План-конспект урока внеклассного чтения в 5 классе УРОК-ИГРА «Вспоминая сказки Андерсена»
учебно-методический материал по литературе (5 класс)

Загородникова Ольга Ивановна

Данныйурок  внеклассногочтения  расширитяет знания детей о сказках Г.Х. Андерсена, развивает  интерес к его творчеству; воспитывает у учащихся чувство коллективизма, сплоченности, умения работать в команде.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_andersen_avtosohranennyy.docx30.08 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы МБОУ «Уметская СОШ» Загородникова О.И.

План-конспект урока внеклассного чтения в 5 классе

УРОК-ИГРА

«Вспоминая сказки Андерсена»

Цели:

  • Уточнить и расширить знания детей о сказках Г.Х. Андерсена.
  • Развивать интерес к творчеству Г.Х. Андерсена; навыки коммуникативного общения.
  • Воспитывать у учащихся чувство коллективизма, сплоченности, умения работать в команде.
  • Оборудование: интерактивная доска, иллюстрации учащихся по сказкам Г.Х. Андерсена, карточки, маркеры.

1.К уроку ученикам дано задание познакомиться со сказками Х.К.Андерсена: «Принцесса на  горошине», «Дюймовочка»,  «Снежная королева», «Гадкий утенок», «Дикие лебеди», «Соловей», «Стойкий оловянный солдатик», «Огниво», «Русалочка», «Свинопас», приготовить иллюстрацию к любимой сказке

 2.Эпиграф к уроку:

              Жизнь моя – настоящая сказка, богатая событиями, прекрасная! Если бы в ту пору, когда я бедным ребенком пустился по белу свету, меня встретила на пути могущественная фея и сказала мне: «Избери путь и цель жизни, а я буду сохранять и направлять тебя!» - и тогда моя жизнь не сложилась бы лучше, счастливее и разумнее.                                                                                                                 Х.К.Андерсен

3.На партах тексты сказок, тетради, маркеры.

                       

                                                        Ход урока

1 .Вступительное слово учителя                                                                                                                                                                      

           Х.К.Андерсен всю свою жизнь умел радоваться, хотя детство не давало для этого никаких оснований. Родился он в старом датском  городе Оденсе, в семье сапожника. Андерсен вырос в бедности. Единственной гордость семьи была необыкновенная чистота в доме, ящик с землей, где густо разрастался лук, и несколько вазонов на окнах. В них цвели тюльпаны. Их запах сливался с перезвоном  колоколов, стуком сапожного молотка, лихой дробью барабанщиков, около казармы, хриплыми песнями матросов..

            Во всем разнообразии людей красок и звуков, окружавших тихого мальчика, он находил повод для того , чтобы выдумывать всякие истории.

             Первые сказки Андерсен услышал от отца и старух из соседней  богадельни. Весь день эти старухи пряли, сгорбившись свою шерсть и бормотали свои нехитрые рассказы. Мальчик переделывал эти рассказы по-своему, как бы раскрашивая свежими красками, и в неузнаваемом виде рассказывал их, но  уже от себя.

          Маленький Христиан умел радоваться всему интересному и хорошему, что попадается на каждом шагу, и обо все этом сочинял сказки и рассказы, да такие, что люди качали головами от удивления, не могли понять, откуда такой благословенный дар  у долговязова сына башмачника.

            Когда Андерсену исполнилось 14 лет, умер его отец. Вскоре после его смерти, отпросившись у матери, на жалкие  сбереженные гроши он уехал в столицу Копенгаген завоевывать счастье, хотя толком не знал, в чем оно заключается.

            Нелегко установить то время, когда Андерсен начал писать свои сказки. Сам он говорил, что легче всего писать сказки , оставаясь наедине с природой, «слушая ее голос», особенно в то время, когда он отдыхал в лесах Зеландии. Далекий ропот моря, долетавший в чащу лессов, придавал им таинственность. Но многие свои сказки он писал среди зимы в разгар елочных праздников.

