Урок внеклассного чтения в 11 классе. Две судьбы: тупик и трагедия (по повести В. Распутина «Живи и помни»)
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Задачи урока:
- Раскрыть идейно-художественное содержание повести Распутина, углубить знания учащихся о мастерстве писателя.
- Развитие логического мышления и речи учащихся: умение формулировать тезисы, подбирая к ним точные и ёмкие цитаты; умение дискутировать; умение публично выступать с рефератом и умение делать отбор необходимого в данной ситуации материал реферата; умения делать выводы и обобщения и т.д.
- Развития навыков выразительного чтения художественного текста.
- Воспитание негативного отношения ко всякого рода отступничеству, предательству, воспитание чувства гордости за русских женщин, обладающих высокими нравственными качествами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhivi_i_pomni.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения в 11 классе.
Две судьбы: тупик и трагедия
(по повести В. Распутина «Живи и помни»)
Задачи урока:
- Раскрыть идейно-художественное содержание повести Распутина, углубить знания учащихся о мастерстве писателя.
- Развитие логического мышления и речи учащихся: умение формулировать тезисы, подбирая к ним точные и ёмкие цитаты; умение дискутировать; умение публично выступать с рефератом и умение делать отбор необходимого в данной ситуации материал реферата; умения делать выводы и обобщения и т.д.
- Развития навыков выразительного чтения художественного текста.
- Воспитание негативного отношения ко всякого рода отступничеству, предательству, воспитание чувства гордости за русских женщин, обладающих высокими нравственными качествами.
Основные формы работы: слово учителя; деловая игра, в которой разыгрывается ситуация литературного суда; дискуссия; выступление учащихся с рефератами, сообщениями; литературно-музыкальный монтаж.
Оформление, оборудование:
- Книжная выставка «Человек на войне».
- Выставка репродукций «Героические кадры».
- На доске цитата «Живи и помни, человек…» (См. конспект урока). В.П. Астафьев.
- Опорный конспект: Андрей и Настёна – две исконно противоположных отношения к жизни.
- Столы стоят, образуя квадрат.
- Запись «Священной войны» Лебедева-Кумача, вальса Е. Доги.
- «Чаша весов», чёрные и белые фишки.
Подготовительная работа
Задания учащимся:
- Прочитать повесть В. Распутина, написать краткий отзыв о ней и героях.
- Написать рефераты, используя текст повести и дополнительные материалы, литературу.
Группе 1 (обвинители): «Обвинительное слово» в адрес А. Гуськова
Группе 2 (адвокаты): «Защитная речь адвоката по делу А. Гуськова»
Группе 3 (персонажи повести):
- А. Гуськов: «Судьба-тупик»
- Настёна: «Несколько встреч Настёны с мужем»
- Л. Вологжина: «Военное лихолетье» в деревне Атамановка»
- М. Вологжин: «Военные страницы повести Распутина»
- Надежда Б.: «Одна из женских судеб»
- Свекровь: «Родители А. Гуськова и их волнения за сына»
- «Жители» деревни (Село Атамановка): «Нравственные устои жителей деревни»
Группе 4 (текстологи):
- «Довоенная жизнь Настёны»
- «Есть женщины в русских селеньях» (Настёна в повести В. Распутина)
- «Настёна - нравственный центр повести»
- В чём назначение женщины? (по повести…)
- «Живи и помни» В. Распутина и «Преступление и наказание» Ф. Достоевского
- Природа и её роль в повести
- Сообщение о В. Распутине
Нравственно-философские пласты в повести
- Совесть в повести В. Распутина (Нравственно-философские пласты в повести)
- Память в повести В. Распутина
- Судьба в повести В. Распутина
- Вина в повести В. Распутина
- Обида в повести В. Распутина
КОНСПЕКТ УРОКА
Первый урок
Организационный момент
Учитель:
- Прошу всех сесть. Начинаем литературный суд по делу А. Гуськова из повести В. Распутина «Живи и помни».
Несколько слов о составе суда:
- Справа от меня - группа обвинителей.
- Ваша роль на суде? (Обвиняем, упрекаем)
- Справа-группа защитников (адвокатов)
- Ваши задачи? ( Защищаем, оправдываем)
- Посредине – группа текстологов и экспертов.
