Урок внеклассного чтения в 11 классе. Две судьбы: тупик и трагедия (по повести В. Распутина «Живи и помни»)
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Киосева Елена Николаевна

Задачи урока:

  1. Раскрыть идейно-художественное содержание повести Распутина, углубить знания учащихся о мастерстве писателя.
  2. Развитие логического мышления и речи учащихся: умение формулировать тезисы, подбирая к ним точные и ёмкие цитаты; умение дискутировать; умение публично выступать с рефератом и умение делать отбор необходимого в данной ситуации материал реферата; умения делать выводы и обобщения и т.д.
  3. Развития навыков выразительного чтения художественного текста.
  4. Воспитание негативного отношения ко всякого рода отступничеству, предательству, воспитание чувства гордости за русских женщин, обладающих высокими нравственными качествами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhivi_i_pomni.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения в 11  классе.

Две судьбы: тупик и трагедия

(по повести В. Распутина «Живи и помни»)

Задачи урока:

  1. Раскрыть идейно-художественное содержание повести Распутина, углубить знания учащихся о мастерстве писателя.
  2. Развитие логического мышления и речи учащихся: умение формулировать тезисы, подбирая к ним точные и ёмкие цитаты; умение дискутировать; умение публично выступать с рефератом и умение делать отбор необходимого в данной ситуации материал реферата; умения делать выводы и обобщения и т.д.
  3. Развития навыков выразительного чтения художественного текста.
  4. Воспитание негативного отношения ко всякого рода отступничеству, предательству, воспитание чувства гордости за русских женщин, обладающих высокими нравственными качествами.

Основные формы работы: слово учителя; деловая игра, в которой разыгрывается ситуация литературного суда; дискуссия; выступление учащихся с рефератами, сообщениями; литературно-музыкальный монтаж.

Оформление, оборудование:  

  1. Книжная выставка «Человек на войне».
  2. Выставка репродукций «Героические кадры».
  3. На доске цитата «Живи и помни, человек…» (См. конспект  урока). В.П. Астафьев.
  4. Опорный конспект: Андрей и Настёна – две исконно противоположных отношения к жизни.
  5. Столы стоят, образуя квадрат.
  6. Запись «Священной войны» Лебедева-Кумача, вальса Е. Доги.
  7. «Чаша весов», чёрные и белые фишки.

Подготовительная работа

Задания учащимся:

  1. Прочитать повесть В. Распутина, написать краткий отзыв о ней и героях.
  2. Написать рефераты, используя текст повести и дополнительные материалы, литературу.

Группе 1 (обвинители): «Обвинительное слово» в адрес А. Гуськова

Группе 2 (адвокаты): «Защитная речь адвоката по делу А. Гуськова»

Группе 3 (персонажи повести):

  1. А. Гуськов: «Судьба-тупик»
  2. Настёна: «Несколько встреч Настёны с мужем»
  3. Л. Вологжина: «Военное лихолетье» в деревне Атамановка»
  4. М. Вологжин: «Военные страницы повести Распутина»
  5. Надежда Б.: «Одна из женских судеб»
  6. Свекровь: «Родители А. Гуськова и их волнения за сына»
  7. «Жители» деревни (Село Атамановка): «Нравственные устои жителей деревни»

Группе 4 (текстологи):

  1. «Довоенная жизнь Настёны»
  2. «Есть женщины в русских селеньях» (Настёна в повести В. Распутина)
  3. «Настёна - нравственный центр повести»
  4. В чём назначение женщины? (по повести…)
  5. «Живи и помни» В. Распутина и «Преступление и наказание» Ф. Достоевского
  6. Природа и её роль в повести
  7. Сообщение о В. Распутине

Нравственно-философские пласты в повести

  1. Совесть в повести В. Распутина (Нравственно-философские пласты в повести)
  2. Память в повести В. Распутина
  3. Судьба в повести В. Распутина
  4. Вина в повести В. Распутина
  5.  Обида в повести В. Распутина

КОНСПЕКТ УРОКА

Первый урок

Организационный момент

Учитель:

 - Прошу всех сесть. Начинаем литературный суд по делу А. Гуськова из повести В. Распутина «Живи и помни».

 Несколько слов о составе суда:

  1. Справа от меня - группа обвинителей.

- Ваша роль на суде? (Обвиняем, упрекаем)

  1. Справа-группа защитников (адвокатов)

- Ваши задачи?  ( Защищаем, оправдываем)

  1. Посредине – группа текстологов и экспертов.

