Урок литературы на тему "Рассказ "Глюк" Л.Петрушевской как зеркало социальных проблем"
методическая разработка по литературе (8 класс)

Парамонова Анна Николаевна

Урок внеклассного чтения для 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_glyuk_2.docx40 КБ

Предварительный просмотр:

Парамонова Анна Николаевна,

учитель русского языка и литературы

Рассказ Л.С. Петрушевской «Глюк» как зеркало социальных и нравственных проблем современного общества.

Урок внеклассного чтения в 8 классе.

Цель урока: знакомство обучающихся с литературой постмодернизма на примере творчества Л.С.Петрушевской.

Задачи:

- обучить пониманию замысла писателя;

- раскрыть идейно-художественное своеобразие рассказа;

- определить круг проблем, поднимаемых в рассказе,

- формировать у учащихся высокие нравственные качества: доброту, ответственность за свои поступки, желание духовных потребностей.

Оборудование: текст рассказа «Глюк» (по 1 распечатке на парту),  портреты Л. Петрушевской на доске, карточки с высказываниями, презентация PowerPoint.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Приветствие.
  2. Вступительное слово учителя.

Начать наш урок мне хотелось бы словами Роберта Рождественского: «У каждого человека есть свобода выбора. Выбор существует ежедневно, сиюминутно. Разный по своей серьезности. Неодинаковый по своим последствиям. Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или не стерпеть? Превозмочь или отступить? Да или нет? Как жить? Что делать?Вопросы-громады и вопросы-карлики. Вопросы-океаны и вопросы-капли...»

Множество подобных вопросов встаёт перед вами, современными подростками. Р. Рождественский говорит, что свобода выбора есть у каждого человека. А есть ли выбор у современного подростка? Всегда ли вы самостоятельно можете отличить добро от зла, хорошего человека от плохого, выбрать правильные ориентиры в жизни, когда на каждом шагу подстерегают соблазны. Одиночество подростков, их заброшенность, равнодушие окружающих людей и разрушительное воздействие наркотиков, наркомания… вот примерный перечень проблем, поднимаемых Л. Петрушевской в рассказе «Глюк». Этому рассказу мы посвятим сегодняшний урок внеклассного чтения. Запишите в тетрадях тему: «Рассказ Л.С. Петрушевской «Глюк» как зеркало социальных и нравственных проблем современного общества» (тема проецируется на экране).

  1. Знакомство с биографией писательницы.

Л. С. Петрушевская – современная писательница, с её именем на уроках литературы мы сталкиваемся впервые, поэтому предлагаю вам ознакомиться с краткой историей её жизни. (Слово предоставляется ученику).

Родилась 26 мая 1938 года в Москве в семье служащего. В военное время жила у родственников, а также в детском доме под Уфой.

После войны вернулась в Москву, окончила факультет журналистики МГУ. Работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств, с 1972 года — редактором на Центральной студии телевидения.

Петрушевская рано начала сочинять стихи, писать сценарии для студенческих вечеров, всерьёз не задумываясь о писательской деятельности.

Первым опубликованным произведением автора был рассказ «Через поля», появившийся в 1972 году в журнале «Аврора». С этого времени проза Петрушевской не печаталась более десятка лет.

Профессиональные театры начали ставить пьесы Петрушевской в 1980-е годы: одноактная пьеса «Любовь» в Театре на Таганке, «Квартира Коломбины» в «Современнике», «Московский хор» во МХАТе. Долгое время писательнице приходилось работать «в стол» — редакции не могли публиковать рассказы и пьесы о «теневых сторонах жизни».

Проза Петрушевской продолжает ее драматургию в тематическом плане и в использовании художественных приемов. Её произведения представляют собой своеобразную энциклопедию женской жизни от юности до старости: «Приключения Веры», «История Клариссы», «Дочь Ксени», «Страна», «Кто ответит?», «Мистика», «Гигиена» и многие другие. В 1990 году был написан цикл «Песни восточных славян», в 1992 — роман «Время ночь». Пишет сказки как для взрослых, так и для детей: «Жил-был будильник», «Ну, мама, ну!» — «Сказки, рассказанные детям» (1993); «Маленькая волшебница», «Кукольный роман» (1996).

Людмила Петрушевская живёт и работает в Москве.

