Конспект урока внеклассного чтения по литературе в 5 классе по сказке В.М. Гаршина "Attalea princeps"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Портненко Елена Владимировна

Конспект урока внеклассного чтения "Любовь к жизни" по сказке В.М. Гаршина "Attalea princeps".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_liter.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Любовь к жизни. (По сказке Гаршина «Attаlea princeps».)

Цели урока:

Ι. Образовательные: проанализировать сказку Гаршина «Attаlea princeps»; рассмотреть проблему выбора жизненного пути, формировать умение выделять главное, анализировать текст художественного произведения посредством постановки проблемы; развивать умение делать выводы; формировать представление о художественных образах произведения; обогащать словарный запас.

ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа прозаического текста; развивать у обучающихся логическое мышление, навыки сопоставительного анализа и умения работать с текстом; формировать умение выражать впечатления от текста, ориентироваться в тексте, разрешать проблемные ситуации, обобщать наблюдения.

ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; формировать у учащихся нравственные качества, воспитывать человека сострадающего, готового помочь, умеющего сделать правильный выбор.

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Метапредметные результаты:

  • регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.
  • познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста.
  • коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать свое предположение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Форма работы: коллективная, групповая.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Вход в учебную ситуацию (выдающийся немецкий врач Фредерик Перлз).

Я пришел в этот мир

Не для того, чтобы оправдать твои надежды,

Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в этот мир

Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

Не для того, чтобы отвечать моим интересам,

Не для того, чтобы оправдывать мои надежды,

Потому что Я - это Я, а ТЫ - это ТЫ,

Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно!

А если нет - ну что ж, ничего не поделаешь...

- Как вы думаете, о чем эти строки?

- О каких отношениях между людьми в них говорится?

3. Стадия вызова. Сегодня на уроке у нас присутствует научный консультант …… и литературовед ….

Тема сегодняшнего  урока «Любовь к жизни по сказке В.М. Гаршина «Атталея принцепс».

Предлагаю учащимся поразмышлять над тем, как они ее понимают.

Учащиеся размышляют над тем, что такое любовь, жизнь, выбор, что значит любить жизнь.

Учитель – А вы любите жизнь? Почему?

Ответы учащихся.

Учитель – Как вам кажется, о чем мы будем сегодня говорить? Попытайтесь сформулировать цель нашего разговора, учитывая то, что вчера мы познакомились со сказкой Гаршина «Attаlea princeps».

Ответы учащихся (все ответы учеников записываются на доске).

(ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ СКАЗКУ И ПОНЯТЬ,  ПОЧЕМУ ПАЛЬМА СТРЕМИЛАСЬ К СВОБОДЕ)

Давайте составим план нашей работы на урок

  1. Вспомнить содержание сказки.
  2. Проанализировать поведение героев.
  3. Сделать выводы.

Учитель – В начале работы давайте вспомним содержание сказки писателя.

Подготовленный ученик (….) кратко пересказывает сказку.

Учитель: Сказка в виде философской притчи написана в конце 19 века. Мы живем в 21 веке и имеем право прочитать ее по-своему. Но сначала заслушаем научного консультанта, потом вспомним литературоведческие понятия.

 Научное сообщение о пальме

Атталея - род пальм с крупными перистыми листьями; существует около 20 видов атталеи. Произрастает она в тропических лесах Южной Америки. Из листьев бразильской атталеи добывают грубые волокна, из которых изготовляют веревки, канаты, щетки, циновки. Твердые семена пальмы применяются в токарном деле. Атталеи часто выращиваются в оранжереях. Оранжерея - застекленное помещение для выращивания и содержания теплолюбивых растений.

 Сообщение литературоведа.

Ученик напоминает учащимся литературоведческие понятия, необходимые для понимания смысла произведения:

Антитеза – стилистический прием, в котором автор противопоставляет друг другу отдельные образы, понятия, состояния

Олицетворение - изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Притча - краткий поучительный рассказ. Философская сказка - это произведение, в котором автор размышляет о жизни вместе с читателем.

