"О Родине большой и малой"- Методическая разработка урока внеклассного чтения по литературе автор - Поздникина Г.В.
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Поздникина Галина Валентиновна

Урок «открытия нового знания» по теме: Основные способы образования слов в русском языке.

 

Цели урока: а) содержательная  :расширить понятийную базу об основных способах образования слов; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова.

                           б) деятельностная : формировать у учащихся навыки работы со словами , образованными приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным,  бессуффиксным , сложением и переходом из одной части речи в другую; формировать у учащихся УУД : познавательные , коммуникативные и регулятивные в соответствии с типом урока ( урок «открытия « новых знаний.)

                              МБОУ СОШ  №1 р.п. Екатериновка.

 

 

                         Учитель русского языка и литературы

           Поздникина Галина Валентиновна.(1 категория)

 

 

Сценарий урока по русскому языку в 6 классе «Основные способы образования слов в русском языке» ( В соответствии с требованиями ФГОС).

 

Учебник «Русский язык. 6 класс. В двух частях. ФГОС».

Авторы :   М.Г. Баранов,

                   Т.Н. Ладыженская,

                   Л.А. Тростенцова,

                   Н.В. Ладыженская,

                   Л.Т. Григорян,

                   И.И. Кулибаба.

Научный редактор-академик , доктор филологических наук

                            Н.М. Шанский.

Издательство «Просвещение» г. Москва.2013 год.

 

 

 

Урок «открытия нового знания» по теме: Основные способы образования слов в русском языке.

 

Цели урока: а) содержательная  :расширить понятийную базу об основных способах образования слов; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова.

                           б) деятельностная : формировать у учащихся навыки работы со словами , образованными приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным,  бессуффиксным , сложением и переходом из одной части речи в другую; формировать у учащихся УУД : познавательные , коммуникативные и регулятивные в соответствии с типом урока ( урок «открытия « новых знаний.)

 

Планируемые результаты: усвоить , что в русском языке несколько способов образования новых слов,

распознавать способы образования слов;

указывать, от чего и с помощью чего образованы слова;

разграничивать приставочный и суффиксальный способы образования слов от приставочно-суффиксального;

определять сферу употребления данных слов.

Содержание учебного материала(СУМ) : правило основных способов образования слов.( стр.94-95.)

 

 

                                

 

                                         Ход урока.

Подготовительный этап (мотивация)

1.     Организационный момент.(1 минута)

Приветствие.

Добрые пожелания.

Наш девиз : « С малой удачи начинается большой успех».

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу».

2.   Актуализация знаний . (12-15 минут.)

Цель этапа: повторение изученного материала для открытия нового знания.

1)     Запись под диктовку учителя отрывка из стихотворения И.А.Бунина :

                                 Костёр.

Ворох листьев сухих всё сильней, веселей разгорается,

И трещит, и пылает костёр.

Пышет пламя в лицо, тёплый дым на ветру развевается,

Затянул весь лесной косогор.

Лес гудит на горе , низко гнутся берёзы ветвистые,

Меж стволами качается тень…

2)   Самопроверка. Текст высвечивается на экране.        ТСО

3)                    Оцените результат  по количеству допущенных    орфографических и пунктуационных ошибок                  ++

Цель этапа : повторение на тексте трудных случаев орфограмм,  пунктограмм, нахождение однокоренных слов, обозначение грамматических основ.

А)  составить схемы предложений и объяснить знаки препинания:                                                                        ТСО

[      ], и [    ].

[      ] ,  [     ].

[      ] ,  [     ]  , [     ] .

                                                                    Оцените результат     ++

          Б)  найдите слова с орфограммой: проверяемая безударная      гласная в корне-

Сильней , веселей , трещит, ветру ,развевается,  затянул, лесной, косогор,  горе,  ветвистые, стволами, качается . ТСО

                                                                        Оцените результат    ++

    В) найдите слова с орфограммой: непроверяемые написания в корне -                                                                                                    ТСО

костёр, берёзы.

                                                                         Оцените результат   ++

Г) найдите слово с чередующейся гласной в корне-

разгорается      гор/гар                                                             ТСО

                                                                          Оцените результат  ++

3.Самоопределение к деятельности .(3-4 минуты)

Цель этапа: выявление затруднений и их обсуждение

А)  Объясните значение слова   косогор(склон горы или холма)

Б)  Как образовалось данное слово?

косогор- косая , гора – сложение основ

В) А как образовано слово    затянул ?

