Урок внеклассного чтения «Каждый выбирает для себя…» по рассказу Л.Петрушевской «Глюк».
презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему

Алекберова Абидат Абдулкеримовна

Урок внеклассного чтения «Каждый выбирает для себя…»  

по рассказу Л.Петрушевской «Глюк».

 Цели:

-ввести в круг чтения учащихся произведение современной литературы;

-обучение вдумчивому чтению художественного произведения, пониманию замысла писателя;

-раскрыть идейно-художественное своеобразие рассказа;

-формирование у учащихся нравственных качеств: доброты, ответственности за свои поступки, желания помочь другим людям;

-пропаганда здорового образа жизни, воспитание активной жизненной позиции. воспитывать непримиримое отношение к человеческим порокам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glyuk_.pptx2.98 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Каждый выбирает для себя…» Л.Петрушевская « Глюк » (Урок внеклассного чтения) 10 класс

Слайд 2

Цели: ввести в круг чтения учащихся произведение современной литературы обучение вдумчивому чтению художественного произведения, пониманию замысла писателя раскрыть идейно-художественное своеобразие рассказа формирование у учащихся нравственных качеств: доброты, ответственности за свои поступки, желания помочь другим людям воспитывать непримиримое отношение к человеческим порокам, пропаганда здорового образа жизни, воспитание активной жизненной позиции

Слайд 3

Каждый выбирает для себя Женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку. Каждый выбирает для себя. Каждый выбирает по себе Слово для любви и для молитвы. Шпагу для дуэли, меч для битвы. Каждый выбирает по себе. Каждый выбирает по себе Щит и латы, посох и заплаты. Каждый выбирает по себе. Каждый выбирает для себя. Выбираю тоже - как умею. Ни к кому претензий не имею. Каждый выбирает для себя.

Слайд 4

Всмотритесь в портрет Людмилы Стефановны Петрушевской. Что можно сказать о ней по портрету?

Слайд 5

Людмила Стефановна Петрушевская родилась в Москве 26 мая 1938 года, в семье профессора МГУ. Прожила тяжелое военное полуголодное детство, скиталась по родственникам, жила в детдоме под Уфой. После войны вернулась в Москву, окончила факультет журналистики Московского университета. Работала корреспондентом на радио, редактором справочного отдела телевидения.

Слайд 6

Литературным творчеством начала заниматься после 25 лет. Писала рассказы, сказки, сценарии мультфильмов, переводила с польского, сочиняла пьесы, которые разрешили ставить лишь спустя 16 лет. Первая книга вышла в 1988 году. Это талантливая писательница, в 1991 году ей была присуждена Пушкинская премия.

Слайд 7

Персонажи Людмилы Петрушевской проживают трудную, подчас несчастливую жизнь. Её герои – рядом с нами, но мы стараемся не замечать их, чтобы не причинять себе лишнюю боль от вида чужих страданий. Она пишет о том, что происходит повседневно, ежечасно, пишет обнажено просто, зачастую безысходно страшно. За её простенькими на первый взгляд маленькими рассказиками стоят глубокие и вечные вещи. Её «житейские» рассказы – настоящие притчи.

Слайд 8

Мир Петрушевской – это действительно «изнаночный» мир, болезненный и угрюмый, не приукрашенный благородными чувствами и порывами души. Но сама писательница так не думает, герои её попадают в ситуации, когда не на кого положиться и надеяться не на что. А разве в жизни так не бывает?

Слайд 9

Художественный мир Петрушевской, при всей его жестокости, гуманен, пронизан болью за неустроенность, убожество повседневности, за глухоту и взаимное непонимание, за «безъязыкость» улицы, за уродливые отношения, отчего прежде всего страдают дети. На вопрос, на чьей она стороне – мужчин или женщин – Петрушевская ответила: на стороне детей. Дети – единственное, для чего стоит жить, - лейтмотив большинства её произведений. Самая пронзительная боль писательницы – «детство без детства», изуродованное « чернушным бытом», неродившиеся дети.

Слайд 10

Петрушевская – мрачный взрослый прозаик и драматург, но при этом один из самых светлых детских писателей. Ею написаны сценарии мультфильма «Ёжик в тумане», пьеса «Два окошка», «Чемодан чепухи». Писательница известна в мире. Она читает лекции по русской литературе в Гарвардском университете. За её простенькими на первый взгляд маленькими рассказиками стоят глубокие и вечные проблемы.

Слайд 11

Рассказ « Глюк » - это история из жизни девочки-подростка в жанре притчи. Последний роман Петрушевской “Номер один или в садах других возможностей” состоит из рассказов-притч. Притча небольшой рассказ нравоучительного характера часто

Слайд 12

« Глюк » был опубликован в ж/л «Октябрь» 2000 г. №3 вместе с другими её рассказами под общим заголовком «В садах других возможностей». В основе рассказа – один день из жизни обычной девочки Тани, но в повествовании присутствуют и сказочные фантастические элементы.

Слайд 13

- Кто является главной героиней рассказа? - В рассказе нет её портретной характеристики, поэтому, основываясь на материалах рассказа, опишите внешность Тани.