Учитель – О чем размышляет автор в сказке? Кто, на ваш взгляд, является главным действующим героем сказки? Почему вы так решили?

Ответы учеников.

Действительно, главная героиня сказки - гордая пальма с красивым именем Attalea princeps. О ней B.M. Гаршин написал стихотворение, где есть следующие строки:

Прекрасная пальма высокой вершиной

В стеклянную крышу стучит,

Пробито стекло, изогнулось железо,

И путь на свободу открыт.

Учитель - Давайте вспомним и второстепенных героев.

Учащиеся перечисляют: кактус, саговая пальма, папоротник, травка, корица.

Учитель – Как вам кажется, что объединяет всех перечисленных нами героев?

Ответы учеников (оранжерея).

Учитель - Найдите в тексте описание оранжереи.

Ответы учеников

Учитель - На что, кроме драгоценного камня, еще похожа оранжерея?

Ответы учеников.

Учащиеся замечают, что оранжерею автор еще сравнивает с тюрьмой, находят доказательства этому в тексте.

Учитель - Итак, обратим внимание на героев сказки, что мы можем сказать о них, правда ли, что все они одинаковы и живут дружно?

Учащиеся делятся на группы и на карточках с именами героев сказки пишут их характеристики, потом представляют героев.

Проверяем

Учитель предлагает ученикам расположить карточки с именами героев на доске, учитывая их взаимоотношения.  (НА ДОСКЕ ЗАПИСАНО: ДРУЗЬЯ – ВРАГИ)

Учащиеся разделяют героев на 2 группы. В одну входят пальма и травка, а во вторую - все остальные герои.

Учитель обращает внимание, что герои противостоят друг другу. Как называется такой прием в литературе? (антитеза)

Учитель - Пальма противостоит всем своим соседям, как они относятся к ней? Почему?

Ответы учащихся.

Учитель – Можем ли мы назвать пальму борцом? Почему? С кем и чем она борется?

Ответы учащихся.

Наши ребята подготовили творческий проект – инсценировку фрагмента сказки. Давайте посмотрим, попытаемся определить: каковы же обитатели оранжереи?

Саговая пальма:

- Скажите, скоро ли нас будут поливать? Я, право, кажется, засохну сегодня.

Пузатый кактус:

- Меня удивляют ваши слова, соседушка. Неужели вам мало того огромного количества воды, которое на вас выливают каждый день? Посмотрите на меня: мне дают очень мало влаги, а я все-таки свеж и сочен.

Саговая пальма:

- Мы не привыкли быть чересчур бережливыми. Мы не можем расти на такой сухой и дрянной почве, как какие-нибудь кактусы. Мы не привыкли жить как-нибудь. И, кроме всего этого, скажу вам еще, что вас не просят делать замечания.

Корица:

- Что касается меня, то я почти довольна своим положением. Правда, здесь скучновато, но уж я, по крайней мере, уверена, что меня никто не обдерет.

Древовидный папоротник:

- Но ведь не всех же нас обдирали. Конечно, многим может показаться раем и эта тюрьма после жалкого существования, которое они вели на воле.

Автор:

- Тут корица, забыв, что ее обдирали, оскорбилась и начала спорить. Некоторые растения вступились за нее, некоторые за папоротник, и началась горячая перебранка. Если бы они могли двигаться, то непременно бы подрались.

Attalea princeps:

- Зачем вы ссоритесь? Разве поможете себе этим? Вы только увеличиваете свое несчастье злобою и раздражением. Лучше оставьте ваши споры и подумайте о деле. Послушайте меня: растите выше и шире... И мы выйдем на свободу. Нужно только работать дружнее, и победа за нами.

Все растения:

- Глупости! Вздор! Глупости! Несбыточная мечта! Вздор! Нелепость!