Учитель: Л. Петрушевская определяет лицо современной литературы постмодернизма. Один  из главных принципов литературы постмодернизма (термин вводится на предыдущем  уроке) – интертекстуальность (соотнесённость текста с другими литературными источниками). Постмодернистский текст формирует новый тип взаимоотношений между литературой и читателем. Читатель становится соавтором текста. Восприятие художественных ценностей становится многозначным. Литература рассматривается как интеллектуальная игра.

Для прозы Л. Петрушевской характерен жесткий натурализм в изображении темных сторон внутреннего мира и общественной жизни человека. Однако Петрушевская не считает, что цель её творчества- показать неприглядные черты современника. Она полагает, что задача писателя – честно ставить вопросы, даже не самые приятные, чтобы побудить людей задуматься о себе, о своей нравственности, человеческой состоятельности.

Сама Людмила Петрушевская так  говорит о своем творчестве: «…я прямо и просто, не смешно, без эпитетов, образов, остроумных портретов, без живых  диалогов, скупо, как человек на остановке автобуса, расскажу другому человеку историю третьего человека. Расскажу так, что он вздрогнет, а я – я уйду, оставив его догадываться, кто ему рассказал эту историю и зачем. И свои загадочные, мистические истории я расскажу, ни единым словом не раскрывая их тайны… Пусть догадываются сами…».

И нам с вами предстоит догадаться, что хотела сказать своим рассказом «Глюк» Л. Петрушевская.

Рассказ «Глюк» был опубликован в журнале «Октябрь» №3 /2000  вместе с другими её рассказами под общим заголовком «В садах других возможностей».  Это рассказы-притчи. Вспомним определение: что такое «притча»?

Ответ: Притча – небольшой рассказ нравоучительного характера часто религиозного содержания.Рассказ «Глюк»- это история из жизни девочки-подростка в жанре притчи.

Итак перед нами рассказ-притча.

  1. Анализ рассказа (обсуждение).

Учитель: Каково ваше первое впечатление от рассказа? Как вы его поняли? Какие вопросы у вас возникли?Вначале, вы помните, чтение рассказа вызвало у вас веселье, к концу чтения настроение резко поменялось. Рассказ произвел эффект шоковой терапии. (По ходу анализа рассказа учащиеся отмечают композиционные части произведения: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку).

Учитель: Какие ассоциации возникают у вас при слове  «глюк»?(Составление кластера: учитель прикрепляет на доске слово ГЛЮК, напечатанное крупными буквами на ватмане).

Глюк: сумасшедший человек; привидения; галлюцинация; иллюзия; наркомания; больное воображение; видение; наркотик; бред; сумасшествие; болезнь; непорядок в голове; сейчас многие так говорят: «глюк», «глючит», - это означает галлюцинацию,  что-то нереальное,  слово вызывает ассоциации, связанные с  наркоманией, бредом, с ненормальным состоянием человека. Попробуйте дать определение.

Учитель: Определение (на экране) из словаря Даля: “Галлюцинация – (лат.бред) непроизвольно возникающее ложное (мнимое) восприятие (зрительное, слуховое, обонятельное, осязательное, вкусовое) несуществующих объектов, которые для больного носят характер действительно существующих, реальных”.Каким предстает Глюк в рассказе в первом и втором появлении?

Учитель: Как вы оцениваете героиню рассказа Таню? Дайте её характеристику. Из чего складывается характеристика героя? Характеристика героини складывается из ее речи, портрета, поступков, интересов. (Идёт работа в группах. Первая группа ищет описание внешности, составляет речевой портрет героини. Вторая группа характеризует поведение, поступки, окружение).

