Конспект урока внеклассного чтения в 7 классе по приключенческой сказке Светланы Лавровой "Куда скачет петушиная лошадь?"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Богданова Лариса Анатольевна

Цель урока: способствовать воспитанию чувства ответственности за будущее планеты, патриотизма, интернационализма, отзывчивости посредством знакомства с приключенческой сказкой Светланы Лавровой «Куда скачет петушиная лошадь?»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx30.74 КБ
Файл urok_vneklassnogo_chteniya.pptx3 МБ

Предварительный просмотр:

Богданова Лариса Анатольевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя  общеобразовательная школа № 2

Сельского поселения «Село Хурба»

Хабаровского края Комсомольского муниципального района

КОНСПЕКТ УРОКА ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 7 КЛАССЕ ПО ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКОЙ СКАЗКЕ СВЕТЛАНЫ ЛАВРОВОЙ «КУДА СКАЧЕТ ПЕТУШИНАЯ ЛОШАДЬ?».

Цель урока: способствовать воспитанию чувства ответственности за будущее планеты, патриотизма, интернационализма, отзывчивости посредством знакомства с приключенческой сказкой Светланы Лавровой «Куда скачет петушиная лошадь?»

Задачи:

  1. Способствовать формированию устойчивого, уважительного отношения к разным народам, их истории и накопленному опыту, создать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств, ответственности каждого за его будущее и будущее других людей.  
  2. Содействовать осознанию ценности совместной деятельности в ходе подготовки к уроку.
  3. Обеспечить развитие монологической речи, умения выразительно читать и анализировать художественное произведение, составлять аннотацию.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя  (слайд 1, титульный лист).

         Ребята, сегодня на уроке внеклассного чтения мы будем обсуждать приключенческую сказку Светланы Лавровой «Куда скачет петушиная лошадь?»  С произведением вы познакомились самостоятельно, побывали с героями книги в настоящем, прошлом, даже успели заглянуть в будущее. Всё в этой сказке необычно: и её герои, и события, происходившие в далёком прошлом и происходящие сейчас. Я думаю, удивительным для вас оказалось путешествие во времени и пространстве.

          Автор прочитанной книги Светлана Аркадьевна Лаврова - детская писательница-сказочница с сильной позитивной энергетикой и умением увлечь ребят самостоятельным поиском, лауреат премии «Заветная мечта», призов «Камертон» и «Алиса». Повесть "Куда скачет петушиная лошадь?" стала лауреатом Всероссийского конкурса на лучшее произведение для детей и юношества "Книгуру". Иллюстрации пером и тушью выполнил заслуженный художник Республики Беларусь, дипломант конкурса "Искусство книги. Традиции и поиск" Валерий Слаук.  (слайд 2).

          Учитель читает слова С.Лавровой на слайде 2.

Ребята, вы ещё больше удивитесь, когда узнаете о разнообразии тематики книг писательницы. Давайте  посмотрим книжную полку в библиотеке с книгами Светланы Аркадьевны для любознательных.

  1. Выступление подготовленных учащихся:
  1. Книги для любознательных школьников (слайды 3, 4, 5).

Учитель: А сейчас перейдём к полочке с книгами со сказками и невероятными приключениями.

  1. Удивительные сказки и невероятные приключения (слайд 6).
  1. Выбор эпиграфа.

Учитель: Ребята, вы прочитали произведение. Как вы думаете, какое высказывание можно использовать как эпиграф к уроку? (Слайд 7).

  1. Составление вопросного плана, подводящий диалог к формулировке темы урока.

Учитель:Объектом обсуждения на уроке является сказка «Куда скачет петушиная лошадь?». Какие вопросы мы должны рассмотреть?

Составим вопросный план.(Слайд 8).

(После обсуждения): Сформулируйте тему урока.

(«Система образов сказки Светланы Лавровой «Куда скачет петушиная лошадь?». Идейное содержание произведения»).

  1. Составление схемы «Герои сказки».

Учитель: Начнём с системы образов сказки «Куда скачет петушиная лошадь?». Давайте вспомним героев произведения (Слайд 9).

Я хотела бы выделить образ Чёрного монаха в отдельную группу, потому что этот персонаж произносит важные слова для понимания идеи произведения.

  1. Тест.Работа в группах.

Вспомним правила работы в группе. (Слайд 10).                                              

Задание:  выбранный ответ записываем в тетрадь для подготовки устного монологического ответа «Вот такие инопланетяне». Тест (Слайд 11).

