Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему
Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обогащение читательского опыта учащихся, привитие любви к книге, создание читательского портфолио в электронном виде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 523.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе в 6 классе
Тема: « Вн.чт. Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара «Тимур и его команда»
Тип урока: интегрированный урок
Технология: урок-проект
Цель урока:
-создание читательского портфолио
-привитие любви к чтению художественной литературы, расширение читательского кругозора учащихся
Задачи урока:
-закрепить знания о пословицах и поговорках
- познакомиться с понятием «портфолио»
-определить задачи и характер конечного продукта проекта «Читательский портфолио»
-развить творческие и коммуникативные способности учащихся
-закрепить умение анализировать художественное произведение: определять его тему, проблематику, идейный замысел, выявлять средства художественной выразительности
- способствовать развитию интереса к художественной литературе
- воспитание высоконравственной личности
-закрепить умение составлять библиографическое описание книги
Оборудование:
-раздаточный материал(памятки)
-проектор и интерактивная доска
-толковый и этимологический словари
-презентация
-книга А.П.Гайдара «Тимур и его команда»
-ПК
-рабочие тетради
План урока:
№ п\п | Этап урока | Время |
1. | Орг. момент. | 2 мин. |
2. | Формулировка цели и задач урока | 2 мин |
3. | Работа по теме урока: | |
1) | Словарная работа : понятие о проекте и портфолио | 3 мин |
2) | Разбор структуры портфолио | 2-3 мин |
3) | Работа с памяткой по составлению библиографического описания | 5 мин |
4) | Повторение изученного о пословицах и поговорках | 2 мин |
5) | Анализ повести А.П.Гайдара «Тимур и его команда». Сбор материала к портфолио. | 10-15 мин |
6) | Представление образца электронного и печатного портфолио | 5 мин |
4. | Подведение итогов урока. Рефлексия. | 3 – 4 мин |
5. | Объявление домашнего задания | 2 -3мин |
6. | Орг. конец урока | 1 мин |
Ход урока:
№ п/п этап урока | Действия учителя | Действия ученика |
1.Орг. момент | Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку: наличие тетради, дневника, ручки, линейки, карандашей, книги А.П.Гайдара «Тимур и его команда» | Приветствуют учителя, приводят в порядок рабочие места, настраиваются на работу. |
2. Форму лировка цели и задач урока | С этого урока внеклассного чтения мы открываем серию уроков, объединённых проектом «Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей» (слайд 1) Список обязательных для прочтения книг вы уже получили. | Записывают в тетради дату, тему проекта: 17 сентября Проект «Книга учит, как на миру жить» |
3. Работа по теме. 1)словарная работа | -Что такое проект? -Какие определения понятию вы нашли в толковых словарях? Мы с вами под проектом будем понимать деятельность, имеющую начало и конец во времени, направленную на достижение определённого результата, цели, создание определённого уникального продукта или услуги. (слайд 2) -Как вы думаете, что может стать итоговым продуктом данного проекта? -В общем вы правы. Все названные виды работ могут быть включены в читательский портфолио, который вы создадите в этом учебном году и который представите на школьной читательской конференции в конце учебного года . -Что такое портфолио? с этим понятием, я думаю, вы уже знакомы. Если не знаете, как сформулировать, обратитесь к толковому словарю.(слайд 3) Самое общее определение портфолио – это серия работ одного автора, объединённая общей темой. -Знания и навыки в каком виде деятельности вам предстоит проиллюстрировать? | 1) ПРОЕКТ- 1. Разработанный план сооружения, какого-н. механизма, устройства, здания, моста, реконструкции улицы. Может быть, дипломный проект (в техническом вузе). 2. Предварительный текст какого-н. документа,резолюции. 3. Замысел, план. (Ожегов) 2) ПРОЕ́КТ- (нем. Projekt < лат. prōjectus выступающий, выдающийся вперед) Разработанный план сооружения, устройства чего-н. (Крысин Л.П.) Записывают определение проекта (со слайда) Проект - деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение определённого результата, цели, создание определённого уникального продукта или услуги. -сочинение -рисунки -читательский дневник Записывают определение в тетрадь Портфолио — это собрание работ определенного человека, иллюстрирующее его знания, навыки в каком-либо виде деятельности. - в умении читать произведения художественной литературы, понимать авторский замысел, выявлять проблематику произведения и т.д. |