Ответы: Прототип Тани можно найти в любой школе, в любом классе (от 8 класса  и старше), на любой дискотеке.У Тани  нет настоящих  друзей, её не принимают в свой круг одноклассники, и поэтому она пытается подружиться с ребятами, исполняя все их прихоти и желания. Таня мало спит, много гуляет, вечера проводит на дискотеке, она не учит уроки, не стремится к совершенству, не занимается спортом,  её не увлекает  художественная литература. Петрушевская пишет, что Таня читает «красивый журнал». (Кто же читает журнал только потому, что он красивый?) Наша героиня ленива и неопрятна. Она редко моет голову, не следит за собой, любит ходить по рынку.  Ей нравится Сережка, который уже пьёт водку. Сама Таня уже пьет пиво  («Таня любила пиво, они с ребятами постоянно покупали баночки. Денег только не было, но Таня их брала иногда у папы из кармана. Мамина заначка тоже была хорошо известна. От детей ничего не спрячешь», - пишет Людмила Петрушевская). Таня уже  попробовала наркотические таблетки. Её жизнь скучна, пуста, поэтому, возможно, она пытается её украсить алкоголем и наркотиками. Да, на первый взгляд,  кажется, что Таня одержима только одной мыслью: стать самой красивой, крутой, чтобы на нее наконец-то одноклассники обратили внимание, приняли ее в свой круг. А у кого из нас нет таких желаний?

Учитель: Стали бы вы дружить с такой девочкой, интересна ли она вам?

Учитель: Что можете сказать про её речь?

Ответ:  Речь ее грубая, лексикон бедный. Употребляет просторечные и жаргонные слова и выражения (примеры).

Учитель: Какие отношения сложились у Тани и ее родителей?

Ответ: С родителями у нее нет духовной близости.Нигде не звучит  теплых слов «мама» или «папа», только обобщенное - «родители».

Учитель: Почему ей нравится такой мальчик, как Серёжа?

Ответ: Она не уважает, не ценит себя. У неё низкая самооценка. У Тани нет другого круга общения. И Сережа ей нравится  только потому, что, во-первых, он дружит с другой девочкой, Катей, а во-вторых, в наше время, если мальчик пьет, то он считается крутым, взрослым  на фоне обычных некурящих и непьющих ребят. И это нравится таким девочкам, как Таня. Она очень старается стать «как все».

Учитель: Давайте вспомним сюжет рассказа. К девочке Тане  - а она накануне приняла на дискотеке не очень хорошие таблетки - приходит Глюк  и предлагает исполнить три ее желания.

Экспозиция. Глюк в комнате у Тани. Глюк. - Какой он?

Ответ: Красивый, как киноартист, как модель. Смелый, бесцеремонный, все знает о Тане, говорит её языком («поставит парашу»).

Учитель: «Я хочу тебе добра», - говорит он. Так ли это?

Ответ: На первый взгляд кажется, что нет. Но ведь он же и говорит Тане, чтобы она «не тратила желания на ерунду».Её жизнь неинтересна, поэтому она пытается её украсить наркотиками.

Учитель: Давайте, посмотрим, как разговаривает Таня с Глюком. Когда он только появляется в ее комнате, красивый как киноартист, она теряется и обращается к нему на «вы»: «Это глюки у меня. Мало сплю, вот и все. Вот и вы», когда же она чуть пришла в себя, говорит ему грубо «ты: « Да не надо мне ничего, и вали отсюда». Таня разная. Она  может быть и вежливой, и грубой. Глюк знает, как расположить ее к себе, заставить поверить в его слова.

Учитель: Глюк предлагает героине исполнить три ее желания. Какие желания высказала Таня? Она стоит перед выбором.- Дом, деньги, жить за границей.Что такое духовные потребности? (Свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными).– А материальные? (Вещественные, реальные в противопоставление духовному). – Какие желания преобладают у вас: духовные или материальные?

А когда Таня загадывает желание хорошо учиться по математике,  стать красивой, нравиться Сереже , он говорит ей, что это не те желания, которые нужно исполнять магическим путем. Здесь дьявол ее не обманывает, она и сама может всего этого достичь. Какие  другие желания  есть у Тани? Те самые, о которых говорится во всех голливудских фильмах. Выбор невелик: дом, деньги, пиво, мальчики, жить за границей - вот чем теперь ограничивается героиня.

Учитель: На предыдущем уроке я предлагала вам представить, что к вам пришёл маг и предложил исполнить три ваши желания. Какие это желания? Давайте прочитаем некоторые из них и сравним их с желаниями Тани.

Ответы детей:

- Чтобы не было конца света

- Чтобы все были здоровы

- Чтобы поскорее настал Новый год

- Чтобы мама была чаще дома и другие.

Вывод: Желания Тани материальные. Можно было  ей загадать дьяволу какие-то хорошие, добрые желания, но, видимо, в ее окружении идеалы другие. Таня - обычная девочка, такая, как все. Да и понятно, что Глюк не стал бы выполнять какие-то добрые пожелания. На то он и дьявол, воплощение зла.