- Ваша роль?   ( Проводим исследования текста по результатам, отмечаем художественные достоинства повести Распутина, рецензируем выступления групп на суде)

  1. В центре - группа тех, кто возьмёт на себя попытку говорить от лица персонажей повести « Живи и помни».

Представление персонажей:

а) Я буду на литературном суде в роли Андрея Гуськова. Это один их жителей сибирской деревни Атамановка, с первых дней войны призван в армию. В конце войны дезертировал. Открылся только жене, скрывался в лесу.

б) Представляю на суде Максима Вологжина.

в) От имени Лизы Вологжиной могу рассказать о военном лихолетье в селе Атамановка.

г) Судьба Надежды Березиной, в отличие от судьбы Лизы, которая дождалась с войны мужа, заслуживает жалости: У Надьки (так зовут её в деревне) трое ребятишек, а муж погиб в  первые годы войны. Я буду в роли Надьки.

д) А я, скажем, житель деревни Атамановки.

ж) Учитель:

- Я выступаю в роли судьи, который познакомился с «материалами суда», т.е. с обвинениями, с защитными речами, с рефератами текстологов.


Вступительное слово учителя

Среди лучших произведений о войне В. Астафьев назвал повесть В. Распутина «Живи и помни». В 1977 году это произведение получило Государственную премию. Прежде, чем начнем говорить о героях повести, несколько слов об авторе.

Краткое сообщение ученицы о В. Распутине

Создавая повесть, В.Г. Распутин нашёл необычный, в нашей литературе мало разработанный поворот сюжета и его характеров, представив историю дезертира и его жены. Одна из вечных драматических коллизий жизни  и искусства: конфликт эгоизма в человеке и требований народного целого. Нельзя сказать, что наша литература прошла мимо такого крайнего выражения этого конфликта, каким в условиях Великой Отечественной войны был случай дезертирства.

Есть повесть воронежского писателя Юрия Гончарова «Дезертир», впервые опубликованная за 12 лет до появления повести «Живи и помни» в 1962 году. Есть повесть Ч. Айтматова «Лицом к лицу». Но литературные критики и читатели отмечают принципиально новое при удивительном сходстве ряда черт, что внёс в ситуации и характеры В. Распутин. И, пожалуй, главное то, что мы называем глубинным психологическим анализом в отношении главного героя.

В. Астафьев писал об «огромной задаче, которую взвалил на себя и своих героев автор «Живи и помни», и опасался, что «привычка к упрощённому восприятию действительности» помешает нам верно почувствовать «рану», которая сверху чуть зарубцевалась, а под рубцом осколки, госпитальные нитки и закаменевшие слёзы».

 С подпольным героем этой повести мы были почти незнакомы. «Подпольный»- тут не метафора, а прямое значение, чаще именно под полом он и скрывался. И только с газетных страниц, если не образно говорить, люди видели его спину, когда его уводили в неизвестность.

Наше отношение к этому типу людей было так однозначно, что в лицо и разглядывать не хотелось, а писатель В. Распутин заглянул. Когда мы вслед за Распутиным заглянули в душу дезертиру А. Гуськова, оказалось, что для суда необходимо значительно больше сил, чем у нас было припасено для таких ситуаций.

Учитель зачитывает отрывки из противоречивых письменных отзывов учащихся о главном герое и повести.

- Итак, попытаемся на нашем литературном суде рассудить, в чём же виноват А. Гуськов? Как же получилось, что он поставил себя против общества, против народа, какой человек мог совершить такое, какие импульсы и причины привели его к подобному выбору, что с ним творилось, что происходило в его душе?

Но сначала - слово главному обвинителю.


Обвинительная речь главного прокурора.

-Уважаемый суд и народные заседатели, уважаемые свидетели и все присутствующие! Я, прокурор, на основании фактов, изложенных в повести В. Распутина «Живи и помни», предъявляю сегодня обвинение А. Гуськову, родившемуся в деревне Атамановка Иркутской области. Я обвиняю его в дезертирстве, в том, что он сделал недостойный нравственный выбор в условиях войны.

Войны…  Этот период истории стал одним их тех исключительных испытаний, которые потрясают все уровни народного бытия, глубоко залегают в психике не одного поколения и оставляют след навсегда. «Народная, священная»…  Все, как могли, выстаивали, надрывали, гибли, а один собственной волей решил уйти от общей судьбы.