            Что говорить! Приморская зима, ковры снега, треск в печах и сияние зимней ночи - все это располагает к сказке. А может быть, толчком к тому, чтобы стать сказочником , послужил один случай на улице Копенгагена.

              Маленький мальчик играл на подоконнике в старом копенгагенском доме. Игрушек у него почти не было. Мать мальчика, молодая женщина, сидела у окна и вышивала. В то время в глубине пустынной  улицы со стороны старого порта показался высокий и очень худой человек в черном. Он быстро шел несколько скачущей , неуверенной походкой, размахивая длинными руками, и говорил сам с собой .Шляпу он нес в руке.

              Женщина за пяльцами подняла голову и сказала мальчику: «Вот идет наш поэт Андерсен. Под его колыбельную песню ты так хорошо засыпаешь.»

               Мальчик посмотрел исподлобья на незнакомца в черном, схватил своего единственного хромого солдатика, выбежал на улицу, сунул солдатика в руку Андерсена и тотчас убежал.

               Это был неслыханно щедрый подарок. Андерсен понял это..

               Андерсен – один из любимых детских сказочников. А вы хорошо знаете его сказки? Сейчас мы это выясним.

     

II. Конкурсная программа.

Класс делится на две команды:  «Оле-Лукое» (мальчики), «Принцессы на горошине» (девочки)

Разминка

Назовите, из каких сказок Андерсена взяты эти отрывки:

(поочередно командам зачитываются отрывки из сказок)

1.«Жил-был тролль, злющий-презлющий, попросту дьявол. Как-то раз он был в хорошем расположении духа: он смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя» («Снежная королева»)

2. В какой сказке и как королева догадалась, что пришедшая во дворец девушка, принцесса? (Принцесса на горошине»)

3. Назовите героя сказки по описанию: « В самой чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, словно хрустальный. На голове у него сияла корона, за плечами развевались блестящие крылышки (Эльф «Дюймовочка»)

4.В какой сказке придворные уверяли,  что их король одет в роскошные одежды? (Новое платье короля)

5.Герой какой сказки пел песенку «Ах, мой милый Августин, всё прошло, всё» («Свинопас»)

6.Какой герой Андерсена знает сказок больше всех на свете? (Оле-Лукойе)

Конкурс 1: «Что произошло дальше».

1 «.Одет он чудесно: на нем шёлковый кафтан, только нельзя сказать, какого цвета – он отливает то голубым, то зелёным, смотря по тому, в какую сторону он повернется. Подмышкой у него по зонтику». «Оле-Лукойе».

2. «Как-то совсем тёмный был вечер, а солдат не мог купить себе даже свечу; и тут вспомнилось ему, что при огниве, которое он взял в пустом дереве, был огарок. Достал солдат огниво с огарком и только ударил по кремнию и высек огонь, как… («Огниво»).

3. «И вот с утра пораньше пошла королева в мраморную купальню, убранную мелкими подушечками и коврами, взяла трёх жаб, поцеловала каждую и сказала первой…»  («Дикие лебеди»).

4. «Утёнок опустился на воду и поплыл навстречу прекрасным лебедям, которые, завидев его, тоже поплыли. «Убейте меня!» - сказал бедняжка и низко опустил голову, ожидая смерти. Но что он увидел в чистой, как зеркало, воде!» («Гадкий утёнок»).

5. «И вдруг раздалось чудесное пение. Это пел живой соловей. Он сидел за окном на ветке; он прослышал про болезнь императора и прилетел утешить его и ободрить своей песней». («Соловей»).

6. «Кораблик развернуло три-четыре раза, залило водой до краёв, и он стал тонуть. Солдатик оказался по шею в воде… Тут бумага окончательно размокла и он пошёл ко дну». («Стойкий оловянный солдатик»).

7. «- Знаю,  зачем ты пришла! – сказала русалочке морская ведьма. Ты хочешь отделаться от своего хвоста и получить вместо него две подпорки, чтобы ходить, как люди. Хочешь, чтобы юный принц полюбил тебя. Но ты должна заплатить мне за помощь, - сказала ведьма». («Русалочка»).

