Разработка к уроку внеклассного чтения по литературе 11 класс "Тема семьи в литературе второй половины XX в."
план-конспект занятия по литературе (11 класс) по теме

Диева Вера Николаевна

Материал предназначен учителю в помощь проведения урока внеклассного чтения 11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_tema_semi.docx16.73 КБ

Предварительный просмотр:

Семья в литературе 2 п.  XX века

( на примере В. Распутина,  А. Семенова)

     Известно, что семья в становлении человека играет решающую роль. Личность человека создается в семье, в которой он растет.

    Писатели часто обращаются к этой теме, исследуя обстановку, в которой растет и развивается герой.

     Во многих школьных программных произведениях учитель может обратиться к теме «Семья» Д. Фонвизина «Недоросль»,  И. Гончарова «Обломов», Б. Пастернака «Доктор Живаго» и др.  Л.Н. Толстой раскрыл формулу семейного счастья несчастья.

     В 10 классе мы с учениками выводим эту формулу.

                                    СЧАСТЬЕ

              МИР        ЧЕСТЬ

              ПОНИМАНИЕ                      ПОНИМАНИЕ

              ЛЮБОВЬ        РАЗУМ

       Следуя этой формуле, рассматривали произведения 11 п. 20 века на примере В. Распутина «Василий и Василиса». Вместе с учениками выясняем, что является классическим эталоном крестьянской семьи.

   

  МУЖЧИНА  -- хозяин – крепкое хозяйство

 

  ЖЕНА --- мудрость – тепло очага

  ДЕТИ  -- помощники родителей

 ОБЯЗОННОСТИ распределяются между всеми членами семьи

АТМОСФЕРА  мира, взаимопонимания, любви

Рассматриваем эти понятия в рассказе.

МУЖЧИНА – ВАСИЛИЙ.      «Вот уже 30 лет живет в амбаре, среднем среди трех»  Его выгнала жена, но он не ушел совсем из семьи, но и не попытался вернуться.  Уже 30 лет живут рядом  «но будто не видят друг друга».

   Василий не отказывается помогать семье. Он охотник. Всю добычу делит между детьми и немного оставляет себе. Взрослые дети забегают к нему в амбар, особенно Петр.  

ЖЕНА – ВАСИЛИСА.      Она никому не доверяет и делает все сама.  «Поздно ложится, рано встает»   Особенностью ее поведения являются вздохи.  «Вздохи имеют множество оттенков – от радости до удивления, до боли и страдания»

   Выявляем, что обозначают  вздохи у людей. Мнение записывают в тетради.

                     --НЕ хватает воздуха…

                      --Нехватка чего-то…

                     --Чего-то не хватает в жизни человека….

   Дети не всегда понимают мать  и не оправдывают ее поведение. Ученики приводят примеры.

    Судьба родителей – это часто судьба детей.  Петр в понимании матери «отень» - неисправимый лентяй  Ученики замечают, что он не может быть ХОЗЯИНОМ семьи по законам крестьянского бытия.

    Одинока мать, одинока дочь. Настя воспитывает троих детей одна, мужа нет.

    В заключении  выясняем: в чем счастье и в чем несчастье этой семьи.

СЧАСТЬЕ

 --Отец остался с семьей, хотя и жил со швейкой Александрой

НЕСЧАСТЬЕ

-- Василий оказался с мягким и слабым характером.

-- Василиса не могла сохранить тепло очага. Не могла простить ошибки мужа.

-- В семье не было мира и взаимопонимания.

Другое произведение иркутского писателя А. Семенова «Поминай как звали» мы исследовали на уроке внеклассного чтения в 10 класс. Урок мастерская.

 Семья Дмитрия Карташова в деревенском понимании «полная чаша». Но в ней не хватает самого главного – детей. Скучно без них. Дмитрий и Людмила решили взять ребенка из детского дома.