 Дезертир – это человек, поправший святыню, оскорбивший сокровенное верование всех…

(ученица кратко анализирует, как  А. Гуськов дезертирует)

Я считаю, что выбор А. Гуськов не только ужасен, но и жесток.

На основании вышеизложенного, а также мнений других обвинителей, которые последуют, я требую вынесения подсудимому справедливого приговора.

  ДИСКУССИЯ: судьи-учителя А. Гуськова, вопросы другим «персонажам», выступления адвокатов.

  1. А. Гуськов, признаёте ли вы себя виновным? Почему?
  2. О чём вы думали, отправляясь на войну?
  3. Почему же дезертировали? Почему из госпиталя не уехали на фронт?
  4. Какие чувства руководили вами, когда вы совершали свой нравственный выбор?
  5. В каких условиях рос А. Гуськов?
  6. Как воспитывали его родители?

Обвинитель: - автор реферата-исследования «Нравственный пласт-обида» в повести Распутина «Живи и помни».

   Тезисы выступления: В. Распутин сумел глубоко внедриться в истоки происшедшего с его героем. Чрезвычайную важность получают страницы воспоминаний А. Гуськова а том, как он уходил на фронт. Недаром эта первая глубинная интроспекция, с которой счел необходимым ознакомить нас автор. Прощаясь с родными местами, А. Гуськов испытывает чувство обиды. Он обижен на все, что его долгие годы окружало, ль чего отрывали. Это чувство брало верх над всеми остальными, что роились в душе. Он ушёл в себя, остался наедине со своими мыслями и чувствами.  Отъединённость от других, от ближних, прежде всего подчёркивает Распутин в своём герое.

 (Цитата из главы 4). Многие чувства терзают Андрея. Страх - второе из преобладающих чувств, страх за свою жизнь. Их всех мучивших его переживаний – страх, злобы и обиды – самым пагубным оказалось последнее.

 (Ученица анализирует, как обида растёт, разъедает душу, зародила озлобленность и жестокость).

   Тезисы выступления адвокатов:

  1. А. Гуськов сам понимал и ни на минуту не забывал, что он преступник. Его очень мучила совесть, не давала покоя ни днём, ни ночью.
  2. Всё время в госпитале А. Гуськов жил одной мечтой о встрече с родными, этим выздоравливал, этим жил. В отпуске ему же отказали.  «Нельзя на полном скаку заворачивать». А. Гуськова обманули, разрушали его ожидания.
  3. На фронте никогда не был трусом, честно воевал. (см. гл. 4).  Устал за три года.
  4. Каждый человек старается выжить, и А. Гуськов хотел жить. Не каждому дано совершить подвиг.
  5. Определённую роль сыграло и то, что встретил попутчика, по мнению А., подтолкнувшего его в момент сомнения к дезертирству.
  6. Есть доля вины и родителей в неправильном воспитании А. Гуськова.
  7. Виновата война. Если бы не война… А. Гуськов – жертва войны. Протест против войны проходит через всю повесть, через эмоциональные всплески напряжённых чувств героя…  и т.д.

Их тезисов обвинителя:

- Уважаемый суд! Я присоединяюсь к числу тех, что обвиняет А. Гуськова. Он родился в обществе и, следовательно, должен подчиняться его законам. Одним из таких законов является защита Отечества, и Андрей был обязан до конца выполнять свой долг, тем более, что над Родиной нависла смертельная опасность. Гуськов оказался один на один с проблемой нравственного выбора. Личные интересы он ставит выше общественных. Для него важнее всего личное: увидеть жену, родителей, родные места. А выполнение общественного долга - на втором плане.

   Не смягчает его вины и то обстоятельство, что, пообещав отпуск, начальство не дало его. В трудную минуту А. Гуськов, как бы не было тяжело, должен был думать не о себе, а о тех, кто убит, о тех, кто сражается…

   Тысячи воинов тосковали…

   К различным уловкам прибегает А. Гуськов (см. текст: и дезертирство для родителей лучше извести о том,  что он погиб, и во всём «вины ищет поменьше», и о других малодушных вспоминает, и ребёнок - оправдание и т.д.).

Может быть, можно по-человечески понять чувства А. Гуськова… Понять можно, но простить нельзя!