- Ваша роль? ( Проводим исследования текста по результатам, отмечаем художественные достоинства повести Распутина, рецензируем выступления групп на суде)
- В центре - группа тех, кто возьмёт на себя попытку говорить от лица персонажей повести « Живи и помни».
Представление персонажей:
а) Я буду на литературном суде в роли Андрея Гуськова. Это один их жителей сибирской деревни Атамановка, с первых дней войны призван в армию. В конце войны дезертировал. Открылся только жене, скрывался в лесу.
б) Представляю на суде Максима Вологжина.
в) От имени Лизы Вологжиной могу рассказать о военном лихолетье в селе Атамановка.
г) Судьба Надежды Березиной, в отличие от судьбы Лизы, которая дождалась с войны мужа, заслуживает жалости: У Надьки (так зовут её в деревне) трое ребятишек, а муж погиб в первые годы войны. Я буду в роли Надьки.
д) А я, скажем, житель деревни Атамановки.
ж) Учитель:
- Я выступаю в роли судьи, который познакомился с «материалами суда», т.е. с обвинениями, с защитными речами, с рефератами текстологов.
Вступительное слово учителя
Среди лучших произведений о войне В. Астафьев назвал повесть В. Распутина «Живи и помни». В 1977 году это произведение получило Государственную премию. Прежде, чем начнем говорить о героях повести, несколько слов об авторе.
Краткое сообщение ученицы о В. Распутине
Создавая повесть, В.Г. Распутин нашёл необычный, в нашей литературе мало разработанный поворот сюжета и его характеров, представив историю дезертира и его жены. Одна из вечных драматических коллизий жизни и искусства: конфликт эгоизма в человеке и требований народного целого. Нельзя сказать, что наша литература прошла мимо такого крайнего выражения этого конфликта, каким в условиях Великой Отечественной войны был случай дезертирства.
Есть повесть воронежского писателя Юрия Гончарова «Дезертир», впервые опубликованная за 12 лет до появления повести «Живи и помни» в 1962 году. Есть повесть Ч. Айтматова «Лицом к лицу». Но литературные критики и читатели отмечают принципиально новое при удивительном сходстве ряда черт, что внёс в ситуации и характеры В. Распутин. И, пожалуй, главное то, что мы называем глубинным психологическим анализом в отношении главного героя.
В. Астафьев писал об «огромной задаче, которую взвалил на себя и своих героев автор «Живи и помни», и опасался, что «привычка к упрощённому восприятию действительности» помешает нам верно почувствовать «рану», которая сверху чуть зарубцевалась, а под рубцом осколки, госпитальные нитки и закаменевшие слёзы».
С подпольным героем этой повести мы были почти незнакомы. «Подпольный»- тут не метафора, а прямое значение, чаще именно под полом он и скрывался. И только с газетных страниц, если не образно говорить, люди видели его спину, когда его уводили в неизвестность.
Наше отношение к этому типу людей было так однозначно, что в лицо и разглядывать не хотелось, а писатель В. Распутин заглянул. Когда мы вслед за Распутиным заглянули в душу дезертиру А. Гуськова, оказалось, что для суда необходимо значительно больше сил, чем у нас было припасено для таких ситуаций.
Учитель зачитывает отрывки из противоречивых письменных отзывов учащихся о главном герое и повести.
- Итак, попытаемся на нашем литературном суде рассудить, в чём же виноват А. Гуськов? Как же получилось, что он поставил себя против общества, против народа, какой человек мог совершить такое, какие импульсы и причины привели его к подобному выбору, что с ним творилось, что происходило в его душе?
Но сначала - слово главному обвинителю.
Обвинительная речь главного прокурора.
-Уважаемый суд и народные заседатели, уважаемые свидетели и все присутствующие! Я, прокурор, на основании фактов, изложенных в повести В. Распутина «Живи и помни», предъявляю сегодня обвинение А. Гуськову, родившемуся в деревне Атамановка Иркутской области. Я обвиняю его в дезертирстве, в том, что он сделал недостойный нравственный выбор в условиях войны.
Войны… Этот период истории стал одним их тех исключительных испытаний, которые потрясают все уровни народного бытия, глубоко залегают в психике не одного поколения и оставляют след навсегда. «Народная, священная»… Все, как могли, выстаивали, надрывали, гибли, а один собственной волей решил уйти от общей судьбы.