(Далее дети определяют завязку, развитие действия. «Чпок!» Таня за границей).

Учитель: Как  Таня чувствовала себя в новом доме?

Ответ: «Класс! Мечта!»Л. Петрушевская показывает, что героиня довольна новым домом, как у Барби.  Но ведь Барби – кукла.   Она не живая.  Одно уже это сравнение дома мечты  с кукольным домиком вызывает тревогу. Получается, что Тане хочется  быть куклой.  Она уже и так почти кукла.

Учитель: Довольна ли она волшебством?

Ответ: Нет. Мало, не всё легко.Когда  ее желание оказаться за границей было исполнено Глюком, оно не принесло ожидаемого счастья.

Учитель: С какими трудностями она встретилась?

Ответ: Есть, пить, одеться – она сама не могла!Таня не может обеспечить себя едой, одеждой, распорядиться деньгами,  потому что все это дома в настоящей жизни делают  родители.

Учитель: Как меняется настроение Тани?

Ответ: У неё появляются усталость, раздражение, зависть, злость, отчаяние.

Учитель: Что означают эти слова с точки зрения нравственности, религии?

Ответ: Эти слова - перечень тяжких грехов.

Учитель: Далее мы читаем: «И она всё потеряла».Что подразумевает автор под этими словами?

Ответ: Таня теряет душу. Но она и умнеет.У героини меняется настроение, появляются усталость, раздражение, злость, отчаяние, оттого что она  потеряла все, что ей дал Глюк. Она не думает, что теряет большее: теряет  душу.

Учитель: Поняла ли Таня, что это испытание у неё было не случайно? Раскаялась ли?

Ответ: Она на самом деле подозревает, понимает, что Глюк ее не оставит, что-то ведь должен он потребовать взамен. Всем известно, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Однако Тане не хочется, по-видимому, даже думать об этом. Ведь вновь появляется «щедрый» Глюк, готовый выполнить  ее следующее желание.  «Хочу, чтобы всегда мои желания исполнялись!»- вот о чем теперь мечтает Таня. Почти как старуха в «Сказке  о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. Таня со своими одноклассниками вновь в кукольном  доме, наполненном едой, выпивкой, наркотиками, у нее теперь есть телефон, но звонить родителям Таня не спешит. Родителей ей не жаль, им нет места в ее красивом кукольном доме.  Ей никто не нужен. Теперь у нее есть компания, о которой так  мечтала. Героиня опускается все ниже и ниже.

Учитель: Проанализируем сцену «Второе появление Глюка». Какой он теперь- Глюк?

Ответ: У  него был «страшный бесшумный фонарик». «Откуда-то сильно воняло гнилью». Писательница подсказывает: Таня на краю гибели, у преисподней.

Учитель: Может быть, он действительно желает ей добра?

Ответ: И да, и нет. Ведь она могла подумать не только о материальных потребностях. Человек в трудную минуту молит о терпении, твердости духа, силе воли. А Таня опять «заказывает»: полный холодильник, всех ребят из класса. Еда и веселье - вот смысл жизни героини.

Учитель: Зачем Тане нужно было это?

Ответ: Чтобы все видели! Она торжествовала. «Наконец она была не хуже других».

Учитель: Определим кульминацию рассказа. «Это было как страшный сон». Как описывает картину «страшного сна» автор?

Ответ: Это описание напоминает картину ада: «Таня извивалась, как могла…слова ускользали», «Все обступили Таню, кривляясь и хохоча», «зеленые трупы окружили кровать», «было нестерпимо больно». Глюк отравил сознание людей.

Учитель: Как показывает автор, что Таня отдала свою душу дьяволу?

Ответ: «Глаза сияли не хуже фонариков», «Таня чувствовала себя не хуже королевы», «Тут я распоряжаюсь».Таня возвысила себя над всеми, над всем миром.

Учитель: Знала ли Таня о последствиях творимого ею зла? Почему она с радостью предложила друзьям наркотик?   Выпишите ключевые слова, передающие состояние подростков после приёма наркотика.

