задумается о своем поведении, о людях, которые ее окружают, о важности различения зла и добра в жизни людей и, конечно же, исправится в лучшую сторону
Егоров Женя:
Мне лично рассказ не понравился. Мне не нравится всё, что убивает надежду, заводит в тупик. Конечно, нужно говорить правду о том зле, которое нас окружает. И все же слово должно исцелять, врачевать раны, возвращать надежду, а не убивать её.
-Я вижу, что рассказ произвел на вас сильное впечатление и многое из него вы поняли правильно.
-Цель сегодняшнего урока: учиться вдумчиво читать художественное произведение, понять замысел автора рассказа «Глюк», т.е. в конце урока мы должны будем ответить на вопросы: «Что же хотела сказать своим рассказом Л.Петрушевская? Над какими проблемами заставляет задуматься?»
-Итак, давайте обратимся к рассказу. Анализ.
(По ходу анализа рассказа учащиеся отмечают композиционные части произведения: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку).
1. Экспозиция. Глюк в комнате у Тани.
Глюк . -Какой он? (Красивый, как киноартист, как модель. Смелый, бесцеремонный, все знает о Тане, говорит её языком («поставит парашу»).
-«Я хочу тебе добра». Так ли это?
-На первый взгляд кажется, что нет. Но ведь он же и говорит Тане, чтобы она « не тратила желания на ерунду».
Таня. – Что мы узнаем из разговора героев о Тане? ( Напомнить, что характеристика литературного героя включает внешность, речь, внутренний голос, отношение к окружающим, поступки, отношение автора).
-Читала красивый журнал, мало спит, много гуляет на дискотеке, пробует наркотические таблетки. Речь грубая (учителя называет «Марья», «вали отсюда», «мать базарит»), лексикон бедный. Не учит математику, английский язык. Редко моет голову, толстая. Любит ходить по рынку. Ей нравится Сережка, который уже пьёт водку. Таня пьет пиво, берет деньги без разрешения.
-Вывод. Интересна ли вам Таня? (Нет. Её жизнь сводится к тому, чтобы поесть, сходить на рынок, дискотеку, тусовку. Она не учит уроки, не стремится к совершенству. Не читает художественную литературу. Её жизнь неинтересна, поэтому она пытается её украсить наркотиками).
-Почему ей нравится такой мальчик, как Серёжа? (Она не уважает, не ценит себя. У неё низкая самооценка. У Тани нет другого круга общения).
-Какие желания высказала Таня? (Дом ,деньги, жить за границей)
-А теперь вспомните о своих желаниях, записанных в тетрадях.
Они не вызывают у вас тревогу? Вы довольны собой?
(Отвечать вслух не нужно).
2. Завязка, развитие действия. «Чпок!» Таня за границей.
- Как Таня чувствовала себя в новом доме? («Класс! Мечта!»)
-Довольна ли она волшебством ? (Нет. Мало, не всё легко.)
- С какими трудностями она встретилась? (Есть, пить, одеться – она сама не могла!)
- Как меняется настроение Тани? (У неё появляются усталость, раздражение, зависть, злость, отчаяние.)
-Что означают эти слова с точки зрения нравственности, религии? (Эти слова - перечень тяжких грехов.)
3. Анализ эпизода «Таня около детей».
-Почему автор употребляет слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами: детки, бутылочки, водичка? (С их помощью автор передаёт раздражение, злость Тани.)
-Далее мы читаем: «И она всё потеряла». Что подразумевает автор под этими словами?
(Таня теряет душу. Но она и умнеет.)
-С помощью каких слов передаёт Л.Петрушевская мотив утраты? (Слов с отрицательной частицей и приставкой «не»: «не различая», «не испугалась», «несчастье», «не видя», «не видно».)
-Поняла ли Таня, что это испытание у неё было не случайно? Раскаялась ли?
4. Анализ сцены «Второе появление Глюка».
-Какой он теперь Глюк? (У него был «страшный бесшумный фонарик». «Откуда-то сильно воняло гнилью». Писательница подсказывает: Таня на краю гибели, у преисподней.)