затянул   < тянул  <   при помощи  приставки  - приставочный

Г)   исходя из двух последних выполненных вами заданий, назовите тему урока-

-Как образуются новые слова и при помощи чего.

Д)              Запись новой темы:

« Основные способы образования слов в русском языке».

 

 

 

3.   Постановка учебной задачи. (1 минута)

 

Что же мы с вами ещё не знаем и чему нам надо научиться?

(Знать способы образования новых слов в русском языке).

 

4.   Открытие нового знания.(7 минут)

(Новые знания учащиеся получают в результате самостоятельного исследования.) :

А)     работа со словами :                              ТСО

Лесной < лес  - суффиксальный

Ветвистые   < ветви  - суффиксальный

Синь    <   синий  - бессуффиксный

Разгорается  <  гореть – приставочно-суффиксальный

Развевается  <  веет  - приставочно-суффиксальный.

Б) Чтение определения по учебнику страницы 94-95(громкая речь).

 

5.Первичное закрепление.(8 минут).

А) материал для самостоятельного наблюдения: осознанное чтение образца рассуждения «Как определить способ образования слова?» стр.95.( громкая речь)

Б) Упражнение №168 «Как растут слова».

Выразительное чтение.

Запись выделенных слов:

Рассада  < сад—приставочный

Посадки  <  сад—приставочно-суффиксальный

Садовод     <  сад, водить  -- сложение основ

Садовник   < садовый – суффиксальный.

 

5.    Самостоятельная работа выполнения упражнения № 169.(3 минуты)

 

Цель этапа :  учащийся делает вывод, что он уже умеет.

 

 

 

 

 

6.   Рефлексия.

Цель этапа : осознание учащимися своей учебной деятельности.

Оцените свою работу по данному началу: выберите любые понравившиеся вам начала предложений и продолжите их:

----  Сегодня я узнал…..

---- Я научился…..

---- Я выполнял задания и запомнил…..

----Теперь я могу…..

 

7.    Подведение итогов урока.

 

Цель этапа : самооценка результатов.

---  Какие задания вам понравилось выполнять?

--- Что вы положили в вашу копилку знаний после сегодняшнего урока?

8.Домашнее задание .

п.33 ,подобрать по 2-3 примера из романа «Дубровский» основных способов образования новых слов.

 

 

 

 

 

 

 

 

                         

 

 

                         С А М О А Н А Л И З   У Р О К А

Данный урок является уроком «открытия нового знания» по теме «Основные способы образования слов в русском языке». В  соответствии с поставленными целями урока необходимо добиться усвоения обучающимися нескольких способов образования новых слов в русском языке, распознавания способов образования слов, указания с помощью чего и от чего образованы слова, разграничение приставочного и суффиксального способов от приставочно-суффиксального , а также определение сферы употребления данных слов. В связи с поставленной  задачей  на протяжении всего урока используются технические средства обучения.

1 этап (мотивационный) начинается с приветствия учителем учащихся, высказывания добрых пожеланий, проговаривается дружно девиз с целью включения учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

2 этап начинается с повторения изученного материала: повторяются орфограммы и пунктограммы, однокоренные слова, грамматические основы, объясняются поставленные знаки препинания, составляются схемы сложных предложений.

3 этап самоопределения к деятельности начинается с объяснения учащимися лексического значения слова, образованного сложением основ, с дальнейшим обсуждением образования и других слов, где учитель направляет учащихся к постановке учебной задачи: знать способы образования слов. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт работа над развитием внимания, памяти , речи. Потом чётко проговаривается цель урока.

В результате самостоятельного исследования и обсуждения учащиеся подходят к этапу  «открытия нового знания». Для этого учитель предлагает обратиться к учебному материалу на экране, организует обсуждение  данных слов .Обучающиеся в случае затруднения

 

 

 

обращаются к определению , данному в учебнике. Проговаривают новые правила в громкой речи.

На этапе первичного закрепления происходит самостоятельное наблюдение обучающихся с осознанным чтением образца рассуждения об образовании новых слов. Затем выполняются  для

тренировки упражнения с целью отработки рассуждения и определения способа образования новых слов в русском языке. Также необходимо на этом этапе научить учащихся отличать приставочный и суффиксальный способы от приставочно-суффиксального.

На этапе рефлексии обучающиеся осознают свою учебную деятельность, оценивают свою работу на уроке в процессе освоения новых знаний. Совершенствуют навыки говорения и аргументирования в связи с ознакомлением с новыми терминами.