Дезертир – это человек, поправший святыню, оскорбивший сокровенное верование всех…
(ученица кратко анализирует, как А. Гуськов дезертирует)
Я считаю, что выбор А. Гуськов не только ужасен, но и жесток.
На основании вышеизложенного, а также мнений других обвинителей, которые последуют, я требую вынесения подсудимому справедливого приговора.
ДИСКУССИЯ: судьи-учителя А. Гуськова, вопросы другим «персонажам», выступления адвокатов.
- А. Гуськов, признаёте ли вы себя виновным? Почему?
- О чём вы думали, отправляясь на войну?
- Почему же дезертировали? Почему из госпиталя не уехали на фронт?
- Какие чувства руководили вами, когда вы совершали свой нравственный выбор?
- В каких условиях рос А. Гуськов?
- Как воспитывали его родители?
Обвинитель: - автор реферата-исследования «Нравственный пласт-обида» в повести Распутина «Живи и помни».
Тезисы выступления: В. Распутин сумел глубоко внедриться в истоки происшедшего с его героем. Чрезвычайную важность получают страницы воспоминаний А. Гуськова а том, как он уходил на фронт. Недаром эта первая глубинная интроспекция, с которой счел необходимым ознакомить нас автор. Прощаясь с родными местами, А. Гуськов испытывает чувство обиды. Он обижен на все, что его долгие годы окружало, ль чего отрывали. Это чувство брало верх над всеми остальными, что роились в душе. Он ушёл в себя, остался наедине со своими мыслями и чувствами. Отъединённость от других, от ближних, прежде всего подчёркивает Распутин в своём герое.
(Цитата из главы 4). Многие чувства терзают Андрея. Страх - второе из преобладающих чувств, страх за свою жизнь. Их всех мучивших его переживаний – страх, злобы и обиды – самым пагубным оказалось последнее.
(Ученица анализирует, как обида растёт, разъедает душу, зародила озлобленность и жестокость).
Тезисы выступления адвокатов:
- А. Гуськов сам понимал и ни на минуту не забывал, что он преступник. Его очень мучила совесть, не давала покоя ни днём, ни ночью.
- Всё время в госпитале А. Гуськов жил одной мечтой о встрече с родными, этим выздоравливал, этим жил. В отпуске ему же отказали. «Нельзя на полном скаку заворачивать». А. Гуськова обманули, разрушали его ожидания.
- На фронте никогда не был трусом, честно воевал. (см. гл. 4). Устал за три года.
- Каждый человек старается выжить, и А. Гуськов хотел жить. Не каждому дано совершить подвиг.
- Определённую роль сыграло и то, что встретил попутчика, по мнению А., подтолкнувшего его в момент сомнения к дезертирству.
- Есть доля вины и родителей в неправильном воспитании А. Гуськова.
- Виновата война. Если бы не война… А. Гуськов – жертва войны. Протест против войны проходит через всю повесть, через эмоциональные всплески напряжённых чувств героя… и т.д.
Их тезисов обвинителя:
- Уважаемый суд! Я присоединяюсь к числу тех, что обвиняет А. Гуськова. Он родился в обществе и, следовательно, должен подчиняться его законам. Одним из таких законов является защита Отечества, и Андрей был обязан до конца выполнять свой долг, тем более, что над Родиной нависла смертельная опасность. Гуськов оказался один на один с проблемой нравственного выбора. Личные интересы он ставит выше общественных. Для него важнее всего личное: увидеть жену, родителей, родные места. А выполнение общественного долга - на втором плане.
Не смягчает его вины и то обстоятельство, что, пообещав отпуск, начальство не дало его. В трудную минуту А. Гуськов, как бы не было тяжело, должен был думать не о себе, а о тех, кто убит, о тех, кто сражается…
Тысячи воинов тосковали…
К различным уловкам прибегает А. Гуськов (см. текст: и дезертирство для родителей лучше извести о том, что он погиб, и во всём «вины ищет поменьше», и о других малодушных вспоминает, и ребёнок - оправдание и т.д.).
Может быть, можно по-человечески понять чувства А. Гуськова… Понять можно, но простить нельзя!