-Почему Глюк приходит именно к Тане? (Она легко поддаётся искушению.)
-Может быть, он действительно желает ей добра? (И да, и нет. Ведь она могла подумать не только о материальных потребностях. Человек в трудную минуту молит о терпении, твердости духа, силе воли. А Таня опять «заказывает»: полный холодильник, всех ребят из класса. Еда и веселье - вот смысл жизни героини.)
-Зачем Тане нужно было это? (Чтобы все видели! Она торжествовала. «Наконец она была не хуже других».)
5. Кульминация рассказа. «Это было как страшный сон».
-Обратимся к эпиграфу нашего урока – словам А.П.Чехова:
«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Заботилась ли Таня о том, чтобы её душа и мысли были прекрасны? (Нет. Она старалась угодить всем друзьям, чтобы они её любили. А её не за что было любить).
-Как показывает автор, что Таня отдала свою душу дьяволу? («Глаза сияли не хуже фонариков», «Таня чувствовала себя не хуже королевы», «Тут я распоряжаюсь».Таня возвысила себя над всеми, над всем миром.)
Учащиеся рассматривают иллюстрации картин Врубеля с изображением демона.
-Знала ли Таня о последствиях творимого ею зла? Почему она с радостью предложила друзьям наркотик? Выпишите ключевые слова ,передающие состояние подростков после приёма наркотика.
«Заплетающийся язык», «с лукавым видом», «злым взглядом», «совершенно бесчувственный Серёжка» и, наконец, «все валялись по углам, как тряпичные куклы», «у Серёжки закатились глаза, были видны белки».
-Таня не понимала, что после приёма наркотика человек теряет волю, а это как раз и нужно тем, кто подстрекает людей на это страшное и опасное действие.
-Рассказ Л.Петрушевской – рассказ-предупреждение: приём наркотиков часто заканчивается преступлениями и смертью. Как описывает картину «страшного сна» автор?
Это описание напоминает картину ада: «Таня извивалась, как могла…слова ускользали», «Все обступили Таню, кривляясь и хохоча», «зеленые трупы окружили кровать», «было нестерпимо больно». Глюк отравил сознание людей.
6. Развязка. «Когда Таня очнулась…». Анализ финального эпизода.
-Что произошло с Таней? Каков финал рассказа? Почему Л.Петрушевская пишет «Ничего не кончилось»? (Таблетка-искушение лежала в косметичке.)
-Человека жизнь постоянно ставит перед выбором, он идет по жизни, как по ступенькам. Будут ли эти ступеньки вести вверх, к духовному росту, к самосовершенствованию или это будут ступеньки вниз, к потере души, к деградации, зависит от самого человека.
-Как вы поняли сущность Глюка?
Глюк – тёмная, страшная сила, в любом обличии может прийти. Он искуситель , дьявол , сатана , зло .
Глюк – это кошмарная жизнь, пустая квартира.
По религиозным представлениям – дьявол (глюк) всё знает о человеке, он искушает его.
- Какие ассоциации возникают у вас теперь, после разбора рассказа, при слове «глюк»? ( Что-то нереальное, страшное, гнилое пропасть…)
- А ещё есть слово das gluck по-немецки – «счастье». Что такое счастье? ( чувство и состояние полного, высшего удовлетворения, успех, удача…)
В тексте Глюк – бред – страшный сон – t 40 С – невидимый с фонариком – чудовище с огромным ртом, как заходящее солнце, всех и вся пожирает, оно-жерло ненасытное, жернов, перемалывающий судьбы, Молох.
Когда холодильник полный, друзья Тани играют в саранчу, а саранча прожорлива, всё уничтожает на своём пути, её несметные полчища.
Послушайте высказывание поэта Р.Рождественского «Выбор».
«У каждого человека есть свобода выбора. Выбор существует ежедневно, сиюминутно. Разный по своей серьёзности. Неодинаковый по своим последствиям .Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или не стерпеть? Превозмочь или отступить? Да или нет? Куда пойти учиться? Как жить? Что делать? Вопросы-громады и вопросы-карлики. Вопросы-океаны и вопросы-капли …»
-Как вы считаете, этот рассказ оптимистичен или пессимистичен?