Выявляются причины удачи и неудачи на последнем этапе: самооценки результатов.  Выясняется , какие задания учащимся особенно понравилось выполнять . Кроме этого, также в течение всего урока учащиеся самостоятельно оценивают свои результаты выполненных заданий. Возможна и оценка результатов своих товарищей .

Для домашнего задания обучающимся предложен поисковый метод работы: найти в изученном художественном произведении различные способы образования новых слов в русском языке.

 

         

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrabotka_uroka-literatura.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

                                               2015 год.

Методическая разработка урока внеклассного чтения по литературе.

Тема:   О Родине большой и малой в рассказе К.Г.Паустовского «Снег»

                                        (исследовательская деятельность)

Разработала учитель русского языка и литературы  1 категории

МБОУ СОШ №1 р.п.Екатериновка Саратовской области Поздникина Галина Валентиновна.

Класс- 8

Цели:   Знакомство с К.Г.Паустовским, его писательской судьбой;     помочь учащимся проникнуть в потаённые уголки  авторского  замысла рассказа,

развивать навык исследования с целью увидеть новое в знакомом произведении, пробудить желание перечитать его и подумать о нём.

Задачи:      провести исследовательскую работу.

Планируемые результаты:

  1. Обучающиеся знают текст
  2. Умеют выделять важные детали
  3. Умеют отбирать нужный материал
  4. Делают выводы.

Формы работы : индивидуальная работа.

                               работа в парах.

Соответствие ФГОС:

Учебное сотрудничества в достижении целей обучения; решение значимых жизненно-практических задач; целенаправленная организация и планомерное формирование навыков желания и умения учиться; формирование знаний, умений и навыков.

Познавательные УУД:  поиск , отбор и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; смысловое чтение.

Личностные УУД:  самоопределение, способность к саморазвитию, к самооценке своих действий.

Коммуникативные УУД:  активное взаимодействие ,сотрудничество как с учителем, так и со сверстниками; умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Предметные:  приобретут опыт исследования литературного произведения.

Средства обучения:  компьютер,

                                         Телевизор (экран),

                                         текст рассказа «Снег»

                                          «Словарь русского языка»

Ресурсы сети Интернет:

  1. Сайт жизни и творчества К.Г.Паустовского          http//www.paustovskiy.ru.
  2. Литературные имена http://www.libraru.ru.
  3. Музыка.

 

                 Оформление.

  1. Портрет К.Г.Паустовского
  2. Плакат «Родина Мать зовёт»

                                                                 Эпиграф.

«Нет! Человеку никак нельзя жить без Родины. Как нельзя жить без сердца»

                                                                  (К.Г.Паустовский)

                                 ХОД  УРОКА.

Звучит Седьмая симфония Д.Д.Шостаковича.                  1 мин.

Приветствие.

- ВОЙНА… Произносишь это слово- и страшные картины встают в нашем воображении. Великая Отечественная война длилась 1418 дней и ночей… Её не вычеркнут из воспоминаний те, кому довелось сражаться. А мы, потомки победителей, знаем, помним , чтим?..Для русского солдата – это всё родная русская земля, Нужно вставать во весь рост, и идти в атаку, и умирать в чистом поле под небом России. Так русский человек выполнял испокон веков свой долг, долг защитника Отеческой земли.                                                                                           1 мин.

Звучит песня о Родине( «Вижу чудное приволье»)             1 мин.

Раскройте лексический смысл слов  Родина, Отчизна. Учащиеся отмечают, что «Родина»- это родная сторона. Отечество, место рождения. Происхождения кого-либо, чего-либо. Отечество, Отчизна, Родина- синонимы, однокоренные слова «род, родители ,родиться ,родня, родственник, родник, природа» и другие.

А что лично для вас  значит слово  «Родина»? Что вам приходит на ум , когда вы его произносите?                                                      3 мин

Давайте познакомимся с небольшим текстом из статьи А.Т.Твардовского и определим главную мысль (учащиеся читают вслух )

                                                                                                      ПЕРВЫЙ ФАЙЛ

«… в творениях подлинных художников- и самых больших , и более скромных по своему значению- мы безошибочно распознаём приметы их малой Родины. Они принесли с собой в литературу свои донские, тульские, волжские и заволжские, степные и лесо-степные, уральские и сибирские родные места. Они утвердили в нашем читательском представлении особый облик этих мест и краёв, цвета и запахи их лесов и полей, их вёсны и зимы, жары и метели, отголоски их исторических судеб, отзвуки их песен, своеобычную прелесть иного местного словечка, звучащего отнюдь не в разладе с законами великого, единого языка».

