Конспект урока по повести Валентина Распутина "Живи и помни". Путешествие в глубь человеческой души.
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Данная разработка урока литературы  в 11 классе по прекрасному произведению В.Г. Распутина "Живи и помни"  поможет учащимся разобраться в сложных  философских вопросах, которые ставит автор:  Какова  природа предательства? В чём заключается  долг человека перед Родиной?  Что такое  нравственная ответственность человека за свои поступки?  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_rasputinu_kostina.doc67 КБ
Office presentation icon valentin_rasputin.ppt1.33 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: В. Распутин «Живи и помни». Путешествие в глубь человеческой души.

Костина Екатерина Николаевна

МКОУ Заброденская СОШ Калачеевского района Воронежской области.

Цель:

Создать условия для совершенствования умений и навыков анализа текста, понимания основной идеи произведения, развития умения видеть его художественные особенности.

Задачи:

  1. Вызвать у детей размышление о прочитанном, душевный отклик и чувство ответственности человека за свой выбор.
  2. Способствовать обучению школьников работать с разными видами информации, выстраивать коммуникацию с текстом.

Оборудование: мультемедийный проектор, презентация, выдержки из произведения.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.

- На сегодняшнем уроке мы  познакомимся с одним из самых сложных и самых интересных произведений русской литературы, произведением, которое встало в ряд поистине выдающихся,  классических книг современности. Речь пойдёт о повести

 В. Распутина «Живи и помни». Наш сегодняшний  урок – это урок-путешествие, но не в какие-либо далёкие страны, в  глубины человеческой души.

- Как вы понимаете это выражение «путешествие в глубь души»?

(Разобраться в психологии человека, в причинах его поступков).

- Кто из русских писателей до Распутина положил начало такому глубокому  анализу психологии человека?

(Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание»).

 Нас приглашает в это путешествие автор повести Валентин Распутин.  

III. Информация о писателе.

Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году. Современный русский писатель, коренной сибиряк, всегда жил и живет на Родине, пишет о тех, кто рядом, кого он знает и любит.  Самые известные его произведения: повесть «Последний срок», «пожар». «Прощание с Матёрой». Парадокс Распутина состоит в том, что его писательской темой, его болью, его жизненной задачей стало разоблачение истоков безнравственности, а героями его стали, наоборот, люди исключительно высокой нравственности.  Его творчество отмечено многими государственными наградами и литературными премиями. За повесть «Живи и помни», вышедшую в 1974 году, удостоен Государственной премии.

IV. Анализ повести.

- В чём сила этого произведения? Почему оно вызвало такой интерес? Попробуем разобраться.

Для начала  определим тему  повести. О чём она?

Варианты ответа:

- о любви;

- о дезертире;

- о русской женщине;

- о войне.

- Безусловно, каждое высказанное вами предположение, верно. Но главную тему поможет определить нам один из героев повести:

«Это все война, все она проклятая!»

- Кто говорит эти слова? Кому они принадлежат?

(Андрей Гуськов).

Война – это страшное испытание для  человека. Война калечит души людей, огненным колесом проходит по их судьбам. Порой на войне люди совершают страшные поступки, но их прощают, говоря: «Война всё спишет». Но всё ли можно оправдать войной?

- Какую сторону войны затрагивает автор в повести?

(Автор затрагивает не совсем популярную сторону войны – дезертирство).

- Замыслом повести  послужило воспоминание детства:

«Я помню, как недалеко от нашей деревни обнаружили дезертира. Он долго скрывался, жил в стороне от человеческого жилья Он озлобился, убил теленка, у кого-то что-то украл. Я помню, как через всю деревню вели заросшего, страшного человека. Это детское впечатление отложилось в памяти и через много лет проклюнулось зернышко сюжета».

-  Путешествие в глубь человеческой души начинается.

- Какой эпизод описан первым в вопести?

(Исчезновение топора).

- Почему Настёна догадалась, что топор взял свой?

(Топор лежал под половицей, а об этом знали только члены семьи).

- Как вы думаете, почему пропадает именно топор, а не, скажем, ружьё или рыболовные снасти?  В каком произведении русской литературы фигурирует та же деталь?

(Роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание»).

- Какое символическое значение имеет эта деталь?

(Гуськов занёс топор над своей судьбой).

- Что заставляет Настёну искать продолжения истории с топором? Какие чувства испытывает героиня?