Слайд 14

Экспозиция Таня

Слайд 16

Экспозиция Таня Родите-ли

Слайд 19

Экспозиция Таня Родите-ли Друзья

Слайд 20

Глюк болезнь сумасшедший человек привидение бред жар наркомания

Слайд 21

- Что же предлагает Тане Глюк ? - Найдите в тексте, чего хочет Таня.

Слайд 22

На молодёжном жаргоне глюки – это галлюцинации. Галлюцинация – обман чувств, ложное восприятие вследствие психического расстройства

Слайд 23

Каким вы себе представляете Глюка ? - Сколько раз он приходит к Тане? -Давайте зачитаем эти эпизоды из текста.

Слайд 24

последовательность, постепенность (обычно нарастающая) в расположении чего-либо, при переходе от одного к другому. Градация

Слайд 25

Желания отражают внутренний мир человека духовные материальные что-то для души, для совершенствования человека для удовлетворения самых простых потребностей – хорошая еда, деньги, одежда

Слайд 26

Завязка -Что является завязкой рассказа? -Какое же желание загадала Таня? -Где очутилась наша героиня?

Слайд 31

Что с ней произошло? Какие-то изменения в её характере происходят?

Слайд 32

-Кто пришёл Тане на помощь? -Почему он снова появился? -Как изменился Глюк ? -Какое желание загадала Таня? -Что ответил Глюк ? -Чего же она пожелала? Развитие действия

Слайд 34

В какую игру играют ребята сначала? Что такое саранча?

Слайд 39

Кульминация -Понимает ли Таня, что это она виновата в их гибели? -Почему она всё-таки решает всех спасти

Слайд 40

Развязка -Как же заканчивается рассказ? -О чём автор хотела сказать нам?

Слайд 41

1.Что сделает Таня с таблеткой, которая лежит в косметичке? 2. Осуждаете вы или оправдываете Таню? 1.Какие проблемы поднимает автор в этом рассказе? 2. Какую проблему вы считаете самой важной? 1.Над какими вопросами заставляет задуматься автор? 2.Какие выводы сделаете вы для себя, прочитав этот рассказ?

Слайд 42

Ничего не кончилось. Но все были живы.

Слайд 43

Обратиться за помощью к родителям Выкинуть таблетку Начать новую жизнь без наркотиков Сменить друзей Нужно поставить перед собой цель

Слайд 44

«Наркотики хороши, чтобы убежать от реальности, но реальность так богата, зачем от неё убегать?» Джеральдина Чаплин

Слайд 45

Рассказ Людмилы Петрушевской заставляет не только увидеть нашу жизнь со стороны, взглянуть на себя, на своих одноклассников, оценить увиденное, заставляет задуматься над тем, что есть добро и что есть зло в нашем мире, каков духовный мир моего современника и есть ли у него выбор жизненного пути.

Слайд 46

В нашей жизни, прекрасной и странной, И короткой, как росчерк пера, Над дымящейся свежею раной Призадуматься, право, пора. Призадуматься и присмотреться, Поразмыслить, покуда живой, Что там кроется в сумерках сердца, В самой черной его кладовой. Пусть твердят, что дела твои плохи, Но пора научиться, пора Не вымаливать жалкие крохи Милосердия, правды, добра. Но пред ликом суровой эпохи, Что по-своему тоже права, Не выжуливать жалкие крохи, А творить, засучив рукава.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Каждый выбирает для себя"(интерпретация рассказа Ф. Искандера "Возмездие"): урок внеклассного чтения в 8 классе

Интерпретация текста художественного произведения – одно из основных умений, которому должен научиться выпускник школы. Данный вид работы позволяет увидеть взаимосвязь всех элементов текста: от художе...

"Ничего не кончилось… Но все были живы…" (урок внеклассного чтения по рассказу Л.Петрушевской "Глюк")

Данный урок был разработан на  районный    антинаркотический  конкурс «Мы выбираем жизнь»  в номинации «Лучший урок по профилактике наркомании».Урок по по...

Урок внеклассного чтения в 9 классе «Каждый выбирает сам...» по рассказу Фазиля Искандера «Возмездие»

Данный урок затрагивает проблему нравственного выбора героями жизненной позиции. На примере  литературных героев формируются нравственные качества учащихся....

Конспект урока на основе технологической карты по современной литературе "Быть или не быть..."(проблемы современной молодёжи на примере рассказа Л. Петрушевской "Глюк")

Данный конспект поможет учителю провести урок 8,9,10,11 классе по современной литературе.Познакомить с Петрушевской, а также одним из её рассказав "Глюк"...

Урок внеклассного чтения в 10 классе "Каждый выбирает для себя"

Изучая произведения русских писателей и поэтов, мы имеем возможность говорить о  духовно - нравственных категориях, так как литература - это философия жизни. Она помогает ученику обрести духовно ...

Урок внеклассного чтения «Какая она – настоящая любовь? (по рассказу Н. Сухининой «Кому идет коса до пояса?»

На основе знакомства с рассказом Н. Сухининой «Кому идет коса до пояса» поразмышляем о том, что такое настоящая любовь....

«Каждый выбирает для себя…» (Урок литературы в 10 классе по рассказу А. Вампилова «Конец романа»)

Урок в предверии изучения творчества А.Вампилова, где используются технология критического мышления, прием чтение с остановками, мозговая атака, обращение к личному опыту, прогнозирование, групповая т...