А что было бы, если бы все так поступали, как Андрей Гуськов? Но этого не случилось. (Сообщение о героях повести В. Быкова «Его батальон», цитирование)
Из тезисов другого обвинителя:
-В то время, когда Гуськов отсиживался в лесу, более-менее обеспеченный мясом, рыбой, люди гибли на фронтах, вступали в неравную схватку с врагом. Ярким доказательством моих слов является пример самоотверженной борьбы юного лейтенанта Николая Плужникова из повести Б. Васильева «В списках не значился». (Сообщение о Плужникове). Жизнь его была короткой, но героической. Он тоже хотел жить, как А. Гуськов. Но несмотря на это, остался верен долгу и чести воина не предал ни Родину, ни товарищей. Таким образом, я обвиняю А. Гуськова в том, что, дезертировав из рядов защитников Отечества, он предал Родину, боевых товарищей, пренебрёг воинской обязанностью, нарушил присягу.
Учитель:
-Да, вероятно, сегодня судить А. Гуськова сложно. Меняются представления о героическом, о личном и общественном… Мы знаем, что в той кровопролитной войне мы победили. Победили, не смотря на то, что А. Г. и ему подобные не выдержали до конца. Десятилетия отделяют нас от войны…
Но тогда, в те тяжёлые годы, она была у родного порога.
Да, А. Гуськов хотел жить. А кто не хотел? Взгляните ещё раз, уважаемые судьи, на фрагмент той военной жизни, запечатлённые на картинках выставки «Героические кадры». (Обращение к выставке). Вы думаете, эти люди, изображённые на картине Н. Присекина «Севастопольцы», не хотели жить? Или этот солдат (картина А. Широкова «За Родину») …
Вся преступность поведения А. Гуськова ярко проступает при сравнении с любым настоящим свидетельством о войне.
Я прошу вынести на ваш нравственный суд и литературные кадры - художественные тексты, стихи, свидетельствующие о войне.
Сопровождать чтение отрывков будет запись песни Лебедева-Кумача «Священная война», которая признана музыкально поэтической эмблемой Великой отечественной войны.
Звучит литературно-художественный монтаж в исполнении учащихся:
Выборочно:
- «Сидят ребята в амбаре…
И вот в эту самую пору…
А тот только одно слово в ответ:
«Надо» и ничего больше.»
(В. Быков «Обелиск»)
2) «Они с детьми согнали матерей
И яму рыть заставили…
А сами они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами».
(М. Джалиль «Варварство»)
3) «Женька не расстраивалась…»
«…долго все смотрели на ее, и после
смерти, гордое и прекрасное лицо» (гл.13)
(Б. Васильев «А зори здесь тихие…)
4) «Я только раз видала рукопашный,
Раз наяву, а тысячу – во сне
Кто говорит, что на войне не страшно,
тот ничего не знает о войне».
(Ю. Друнина)
5) Звучит «Священная война».
Из книги В. Богомолова «Зося» (гл. 4).
а) …И вновь на моих глазах…
б) И снова…
в) Опять…
г) И вновь…
6) До выключения запись звучит сильнее:
«Идёт война народная,
Священная война…»
7) Учитель: Итак, война народная, священная война…
А в это время… (Читает отрывок из повести, гл. 8 со слов: «Чужой неуютный остров…» до «которое не оставляло его теперь и во сне…»)
Таким образом, идёт на верную гибель Мороз. Могла затаиться, но стреляла Женя Комелькова… и т.д.
А. Г. стал врагом в родных местах, зверем среди людей, уполз в нору…
Из тезисов обвинителя:
- Обвиняю А. Г. в утрате нравственных и гражданских устоев, что влечёт за собой потерю человеческого облика. Проследим за тем, что способствовало такому низкому падению Гуськова. Всё началось с того, что осознание вины и самобичевание с каждым днём всё больше подвигаются к обвинению, пока однажды не оказывается, что все виноваты в его вине… (и т.д.). Таким образом, в Гуськове умер не только гражданин, но и человек…
Учитель:
- Вместе с тем писатель недвусмысленно высказался о своём герое: «Это сложный, неоднозначный образ. Я вообще не понимаю некоего арифметического разделения людей на положительных и отрицательных. Моя Настёна, какой я её видел, не могла полюбить такого человека, характер которого можно было бы обрисовать одними чёрными красками».
Предлагаю суду провести небольшой следственный эксперимент. Прошу всех сказать что-то об Андрее Гуськове (характере, поступках). Если это будет «чёрное» - мы кладём на нашу чашу весов чёрную фишку. Если «белое» - белую.