   «Счастье улыбнулось Славке на восьмом годке»  так начинается повесть.  Ученики записывают в тетради свои интерпретации по высказыванию Ф. Достоевского   «ДЕТСКОЕ СЧАСТЬЕ СЛАЩЕ ВСЯКОГО»  В чем оно счастье восьмилетнего ребенка?

 

       --Счастье – это папа и мама любят меня…

       --Счастье, когда мне все позволяют…

      --  Счастье меня не ругают…

Все мнения обсуждают в группе и зачитывают в классе.

Следующее задание группам. Найти цитаты и прокомментировать их.

1 группа.         Какие чувства испытывал Славка в детском доме?

2группа.           Какие чувства он испытал, когда узнал, что его хотят                

усыновить?

3 группа.            Как себя чувствовал Славка в новой семье?

Ответы учеников (в сокращении)

  1. «Жить стало невмоготу» ,  «Мерзнет у него в гриди»»,  «Что-то там надломилось».
  2. «Ничего не остановилось в его усталой душе»
  3. «он стыдился своего желания», «Ему еще не совсем верилось, что ВДРУГ образовалась счастливая семья»,  «Покатилась под откос  школьная жизнь», «Он равнодушно молчал».

Работа над финалом повести.   Вслух зачитывают отрывок из текста. «Слезы будто копились, копились в нем все эти годы, чтобы вытечь разом»

«Кто их заметит, кто им поверит?»

«Детские слезы – легкие слезы»

     Всегда ли в жизни это так?

Почему мама Люда и папа Митя отказались от Славки?

Ученики делают записи в тетрадях.

---Они не готовы были переносить трудности  в воспитании ребенка.

---мама люда не умела любить детей, понимать их.

---Бог не дал им детей, они их не заслужили.

С появлением ребенка в семье Карташовых не стало мира и взаимоотношения. Мама Люда все нервничала и срывалась, то становилась холодной. Папа Митя все чаще приходил домой пьяненьким.

Задаю провокационный вопрос. Как бы вы поступили на месте героев?

   ---Не знают, очень трудно понять ребенка.

   ---Не дано всем хорошо учится и что теперь

     Вот таким образом на уроках литературы знакомлю учеников с этикой и психологией семейной жизни. Сегодня в обществе у определенной категории людей появилось мнение, что  семья вообще не нужна как социальный институт. Мужчины и женщины ищут другие отношения. Писатели уже затронули эту тему. Хорошо ли это? Остается знаком вопроса. Государство старается поддержать семью, разрабатывает различные программы в этом направлении.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку внеклассного чтения. Приключенческая литература. 6 класс.

Серия иллюстраций к произведениям приключенческой литературы, русской и зарубежной....

"О Родине большой и малой"- Методическая разработка урока внеклассного чтения по литературе автор - Поздникина Г.В.

Урок «открытия нового знания» по теме: Основные способы образования слов в русском языке. Цели урока: а) содержательная  :расширить понятийную базу об основных способах образования слов; с п...

Урок-викторина Интегрированный урок внеклассного чтения по литературе и природоведению по книге В. Бианки «Лесная газета»

Для этого урока-игры выбран сборник рассказов В.В. Бианки «Лесная газета».  В.В. Бианки – писатель-натуралист, один из основоположников детской природоведческой литературы. Он в одинаковой степен...

Методическая разработка урока внеклассного чтения по литературе «Всё это в памяти моей»

методическая разработка урока по литературе в форме устного журнала...

Методическая разработка урока внеклассного чтения по литературе с применением элементов биоадекватной технологии

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 11 классе с применением элементов биоадекватной технологии. Анализ стихотворения А. А. Ахматовой "Когда лежит луна ломтем чарджуйской дыни".Цель зан...

Презентация для урока внеклассного чтения по литературе " Тема мести и великодушия в современной и классической литературе"

Данная презентация является методическим материалом для подготовки и проведения урока внеклассного чтения по литературе, а также классного часа на данную тему. Может быть использована и для подготовки...

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...