Монологический ответ: Инопланетяне – жители планеты F растительной цивилизации, разумной расы, которые отправились на планету Земля с научной целью (написать дипломную работу по Культурологии на аттестат зрелости). Культурология для инопланетян-флориков – самая важная наука. Она является, по их мнению, профилактикой войны, «потому что культурному человеку будет жалко разрушать культуру другого народа и в голову даже не придёт воевать».

5.  Игра «Назови героя» (слайды 12, 13).

Интереснойявляется следующая группа героев сказки. Сегодня мы пригласили героев эпоса народов коми к нам на урок.

Заранее подготовленные учащиеся с элементами костюма персонажа           рассказывают о себе, ребята должны назвать героя.

  1. «Я - знаменитый персонажа коми сказок и легенд из средневековья. Когда кому-то нужна помощь, всегда готов прийти и помочь. Про мою смерть  много лгут. Кто говорит, жил сто лет и помер от старости, кто – в камень превратился. Кто вообще обидно врёт: дескать, натягивал ловчие сети между березой на правом берегу реки и сосной на левом – и надорвался. Что я, ловчих сетей не натяну! Хоть ростом я и небольшой, в моё время все такие были, но очень я силён» (Пера-богатырь).

Учитель:Каких русских богатырей вы знаете?

  1. «Я – хозяин леса» (Вэрса – леший)
  2. «Фу-фу-фу, человечьим духом пахнет. Я завсегда за наших, за коми воинов стояла, так иной раз чего и подколдуешь, чтобы у кого коленки подкосились али у кого живот скрутило в разгар битвы. Я –  хи-хи… как эти с другой планеты говорили? Синоним, что ли… бабы Яги» (Ёма)
  3. «Мы - огромные столбоподобные существа, остроголовые, мощные. Нас вырезал вогульский бог Торум из лиственницы. Он хотел людей сделать, так мы и есть первый вариант людей.  Торум нас забраковал и вылепил второй вариант из глины. И оживил. А мы ушли в леса» (менквы, одного назвали Лютик).
  4. «Меня зовут Гундыр. Кто я?» (трёхголовый змей).
  5. «Я просто чучело, когда-то был большим зверем, но вот уже много лет стою в музее. Весь поизорвался. Спасибо Даше, зашила мне брюхо!» (Волк)

Учитель: О ком идёт речь?  Она живет в маленьком городке, но мечтает уехать в мегаполис и стать знаменитой писательницей. Времени она не теряет: сочиняет романы на популярные темы - о вампирах и любви, пытается написать необычный детектив. Чтобы получилось не так банально, она решает добавить в книгу фольклорных персонажей народа коми.  (Даша, ученица 10 Б класса 15 школы города Сыктывкара).

  1. Беседа.

- Что объединяет таких разных героев?

(отметить особенности сюжета и композиции сказки).

- Почему они вместе отправляются в будущее?

- Как вы понимаете значение слов из текста сказки «нелёгкая, но благородная миссия»?

- Почему возникла необходимость спасать мир?

7. Выразительное чтение  отрывков.

«Покрывали эту землю волны Великого Пермского моря, потом давили на неё многометровые толщи Вечного льда. Море высохло, лёд уполз на север, и поселились здесь всякие жители. В лесах обитали звери и лесные духи, в воде – рыбы и водные божества, каждое дерево было разумным, в каждом камне светилась душа… Люди тоже были, они пришли с юга, когда отступил ледник. Древние племена неведомого языка, теперь их называют чудь. Потом на нашей земле сделались те народы, какие ты знаешь. Коми-пермяке жили здесь, коми-зыряне – к западу, где твоя родина, Даша. Но это братья, близкая родня. На севере и на востоке, за Камнем, жили вогулы, на их языке – манси, тоже родня, но дальняя. Они были воинственны, нападали на поселки коми – сие считалось доблестью, а не злодейством. Ещё севернее жили ненцы, пасли оленей – ух, хорошие охотники! У всех были свои лесные и водяные божества».

«И вот в XV веке русские заявились сюда навсегда… Хотя коми их, что характерно, не звали. И привели своего Бога и святых – ну, тут мы сильно не возражали, Бог хороший, добрый. И постепенно эта земля стала русской. И Чердынь – русский город, только название осталось коми-пермяцкое: «чер» или «шер» — это ручей, «дынь» — устье. И были здесь богатые земли, много деревень и красивых городков».