-Как вы думаете, этот рассказ для взрослых или для детей?
-Обратите внимание на одну реплику в финале рассказа: «Вам не кажется , что это какая-то секта новой религии… Куда завлекли детей?» Автор обращает внимание читателей ещё на одну страшную угрозу нашему обществу – на многочисленные религиозные секты, вовлекающие не только взрослых, но и детей. Почему так происходит? Наверное, у человека, даже самого ограниченного, есть потребность в духовной пище. И если его духовный мир беден, он легко поддаётся любому влиянию.
(Дети очень серьёзно, по-взрослому отвечают на данный вопрос. Говорят об ответственности родителей, школы, общества не только за материальное благосостояние детей, но и за их нравственное воспитание.) Поэтому этот рассказ адресован и взрослым ,и подросткам.
-Какие проблемы затронуты в произведении? Над какими вопросами заставляет задуматься автор? ( Алкоголизма, наркомании, отцов и детей, занятость молодежи, растление молодежи)
-Что есть добро и что есть зло. Каков он – духовный мир нашего современника? Этот рассказ заставляет взглянуть на себя со стороны. Одна из основных проблем рассказа – проблема выбора.
7. Выводы
– Что хотела Л. Петрушевская донести до читателя своим рассказом?
– Над чем заставил задуматься рассказ вас? Как относится автор к своей героине?
– Какие советы хотите дать Тане? (Не употреблять наркотики, думать о будущем, любить родителей, не воровать, подходить серьёзнее к выбору друзей…)
– Прочитайте эпиграф к уроку. Как перекликается он с темой урока? (Черта, переступив которую, можно сломать себе жизнь, незрима…)
8. Заключительное слово учителя.
Вы находитесь в наиболее опасном возрасте для начала экспериментирования с любыми психоактивными веществами. Наркотик – это неизвестный, запретный мир и, как всё незнакомое и запретное, вызывает особое любопытство. Хочется, чтобы вы знали о последствиях употребления наркотиков. Пусть сегодняшний урок станет уроком-предупреждением.
– Рассказ заканчивается словами: «Но все были живы». А что же дальше? Продолжите рассказ Л.С. Петрушевской.
9. Домашнее задание: Написать продолжение рассказа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Ничего не кончилось… Но все были живы…" (урок внеклассного чтения по рассказу Л.Петрушевской "Глюк")
Данный урок был разработан на районный антинаркотический конкурс «Мы выбираем жизнь» в номинации «Лучший урок по профилактике наркомании».Урок по по...
Конспект урока на основе технологической карты по современной литературе "Быть или не быть..."(проблемы современной молодёжи на примере рассказа Л. Петрушевской "Глюк")
Данный конспект поможет учителю провести урок 8,9,10,11 классе по современной литературе.Познакомить с Петрушевской, а также одним из её рассказав "Глюк"...
Урок внеклассного чтения «Каждый выбирает для себя…» по рассказу Л.Петрушевской «Глюк».
Урок внеклассного чтения «Каждый выбирает для себя…» по рассказу Л.Петрушевской «Глюк». Цели:-ввести в круг чтения учащихся произведение современной литературы;-обучение вдумчивому чтению х...
Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей
Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. На данном уроке: ...
Актуальный вопрос современной русской литературы в рассказе Л. Петрушевской "Глюк"
Урок по рассказу Л. Петрушевской "Глюк" соответствует программной теме "Обзор произведений последних лет. Особенности развития литературы конца 1980 - 2000-х годов". Для проведения...
Урок литературы на тему "Рассказ "Глюк" Л.Петрушевской как зеркало социальных проблем"
Урок внеклассного чтения для 8 класса...
Конспект урока литературы в 5 классе (новый ФГОС). Тема: Л.Н. Толстой рассказ "Кавказский пленник": историческая основа, рассказ-быль, тема, идея рассказа
Данный урок является первым в цикле уроков по изучению рассказа Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". На этом уроке обучающиеся знакомятся с биографией писателя, исторической основой рассказа,...