Ответ: «Заплетающийся язык», «с лукавым видом», «злым взглядом», «совершенно бесчувственный Серёжка» и, наконец,  «все валялись по углам, как тряпичные куклы», «у Серёжки закатились глаза, были видны белки».Таня не понимала, что после приёма наркотика человек теряет волю, а это как раз и нужно тем, кто подстрекает людей на это страшное и опасное действие.

Учитель: Почему Глюк-дьявол  пришел именно к Тане?    

Ответ: В её жизни  нет дружбы и любви! Ей только кажется, что теперь после приема наркотиков у нее это есть, и она счастлива. Таня ошибается, она не знает настоящей дружбы.  Просто ее  главная мечта -  быть не хуже других - наконец-то воплощена в жизнь.  Как только Таня отдает свою душу дьяволу, она преображается,  ведет себя  высокомерно. Наконец-то у нее есть власть над  людьми! Теперь пусть ей все угождают, как делала раньше она сама. Героиня еще сущий  ребенок: любит мультики, очень доверчива и наивна. Дьявол потому выбрал её, что увидел, как она нравственно слаба,  одинока,  совсем не знает жизни, доверчива, и в голове её путаница.  Видимо, никто не привил Тане того, что мы называем «вечными ценностями», никто не показал, как может быть интересна и разнообразна жизнь.

Учитель: Найдите в тексте финальную сцену рассказа… «Она только что пришла в себя после недельного бреда…». Рядом с ней отец.  Оказывается, Таня была без сознания и вот пришла в себя.  Мы понимаем, что Таня любит своих одноклассников, их жизнь ей небезразлична, она не конченый человек. На первый взгляд автор никак не оценивает поступок Тани. Однако мы «догадываемся», что последнее желание Тани – своеобразное мерило нравственности, гуманности.

Учитель: Как вы понимаете финал рассказа? Развязка. «Когда Таня очнулась…». Что произошло с Таней? Почему Л. Петрушевская пишет «Ничего не кончилось»?

Ответ: Таблетка-искушение лежала в косметичке.

Учитель: Дома вы должны были дописать свой финал (ученики читают свои концовки рассказа). У нас остается много вопросов после его прочтения, автор оставляет нас наедине с нашим удивлением, с нашим и только нашим отношением к героине, с нашими ответами на вопросы.  Навсегда ли эти изменения?   Все ли Таня поняла?   Надолго ли ей хватит понимания, куда могут привести наркотики? Л.Петрушевская  оставляет Тане право самой сделать дальнейший  выбор, ведь у нее в сумочке лежит еще одна таблетка, за которую она еще не отдала деньги.  Изменится ли Таня, откажется ли она от таблетки -  писательница нам не говорит.  Получается,  человека нельзя понять до конца, даже если это только литературный персонаж, но писательница показывает, что именно мешает моему современнику жить счастливо.

       Наверное, Людмила Петрушевская права, считая, что каждый человек сам должен сделать выбор в своей жизни.Но все же хорошо, если есть из чего выбирать, хорошо, когда рядом есть люди, которые помогут в трудную минуту.  Очень страшно за Таню, а вдруг она так и останется всеми брошенной, одинокой. Сможет ли она одна противостоять дьявольским искушениям? Ведь не  все  знают, что наркотики и алкоголь не дают счастья, независимости, дружбы, любви, что они, как и дьявол, только забирают здоровье, жизнь, душу?  Хочется верить,  что Таня навсегда запомнит, как, она, теряя сознание  в наркотическом угаре, просила свободы, поймёт, что наркотики лишают человека воли, заставляют его быть зависимым.  Надо, чтобы об этом знали все подростки.

Они, как и во все времена,  нуждаются в любви и понимании, в дружеском участии, но им трудно противостоять такому злу, как наркотик, которого не знали герои произведений, изучаемых в школе.

Хорошо, что писательница поднимает эти проблемы,  нужно говорить правду о том зле, которое нас окружает. Книги  должны открывать нам глаза на мир, исцелять, врачевать раны, возвращать надежду. А мы должны прислушиваться к писателям и делать правильные выводы.

Рассказ Л.Петрушевской – рассказ-предупреждение: приём наркотиков часто заканчивается преступлениями и смертью. Книга  учит понимать, к чему может привести равнодушие окружающих людей.  