2) Разбор структуры портфолио | Своеобразный портфолио своего читательского опыта вы составляли в начальной школе. -Что вы отмечали в читательском дневнике? Из каких компонентов он состоял? Вы стали старше, знаний у вас больше – и свой читательский опыт вы будете представлять уже на более высоком уровне. На парте у вас лежат памятки, в которых представлены компоненты читательского портфолио. (слайд 4) - Что нового появилось в представлении читательского опыта по сравнении с начальной школой? Эти памятки вклейте в тетрадь Кроме всего этого, новое в представлении читательского опыта – электронная форма портфолио | Учащиеся отвечают: -название произведения -впечатление о прочитанном -краткие сведения о писателе -библиографическое описание книги -иллюстрация обложки Вклеивают памятки |
3)Работа с памяткой по составлению библиографического описания | Я просила вас принести на урок памятку о составлении библиографического описания книги, которую вам давала на уроках Основы информационной библиографической грамотности Татьяна Михайловна (слайды 5-8) -Что включает в себя библиографическое описание книги? -Где мы можем взять материал для библиографического описания книги? Вклейте памятку в тетрадь. | -автор -название книги -выходные данные: издательство, объём страниц и т.д. -в начале книги перед первой пронумерованной страницей, на титульном листе Вклеивают памятку в тетрадь |
4) Анализ темы читательских портфолио. Повторение изученного о пословицах и поговорках | Прежде чем мы с вами приступим к реализации проекта и обратимся к одному из произведений, на основе которого начнём составлять читательский портфолио, давайте обратим внимании на тему проекта. -Что собой представляет тема проекта «Книга учит, как на миру жить»(слайд 9) -Какие ещё пословицы о книге вы знаете? -Какое средство выразительности лежит в основе этой пословицы? -А как вы понимаете смысл слова «мир» в этой пословице? -Какую задачу вы должны будете решить, создавая свой читательский портфолио на эту тему? | -это народная мудрость -пословица, в которой заключена народная мудрость Приводят примеры пословиц Книга учит жить , книгой надо дорожить. Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает Книга – твой друг, без нее как без рук С книгой поведешься – ума наберешься Выбирай книгу так, как выбираешь друга. -метафора -отсутствие войны (в мирное время) -среди людей -показать, чему учит каждая из прочитанных нами книг |
5)Анализ повести А.П.Гайдара «Тимур и его команда». Сбор материала к портфолио. | Обратимся к книге А.П.Гайдара «Тимур и его команда» -К какому жанру относится произведение? Запишите в тетради имя автора и название произведения. -Составим библиографическое описание книги. Сверим записи(слайд 10) Почему они могут не совпадать? -Что вы знаете об авторе этой книги? -у ___________ было индивидуальное задание: подготовить информацию об авторе. Послушаем доклад.(слайд 11) А теперь поделимся впечатлениями о прочитанном. -Кто герои повести? -Где происходят действия? -Какие события описаны в произведении? -Определите тему и идею произведения. -Какие нравственные уроки даёт повесть А.П.Гайдара «Тимур и его команда» -Какие из нравственных понятий вы назвали бы самыми главными в повести? -Кто из героев вас особенно впечатлил? -На кого вы бы хотели быть похожи? -Какие аргументы вы использовали, чтобы привлечь внимание своих ровесников к этой книге? Почему им нужно прочитать повесть А.П.Гайдара «Тимур и его команда»? -Прочитайте, что у вас получилось. | Запись в тетради: Повесть А.П.Гайдара «Тимур и его команда» Учащиеся составляют в тетради библиографическое описание книги (работают в парах) -так как книги разные -если знают, говорят Слушают доклад, делают записи в тетради -Тимур, Женя, Оля, Квакин, Нюрка и т.д - в Подмосковье -помощь команды Тимура старикам, родственникам красноармейцев -противостояние банде хулиганов во главе с Квакиным -дружба, милосердие -учит быть добрыми, о дружбе, о помощи нуждающимся и т.д. называют отзывчивыми, милосердными, бескорыстными, верными своему слову. взаимовыручке дружба бескорыстие доброта(слайд 12) Учащиеся отвечают устно Учащиеся формулируют свои мысли письменно (2-3 аргумента) |
6) Представ-ние образца электронного портфолио | Всё, что мы только что делали, - это материал для создания читательского портфолио. Я покажу вам образец читательского портфолио, который команда 7 класса представляла на районном конкурсе Плюс Библио и заняла 1 место. (показ читательского портфолио) Портфолио может быть и в печатном виде (показ печатного варианта портфолио) -Расположение компонентов может быть разным, всё зависит от вашего вкуса и умения. -В какой программе вы будете делать электронный вариант портфолио? -Кто не умеет работать в этой программе? -У кого нет дома возможности работать на компьютере и пользоваться Интернетом? Тогда эту работу вы сможете выполнить в медиатеке. Татьяна Михайловна с удовольствием вам поможет. Я тоже вам смогу помочь: приглашаю, как обычно, на консультацию в понедельник с 13-30 до 15-00 в свой кабинет | -в программе Power Point -сообщают, что умеют все -сообщают |