(«Как заворожённая посматривала на баню». «Неспокойная, упрямая жуть в сердце заставляла её искать продолжения истории с топором»).

- Именно в этом первом фрагменте впервые возникает мотив судьбы. Как вы думаете, сама героиня выбирает судьбу или судьба идёт за ней по пятам?

(То ли сама приближает свою судьбу, то ли судьба ведёт её к тому, что предначертано).

- Как автор описывает первое появление Андрея?

(«Дверь открылась, и что-то, шебурша, полезло в баню»).

- Какое чувство возникает у Настёны?

(«А муж ли? Не оборотень с нею был?»)

- Автор с самого начала даёт нам понять, что Андрей, став дезертиром, вступает на путь зверя.

- Кто он, этот человек, и что позволило ему совершить поступок, презираемый всегда и везде, независимо от века и национальности?

- Какое слово чаще всего повторяет автор, когда начинает рассказ об Андрее? Давайте посмотрим.

«Андрей смотрел на деревню молча и обиженно, он почему-то готов был уже не войну, а деревню обвинить в том, что вынужден её покидать».

«Невольная обида на всё, что оставалось на месте, от чего его отрывали и за что ему предстояло воевать, долго не проходила.

«Его обидело: что ж так скоро? Не успел отъехать, оторваться, а уже позабыто, похоронено всё, чем он собирался стать: значит: ступай и умирай, ты для нас конченый человек».

(Слово «обида», «обиделся» подчёркивается автором).

- Был ли Гуськов трусом?

«Среди разведчиков Гуськов считался надёжным товарищем, его брали с собой в пару, чтобы подстраховывать друг друга, самые отчаянные ребята. Воевал как все, - не лучше и не хуже».

-Что же заставляло его обижаться?

(Мысль о том, что он должен погибнуть, именно он).

- Что вызывает обиду Гуськова?

(Страх).

- За кого боится Гуськов?

(За себя, за свою жизнь).

- Какая черта характера порождает этот страх?

(Эгоизм).

- Движет Андреем эгоизм. Любовь к самому себе. Эгоизм, по определению Сухомлинского – это «первопричина  рака души», а, по мнению М. Горького, эгоизм – «родной отец подлости». Именно беспокойство о себе, о своей жизни и побуждает Андрея совершить этот поступок.

- Докажите, опираясь на текст повести, что и Настёну Гуськов вовлекает в свой грех, движимый побуждениями эгоизма.

(Настёна нужна ему как добытчик: принеси ружьё, спички, соль. Его не беспокоит то, с чем ей придётся столкнуться. Он заставляет её молчать, грозит убить, если она что-нибудь скажет).

- Далее идёт разрушение души героя. Эгоизм порождает другие пороки.

- Как автор показывает расчеловечивание героя?

Людям начинает пакостить (ворует рыбу, выкатывает на дорогу пень, хочет поджечь мельницу). Пусть его не видят, но подозревают, что он есть. Совершает убийство косули и телёнка.

- Обратимся к эпизоду убийства телёнка. Почему это именно убийство?

«Испуганно повернул он к приближающемуся человеку голову – быстро и точно, с мгновенным замахом человек ударил его обухом топора по подставленному лбу, и голова, чуть хмыкнув, повалилась и повисла на ремне. В тот же миг сзади закричала корова. Совсем озверев, Гуськов пошёл на неё…»

- Как ведут себя человек и животное?

(Животное ведёт себя как человек, а человек озверел).

- Этот эпизод напоминает нам другой похожий. Какой именно?

(Убийство старухи-процентщицы из романа «Преступление и наказание»).

- Чем отличаются герои Раскольников и Гуськов?

(Раскольников идёт на преступление, движимый любовью к людям, а Гуськов, движимый любовью к себе).

- На какое ещё несчастье обрекает себя герой?

- Обретает ли герой то, к чему стремился? Что чувствует он, когда видит свою деревню, отца?

«Он стоял, смотрел, припоминал, но всё как-то легко, без волнения и боли – или они ещё не проснулись, не расшевелились, или он успел их погубить. Он и сам начал удивляться своему спокойствию: впервые за четыре года стоит перед родной деревней… , а душа пустая. Неужели правда всё выгорело дотла?»

- На что обрекает себя герой?

(Он обрекает себя на полное одиночество, оторванность от людей).

- Герой какого произведения, какого автора тоже обрёк себя на одиночества из-за собственного эгоизма?

(Ларра – герой рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»).