Я думаю, что в жизни важно прежде всего взаимопонимание между людьми, наверное, об этом недоговорила, но заставила нас задуматься Людмила Петрушевская. Важно, чтобы читая книгу, каждый  задумался о себе, о своей жизни, и ответы на возникающие вопросы у каждого будут свои, а не авторские.Своей книгой писательница напоминает, что надо любить людей, быть внимательными к своим же одноклассникам, товарищам, близким, не дать им остаться одинокими, чтобы к ним не пришел Глюк, чтобы алкоголь и наркотики не лишили нас свободы, не лишили нас жизни.

Учитель: Как вы думаете, этот рассказ для взрослых или для детей?(Дети говорят об ответственности родителей, школы, общества не только за материальное благосостояние детей, но и за их нравственное воспитание.) Поэтому этот рассказ адресован и взрослым,и подросткам.

Учитель: Какие советы вы могли бы дать Тане?

Учитель: Какие вопросы бы вы задали автору, если бы встретились с ним?

Вывод. А теперь постарайтесь представить рассказ в целом и ответьте на вопрос: какие проблемы подняты автором в рассказе?

Ответ: Проблема наркомании, проблема досуга, проблема курения и алкоголизма, проблема религиозных сект, проблема отцов и детей (Все проблемы записываются в тетрадь).

  1. Итог урока. Суд над Таней.

Учитель: Ребята, мы не зря разделились на группы. Сейчас вам предстоит  или осудить Таню,  или  оправдать ее. (Обсуждение в течение 5 минут. Затем выступление каждой группы по очереди. Первая группа выступает в роли адвокатов, вторая в роли прокуроров. Приговор выносится совместно с учителем).

  1.  Рефлексия. Продолжите фразу.
  1. Сегодня я …2. Мне удалось…3. Я понял(а), что …
  1. Домашнее задание: учащимся предлагаются на выбор две цитаты.
  1. «…Рассказ «Глюк» помогает каждому подростку взглянуть на себясо стороны и, может быть, измениться…» (ученица 10 класса.)
  2. «Рассказ – исследование бездны человеческой души. Чего в ней больше? Гуманизм Петрушевской в том, что сквозь пелену наркотического бреда Таня просит спасти тех, кто пытался лишить её свободы» (мнение взрослого читателя).

Задание – написать сочинение-эссе или сочинение-рассуждение по одной из цитат.

  1. Напутственное слово.  В заключение хотелось бы сказать вам такие слова: «Лишь в разуме счастье, беда без него, лишь разум – богатство, нужда без него...Коль разум вожатым не станет тебе, дела твои сердце изранят тебе». Будьте благоразумны, не теряйте рассудок, цените и берегите  себя и близких.

Использованная литература:

  1. Лучкина Е.Н. Уроки внеклассного чтения по рассказу Л. С. Петрушевской «Глюк». РЯШ.2002.№29.
  2. Петрушевская Л.С. «Глюк». «АиФ».1999. №99.
  3. Рождественский Р..Выбор. РЯШ.2000.№4.
  4. http://pedsovet.org
  5. http://ru.wikipedia.org
  6. http://rus.1september.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль уроков литературы в подготовке к написанию сочинения (об анализе литературного произведения с точки зрения пространства, времени и круга основных проблем).

Роль уроков литературы в подготовке к написанию сочинения (об анализе  литературного  произведения с точки зрения пространства,  времени  и  круга основных проблем)....

Физическая культура и ее роль в решении социальных проблем

Физическая культура - вид культуры общества и человека. Это деятельность и ее результаты по формированию физической готовности к жизни; с одной стороны, специфический процесс, с другой - результат чел...

Инновационные методы и формы взаимодействия семьи и школы в решении социальных проблем ребенка

Сегодня  образованному человеку не достаточно только предметных знаний. Большую и важную роль в развитии личностных способностей играет дополнительное образование. Кадетом быть престижно и о...

Проблема социализации школьников, формирование у них жизненного и профессионального самоопределения, вовлечение их в адекватное осознание социальных проблем и процессов

Выступление на педсовете. Проблема социализации школьников, формирование у них жизненного и профессионального самоопределения, вовлечение их в адекватное осознание социальных проблем и процессов....

"Решение социальных проблем учащихся в образовательном учреждении»

Семейное благополучие является одним из главных аспектов психофизического развития ребёнка. Пьянство родителей является одним из самых мощных неблагоприятных факторов разрушающих не только семью,...