«Всё менялось медленно. Сначала люди сделались равнодушны, коми-пермяки забыли коми-язык, а русские исковеркали свой русский матом и чужестранными словами. Из деревень жители стали уходить в города. Из маленьких городов – в большие. Деревни и мелкие города пустели, разрушались, тратить деньги на их восстановление было невыгодным, а любить родной дом считалось стыдным. Всё дальше и дальше на юг и запад отселялись люди – за нормальными заработками, за интересной городской жизнью, за карьерой… это ведь не преступление – хотеть хорошей жизни, правда?»

«Уходя, люди забрали с собой своих богов.  В здешних разрушенных церквях нет больше доброго Иисуса и заботливого Николая Угодника, милосердной Богоматери и строгого Петра… они ушли вместе с людьми, чтобы не бросать их, непутёвых. А опустевшие церкви и города заняли прежние хозяева здешних мест, древние духи коми и вогулов. Они тут жили до прихода христианских святых, он остались с этой землёй навсегда».

«Когда-то давно эта земля была создана для людей. И люди любили землю и жили на ней в согласии с другими обитателями. Все люди, всех национальностей. А потом что-то произошло. Люди разлюбили эту землю. Кто-то забыл родной язык, кто-то стал равнодушен к пейзажу из окна, кто-то устал от холодных зим, кого-то раздражала однообразная жизнь и хотелось лучшего. Это ведь не криминал – хотеть лучшего. И люди ушли – в более тёплые земли, в большие города – в Чужое… а Своё осталось никому не нужным. И неважно, какой нации были ушедшие: коми, русские, манси…Люди ушли, мир гибнет».

Учитель:Почему наши удивительные  герои, решившие спасти мир, возвращаются из путешествия, полного опасностей и новых открытий?

«Нет злодея, откусывающего куски от мира, не с кем сражаться. Люди, кровь земли, стали равнодушны и бросили её. И она умирает – гниёт заживо», и  образуется ПУСТОТА.

Кто помог  им понять  истинную причину  гибели мира? (Черный монах)

Образ привидения Чёрного монаха встречается в фольклоре разных народов. Сколько героев, а где же петушиная лошадь?

8.    Чтение по ролям.

«- Пустота сперва образуется в душе человеческой, — сказал монах. – Тело живёт, а душа пустая. И только потом пустота вылезает наружу и всё заполняет… я плохо помню объяснения наставника, прошло много лет. Пустота не опасна непустым душам. А вот бедные, ущербные люди с опустелой душой в опасности, их надо спасать.

- Тогда мы пойдём, отец, — поднялся Пера. – Путь наш долог и тёмен.

- Всё будет хорошо, — улыбнулся монах и тоже встал. – Не пускайте пустоту в свои души – и всё будет хорошо.

И поднял руку в благословляющем жесте.

- Да, это странный персонаж, — подтвердил Волк. – Не вполне достоверно, что она существует. Я лично её ни разу не видел за … ну, неважно за сколько лет. Но если она реальна – то это олицетворение безумия и хаоса. Мир рухнет – а на его обломках спляшет петушиная лошадь».

Учитель:  В нормальном мире петушиной лошади нет.  «А вот если мир сошёл с ума и сам себя разрушает, петушиная лошадь вполне может появиться». Это символ распада реальности, когда цивилизация с безумными криками скачет куда-то, как сбесившаяся петушиная лошадь, и никто не знает, куда.

Слова монаха звучат, как обращение ко всем живущим: «Нельзя отдавать душу злу, пустоте». После сказанного столь невероятные приключения героев наполняются глубоким смыслом. Нельзя отдавать душу злу!

Кому поручают наши герои спасти мир? (Девочке Даше).

«Даша вернётся домой и будет писать такие книги, чтобы люди задумались о себе и своей земле… Твои сказки должны прогнать пустоту из души… В твоём времени мир ещё цел, земля не распадается, только первые тревожные симптомы появились — опустели деревни, развалились сельские церкви, не реставрируют красивые старинные здания, жители уезжают из маленьких … городов в большие… но всё ещё поправимо».

Учитель: Хочется задать вопрос: «Так чему же учит сказка?»

9. Работа в группах. Составление аннотации на произведение (4-5 предложений).Ваши предложения могут начинаться со слов ….(Слайд 14).

Каждая группа представляет написанную аннотацию.

10. Рефлексия.

- Является ли поднятая проблема актуальной для современного общества?