А что было бы, если бы все так поступали, как Андрей Гуськов? Но этого не случилось. (Сообщение о героях повести В. Быкова «Его батальон», цитирование)

Из тезисов другого обвинителя:

-В то время, когда Гуськов отсиживался в лесу, более-менее обеспеченный мясом, рыбой, люди гибли на фронтах, вступали в неравную схватку с врагом. Ярким доказательством моих слов является пример самоотверженной борьбы юного лейтенанта Николая Плужникова из повести Б. Васильева «В списках не значился».  (Сообщение о Плужникове). Жизнь его была короткой, но героической. Он тоже хотел жить, как А. Гуськов. Но несмотря на это, остался верен долгу и чести воина не предал ни Родину, ни товарищей. Таким образом, я обвиняю А. Гуськова в том, что, дезертировав из рядов защитников Отечества, он предал Родину, боевых товарищей, пренебрёг воинской обязанностью, нарушил присягу.

Учитель:

-Да, вероятно, сегодня судить А. Гуськова сложно. Меняются представления о героическом, о личном и общественном… Мы знаем, что в той кровопролитной войне мы победили. Победили, не смотря на то, что А. Г. и ему подобные не выдержали до конца. Десятилетия отделяют нас от войны…

   Но тогда, в те тяжёлые годы, она была у родного порога.

Да, А. Гуськов хотел жить. А кто не хотел? Взгляните ещё раз, уважаемые судьи, на фрагмент той военной жизни, запечатлённые на картинках выставки «Героические кадры». (Обращение к выставке). Вы думаете, эти люди, изображённые на картине Н. Присекина «Севастопольцы», не хотели жить? Или этот солдат (картина А. Широкова «За Родину») …

   Вся преступность поведения А. Гуськова ярко проступает при сравнении с любым настоящим свидетельством о войне.

   Я прошу вынести на ваш нравственный суд и литературные кадры - художественные тексты, стихи, свидетельствующие о войне.

   Сопровождать чтение отрывков будет запись песни Лебедева-Кумача «Священная война», которая признана музыкально поэтической эмблемой Великой отечественной войны.

 Звучит литературно-художественный монтаж в исполнении учащихся:

Выборочно:    

  1. «Сидят ребята в амбаре…

И вот в эту самую пору…

А тот только одно слово в ответ:

«Надо» и ничего больше.»

(В. Быков «Обелиск»)

2) «Они с детьми согнали матерей

И яму рыть заставили…

А сами они стояли, кучка дикарей,

И хриплыми смеялись голосами».

(М. Джалиль «Варварство»)

3) «Женька не расстраивалась…»

«…долго все смотрели на ее, и после

смерти, гордое и прекрасное лицо» (гл.13)

(Б. Васильев «А зори здесь тихие…)

4)   «Я только раз видала рукопашный,

Раз наяву, а тысячу – во сне

Кто говорит, что на войне не страшно,

тот ничего не знает о войне».

(Ю. Друнина)

5) Звучит «Священная война».

Из книги В. Богомолова «Зося» (гл. 4).

а) …И вновь на моих глазах…

б) И снова…

в) Опять…

г) И вновь…

6) До выключения запись звучит сильнее:

«Идёт война народная,

Священная война…»

7) Учитель: Итак, война народная, священная война…

    А в это время…  (Читает отрывок из повести, гл. 8 со слов: «Чужой неуютный остров…» до «которое не оставляло его теперь и во сне…»)

     Таким образом, идёт на верную гибель Мороз. Могла затаиться, но стреляла Женя Комелькова… и т.д.

А. Г. стал врагом в родных местах, зверем среди людей, уполз в нору…

Из тезисов обвинителя:

- Обвиняю А. Г. в утрате нравственных и гражданских устоев, что влечёт за собой потерю человеческого облика. Проследим за тем, что способствовало такому низкому падению Гуськова. Всё началось с того, что осознание вины и самобичевание с каждым днём всё больше подвигаются к обвинению, пока однажды не оказывается, что все виноваты в его вине… (и т.д.). Таким образом, в Гуськове умер не только гражданин, но и человек…

Учитель:

- Вместе с тем писатель недвусмысленно высказался о своём герое: «Это сложный, неоднозначный образ. Я вообще не понимаю некоего арифметического разделения людей на положительных и отрицательных. Моя Настёна, какой я её видел, не могла полюбить такого человека,  характер которого можно было бы обрисовать одними чёрными красками».

Предлагаю суду провести небольшой следственный эксперимент. Прошу всех сказать что-то об Андрее Гуськове (характере, поступках). Если это будет «чёрное» - мы кладём на нашу чашу весов чёрную фишку. Если «белое» - белую.