- Такое же чувство одиночества испытывает Раскольников. Но как герои относятся к своему одиночеству?

(Раскольников страдает, ему невыносим разлад с людьми, а Гуськов только лишь боится за свою жизнь).

- Кого обвиняет Гуськов в своих несчастьях? (Война и судьба)

-  Раскольников получает прощение. Достоевский даёт ему возможность быть прощённым. А Гуськов? Можно ли его оправдать или пожалеть?

-Посмотрим, что говорит об этом сам автор:

«Для писателя нет и не может быть человека конченого… Не забывай судить, а потом оправдывать: то есть старайся понять, постичь душу человеческую».

- Есть ли в Гуськове человеческое и когда оно начинает проявляться в нём?

«Чем я провинился перед судьбой?» «Я-то боюсь, мне есть за что, - а тебе? Тебе-то из-за чего с белым светом расходиться?» «господи, что я наделал? Что я наделал, Настёна?! Не ходи больше ко мне, не ходи – слышишь?»

- Но всё же лучше и полнее всех на вопрос, почему ситуация с Андреем именно трагична, может ответить Настёна, которая и является главной героиней повести. Об этом говорил сам Распутин: «Я писал не только и меньше всего о дезертире, о котором ,не унимаясь, талдычат все, а о женщине…».

- Не о ней ли, об этой женщине сказал К. Симонов в одном из своих стихотворений:

Не той, что из сказок, не той, что с пеленок,
Не той, что была по учебникам пройдена,
А той, что пылала в глазах воспаленных,
А той, что рыдала,- запомнил я Родину.
И вижу ее накануне победы
Не каменной, бронзовой, славой увенчанной,
А очи проплакавшей, идя сквозь беды,
Все снесшей, все вынесшей русскою женщиной.
К. Симонов

- Итак, мы совершаем второе путешествие в глубь души Настёны.  В чём её трагедия и почему именно она, а не дезертир Гуськов совершает грех самоубийства да ещё и убийства, ведь она убивает не только себя, но и своего неродившегося ребёнка.

- Что мы знаем о судьбе Настёны?

(Трудное детство, ранние лишения, закалённый характер).

- Как и почему вышла замуж за Андрея?

- Любила ли Настёна Андрея? Из каких составляющих складывалась её любовь к мужу?

Любовь Настёны.

Чувство благодарности

взял в жёны её, сироту без кола и двора)

Чувство вины

не было детей

Привычка-терпение

«сошлись – надо жить»

жалость

верность

- Какое главное правило для Настёны в семейной жизни?

(Верность)

- Какие из этих составляющих заставили её помогать Андрею?

Все эти составляющие заставили помогать.

Могла ли она оказаться этой участи?

- В том-то и дело, что не могла, потому что другой любви не знала, по-другому не умела.

- Казалось бы, она поступает правильно в её представлении. Она помогает мужу, с которым свела судьба, с которым должна быть вместе и в печали , и в горести. Но героиня ощущает разлад со своей душой, какой-то дискомфорт. В чём этот разлад?

(Права перед собою, но не права перед людьми. Помогает мужу – значит, предаёт тех, кого он предал. Честна перед мужем - грешна перед свёкром и свекровью).

- За что ей такое наказание? Она в этом виновата?

- Но Настёна сама придумывает себе вину:

«А может, она тоже повинна в том, что он здесь, - без вины, а повинна? Не из-за меня ли больше всего его потянуло домой?.. Он перед отцом и матерью не открылся, а перед ней открылся. И, может, смерть оттянул, чтоб только побыть с ней. Так как же теперь от него отказаться? Это совсем надо не иметь сердца, вместо сердца держать безмен, отвешивающий, что выгодно и что невыгодно. Тут от чужого, будь он трижды нечистый, не отмахнёшься, а он свой, родной… Их если не Бог, то сама жизнь соединила, чтоб держаться им вместе, что бы ни случилось, какая бы беда не стряслась».

- На что надеется Настёна?

(Надеется на доброту людей, на помилование).

- Что чувствует героиня в момент возвращения Максима Вологожина, окончания войны?

(Настёна чувствует свою оторванность от людей, одиночество).

- В чём же разница жизненных позиций Гуськова и Настёны?

- Какие побуждения движут героями?

(Эгоизм одного, великодушие, любовь другой).

- В чём видят причину несчастий?

- Какие чувства испытывают?

- Как воспринимают одиночество, оторванность от людей?

