Урок внеклассного чтения "Какой ты след оставишь?" (По сказке О.Уайльда "Мальчик-звезда")
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Урок внеклссного чтения по сказке Оскара Уайльда "Мальчик-звезда" нацелен на воспитание у учащихся чувства сострадания, милосердия. Построенный в форме игры-путешествия, он помогает ученикам понять, для чего герои многих сказок отправляются в странствие, что они обретают в конце своего пути.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_malchik_zvezda.docx22.51 КБ

Предварительный просмотр:

Щукина Елена Сергеевна, МБОУ СОШ №1 города Бугульма, Республика Татарстан, учитель русского языка и литературы.

Урок внеклассного чтения в 6 классе. «Какой ты след оставишь?» (По сказке Оскара Уайльда «Мальчик-звезда»)

Цель:

помочь учащимся разобраться в нравственных проблемах, затронутых в сказке;

учить высказывать свое мнение, обосновывать его; давать развернутую характеристику литературному персонажу;

развивать коммуникативные навыки обучающихся: говорить так, чтобы тебя понимали;

показать учащимся, каким нужно быть, чтобы о тебе поминали добрым словом; способствовать воспитанию в детях доброты и милосердия.

Ход урока.

I.Эмоциональный настрой.

Звучит стихотворение Л.Мартынова «А ты, входя в дома чужие…»

А ты?
Входя в дома любые –
И в серые, и в голубые,
Входя на лестницы крутые,
В квартиры, светом залитые,
Прислушиваясь к звону клавиш
И на вопрос даря ответ,
Скажи:
Какой ты след оставишь?
След,
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед,
Или незримый прочный след
В чужой душе на много лет?

-Ребята, о чем это стихотворение? (Каждый человек оставляет после себя след в жизни других людей. И от самого человека зависит, каким будет этот след.)

-А как рассказать об этом маленькому ребенку, растущему человечку? (Ответы учащихся. Например, с помощью сказки)

-Что такое сказка? Какие бывают сказки? Воспользуйтесь подсказкой-схемой.        

-Чему учат сказки? Есть ли у вас любимые сказки? Поделитесь со своим соседом мыслями по этому вопросу, объясните, чем эта сказка вам близка.

-Подумайте, почему сегодняшний урок я начала с разговора о том, что оставит после себя человек?

-Попробуйте, опираясь на содержание сказки «Мальчик-звезда» и стихотворение Л.Мартынова, сформулировать тему нашего урока. (Ответы учащихся.)

«Какой ты след оставишь?»

-Как вы думаете, к чему мы с вами должны прийти к концу урока?

-Итак, начнем знакомство с писателем и  его творением.

II.Слово о писателе.

О. Уайльд, известный английский писатель II половины 19 века, широко читаемый в России. Он родился в столице Ирландии-Дублине, в 1856 г. в семье знаменитого хирурга. (Обращаемся к портрету писателя). Больше всего в жизни он любил литературу и искусство и этому посвятил свою жизнь. Закончив Оксфордский университет, возглавил кружок декадентов-эстетов, так называлось тогда новое направление в литературе. За широкие познания в области литературы и как главу модного направления его пригласили читать лекции в Америку. Начинал О. Уайльд со стихов, в которых он проявил большое мастерство формы и в которых отразились яркие зарисовки жизни. Самое известное произведение – «Портрет Дориана Грея» (1891), где герой продает душу дьяволу в обмен за неувядаемую молодость и красоту. Тема внешней красоты и нравственного уродства часто  звучит в произведениях писателя. В 1893 году он пишет драму «Саломея», где сыграл роль главной героини. Писал реалистические пьесы.
В 1898 году О. Уайльд создает автобиографическую поэму «Баллада Редингской тюрьмы». В конце жизни он попадает в тюрьму и выходит из нее через два года больным и сломленным человеком. Умирает во Франции. О. Уайльд остается одной из трагических и ярких фигур в истории английской литературы. Он написал для детей удивительные сказки: «Счастливый принц», Рыбак и его душа», «Соловей и роза»,  в которых красочная, поэтическая форма сочетается с серьезным гуманистическим содержанием. Писатель стремится выяснить, что важнее для человека – жить для себя или заботиться о других людях.

III.Словарная работа.

-Определите ключевое слово в теме нашего урока. Каково его лексическое значение?

След – 1. Отпечаток чего-нибудь на какой-нибудь поверхности, а также полоса, оставшаяся после движения чего-нибудь. След ноги на песке. 2. перен. Остаток или сохраняющийся признак чего-нибудь. Без следа.

-В каком значении, на ваш взгляд, мы будем рассматривать слово «след»?

-Когда след можно оставить? (Когда человек движется, идет.)

-Подберите и запишите синонимы к слову «двигаться».

Двигаться, ходить, идти, странствовать.

-Что значит странствовать?

Странствовать – путешествовать.

-С какой целью человек путешествует?

-Вспомните, в каких сказках герои отправляются в путешествие?

(«Колобок», «Царевна-лягушка», «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»)

-Почему заговорили о странствиях? (Герой сказки Оскара Уайльда тоже уходит из дома лесоруба.)