Возвращаемся к вопросу: каковы же обитатели оранжереи?

Учитель:

- В сказке растения действуют, говорят, как люди, у них свои рассуждения, отношение к происходящему. Как называется такой литературный прием? (Олицетворение). Когда говорим о людях-героях произведения, то рассуждаем об их характерах. А есть ли характер у героев нашей сказки?

Учитель – Оцените финал сказки. (Пальма умирает, а остальные растения остаются жить)

Может быть, не стоило пальме бороться, стремиться к свободе? Что для нее свобода?

Ответы учащихся.

Учитель – Так о каких же жизненных позициях говорит автор в сказке? 

Ответы учащихся

Я предлагаю вам закончить одно из предложений:

Если бы я был автором, то…

Если бы вам представилась такая возможность- стать одним из растений, описанных в сказке, кем бы вы стали?

Если бы я был пальмой, то…

Если бы я был директором оранжереи, то….

Записать на листках и прикрепить на доску.

У: В начале урока мы ставили цель, достигли ли мы цели? Все ли выполнили по плану?

Давайте оценим нашу работу на уроке. Как мы сегодня поработали? Был ли полезен сегодняшний урок?

ОЦЕНКИ КАЖДОМУ.

ЗАВЕРЩИТЬ УРОК ХОЧЕТСЯ ТАКИМИ СЛОВАМИ

 Спешите стать терпимей и добрей

И отдавать спешите научиться,

Чтобы потом у запертых дверей,

Когда окончен пир, не очутиться.

В.Сергеев

Домашнее задание

1. Придумать другой финал сказке.

2. Нарисовать рисунок и подготовить пересказ изображенного эпизода сказки.

Работа по группам.

Задание: охарактеризуйте следующих героев.

Саговая пальма (злобная, раздра-жительная, завистливая, надменная, высокомерная.)

Кактус (всегда свежий, довольный жизнью, любующийся собой.)

Папоротник (рассудительный, он не доволен существующим порядком, но не стремится к изменениям, потому что пассивность - его основная черта.)

Корица (спорщица, предпочитает прятаться за спины других.)

Attalea princeps (свободолюбивая, целеустремленная, гордая.)

Маленькая травка (слабая, робкая, способная сопереживать, любить и жертвовать собой ради других.)

Саговая пальма ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кактус ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Папоротник _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Корица ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Attalea princeps ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Маленькая травка ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку внеклассного чтения. Приключенческая литература. 6 класс.

Серия иллюстраций к произведениям приключенческой литературы, русской и зарубежной....

Конспект урока внеклассного чтения по литературе в 9 классе на тему "Птица-Гогоь"

Конспект данного урока был разработан автором мини-сайта к открытому уроку по творчеству Н.В.Гоголя с целью дать учащимся дополнительную информаци. о  жизни и творческих этапах этого великого пис...

Разработка к уроку внеклассного чтения по литературе 11 класс "Тема семьи в литературе второй половины XX в."

Материал предназначен учителю в помощь проведения урока внеклассного чтения 11 класс...

урок внеклассного чтения по литературе. 7 класс

Раздел литературы "Природа в лирике русских поэтов"...

Конспект урока внеклассного чтения в 7 – ом классе специальной (коррекционной) школы по теме: "В гостях у сказки".

закрепление полученных на уроках знаний, умений и навыков; проверить знания текста, оценить знания учащихся;Коррекционно - развивающие:способствовать развитию познавательных возможностей учащихся, вни...

Конспект урока внеклассного чтения по литературе

Конспект урока внеклассного чтения по литературе на тему: "Великие поступки не стоит обдумывать" (И.А. Бунин "Лапти")...

План-конспект урока внеклассного чтения по литературе в 11 классе «Мир, в котором я живу…» по произведению С.Василенко «Суслик».

План-конспект урока внеклассного чтения по литературе  в 11 классе «Мир, в котором я живу…» по произведению С.Василенко «Суслик»....