- Интересно ли вам было её обсуждать?

Используемые сайты.

  1. http://www.labirint.ru/books/425974/
  2. http://kniguru.info/short-list-tretego-sezona/kuda-skachet-petushinaya-loshad
  3. http://www.livelib.ru/author/6788/top
  4. http://www.labirint.ru/books/425974/.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок внеклассного чтения по книге Светланы Лавровой «Куда скачет петушиная лошадь?»

Слайд 2

Вот живу я, живу и пишу сказки. Это очень весело и интересно. Кто не верит – попробуйте сами! Еще я работаю нейрофизиологом в нейрохирургической клинике – это не всегда весело, но всегда интересно. Пробовать не советую. В общем, жизнью своею я довольна. А про всё остальное – в книжках. Светлана Лаврова

Слайд 3

Для любознательных

Слайд 4

Для любознательных

Слайд 6

Сказки и приключения читаем с увлечением ….

Слайд 7

От сказки душе счастье, а уму раздумье . Пословица Приносить пользу миру – это единственный способ стать счастливее. Х.К.Андерсен (датский прозаик и поэт) Будущее в настоящем… Нет завтра. День спасения человека – сегодня. Дейл Карнеги (американский педагог, психолог, писатель) Когда человек протягивает руку, чтобы помочь другому, он прикасается к лику божества. Уолт Уитмен (американский поэт, публицист)

Слайд 8

План. 1. Какова система образов произведения? 2. В чём особенности сюжета и композиции сказки? 3. Чему учит сказка?

Слайд 9

Герои сказки ученица 10 Б класса Даша инопланетяне н евероятные персонажи из легенд и мифов народов коми Чёрный монах

Слайд 10

Правила работы в группе. Необходимо помнить: ч то-то обсуждать в группе надо спокойно, соблюдая очередь; в ремя на выдвижение идей ограничено; в се идеи принимаются и фиксируются. Каждый член группы имеет право: д елиться своими идеями; з адавать вопросы; н аправлять групповую работу; п оощрять участие других членов группы; п редлагать объяснение или разъяснения; п ерефразировать; у точнять; в оодушевлять группу.

Слайд 11

Тест. 1. Какой была цивилизация планеты F ? А) Животной Б) Механической В) Растительной 2. Какой расой были флорики ? А ) Разумной и мирной Б ) Глупой и воинственной В ) Весёлой и отважной 3. С какой целью отправились флорики на планету Земля? А ) Изучить цивилизацию Б ) Подружиться с жителями планеты В) Подготовить дипломную работу на аттестат зрелости 4. Чем считали Культурологию жители планеты F ? А ) Профилактикой войны Б ) Исследованием других цивилизаций В ) Изучением культуры и искусства

Слайд 12

Книга и её герои

Слайд 13

Книга и её герои

Слайд 14

Чему учит сказка? Сказка учит … В сказке звучит призыв… Прочитав сказку, я задумался о том, ….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока внеклассного чтения по сказке Г.К.Андерсена « Снежная королева». В гостях у великого сказочника.

Конспект урока внеклассного чтения по сказке Г.К.Андерсена « Снежная королева». В гостях у великого сказочника....

Конспект урока внеклассного чтения (3-4 класс) по теме: "Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках"

Конспект урока внеклассного чтения (в 3-4 классе)по теме «Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках»Цель: Развитие читательского интереса у младших школьников.Задачи:Образовательн...

Конспект урока внеклассного чтения по литературе в 5 классе по сказке В.М. Гаршина "Attalea princeps"

Конспект урока внеклассного чтения "Любовь к жизни" по сказке В.М. Гаршина "Attalea princeps"....

Конспект урока внеклассного чтения в 7 – ом классе специальной (коррекционной) школы по теме: "В гостях у сказки".

закрепление полученных на уроках знаний, умений и навыков; проверить знания текста, оценить знания учащихся;Коррекционно - развивающие:способствовать развитию познавательных возможностей учащихся, вни...

План-конспект урока внеклассного чтения в 5 классе УРОК-ИГРА «Вспоминая сказки Андерсена»

Данныйурок  внеклассногочтения  расширитяет знания детей о сказках Г.Х. Андерсена, развивает  интерес к его творчеству; воспитывает у учащихся чувство коллективизма, сплоченности, умени...

Конспект урока внеклассного чтения «Сказки народов мира»

Конспект урока внеклассного чтения «Сказки народов мира» (коррекционная школа)...