Гуськов

Настёна

Эгоизм, думает прежде всего о себе.

Причины несчастий – война и судьба.

Обида и злоба.

Великодушие, любовь, простота и милосердие.

Склонна себя обвинить в несчастьях мужа.

Вера в доброту людей.

- Но судьба посылает ей ещё одно испытание – будущий ребёнок. Почему это испытание, а не радость?

- И более всего Настёну мучит чувство вины? Почему? Перед кем?

(Чувство вины перед односельчанами, за то, что обманывает их).

- Отвечая на вопрос «какие черты характера вы более всего цените в людях?» Валентин Распутин среди прочих черт назвал «чувство невольной  вины и ответственности за всё, пояснив: «Многие наши пороки оттого и происходят, что мы лишены этого чувства вины».

- Настёна разделяет вину мужа, уверяя себя, что что бы с ним не случилось, она в ответе.

- Она даже видит знак судьбы. Какой это знак?

(Обоюдный сон героини и героя).

- Почему же Настёна решилась на самоубийство?

(Высокая степень самопожертвования завела её в тупик, из которого она не нашла другого выхода).

- Как погибает Настёна?

- Обратимся к её последним мыслям?

«Стыдно… почему так истошно стыдно  и перед Андреем, и перед людьми, и перед собой? Где  набрала она вины для такого стыда?»

«Всякий ли понимает, как стыдно жить, когда другой на твоём месте сумел бы прожить лучше? Как можно смотреть после этого людям в глаза?»

- Почему же ей стыдно? Не тот ли это стыд, о котором Горький писал, что «самый тяжкий стыд и великое мучение – это когда не умеешь достойно защищать то, что любишь, чем жив»?

- Осудила ли деревня Настёну?

- Кто же виноват в несчастьях Настёны и Гуськова?

(Война).

- И мы ещё раз убеждаемся, что главная тема повести – война. Но не всякий поступок можно оправдать войной. Обратимся к словам другого русского писателя В.П. Астафьева:

«Живи и помни, человек, в беде, в кручине, в самые тяжкие дни испытаний место твое рядом с твоим народом, всякое отступничество, вызванное слабостью ли твоей, недоразумением ли, оборачивается еще большим горем для твоей родины, народа, а стало быть, и для тебя…»

- Всякое ли преступление можно оправдать войной?

– Война спишет многое, но есть высшие нравственные законы, которые никто не имеет права преступить и оправдать такие поступки невозможно.

IV. Итоги урока.

Домашнее задание: письменная работа: «Мое отношение к…» (высказать свои мысли, которые не смогли высказать на уроке).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Валентин Распутин «Живи и помни» 11 класс В. Г. Распутин и Живи помни. и

Слайд 2

Валентин Григорьевич Распутин родился в 15 марта 1937 года. «Последний срок» «Прощание с Матёрой» «Уроки французского» «Пожар» За повесть «Живи и помни», вышедшую в 1974 году, удостоен Государственной премии.

Слайд 3

«Это всё война, всё она проклятая!»

Слайд 4

«Я помню, как недалеко от нашей деревни обнаружили дезертира. Он долго скрывался, жил в стороне от человеческого жилья. Он озлобился, убил телёнка, у кого-то что-то украл. Я помню, как через всю деревню вели заросшего, страшного человека. Это детское впечатление отложилось в памяти и через много лет проклюнулось зёрнышко сюжета».

Слайд 5

А муж ли? Не оборотень с нею был?»

Слайд 6

«Среди разведчиков Гуськов считался надёжным товарищем, его брали с собой в пару, чтобы подстраховывать друг друга, самые отчаянные ребята. Воевал как все, - не лучше и не хуже».

Слайд 7

«Андрей смотрел на деревню молча и обиженно, он почему-то готов был уже не войну, а д обвинить в том, что вынужден её покидать». « Невольная обида на всё, что оставалось на месте, от чего его отрывали и за что ему предстояло воевать, долго не проходила» «Его обидело: что же так скоро? Не успел отъехать, оторваться, а всё уже позабыто, похоронено всё, чем он собирался стать: значит: ступай и умирай, ты для нас конченый человек». страх обида Эгоизм

Слайд 8

Испуганно повернул он к приближающемуся человеку голову – быстро и точно, с мгновенным замахом человек ударил его обухом топора по подставленному лбу, и голова, чуть хмыкнув, повалилась и повисла на ремне. В тот же миг сзади закричала корова. Совсем озверев, Гуськов пошёл на неё…»

Слайд 9

«Он стоял, смотрел, припоминал, но всё как-то легко, без волнения и боли – или они ещё не проснулись, не расшевелились, или он успел их погубить. Он и сам начал удивляться своему спокойствию: впервые за четыре года стоит перед родной деревней… , а душа пустая. Неужели правда всё выгорело дотла?»