Проведение эксперимента

Таким образом, мы видим, что характер Андрея Г. не обрисован писателем В. Распутиным одними чёрными красками. И та «диалектика души» , в данном случае «падшей» души, которая в повести основывается на уроках русской классической литературы, и прежде всего Достоевского. Досконально, во всех измерениях исследует Распутин внутренний мир своих героев, и мельчайшие изменения, и качественные сдвиги в нём, распутывают сложный клубок их психологии в той совершенно особой, экстремальной ситуации, ситуации на разрыв человеческого существа, которая создалась в «Живи и помни».

Обратим же внимание теперь на эти слова писателя:  «Моя Настёна, какой я её видел, не могла полюбить такого человека,  характер которого можно было бы обрисовать одними чёрными красками».

Почему Настёна такого человека не могла полюбить?

Какой её видел писатель?

 


Второй урок.

  1. РЕФЕРАТИВНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ.    

А) «Настёна - нравственный центр повести Распутина «Живи и помни».

Б) «Есть женщины в русских селеньях…»

  1. Дополнение о Настёне текстологов, «жителей деревни», свекрови и т.д.
  2. Почему же Настёна помогает мужу, не выдаёт, не отталкивает?

Ученица в роли Настёны:

«Верила же Настёна, что в судьбе Андрея, с тех пор как он ушёл из дому, каким-то краем и её участие». (гл. 9)

Учитель:

- Это вина Настёны, о которой никто не догадывался, даже Андрей, а если бы и догадался, то судить полномочий не имел. Но если, оказывается, и другая вина, зримо доступная посторонним и подсудная официальными юридическими органами. Вот как пишет об этом критик С. Штут: «Вина и впрямь тяжкая, но не трагическая, с её сложной, противоречивой природой, а вполне однозначная, не требующая ни смелости, ни свобод для её постижения.

Преступление доказано, преступники установлены, соответствующая статья в Уголовном кодексе предусматривает соответствующую санкцию; самый осторожный и вдумчивый суд не засиделся бы в совещательной комнате, и ни один из присутствующих на процессе не пролил бы слезу сострадание».  Трудно представить себе состав присутствующих на этом предполагаемом процессе, из которых ни одним бы не понял и не разделил чувств любящей души, пожертвовавшей всем, в том числе и добрым именем, перед людьми и законом, ради любимого человека,- пусть даже совершившего тяжкое преступление.

      И коль скоро вопрос поставлен так категорично, с привлечением Уголовного кодекса и соответствующих санкций, вообразим себе Настёну действительно на скамье подсудимых. Ведь, в сущности, только гибель «спасла» её от этого.

      Так вот, любой суд любого подсудимого, даже в случае стопроцентной доказанности виновности, непременно спрашивает: «Признаёте ли себя виновным?» Обратимся же с этим процессуальным вопросом к нашей героине.

(Ответы Настёны, текстологов…)

      Итак, никаких уловок – да, виновна! Об этом говорят перечисленные факты  (осознание вины перед сельчанами, например, вспомним сцену празднования возвращения М. Воложина, празднование окончания войны).

      Настёна является типичной представительницей позитивного осознания вины, ведущей борьбу с мужем, этим разбитым, опустошенным и окончательно морально разложившимся человеком.

Добро в повести Распутина одержало победу, оставшись незапятнанным в общении со злом. И, видимо, стоит согласиться с критиком Е. Сидоровым:  «Смерть Настёны не только трагическое искупление, но одновременно и кара предателю, осуждённому на жизнь. Какой человеческий суд способен вынести приговор более справедливый?! Какие увертки могут успокоить совесть человека, не оценившего такой преданности и принявшего такую жертву?!

      А если Н. «выдала» бы Андрея, как отнести бы к ней сельчане в этом случае? Как мы восприняли бы такой поступок?

      Впрочем, что же гадать,- не было бы повести В. Распутина. Но даже и это не главное: не могло такого быть в действительности с женщиной подобной Настёне.

  1. Итак, Андрей и Настёна. Две судьбы: тупик и трагедия. (Обобщение разговора о главных героях повести с помощью опорного конспекта).

Андрей

Настёна

Совесть

«Это стыд, ответственность перед собой». В. Распутин

«Стыдно… почему так стыдно и перед Ангарой, и перед людьми, и перед собой»

«Он искал вину себе поменьше»

Вина

(это поступок, преступление)

«Давай вместе, раз ты там виноват, то и я с тобой виноватая…»

«Его собственная память была злей и сильней, она, когда хотела, брала верх».

