Урок внеклассного чтения «Какая она – настоящая любовь? (по рассказу Н. Сухининой «Кому идет коса до пояса?»
план-конспект урока (8 класс) на тему

Козлова Елена Валентиновна

На основе знакомства с рассказом Н. Сухининой «Кому идет коса до пояса» поразмышляем о том, что такое настоящая любовь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_suhinina.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Какая она – настоящая любовь? (по рассказу Н. Сухининой «Кому идет коса до пояса?»

Цель: На основе знакомства с рассказом Н. Сухининой «Кому идет коса до пояса» поразмышлять о том, что такое настоящая любовь.

Этапы урока:

  1.  Инсценировка

(по рассказу «Кому идет коса до пояса»)

Андрей:  Мы с Людкой опять поругались. Это уже в который раз. С нею все так упрощенно. Может быть, даже пошловато. А вот Таисия… Ее коса до пояса… Нет! Уж слишком она хороша для меня...

Таисия:  Спрашивают меня мои подруги: «Неужели у тебя никого нет?»  Нет!  А им не верится! Они не понимают, что я не хочу отношений без любви! Пусть кто-то и не верит в то, что она есть, а я знаю, рано или поздно она случится!

Андрей:  Таисия Вознесенская! Красавица, перед которой вряд ли кто устоит! Она настоящая, искренняя, без фальши и лишнего кокетства. Эта девушка – редкое сокровище. До знакомства с нею я вообще не знал, что есть такие девушки.

Таисия:  Пока я люблю маму, папу, бабушку, братьев. Но я знаю, что ОН, тот, которого я жду, скоро появится в моей жизни. И эта любовь будет навсегда, как у моих бабушки и дедушки! Они жили душа в душу, родили пятерых  детей. И пусть бабушка рано овдовела, она до конца своих дней была верна светлой памяти дедушки.

Андрей:  Если когда-нибудь я решу создать семью, моя жена будет похожа на Таисию. Пусть с Людкой бывает нескучно, но это не настоящее. Это флирт. А Таисия…

Наверно, начитавшись слишком много, 
Я полюбил душою навсегда 
Застенчивых, задумчивых и строгих, 
Обидчивых и грустных иногда. 
Такая маму не заставит гладить, 
Над утюгом больную спину гнуть, 
Чтоб вечером в особенном наряде 
С веселою беспечностью блеснуть. 
Такую не заманишь женихами, 
Она всегда правдива и нежна. 
Хорошими сердечными словами 
От пошлости она защищена. 
Такая пустозвона не полюбит, 
А уж судьбу свою когда найдет, — 
Все узелки, все петельки разрубит, 
Сквозь боль, и даль, и суд людской пройдет. 
И ей, в отличье от других, не страшно, 
Что и любовь бывает тяжела. 
И ей понятно, почему Татьяна 
К Онегину от мужа не ушла.

(Игорь Кобзев)

(поворачиваются друг к другу)

Андрей:                                                                                  Таисия:

- Здравствуй, Таисия!                                                            - Здравствуй!    

  1. Беседа

Учитель:  Какой должна быть настоящая любовь?

-На что стоит опираться, делая выбор?

-Нужно ли ждать настоящей любви или стоит брать от жизни все, что можно?

-Как строить семейные отношения?

Над этими и многими другими вопросами, волнующими современного читателя, размышляет Наталья Евгеньевна Сухинина в рассказе «Кому идет коса до пояса».

Наталья Сухинина  – известная журналистка, писательница. О ней нам расскажут наши товарищи.

Учащийся:  В ее произведениях собран ценнейший опыт, раскрывающий не умозрительно, но на живых примерах бытие с Богом или без Бога.

Н. Сухинина учит православию. Не догматике, не церковным канонам – для этого есть специальные книги. 

Она учит православному постижению жизни на простых житейских примерах.

Русские люди знали, что без Бога не до порога. Читая книги Натальи Евгеньевны, невольно убеждаешься в правоте этих слов. (Презентация)

Учитель:  Какой должна быть истинная любовь?

На этот вопрос отвечает Наталья Сухинина в рассказе «Кому идет коса до пояса?»

  1. Работа с текстом

-Какие отношения связывают Андрея с Людкой? Почему в рассказе её так называют? Не Людмилой, а Людкой?

- Почему Людка относится к Таисии иронично и нервно?

- Почему Андрей не хочет, чтобы Таисия знала про его роман с Людкой?

-Сравните описание внешности Людки и Таисии. На чем акцентирует внимание автор? Почему так много внимания уделяется описанию внешности Таисии?