Проведение эксперимента
Таким образом, мы видим, что характер Андрея Г. не обрисован писателем В. Распутиным одними чёрными красками. И та «диалектика души» , в данном случае «падшей» души, которая в повести основывается на уроках русской классической литературы, и прежде всего Достоевского. Досконально, во всех измерениях исследует Распутин внутренний мир своих героев, и мельчайшие изменения, и качественные сдвиги в нём, распутывают сложный клубок их психологии в той совершенно особой, экстремальной ситуации, ситуации на разрыв человеческого существа, которая создалась в «Живи и помни».
Обратим же внимание теперь на эти слова писателя: «Моя Настёна, какой я её видел, не могла полюбить такого человека, характер которого можно было бы обрисовать одними чёрными красками».
Почему Настёна такого человека не могла полюбить?
Какой её видел писатель?
Второй урок.
- РЕФЕРАТИВНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ.
А) «Настёна - нравственный центр повести Распутина «Живи и помни».
Б) «Есть женщины в русских селеньях…»
- Дополнение о Настёне текстологов, «жителей деревни», свекрови и т.д.
- Почему же Настёна помогает мужу, не выдаёт, не отталкивает?
Ученица в роли Настёны:
«Верила же Настёна, что в судьбе Андрея, с тех пор как он ушёл из дому, каким-то краем и её участие». (гл. 9)
Учитель:
- Это вина Настёны, о которой никто не догадывался, даже Андрей, а если бы и догадался, то судить полномочий не имел. Но если, оказывается, и другая вина, зримо доступная посторонним и подсудная официальными юридическими органами. Вот как пишет об этом критик С. Штут: «Вина и впрямь тяжкая, но не трагическая, с её сложной, противоречивой природой, а вполне однозначная, не требующая ни смелости, ни свобод для её постижения.
Преступление доказано, преступники установлены, соответствующая статья в Уголовном кодексе предусматривает соответствующую санкцию; самый осторожный и вдумчивый суд не засиделся бы в совещательной комнате, и ни один из присутствующих на процессе не пролил бы слезу сострадание». Трудно представить себе состав присутствующих на этом предполагаемом процессе, из которых ни одним бы не понял и не разделил чувств любящей души, пожертвовавшей всем, в том числе и добрым именем, перед людьми и законом, ради любимого человека,- пусть даже совершившего тяжкое преступление.
И коль скоро вопрос поставлен так категорично, с привлечением Уголовного кодекса и соответствующих санкций, вообразим себе Настёну действительно на скамье подсудимых. Ведь, в сущности, только гибель «спасла» её от этого.
Так вот, любой суд любого подсудимого, даже в случае стопроцентной доказанности виновности, непременно спрашивает: «Признаёте ли себя виновным?» Обратимся же с этим процессуальным вопросом к нашей героине.
(Ответы Настёны, текстологов…)
Итак, никаких уловок – да, виновна! Об этом говорят перечисленные факты (осознание вины перед сельчанами, например, вспомним сцену празднования возвращения М. Воложина, празднование окончания войны).
Настёна является типичной представительницей позитивного осознания вины, ведущей борьбу с мужем, этим разбитым, опустошенным и окончательно морально разложившимся человеком.
Добро в повести Распутина одержало победу, оставшись незапятнанным в общении со злом. И, видимо, стоит согласиться с критиком Е. Сидоровым: «Смерть Настёны не только трагическое искупление, но одновременно и кара предателю, осуждённому на жизнь. Какой человеческий суд способен вынести приговор более справедливый?! Какие увертки могут успокоить совесть человека, не оценившего такой преданности и принявшего такую жертву?!
А если Н. «выдала» бы Андрея, как отнести бы к ней сельчане в этом случае? Как мы восприняли бы такой поступок?
Впрочем, что же гадать,- не было бы повести В. Распутина. Но даже и это не главное: не могло такого быть в действительности с женщиной подобной Настёне.
- Итак, Андрей и Настёна. Две судьбы: тупик и трагедия. (Обобщение разговора о главных героях повести с помощью опорного конспекта).