Безошибочно определяют, что  главная мысль-  О Родине большой и малой, тем самым сформулировав тему урока, добавив , что по рассказу К.Г.Паустовского «Снег».                                                            3 мин.

Знакомимся с жизнью и творчеством К.Г. Паустовского      3 мин.

                                                                                              ВТОРОЙ ФАЙЛ

Родился в г.Москве в 1892 году.

1911 - Оканчивает гимназию.

1911-1913- Киевский университет.

1914- Печатает первый рассказ «На воде».Меняет разные               пр0фессии:кондуктор, вожатый трамвая, санитар на фронте Первой мировой войны; учитель. Много ездит по России.

1929-  Становится профессиональным писателем.

1936 – Книга «Чёрное море»

1929- Повесть «Мещорская сторона»

1941-1942- В качестве военного корреспондента ТАСС отправляется на фронт, публикуется во фронтовых газетах  «Во славу Родины» , «Защитники Родины» , «Красная звезда».

1943 –Написал сценарий к кинофильму «Лермонтов»

С1956 года бывает в Болгарии, Польше, Франции, Англии.

1968 – смерть писателя, похоронен в городе Тарусе.

Учащимся было задано на дом  прочитать рассказ «Снег», подумать, почему рассказ так называется, сколько героев , какие события показаны в произведении, обратить внимание на картины природы.

Первичное восприятие рассказа.                          3 мин.

Рассказ небольшой , интересный , написан в тревожный 1943 год;

читается легко, без напряжения;  нет жестокостей и тягот войны;

действие происходит  на самом выезде из города, но кажется, как будто это тихий спокойный деревенский уголок ;

мало действующих лиц, рассказывается о внутренних переживаниях героев, об их близких людях ; нет отрицательных героев.

В какой-то степени рассказ грустный,

 но в то же время  создаётся  загадочность в отношениях Татьяны Петровны и молодого Потапова ,

 а вместе с тем и небольшая радость, умиление;

 рассказ как бы остаётся незаконченным , и много зарождается вопросов о дальнейшей судьбе героев.

Исследовательская работа.

Первый этап.                                                                   4 мин.

Работа начинается с вопроса, почему такое название рассказа «Снег» ?

Учащимся предложено поработать со словарями русского языка , определяя лексическое значение слова «снег».

Начинается рассуждение: зима… всё покрыто снегом, даже ночью от него светло ; находим в тексте материал,  касающийся слова «снег» :

«Снега тускло светили в окна»;

 «Между небом и землёй наискось летел редкий  снежок» ;,

 «С дерева беззвучно сорвалась птица, стряхнула снег. Он долго сыпал белой пылью. Запорошил стёкла»

От снега много света , что-то светлое, манящее к себе , значит, - это радость , маленькое счастье.(Потапов оказывается в родном городке, в родном доме , где ничего не изменилось)

Но , ведь, снег-  это что-то очень холодное, умирающее, следовательно,- это смерть (смерь старика Потапова, а самое страшное- это война).

Делаем вывод , что название «Снег» -это рассказ о жизни и смерти.

Второй этап.                                                                          5 мин

Признаки рассказа о больших событиях, ведь всё-таки эпоха рассказа – это Великая Отечественная война.

Работа начинается в парах по тексту. Находим нужное:

«Татьяна Петровна долго не могла привыкнуть после Москвы к пустынному городку…» ,

 «…Эвакуированная молодая певица»

«…в Пушкино – там не было никаких налётов»

«Возвращаться в Москву было уже нельзя. Татьяна Петровна решила выступать в лазаретах».

«…сын моряк, что он сейчас на Черноморском флоте»

« …вот уже месяц , как я лежу в госпитале .Рана не очень тяжёлая. И вообще она заживает.»

«Я вспоминал об этом в самые страшные минуты боя. Я знал , что защищаю не только всю страну , но и вот этот её маленький и самый милый для меня уголок…»

« …когда выпишусь из госпиталя…»

«… снял в прихожей шинель…»

«…со дня на день может приехать с фронта..»

«…лейтенант Николай Потапов… , снял китель…»

Третий этап.                                20 мин.

Подводим учеников к работе с материалом для разговора о малой Родине.

Малая Родина для молодой певицы Татьяны Петровны:

Москва ,

 театр ,

 друзья,

 рояль,

 нянька в Пушкино.