Конкурс 2: «Узнай предмет»

Учащимся даётся рисунок, по которому они должны назвать героя сказки Андерсена, а также, кому этот предмет принадлежит. (См. приложение к уроку):

  1. Зонтик («Оле-Лукойе»);
  2. Горошина («Принцесса на горошине»);
  3. Санки (Кай, «Снежная королева»);
  4. Крапива (Элиза, «Дикие лебеди»);
  5. Утиное яйцо («Гадкий утёнок»);
  6. Скорлупа грецкого ореха («Дюймовочка»).

Конкурс 3: «Подбери картину»

Учащиеся получают листочки с текстами из сказок и подбирают иллюстрации, соответствующие данному отрывку.

Конкурс 4: «Угадай сказку»

Учащиеся получают карточки с подборками слов, из которых они выбирают те, которые подходят к той тли иной сказке, и называют её. (См. приложение к уроку).

1.Солнце,  снег, лампа, стекло, зеркало, утро, роза, воробей, дружба («Снежная королева»).

2. Трава, карусель, крапива, кольцо, жаба, свет, терпение. («Дикие лебеди»).

3. Лебедь, книга, берёза, утка, туфли,  яйцо, мечта, мороз.(«Гадкий утёнок»).

4. Нора, малыш, вода, полевая мышь, крыло, луна, эльф («Дюймовочка»).

5. Дупло, ветер, принцесса, зонтик, труба, собака, колыбель. («Огниво»).

6. Море, улица, корона, цветок, принц, сирень, боль, ветер, колдовской напиток. («Русалочка»).

Подводятся итоги, объявляются победители.

Конкурс 5:  «Кто и кому говорит?»

1. «Пустяки! Только не капризничай! А то я укушу тебя- видишь, какие у меня острые белые зубы?» (Мышь –Дюймовочке).

2. «Ты должна заплатить мне за помощь. И я недёшево возьму. У тебя чудный голосок, и им ты думаешь обворожить принца, но ты должна отдать этот голос мне». (Ведьма - Русалочке).

3. «Лежи же смирно, не то я пырну тебя ножом!» (Разбойница – Герде).

4. «Паспорт есть? Давай паспорт!» (Крыса - Оловянному солдатику).

5. «Они прыгали и хлопали в ладоши: «Мы знаем, у кого сегодня сладкий суп и блинчики! Мы знаем, у кого сегодня каша и свиные котлеты. Как интересно! – Кто так радуется?» (Фрейлины из сказки «Свинопас»).

6. «Ишь какая славненькая,  жирненькая! Жирненькая, что твой барашек! Ну-ка, какова на вкус будет? -Кто и про кого так говорил?» (Старуха-разбойница про Герду).

Конкурс 6:  «Самые-самые - сказки и герои» 

Поочередно каждой команде задаются вопросы:

1.  Самая короткая сказка. («Принцесса на горошине») 
2.  Самая грустная сказка. («Русалочка») 
3.  Самая зимняя сказка. («Снежная королева») 
4.  Самая смешная сказка. («Новый наряд короля») 
5.  Самая крошечная девочка. (Дюймовочка) 
6.  Самый богатый жених. (Крот) 
7.  Самый красивый наряд короля. (Воображаемый) 
8.  Самая настоящая принцесса. (Принцесса на горошине) 
9.  Самая злая королева. (В сказке «Дикие лебеди») 
10. Самая знатная утка. (В сказке «Гадкий утенок») 
11. На долю какого героя выпали самые большие беды и несчастья? 

Конкурс 7:  «Игра со зрителями»

«Анаграммы».  Разгадайте анаграммы и угадайте героев сказок.