«…Ему словно бы застилало память».

Память

(способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт)

«…Как хочется… на веки вечные сделаться вольной, не помня ни себя, ни других, не помня ни капли…»

«Моя судьба известная, и нечего теперь о ней хлопотать…»

«От судьбы не уйдёшь…»

Судьба

(стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий)

«Я бы, может, хотела себе другую судьбу, но другая от других, а это моя. И я о ней не жалею…»

Тупик

Трагедия

  1. Наш литературный суд продолжает работу. Попытаемся оценить художественное мастерство писателя Распутина.
  1. Реферат «Живи и помни» В. Распутина и «Преступление и наказание» Ф. Достоевского.
  2. Тезисы реферата «Природа и её роль в повести «Живи и помни».
  3. Сообщения текстологов.
  4. Отзывы учащихся о повести: какой эпизод произвёл наиболее сильное впечатление и почему?
  1. Учитель:

- Трагически звучат последние страницы повести.

Чтение отрывка (с музыкальным сопровождением) из гл. 22:

«Устала она. Знала бы кто…» до слов «…стыд забудется, освободит её».

Что и почему не хотела помнить Настёна?

Почему повесть называется «Живи и помни»

(Ответы учащихся)

Отлично высказал общую мысль повести, более других имеющий право судить её героев, солдат и писателей В. П. Астафьев (открывается цитата на доске):  «Живи и помни,  человек:  в беде, в кручине, в самые тяжкие дни и испытания место твоё с народом, всякое отступничество, вызванное слабостью ль твоей, неразумным ли, оборачивается ещё большим горем для твоей Родины, а стало быть, и для тебя».

Работа литературного суда приближается к завершению, остаётся только составить решение. Несомненно, каждый может принять своё решение, так как это суд нравственный. Но очень хотелось бы узнать ваше мнение, ребят. Перед вами - листочки, попробуйте написать свои мысли на них.

Через 3-5 минут работы собираются, некоторые зачитываются вслух.

Домашнее задание.

      В книге В. Быкова «Его батальон» о капитане Волошине сказано: «Чтобы спастись одному, когда погибали остальные, нужна была решимость особого рода, которой он обладал». О том, что произошло с человеком, обладающим такой решимостью, рассказано в повести Распутина.

      Но были и другие люди.

      Перед вами – книжная выставка «Человек на войне». В книгах, представленных на выставке, рассказывается о людях, про которых хорошо написал Г. Поженян:

«А почестей мы не просили,

Не ждали наград за дела.

Нам общая слава России

Солдатской наградой была»

О таких людях мы поговорим на следующем уроке-семинаре «Человек на войне». Помогут подготовиться к семинару книги, которые вы можете взять с выставки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока-конференции "Война все спишет..." (по повести В.Распутина "Живи и помни"

Произведения В.Г.Распутина читаются на одном дыхании, а после прочтения – вопросы, вопросы – к самому себе. Это книга о войне, драма ещё одной жизни. Распутин обнажил ещё одну сторону войны...

Презентация к уроку литературы в 11 классе "Нравственный смысл повести В.Распутина "Живи и помни"""

Презентация-сопровождение урока по повести В.Распутина "Живи и помни" содержит материал о жизни и творчестве писателя, представляет содержание повести (цитаты, иллюстрации), организует беседу по произ...

Конспект урока по повести Валентина Распутина "Живи и помни". Путешествие в глубь человеческой души.

Данная разработка урока литературы  в 11 классе по прекрасному произведению В.Г. Распутина "Живи и помни"  поможет учащимся разобраться в сложных  философских вопрос...

Урок по повести В.Распутина "Живи и помни"

Данный урок представляет собой комбинированное сочетание лекции, аналитической беседы, чтение отрывков текста....

Презентация к уроку литературы по повести В.Распутина "Живи и помни". 11 класс.

Презентация к уроку литературы по повести В.Распутина "Живи и помни". 11 класс....

Конспект урока литературы"Нравственные проблемы в повести В.Распутина "Живи и помни".(10 класс)

В.Распутин- один из русских писателей,обращающийся к нравственным проблемам в своих произведениях."Уроки французского","Живи и помни","Пожар","Прощание с Матёрой","Последний срок"-вот те немногие из е...