Андрей | Настёна | |
Совесть «Это стыд, ответственность перед собой». В. Распутин | «Стыдно… почему так стыдно и перед Ангарой, и перед людьми, и перед собой» | |
«Он искал вину себе поменьше» | Вина (это поступок, преступление) | «Давай вместе, раз ты там виноват, то и я с тобой виноватая…» |
«Его собственная память была злей и сильней, она, когда хотела, брала верх». «…Ему словно бы застилало память». | Память (способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт) | «…Как хочется… на веки вечные сделаться вольной, не помня ни себя, ни других, не помня ни капли…» |
«Моя судьба известная, и нечего теперь о ней хлопотать…» «От судьбы не уйдёшь…» | Судьба (стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий) | «Я бы, может, хотела себе другую судьбу, но другая от других, а это моя. И я о ней не жалею…» |
Тупик | Трагедия |
- Наш литературный суд продолжает работу. Попытаемся оценить художественное мастерство писателя Распутина.
- Реферат «Живи и помни» В. Распутина и «Преступление и наказание» Ф. Достоевского.
- Тезисы реферата «Природа и её роль в повести «Живи и помни».
- Сообщения текстологов.
- Отзывы учащихся о повести: какой эпизод произвёл наиболее сильное впечатление и почему?
- Учитель:
- Трагически звучат последние страницы повести.
Чтение отрывка (с музыкальным сопровождением) из гл. 22:
«Устала она. Знала бы кто…» до слов «…стыд забудется, освободит её».
Что и почему не хотела помнить Настёна?
Почему повесть называется «Живи и помни»
(Ответы учащихся)
Отлично высказал общую мысль повести, более других имеющий право судить её героев, солдат и писателей В. П. Астафьев (открывается цитата на доске): «Живи и помни, человек: в беде, в кручине, в самые тяжкие дни и испытания место твоё с народом, всякое отступничество, вызванное слабостью ль твоей, неразумным ли, оборачивается ещё большим горем для твоей Родины, а стало быть, и для тебя».
Работа литературного суда приближается к завершению, остаётся только составить решение. Несомненно, каждый может принять своё решение, так как это суд нравственный. Но очень хотелось бы узнать ваше мнение, ребят. Перед вами - листочки, попробуйте написать свои мысли на них.
Через 3-5 минут работы собираются, некоторые зачитываются вслух.
Домашнее задание.
В книге В. Быкова «Его батальон» о капитане Волошине сказано: «Чтобы спастись одному, когда погибали остальные, нужна была решимость особого рода, которой он обладал». О том, что произошло с человеком, обладающим такой решимостью, рассказано в повести Распутина.
Но были и другие люди.
Перед вами – книжная выставка «Человек на войне». В книгах, представленных на выставке, рассказывается о людях, про которых хорошо написал Г. Поженян:
«А почестей мы не просили,
Не ждали наград за дела.
Нам общая слава России
Солдатской наградой была»
О таких людях мы поговорим на следующем уроке-семинаре «Человек на войне». Помогут подготовиться к семинару книги, которые вы можете взять с выставки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока-конференции "Война все спишет..." (по повести В.Распутина "Живи и помни"
Произведения В.Г.Распутина читаются на одном дыхании, а после прочтения – вопросы, вопросы – к самому себе. Это книга о войне, драма ещё одной жизни. Распутин обнажил ещё одну сторону войны...
Презентация к уроку литературы в 11 классе "Нравственный смысл повести В.Распутина "Живи и помни"""
Презентация-сопровождение урока по повести В.Распутина "Живи и помни" содержит материал о жизни и творчестве писателя, представляет содержание повести (цитаты, иллюстрации), организует беседу по произ...
Конспект урока по повести Валентина Распутина "Живи и помни". Путешествие в глубь человеческой души.
Данная разработка урока литературы в 11 классе по прекрасному произведению В.Г. Распутина "Живи и помни" поможет учащимся разобраться в сложных философских вопрос...
Урок по повести В.Распутина "Живи и помни"
Данный урок представляет собой комбинированное сочетание лекции, аналитической беседы, чтение отрывков текста....
Презентация к уроку литературы по повести В.Распутина "Живи и помни". 11 класс.
Презентация к уроку литературы по повести В.Распутина "Живи и помни". 11 класс....
Конспект урока литературы"Нравственные проблемы в повести В.Распутина "Живи и помни".(10 класс)
В.Распутин- один из русских писателей,обращающийся к нравственным проблемам в своих произведениях."Уроки французского","Живи и помни","Пожар","Прощание с Матёрой","Последний срок"-вот те немногие из е...
Конспект урока литературы в 11 классе по теме "Нравственное прозрение по повести В. Распутина "Живи и помни"
Открытый урок в 11 классе ко Дню школы....