4. Подведение итогов урока. Рефлексия. | Итак, мы с вами приступили к реализации проекта «Книга учит, как на миру жить» -Что в результате мы должны получить? -Какой продукт мы создадим? -Что вам было непонятно? -Какие вопросы есть? Объём портфолио неограниченный. минимально количество книг – 10 Критерии оценки портфолио: 1)содержание (соблюдение требований библиографического описания, интересная подача прочитанного) 2)объём представленного материала (не менее 10 книг) 3)дизайн (слайд 13) Какая польза может быть вам от реализации этого проекта? | Читательский портфолио Задают вопросы: -сколько книг включать в портфолио? -можно ли в портфолио включать книги не из обязательного списка? -как будет оцениваться? -прочитаем больше книг -узнаем больше нового и интересного -закрепим умение делать презентацию и т.д. |
5. Объявление домашнего задания | К следующему уроку внеклассного чтения (17октября) вы должны: 1)создать титульный лист читательского портфолио 2)оформить 1 страницу портфолио, поместив на ней материал о повести А.П.Гайдара «Тимур и его команда»(слайд 14) | |
6. Орг.конец урока | До свидания. Урок окончен. Спасибо за работу.Оценки за урок____ | собирают вещи и выходят из кабинета |
Литература
1. Гайдар А.П. Тимур и его команда: повесть/ А.П.Гайдар. – М.: Дет. Лит., 1981. – 111 с.
2.Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. — М.: Эксмо, 2008. — 944 с. — (Библиотека словарей).
3. Ожегов С.И. Толковый словарь/под ред. С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой. – М.: Азъ, 1992. -846 с.
4. Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов/ Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. — 7-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004. — 398 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/24/picture-169637-1356360822.jpg)
Урок внеклассного чтения в 6-м классе. Развитие духовно-нравственных ценностей через осмысление рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»
В подобных мероприятиях подготовительный этап играет важную роль. Детям предложено было самим составить вопросы для обсуждения. Чтобы составить вопросы, нужно было внимательно прочитать текст, о...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/30/picture-432754-1440928945.jpg)
Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка". Тема урока:"Я поведаю вам свою боль..."
Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка" помогает учителю пробудить интерес к чтению. Ранее я опубликовала презентацию к нему. Этот урок я проводила на районном семина...
Урок внеклассного чтения по повести А.Гайдара "Тимур и его команда" 5 класс
Задачи урока:образовательные - научить выделять главное в тексте, анализировать прочитанное, делать выводы, понимать внутренний мир героев, их поступки;развивающие – научить учащихся формулировать воп...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/19/picture-429044-1668849239.jpg)
Урок внеклассного чтения в 11 классе. Две судьбы: тупик и трагедия (по повести В. Распутина «Живи и помни»)
Задачи урока:Раскрыть идейно-художественное содержание повести Распутина, углубить знания учащихся о мастерстве писателя.Развитие логического мышления и речи учащихся: умение формулировать тезисы, под...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/21/picture-1342610-1629554615.jpg)
Урок внеклассного чтения в 10 классе Доброта – спутник «разумных существ»? (урок - размышление по рассказу «Разумные существа» В. Дёгтева)
Предлагаем материал к уроку внеклассного чтения в 10 классе в рамках подготовки к итоговому сочинению. Главная цель урока - на материале рассказа В. Дегтева «Разумные существа» ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/08/picture-237219-1365429973.jpg)
Методическая разработка по внеклассному чтению "Широка страна моя родная"
Методическая разработка "Широка страна моя родная" посвящена Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России - культуре и традициям русского и тувинского народ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/30/picture-971554-1680184856.jpg)
Урок внеклассного чтения по литературе в 8 классе "За порогом детства" (По повести Т.Крюковой "Ведьма")
Технологическая карта урока по литературе в соответствии с требованиями ФГОС по теме "За порогом детства" (Повесть Т.Крюковой "Ведьма")...