ТУКОНЁ – утёнок

АССЕЦНИРП – принцесса

БОЙРАЗНИАЦ – разбойница

САПОНИВС - свинопас

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. НАГРАЖДЕНИЕ

III. Игра по сказке  Андерсена «Соловей»

А теперь подготовьтесь к игре по сказке «Соловей». Против учителя, как клуб  знатоков, играет весь класс. Разрешаю пользоваться текстами сказки, задания и вопросы, которые я вам предложу, следуют в том же порядке, что и события в сказке. (На доске появляется табло для отчёта:

5А            Учитель

1.Вопрос – (На доске появляется прямоугольник из 6 клеточек):  1.Какой строительный материал, если верить сказке, использовался в Китае? (Фарфор).

2. Все вы хорошо знаете единицы измерения длины: метр, километр, дюйм, ярд, сажень, аршин. Вопрос – Какая единица измерения названа в сказке? (Далеко-далеко) (Заканчивается отрывок).

3. Задание: Изобразите на рисунке маршрут нашей прогулки по саду императора. Если с этой задачей не справится более трех человек, очко в мою пользу. Время выполнения – 4 минуты.  (Дети должны  вспомнить следующий отрывок из сказки «Сад тянулся далеко-далеко…  Из сада можно было попасть в густой лес, в чаще его таились глубокие озёра, и доходил он до самого моря. Корабли проплывали  под нависшими над водой вершинами деревьев).

4. Вопрос – На предыдущих уроках  мы уже говорили об основной мысли сказки. А  сумеете ли вы доказать, что «Соловей» - это произведение и о пользе чтения книг?  («Император никогда бы не узнал, что в его стране есть такое чудо, как соловей, если бы не читал книг»).

5.Каким видом спорта пришлось поневоле заняться первому приближённому? (Бегом. Учащиеся читают строки: «Первый приближённый императора бегал вверх и вниз по лестницам, залам и  коридорам»).

6. Вопрос – Кто самый  правдивый человек по мнению китайского императора?  (Китайский император считал, что «в книге не может быть неправды, если прислана она самым могущественным императором  Японии»).

7. Задание (звуковое) –Изобразите, как пел соловей во дворце, если бы его пошли искать одни молодые придворные без девочки-кухарки. («Му-му»,  «Ква-ква»).

8.Задание. На доске четыре слова: поза, бронза,  бонза, брынза. Объясните значение этих слов и скажите, какое из них есть в сказке. (Бонза).

9. Вопрос -  А теперь представьте, что вы жители Китая. Как вы могли выразить свой восторг. (Восклицание «О!», поднятый вверх указательный палец и кивок головой).

10.Вопрос. – Назовите полный титул искусственного соловья. («императорского  ночного столика первый певец с левой стороны».).

IV. Подведение  итогов  игры.

Выставление оценок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект разработки урока музыки в 5 классе на тему:"Что роднит музыку с литературой в сказке".

Развернутый план урока с презентацией и музыкальными фрагментами....

Урок внеклассного чтения "Какой ты след оставишь?" (По сказке О.Уайльда "Мальчик-звезда")

Урок внеклссного чтения по сказке Оскара Уайльда "Мальчик-звезда" нацелен на воспитание у учащихся чувства сострадания, милосердия. Построенный в форме игры-путешествия, он помогает ученикам понять, д...

Урок внеклассного чтения по произведению Ф. Кривина "Волшебная сказка".

Урок основан на Технологии развития критического мышления, а также в нем используются элементы тренинга скорочтения....

Материалы к уроку внеклассного чтения (5 класс). М. Пляцковский. Сказки о животных

В этом документе представлены материалы к уроку внеклассного чтения в 5 классе. Тема - произведения о животных. В файле находятся 2 сказки М. Пляцковского: "Тюлентяй" и "Умка хочет летать", иллюстраци...

Методическая разработка урока-конференции по литературе «150 лет со дня рождения М. Горького» (Урок внеклассного чтения 10 класс)

Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством Максима Горького, в работе дается представление об особенностях мировосприятия Максима Горького, происходит знакомство с творчеством писателя разных лет....

Урок внеклассного чтения "Конвенция о правах ребёнка и сказки" (5 кл.)

В ходе урока пятиклассники знакомятся со статьями Конвенции о правах ребёнка на примерах из русских народных сказок....