Её внутренние переживания выражены в  отчаянных, немножко грубых, но искренних словах « Какая я дура ! -Зачем уехала из Москвы? Бросила театр, друзей! Надо было отвезти Варю к няньке в Пушкино,… а самой остаться в Москве. Боже мой , какая я дура !» .

Действительно, очень мало говорится о малой Родине этого персонажа, больше говорится о том , как меняется её отношение к этому городку, как она обретает душевное равновесие и начинает понимать, что она ,как певица, нужна этому городку ; нужна  этому маленькому дому, куда должен вот-вот приехать  после ранения защитник Родины , и от всех её стараний зависит  душевное состояние Потапова, побывавшего в родном доме и опять отправившегося на войну. К счастью, всё это у неё получилось!

Малая Родина для  лейтенанта Николая Потапова:

всё письмо Потапова пронизано бесконечной любовью к самому родному человеку; в письме он вспоминает

маленький городок ,

 домик в три комнаты,

колокольчик над дверью с надписью :  «Звони веселей!»

кувшин с колодезной водою,

льняное полотенце с  вышитыми дубовыми листьями

 на диване серый кот Архип,

дребезжание часов,

маленький отцовский кабинет,

 сад с расчищенной дорожкой,

берёзовая роща с галками,

 калитка,

 старая беседка с деревянными колонками и перилами,

 кусты сирени в инее,

треск печей,

берёзовый дым ,

рояль с нотами увертюра к «Пиковой даме» и романс «Для берегов Отчизны дальной…».

подсвечник с витыми жёлтыми свечами,

«Каждая минута в этом доме казалась ему драгоценной»

Почему же так много говорится в рассказе о Малой Родине этого персонажа?

Размышляя над вопросом , учащиеся приходят к выводу: идёт Великая Отечественная война- а это такая великая беда, которая миллионам людей не оставила ни единого шанса вернуться в родные места.

Николай Потапов ещё очень молод, он любит жизнь. И если надо , то он пожертвует жизнью ради  освобождения своей Отчизны от фашистских оккупантов . Отчизну он так же сильно любит , как и своего отца, и , возможно, он больше сюда никогда не вернётся. Поэтому такое большое и важное место отводится этому герою рассказа.

                                                                                   ТРЕТИЙ ФАЙЛ.

Чтение стихотворения Константина Симонова:

             … Ты вспоминаешь не страну большую,

                   Какую ты изъездил и узнал,

                     Ты вспоминаешь Родину  - такую,

                        Какой её ты в детстве увидал.

                          Клочок земли, припавший к трём берёзам,

                             Далёкую дорогу за леском.

                               Речонку со скрипучим перевозом,

                              Песчаный берег с низким ивняком.

Четвёртый  этап.                                                      1 мин.

Звучит тихая спокойная военная музыка.

Вывод:

Рассказ К.Г.Паустовского «Снег» о достойных людях , вынесших на своих плечах все тяготы военного лихолетья и сохранивших в душе своей  тепло родного дома в заснеженных русских селеньях.

Задание на дом : творческая работа .

Дописать  рассказ. Как , по-вашему, сложится дальнейшая судьба героев рассказа «Снег»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ: «Уроки Анри де Сент-Экзюпери - гармония мыслей и поступков».

Сказка зта- мудрая и человечная, и автор её не только поэт, но и философ.Просто и проникновенно говорит о самом важном. О долге и верности. О дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к лю...

Методическая разработка УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ: «Уроки Анри де Сент-Экзюпери - гармония мыслей и поступков».

Сказка зта - мудрая и человечная, и автор её не только поэт, но и философ.Просто и проникновенно говорит о самом важном. О долге и верности. О дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к л...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Методическая разработка урока внеклассного чтения по литературе «Всё это в памяти моей»

методическая разработка урока по литературе в форме устного журнала...

Методическая разработка урока внеклассного чтения «Роль черного цвета в русском фольклоре и в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (7 класс) (урок-исследование)

Цель урока: мотивирование обучающихся к изучению гоголевской прозы, побуждение к глубокому, осознанному чтению и осмыслению классических произведений.Планируемые задачи:·...

Методическая разработка урока внеклассного чтения по литературе с применением элементов биоадекватной технологии

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 11 классе с применением элементов биоадекватной технологии. Анализ стихотворения А. А. Ахматовой "Когда лежит луна ломтем чарджуйской дыни".Цель зан...

Методическая разработка урока внеклассного чтения по современной детской литературе.

Для методической разработки выбрана повесть Марины Аромштам «Когда отдыхают ангелы», которая в 2008 году была удостоена Большой премии конкурса «Заветная мечта», причем первое ...