Слайд 10

«Чем я провинился перед судьбой?» «Я-то боюсь, мне есть за что, - а тебе? Тебе-то из-за чего с белым светом расходиться?» «господи, что я наделал? Что я наделал, Настёна?! Не ходи больше ко мне, не ходи – слышишь?» «Для писателя нет и не может быть человека конченого … Не забывай судить, а потом оправдывать: то есть старайся понять, постичь душу человеческую».

Слайд 11

Не той, что из сказок, не той, что с пеленок, Не той, что была по учебникам пройдена, А той, что пылала в глазах воспаленных, А той, что рыдала,- запомнил я Родину. И вижу ее накануне победы Не каменной, бронзовой, славой увенчанной, А очи проплакавшей, идя сквозь беды, Все снесшей, все вынесшей русскою женщиной. К. Симонов

Слайд 12

Любовь Настёны Благодарность Вина Привычка-терпение Жалость Верность « Взял в жёны её, сироту без кола и двора». Не было детей «Сошлись – надо жить».

Слайд 13

«А может, она тоже повинна в том, что он здесь, - без вины, а повинна? Не из-за меня ли больше всего его потянуло домой?.. Он перед отцом и матерью не открылся, а перед ней открылся. И, может, смерть оттянул, чтоб только побыть с ней. Так как же теперь от него отказаться? Это совсем надо не иметь сердца, вместо сердца держать безмен, отвешивающий, что выгодно и что невыгодно. Тут от чужого, будь он трижды нечистый, не отмахнёшься, а он свой, родной… Их если не Бог, то сама жизнь соединила, чтоб держаться им вместе, что бы ни случилось, какая бы беда не стряслась».

Слайд 14

Гуськов Настёна Эгоизм, думает прежде всего о себе Великодушие, любовь, простота, милосердие. Причины несчастий – война и судьба Склонна сама себя обвинить в несчастьях мужа Обида и злоба Вера в доброту людей Страх за свою жизнь Особенно чувствует одиночество, разлад с людьми. Чувство вины.

Слайд 15

«Стыдно… почему так истошно стыдно и перед Андреем, и перед людьми, и перед собой? Где набрала она вины для такого стыда?» «Всякий ли понимает, как стыдно жить, когда другой на твоём месте сумел бы прожить лучше? Как можно смотреть после этого людям в глаза?»

Слайд 16

«Живи и помни, человек, в беде, в кручине, в самые тяжкие дни испытания место твоё – с твоим народом – всякое отступничество, вызванное слабостью ль твоей, неразуменьем ли, оборачивается большим горем для твоей Родины и народа, а стало быть, и для тебя». В.Астафьев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ повести Олега Ждана «Гений».Конспект урока по повести Олега Ждана «Гений».

Вид урока: урок художественного восприятия.Форма урока: урок-беседа.Методы обучения:словесные (эвристическая беседа),проблемный. Оборудование:Распечатка повести О.Ждана «Гений».Толковый сло...

Конспект урока по повести В.Г. Распутина "Уроки французского"

Конспект урока  "Уроки доброты" (по повести В.Г. Распутина "Уроки французского")...

Конспект урока по повести В.Г. Распутина "Уроки французского"

Конспект урока по повести В.Г. Распутина "Уроки французского"...

КОНСПЕКТ УРОКА "ДЕНЬ СВЯТОГО ВАЛЕНТИНА"

Конспект имеет практическое применение на уроке....

Конспект урока самопознания в 3 классе Тема:Доброта – это солнце, которое согревает душу

Цель: формирование  и развитие   важных  нравственных качеств – доброта,отзывчивость,милосердие Задачи: -формирование  представления о  доброте как вечной духовной ...

Конспект урока "День Святого Валентина"

Тема "Праздники". Классы: 8-9...

Конспект урока по литературе "Помещичья Русь в поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души"

Целью данного урока является закрепление знаний учащихся  посредством презентации среднесрочных проектов о помещике Манилове, о Коробочке, Ноздрёве, Собакевиче. Литературоведческая пауза предпола...