Людка

Таисия

Короткая стильная стрижка, крупные серьги в ушах, большие глаза, пухлые детские губы.

Стройная, в элегантной белой юбке, в блузке цвета морской волны.

Андрей…сразу обратил на неё внимание. Вернее, на её длинную, роскошную косу. Второй такой косы в институте не было. Тяжёлая, пепельного цвета, с завитками на концах. Таисия стягивала её плотно, но концы всё равно немного расплетались и слегка закручивались.

Таисия отличалась от девчонок в группе не только косой. Она вообще была другая. Не красилась. Совсем. Не носила брюки. Не курила. Никогда не позволяла себе бранное словцо. В то же время и на синий чулок не походила – весёлая, совершенно не конфликтная. Напротив – услужливая, кроткая. Но сквозь услужливость и кротость проглядывали в Таисии и чувство собственного достоинства, и та самая порода, которая если есть, то есть,  а вот как приобретается – тайна.

-Почему Людка была уверена, что Андрей никогда не отважится приблизиться к Таисии?

-Как случилось, что Андрей и Таисия заговорили по душам?

- Как относятся Андрей и Таисия к большой любви? Сравните.

Андрей

Таисия

…Не верил в большую любовь. <…> Презирал тех, кто о ней грезил. <…> Считал эти грезы игрой, показухой, сентиментальностью. Он быстро загорался и так же быстро остывал. Он уже не раз успел пережить чувство острой влюбленности, а после неё – тягостную пустоту, от которой хоть волком вой, так  тоскливо и так скучно. Особенно раздражало его, когда начинались выяснения отношений…

Я жду большую любовь.

Она единственная.

Бабушка до сих пор про деда говорит – и вся светится. Вот это и есть настоящая любовь.

В каких семьях воспитывались Андрей и Таисия? Сравните. Сделайте выводы.

Андрей

Таисия

Мама разошлась с отцом, когда ему было всего пять лет. Через год вышла замуж. Опять разошлась.

Она дочь известного ученого-археолога. У Таисии три брата, она младшая. Мама – переводчик с греческого, есть ещё бабушка.

-К каким выводам пришел Андрей?

-Почему он решил расстаться с Людкой?

- Сможет ли он завоевать сердце Таисии?

4. Выводы:

Любовь – та лампадка, которая должна гореть в каждом доме. Об этом нам говорят все без исключения  рассказы Натальи Евгеньевны Сухининой.

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…

    Сегодня же мы с вами познакомились с творчеством Натальи Евгеньевны  Сухининой . Может быть, эта встреча  и станет той отправной точкой в вашем понимании мира и себя в нём, поможет вам понять, что такое настоящая любовь.

Домашнее задание. Сочинение-рассуждение на тему «Что такое настоящая любовь?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 6 классе "Рассказы А.П. Чехова. Особенности стиля писателя на основе рассказа "Радость". Урок внеклассного чтения.

Одна из основных целей урока - обобщить и систематизировать знания об особенностях стиля пистеля. Учащиеся закрепляют знания о таких понятиях, как "юмор" и "сатира". Обучающие...

Урок внеклассного чтения на тему: «Виды камней Тувы» (интегрированный урок можно провести после чтения и обсуждения рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» в 11 классе)

Рисунок на скале, в какие временаНанёс своим резцом тебя арат иль воин?Какие времена, какие семенаНесёшь ты в наши дни, бесстрастен и спокоен?.. Рисунок на скале, в моём воспрянув сне,Явили снова...

Урок внеклассного чтения "Какой ты след оставишь?" (По сказке О.Уайльда "Мальчик-звезда")

Урок внеклссного чтения по сказке Оскара Уайльда "Мальчик-звезда" нацелен на воспитание у учащихся чувства сострадания, милосердия. Построенный в форме игры-путешествия, он помогает ученикам понять, д...

Урок внеклассного чтения «Каждый выбирает для себя…» по рассказу Л.Петрушевской «Глюк».

Урок внеклассного чтения «Каждый выбирает для себя…»  по рассказу Л.Петрушевской «Глюк». Цели:-ввести в круг чтения учащихся произведение современной литературы;-обучение вдумчивому чтению х...

Урок внеклассного чтения по рассказу Н .Сухининой "Брошка с Мадонной"

Цель урока - рассмотрение нравственных проблем, поставленных в рассказе Н. Сухининой...

Урок внеклассного чтения по рассказу Н. Е. Сухининой "Брошка с Мадонной"

Цель урока - воспитание уважения, любви к льдям, умения отвечать за свои поступки...