-Почему он вынужден был уйти из дома лесоруба?

IV.Анализ текста сказки.

1.Карта путешествия.

-Отправимся и мы вслед за мальчиком в путешествие. Для этого нам необходимо составить карту. Предлагаю вам в группах восстановить путь Мальчика-звезды, чтобы и мы могли пройти по его следам.

Задание «Восстанови последовательность событий».

Замерзающий лес.

Находка лесорубов.

Бессердечное отношение к окружающим.

Встреча с нищенкой.

Потеря красоты.

В поисках матери.

Спасение зайчонка.

Испытания от злого волшебника.

Встреча с родителями.

Правление мальчика.

-Выберите из предложенных эпизодов те, которые, на ваш взгляд, являются важными для объяснения причин, заставивших Мальчика-звезду отправиться в далекое  и опасное  путешествие.(Работа в группах)

2.Важные остановки.

Встреча с нищенкой.

Потеря красоты.

В поисках матери.

Испытания от злого волшебника.

-Объясните, почему вы выбрали именно эти эпизоды.

-Зачитайте, как сам герой объясняет свой уход.

«…это мне наказание за мой грех. Ведь я отрекся от моей матери и прогнал её, я возгордился перед ней и был с ней жесток. Теперь я должен отправиться на поиски и обойти весь свет, пока не найду её. А до тех пор я не буду знать ни отдыха, ни покоя.»

3.Образ главного героя.

-Расскажите по предложенному плану, каким был мальчик до встречи с нищенкой.

План.

  • история появления мальчика в деревне;
  • портрет героя;
  • его отношение к окружающим людям, к семье лесоруба, приютившего и воспитавшего его;
  • отношение к животным.

-Почему же раньше он не  был наказан?

-Сделайте вывод: каким предстает перед нами Мальчик-звезда.

самовлюбленным

жестоким

презирающим всех

-Расскажите, что пришлось пережить мальчику.  Как долго он странствовал?

-Как вы думаете, почему  жестокие испытания злого волшебника не сломили мальчика?

-Как во время странствия изменился Мальчик-звезда?

самовлюбленным

милосердный

жестоким

добрый

презирающим всех

любящий всех

гордым

справедливый

-Когда к мальчику возвращается красота?

(Красота возвращается к мальчику, когда он вынес самые жестокие испытания, придуманные для него злым волшебником, когда он научился помогать другим а даже жертвовать собой ради других. Он стал настоящим человеком, добрым, милосердным, отзывчивым.)

V.Подведение итогов.

1. Найди соответствия.

-Определите, кому принадлежат предложенные высказывания.

«В доме, где живут люди с каменными сердцами, всегда будет стужа».

лесоруб

«Кто ты такой, что осмеливаешься приносить страдания в сотворенный богом мир?»

священник

«Пойдем со мной, мой сын, потому что я нуждаюсь в твоей любви»

нищенка

«Я был жесток к моей матери, и в наказание  со мной случилось это несчастье»

мальчик-звезда

«Как ты поступил со мной, так и я поступил с тобой»

зайчонок

«Твоя нужда больше моей»

мальчик-звезда

2.К чему привело путешествие?

-Какая фраза, на ваш взгляд, самая важная, чтобы понять, какой след после себя должен оставить человек.  Выслушиваются ответы учащихся.

-Итак, чем заканчиваются странствия мальчика? Что он понимает?

-Как правит он после перенесенных страданий. Зачитайте.

-Какой след в душах людей оставил Мальчик-звезда?

-Какой дорогой призывает идти Оскар Уайльд?

Звучит песня «Дорогою добра» из кинофильма «Маленький Мук»

Домашнее задание.

-Выберите понравившееся вам высказывание и напишите, как вы его понимаете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по литературе в 5 классе «Сказки доброты и света» /по сказкам Х.К. Андерсена/

Урок внеклассного чтения по литературе в 5 классе. «Сказки доброты и света» /по сказкам Х.К. Андерсена/...

Урок внеклассного чтения в 6 классе.Русские народные сказки.

Урок внеклассного чтения в 6 классе для коррекционных школ VIII вида. Тема урока "Русские народные сказки"...

Урок внеклассного чтения в 6 классе.Русские народные сказки.

Урок внеклассного чтения в 6 классе для коррекционных школ VIII вида. Тема урока "Русские народные сказки"...

Урок внеклассного чтения по произведению Ф. Кривина "Волшебная сказка".

Урок основан на Технологии развития критического мышления, а также в нем используются элементы тренинга скорочтения....

Урок внеклассного чтения «Какая она – настоящая любовь? (по рассказу Н. Сухининой «Кому идет коса до пояса?»

На основе знакомства с рассказом Н. Сухининой «Кому идет коса до пояса» поразмышляем о том, что такое настоящая любовь....

Конспект урока внеклассного чтения в 7 классе по приключенческой сказке Светланы Лавровой "Куда скачет петушиная лошадь?"

Цель урока: способствовать воспитанию чувства ответственности за будущее планеты, патриотизма, интернационализма, отзывчивости посредством знакомства с приключенческой сказкой Светланы Лавровой «...